Праздник урожая "Хлеб всему голова". Ломоть хлеба т шорыгина


Праздник урожая "Хлеб всему голова"

Сценарий праздника урожая, для детей старших и подготовительных групп

"Хлеб всему голова"

Воспитатели читают стихотворение. ( на столе выставка караваев из солёного теста (поделки детей на конкурс «Наш хлебный край).

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного –

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое –

Белых хлебушек испечь.

Тесто замесить крутое

И его поставить в печь.

Но сначала, дети, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полон зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть.

Т. Шорыгина

Ведущий

Без хлеба и жизни нет. Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и того, что мы видим на нашем столе (обращает внимание на выставку).

Ведущий

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

1Ребенок

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

2Ребенок

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

В нем – земли родимой соки

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

3Ребенок

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4Ребенок

У народа есть слова:

"Хлеб – всей жизни голова".

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе.

5Ребенок

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,

Ломоть ржаного, трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное – работой пахнет хлеб.

6Ребенок

Тем, кто хлеб печет чуть свет

Мнет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Им спасибо говори –

Их за хлеб благодари.

7Ребенок

"Хлеб не швыряйте, он святой!" -

Бывало скажет дед седой

Нам детворе проворной.

Затем, что труд и крепкий пот,

И нивы дух медовый

Всему живому жизнь дает.

8Ребенок

Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй

Без него человеку беда.

Песня в исполнении воспитателей «Оренбургские степи»

9Ребенок

Зреет тучей золотой

Новый урожай.

Каждый колос налитой

Крепко уважай.

10 Ребенок

Чтобы новый хлеб испечь

Пышен и высок.

Надо в поле уберечь

Каждый колосок.

11Ребенок

О труде хлебороба

Все колосья поют,

Значит, это особый,

Замечательный труд.

12Ребенок

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной

Труд – его имя,

Мир – его отчество,

И для народа он самый родной.

13 Ребенок

Говорят в народе:

Есть хлеб – будет и песня.

Хлеб в печи, отпылали дрова.

Он готов, открывайте-ка дверцы!

Хлеб нельзя получить без труда,

Песню спеть невозможно без сердца.

Песня о России (на экране слайды природы России).

Песня под.группы « У моей России»

Ведущий

Дети, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Дети

Много снега – много хлеба.

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

Родители

1. Хлеб да вода – молодецкая еда.

2. Ржаной хлеб всему голова.

3. Нива – Божья ладонь, всех кормит.

4. Калач приестся, а хлеб никогда.

5. Хлеб – батюшка, водица – матушка.

6. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

7. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

8. Дадут хлебца, дадут и дельца.

Ведущий

Ребята, а теперь и загадки попробуйте отгадать.

Золотой он и усат

В ста карманах – сто ребят.

(Колосок)

В долг зерно возьмет,

Каравай вернет

(Поле)

Он идет – волну сечет,

Из трубы зерно течет.

(Комбайн)

Ведущий

Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей. Наступает праздник урожая.

Звучит музыка, въезжает на машине мальчик, исполняющий роль каравая.

(В комбинезоне и шапочке желтого цвета.)

Инсценировка стихотворения "Праздник каравая" Т.Коломиец.

Ведущий

К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь – выбирай!

Каравай выходит из машины, дети встают в круг и поют с движениями.

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

Каравай-Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай!

Выходит пекарь в белом колпаке и переднике, становится рядом с караваем.

Пекарь-Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Мальчик мельник – в большом переднике встает рядом с пекарем.

Мельник-Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец в русской рубахе, встает в круг.

Хлебопашец-Рабочего!

Он приехал к нам с дарами –

Тягачами, тракторами!

А награда – урожай!

Всех на праздник приглашай.

Выходит рабочий – в комбинезоне, становится рядом с хлебопашцем.

Пекарь - Слава урожаю в закромах!

Мельник - Слава караваю на столах!

Хлебопашец и рабочий(вместе) - Слава, слава дружным рукам!

Девочка

Поднимается росток,

Зеленеет стебелек

Скоро будет колосок

Станет поле щедрой нивой

Сильной, рослой, златогривой.

Танец с колосьями.

Ведущий

Поле дружно колосится,

Даст нам хлебушек….(пшеница)

Черный хлебушек хорош!

