Вера Мухина: монументальная женщина. Хлеб вера мухина
Вера Мухина: монументальная женщина
Она родилась в семье рижского купца, получила образование в парижских художественных студиях и стала классиком монументального искусства XX века. Её «Рабочий и колхозница» – самое яркое и значительное выражение советской символики. Большой художник Вера Мухина.
Расскажи друзьям:
1. Купеческая дочка
Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге, в семье богатого купца. Её отец занимался оптовой торговлей пенькой, и род Мухиных был известен в латвийской столице ещё с 1812 года. Отец Веры не только преуспел в делах купеческих, но имел вкус к искусству и даже пробовал себя в живописи как художник-любитель.Мать же свою (француженку по происхождению) Мухина почти не знала – она умерла от туберкулёза, когда Вере не исполнилось и трёх лет. Именно по причине болезни матери семья после её смерти переехала в Феодосию – отец опасался, что проблемы со здоровьем начнутся и у его дочерей.
Смотрите также: Женщины в XX веке – барышни 1900-х>>
В Крыму Вера и провела всё свое детство, там же она впервые занялась живописью – копировала вместе с отцом картины Айвазовского.
Когда Вере было 14 лет, умер её отец. Мухина переехала к родственникам в Курск, где и закончила гимназию. К тому моменту она уже сознательно решила, что хочет стать художницей, поэтому сразу по окончании гимназии переехала в Москву, где вплотную занялась живописью.
2. Академия де ла Гранд Шомьер
После переезда в Москву Мухина училась живописи в художественных студиях К.Ф. Юона, И.И. Машкова и И.О. Дудина. В то же время она всё больше интересовалась скульптурой и начала посещать студию скульптора-любителя Н.А. Синициной, где впервые попробовала свои силы в ваянии.В 1912 году Мухина переехала в столицу художественного мира – Париж, где и продолжила своё образование. Она училась в известной студии Ф. Коларосси и знаменитой Академии де ла Гранд Шомьер – самой популярной из всех парижских художественных школ. Уроки скульптуры Мухиной давал Эмиль Антуан Бурдель – знаменитый монументалист, ученик Родена.
Читайте также: Женщины в тени мужчин – безумная Камилла Клодель>>
После почти двух лет учёбы в Париже Мухина совершила путешествие по Италии, где изучала живопись и скульптуру Ренессанса.
Другими словами, за плечами у классика социалистического реализма и одного из самых значительных представителей советского монументального искусства было обширное и глубокое художественное образование – самого высокого мирового уровня.
3. Жена врача
В 1914 году Мухина вернулась на родину. Она окончила курсы медицинских сестёр и вплоть до выхода России из Первой мировой войны работала в госпиталях. В свободное время Вера Игнатьевна занималась в основном живописью и искусством сценического оформления.В госпитале Мухина встретилась со своим будущим мужем – военным врачом Алексеем Андреевичем Замковым. Союз с ним дал Вере семейное счастье, однако повлёк немало опасностей.
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье, Чарли Чаплин и Уна О’Нил, Кларк Гейбл и Кэрол Ломбард и многие другие легендарные пары – в нашей специальной рубрике Истории большой любви>>
В биографии Замкова были тёмные пятна, например, на одной из фотографий он запечатлён в погонах полковника царской армии, а в одной из биографических анкет написал, что получил образование в пажеском корпусе. Существует версия, что на самом деле Замков не происходил из крестьян (как гласит его официальная биография), а жил по поддельным документам.
В 1920-х Замков сделал успешную врачебную карьеру. Он лечил Горького и многих видных членов партии. Его лекарством «Гравидан» (первый в мире гормональный препарат, создававшийся на основе мочи беременных женщин) пользовался даже Молотов.
При этом положение Алексея Андреевича оставалось шатким. Некоторые коллеги обвиняли его в знахарстве и шарлатанстве. Опасаясь преследования, в 1930 году Замков вместе с Мухиной и сыном совершили попытку побега из СССР. Это решение супруги приняли под влиянием одного из пациентов Замкова, который, как выяснилось позже, был агентом-провокатором ОГПУ.
Однако беглецы не успели добраться даже до границы. В Харькове они были арестованы. Наказание последовало достаточно мягкое – административная ссылка в Воронеж на три года и конфискация имущества.
Благодаря связям в верхах Замкова досрочно освободили уже в 1932 году. И не только освободили, но дали возможность открыть собственную лабораторию урогравиданотерапии, которая через несколько лет была преобразована в Государственный институт урогравиданотерапии.
