Сценарий утренника Хлеб- всему голова. Хлеб всему голова утренник


Утренник "Хлеб — всему голова"

 

Дети входят в зал под музыку и садятся.

ВЕД: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем!

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе, как он приходит к нам на стол.

С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел. Как в народе о хлебе говорят? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Хлеб – всему голова.

Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол – доска.

Плох обед коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.

Береги хлеб – он наше богатство.

ВЕД: Хлеб – основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день.

Радо солнцу небушко,

Полюшко – подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку –

Он на ней, как солнышко.

Входят Осень, Весна, Лето.

ОСЕНЬ: Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

ВЕСНА: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

ЛЕТО: В нем – Земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щека!

Вырастай богатырем!

ВЕД: Ребята, а вы знаете, кто к нам пришел?

ВЕСНА: Я – Весна-красна, всем людям мила!

ОСЕНЬ: Я – Осень золотая, время сбора урожая.

ЛЕТО: Я – красное Лето, летом вся земля согрета.

ВЕД: Мы очень рады, что вы пришли к нам на праздник. Сегодня мы с ребятами говорим о хлебе, а значит и о вас. Сегодня мы узнаем, кто и как выращивает для нас хлеб.

ВЕСНА: Все начинается весной. В эту пору, когда растаял снег, начинается подготовка поля к посеву.

РЕБ: По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера, и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались как дождик,

Точно дождик золотой.

ВЕСНА: Трактористы готовят мягкую теплую постель для зерен, работая день и ночь.

РЕБ: Пашут каждую весну,

Поднимая целину.

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

ВЕСНА: Но для того, чтобы зернышко пробилось к свету и получился колосок, нужно, чтобы светило и грело солнышко, да почаще шли дожди.

Давайте поиграем.

ИГРА «ПРОБЕГИ В КАЛОШЕ»

ВЕСНА: Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он, и стал золотою стеною.

К Весне подходит ЛЕТО.

ЛЕТО: А дальше приходит моя пора. Пригревает солнышко землю, и зернышко превращается в маленький росточек, а из него – в зеленый колосок.

РЕБ: В этом крошечном зерне,

Как в чудесной почке,

До весенних теплых дней

Спрятаны листочки.

Стебелек и колосок

Бронзового цвета –

Станет мне под поясок

Он к началу лета.

В кулачке у колоска

Зернышки-малышки,

В каждом зернышке – мука,

Пироги да пышки.

Прибегут за стол ко мне

Весело ребята –

В каждом солнечном зерне

Щедрый праздник спрятан.

ЛЕТО: В летний день у хлебороба продолжается работа. На поле выходит агроном. Он осматривает поле, колоски, потому что в этом время на полях могут появиться разные вредители. Какие?

Давайте исполним наш веселый шуточный танец.

ТАНЕЦ «ТРАВУШКА-МУРАВУШКА»

ЛЕТО: Вот и созрели колоски. Они стали тяжелыми, крепкими.

РЕБ: Золотое поле, спелый колосок

Не роняй ты зерна на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня родине нужна.

Жесткая щетина, пяток не коли,

Что осталось в поле, подберем с земли

Каждый спелый колос, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно!

ТАНЕЦ С КОЛОСЬЯМИ

К Лету подходит Осень.

ОСЕНЬ: Спасибо, Лето! Дальше начинается моя работа.

РЕБ: Прошло, пролетело веселое лето

И солнышко мало приносит тепла.

Осень пришла, листва пожелтела,

Прощаться уж с летом настала пора.

ТАНЕЦ С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ

ОСЕНЬ: Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

Радуются трудовые люди – собран богатый урожай. Веселятся, пляшут, поют. Давайте и мы будем веселиться.

ОРКЕСТР

РЕБ: Дождик, дождик целый день

Барабанит в стекла

Вся земля, вся земля

От дождя промокла.

А мы зонтики возьмем

Под дождем гулять пойдем.

ТАНЕЦ С ЗОНТИКАМИ

ОСЕНЬ: Но путь хлеба на наш стол еще не закончен. С элеватора зерна везут на мельцу, где из них получают муку. А что происходит дальше, вы сейчас узнаете.

РЕБ: Даже стены тут приятно

Пахнут хлебом ароматным:

Много дружных пекарей

Хлеб пекут здесь на заре.

А потом его – в машины

И развозят в магазины.

Вот откуда к нам на стол

Теплый, вкусный хлеб пришел!

ВЕД: Очень важно и нужно бережно относиться к хлебу. На Руси был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Соблюдая этот обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу свое почтение. Пренебрежение к нему – когда большие и маленькие куски кидаем в мусорное ведро. И не нужно поступать так, как один мальчик. Послушайте.

РЕБ: Вот привычка у Артема:

Никогда не есть он дома,

Но зато гулять Артем

Отправляется с ломтем.

Как выходит на прогулку,

Так берет с собою булку,

Или сладкий леденец,

Иль соленый огурец.

Все играют – он в сторонке,

Дразнят бедного девчонки

Он вздыхает и опять

Принимается жевать.

Весь он в крошках и повидле

В креме с головы до ног…

Так умаслен, что не видно:

Мальчик он или пирог.

ВЕД: (выносит поднос с нарезанным кусочками ржаным хлебом) Вот и готов наш хлебушко. Предлагаю вам его отведать.

УГОЩАЕТ ХЛЕБОМ ДЕТЕЙ И ГОСТЕЙ

ВЕД: Вы запомните, дети,

Золотые слова:

Хлеб – всему голова!

Хлеб – всему голова!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

ПЕСНЯ «СЛАВЬСЯ»

ВЕД: А теперь приглашаю вас, ребята на чаепитие.

my-nevalyashki.ru

утренник Хлеб — всему голова

ГБОУ детский сад №899 г. Москвы

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

Досуг для детей подготовительной группы

Музыкальный руководитель

ЕРМИНА О.В.

2012

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

Дети входят в зал под музыку и садятся.

ВЕД: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем!

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе, как он приходит к нам на стол.

С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел. Как в народе о хлебе говорят? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Хлеб – всему голова.

Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол – доска.

Плох обед коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.

Береги хлеб – он наше богатство.

ВЕД: Хлеб – основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день.

Радо солнцу небушко,

Полюшко – подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку –

Он на ней, как солнышко.

Входят Осень, Весна, Лето.

ОСЕНЬ: Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

ВЕСНА: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

ЛЕТО: В нем – Земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щека!

Вырастай богатырем!

ВЕД: Ребята, а вы знаете, кто к нам пришел?

ВЕСНА: Я – Весна-красна, всем людям мила!

ОСЕНЬ: Я – Осень золотая, время сбора урожая.

ЛЕТО: Я – красное Лето, летом вся земля согрета.

ВЕД: Мы очень рады, что вы пришли к нам на праздник. Сегодня мы с ребятами говорим о хлебе, а значит и о вас. Сегодня мы узнаем, кто и как выращивает для нас хлеб.