Нам его подарит…(рожь)

Дети показывают "Сказку о чудесной жнее" А. Крячко

рассказчик -

Жили-были отец с матушкой, а с ними детки малые: мал мала меньше. Пришло время пшеничку жать. Заторопился отец к кузнецу – серпы ковать.

Отец - Поеду я, жена, к кузнецу. Вот-вот жатва начнется. Надо нам торопиться новые серпы ковать. До кузнеца ехать долго, целых три дня пути. Спешить надо, а не то непогода, дожди осенние побьют колоски.

Мать –Поезжай отец, добрый путь! Да скорее возвращайся.

рассказчик – День – другой ждут-пождут домашние, а хозяина всё нет. Говорит старший сын матушке…

Сын –Стоит колос, вызрел – зерно на землю роняет. Пора жать.

Мать - Да без отца-то нам не управиться!

Сын - Глянь, матушка, на небо – тучи бродят, дожди осенние проливные несут, того и, гляди, зерно мокнуть начнёт! Нужно нам до дождя управиться!

Мать - Да без отца-то не сладим! И серпы старые, поизносились!

Сын- Уж сколько-нибудь, да успеем и такими серпами сжать! Не то дожди пойдут – вовсе без хлеба останемся!»

Мать - Да как же! Не осилить нам!

Сын- Ничего, с Божьей помощью! А там и отец поспеет.

рассказчик- Вышли сын с матерью. Жнут – пожнут, головы не поднимая: успеть бы до ночи! Торопятся, да силы малые, всего-то с десяток снопочков связали.Остановились дух перевести. Глядь, – а вокруг них пшеницы в снопы повязано видимо-невидимо. Вот чудо!

рассказчик - Прислушались: шурх! шурх! Кто-то невидимый в стороне идёт, пшеницу жнёт, да в снопы повязывает! Подивились сын с матерью, Богу помолились, ещё усердней за работу принялись. Уж темнеть стало – последний сноп довязали, всё поле и убрано! Дивятся…

Мать - И что ж это за чудесный жнец нам помогал?

рассказчик - Оглянулись вокруг и видят: идёт по полю Сама Пречистая Дева Богородица, в руках серебряный серп держит.

Звучит аудиозапись красивого песнопения.

На экран проецируется слайд с изображением иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

рассказчик

Огляделась вокруг – поле прибрано – будут с хлебом трудовые люди. Протянула руку с серпом к самому небу – и засверкал он ясным месяцем. А небо покрылось золотыми звездами.

рассказчик Бросились, было, сын с матерью Богородице в ноги поклониться, а Её нет, как не бывало! Только стоят стога на поле, месяц сияет, да звездный покров над землею распростёрт.

Звучит фонограмма. Хор поет песню «Осень. Покров»

(сл. И. Рутенина, муз. Л. Ершовой)

Хор- все дети

Осень. Покров

Слякоть пусть и бездорожье,

Не грусти, потупя взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

От всего на свете злого

Лес и поле, и дома –

Покрывает все Покровом

Богородица Сама.

Ведущий

Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нем. Теплый хлеб в человеческих ладонях – это чудо, Если он конечно есть. Вспомним- Ленинградский блокадный хлеб…

Как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки.

Мама читает стихотворение ЕВГЕНИЙ ВИНОКУРОВ. «ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ».

Ведущий

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел,

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

Игра "Кто быстрее отвезет зерно на элеватор"

(10 мешочков с зерном расставить 2 колонки по 5 мешков, 2 машины - 2 детей нагружают машины на элеватор.)

Дети перед игрой

Побыстрее собирай,

Да зерно не рассыпай.

Ребёнок

Забытая мелодия, забытые слова

Бегут ботинки ровненько и в лентах голова

Попарно в танце кружатся ладошками стуча

Глаза сверкают лужицы, кадриль сума с ума.

Танец Кадриль (подготовительная группа)

Чтение стихов.

14 Васильки во ржи

Смотрят в небо васильки

Синими глазами.

Золотятся колоски,

Ходит рожь волнами.

Расстилаются поля

Без конца и края.

Хлебом кормит нас земля

Матушка родная

Т. Шорыгина

15 Хлебное зернышко

Зернышко соединило

Многие труды

Труд земли, живые силы

Солнце и воды

И, конечно, человека

Доброту и труд.

Лишь они одни от века

Нам плоды дают.

Т. Шорыгина

16 Хлеб

Положил в котомку сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял

Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!

Только бабка сунула краюху!

