Внеклассное мероприятие: "Хлеб - всему голова". Хлеб всему голова стенгазета
Классный час " Хлеб - всему голова".
Классный час на тему:
«Хлеб - всему голова».
2 класс
Тема: Хлеб - всему голова.
Цель:
Воспитывать бережное отношение к хлебу, к Родине, уважение к труду людей.
Предварительная подготовка:
подбор стихотворений по теме;
оформление стенгазеты « Хлеб – наше богатство».
Ход занятия.
Сообщение темы классного часа.
Вступительная беседа.
-Ребята, наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать со стихотворения Д. Матковского «Хлеб».
Нет ничего превыше хлеба
В нем наш исток и наш итог.
Как будто солнце льется с неба,
Пшеничный катится поток.
Хлеб убирать, так быстротечна
Так незатейлива отрада
И в то же время – это вечно,
Хлеб наш насущный - навсегда.
Пахать холмы, пахать долины
И понимать тебе дано
Почувствовать то, как едины
Рука, и поле, и зерно.
Почувствовать корней движенье
И ощутить стирая пот,
Что хлеб восходит из терпенья,
Из трудных будней, из забот.
Из хлеба свет, из хлеба воздух,
Стихи , что зреют не спеша
Из хлеба утренние звезды
Из хлеба память и душа.
И дождик середины лета
И лист у нашего окна,
Родник в земле возник из хлеба,
Из хлеба на небе луна.
И нет прекрасней вдохновенья
Чем из земли через века
Полет, стремленье, возвышенье,
Восход пшеничного ростка.
ХЛЕБ - НАШЕ БОГАТСТВО.
Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наше время он составляет основу жизни человечества. Хлеб всегда остается хлебом, несмотря на все изменения в нашей жизни.
Хлеб требует трепетного святого отношения к себе.
Послушайте стихотворение С. Погореловского:
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он – хлебушко душистый
С хрустящей корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу, зерна стали
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В каждой семье хлеб всегда есть на столе к обеду. И в магазинах хлеб пшеничный, ржаной, булки, бублики. Торты , печенья, крупы. Все это хлеб. И это большое наше завоевание. Известно 750 видов хлебобулочных и кондитерских изделий.
Не дорог у нас хлеб. Но как дорого он достается. Лишь на один батон уходит 12 тысяч хлебных зерен. А их надо вырастить.
«Хлеб – всему голова»- говорит народная пословица. Без хлеба нет и жизни на земле.
В трудные годы неурожая в нашей стране из – за погодных условий мы хлеб покупаем за золото. Хлеб достается очень дорого и поэтому его и надо беречь и аккуратно с ним обращаться.
Были годы для нашей страны, когда маленький кусочек хлеба был самым желанным.
Вспомним блокадный Ленинград – тяжелые годы Великой Отечественной войны. Сколько умирало ежедневно людей, детей, стариков, женщин только оттого, что в данную минуту не было даже крошки живительного хлеба.
Послушайте стихотворение И. Малышева
« Дети мечтали о корочке хлеба».
9 строчек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все. Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире
Кажется радости нет больше в мире
Если бы хлебушка всем по кусочку
Может, короче дневник стал на строчку.
Маму и бабушку голод унес
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной- пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых только Таня
В маленьком сердце – столько страданья
«Умерли все». Никого больше нет
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.
Девочки нет. Но остался дневник
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским.
Плакали люди, сточки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
В нашей стране давно прошли голодные военные и послевоенные годы. Но и сейчас есть такие страны, где очень много миллионов детей недоедают. И каждый 5 ребенок умирает от голода.
Вот почему мы должны душевно, бережно, уважительно относиться к хлебу. Нельзя выбрасывать хлеб. Это очень страшное преступление.
Бережное отношение к хлебу – это бережное отношение к Родине, уважение к труду людей.
Анализ стенгазеты «Хлеб - всему голова!»
Конкурс пословиц и поговорок о хлебе, о земле.