Это было пиком карьеры Замкова. Но продержался на вершине он недолго. В 1938 году врач впал в немилость, его институт был расформирован, и от применения «Гравидана» было решено отказаться. Закрытие института обернулось для Алексея Андреевича инфарктом. Вся научная карьера Замкова моментально обесценилась.
Отлучённый от дела, Замков прожил ещё 4 года, и в 1942 году умер от остановки сердца. Считается, что Замков был одним из прототипов булгаковского профессора Преображенского.
4. Рабочий и колхозница
«Рабочий и колхозница» – пожалуй, главный монументальный символ советской цивилизации. Мухина создавала его специально для павильона на Всемирной выставке в Париже. Специалисты находят сходство советского монумента с древнегреческой статуей «Тираноборцы» и скульптурой «Ника Самофракийская».Автором изначальной концепции и композиционного замысла был архитектор Борис Иофан, у которого в процессе работы «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Мухина же представила на конкурс лучший проект по реализации этой идеи.
Однако Мухина заметно подправила замысел Иофана. Если он видел советский павильон на парижской выставке прежде всего торжественным и триумфальным зданием, то она считала, наиболее важным выразить динамику эпохи, воплощением которой и стала скульптура «Рабочий и колхозница». «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв», – вспоминала Мухина.
В 1937 году «Рабочий и колхозница» была установлена на советском павильоне Всемирной выставки в Париже. Сборку статуи осуществили всего за 11 дней – рекордные сроки для монумента такой сложности и таких размеров.
Самые интересные факты и самые забавные истории о временах СССР – в нашей специальной рубрике Изучаем быт наших мам и бабушек>>
Необыкновенная динамика советской скульптуры стала источником её доминирования в общей панораме берега Сены, на котором располагались выставочные павильоны. «Рабочий и колхозница» были признаны одним из главных событий выставки. После неё монумент перевезли в СССР и установили перед главным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
При этом многие из участвовавших в создании советского павильона в Париже вскоре после выставки были подвергнуты репрессиям. Комиссара советского павильона Ивана Межлаука расстреляли в ходе большого террора, многих инженеров сослали в лагеря, а Мухина фактически оказалось запертой в золотой клетке.
Её регулярно награждали государственными премиями, присвоили звание Народного художника СССР, но из всех многочисленных проектов реализовано было лишь несколько.
Интересно, что многие искусствоведы в «Рабочем и колхознице» находят не только очевидное пропагандистское значение, но и «второе дно» – ведь в основе композиции памятника лежат классические фигуры тираноубийц, а значит и скульптуру Мухиной можно прочитать не только как гимн революционному порыву советской страны, но и как тайный протест против тирании.
5. Московские объекты
Веру Мухину знают, прежде всего, как создателя «Рабочего и колхозницы». Но, конечно же, это не единственное, чем знаменитый скульптор внесла вклад в нашу культуру. И хотя после Всемирной выставки в Париже Мухиной удалось реализовать не так много проектов, на её счету как минимум десяток значимых памятников. Большинство из них находятся в Москве.Именно Мухина – автор памятника Чайковскому у здания Московской консерватории. Его первый вариант скульптор завершила ещё в 1945 году. Но чтобы работа всенародно признанного мастера прошла все бюрократические процедуры и согласования, потребовалось почти 10 лет. Памятник Чайковскому открыли лишь в 1954 году – через год после смерти Мухиной.
Смотрите также: Лучшие фотографии, сделанные женщинами>>
Другая известная московская работа Мухиной – памятник Горькому у Белорусского вокзала. Его Вера Игнатьевна создала совместно со скульптором И.Д. Шадром.
Мухиной также принадлежит работа «Наука» у здания МГУ и скульптурные композиции «Хлеб» и «Плодородие», установленные в Парке дружбы на Ленинградском проспекте.
Многие даже реализованные свои скульптуры сама Мухина так и не увидела воплощёнными. Ведь и памятник Горькому возле института Мировой литературы, и те же «Хлеб» и «Плодородие», и памятник Чайковскому – всё это было открыто уже после смерти скульптора.
Мухина также является автором памятника Горькому в Нижнем Новгороде. Последняя её работа – скульптура «Мир» на здании планетария в Волгограде.
6. Рижанка
Имя Веры Мухиной тесно связано с Ригой, хотя сама она прожила там лишь первые пару лет своей жизни. В латвийской столице до сих пор стоят Церковь Благовещения Богородицы и Троице-Задвинская церковь, на строительство которых Мухины в своё время пожертвовали значительные суммы. Кроме того, в доме, где родилась Мухина, действует посвящённая ей мемориальная комната.О своём купеческом и рижском происхождении Мухина невольно вспомнила в 1937 году, когда пришли известия, что она осталась единственной наследницей имущества рода Мухиных в Риге. Вера Игнатьевна отказалась от наследства (которое было оценено в 4 млн латов) в пользу Латвийской республики.