Все на свете зная наперед,

Так сказала:

- Слушайся старуху!

Хлеб родимый, сам себя несет.

Н. Рубцов

Ведущая

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки.

Мы их сразу не съедим

Спойте вы – мы поглядим.

Песня "Булочки" муз. и сл. Л. Петрова.(старшая гр)

Ведущий:

Испокон веков на Руси по традиции православной

на великий праздник Покров, собирали Ярмарки славные.

Мы приглашаем всех гостей на нашу покровскую Ярмарку, которая развернулась на участке детского сада.

Приложение

Евгений Винокуров.

«ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ».

Я помню хлеб. Он черен был и липок —

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрошенный, он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.

Его мы отлепляли языком.

Он кислым был,—

ведь был он с отрубями!

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.

Он резал хлеб!

Он черный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным.

Он резал грубо, властно, без затей,

Горелой коркой,

как в угле древесном,

Испачкавшись почти что до локтей.

На нем рубаха взмокла холстяная,

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб,

усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом!

multiurok.ru

Хлеб – это жизнь

Хлеб – это жизнь

ОформлениеВыставка хлебной продукции, оформленная на расшитых полотенцах и хохломской посуде. Около центральной стены на возвышении каравай. Детская коллективная аппликация из колосьев. Экран и проектор. Настольный театр по "Сказке о чудесной жнее".

Дети и родители сидят в зале.

Звучит спокойная музыка, на экране слайды картин известных русских художников: М.Клодт "На пашне", А.Венецианов "На пашне. Весна", И.Шишкин "Рожь", Т.Мясоедов "Дорога во ржи", "Страдная", Т.Яблонская "Хлеб", А.Венецианов "Гумно", "Жницы".

Воспитатели читают стихотворение на фоне показа слайдов.

НиваНива, моя нива,Нива золотая!Зреешь ты на солнце,Колос наливая.По тебе от ветру,Словно в синем море,Волны так и ходят,Ходят на просторе;Над тобою с песнейЖаворонок вьется,Над тобою тучаГрозно пронесется.Зреешь ты и спеешь.Колос наливая,О людских заботахНичего не зная.Унеси ты, ветер,Тучу грозовую!Сбереги нам, Боже,Ниву трудовую.

УрожайПосмотрю пойду,Полюбуюся,Что послал Господь,За труды людям:Выше поясаРожь зернистаяДремлет колосомПочти до земли;Словно Божий гость,На все стороныДню веселомуУлыбается.Ветерок по нейПлывет – лоснится,Золотой волнойРазбегается.

Ребенок читает стихотворение (слайд картины с белым и черным хлебом).

Ребенок-чтецЛомоть хлебаХлеба мягкого ломоть,Свежего, пшеничного –Хлеба белого ломоть,Что в нем необычного?Дело, может быть, простое –Белых хлебушек испечь.Тесто замесить крутоеИ его поставить в печь.Но сначала, дети, нужноВ поле вырастить зерно,Летним днем трудиться дружно,Чтобы налилось оно.Чтоб поднялся колос спелый,Полон зерен, золотой,Чтоб пшеница зазвенелаНа ветру тугой струной.Надо в срок убрать пшеницуИ зерно в муку смолоть,Чтобы мог на свет родитьсяХлеба белого ломоть.Т. Шорыгина

ВедущийБез хлеба и жизни нет. Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и того, что мы видим на нашем столе (обращает внимание на выставку).

Звучит музыка, воспитатель выносит каравай хлеба, дети встают рядом.

ВедущийДорогих гостей встречаемКруглым, пышным караваем.Он на блюде расписном,С белоснежным рушником.

Ребенок чтец 1Вот он, хлебушко душистый,С хрупкой корочкой витой,Вот он теплый, золотистыйСловно солнцем налитой.

Ребенок-чтец 2В нем – здоровье наше, сила,В нем – чудесное тепло.В нем – земли родимой сокиСолнца свет веселый в нем.Уплетай за обе щеки!Вырастай богатырем!

Ребенок-чтец 3Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе.Люди долго и упорноПотрудились на земле.

Ребенок-чтец 4У народа есть слова:"Хлеб – всей жизни голова".Славится он первым на земле,Ставится он первым на столе.

Ребенок-чтец 5А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,Ломоть ржаного, трудового хлеба?Он пахнет полем, речкой, печью, небом,А главное – работой пахнет хлеб.