ВЕСНА: Все начинается весной. В эту пору, когда растаял снег, начинается подготовка поля к посеву.

РЕБ: По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера, и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались как дождик,

Точно дождик золотой.

ВЕСНА: Трактористы готовят мягкую теплую постель для зерен, работая день и ночь.

РЕБ: Пашут каждую весну,

Поднимая целину.

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

ВЕСНА: Но для того, чтобы зернышко пробилось к свету и получился колосок, нужно, чтобы светило и грело солнышко, да почаще шли дожди.

Давайте поиграем.

ИГРА «ПРОБЕГИ В КАЛОШЕ»

ВЕСНА: Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он, и стал золотою стеною.

К Весне подходит ЛЕТО.

ЛЕТО: А дальше приходит моя пора. Пригревает солнышко землю, и зернышко превращается в маленький росточек, а из него – в зеленый колосок.

РЕБ: В этом крошечном зерне,

Как в чудесной почке,

До весенних теплых дней

Спрятаны листочки.

Стебелек и колосок

Бронзового цвета –

Станет мне под поясок

Он к началу лета.

В кулачке у колоска

Зернышки-малышки,

В каждом зернышке – мука,

Пироги да пышки.

Прибегут за стол ко мне

Весело ребята –

В каждом солнечном зерне

Щедрый праздник спрятан.

ЛЕТО: В летний день у хлебороба продолжается работа. На поле выходит агроном. Он осматривает поле, колоски, потому что в этом время на полях могут появиться разные вредители. Какие?

Давайте исполним наш веселый шуточный танец.

ТАНЕЦ «ТРАВУШКА-МУРАВУШКА»

ЛЕТО: Вот и созрели колоски. Они стали тяжелыми, крепкими.

РЕБ: Золотое поле, спелый колосок

Не роняй ты зерна на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня родине нужна.

Жесткая щетина, пяток не коли,

Что осталось в поле, подберем с земли

Каждый спелый колос, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно!

ТАНЕЦ С КОЛОСЬЯМИ

К Лету подходит Осень.

ОСЕНЬ: Спасибо, Лето! Дальше начинается моя работа.

РЕБ: Прошло, пролетело веселое лето

И солнышко мало приносит тепла.

Осень пришла, листва пожелтела,

Прощаться уж с летом настала пора.

ТАНЕЦ С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ

ОСЕНЬ: Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

Радуются трудовые люди – собран богатый урожай. Веселятся, пляшут, поют. Давайте и мы будем веселиться.

ОРКЕСТР

РЕБ: Дождик, дождик целый день

Барабанит в стекла

Вся земля, вся земля

От дождя промокла.

А мы зонтики возьмем

Под дождем гулять пойдем.

ТАНЕЦ С ЗОНТИКАМИ

ОСЕНЬ: Но путь хлеба на наш стол еще не закончен. С элеватора зерна везут на мельцу, где из них получают муку. А что происходит дальше, вы сейчас узнаете.

РЕБ: Даже стены тут приятно

Пахнут хлебом ароматным:

Много дружных пекарей

Хлеб пекут здесь на заре.

А потом его – в машины

И развозят в магазины.

Вот откуда к нам на стол

Теплый, вкусный хлеб пришел!

ВЕД: Очень важно и нужно бережно относиться к хлебу. На Руси был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Соблюдая этот обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу свое почтение. Пренебрежение к нему – когда большие и маленькие куски кидаем в мусорное ведро. И не нужно поступать так, как один мальчик. Послушайте.

РЕБ: Вот привычка у Артема:

Никогда не есть он дома,

Но зато гулять Артем

Отправляется с ломтем.

Как выходит на прогулку,

Так берет с собою булку,

Или сладкий леденец,

Иль соленый огурец.

Все играют – он в сторонке,

Дразнят бедного девчонки

Он вздыхает и опять

Принимается жевать.

Весь он в крошках и повидле

В креме с головы до ног…

Так умаслен, что не видно:

Мальчик он или пирог.

ВЕД: (выносит поднос с нарезанным кусочками ржаным хлебом) Вот и готов наш хлебушко. Предлагаю вам его отведать.

УГОЩАЕТ ХЛЕБОМ ДЕТЕЙ И ГОСТЕЙ

ВЕД: Вы запомните, дети,

Золотые слова:

Хлеб – всему голова!

Хлеб – всему голова!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

ПЕСНЯ «СЛАВЬСЯ»

ВЕД: А теперь приглашаю вас, ребята на чаепитие.

sundekor.ru

Сценарий утренника "Хлеб - всему голова" - ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА - Каталог файлов

xn----8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai

Цели:

  1. Воспитание уважения к труду хлебороба, чувства бережного отношения к хлебу.
  2. Воспитание любви к Родине, к людям труда.

Оборудование:

На классной доске плакат со словами "Хлеб - всей жизни голова”.

Пословицы о хлебе.

"Будет хлеб – будет и песня”"Хлеба ни куска – и в доме тоска”"Ржаной хлебушко – калачу дедушка”"Хлеб в пути не тягость”

Ход утренника

На столе стоит сноп пшеницы и ржи. Накрыт праздничный стол. На нём лежат булочки, пирожки, пряники.

Под звуки песни "Русское поле” (Муз. Я.Френкеля. сл. И. Гофф.) в класс входят учащиеся. В центре мальчик и девочка.

Девочка держит хлеб-соль.

МАЛЬЧИК: Слава миру на Земле!

1-я ДЕВОЧКА: Cлава хлебу на столе!

2-я ДЕВОЧКА:

Если мы хотим кого-тоВстретить с честью и почетом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем С круглым белым караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником.

2-й Мальчик.

С караваем соль подносим, Поклоняясь отведать просим- Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! ( В.Бакалдин.)

(Вручает хлеб-соль гостям праздника)

Чтец:

Пышный, мягкий, пропечённый, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шёл к тебе издалека

Коллективная декламация

Вот он, хлебушко душистый!Вот он, тёплый, золотистый!В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришел.В нём здоровье, силаВ нём- чудесное тепло Сколько рук его растилоОхраняло, берегло.В ней земли родимой сокиСолнца свет весёлый в нём Уплетай за обе щёки

Все: Вырастай богатырём !

Чтец:

На нашем гербе серп и молот, Венок колосьев золотых, Нам люб и дорог каждый колос, Он к нам пришёл с полей родных!

1-й ученик

Рожь, рожь…Дорога полеваяВедёт неведомо куда. Над полем низко провисая Лениво стонут провода.

2-й ученик

Рожь, рожь- до свода голубогоЧуть видишь где-нибудь вдали Ныряет шапка верхового, Грузовичок плывёт в дали.

3-й ученик

Рожь уродилась. Близки сроки. Отяжелела и на край.Всем подалась к дорогеНависнула –хоть подпирай.

4-й ученик.