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>
А в 1940 году, когда Латвия была присоединена к СССР, Мухина спасла один из национальных символов страны – Памятник Свободы, который был установлен в Риге в 1935 году в память о погибших за независимость Латвии. Советское руководство рассматривало вопрос о реконструкции или даже сносе памятника. И во многом именно благодаря Мухиной было принято решение не сносить монумент, но сохранить его в прежнем виде и на прежнем месте. Подготовлено редакцией сайта «Апрель»
Расскажи друзьям:
april-knows.ru
Мухина, Вера Игнатьевна - это... Что такое Мухина, Вера Игнатьевна?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мухина.Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889—1953) — русский и советский скульптор.
Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.
Биография
Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге в купеческой семье. Детские и девические годы — с 1892 по 1904 год провела в Феодосии. Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Окончив гимназию и переехав в Москву, училась живописи в студиях известных пейзажистов К. Ф. Юона и И. И. Машкова.
В 1912—1914 годы жила в Париже, где посещала Академию Гранд Шомьер, обучаясь у известного французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса. В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. В 1923 году вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
Вера Игнатьевна Мухина участвовала в реализации Ленинского плана монументальной пропаганды.
Была признана[кем?] выдающимся мастером XX века после того, как монумент «Рабочий и колхозница» был представлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция завершала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном.
Позднее, в 1939 году монумент был установлен недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм».
В 2003—2009 годах была осуществлена реставрация монумента, и он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду приближенном к парижскому павильону 1937 года.
В 1938-1939 годах Вера Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста - «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) – единственная осуществленная композиция, остальные были воссозданы по эскизам после смерти автора.
Некоторые проекты В. И. Мухиной остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам. Памятник М. Горькому, предназначавшийся для Москвы, был установлен в Нижнем Новгороде.
Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[1].
Работы В. И. Мухиной
в Москве
- Монумент «Рабочий и колхозница» рядом со ВВЦ.
- Скульптура «Наука» установлена у здания МГУ.
- Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» (другое название-«Урожай») около Водного стадиона.
- Скульптуры «Земля» и «Вода» (другое название-«Море») в Лужниках.
- Памятник П. И. Чайковскому у здания Московской консерватории.
- Памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала.
- Памятник Максиму Горькому у Института мировой литературы.
- Семь надгробий на Новодевичьем кладбище[2].
В других городах
Семья
- Надежда Вильгельмовна Мухина, в девичестве Мюде — мать
- Мария — сестра
- Профессор медицины Замков, Алексей Андреевич — муж (один из прототипов профессора Преображенского)
- Замков, Всеволод Алексеевич — сын. Физик[3]
- Алексей Веселовский — правнук
Награды и премии
Интересные факты
- После присоединения Латвии к СССР в 1940 году над Статуей Свободы в Риге нависла угроза сноса, и только благодаря вмешательству Мухиной памятник удалось сохранить[4].
- Вере Мухиной приписывается авторство дизайна гранёного стакана советского образца. Документального подтверждения этому нет, но весь период творчества В. И. Мухиной действительно связан с работой на Ленинградском экспериментальном заводе художественного стекла, где скульптор выполнила большое количество творческих работ (скульптуры и декоративно-прикладных предметов). Мухина увлеклась стеклом в конце 1940-х годов, в это время нужно было разработать форму стакана для общепита (удобного для применения в посудомоечных машинах, а заодно и более прочных). Мухина дружила с академиком Качаловым Н.Н., создателем отечественного оптического стекла.
Память о скульпторе В. И. Мухиной
Мастерская В. И. Мухиной в Пречистенском переулке, д. 5а- В Риге на улице Тургенева, д. 23/25, в доме, где родилась Вера Мухина, открыт музей.
- Народный «Музей Веры Игнатьевны Мухиной» работает в Феодосии.
- В Москве, в районе Новопеределкино, одна из городских магистралей названа улицей скульптора Мухиной.
- «Вера Мухина» — так называется теплоход ОАО «Северного морского пароходства».
- В 1953 году имя скульптора В. И. Мухиной было присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу.
- В Москве в Пречистенском переулке, недалеко от дома, где размещалась мастерская скульптора, в честь Мухиной установлен бронзовый памятник; автор монумента — Народный художник СССР, академик М. К. Аникушин.
