Образовательный портал. Хлеб всему голова как объяснить
Классный час "Хлеб – всему голова"
Разделы: Классное руководство
Цель: показать детям, что во все времена, у всех народов – хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Задачи:
- Составить правила бережного отношения к хлебу.
- Воспитание нравственности.
- Развитие речи и кругозора у учащихся.
Ход классного часа
1. Учитель обращает детей в пространство класса. Дети должны были дома отгадать загадку:
Круглый, как солнышко На горячем донышке. В печке подрумянится, Да там и останется. Остынет на блюде, Пожалуйста, к людям: Ешьте на здоровье.
– Итак, сегодня мы говорим о хлебе. Тема классного часа: «Хлеб – всему голова». – Как вы понимаете смысл этой пословицы? – Как у вас дома относятся к хлебу? – Какой хлеб вы любите? – В русском языке есть слово «хлебосольство». – Как же встречали дорогих гостей?
Выходят две девочки в русских костюмах с караваем на подносе. Обращаются к гостям.
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим! Дорогие наши гости! Примите наш хлеб!
2. В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом, как полная чаша – хлеб соль со стола не сходят!» В знак же благодарности за сердечное угощение, часто произносили такие слова: «Хлебом солью довольны – глаза не глядят».
Верили русские люди, что обласканный в доме гость не причинит зла.
Хлебом и солью встречали самых именитых гостей и молодых в день свадьбы, им в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу, по умению испечь хлеб, определяли домовитость хозяйки.
- Хлеб – это символ щедрости и гостеприимства.
- Хлеб – всему голова.
Наши девочки учатся быть хозяйками. Варя испекла хлеб вместе с мамой.
Ларина Варвара рассказывает, как испекла хлеб, показывает этот хлеб.
Не только девочки трудолюбивые, домовитые, но и мальчики.
Миша вместе с мамой замесил тесто.
Ледовской Миша показывает тесто и рассказывает, как они с мамой его приготовили и для чего.
3. Хлеб – символ щедрости и гостеприимства не только у русских. Послушаем наших одноклассников.
Габриелян Мкртыч представляет армянский хлеб – лаваш.
Гасанов Эльмир представляет азербайджанский хлеб.
Арифуллина Карина рассказывает, как готовят татарский хлеб.
Алёшина Настя показывает всем украинский хлеб – паляницу.
Вывод учителя:
Каждый народ почитает хлеб.
Отношение человека к хлебу – важный показатель его культуры.
У каждого народа есть свой хлеб, свои традиции.
Все народы берегут хлеб, прославляют и уважают его.
– Что значит беречь хлеб?
– Как вы думаете?
Даша Брагина рассказала одноклассникам, как они с бабушкой готовят сухарики из чёрствого хлеба.
Учитель: «Когда вы берёте в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нём заключён».
Идёт обращение к видеоролику «Труд комбайнёра».
Физкультминутка.
Проводится русская народная игра «Каравай».
Учитель показывает серп. После просмотра видеоролика – загадки. Работа в парах.
Задание: Соединить загадку и отгадку.
1. «Корабль великан по земле идёт. Поле пройдёт – урожай соберёт». «Комбайн».
2. «Он в тенёчке не лежал, а хлеба растил и жал». «Хлебопашец».
3. «Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку». «Мельник».
4. «Он не грел на печке бок, каравай ребятам пёк». «Пекарь».
Загадки читают по карточкам подготовленные ученики.
Работа в парах. Составление рассыпанных пословиц:
1. Не в пору обед, Если хлеба нет.
2. Хлеб – всему голова.
3. Не шуба греет, а хлеб.
– Сотворение каравая начинается далеко от пекарни.
– Многие профессии нужны для этого.
– Слесарь проверяет и ремонтирует комбайны и тракторы.
– Агроном выбирает лучшие и сильные зёрна и принимает решение, когда и где их посадить.
– Тракторист пашет землю, сеет зёрна.
– Через некоторое время появляются всходы. Выходят комбайны. – Убрали. Надо отвезти в хранилище.
– Сушить да проветривать, чтобы сохранить урожай.
– А потом на мельницу. Оттуда на хлебозавод везут муку, чтобы из неё выпекли хлеб.
Игра «Узнай профессию»
– Учитесь ценить труд других, не бросайте хлеб – это безнравственно. – Останавливайте тех, кто бросил хлеб.
