Тематический утренник ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА. Утренник хлеб всему голова


Утренник «Хлеб – всему голова»

Суслова Тамара Афанасьевна,

Учитель начальных классов

КГУ«Дубровинская средняя школа им. С.Г.Гуденко

Мамлютского района Северо-Казахстанской области»

Высшего уровня квалификации первой категории

Педагогический стаж -27 лет.

Утренник «Хлеб – всему голова»

Цель: формирование бережного отношения к хлебу

Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи,

развивать чувство ответственности, коллективизма, словарный запас,

воспитывать уважение к труду хлебороба

Оборудование: фотографии комбайнеров села, ваза с колосками пшеницы, рисунки с изображением хлеба, выставка хлебных изделий” Хлебное царство”.

Действующие лица: ведущий, учащиеся, родители, главы крестьянских хозяйств.

Ход праздника:

Звучит песня «Русское поле». Входят дети.

- Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать к нам на праздник!

- Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, это …хлеб.

Ведущий: Сегодня мы приветствуем тружеников полей. Это люди, которые не понаслышке знают цену душистого хлеба. На территории нашего Дубровинского сельского округа трудятся:

41- К/Х и КФХ (крестьянских хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств)

11- ПТ (простых товариществ)

6- ТОО (товариществ с ограниченной ответственностью)

КТ (командитное товарищество)

Представить гостей. Слово администрации.

Выходят ученики с караваем.

Вот он –

Хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он-

Тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нём – здоровье наше, сила;

В нём чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём

Уплетай за обе щёки –

Вырастай богатырём

У народа есть слова:

Хлеб - всей жизни голова.

Хлеб не падает нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятка рук.

Ведущий:

Существует такая легенда:

Однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь.

Пахарь утверждал, что хлеб творит земля.

Сеятель говорил – солнце.

Пекарь – огонь.

«Вы забыли о человеке», – сказал мудрец,

Хлеб! Как часто мы думаем,

Говорим и слышим о нём.

У каждого народа хлеб - почётный участник различных ритуалов.

- Славяне выходят встречать самых дорогих и желанных гостей хлебом – солью, показывая своё дружелюбие и радость.

- Казахи, туркмены, узбеки и другие народы средней Азии не коснутся хлеба ножом, чтобы не причинть ему обиды и боли, а разломят его руками.

- Клянусь хлебом! – говорит кавказец, потому что хлеб – священный и важный поручитель.

- Молодоженов осыпают зерном, чтобы их жизнь была благополучной и сытой.

- И конечно, у каждого народа есть множество пословиц и поговорок, посвященных самому главному и важнейшему продукту хлебу.

Конкурс пословиц.

Ведущий:

Слово «хлеб» произошло от греческого «хлебное», которое означает название глиняного горшка, в котором пекли хлеб.

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову о том, что он – одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю в качестве напутствия Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего»

Слово приглашённым (Главам к/х).

Танец с колосками.

Ведущий:

Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

- Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

- Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крутит, вертит так и сяк

И не съест её никак.

Ходит с края да на край,

Режет чёрный каравай

Вырос в поле колосок,

Из земли вбирая сок.

Сжатый бережно рукой

Стал на мельнице мукой.

Из муки той хлебопёк

Хлеба мягкого испёк.

Столько вложено в нём сил-

А ты разок лишь откусил.

Ведущий:

Сегодня у нас день необычный. Сегодня у нас в гостях много взрослых.

Это труженики сельской нивы. Сегодня их праздник!

Ведущий:

В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков бы в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам.

- В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

«Хлеб - всей жизни голова!»

Выставка «Настоящее хлебное царство»

Ведущий:

Посмотрите на этот стол. Тут вы видите разные сорта белого и чёрного хлеба.

В чём дело;

Почему один хлеб белый,

А другой – чёрный! (ответы)

А вот этот хлеб особенный

Он с отрубями. Что такое отруби? (ответы)

(отходы – оболочка зерна и непросеянная мука)

Ими не только кормят животных, отруби ещё и прекрасное лечебное

средство. Потому их и добавляют в некоторые сорта хлеба. Чего здесь только

нет на этом столе: булочки, пирожки, баранки, пряники, печенье.

Все эти изделия - из пшеничной и ржаной муки.

А вот это печенье – овсяное.

Ребята, из которой культуры приготовлено это печенье? (овса).

Пока жюри оценивает выставку.

Турнир знатоков «Без чего хлеба не испечёшь»

  1. В воде родится, а воды боится (соль)

  2. Я бел, как снег,

В чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам (сахар)

  1. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной стать могу (вода)

  1. Бела беляна,

По полю гуляла,

Домой пришла,

В сусек легла (мука)

  1. Новая посуда, а вся в дырах (сито)

  2. Жидкое, а не вода

Сладкое, а не мёд.

От бурёнушки берут.

Деточкам дают. (молоко)

  1. Этот продукт в старину называли каменным мёдом (сахар)

  2. Меня одну не едят, и без меня не едят. В воду упала – пропала (соль)

  3. Горячая старушка на одном месте стоит, из угла в угол не переставишь (печь).

  4. На что похожа половинка лепёшки (на другую половинку лепёшки)

  5. Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в каменной пещере, режут меня ножами. За что меня так губят? За что меня так любят! (хлеб)

Ведущий:

Хлеб он только тогда хлеб, когда выращенный, обмолоченный, просушенный, провеянный, упрятан в сусеки. И всё это зависит от хлебороба. Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед великим и скромным подвигом, но и ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших хлеб, положивших нам его на стол. И будем бережливы к каждому ломтю хлеба, к каждой его крошке. Ведь цену хлеба нельзя измерить ни долларами, ни рублями, ни евро, ни тенге!

- Велик сеятель, никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет ни в радости,

ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

(Все встают).

- Слава рукам,

Что сеяли хлеб,-

Хлеб наш насущный!

- Слава вам,

Руки в мозолях

Руки,

Покрытые солью

Нашей земли.

- Вам, спасибо, хлеборобы, что даёте хлеб наш добрый!

Вручение благодарностей и медалей.

Песня «Будьте здоровы, живите богато».

Список используемой литературы:

1.Гришкевич В.В. “О хлебе” // Внеклассная работа в школе №1 2012 с.43

2.Мухаметова М.”Хлеб-имясуществительное” // Внеклассная работа в школе №2 2005 с.7

3.Прохорова Л Н “Хлеб всей жизни голова “ Сценарии школьныхпраздников

Ииздательство “Экзамен” Москва 2007 с.42

4.Успанова С.”Берегите хлеб” // Внеклассная работа в школе №3 2005 с.36

doc4web.ru

Утренник "Хлеб - всему голова"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Воспитание уважения к труду хлебороба, чувства бережного отношения к хлебу.
  2. Воспитание любви к Родине, к людям труда.