Без соли, без хлеба – худая беседа.
Худ обед, коли хлеба нет.
Покуда есть хлеб, да вода – все не беда.
Люди живут не небом, а трудовым хлебом.
Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Хорошо боронишь – хлеб не проворонишь!
Хлеб хлебу брат.
Что посеешь, то и пожнешь.
За хлебом все добро.
Кто землю лелеет, того земля жалеет.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Подведение итогов занятия.
(Ответы детей)
- На этом наше занятие окончено. До свидания.
infourok.ru
Внеклассное мероприятие: "Хлеб - всему голова"
Внеклассное мероприятие:
«Хлеб - всему голова»
Классного руководителя
3 «Г» класса МОУ СОШ №103
Пауковой Светланы Анатольевны
Тематический вечер «Хлеб - всему голова»
Хлеб - одно из крупнейших открытий в истории человечества. Он настолько нужен человеку, что едва родившись на свете, мы уже не можем без него обойтись. И так всю жизнь.
В. К Ремесло
Цель: Привитие любви, уважения и бережного отношения к хлебу.
Оформление: Книжная выставка «Хлеб - всему голова», стол накрытый белой скатертью, хлеб и соль на рушнике, выпечка, приготовленная руками учащихся, иллюстрации о хлебе на экране или стене.
Плакаты: «Хлебушек - от земли, Силушка от хлеба»
«Мы не песню поем - хлебу честь воздаём!»
«Хлеб - батюшка, а земля матушка»
«Матушка рожь кормит всех сплошь»
Действующие лица: ведущие, чтецы, учащиеся лицея, гости.
Звучит песня «Русское поле..., на экране проецируется компьютерная презентация о хлебе.
Ведущая 1: С давних времен хлебом солью приветствовали радушные хозяева дорогих гостей. Этот обычай русской старины сохранился до сей поры. Хлеб да соль символизируют мир, тепло домашнего очага.
Ведущая 2: Доброго здоровья, гости дорогие! Сегодня по старинному русскому обычаю хлебом-солью и мы встречаем дорогих гостей и уважаемых людей.
Ведущая 1: История цивилизации - это история хлеба. Ученые полагают, что впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они - то и обратили внимание на злаковые растения.
Ведущая 2: Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерна.
Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, за тем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Ведущая 1: Самый древний хлеб, дошедший до наших дней, лепешки из гробницы фараона Ралуса 3. Хлеб почитался очень высоко, ценился всеми народами. Пекари имели большой авторитет.
Ведущая 1: В Германии преступника, убившего пекаря, наказывали втрое строже, чем за убийство другого человека.
Тех, кто пек плохой хлеб, строго наказывали: стригли наголо, привязывали к позорному столбу, отправляли в изгнание. В Риме стоит 13-метровый величественный памятник древности хлебопеку-мастеру Марку Вергелию Эвкисану - в виде хлебной корзины.
Ведущий 2: С хлебом в истории было связанно много любопытных поверий и обычаев. Весной, перед посевом, когда начинали пахать землю, в первую борозду обязательно клали ломоть свежевыпеченного хлеба, что бы угодить и задобрить матушку-землю. В доме держали черствую буханку хлеба, выпеченную в Страстную пятницу, есть её, конечно, не ели, а подвязывали на верёвочке к потолку- целый год будет «отгонять от дома злых духов». Не меньшее значение имело, как держать буханку, когда режешь хлеб.
Чтец: За много лет до нашей эры,
Как это все давным-давно.
Бросает землю первый пахарь Пшеницы первое зерно.
И зазвенел, налился колос
В ладонях солнечного дня.
И пахаря счастливый голос
Воспрянул, над землей звеня.
Ведущая 1: Россия - хлебная страна. Многие годы был в ней голод, хотя миллионы тон вывозили за границу. Русская пшеница славилась во всем мире, и это заслуга не только нашего трудолюбивого мужика, но и замечательных ученых - агрономов.