– Если кусочек упал, подберите его и отдайте птицам.
4. Обращение к учебному пособию «Азбука нравственности». Страница 54 Стихотворение Сергея Михалкова «Булка».
После повторного чтения – обсуждение по вопросам:
– В чём были неправы ребята?
– Почему пекарь поцеловал булку хлеба?
– Какой главный смысл этого стихотворения?
Чёрствому хлебу можно продлить жизнь.
– Приготовить панировочные сухари.
– Посушить гренки для супа.
– Поджарить хлеб к чаю.
Чтобы не оставалось недоеденных кусков, надо брать за столом столько хлеба, сколько можешь съесть.
Помните, если каждый выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберётся 7 килограммов или 15 батонов.
Чтобы выращивать хлеб, нужен мир на земле.
В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек хлеба, который весил 125 граммов. Это был дневной паёк во время Великой Отечественной войны для жителей Ленинграда (так раньше назывался этот город).
В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба Блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм!
В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп, Шёл народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Значит, правильны слова: Хлеб – всей жизни голова!
Зёрна наших дней, светитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос Наших радостных полей, Словно песен тихий голос Громкой родины своей!
Не хотим мы видеть чёрных Зёрен, выжженных войной, Пусть сияет нам узорный Золотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде, К нам полей живая речь: «Берегите хлеб, вы, люди, Научитесь хлеб беречь!»
5. «Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами составили?»
Дети читают хором:
- Береги хлеб, он дорого даётся.
- Не оставляй недоеденных кусков.
- Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
- Продли хлебу жизнь.
- Никогда не бросай хлеб.
- Подними брошенный кусок, отдай птицам.
Эти правила вывешивались постепенно, в течение классного часа.
– Сегодня вы выполните из солёного теста своё изделие:
Калач, булку или баранку. После того, как вы слепите, сфотографируйте свою работу на компьютерах.
Напишите на жёлтых листах зёрнышках, что вы узнали о хлебе, как вы будете к хлебу относиться.
– Прикрепим зёрнышки в виде колосков.
– У нас получилась общая работа.
– Молодцы!
– Наш классный час подошёл к концу.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Хлеб всему голова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе
Хлеб всему голова
Программные задачи:
Обучающие задачи:
1. Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
2. Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
3. Познакомить с профессией пекаря.
Развивающие задачи:
1. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
2. Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд»,
«Физическая культура», «Здоровье».
Содержание организованной деятельности детей:
Загадка про хлеб:
Отгадать легко и быстро,
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
Дети: Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он-самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажите.
Дидактическая игра « А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. ( Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, белый, мягкий, черствый, горячий и другие).
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего ее получают?
Дети: Из зерен.
Воспитатель: Правильно. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его…?
Дети: Тракторист.
Воспитатель:
Тракторист тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка « В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало, ( приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот, зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины-комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн - срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты, называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб
«Без хлеба – нет обеда»
«Хлеб – батюшка, вода – матушка»
«Будет хлеб – будет и песня»
«Много свету – много хлеба»
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь»
«Хлеб надо всегда доедать»
«Хлеб нельзя бросать на пол»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
Воспитатель:
Дети, скажите пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
ext.spb.ru
Хлеб всему голова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе
Хлеб всему голова
Программные задачи:
Обучающие задачи:
1. Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
2. Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
3. Познакомить с профессией пекаря.
Развивающие задачи:
1. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
2. Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд»,
«Физическая культура», «Здоровье».
Содержание организованной деятельности детей:
Загадка про хлеб:
Отгадать легко и быстро,
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
Дети: Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он-самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажите.
Дидактическая игра « А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. ( Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, белый, мягкий, черствый, горячий и другие).
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего ее получают?
Дети: Из зерен.
Воспитатель: Правильно. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его…?
Дети: Тракторист.
Воспитатель:
Тракторист тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка « В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало, ( приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот, зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины-комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн - срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты, называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб
«Без хлеба – нет обеда»
«Хлеб – батюшка, вода – матушка»
«Будет хлеб – будет и песня»
«Много свету – много хлеба»
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь»
«Хлеб надо всегда доедать»
«Хлеб нельзя бросать на пол»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
Воспитатель:
Дети, скажите пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
ext.spb.ru