Ребенок-чтец 6Тем, кто хлеб печет чуть светМнет пшено на кашу,Тем, кто землю глубокоОстрым плугом пашет,Им спасибо говори –Их за хлеб благодари.

Ребенок-чтец 7"Хлеб не швыряйте, он святой!" -Бывало скажет дед седойНам детворе проворной.Затем, что труд и крепкий пот,И жита дух медовыйВсему живому жизнь дает.

Ребенок-чтец 8Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!Без него обойтись и не пробуйБез него человеку беда.

Ребенок-чтец 9Зреет тучей золотойНовый урожай.Каждый колос налитойКрепко уважай.

Ребенок-чтец 10Чтобы новый хлеб испечьПышен и высок.Надо в поле уберечьКаждый колосок.

Ребенок-чтец 11О труде хлеборобаВсе колосья поют,Значит, это особый,Замечательный труд.

Ребенок-чтец 12Слава миру на земле!Слава хлебу на столе!Мне до земли поклониться хочетсяХлебу, рожденному нашей странойТруд – его имя,Мир – его отчество,И для народа он самый родной.

Ребенок-чтец 13Говорят в народе:Есть хлеб – будет и песня.Хлеб в печи, отпылали дрова.Он готов, открывайте-ка дверцы!Хлеб нельзя получить без труда,Песню спеть невозможно без сердца.

Песня о России (на экране слайды природы России).

ВедущийДети, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

ДетиМного снега – много хлеба.Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

Родители1. Хлеб да вода – молодецкая еда.2. Ржаной хлеб всему голова.3. Нива – Божья ладонь, всех кормит.4. Калач приестся, а хлеб никогда.5. Хлеб – батюшка, водица – матушка.6. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.7. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.8. Дадут хлебца, дадут и дельца.

ВедущийРебята, а теперь и загадки попробуйте отгадать.

Золотой он и усатВ ста карманах – сто ребят.(Колосок)

В долг зерно возьмет,Каравай вернет(Поле)

Он идет – волну сечет,Из трубы зерно течет.(Комбайн)

ВедущийБольшой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей. Наступает праздник урожая.

Звучит музыка, въезжает на машине мальчик, исполняющий роль каравая.(В комбинезоне и шапочке желтого цвета.)

Инсценировка стихотворения "Праздник каравая" Т.Коломиец.

ВедущийК дошколятам на машинеКаравай приехал нынеПышной коркой похрустим,Всех на свете угостим.В круг вставай, каравай,Кого хочешь – выбирай!

Каравай выходит из машины, дети встают в круг и поют с движениями.

Как на праздник урожаяИспекли мы каравай:Вот такой вышины,Вот такой нижины,Вот такой ужины,Вот такой ширины.Каравай, каравай,Кого хочешь выбирай!

КаравайПекаря!Он не грел на печке бок –Каравай ребятам пек.Пекарь, с нами поиграй,Кого хочешь выбирай!

Выходит пекарь в белом колпаке и переднике, становится рядом с караваем.

ПекарьМельника!Не молол он чепуху,А смолол зерно в муку!Мельник с нами поиграй,Кого хочешь – выбирай!

Мальчик мельник – в большом переднике встает рядом с пекарем.

МельникХлебопашца!Он в тенечке не лежал,А хлеба растил и жал!Хлебопашец, в круг вставай,Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец в русской рубахе, встает в круг.

ХлебопашецРабочего!Он приехал к нам с дарами –Тягачами, тракторами!А награда – урожай!Всех на праздник приглашай.

Выходит рабочий – в комбинезоне, становится рядом с хлебопашцем.

ПекарьСлава урожаю  в закромах!

МельникСлава караваю на столах!

Хлебопашец и рабочий(вместе)Слава, слава дружным рукам!

ДевочкаПоднимается росток,Зеленеет стебелекСкоро будет колосокСтанет поле щедрой нивойСильной, рослой, златогривой.

Танец с колосьями.

ВедущийПоле дружно колосится,Даст нам хлебушек….(пшеница)

Черный хлебушек хорош!Нам его подарит…(рожь)

Дети показывают "Сказку о чудесной жнее" А. Крячко

ВедущийХлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нем. Хлебом-солью встречаем самых дорогих и желанных гостей.

РодителиХлеб – это рука друга, протянутая в час испытаний.