Оборудование:

На классной доске плакат со словами “Хлеб - всей жизни голова”.

Пословицы о хлебе.

“Будет хлеб – будет и песня” “Хлеба ни куска – и в доме тоска” “Ржаной хлебушко – калачу дедушка” “Хлеб в пути не тягость”

Ход утренника

На столе стоит сноп пшеницы и ржи. Накрыт праздничный стол. На нём лежат булочки, пирожки, пряники.

Под звуки песни “Русское поле” (Муз. Я.Френкеля. сл. И. Гофф.) в класс входят учащиеся. В центре мальчик и девочка.

Девочка держит хлеб-соль.

МАЛЬЧИК: Слава миру на Земле!

1-я ДЕВОЧКА: Cлава хлебу на столе!

2-я ДЕВОЧКА:

Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем С круглым белым караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником.

2-й Мальчик.

С караваем соль подносим, Поклоняясь отведать просим - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук!( В.Бакалдин.)

(Вручает хлеб-соль гостям праздника)

Чтец:

Пышный, мягкий, пропечённый, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шёл к тебе издалека

Коллективная декламация

Вот он, хлебушко душистый! Вот он, тёплый, золотистый! В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нём здоровье, сила В нём- чудесное тепло Сколько рук его растило Охраняло, берегло. В ней земли родимой соки Солнца свет весёлый в нём Уплетай за обе щёки

Все: Вырастай богатырём !

Чтец:

На нашем гербе серп и молот, Венок колосьев золотых, Нам люб и дорог каждый колос, Он к нам пришёл с полей родных!

1-й ученик

Рожь, рожь…Дорога полевая Ведёт неведомо куда. Над полем низко провисая Лениво стонут провода.

2-й ученик

Рожь, рожь- до свода голубого Чуть видишь где-нибудь вдали Ныряет шапка верхового, Грузовичок плывёт в дали.

3-й ученик

Рожь уродилась. Близки сроки. Отяжелела и на край. Всем подалась к дороге Нависнула –хоть подпирай.

4-й ученик.

Знать колос, туго начинённый, Четырёхгранный золотой, Устал держать пуды вагонов Составы хлеба над землёй.(А.Твардовский)

Песня “Золотое зёрнышко” муз. Ю Чичкова, сл. П Синявского

Хлебное море большое как море Не сосчитаешь колосьев на нём В дружном дозоре почетном дозоре Каждое зёрнышко мы сбережём

Припев:

Зёрнышко, зёрнышко – Капля золотая, Капля золотая В море урожая.

Зёрнышко мы согреваем заботой В тёплых и добрых ладонях полей Солнышку тоже хватает работы, Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:

Хлебные зёрнышки сказочным кладом Спрячутся в землю и снова взойдут. Самая лучшая в мире награда – Это живая награда за труд.

Чтецы:

1-й.

Мы золотые зёрнышки, Живём лучистым светом. Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами.

2-й.

Мы чистые, струистые, Мы зёрна золотистые. Мы ветерком провеяны, И солнышком просвечены, Выносливы, дружны, Мы людям так нужны.

3-й.

Отдельно каждый-зёрнышко Маленькое, скромное, А вместе хлеб, как солнышко, Страны своей огромной!

Песня “Корочка хлеба”

Муз. Ю. Чичкова Сл.П. Синявского.

Даже не вертится, что когда-то На поле, сожженном огнём батарей, Перед атакой герои-солдаты Делили остатки ржаных сухарей.

Припев:

Корочки хлеба, Хлебная крошка, Что это - Много или немножко? Корочка хлеба, Хлебная крошка…

Даже не вертится, что на свете В какой - нибудь очень далёкой стране С черствой лепёшкой голодные дети Порою встречаются только во сне.

Припев.

Даже не вертится нам с тобою Что кто – то сорит этим чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли.

Припев.

Танец “Золотая пшеница” Девочки-зёрнышки, мальчики- хлеборобы.

Учитель: “Есть хлеб будет и песня “. Не зря так говорится. Хлеб был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Вырвались люди в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть, из глубин земли, а хлеб остается хлебом. Золотые колосья пшеницы украшают Государственный Герб нашей Родины. И это не случайно. Издавна Россия – это бескрайние поля с золотыми колосьями пшеницы и ржи. Хлебу посвящали свои картины великие художники. Так И. Шишкин – “Рожь”, эта картина была написана очень давно. Но она по- прежнему волнует сердца людей, ею любуются, наслаждаются, той красотой, которая отражена в произведении. Она хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Сколько стихов, песен сложено о хлебе, создано кинофильмов. написано повестей романов …

А сколько жизней отдано за хлеб. Н.Н Вавилов –русский ученый с мировым именем.

Н.Н.Вавилов занимался селекцией, разведением новых сортов пшеницы и ржи более выносливых и устойчивых в наших условиях. В 30-е годы его объявляют врагом народа и …расстрел. Какую потерю понесла наша наука, страна! Но остались труды великого учёного, ученики, которые продолжили дело его.

Великая Отечественная война. Ленинград. В музее Революционной Славы кусочки заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать и выжить назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа ! Хлеб- жито – жизнь.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”

В дыму Ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм.(Р.Рождественский)

Чтецы:

1-й.

В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп Шёл народ в огне сражений За свободу и за хлеб.

2-й.

На свете я видела хлеба немало. Крестьянка его из печи вынимала И клала на стол, осеняя крестом. Он отдыхал накрытый холстом. В горнице пахло сильно и сладко, Хлеб грозным казался, как имя отца За трапезой ели его без остатка Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Закончилась война. Крепла страна. А хлеба всё ровно не хватало. В 1954 году началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.

Чтецы:

1-й.

Степные машины покоя не знают Горячую воду моторы глотают. Горячее солнце, нагревшийся воздух И ночью восходят горячие звезды.

2-й.

И капли горячего пота на спинах Горячее время в совхозах целинных Пшеница стоит опалённая зноем

3-й.

Но ветер доносит сквозь горечь полыни, Сквозь запах бензина в горячей кабине, Сквозь гул молотилок, сердец колыханье- Горячего, ситного, хлеба дыханье!(В.Смернин)

1-й.

Зёрна наших дней, светитесь Позолотою резной Говорим мы :берегите Берегите хлеб родной.

2-й.