Знать колос, туго начинённый, Четырёхгранный золотой, Устал держать пуды вагоновСоставы хлеба над землёй. (А.Твардовский)

Песня "Золотое зёрнышко” муз. Ю Чичкова, сл. П Синявского

Хлебное море большое как море Не сосчитаешь колосьев на нём В дружном дозоре почетном дозоре Каждое зёрнышко мы сбережём

Припев:

Зёрнышко, зёрнышко –Капля золотая, Капля золотаяВ море урожая.

Зёрнышко мы согреваем заботойВ тёплых и добрых ладонях полейСолнышку тоже хватает работы, Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:

Хлебные зёрнышки сказочным кладомСпрячутся в землю и снова взойдут. Самая лучшая в мире награда –Это живая награда за труд.

Чтецы:

1-й.

Мы золотые зёрнышки, Живём лучистым светом.Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами.

2-й.

Мы чистые, струистые, Мы зёрна золотистые. Мы ветерком провеяны, И солнышком просвечены, Выносливы, дружны, Мы людям так нужны.

3-й.

Отдельно каждый-зёрнышко Маленькое, скромное, А вместе хлеб, как солнышко, Страны своей огромной!

Песня "Корочка хлеба”

Муз. Ю. Чичкова Сл.П. Синявского.

Даже не вертится, что когда-то На поле, сожженном огнём батарей, Перед атакой герои-солдаты Делили остатки ржаных сухарей.

Припев:

Корочки хлеба, Хлебная крошка, Что это - Много или немножко? Корочка хлеба, Хлебная крошка…

Даже не вертится, что на свете В какой - нибудь очень далёкой стране С черствой лепёшкой голодные дети Порою встречаются только во сне.

Припев.

Даже не вертится нам с тобою Что кто – то сорит этим чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли.

Припев.

Танец "Золотая пшеница” Девочки-зёрнышки, мальчики- хлеборобы.

Учитель: "Есть хлеб будет и песня ". Не зря так говорится. Хлеб был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Вырвались люди в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть, из глубин земли, а хлеб остается хлебом. Золотые колосья пшеницы украшают Государственный Герб нашей Родины. И это не случайно. Издавна Россия – это бескрайние поля с золотыми колосьями пшеницы и ржи. Хлебу посвящали свои картины великие художники. Так И. Шишкин – "Рожь”, эта картина была написана очень давно. Но она по- прежнему волнует сердца людей, ею любуются, наслаждаются, той красотой, которая отражена в произведении. Она хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Сколько стихов, песен сложено о хлебе, создано кинофильмов. написано повестей романов …

А сколько жизней отдано за хлеб. Н.Н Вавилов –русский ученый с мировым именем.

Н.Н.Вавилов занимался селекцией, разведением новых сортов пшеницы и ржи более выносливых и устойчивых в наших условиях. В 30-е годы его объявляют врагом народа и …расстрел. Какую потерю понесла наша наука, страна! Но остались труды великого учёного, ученики, которые продолжили дело его.

Великая Отечественная война. Ленинград. В музее Революционной Славы кусочки заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать и выжить назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа ! Хлеб- жито – жизнь.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову "хлеб”. Это слово "жизнь”

В дыму Ленинградское небо, Но горше смертельных ранТяжёлого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. (Р.Рождественский)

Чтецы:

1-й.

В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп Шёл народ в огне сраженийЗа свободу и за хлеб.

2-й.

На свете я видела хлеба немало.Крестьянка его из печи вынималаИ клала на стол, осеняя крестом.Он отдыхал накрытый холстом.В горнице пахло сильно и сладко, Хлеб грозным казался, как имя отцаЗа трапезой ели его без остаткаНи крошки, ни корки, ломоть до конца.

Закончилась война. Крепла страна. А хлеба всё ровно не хватало. В 1954 году началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.

Чтецы:

1-й.

Степные машины покоя не знаютГорячую воду моторы глотают.Горячее солнце, нагревшийся воздухИ ночью восходят горячие звезды.

2-й.

И капли горячего пота на спинахГорячее время в совхозах целинныхПшеница стоит опалённая зноем

3-й.

Но ветер доносит сквозь горечь полыни, Сквозь запах бензина в горячей кабине, Сквозь гул молотилок, сердец колыханье-Горячего, ситного, хлеба дыханье! (В.Смернин)

1-й.

Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резнойГоворим мы :берегитеБерегите хлеб родной.

2-й.

Берегите каждый колос Наших радостных полей, Словно песен тихий голос Громкой Родины своей!

3-й.

Не мечтаем мы о чуде, К нам полей живая речь:"Берегите хлеб, вы, люди, Научитесь хлеб беречь!” (Н.Тихонов)

Учитель: В народе есть такие слова " Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир. И никогда не забудет- ни в радости ни в беде. Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!”

Далее выступление Ветеранов труда, гостей, родителей.

Праздник заканчивается дружным, весёлым чаепитием с душистым хлебом и сладкими пирогами.

Утренник «Хлеб – всему голова»