Хлеб участвует в сраженьях за свободу и независимость Родины.

Хлеб – солдат, строитель.

Хлеб… трудно найти на земле более распространенное слово.

ВедущийТеплый хлеб в человеческих ладонях – это чудо, Если он конечно есть. Ленинградский блокадный хлеб…

Слайды блокады Ленинграда, хлебные карточки. Ведущий зажигает свечу и кладет корочку хлеба.

ВедущийКак он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе.

Мама читает стихотворение "Баллада о хлебе" В.Лифшиц

ВедущийА сейчас мы поиграем в уже знакомую вам игру "Угадай по вкусу". Сегодня мы будет узнавать по вкусу разные хлебные изделия. Какие хлебные изделия вы знаете?

Ответы детей.

ВедущийНа нашем подносе лежат кусочки разных хлебных изделий, которые вы сейчас назвали: белый и черный хлеб, разное печенье, пряник, бублик булочки, бисквит, баранки, вафли, хлебцы. Итак, конкурс начинается.

Дети с завязанными глазами определяют хлебные изделия.

ВедущийХлеб созрел, но к нам на столПрямо с поля не пошел,С поля даже в магазиныХлебу ехать рановато.Он уселся на машинуИ спешит на элеватор.

Игра "Кто быстрее отвезет зерно на элеватор"(10 мешочков с зерном расставить 2 колонки по 5 мешков, 2 машины - 2 детей нагружают машины на элеватор.)

Дети перед игройПобыстрее собирай,Да зерно не рассыпай.

Игра "Испеки каравай".Карточки: мука, соль, сахар, масло, дрожжи, молоко, изюм, вода, овощи, фрукты. Дети поочередно бегут, выбирают нужные картинки из чего пекут каравай и кладут в миски.

Игра "Кто быстрее найдет свой калач".

ВедущаяБай, качи-качи-качи Глянь - баранки калачи.

Три ребенка калачика, за ними выбегают дети, образуют круг вокруг каждого калачика. Под песню "Бай, качи-качи-качи" идут по кругу, на слова "все румяны, горячи" присаживаются на корточки, закрывая глаза.

ВедущаяНалетели тут грачи,Подхватили калачи.

Дети-калачики меняются местами, Кто быстрее найдет свой калач? Дети бегут к своему калачику и образуют круг.

Полька.

Чтение стихов.

Васильки во ржиСмотрят в небо василькиСиними глазами.Золотятся колоски,Ходит рожь волнами.Расстилаются поляБез конца и края.Хлебом кормит нас земляМатушка роднаяТ. Шорыгина

Хлебное зернышкоЗернышко соединилоМногие трудыТруд земли, живые силыСолнце и водыИ, конечно, человекаДоброту и труд.Лишь они одни от векаНам плоды дают.Т. Шорыгина

ХлебПоложил в котомку сыр, печенье,Положил для роскоши миндаль.Хлеб не взялВедь это же мученьеВолочиться с ним в такую даль!Только бабка сунула краюху!Все на свете зная наперед,Так сказала:- Слушайся старуху!Хлеб родимый, сам себя несет.Н. Рубцов

ВедущаяТак и скачут из печиПлюшки, сушки да ватрушки,Куличи да калачи,Сладкие коврижки.Мы их сразу не съедимСпойте вы – мы поглядим.

Песня "Булочки" муз. и сл. Л. Петрова.

Всех детей и гостей приглашают на чаепитие, за стол с самоварами и булочками.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

migrate.portal-slovo.ru

Праздник урожая "Хлеб всему голова"

Сценарий праздника урожая, для детей старших и подготовительных групп

"Хлеб всему голова"

Воспитатели читают стихотворение. ( на столе выставка караваев из солёного теста (поделки детей на конкурс «Наш хлебный край).

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного –

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое –

Белых хлебушек испечь.

Тесто замесить крутое

И его поставить в печь.

Но сначала, дети, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полон зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть.

Т. Шорыгина

Ведущий

Без хлеба и жизни нет. Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и того, что мы видим на нашем столе (обращает внимание на выставку).

Ведущий

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

1Ребенок

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

2Ребенок

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

В нем – земли родимой соки

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

3Ребенок

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4Ребенок

У народа есть слова:

"Хлеб – всей жизни голова".

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе.

5Ребенок

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,

Ломоть ржаного, трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное – работой пахнет хлеб.