Берегите каждый колос Наших радостных полей, Словно песен тихий голос Громкой Родины своей!

3-й.

Не мечтаем мы о чуде, К нам полей живая речь: “Берегите хлеб, вы, люди, Научитесь хлеб беречь!”(Н.Тихонов)

Учитель: В народе есть такие слова “ Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир. И никогда не забудет- ни в радости ни в беде. Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!”

Далее выступление Ветеранов труда, гостей, родителей.

Праздник заканчивается дружным, весёлым чаепитием с душистым хлебом и сладкими пирогами.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Хлеб - всему голова"

Утренник «Хлеб – всему голова»

Цели и задачи:

1. Привитие детям бережного отношения к хлебу.

2. Воспитание уважения к труду хлеборобов

3. Воспитание любви к своей малой родине

4. Развитие мышления, интеллекта, смекалки.

Оформление:

  1. Плакат: « Хлеб – всей жизни голова!».

  2. Снопы зерновых культур.

  3. Пословицы и поговорки о хлебе:

«Земля - матушка, а хлеб – батюшка», «Много снега – много хлеба», «Каравай хлеба не свалится с неба», «Пот на спине – так и хлеб на столе», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Хлеб наш насущный – хоть черствый да вкусный».

  1. На праздничном столе лежат пирожки, булочки, пряники, в центре - каравай хлеба на рушнике.

  2. Презентация.

Под мелодию песни «Русское поле» в класс входят учащиеся, гости праздника, родители.

Учитель. Есть хлеб – будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, а хлеб остается хлебом.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

1 ученик.

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

2 ученик.

(Подносит гостям каравай на блюде с рушником).

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим –

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

3 ученик.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.

4 ученик.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

5 ученик.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Под песню «Золотое зернышко» девочки исполняют танец «Золотая пшеница».

Учитель.

Издавна людей кормит матушка – земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи.

В одном из музеев словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому … 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда – то очень давно он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней.

Вот с каких пор люди едят хлеб!

Ученик 7.

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко.

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка:

Ни крошки, ни корки – ломоть до конца.

Ученик 8.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит победа!

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Ученик 9.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Все. «Хлеб – всей жизни голова!»

Ведущий.

Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Зернышки хлеба собраны в колоски. Давайте рассмотрим их.

(Колоски раздаются детям).

Ученик 10.

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком росточке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растете под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

Ученик 11.

Не мечтаем мы о чуде.

К нам полей живая речь

Берегите хлеб, вы, люди!

Научитесь хлеб беречь!

(Чтение и обсуждение пословиц. Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе).

Учитель.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах.

В июльский полдень солнечного лета

Пройдется пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

(В конце праздника все приглашаются к столу).

infourok.ru

Утренник «Хлеб – всему голова»

Суслова Тамара Афанасьевна,

Учитель начальных классов

КГУ«Дубровинская средняя школа им. С.Г.Гуденко

Мамлютского района Северо-Казахстанской области»

Высшего уровня квалификации первой категории

Педагогический стаж -27 лет.

Утренник «Хлеб – всему голова»

Цель: формирование бережного отношения к хлебу

Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи,

развивать чувство ответственности, коллективизма, словарный запас,

воспитывать уважение к труду хлебороба

Оборудование: фотографии комбайнеров села, ваза с колосками пшеницы, рисунки с изображением хлеба, выставка хлебных изделий” Хлебное царство”.

Действующие лица: ведущий, учащиеся, родители, главы крестьянских хозяйств.

Ход праздника:

Звучит песня «Русское поле». Входят дети.

- Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать к нам на праздник!

- Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, это …хлеб.

Ведущий: Сегодня мы приветствуем тружеников полей. Это люди, которые не понаслышке знают цену душистого хлеба. На территории нашего Дубровинского сельского округа трудятся:

41- К/Х и КФХ (крестьянских хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств)

11- ПТ (простых товариществ)

6- ТОО (товариществ с ограниченной ответственностью)

КТ (командитное товарищество)

Представить гостей. Слово администрации.

Выходят ученики с караваем.

Вот он –

Хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он-

Тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нём – здоровье наше, сила;

В нём чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём

Уплетай за обе щёки –

Вырастай богатырём

У народа есть слова:

Хлеб - всей жизни голова.

Хлеб не падает нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятка рук.

Ведущий:

Существует такая легенда:

Однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь.

Пахарь утверждал, что хлеб творит земля.

Сеятель говорил – солнце.

Пекарь – огонь.

«Вы забыли о человеке», – сказал мудрец,

Хлеб! Как часто мы думаем,

Говорим и слышим о нём.

У каждого народа хлеб - почётный участник различных ритуалов.

- Славяне выходят встречать самых дорогих и желанных гостей хлебом – солью, показывая своё дружелюбие и радость.

- Казахи, туркмены, узбеки и другие народы средней Азии не коснутся хлеба ножом, чтобы не причинть ему обиды и боли, а разломят его руками.

- Клянусь хлебом! – говорит кавказец, потому что хлеб – священный и важный поручитель.

- Молодоженов осыпают зерном, чтобы их жизнь была благополучной и сытой.

- И конечно, у каждого народа есть множество пословиц и поговорок, посвященных самому главному и важнейшему продукту хлебу.

Конкурс пословиц.

Ведущий:

Слово «хлеб» произошло от греческого «хлебное», которое означает название глиняного горшка, в котором пекли хлеб.

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову о том, что он – одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю в качестве напутствия Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего»

Слово приглашённым (Главам к/х).

Танец с колосками.

Ведущий:

Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

- Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

- Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крутит, вертит так и сяк

И не съест её никак.

Ходит с края да на край,

Режет чёрный каравай

Вырос в поле колосок,

Из земли вбирая сок.

Сжатый бережно рукой

Стал на мельнице мукой.

Из муки той хлебопёк

Хлеба мягкого испёк.

Столько вложено в нём сил-

А ты разок лишь откусил.

Ведущий:

Сегодня у нас день необычный. Сегодня у нас в гостях много взрослых.

Это труженики сельской нивы. Сегодня их праздник!

Ведущий:

В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков бы в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам.

- В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

«Хлеб - всей жизни голова!»

Выставка «Настоящее хлебное царство»

Ведущий:

Посмотрите на этот стол. Тут вы видите разные сорта белого и чёрного хлеба.

В чём дело;

Почему один хлеб белый,

А другой – чёрный! (ответы)

А вот этот хлеб особенный

Он с отрубями. Что такое отруби? (ответы)

(отходы – оболочка зерна и непросеянная мука)

Ими не только кормят животных, отруби ещё и прекрасное лечебное

средство. Потому их и добавляют в некоторые сорта хлеба. Чего здесь только

нет на этом столе: булочки, пирожки, баранки, пряники, печенье.