Суслова Тамара Афанасьевна, Учитель начальных классов КГУ«Дубровинская средняя школа им. С.Г.ГуденкоМамлютского района Северо-Казахстанской области» Высшего уровня квалификации первой категории Педагогический стаж -27 лет. Утренник «Хлеб – всему голова» Цель: формирование бережного отношения к хлебу Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи, развивать чувство ответственности, коллективизма, словарный запас, воспитывать уважение к труду хлебороба Оборудование: фотографии комбайнеров села, ваза с колосками пшеницы, рисунки с изображением хлеба, выставка хлебных изделий” Хлебное царство”. Действующие лица: ведущий, учащиеся, родители, главы крестьянских хозяйств. Ход праздника: Звучит песня «Русское поле». Входят дети. - Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать к нам на праздник! - Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, это …хлеб. Ведущий: Сегодня мы приветствуем тружеников полей. Это люди, которые не понаслышке знают цену душистого хлеба. На территории нашего Дубровинского сельского округа трудятся: 41- К/Х и КФХ (крестьянских хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств) 11- ПТ (простых товариществ) 6- ТОО (товариществ с ограниченной ответственностью) КТ (командитное товарищество) Представить гостей. Слово администрации. Выходят ученики с караваем. Вот он – Хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой, Вот он- Тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, На каждый стол Он пожаловал – пришёл. В нём – здоровье наше, сила; В нём чудесное тепло; Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. В нём – земли родимой соки, Солнца свет весёлый в нём Уплетай за обе щёки – Вырастай богатырём У народа есть слова: Хлеб - всей жизни голова. Хлеб не падает нам с неба, Появляется не вдруг, Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятка рук. Ведущий: Существует такая легенда: Однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил – солнце. Пекарь – огонь. «Вы забыли о человеке», – сказал мудрец, Хлеб! Как часто мы думаем, Говорим и слышим о нём. У каждого народа хлеб - почётный участник различных ритуалов. - Славяне выходят встречать самых дорогих и желанных гостей хлебом – солью, показывая своё дружелюбие и радость. - Казахи, туркмены, узбеки и другие народы средней Азии не коснутся хлеба ножом, чтобы не причинть ему обиды и боли, а разломят его руками. - Клянусь хлебом! – говорит кавказец, потому что хлеб – священный и важный поручитель. - Молодоженов осыпают зерном, чтобы их жизнь была благополучной и сытой. - И конечно, у каждого народа есть множество пословиц и поговорок, посвященных самому главному и важнейшему продукту хлебу. Конкурс пословиц. Ведущий: Слово «хлеб» произошло от греческого «хлебное», которое означает название глиняного горшка, в котором пекли хлеб. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову о том, что он – одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю в качестве напутствия Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего» Слово приглашённым (Главам к/х). Танец с колосками. Ведущий: Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ? - Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. - Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку. Крутит, вертит так и сяк И не съест её никак. Ходит с края да на край, Режет чёрный каравай Вырос в поле колосок, Из земли вбирая сок. Сжатый бережно рукой Стал на мельнице мукой. Из муки той хлебопёк Хлеба мягкого испёк. Столько вложено в нём сил- А ты разок лишь откусил. Ведущий: Сегодня у нас день необычный. Сегодня у нас в гостях много взрослых. Это труженики сельской нивы. Сегодня их праздник! Ведущий: В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков бы в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. - В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп. Шёл народ в огне сражений За свободу и за хлеб. «Хлеб - всей жизни голова!» Выставка «Настоящее хлебное царство» Ведущий: Посмотрите на этот стол. Тут вы видите разные сорта белого и чёрного хлеба. В чём дело; Почему один хлеб белый, А другой – чёрный! (ответы) А вот этот хлеб особенный Он с отрубями. Что такое отруби? (ответы) (отходы – оболочка зерна и непросеянная мука) Ими не только кормят животных, отруби ещё и прекрасное лечебное средство. Потому их и добавляют в некоторые сорта хлеба. Чего здесь только нет на этом столе: булочки, пирожки, баранки, пряники, печенье. Все эти изделия - из пшеничной и ржаной муки. А вот это печенье – овсяное. Ребята, из которой культуры приготовлено это печенье? (овса). Пока жюри оценивает выставку. Турнир знатоков «Без чего хлеба не испечёшь» В воде родится, а воды боится (соль) Я бел, как снег, В чести у всех. И нравлюсь вам Во вред зубам (сахар) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной стать могу (вода) Бела беляна, По полю гуляла, Домой пришла, В сусек легла (мука) Новая посуда, а вся в дырах (сито) Жидкое, а не вода Сладкое, а не мёд. От бурёнушки берут. Деточкам дают. (молоко) Этот продукт в старину называли каменным мёдом (сахар) Меня одну не едят, и без меня не едят. В воду упала – пропала (соль) Горячая старушка на одном месте стоит, из угла в угол не переставишь (печь). На что похожа половинка лепёшки (на другую половинку лепёшки) Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в каменной пещере, режут меня ножами. За что меня так губят? За что меня так любят! (хлеб) Ведущий: Хлеб он только тогда хлеб, когда выращенный, обмолоченный, просушенный, провеянный, упрятан в сусеки. И всё это зависит от хлебороба. Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед великим и скромным подвигом, но и ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших хлеб, положивших нам его на стол. И будем бережливы к каждому ломтю хлеба, к каждой его крошке. Ведь цену хлеба нельзя измерить ни долларами, ни рублями, ни евро, ни тенге! - Велик сеятель, никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. (Все встают). - Слава рукам, Что сеяли хлеб,- Хлеб наш насущный! - Слава вам, Руки в мозолях Руки, Покрытые солью Нашей земли. - Вам, спасибо, хлеборобы, что даёте хлеб наш добрый! Вручение благодарностей и медалей. Песня «Будьте здоровы, живите богато». Список используемой литературы: 1.Гришкевич В.В. “О хлебе” // Внеклассная работа в школе №1 2012 с.43 2.Мухаметова М.”Хлеб-имясуществительное” // Внеклассная работа в школе №2 2005 с.7 3.Прохорова Л Н “Хлеб всей жизни голова “ Сценарии школьныхпраздников Ииздательство “Экзамен” Москва 2007 с.42 4.Успанова С.”Берегите хлеб” // Внеклассная работа в школе №3 2005 с.36

univerfiles.com

Сценарий утренника Хлеб- всему голова

Муниципальное бюджетная образовательное учреждение средняя образовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко станицы Выселки Краснодарского края Сценарий праздника «Хлеб – всему голова»

Подготовила и провела ответственная за горячее питание, учитель начальных классов Булгакова Людмила Александровна 2012 год Цели: расширить знания о хлебе, его пользе, ценности, о тяжёлом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу и изделиям из муки; уважительное отношение к труду хлебороба, механизатора, пекаря, агронома; любовь к родимой земле. Оформление зала: плакат с названием праздника «Хлеб – всему голова», пословицы о хлебе, газеты, выставка рисунков, рецепты выпечки кубанского хлеба, выставка изделий из муки, каравай. Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, записи песен, презентация о хлебе. Ведущий: -На Земле существуют главные слова, без которых жизнь невозможна. Это вода, земля, солнце, воздух и, конечно, хлеб. С древнейших времён к нему относились по-особому. Хлеб сравнивали с живым существом, называли кормилец. Существует легенда, согласно которой богиня Деметра, увидев страдания людей, подарила им пшеницу. С тех пор жизнь человека немыслима без хлеба. Этот ценнейший продукт стал символом достатка и благополучия. - Впервые хлеб появился на земле свыше 15000 лет назад. Жизнь наших предков была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Те злаки являются предками нынешней пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. - Ребята, а где мы сейчас берём хлеб? Правильно, в магазине. Но чтобы попасть в магазин, хлеб проходит длинный, трудный путь. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, сев, прополка, пахота – всё важно, в хлеборобском деле не т мелочей. А когда наступает горячая пора жатвы и днём, и ночью гудят в поле комбайны, мчатся по дорогам машины, гружённые тяжёлым, золотым зерном. Нельзя упустить ни дня, ни часа, ни минуты. Ученики 1 «а» класса читают стихи: До большого магазина, Где торгует тётя Зина Добрый Хлеб идёт нескоро Со степных земных просторов. Это в сказках, да стихах Всё бывает в двух словах. Выйди в поле за станицу. Дымка сизая клубится… Слышит чуткая округа Гул моторов день деньской. И бурлит земля под плугом, Как высокий вал морской. Не сама собой природа Хлеб на блюде подаёт. Сколько требует ухода Мать-земля за целый год! Комбайнер белоголовый Прокалённый дочерна. И в лицо летит полова- Шкурка, сбитая с зерна. Лезет пыль в глаза и уши. Дождик осенью сечёт. Но каким весёлым душем В закрома зерно течёт! На муку размелют зёрна. Много сил мука пройдёт. Белый, серый, сдобный, чёрный Хлеб нам пекарь испечёт. Не боюсь я в стихах повториться, Хлеб не знает предела похвал, Если рожь на Руси колосится, Значит, кто-то всерьёз не доспал. Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют. Сил для хлеба не жалеют. Он труден летом и зимою, То сев, то жатва, то помол, Тот хлеб особою ценою Ложится пахарю на стол. Ему, как прежде, так и ныне, Всегда была цена одна. Она не та, что в магазине, А та, что во поле, цена. - А вы знаете, сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба? Правильно, 120 профессий. Мы должны уважать и ценить труд этих людей. Сценка «Булка» С. Михалкова: Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда – сюда гоняли булку И забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул, И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул. Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с неё сдувал. И, вдруг, спокойно и открыто При всех её поцеловал. - Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол. - Я пекарь! – человек ответил, И с булкой медленно ушёл. И это слово пахло хлебом И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой. Ведущий: - К сожалению, иногда можно наблюдать подобное отношение к хлебу и среди наших учеников. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого фашистами города. А людям нужно было работать, жить, выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу Во время Вов жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней и ночей вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. 641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. На Пискарёвском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда». Люди, пережившие войну, голод, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи, хлеба в мусорное ведро. В дыму ленинградское небо. Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба, Блокадного хлеба 125 грамм! (Показ дневной нормы блокадного хлеба) В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп, Шёл народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Значит, правильны слова: Хлеб – всей жизни голова! Зёрна наших дней, светитесь Позолотою резной, Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной. Берегите каждый колос Наших радостных полей, Словно песен тихий голос Громкой родины своей! Не хотим мы видеть чёрных Зёрен, выжженных войной, Пусть сияет нам узорныйЗолотистых волн прибой. Мальчик, ногою пинающий хлеб, Мальчик, голодных не знающий лет, Помни, что были лихие года. Хлеб – это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб умирали. Не для того. Чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится, Вот, что в народе у нас говорится: «Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал!»