6Ребенок

Тем, кто хлеб печет чуть свет

Мнет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Им спасибо говори –

Их за хлеб благодари.

7Ребенок

"Хлеб не швыряйте, он святой!" -

Бывало скажет дед седой

Нам детворе проворной.

Затем, что труд и крепкий пот,

И нивы дух медовый

Всему живому жизнь дает.

8Ребенок

Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй

Без него человеку беда.

Песня в исполнении воспитателей «Оренбургские степи»

9Ребенок

Зреет тучей золотой

Новый урожай.

Каждый колос налитой

Крепко уважай.

10 Ребенок

Чтобы новый хлеб испечь

Пышен и высок.

Надо в поле уберечь

Каждый колосок.

11Ребенок

О труде хлебороба

Все колосья поют,

Значит, это особый,

Замечательный труд.

12Ребенок

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной

Труд – его имя,

Мир – его отчество,

И для народа он самый родной.

13 Ребенок

Говорят в народе:

Есть хлеб – будет и песня.

Хлеб в печи, отпылали дрова.

Он готов, открывайте-ка дверцы!

Хлеб нельзя получить без труда,

Песню спеть невозможно без сердца.

Песня о России (на экране слайды природы России).

Песня под.группы « У моей России»

Ведущий

Дети, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Дети

Много снега – много хлеба.

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

Родители

1. Хлеб да вода – молодецкая еда.

2. Ржаной хлеб всему голова.

3. Нива – Божья ладонь, всех кормит.

4. Калач приестся, а хлеб никогда.

5. Хлеб – батюшка, водица – матушка.

6. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

7. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

8. Дадут хлебца, дадут и дельца.

Ведущий

Ребята, а теперь и загадки попробуйте отгадать.

Золотой он и усат

В ста карманах – сто ребят.

(Колосок)

В долг зерно возьмет,

Каравай вернет

(Поле)

Он идет – волну сечет,

Из трубы зерно течет.

(Комбайн)

Ведущий

Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей. Наступает праздник урожая.

Звучит музыка, въезжает на машине мальчик, исполняющий роль каравая.

(В комбинезоне и шапочке желтого цвета.)

Инсценировка стихотворения "Праздник каравая" Т.Коломиец.

Ведущий

К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь – выбирай!

Каравай выходит из машины, дети встают в круг и поют с движениями.

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

Каравай-Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай!

Выходит пекарь в белом колпаке и переднике, становится рядом с караваем.

Пекарь-Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Мальчик мельник – в большом переднике встает рядом с пекарем.

Мельник-Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец в русской рубахе, встает в круг.

Хлебопашец-Рабочего!

Он приехал к нам с дарами –

Тягачами, тракторами!

А награда – урожай!

Всех на праздник приглашай.

Выходит рабочий – в комбинезоне, становится рядом с хлебопашцем.

Пекарь - Слава урожаю в закромах!

Мельник - Слава караваю на столах!

Хлебопашец и рабочий(вместе) - Слава, слава дружным рукам!

Девочка

Поднимается росток,

Зеленеет стебелек

Скоро будет колосок

Станет поле щедрой нивой

Сильной, рослой, златогривой.

Танец с колосьями.

Ведущий

Поле дружно колосится,

Даст нам хлебушек….(пшеница)

Черный хлебушек хорош!

Нам его подарит…(рожь)

Дети показывают "Сказку о чудесной жнее" А. Крячко

рассказчик -

Жили-были отец с матушкой, а с ними детки малые: мал мала меньше. Пришло время пшеничку жать. Заторопился отец к кузнецу – серпы ковать.

Отец - Поеду я, жена, к кузнецу. Вот-вот жатва начнется. Надо нам торопиться новые серпы ковать. До кузнеца ехать долго, целых три дня пути. Спешить надо, а не то непогода, дожди осенние побьют колоски.

Мать –Поезжай отец, добрый путь! Да скорее возвращайся.

рассказчик – День – другой ждут-пождут домашние, а хозяина всё нет. Говорит старший сын матушке…

Сын –Стоит колос, вызрел – зерно на землю роняет. Пора жать.

Мать - Да без отца-то нам не управиться!

Сын - Глянь, матушка, на небо – тучи бродят, дожди осенние проливные несут, того и, гляди, зерно мокнуть начнёт! Нужно нам до дождя управиться!

Мать - Да без отца-то не сладим! И серпы старые, поизносились!