Все эти изделия - из пшеничной и ржаной муки.

А вот это печенье – овсяное.

Ребята, из которой культуры приготовлено это печенье? (овса).

Пока жюри оценивает выставку.

Турнир знатоков «Без чего хлеба не испечёшь»

  1. В воде родится, а воды боится (соль)

  2. Я бел, как снег,

В чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам (сахар)

  1. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной стать могу (вода)

  1. Бела беляна,

По полю гуляла,

Домой пришла,

В сусек легла (мука)

  1. Новая посуда, а вся в дырах (сито)

  2. Жидкое, а не вода

Сладкое, а не мёд.

От бурёнушки берут.

Деточкам дают. (молоко)

  1. Этот продукт в старину называли каменным мёдом (сахар)

  2. Меня одну не едят, и без меня не едят. В воду упала – пропала (соль)

  3. Горячая старушка на одном месте стоит, из угла в угол не переставишь (печь).

  4. На что похожа половинка лепёшки (на другую половинку лепёшки)

  5. Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня в каменной пещере, режут меня ножами. За что меня так губят? За что меня так любят! (хлеб)

Ведущий:

Хлеб он только тогда хлеб, когда выращенный, обмолоченный, просушенный, провеянный, упрятан в сусеки. И всё это зависит от хлебороба. Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед великим и скромным подвигом, но и ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших хлеб, положивших нам его на стол. И будем бережливы к каждому ломтю хлеба, к каждой его крошке. Ведь цену хлеба нельзя измерить ни долларами, ни рублями, ни евро, ни тенге!

- Велик сеятель, никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет ни в радости,

ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

(Все встают).

- Слава рукам,

Что сеяли хлеб,-

Хлеб наш насущный!

- Слава вам,

Руки в мозолях

Руки,

Покрытые солью

Нашей земли.

- Вам, спасибо, хлеборобы, что даёте хлеб наш добрый!

Вручение благодарностей и медалей.

Песня «Будьте здоровы, живите богато».

Список используемой литературы:

1.Гришкевич В.В. “О хлебе” // Внеклассная работа в школе №1 2012 с.43

2.Мухаметова М.”Хлеб-имясуществительное” // Внеклассная работа в школе №2 2005 с.7

3.Прохорова Л Н “Хлеб всей жизни голова “ Сценарии школьныхпраздников

Ииздательство “Экзамен” Москва 2007 с.42

4.Успанова С.”Берегите хлеб” // Внеклассная работа в школе №3 2005 с.36

globuss24.ru

Тематический утренник ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

Тематический утренник « ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Оформление: на доске картинки с изображением хлебных растений, пословицы о хлебе, кроссворд, информационные листки по теме из цикла « А знаете ли вы…».

Перед доской: на подносах хлебобулочные изделия, праздничный каравай с солью.

Дети работают в командах ( 4 команды).

ХОД УТРЕННИКА:

1. Учитель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде человеческого труда – хлебе. Хлеб – один из самых удивительных продуктов. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», « Хлеб – кормилец», « Хлеб – это жизнь», « Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».

Во все времена на самом почётном месте – хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. А пришёл он к нам на стол не просто. Много людей помогало ему в этом: и тот кто сеял, и тот кто убирал, а потом хлеб молол, а потом испёк. Трудно, тяжело достаётся хлеб.

Растения, зёрна которых годятся в пищу, тоже называют хлебом ( показывает эти растения и рассказывает о них). Это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, соя. Но пшеницу, рожь и ячмень ещё называют ЖИТО. Их название сходно со словом ЖИТЬ не случайно.

Они наши кормильцы. « Ведь не сразу стали зёрна хлебом на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле».

2. А теперь послушаем ребят. Они расскажут нам о том, как пришёл к нам хлеб.(1 команда)

- Было это давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Люди жили племенами в пещерах и питались мясом диких животных. Случилось так, что всех животных они истребили , и им нечего стало есть. Отправились они в другие места, где можно было бы прокормиться.

- Шли они долго и умирали от голода. И случилось это с одним человеком: он от голода потерял сознание, упал. Когда очнулся – вокруг него никого не было, а вокруг него росли удивительные растения, из которых сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них. Приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их.

- Эти зёрна подействовали на него как лекарство. Он окреп и мог продолжать дорогу. Ему захотелось рассказать об этом другим людям. Человек собрал эти зёрна и пошёл искать других. Увидев его живым, люди удивились. А он рассказал им о чуде – колоске.

Учитель: Хороша сказка, но как было на самом деле мы не знаем. Самое главное, что теперь у нас есть эти замечательные колоски, из которых мы можем получить чудесный продукт – хлеб.

3. А знаете ли вы, как хлеб попадает к нам на стол? Об этом нам расскажут и покажут ребята . (2 команда).

- Хлеб рождается в бороздках. Посмотри-ка на поля.

Ведь земля – земля не просто, а кормилица – земля.

- За лесами, за лугами раздаётся в поле гром.

Это тракторы плугами пашут чёрный чернозём.

- Гребнем частым борона расчеши земельку.

Приготовим для зерна мягкую постельку.

- На широкие долины вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно – сеют сеялки зерно.

Сколько в этом зёрнышке вложено труда?

Знают только солнышко, ветер и вода.

- Посеяли хлеб хлеборобы весною, созрел он и стал золотою стеною.

И слышит страна: за уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

- Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину и спешит на элеватор.

- И опять собрался в путь…

Едет хлеб на мельницу – мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака, и в любом количестве

Получается мука по воле электричества.

( учитель ещё раз обращает внимание детей на то, как появляется хлеб на нашем столе: повторяются все этапы выращивания хлеба)

Учитель: А в старину хлеб сажали и убирали по — другому. Нужны были совсем другие инструменты: плуги, которыми вспахивали землю на лошади, деревянная борона, а сам человек ходил по полю и разбрасывал зёрна для посадки из спец. сумки. Тяжела была и уборка хлеба с поля: вручную с помощью серпа колосья срезали и связывали в снопы, потом их с помощью цепа обмолачивали прямо на земле. Отделенные зёрна хранили в спец. сараях – амбарах. Зерно для выпечки мололи на мельницах. ( Можно во время рассказа показывать видео ряд)

4. Викторина « Знаете ли вы загадки?» Два мышонка и петушок загадывают ребятам загадки, а они их отгадывают. Побеждает та команда, которая больше других получит баллов за отгадки.