- А сейчас, ребята, ученики 1 «в» класса познакомят вас с пословицами о хлебе, которые они приготовили: Хлеб да вода – казачья еда. Без хлеба какая беседа. Хлеб, соль ешь, а правду режь. Хлеб – всему голова. Без хлеба нет обеда. Хлеб – хозяин на столе. - Наш край называют главной житницей страны. Кубанские земледельцы всегда отличались самоотверженным трудом. Знаменитый кубанский учёный Василий Степанович Пустовойт утверждал, что «на Кубани главное растение – пшеница». Ученик: Стоит пшеница по Кубани Среди натруженных полей, И тает в хлебном океане Зелёный парус тополей. Шумят хлеба в страде горячей, Они земле поклоны бьют. За теплоту души казачьей, За доблесть, мужество и т руд! - Учащиеся 1 «б» класса исполнят песню «Здравствуй, наша Кубань!». Ученица: Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом, Встретить щедро, от души, с уважением большим, То гостей таких встречаем круглым пышным караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклоняясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! Входит девочка с караваем на вышитом рушнике и читает стихи:

Вот он – хлебушко душистый. С хрусткой корочкой витой! Вот он – тёплый – золотистый, Словно солнцем налитой! В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл! В нём здоровье наше, сила, В нём - чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе, - Люди долго и упорно потрудились на земле! В прошлую пятницу в нашем районе прошёл конкурс « Хлебушко», в котором приняли участие предприятия района, ИП, пекарни, выпекающие хлеб. Учащиеся 1 «а» класса побывали на нём. Сколько же было представлено различных хлебобулочных изделий, караваев, плюшек, булок, пирожков, ватрушек. Вы уже знаете, что самый вкусный хлеб выпекают на предприятии А.Тишкина.

На хлебозаводе ЗАО фирмы «Агрокомплекс» выпекают вкусный хлеб, в школьной столовой вы берёте на завтрак и обед черный и белый хлеб, сдобные булочки. Я советую вам побывать на этих предприятиях. - А сейчас я познакомлю вас со сказкой «О жадном купце, который дороже хлеба ценил золото и серебро», её сочинила ваша сверстница из города Саратова.

- Вот и подошёл к концу наш праздник. Дорогие ребята, хочу попросить вас беречь хлеб, уважать труд комбайнёра, агронома, пекаря. Хлеб – источник белка, углеводов, витаминов, клетчатки, которая улучшает пищеварение. В нём много полезных веществ для человеческого организма. Правду говорят, хлеб – всему голова! Мы благодарим классы, принявшие участие в празднике и награждаем их грамотами. Использована презентация « Хлеб – всему голова». Организована выставка рисунков, подборка пословиц. Представлен кубанский хлеб, каравай, испечённый шеф-поваром столовой Менжулиной Н.Н. Во время праздника работал буфет, присутствующие могли угоститься пирожками и соком. МБОУСОШ № 2 имени И.И.Тарасенко является пилотной школой по внедрению ФГОС в Выселковском районе Краснодарского края. Учитель Булгакова Людмила Александровна разработала авторскую программу «Здоровое питание», которой пользуются учителя школ №№2 и 18. Если интересна данная тема, можем предоставить данную программу. В школе проводятся праздники, тематические дни, посвящённые различным продуктам, ребята знакомятся с производством хлеба, колбас, сосисок, молока, кондитерских изделий во время экскурсий на предприятия родной станицы и края. Предлагаю Вашему вниманию сценарий праздника, который был проведён для первых классов, внедряющих ФГОС. Ребятам нравятся праздники, встречи с хлеборобами, поварами, медицинскими работниками. Дети вместе с родителями активно участвуют в конкурсах «Семейной фотографии» и «Повар года». Составляют кроссворды, выполняют рисунки и поделки. Классы оформляют папки кружка «Здоровое питание», собирают рецепты кубанских блюд (ведь начальная школа – казачьи классы). Вся эта система работы позволяет формировать здоровый образ жизни, бережное отношение к здоровью и продуктам питания, все учащиеся начальной школы 100% охвачены двухразовым горячим питанием. Ребята выполняют и защищают творческие и исследовательские проекты, в которых изучают пищевую ценность или вред некоторых продуктов питания. Школа в 2009 году стала победителем краевого конкурса по организации горячего питания. Ответственная за горячее питание Булгакова Людмила Александровна.

schoolfiles.net

Утренник "Хлеб - всему голова" – Документ 1 – УчМет

Министерство образования Российской федерации

Комитет по образованию Локтевского района, Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Масальская средняя общеобразовательная школа»

658430,Алтайский край, Локтевский район,

п. Масальский, ул. Советская 11

Тел.(286) 21-3-66

Номинация

«Мое лучшее нестандартное занятие с детьми и подростками»

У т р е н н и к

Учитель начальных классов:

Касаева Людмила Яковлевна

Категория: высшая Контактный телефон: 21-4-01

Для начальных классов  с использованием компьютерной презентации.

2012год.

Цель:   формирование нравственных ценностей учащихся.

Задачи:

1. Акцентировать внимание учащихся на бережное отношение к хлебу.

2.    Развивать интерес к профессиям, связанным с выращиванием и переработкой зерна.

4.     Воспитывать чувства уважения к труду хлеборобов.  

Оформление зала:

  1. Выставка семян зерновых культур, выращиваемых в СПК «Искра».