Ведущая 2: Особый вклад внес В.И.Вавилов. По злой иронии судьбы, этот человек, посвятивший свою жизнь тому, чтобы каждый житель Земли имел вдоволь хлеба, умер от голода на нарах Саратовской тюрьмы.
Ведущая 1: Хлеб - не только один из главных продуктов питания, не только украшение стола в праздники и будни, но ещё и добрый помощник врачей в их борьбе за здоровье человека. Он рекомендуется при заболевании почек, и сердечно- сосудистой системы, гипертонии, гастрите, язвенной болезни.
Звучит песня о хлебе «Ой ты, рожь...»
Ведущая 2: Был хлеб всегда в почете на Руси-
Её просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать!- спроси,
Тебе ответить могут ленинградцы.
Ведущая 1: Они припомнят город без огней.
Когда враги стояли на пороге, И долгих девяносто блокадных дней
Снаряды свист... Воздушные тревоги.
Ведущая 2: Мела метель ,колючая мела...
За нею голод шел в дома по следу
И не было ни хлеба, ни тепла.
Была лишь вера твердая в Победу.
Ведущая 1: Высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? 125 граммов на человека. В нём пищевой целлюлозы 10%,жмыха-10, обойной пыли-2, выбоек из мешков-2, хвои-1,муки ржаной обойной-75%.
Не будь хлеба - не было бы и Победы!
Ведущая 2: Сейчас всё это в прошлом: голод, война, голодные послевоенные годы.
Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства прививать эту любовь и в семье и в детском саду, и в школе.
Но разве и сегодня не достойно уважения бережное отношение к хлебу? Каждый человек, знающий свою историю любящий свой народ ,не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище.
Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное.
Ведущая 1: А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоре. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
Ведущая 2: Каждому человеку нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год набирается 7 кг или 15 батонов. Такие, казалось бы, незначительные потери в каждой семье вырастают в громадную цифру. Чтобы восполнить их, необходимо вырастить примерно два миллиона тонн зерна.
ВИКТОРИНА на тему: «ОТ БУХАНКИ ДО ВАТРУШКИ»
Сколько зёрен нужно для выпечки одного батона? ( Из одного зёрнышка получается около 20 мг муки, для выпечки одного батона надо вырастить 10000 зёрен).
Почему слова «пшено» и «пшеница» созвучны и в некоторых славянских языках однозначны? ( Названия связаны со способом очистки зерна: злаки толкли, отделяли от мякины. Оба названия - производные от старославянского «пышено», то есть зерно, очищенное путём толчения, «пыхать» - толочь).
Что такое «жито»? ( Рожь от слова «жить», ибо ржаной - жатный хлеб - основная пища русских земледельцев).
Какой хлеб называют «ситник»? (Мука тонкого помола, отсеянная от отрубей, называлась сеяной, а хлеб из неё - ситник).
Кто знает, почему сорт хлеба «Бородинский» так называется? (В честь бородинского сражения. Вдова генерала Тучкова, погибшего в этом сражении, на месте его гибели воздвигла часовню, а затем монастырь. Монахини его изобрели особый вид ароматного, долго не черствеющего хлеба, названного бородинским. Муку для него заваривают, а верх буханок перед выпечкой смазывают раствором крахмала. Паломники увозили домой хлеб, делили между домочадцами и молитвой поминали героев, отдавших жизнь за Родину).
Интересно, а какой хлеб едят космонавты? (В космосе крошки хлеба разлетятся и попадут в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают для космонавтов в виде крохотных булочек, весом 4,5 г, на « один кус» в формах с ячейками, как соты, по 80 штук. Герметически упакован, он хранится долго свежим. Также для космонавтов выпекают хлебцы разных сортов, коврижки. Космонавт Гречко, отправляясь в полёт захватил с собой на орбиту, как самый дорогой подарок земли, буханку ржаного хлеба. Сам он сын пекаря и толк в хлебе знает).