( смотрите приложение № 1)

5. А теперь посмотрим пословицы про хлеб. Прочитайте пословицы на доске, объясните их смысл.

Викторина « Собери пословицы». На отдельных листах каждая команда получает пословицы, которые надо восстановить. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно восстановит пословицы. ( смотри приложение №2)

6. Учитель: Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Представьте : сколько же надо для того, чтобы прокормить народ? « Худ обед, коли хлеба нет» — говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из них то, что он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства, дружелюбия и мира. Тысячи лет существует этот продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное .

7. Выступление команды № 3.

- Каравай земли и неба на твоём столе.

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

- В каждом маленьком кусочке хлебные поля.

И на каждом колосочке держится земля.

- В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

- И растёт под небом светлым строен и высок.

Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.

- С караваем соль подносим. Поклонясь — отведать просим.

Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!

- Пышный, мягкий, пропечённый, подрумяненный слегка.

Хлеб с горбушкой золоченой шёл к тебе издалека.

- В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наша, сила, в нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

- В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!

Учитель: Ешь его, расти и помни: в мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб.

8. Посмотрите, ребята, какое изобилие хлебных изделий мы можем купить сегодня в магазине.

( учитель показывает и рассказывает о разных хлебных изделиях)

« Отгадай кроссворд». Каждая команда получает кроссворд, который нужно отгадать. Кроссворд трудный, поэтому баллы за отгаданные слова не начисляются. Через 5 минут начинаем проверку и заполняем клетки кроссворда все вместе.( кроссворд начерчен на доске)

В выделенных клетках получается фраза, которую произносят, когда приходят в чужой дом:

ХЛЕБ ДА СОЛЬ. ( Кроссворд смотрите в приложении № 3)

Учитель: У народа есть слова « Хлеб – всей жизни голова». Ставится всегда он первым на столе.

9. У всех народов хлеб пользуется уважением. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Ещё в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал кусок хлеба на землю, нужно было его поднять и поцеловать. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду.

Живи так, чтобы твой хлеб был всегда честным. Запомни: в хлебе – душа народа. Для того, чтобы он был у всех, трудиться вся страна.

О том, как ценить и беречь хлеб нам расскажут сейчас ребята ( выступление 4 команды)

- Хлеб – драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.

- Режь да ешь от всей души, силы набирайся.

Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.

( хотя среди современников встречаются такие, которые играют хлебом в футбол. Чтение стихотворения С. Михалкова « Булка»)

- Крошил я горбушку, и мама, вздыхая, сказала, что это привычка плохая.

Тогда из фанеры я сделал кормушку, в неё докрошил я ржаную горбушку.

И стала хорошей плохая привычка. Приятного вам аппетита, синички!

- Можно посчитать: если каждый ученик школы не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит по школе около 30 кг. А если посчитать по городу? … А если по стране? Подумаем об этом!

- Мальчик, ногою пинающий хлеб.

Мальчик, голодных не знающий лет.

Помни, что были лихие года! Хлеб – это жизнь, а не просто еда!

Хлебом клялись, за хлеб умирали не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится. Вот, что в народе у нас говорится:

« Коли ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!»

- Во время блокады Ленинграда жители города получали га весь день всего 125 г хлеба ( это те, кто работал, а дети и старики получали половину этого, поэтому они голодали и умирали от истощения). Можно показать ребятам эти порции.

- Человек привык трудиться: люди пашут, сеют, жнут.

В каждом солнышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд!

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! ( хором)

- Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной!

Говорим мы: « Берегите, берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде – нам полей живая речь.

Берегите хлеб вы, люди! Научитесь хлеб беречь! ( хором)

10. Учитель: Вы, ребята, уже читали много информации о хлебе. Я хочу обратить внимание на некоторые сообщения. А вы знаете, что…

- во многих странах существуют музеи Хлеба? У нас в стране тоже есть такой музей. Он находиться в городе Санкт — Петербурге и вы можете его посетить.

- а какие есть интересные рецепты для приготовления « вкусностей» из чёрствого хлеба?

Попробуйте.

- хотите узнать ещё много полезного и интересного о хлебе – читайте « Информашки», посвящённые хлебу.

11. На доске написаны слова, которые близки по значению слову ХЛЕБ. Давайте их вспомним и допишем.

- как ласково скажем об этом продукте? ХЛЕБУШЕК

- этот предмет нужен для хранения хлеба. ХЛЕБНИЦА

- человек, который хлеб растит, заботится о нём. ХЛЕБОРОБ

- так называют местность, где выращивают много хлеба. ХЛЕБНЫЙ КРАЙ

- это слово обозначает суп, в состав которого входит много накрошенного хлеба. ПОХЛЁБКА

12. Учитель: Вот и подходит к заключению наш праздник и хочется вам, ребята, сказать:

Ешь его, расти и помни: в мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился СВЕЖИЙ ХЛЕБ!

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ « КОЛОСОК» в исполнении учащихся класса. ( приложение № 4)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ЗАГАДКИ.

1.Какое море за селом волнует ветерок?

В нём волны можно собирать, укладывать в мешок. ( хлебное поле)

2. Он на солнышке стоит и усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит. ( колос)

3. Железный нос в землю врос.

Роет, копает, зеркалом сверкает. ( плуг)

4. Маленький, горбатенький, всё поле обыскал,

Домой прибежал – всю зиму пролежал. (серп)

5. Лежит мужик на поле в золотом кафтане.

Подпоясан, да не поясом, сам встать не может –

Люди поднимают. (сноп)

6. Богатырь идёт железный, но работник он полезный.

Тащит плуги за собой, разговор ведёт с весной. ( трактор)

7. Богатырь – тяжеловес плуг таскает, возит лес.

За железным конём ящик тянется с зерном.

Сквозь дырявое дно высыпается зерно. ( сеялка)

8. Для уборки урожая на поля я выезжаю.

И за несколько машин там работаю один. ( комбайн)

9. На просторе в море хлеба замок с башнями до неба.

Замок с башнями до неба сохранит всё море хлеба. ( элеватор)

10. Я пузырюсь и пыхчу. Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня, посадите в печь меня. ( тесто)

11. Мнут и катают, в печи закаляют.

А потом за столом нарезают ножом. ( хлеб)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ.

Плох обед хлеб береги.

Ешь пироги коли хлеба нет.

Есть хлеба край только хлебом корми.

Без хлеба и каши а хлебу мера.

Будет друг так и под елью рай.

Деньгам счёт коли хлеба есть круг.