  2. Выставка рисунков «Берегите хлеба каждую крупицу».

  3. Выставка книг о хлебе «Хлеб всему – голова».

  4. Выставка хлебобулочных изделий, выпускаемых кондитерским цехом СПК «Искра».

  5. Столы с разнообразием хлебобулочных изделий от каждого класса.

    6. Компьютерные презентации.

7.   Музыкальное оформление.

Звучат песни «Золотые просторы России» муз. Э. Юнкман, слова Г. Ворониной.

«Хлеб –всему голова» в исполнении Ольги Воронец. (Слайд №1)

Ведущая:Осень – время уборки урожая: хлеба, овощей и фруктов. Чем богаче урожай, тем богаче наша страна. А хлеб – основной продукт питания. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова!».

(Дети рассматривают рисунки, книги о хлебе).

Наш праздник мы посвящаем вам, дорогие труженики полей и тем, кто печет для нас хлеб.

Девочка:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

(Слайд №2,3)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

С караваем соль подносим

Поклоняясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук».

(Дети вручают гостям каравай.)

Ведущий: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:

«Земля - матушка, а хлеб – батюшка»,

«Без печки холодно- без хлеба голодно»,

«Хлеб в закромах – счастье в домах»

«Без золота проживешь, а без хлеба – нет»,

«Хлеб - всему голова» В этих пословицах заложена вековая мудрость нашего народа, который на протяжении всего развития уделял хлебу большое внимание. Если будет хлеб, будет мир, будет счастливая здоровая жизнь народа нашей страны.

(Слайд №4,5)

Ведущая: Много хлеба - вот заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил требуется, чтобы зерно собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Ведущий: Святое дело - вырастить хлеб. (Слайд №6)

Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода.

В лабораториях ученых, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь, начало всех начал.

Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, в пекарню - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки -вот таким приходит хлеб на наш стол.

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

Дети:

1.В нем - здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

(Слайд №7,8)

2.Ведь не сразу стали зерна

Хлебом - тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

(Слайд №9)

3.Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

4.В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

(Слайд №11)

5.Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

(Слайд №12,13)

6.Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста - готово,

В ящик сыплется оно.

(Слайд №14,15,16,17)

7.Вот на ток пришла пшеница,

(Слайд №18)

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

Перевеют, пересушат,

Начисто переберут.

А на мельнице потом,

В порошок ее сотрут!

(Слайд №19,20)

8.На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

(Слайд №21,22)

Тесту тесно, мало места,

"Ох, пустите", - шепчет тесто.

9.Ладно, пустим,

В печь давай -

Нарядился каравай.

(Слайд №23)

10.Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

(Слайд №25)

Песня «Зёрнышко»

Ведущая: Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе!?

Кому сегодня мы должны сказать слова благодарности?

Всем, кого вы видели на этих фотографиях. Это наши односельчане, участвующие в уборке урожая 2011года в нашем колхозе.

Держит он в руках баранку,

Да только не из теста,

Он ведёт автомобиль,

В заданное место.

В кузове прочном

Зерно везёт.

То, что хлебу жизнь даёт.

(водитель)

Выступление водителя СПК «Искра» Карташова И.В.

Ведущий:

Кто на мельницу пришёл

И зерно в муку смолол? (мельник)

Скажите, кто так вкусно,

Печёт пирог с капустой?

Батоны и калачики?

Скажите, девочки,

Скажите, мальчики? (пекарь)

(Выступление Простовой У.В., о работе хлебопекарни нашего посёлка)

(Слайд №25,26,27,28,29,30,31)

Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,-

Им спасибо говорим

Их за хлеб благодарим

(Дети вручают цветы)

Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. 

Дети:

Что хлеб наш насущный – святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена

Хлеб как святыня для всех был всегда,

Есть он – исполнилось счастье народное,

Не было – голод душил города,

И вымирали деревни голодные.

Был хлеб всегда в почете на Руси

Ее просторов главное богатство

Его ты хочешь цену знать? Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Ведущая: Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Когда немцы кольцом окружили город и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше 125г на день и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. (Слайд №32,33)

Ведь нужно было работать , нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой - значит победа!

Ведущаий: Многим известна история 11 летней ленинградки Тани Савичевой,

Во время блокады Ленинграда Таня не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина, сестра Тани. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Первые её записи: (Слайд №34)

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

Ведущая: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась.Истощённая голодом девочка умерла.

641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. ( Слайд №35)

В дыму ленинградское небо,Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба,Блокадного хлебаСто двадцать пять грамм!

(показать кусок чёрного хлеба)

(Слайд №36)

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб!

(Слайд №37)

Ведущий:Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали.

«При сытости помни голод»- это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, тяжёлые военные годы, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. (Слайд №38,39)

Военный хлеб

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Ведущая: А в наше время мы бережем и ценим хлеб?

Дети:

Нынче ж, когда у нас вдоволь его,

Полки изделием хлебным завалены,

То ли от сытости, толь от чего

Хлеб совершенно ценить перестали мы.

Чтение стихотворения «Булка»

(Инсценирование стихотворения)

Три паренька по переулку Играя будто бы в футбол,Туда – сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнул,И, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал.- Вы кто такой? – спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я пекарь! – человек ответил,И с булкой медленно ушел.И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.

(С. Михалков)

Мальчишке было десять лет,

Он шел по переулку.

И нес домой в плетенке хлеб,

Жуя дорогой булку.

В пути груженую песком,

Он встретил пятитонку.

И не доеденным куском

Швырнул он ей вдогонку.

Но если б думал мальчик тот

О зернышке – о чуде –

И сколько мыслей и забот

В него вложили люди.

О том, что знает вся страна:

Путь от озимой травки,

Путь от проросшего зерна

До хлеба на прилавке.

О том, что хлеб пришел не вдруг

От копен желтогрудых,

А через сотни сильных рук

И механизмов мудрых.

И что он много испытал,

Хоть очень свеж и молод,

Что он на солнышке лежал

И в жерновах промолот.

В пекарнях на дрожках бродил,

Прошел огонь и воду,

А вот сбирал бы паренек

Колосья меж стогами

Так не лежал бы тот кусок,

Растоптанный ногами.

К вам обращаюсь сыновья

Свои или чужие:

Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья,–

Понятия святые!

Ведущий: «Хлеб – дар Божий», говорили наши предки. Они относились к хлебу с уважением и считали его главным богатством. Они обращаются ко всем мальчикам, кто узнал себя в этих строчках.

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб –

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали.

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В машины…..

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Ведущая:

(Слайд №40)

Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. А что бы его не выбрасывать, надо брать его столько, чтобы не было лишнего.

А сколько хлеба вы берёте? Какой вы хлеб любите?

(Выступление детей)

Но получилось так, что хлеб остался, вы свежего купили. Как поступить с тем хлебом, который остался?

(Выступление детей) Приложение 1

Ведущий:

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила: (Слайд №41)

Помни правила:

-Обращайся с хлебом бережно(не пинай, не топчи, не кидайся).-Бери хлеба столько, сколько съешь.-Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда, покорми птиц.