Сын- Уж сколько-нибудь, да успеем и такими серпами сжать! Не то дожди пойдут – вовсе без хлеба останемся!»

Мать - Да как же! Не осилить нам!

Сын- Ничего, с Божьей помощью! А там и отец поспеет.

рассказчик- Вышли сын с матерью. Жнут – пожнут, головы не поднимая: успеть бы до ночи! Торопятся, да силы малые, всего-то с десяток снопочков связали.Остановились дух перевести. Глядь, – а вокруг них пшеницы в снопы повязано видимо-невидимо. Вот чудо!

рассказчик - Прислушались: шурх! шурх! Кто-то невидимый в стороне идёт, пшеницу жнёт, да в снопы повязывает! Подивились сын с матерью, Богу помолились, ещё усердней за работу принялись. Уж темнеть стало – последний сноп довязали, всё поле и убрано! Дивятся…

Мать - И что ж это за чудесный жнец нам помогал?

рассказчик - Оглянулись вокруг и видят: идёт по полю Сама Пречистая Дева Богородица, в руках серебряный серп держит.

Звучит аудиозапись красивого песнопения.

На экран проецируется слайд с изображением иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

рассказчик

Огляделась вокруг – поле прибрано – будут с хлебом трудовые люди. Протянула руку с серпом к самому небу – и засверкал он ясным месяцем. А небо покрылось золотыми звездами.

рассказчик Бросились, было, сын с матерью Богородице в ноги поклониться, а Её нет, как не бывало! Только стоят стога на поле, месяц сияет, да звездный покров над землею распростёрт.

Звучит фонограмма. Хор поет песню «Осень. Покров»

(сл. И. Рутенина, муз. Л. Ершовой)

Хор- все дети

Осень. Покров

Слякоть пусть и бездорожье,

Не грусти, потупя взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

От всего на свете злого

Лес и поле, и дома –

Покрывает все Покровом

Богородица Сама.

Ведущий

Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нем. Теплый хлеб в человеческих ладонях – это чудо, Если он конечно есть. Вспомним- Ленинградский блокадный хлеб…

Как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки.

Мама читает стихотворение ЕВГЕНИЙ ВИНОКУРОВ. «ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ».

Ведущий

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел,

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

Игра "Кто быстрее отвезет зерно на элеватор"

(10 мешочков с зерном расставить 2 колонки по 5 мешков, 2 машины - 2 детей нагружают машины на элеватор.)

Дети перед игрой

Побыстрее собирай,

Да зерно не рассыпай.

Ребёнок

Забытая мелодия, забытые слова

Бегут ботинки ровненько и в лентах голова

Попарно в танце кружатся ладошками стуча

Глаза сверкают лужицы, кадриль сума с ума.

Танец Кадриль (подготовительная группа)

Чтение стихов.

14 Васильки во ржи

Смотрят в небо васильки

Синими глазами.

Золотятся колоски,

Ходит рожь волнами.

Расстилаются поля

Без конца и края.

Хлебом кормит нас земля

Матушка родная

Т. Шорыгина

15 Хлебное зернышко

Зернышко соединило

Многие труды

Труд земли, живые силы

Солнце и воды

И, конечно, человека

Доброту и труд.

Лишь они одни от века

Нам плоды дают.

Т. Шорыгина

16 Хлеб

Положил в котомку сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял

Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!

Только бабка сунула краюху!

Все на свете зная наперед,

Так сказала:

- Слушайся старуху!

Хлеб родимый, сам себя несет.

Н. Рубцов

Ведущая

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки.

Мы их сразу не съедим

Спойте вы – мы поглядим.

Песня "Булочки" муз. и сл. Л. Петрова.(старшая гр)

Ведущий:

Испокон веков на Руси по традиции православной

на великий праздник Покров, собирали Ярмарки славные.

Мы приглашаем всех гостей на нашу покровскую Ярмарку, которая развернулась на участке детского сада.

Приложение

Евгений Винокуров.

«ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ».

Я помню хлеб. Он черен был и липок —

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрошенный, он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.

Его мы отлепляли языком.

Он кислым был,—

ведь был он с отрубями!

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.

Он резал хлеб!

Он черный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным.

Он резал грубо, властно, без затей,

Горелой коркой,

как в угле древесном,

Испачкавшись почти что до локтей.