Как хочешь зови ни во что труды наши.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. КРОССВОРД.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. СЦЕНКА по сказке « КОЛОСОК»

Главная > Документы > материал > Тематический утренник ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

aret.ru

Тематический утренник « ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Тематический утренник « ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» Оформление: на доске картинки с изображением хлебных растений, пословицы о хлебе, кроссворд, информационные листки по теме из цикла « А знаете ли вы…». Перед доской: на подносах хлебобулочные изделия, праздничный каравай с солью. Дети работают в командах ( 4 команды). ХОД УТРЕННИКА: 1. Учитель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде человеческого труда – хлебе. Хлеб – один из самых удивительных продуктов. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», « Хлеб – кормилец», « Хлеб – это жизнь», « Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».Во все времена на самом почётном месте – хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. А пришёл он к нам на стол не просто. Много людей помогало ему в этом: и тот кто сеял, и тот кто убирал, а потом хлеб молол, а потом испёк. Трудно, тяжело достаётся хлеб. Растения, зёрна которых годятся в пищу, тоже называют хлебом ( показывает эти растения и рассказывает о них). Это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, соя. Но пшеницу, рожь и ячмень ещё называют ЖИТО. Их название сходно со словом ЖИТЬ не случайно. Они наши кормильцы. « Ведь не сразу стали зёрна хлебом на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле». 2. А теперь послушаем ребят. Они расскажут нам о том, как пришёл к нам хлеб.(1 команда) - Было это давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Люди жили племенами в пещерах и питались мясом диких животных. Случилось так, что всех животных они истребили , и им нечего стало есть. Отправились они в другие места, где можно было бы прокормиться. - Шли они долго и умирали от голода. И случилось это с одним человеком: он от голода потерял сознание, упал. Когда очнулся – вокруг него никого не было, а вокруг него росли удивительные растения, из которых сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них. Приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. - Эти зёрна подействовали на него как лекарство. Он окреп и мог продолжать дорогу. Ему захотелось рассказать об этом другим людям. Человек собрал эти зёрна и пошёл искать других. Увидев его живым, люди удивились. А он рассказал им о чуде – колоске. Учитель: Хороша сказка, но как было на самом деле мы не знаем. Самое главное, что теперь у нас есть эти замечательные колоски, из которых мы можем получить чудесный продукт – хлеб. 3. А знаете ли вы, как хлеб попадает к нам на стол? Об этом нам расскажут и покажут ребята . (2 команда). - Хлеб рождается в бороздках. Посмотри-ка на поля. Ведь земля – земля не просто, а кормилица – земля. - За лесами, за лугами раздаётся в поле гром. Это тракторы плугами пашут чёрный чернозём. - Гребнем частым борона расчеши земельку. Приготовим для зерна мягкую постельку. - На широкие долины вышли новые машины. Глянь в раскрытое окно – сеют сеялки зерно. Сколько в этом зёрнышке вложено труда? Знают только солнышко, ветер и вода. - Посеяли хлеб хлеборобы весною, созрел он и стал золотою стеною. И слышит страна: за уборку пора! Для хлеба комбайны нужны, трактора. - Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошёл. С поля даже в магазины хлебу ехать рановато. Он уселся на машину и спешит на элеватор. - И опять собрался в путь… Едет хлеб на мельницу – мельницу – чудесницу. Здесь пышней, чем облака, и в любом количестве Получается мука по воле электричества. ( учитель ещё раз обращает внимание детей на то, как появляется хлеб на нашем столе: повторяются все этапы выращивания хлеба) Учитель: А в старину хлеб сажали и убирали по - другому. Нужны были совсем другие инструменты: плуги, которыми вспахивали землю на лошади, деревянная борона, а сам человек ходил по полю и разбрасывал зёрна для посадки из спец. сумки. Тяжела была и уборка хлеба с поля: вручную с помощью серпа колосья срезали и связывали в снопы, потом их с помощью цепа обмолачивали прямо на земле. Отделенные зёрна хранили в спец. сараях – амбарах. Зерно для выпечки мололи на мельницах. ( Можно во время рассказа показывать видео ряд) 4. Викторина « Знаете ли вы загадки?» Два мышонка и петушок загадывают ребятам загадки, а они их отгадывают. Побеждает та команда, которая больше других получит баллов за отгадки. ( смотрите приложение № 1) 5. А теперь посмотрим пословицы про хлеб. Прочитайте пословицы на доске, объясните их смысл. Викторина « Собери пословицы». На отдельных листах каждая команда получает пословицы, которые надо восстановить. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно восстановит пословицы. ( смотри приложение №2) 6. Учитель: Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Представьте : сколько же надо для того, чтобы прокормить народ? « Худ обед, коли хлеба нет» - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из них то, что он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства, дружелюбия и мира. Тысячи лет существует этот продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное . 7. Выступление команды № 3. - Каравай земли и неба на твоём столе. Ничего сильнее хлеба нету на земле. - В каждом маленьком кусочке хлебные поля. И на каждом колосочке держится земля. - В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой Сила солнышка хранится и земли родной. - И растёт под небом светлым строен и высок. Словно Родина бессмертный, хлебный колосок. - С караваем соль подносим. Поклонясь - отведать просим. Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук! - Пышный, мягкий, пропечённый, подрумяненный слегка. Хлеб с горбушкой золоченой шёл к тебе издалека. - В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл. В нём здоровье наша, сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло! - В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём. Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём! Учитель: Ешь его, расти и помни: в мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб. 8. Посмотрите, ребята, какое изобилие хлебных изделий мы можем купить сегодня в магазине. ( учитель показывает и рассказывает о разных хлебных изделиях) « Отгадай кроссворд». Каждая команда получает кроссворд, который нужно отгадать. Кроссворд трудный, поэтому баллы за отгаданные слова не начисляются. Через 5 минут начинаем проверку и заполняем клетки кроссворда все вместе.( кроссворд начерчен на доске) В выделенных клетках получается фраза, которую произносят, когда приходят в чужой дом: ХЛЕБ ДА СОЛЬ. ( Кроссворд смотрите в приложении № 3) Учитель: У народа есть слова « Хлеб – всей жизни голова». Ставится всегда он первым на столе. 9. У всех народов хлеб пользуется уважением. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Ещё в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал кусок хлеба на землю, нужно было его поднять и поцеловать. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Живи так, чтобы твой хлеб был всегда честным. Запомни: в хлебе – душа народа. Для того, чтобы он был у всех, трудиться вся страна. О том, как ценить и беречь хлеб нам расскажут сейчас ребята ( выступление 4 команды) - Хлеб – драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери. - Режь да ешь от всей души, силы набирайся. Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся. ( хотя среди современников встречаются такие, которые играют хлебом в футбол. Чтение стихотворения С. Михалкова « Булка»)- Крошил я горбушку, и мама, вздыхая, сказала, что это привычка плохая. Тогда из фанеры я сделал кормушку, в неё докрошил я ржаную горбушку. И стала хорошей плохая привычка. Приятного вам аппетита, синички! - Можно посчитать: если каждый ученик школы не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит по школе около 30 кг. А если посчитать по городу? … А если по стране? Подумаем об этом! - Мальчик, ногою пинающий хлеб. Мальчик, голодных не знающий лет. Помни, что были лихие года! Хлеб – это жизнь, а не просто еда! Хлебом клялись, за хлеб умирали не для того, чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится. Вот, что в народе у нас говорится: « Коли ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!» - Во время блокады Ленинграда жители города получали га весь день всего 125 г хлеба ( это те, кто работал, а дети и старики получали половину этого, поэтому они голодали и умирали от истощения). Можно показать ребятам эти порции. - Человек привык трудиться: люди пашут, сеют, жнут. В каждом солнышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд! Хвала рукам, что пахнут хлебом! Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! ( хором) - Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной! Говорим мы: « Берегите, берегите хлеб родной!» Не мечтаем мы о чуде – нам полей живая речь. Берегите хлеб вы, люди! Научитесь хлеб беречь! ( хором) 10. Учитель: Вы, ребята, уже читали много информации о хлебе. Я хочу обратить внимание на некоторые сообщения. А вы знаете, что… - во многих странах существуют музеи Хлеба? У нас в стране тоже есть такой музей. Он находиться в городе Санкт - Петербурге и вы можете его посетить. - а какие есть интересные рецепты для приготовления « вкусностей» из чёрствого хлеба? Попробуйте. - хотите узнать ещё много полезного и интересного о хлебе – читайте « Информашки», посвящённые хлебу. 11. На доске написаны слова, которые близки по значению слову ХЛЕБ. Давайте их вспомним и допишем. - как ласково скажем об этом продукте? ХЛЕБУШЕК - этот предмет нужен для хранения хлеба. ХЛЕБНИЦА - человек, который хлеб растит, заботится о нём. ХЛЕБОРОБ - так называют местность, где выращивают много хлеба. ХЛЕБНЫЙ КРАЙ - это слово обозначает суп, в состав которого входит много накрошенного хлеба. ПОХЛЁБКА 12. Учитель: Вот и подходит к заключению наш праздник и хочется вам, ребята, сказать: Ешь его, расти и помни: в мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился СВЕЖИЙ ХЛЕБ! ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ « КОЛОСОК» в исполнении учащихся класса. ( приложение № 4)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ЗАГАДКИ. 1.Какое море за селом волнует ветерок? В нём волны можно собирать, укладывать в мешок. ( хлебное поле) 2. Он на солнышке стоит и усами шевелит. Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит. ( колос) 3. Железный нос в землю врос. Роет, копает, зеркалом сверкает. ( плуг) 4. Маленький, горбатенький, всё поле обыскал, Домой прибежал – всю зиму пролежал. (серп) 5. Лежит мужик на поле в золотом кафтане. Подпоясан, да не поясом, сам встать не может – Люди поднимают. (сноп) 6. Богатырь идёт железный, но работник он полезный. Тащит плуги за собой, разговор ведёт с весной. ( трактор) 7. Богатырь – тяжеловес плуг таскает, возит лес. За железным конём ящик тянется с зерном. Сквозь дырявое дно высыпается зерно. ( сеялка) 8. Для уборки урожая на поля я выезжаю. И за несколько машин там работаю один. ( комбайн) 9. На просторе в море хлеба замок с башнями до неба. Замок с башнями до неба сохранит всё море хлеба. ( элеватор) 10. Я пузырюсь и пыхчу. Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, посадите в печь меня. ( тесто) 11. Мнут и катают, в печи закаляют. А потом за столом нарезают ножом. ( хлеб) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ. Плох обед хлеб береги. Ешь пироги коли хлеба нет. Есть хлеба край только хлебом корми. Без хлеба и каши а хлебу мера. Будет друг так и под елью рай. Деньгам счёт коли хлеба есть круг. Как хочешь зови ни во что труды наши. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. КРОССВОРД. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. СЦЕНКА по сказке « КОЛОСОК»