Ведущий:Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Почет и честь вам, хлеборобы!За ваш прекрасный урожай,За то, что Родине вы далиДушистый хлеба каравай!

«Урожайные частушки» слова и музыка Ю. Кулешова

Убран хлеб, и тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

- Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Ну - ка, быстро, не стесняйтесь

Добрым хлебом угощайтесь!

Ешьте, не стесняйтесь,

здоровья набирайтесь

(Слайд №42)

Ведущая:

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Праздник заканчивается дружным, весёлым чаепитием с душистым хлебом и сладкими пирогами.

Приложение 1

Блюда из черствого хлеба

Шарлотка с яблоками

Черствый белый хлеб (без корки) нарезать ломтиками толщиной в один сантиметр; яблоки очистить от кожицы и сердцевины, нарезать ломтиками и пересыпать сахаром. В смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму положить слой белого хлеба, залить смесью яиц с молоком, уложить слой яблок, посыпать корицей, сверху уложить ломтики белого хлеба, снова залить смесью яиц с молоком и запечь в духовом шкафу.

Батон—1 шт., яблоки — 4 шт., сахар — 0,5 стакана, яйца — 2 шт., молоко—1 стакан, масло сливочное—1 ст. ложка, сухари молотые — 1 ст. ложка, корица.

Пудинг из белого хлеба

Замочить в молоке черствый пшеничный хлеб и выдержать в течение часа, добавить яичные желтки, сахар, перебранную малину, перемешать. Ввести, осторожно помешивая, взбитые яичные белки, выложить в смазанную маслом и посыпанную молотыми сухарями форму. Варить на водяной бане 40— 50 минут. Готовый пудинг выложить из формы на блюдо, посыпать сахарной пудрой или полить фруктовым сиропом.

Хлеб пшеничный — 0,5 булки, молоко — 1,5 стакана, яйца — 3 шт., малина свежая— 1 стакан, сахар — 2 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, масло сливочное— 1 ст. ложка, сахарная пудра — 1 ст. ложка или фруктовый сироп — 2 ст. ложки.

Тертый хлеб с курагой

Нарезать черствый ржаной хлеб, подсушить, смолоть. Курагу промыть в теплой воде два-три раза, залить холодной водой, настоять 3—4 часа, проварить до готовности, протереть. В протертое пюре с отваром добавить молотые ржаные сухари, сахар, лимонную кислоту и хорошо перемешать до однородной массы. Разложить в вазочки и украсить взбитыми сливками, смешанными с сахарной пудрой.

Хлеб ржаной — 0,4 булки, курага — 1 стакан, сахар—1,5 ст. ложки, сливки — 0,5 стакана, сахарная пудра — 1 ст. ложка, вода — 1,5 стакана, лимонная кислота.

Каравай

Мякиш черствого белого хлеба натереть на мелкой терке, залить кипящим молоком на 40—50 минут. Хорошо размешать, добавить растертые с сахаром яичные желтки, сливочное масло, взбитые в пену белки и все снова размешать. Выложить в форму, смазанную маслом и обсыпанную молотыми сухарями, и выпекать в жарочном шкафу при температуре 180°С 30—40 минут. Посыпать сахарной пудрой.

Хлеб — 0,5 булки, яйца — 3 шт., молоко — 1,5 стакана, масло сливочное — 3 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, пудра сахарная — 1 ст. ложка, сахар — 3 ст. ложки, сахар ванильный.

Хлебный суп

Ржаной черствый хлеб нарезать тонкими ломтиками, подсушить в жарочном шкафу и слегка поджарить на маргарине. Затем залить кипящей водой и дать постоять полтора часа, процедить, протереть сухари и развести полученным хлебным настоем. Добавить сахар, корицу, очищенные от кожи и семян и нарезанные ломтиками яблоки, перебранный и промытый изюм. Проварить 10—15 минут, ввести клюквенный сок и охладить. Подать с взбитыми с сахарной пудрой сливками.

Хлеб ржаной — 0,5 булки, изюм — 1,5 ст. ложки, сахар — 2 ст. ложки, яблоки — 1 шт., маргарин — 2

Кисель хлебный

Сухофрукты замочить, помыть, добавить су хари из белого хлеба, залить водой, сварить до размягчения и процедить. Затем всыпать сахар, влить растворенный в холодной кипяченой воде крахмал, довести до кипения. Разлить в креманки и посыпать сахаром

Хлеб пшеничный черствый — 0,3 булки, сухофрукты — 0,5 банки или 2 стакана, сахар — 3 ст. ложки крахмал картофельный — 4 ч. ложки, водя—6 стаканов

Сладкий пирог из сухарей

Черствый ржаной хлеб нарезать небольшими кусочками, подсушить, смолоть, просеять на сито. Смазать форму сливочным маслом, насыпать молотые сухари (слоем в один палец), сверху уложить нарезанные ломтиками яблоки (очищенные от кожицы и сердцевины), посыпать их сахаром Затем насыпать слой сухарей, на них опять уложить слой яблок, посыпать их сахаром. Снова насыпать слой сухарей и посыпать их сахаром. Выпекать пирог в не очень горячем жарочном шкафу Готовый пирог сверху смазать яблочным повидлом. Пирог будет гораздо вкуснее, если молотые сухари предварительно растереть со сливочным маслом.

Хлеб ржаной (молотый)—2 стакана, яблоки— 5 шт., сахар — 5 ст. ложек, масло сливочное — 2 ст. ложки, повидло — 2 ст. ложки.

Гренки с фруктами

Нарезать ломтиками белый черствый хлеб (без корки), смочить в смеси из яиц, сахара и молока и обжарить на маргарине с обеих сторон до румяной корочки. Затем на поджаренные ломтики хлеба положить прогретые в сиропе фрукты и сразу же подать, полив соусом. Для приготовления соуса: сироп из фруктов вскипятить, всыпать сахар, влить разведенный в холодной кипяченой воде крахмал и, помешивая, довести до кипения.

Хлеб белый — 0,4 булки, яйца — 1 шт., сахар— 1,5 ст. ложки, молоко — 0,5 стакана, маргарин — 2 ст. ложки, фрукты консервированные— 1 стакан; для соуса: сироп из фруктов — 0,5 стакана, сахар — 1,5 ст. ложки, крахмал картофельный — 1 ч. ложка.

Кекс из белого хлеба

Мякиш черствого белого хлеба подсушить, измельчить и залить молоком на 30—40 минут. Размешать в однородную массу, добавить растертые с сахаром яичные желтки, муку, питьевую соду, погашенную кислотой, взбитые в пышную пену белки, растопленный маргарин, изюм и снова все перемешать. Разложить в формочки, смазанные маргарином и посыпанные молотыми сухарями. Выпекать при температуре 200 °С.

Хлеб белый (молотый) — 2 стакана, изюм — 2 ст. ложки, мука пшеничная — 1 ст. ложка, молоко—1,5 стакана, яйца — 2 шт., маргарин — 3 ст. ложки, сухари молотые— 1 ст. ложка, сахар — 2,5 ст. ложки, сода питьевая, соль.