7. Не счесть разнообразие пирогов по вкусу и форме, а какие вы знаете? (Открытые и закрытые; курники, колобки, калитки, пирожки, саечки, лодонки, розанчики, крендельки, ватрушки, шаньги).
А что такое кныш? ( На Ставрополе, на Кубани, Нижнем Дону любят кныши -открытые пироги с зелёным луком и яйцами).
Все любят бублики. Что это такое? ( Бублик - самый молодой из бараночных изделий, родина - юг России, Одесса. Бублик по-украински - «пузырь»).
Сушка, - какая она? (Сухой бублик. Разные виды сушек в 19-20 веке носили название в честь писателей и поэтов: сушка ванильная - «пушкинская», с маком -«чеховская», сушка солёная - «есенинская»).
Что такое «варёный хлеб»? ( Галушки, лапша, клёцки).
Все помнят «трудовой договор» попа с Балдой из сказки А.С. Пушкина: «Есть же мне давай варёную полбу». Что такое - полба? ( Полба - полбяная пшеница, древний сорт культурной пшеницы. Зерно её при молотьбе не вымолачивается из плёнок, каша, сваренная из таких зёрен, - грубая и дешёвая еда).
Какие главные сорта хлеба вы знаете? (Серый, белый, чёрный).
14. В какой день на Руси пекли из хлебного теста «жаворонков»? (22 марта - день весеннего равноденствия).
Ведущий 1: Много пословиц, поговорок сложил русский народ о хлебе. Какие помните вы?
Пословицы:
- Где хозяин ходит - там и хлеб родит.
- Хлеб на стол - и хлеб престол, а хлеба ни куска - и стол доска.
- Хлеб в закромах - счастье в домах.
- Хлеб - всей жизни голова.
- Матушка-рожъ кормит всех сплошь, а пшеница - по выбору.
- Без хлеба нет обеда.
- Хлебушко ржаной - батюшка родной.
Ведущий 2: Слава ж тем, кто на рассвете раньше солнца поднимался, подставлял лицо под ветер, чтобы колос наливался и не вылег вдруг от града. И посеять, и взлелеять колосочек каждый надо, и пока дымятся росы, в срок скосить хлеба густые, чтоб не сыпались с колосьев наземь зёрна золотые. О дожде не спросит осень, был он в мае ил не был? Спросит, убраны ль колосья под июньским знойным небом. Слава тем рукам - что пахнут хлебом!
Ведущий 1: Богата и щедра наша Родина, сторицей она дарит людям все свои богатства, но только взамен на трудолюбие, заботу и внимание к себе. Где хлеб, там и песня, за хлебом-солью всякая шутка хороша, где поётся, там веселье.
Ведущий 2: Каждый из нас должен помнить: Всегда иметь хлеб на столе - большое счастье.
infourok.ru
Презентация классного часа на тему "Хлеб всему голова!"
1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.
2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Хлеб – всему голова».
Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия разных народов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.
Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении Ольги Воронец.
Первой идёт девочка в народном костюме с караваем в руках.
1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.
2. Чтение стихотворения (детьми)
Или же с кефиром.
Или запечённый.
Или же французский.
Знает своё место.
3. Кроссворд.
Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.
2
-
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
-
Булочное изделие небольшой массы. (РогаЛик)
-
Без соли, без хлеба половина… (ОбЕда)
-
Ай по имени зовут меня Илья Муромец,
По отцу величают сын Иванович.
Двор мне княжеский не нужен,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кусок…
Кто такой Илья Муромец? (Богатырь)
-
Посеешь в пору – соберешь зерна в … (ГорУ)
-
Хлебный злак (ПШеница)
-
Загадка: Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены (Колос)
-
Без рук, без ног, а подпоясанный. (СнОп)
Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО)
Учитель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)
Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)
А что можно получить из зерна? (муку)
А что мы испечём из муки? (хлеб)
Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.
А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….
Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.
4.
Учитель:
Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.
Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).
Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).
Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).