На нем рубаха взмокла холстяная,

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб,

усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом!

multiurok.ru

Проект для младшей группы "Хлеб -всему голова"

КГКП детский сад « Петушок» отдела образования акимата Костанайского района

Краткосрочный, нравственно-патриотический

проект на тему:

« Хлеб – всему голова!»

Проектная деятельность

воспитателей младшей группы

Донцовой Л. Н

Хадимулиной А.З

Затобольск 2017г.

Нравственно-патриотический

проект «Хлеб - всему голова!»

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: 13-31 марта

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Цель: Сформировать знания детей о хлебе, о профессии людей выращивающих хлеб. Обогатить знания о пользе хлебобулочных изделий.

Задачи:

  • познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;

  • расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.

  • развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Актуальность: В возрасте 3-4 лет у детей возникает потребность в активном познании окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств

В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.

Все хорошее начинается с родного дома, с матери. Если прививать любовь к родному городу с раннего детства, то со временем он научится гордиться им и его благосостоянием, а хлеб это символ благополучия, достатка

Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба измерить ничем нельзя.

Проблема:

К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки и т.п.).

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• эксперименты;

• анализ.

План по реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.

  • Формулировка цели и задач.

  • Составление плана основного этапа проекта.

  • Подбор иллюстраций по проекту «Хлеб всему голова»

  • Создание предметно пространственной развивающей среды

2. Основной этап:

Проведение совместной деятельности педагога с детьми:

Сюжетно-ролевая игра:

  • «Семья»;

  • «Магазин»;

  • «Булочная»;

Дидактические игры:

  • «Назови профессию»;

  • «Что где растет»;

  • «Что сначала, что потом»;

  • «А какой он, хлеб»;

  • «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

Беседы:

  • «Как хлеб на стол пришел»;

  • «Какой бывает хлеб»;

  • «Берегите хлеб».

Наблюдения и рассматривание альбомов:

Просмотр презентации :

Знакомство с профессиями:

  • Комбайнёр;

  • Пекарь.

Исследовательская деятельность:

  • Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

  • Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

  • Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

  • Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей).

Чтение художественной литературы о хлебе.

  • Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Булка».

  • Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Испекла

Танюшка вкусные ватрушки

  • Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».

  • Мади Аимбетов «Солнце на ладони»

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.

Приметы о хлебе

Изобразительная деятельность:

  • рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

  • Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.

  • Составление узоров и рисунков из круп.

О У Д

Взаимодействие с родителями

  • Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

  • Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

  • Консультация - познавательный маршрут “Хлеб - всему голова”

3.Заключительный этап:

Составление презентации проекта «Хлеб всему голова»

Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

Совместный конкурс рисунков детей с родителями «Хлеб-всему голова!»

Продуктивная деятельность: деятельность детей

Ожидаемый результат:

Отдавая предпочтение проектному методу обучения мы создали

условия для самореализации детей.

Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: проводить опыты, систематизировать и делать выводы.

У детей сформировались представления о ценности хлеба;

Дети получили знания о том, как выращивают хлеб, что хлеб – это итог большой работы многих людей; познакомились с сельскохозяйственной техникой (машина, комбайн)

Проявили интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; узнали о разнообразии кулинарных,

хлебобулочных изделиях.

Разучили совместно с родителями стихи и поговорки о хлебе.

Не малое место в проекте занимала игровая деятельность.

Список используемой литературы:

  1. Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет

  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.

  3. Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

  4. Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs

  2. http://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM

пословицы и поговорки о хлебе:

  • Будет хлеб, будет и обед

  • Пот на спине, так и хлеб на столе

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно

  • Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

  • Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

  • Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

  • Без хлеба всё приестся

  • Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

  • Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь

  • Без хлеба и у воды жить худо

  • Хлеб — всему голова.

  • Хлеб бросать — труд не уважать.

  • Без хлеба нет обеда.

  • Из одной муки хлеба не испечешь.

  • Хлеб – источник жизни.

  • Хлеб да вода — здоровая еда.

Приметы о хлебе:

  • Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

  • Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

  • Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

  • Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

  • Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

  • Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Загадки о хлебе:

- Он не мяч и не клубок,

Он – румяный…(Колобок)

- Лежит Емеля на печи,

Жует Емеля…(Калачи)

- В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья! (Зерно)

- Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем.

Разделю ребяткам всем (Бублик).

kopilkaurokov.ru


Смотрите также