Тертый хлеб со взбитыми сливками

Поджарить на масле натертый на терке пшеничный черствый хлеб Сливки взбить в пышную массу с добавлением сахарной пудры. Разложить в вазочки поджаренный хлеб, на него — взбитые сливки, полить вареньем.

Хлеб пшеничный — 0,5 булки, масло сливочное— 2,5 ст. ложки, сахарная пудра — 1,5 ст. ложки, сливки—1 стакан, варенье — 4 ст. ложки.

www.uchmet.ru

Утренник «Хлеб – всему голова»

Суслова Тамара Афанасьевна, Учитель начальных классов КГУ«Дубровинская средняя школа им. С.Г.ГуденкоМамлютского района Северо-Казахстанской области» Высшего уровня квалификации первой категории Педагогический стаж -27 лет. Утренник «Хлеб – всему голова» Цель: формирование бережного отношения к хлебу Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи, развивать чувство ответственности, коллективизма, словарный запас, воспитывать уважение к труду хлебороба Оборудование: фотографии комбайнеров села, ваза с колосками пшеницы, рисунки с изображением хлеба, выставка хлебных изделий” Хлебное царство”. Действующие лица: ведущий, учащиеся, родители, главы крестьянских хозяйств. Ход праздника: Звучит песня «Русское поле». Входят дети. - Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать к нам на праздник! - Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, это …хлеб. Ведущий: Сегодня мы приветствуем тружеников полей. Это люди, которые не понаслышке знают цену душистого хлеба. На территории нашего Дубровинского сельского округа трудятся: 41- К/Х и КФХ (крестьянских хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств) 11- ПТ (простых товариществ) 6- ТОО (товариществ с ограниченной ответственностью) КТ (командитное товарищество) Представить гостей. Слово администрации. Выходят ученики с караваем. Вот он – Хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой, Вот он- Тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, На каждый стол Он пожаловал – пришёл. В нём – здоровье наше, сила; В нём чудесное тепло; Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. В нём – земли родимой соки, Солнца свет весёлый в нём Уплетай за обе щёки – Вырастай богатырём У народа есть слова: Хлеб - всей жизни голова. Хлеб не падает нам с неба, Появляется не вдруг, Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятка рук. Ведущий: Существует такая легенда: Однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил – солнце. Пекарь – огонь. «Вы забыли о человеке», – сказал мудрец, Хлеб! Как часто мы думаем, Говорим и слышим о нём. У каждого народа хлеб - почётный участник различных ритуалов. - Славяне выходят встречать самых дорогих и желанных гостей хлебом – солью, показывая своё дружелюбие и радость. - Казахи, туркмены, узбеки и другие народы средней Азии не коснутся хлеба ножом, чтобы не причинть ему обиды и боли, а разломят его руками. - Клянусь хлебом! – говорит кавказец, потому что хлеб – священный и важный поручитель. - Молодоженов осыпают зерном, чтобы их жизнь была благополучной и сытой. - И конечно, у каждого народа есть множество пословиц и поговорок, посвященных самому главному и важнейшему продукту хлебу. Конкурс пословиц. Ведущий: Слово «хлеб» произошло от греческого «хлебное», которое означает название глиняного горшка, в котором пекли хлеб. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову о том, что он – одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю в качестве напутствия Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего» Слово приглашённым (Главам к/х). Танец с колосками. Ведущий: Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ? - Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. - Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку. Крутит, вертит так и сяк И не съест её никак. Ходит с края да на край, Режет чёрный каравай Вырос в поле колосок, Из земли вбирая сок. Сжатый бережно рукой Стал на мельнице мукой. Из муки той хлебопёк Хлеба мягкого испёк. Столько вложено в нём сил- А ты разок лишь откусил. Ведущий: Сегодня у нас день необычный. Сегодня у нас в гостях много взрослых. Это труженики сельской нивы. Сегодня их праздник! Ведущий: В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков бы в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. - В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп. Шёл народ в огне сражений За свободу и за хлеб. «Хлеб - всей жизни голова!» Выставка «Настоящее хлебное царство» Ведущий: Посмотрите на этот стол. Тут вы видите разные сорта белого и чёрного хлеба. В чём дело; Почему один хлеб белый, А другой – чёрный! (ответы) А вот этот хлеб особенный Он с отрубями. Что такое отруби? (ответы) (отходы – оболочка зерна и непросеянная мука) Ими не только кормят животных, отруби ещё и прекрасное лечебное средство. Потому их и добавляют в некоторые сорта хлеба. Чего здесь только нет на этом столе: булочки, пирожки, баранки, пряники, печенье. Все эти изделия - из пшеничной и ржаной муки. А вот это печенье – овсяное. Ребята, из которой культуры приготовлено это печенье? (овса). Пока жюри оценивает выставку. Турнир знатоков «Без чего хлеба не испечёшь» В воде родится, а воды боится (соль) Я бел, как снег, В чести у всех. И нравлюсь вам Во вред зубам (сахар) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной стать могу (вода) Бела беляна, По полю гуляла, Домой пришла, В сусек легла (мука) Новая посуда, а вся в дырах (сито) Жидкое, а не вода Сладкое, а не мёд. От бурёнушки берут. Деточкам дают. (молоко) Этот продукт в старину называли каменным мёдом (сахар) Меня одну не едят, и без меня не едят. В воду упала – пропала (соль) Горячая старушка на одном месте стоит, из угла в угол не переставишь (печь). На что похожа половинка лепёшки (на другую половинку лепёшки) Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в каменной пещере, режут меня ножами. За что меня так губят? За что меня так любят! (хлеб) Ведущий: Хлеб он только тогда хлеб, когда выращенный, обмолоченный, просушенный, провеянный, упрятан в сусеки. И всё это зависит от хлебороба. Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед великим и скромным подвигом, но и ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших хлеб, положивших нам его на стол. И будем бережливы к каждому ломтю хлеба, к каждой его крошке. Ведь цену хлеба нельзя измерить ни долларами, ни рублями, ни евро, ни тенге! - Велик сеятель, никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. (Все встают). - Слава рукам, Что сеяли хлеб,- Хлеб наш насущный! - Слава вам, Руки в мозолях Руки, Покрытые солью Нашей земли. - Вам, спасибо, хлеборобы, что даёте хлеб наш добрый! Вручение благодарностей и медалей. Песня «Будьте здоровы, живите богато». Список используемой литературы: 1.Гришкевич В.В. “О хлебе” // Внеклассная работа в школе №1 2012 с.43 2.Мухаметова М.”Хлеб-имясуществительное” // Внеклассная работа в школе №2 2005 с.7 3.Прохорова Л Н “Хлеб всей жизни голова “ Сценарии школьныхпраздников Ииздательство “Экзамен” Москва 2007 с.42 4.Успанова С.”Берегите хлеб” // Внеклассная работа в школе №3 2005 с.36

univerfiles.com


Смотрите также