Четыре - воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).
Пять – пища (удобрение - есть пища).
Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, - они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.
Стихи (рассказывают дети)
1. Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
3. Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пек его.
Хлебный хоровод.
Рос на поле колосок,Был сначала невысок.Дождик поле поливал –Он немного подрастал.А потом с друзьями вместеОказался прямо в тесте.Хлеб в пекарне испеклиИ на праздник принесли.Смотрит он – вокруг дружки:Круглый торт и пирожки,Да еще подружки –Сладкие ватрушки.Хоровод веселый –Праздник хлеба в школе.
5. Викторина.
1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)
3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)
4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
Загадки
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.(Хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет.Корабль-великан по земле идет.Поле пройдет - урожай соберет.(Комбайн)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай.(Плуг)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.Ходит дом ходуном на столбе золотом
(Колос)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.В нем тогда, таких как я, будет целая семья.(Зерно)
Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.(Ветряная мельница)
Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.(Серп)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.(Трактор)
6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Ученики:
1. Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
2. Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?
Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.
Читает Миронова:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они ее не покупали-
Нашли за домом во дворе,
С земли ее не поднимали,
И вот она уже в игре…
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и взглянул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом. насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол,
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Учитель: Я надеюсь, среди вас таких «пареньков» нет.
8. Игра со словом «хлебороб».
Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.
9.
Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. - Почему один хлеб черный, другой – белый? ( Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков : служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г ) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Военный хлеб.Я помню хлеб,военный, горький,Он весь почти из лебеды.В нем в каждой крошке,В каждой коркеБыл горький вкус людской беды.На той беде замешан крутоНелегкий хлеб нелегких дней,Но как сладка была минута,Когда кусок в руке моейПосыпан был щепоткой соли,Приправлен маминой слезой.
Нам, юным, счастливым, война и не снится.
Нам голод и холод совсем не знаком.
Но знаем мы цену буханке пшеничной,
И знаем мы силу простых колосков.
А в годы войны помогал он героям:
Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром,
Пускай отражается солнце в глазах,
Да пусть еще хлеб вечно будет в почете
На ваших и наших семейных столах.
Каравай земли и небаНа твоем столе -Ничего сильнее хлебаНету на земле.В каждом маленьком кусочкеХлебные поля,А на каждом колосочкеДержится земля.
10. Паззлы.
Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.
Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» в исполнении группы «Дилижанс»
11. Конкурс «Золушка»
Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.
Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова
12. Учитель.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
- У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине очень популярна паляница.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Бисквит – западная Европа.
Брецель – Германия.
Бриошь – Нормандия, Франция.
Наан, чапати – Индия.
Пита – Ближний Восток.
Пицца – Италия.
Тортилья – Мексика.
Фолар – Португалия.
Багет – Франция.
13. Частушки.
Самоваром Вас встречаем,Пироги на стол несем,Мы за чаем не скучаем,Говорим о том, о сём,
На столе у нас пирог,Пышки и ватрушки,Так споём же под чаёкХлебные частушки.
Хлеб я ем с утра до ночиБулки с ночи до утраОчень весело проходятУ нас с мамой вечера.
Хороши к обеду плюшкиХлеб, батоны и ватрушки.Всех накормит тёплый хлебЛучше в мире хлеба нет.
Хлеб и каша – хорошоБудешь прыгать высоко.А конфеты, пироги –Шевелят наши мозги.
Предпочтенье отдаюЯ молочной кашеЧтобы с каждым новым днемСтановиться краше.
Ешьте кашу на здоровьеМного в ней белкаА еще поешьте хлебаИ попейте молока.
Хлеб в Калуге дорожает,
Весь народ волнуется.
Пояс туже затянула
Старая бабулечка.
Нынче был неурожай
По причине дождика,
Станет хлебный каравай
Подороже тортика.
14. Стихи. (рассказывают дети)
1. Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
2. Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
3. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
4. Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Учитель:А теперь всех приглашаем за стол!
infourok.ru