profhelp.net

Утренник Хлеб всему голова | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах

Сценарий праздника в старшей группе «Хлеб - всему голова». Автор: Умрихина Екатерина Олеговна, воспитатель МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки. Описание материала: данное мероприятие полезно для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Мероприятие направленно на воспитание бережного отношения к хлебу и труду хлеборобов. Задачи: Образовательные: сформировать представление о выращивании и приготовлении хлеба и о труде людей, причастных к этому, развивать кругозор воспитанников. Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, ловкость. Речевые: развивать речь, обогатить словарный запас. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов, любознательность. Материалы и оборудование: каравай и другие хлебобулочные изделия, рушник, муляжи колосков, картинки с изображением продуктов, обручи. Ход утренника Девочка в русском костюме под звуки песни «Русское поле» муз. Френкеля, слова И. Борф на вышитом полотенце несет каравай хлеба.)Ведущий. Смотри, не зевай - несут каравай! Каравай медовый, каравай пудовый, Сам собой медовый из муки из новой! (Останавливаются посреди зала) Ребёнок 1. Как пекли его, пекли Даже слюнки потекли! До того хороший вышел, Лучше булок, лучше пышек! Ребёнок 2. Лучше всякого-всего, всяк отведает его! Поскорее накрывай стол скатеркой чистой- Перед нами каравай с корочкой душистой! (2 детей накрывают белой скатертью стол) Девочка ставит его на стол и говорит: Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Вот он - хлебушко душистый, вот он теплый золотистый. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал,- пришел. Ребёнок 3. В нем здоровье наша сила, В нем чудесное тепло: Сколько рук его растило, охраняло, берегло! Ребёнок 4. В нем земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем, Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! ПЕСНЯ «Колосок» в исполнении детей Ведущий. Ребята, посмотрите как оформлен сегодня наш зал. Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. А сейчас ребята мы вам покажем и расскажем, как рождается хлеб в наше время. Тракторист. Пришла горячая пора, Пора больших забот. Рокочут в поле трактора, Весенний сев идет. Ведущий. Поднимается росток, Зеленеет стебелек, Скоро будет колосок. А чтобы зернышки наши выросли их надо полить водичкой. Все вместе. Дождик! Дождик! Лей, лей! Не жалей пузырей! Под музыку В. Герчика «Дождик», «малъчик-дождик» бегает между рядами «зернышек-колосков», затем убегает на место. Ведущий. Золотое солнышко, Ты согрей-ка зернышки! Под музыку Е. Тиличеееои «Солнышко плывет по небу» «девочка-солнышко» обегает «зернышки-колоски» и возвращается на место. Ведущий. Стало поле щедрой нивой, Сильной, рослой, златогривой. «Танец с колосьями» Ведущий: Вот и прошло лето. Наступила осень. Песня "Осень" в исполнении детей. Ведущий: Ну что же, всё лето солнце грело всходы, дождик полил, а ветерок обдувал свежим воздухом, шевелил колосья. И пшеница уродилась на славу. Значит, будем собирать. Игра "Собери пшеницу": Ведущий разбрасывает по всему залу колоски. В четыре угла кладет по обручу. Дети ( 4 человека) должны собрать колоски каждый в свой обруч: кто больше и быстрей. Брать можно только по одному колоску. Ведущий: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на "хлебную" тему? Отгадать нужно легко и быстро: 1. Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) 2.В дом зерно возьмёт Каравай вернёт (Поле.) 3. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка От рождения седая мать по имени... (Мука) 4. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн) 5.Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно) 6. Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто) 7. И пшеничный, и ржаной, Пахнет он землей родной. (Хлеб) 8. На шпагате кольца к чаю. В магазине покупаю. ( Баранки) 9. Толстая Федора наедается не скоро, Но зато, когда сыта – от Федора теплота. (Печь) 10. Одно бросил – Целую горсть взял. (Зерно) 11. Всю жизнь крыльями машет, А улететь не может. (Мельница) Ведущий. Хлеб созрел. В поле моторы Песню жатвы завели. В степь выходят комбайнеры Полевые корабли. Комбайнер. Вот так славный урожай, Будет вкусный каравай! Комбайнеры, держат в руках рули, под музыку И. Кишко «Комбайнеры» едут за урожаем. Дотрагиваются до колосков, увозят урожай. Ведущий. Хлеб созрел, но к нам на стол Прямо с поля не пришел. С поля даже в магазины Хлебу ехать рановато. Он уселся на машину И спешит на элеватор. Проводится аттракцион «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор». Ребенок. А теперь свою муку Я в пекарню отвезу, Пекарь сделает нам плюшки, Булки, пироги, ватрушки. Испечет нам каравай, А ты праздник продолжай. Ведущий. Славно потрудились люди. Собрали богатый урожай хлеба. -Говорят в народе: Кто трудился от души -Веселись теперь, пляши! Ребенок. Мы на пляску собрались, Запевайте звонче, А ты польку баянист, Заиграй погромче. Мальчики приглашают девочек на польку. Ребёнок. Каравай заводит дружбу С тем кто с детства любит труд Если ты с работой дружен Выходи смелее в круг. Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него каравай. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Марш высотников» муз. Р. Щедрина (из к/ф «Высота») : Не кочегары мы, не плотники, Но сожалений горьких нет, как нет. Хлебозавода мы работники, Вам из пекарни шлем привет! Пекарь. Вот он, хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел! В нем здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем! Инсценировка стихотворения "Праздник каравая" Т.Коломиец. Ведущий К дошколятам на машине Каравай приехал ныне Пышной коркой похрустим, Всех на свете угостим. В круг вставай, каравай, Кого хочешь – выбирай! Каравай выходит из машины, дети встают в круг и поют с движениями. Как на праздник урожая Испекли мы каравай: Вот такой вышины, Вот такой нижины, Вот такой ужины, Вот такой ширины. Каравай, каравай, Кого хочешь выбирай! Каравай Пекаря! Он не грел на печке бок – Каравай ребятам пек. Пекарь, с нами поиграй, Кого хочешь выбирай! Выходит пекарь в белом колпаке и переднике, становится рядом с караваем. Пекарь Мельника! Не молол он чепуху, А смолол зерно в муку! Мельник с нами поиграй, Кого хочешь – выбирай! Мальчик мельник – в большом переднике встает рядом с пекарем. Мельник Хлебопашца! Он в тенечке не лежал, А хлеба растил и жал! Хлебопашец, в круг вставай, Кого хочешь – выбирай! Хлебопашец в русской рубахе, встает в круг. Хлебопашец Рабочего! Он приехал к нам с дарами – Тягачами, тракторами! А награда – урожай! Всех на праздник приглашай. Выходит рабочий – в комбинезоне, становится рядом с хлебопашцем. Пекарь Слава урожаю в закромах! Мельник Слава караваю на столах! Хлебопашец и рабочий(вместе) Слава, слава дружным рукам! Ребенок. Почет и честь вам, хлеборобы! За ваш прекрасный урожай, За то, что Родине вы дали Душистый хлеба каравай!

Ведущий А сейчас мы поиграем в уже знакомую вам игру "Угадай по вкусу". Сегодня мы будет узнавать по вкусу разные хлебные изделия. Какие хлебные изделия вы знаете? Ответы детей. Ведущий На нашем подносе лежат кусочки разных хлебных изделий, которые вы сейчас назвали: белый и черный хлеб, разное печенье, пряник, бублик булочки, бисквит, баранки, вафли, хлебцы. Итак, конкурс начинается. Дети с завязанными глазами определяют хлебные изделия. Ведущий Хлеб созрел, но к нам на стол Прямо с поля не пошел, С поля даже в магазины Хлебу ехать рановато. Он уселся на машину И спешит на элеватор.

Игра "Испеки каравай". Карточки: мука, соль, сахар, масло, дрожжи, молоко, изюм, вода, овощи, фрукты. Дети поочередно бегут, выбирают нужные картинки из чего пекут каравай и кладут в миски. Чтение стихов. Васильки во ржи. Смотрят в небо васильки Синими глазами. Золотятся колоски, Ходит рожь волнами. Расстилаются поля Без конца и края. Хлебом кормит нас земля Матушка родная Т. Шорыгина

Хлеб Положил в котомку сыр, печенье, Положил для роскоши миндаль. Хлеб не взял Ведь это же мученье Волочиться с ним в такую даль! Только бабка сунула краюху! Все на свете зная наперед, Так сказала: - Слушайся старуху! Хлеб родимый, сам себя несет. Н. Рубцов Ведущий. Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь! Все вместе. Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!

profhelp.net


Смотрите также