- В Москве на доме 5А в Пречистенском переулке (где с 1947 по 1953 год жила и работала В. И. Мухина) в ноябре 1956 года была установлена мемориальная доска скульпторов З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленской.
- Монумент «Рабочий и колхозница» изображён на значках и советских юбилейных монетах 1967 года и стал эмблемой киностудии «Мосфильм».
- Портрет В. И. Мухиной помещён на советской почтовой марке 1989 года.
Галерея
-
Стандартная почтовая марка СССР, 1988 год
Примечания
Литература
Ссылки
dic.academic.ru
Вера Мухина: биография, фото, личная жизнь
Вера Мухина, ученица французского скульптора Бурделя, прославилась благодаря скульптурной группе «Рабочий и колхозница». На фоне царившего в 1930–40-е годы бытового, иллюстративного понимания реализма художница боролась за язык образов и символов в искусстве. Она занималась не только монументальными проектами, но и прикладным творчеством: разрабатывала узоры для тканей, сервизы и вазы, много экспериментировала со стеклом. В 1940–50-х годах Вера Мухина пять раз стала лауреатом Сталинской премии.
НАСЛЕДНИЦА «РИЖСКОГО МЕДИЧИ»
Вера Мухина родилась в Риге в 1889 году. Ее дед Кузьма Мухин заработал многомиллионное состояние на продаже пеньки, льна и хлеба. На свои средства он построил гимназию, больницу, реальное училище и в шутку сравнивал себя с Козимо Медичи — основателем знаменитой флорентийской династии меценатов. Сын Кузьмы Мухина Игнатий женился по любви на дочке аптекаря. Молодой супруги не стало в 1891 году, когда старшей дочери Маше шел пятый год, а младшая Вера была совсем маленькой. В 1904 году девочки потеряли отца, и сирот приняли в свой дом родственники из Курска.
Спустя три года сестры переехали в Москву. Здесь Вера Мухина начала учиться рисунку и живописи. Это было время модных творческих объединений. Первым учителем Мухиной стал Константин Юон, член «Союза русских художников».
Вера Мухина. Фотография: domochag.net
Вера Мухина. Фотография: vishegorod.ru
Вера Мухина. Фотография: russkiymir.ru
«Порой думалось, что он учил совмещать несовместимое. С одной стороны, рациональное, чуть ли не арифметическое исчисление элементов рисунка и живописи, с другой — требование постоянной работы воображения. Однажды была задана композиция на тему «Сон». Мухина нарисовала заснувшего у ворот дворника. Константин Федорович недовольно поморщился: «Нет фантастики сна».
В какой-то момент Вера Мухина поняла, что не хочет писать картины. В 1911 году она впервые попробовала работать с глиной в мастерской скульптора Нины Синицыной. И почти сразу загорелась идеей учиться скульптуре в Париже — художественной столице мира. Опекуны не пустили. Тогда в поисках нового опыта Мухина перешла в класс к авангардисту Илье Машкову, одному из основателей объединения «Бубновый валет».
В рождественские праздники 1912 года случилась беда. Катаясь с горки на санях в имении под Смоленском, юная художница врезалась в дерево. Веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью девушку привезли в больницу — здесь ей сделали девять пластических операций. «Живут и хуже», — сказала Мухина, впервые сняв бинты.
Чтобы отвлечь ее, родственники разрешили поездку в Париж. Вера Мухина поселилась в пансионе и стала брать уроки у Эмиля Антуана Бурделя — известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. У Бурделя она научилась всем основам ремесла: «крепко схватывать форму», думать об объекте как о целом, но уметь выделять нужные детали.
ХУДОЖНИК ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ
«Рабочий и колхозница». Фотография: voschod.ru
«Рабочий и колхозница». Фотография: mos.ru
«Рабочий и колхозница». Фотография: dreamstime.com
Из Парижа Мухина с другими молодыми художниками отправилась в Италию — изучать искусство Возрождения. Заехала в Москву, планируя затем вернуться в Париж, но грянула Первая мировая война. Художница стала медсестрой в госпитале. В 1914 году она познакомилась с отбывавшим на фронт молодым доктором — Алексеем Замковым. Вскоре судьба свела их вновь. Замкова, умирающего от тифа, привезли в госпиталь, Мухина его выходила. Вскоре молодые люди поженились, у них родился сын Всеволод.
В 1916 году художница стала сотрудничать с Камерным театром Александра Таирова. Сперва лепила скульптурные части декораций к спектаклю «Фамира-кифарэд», затем взялась за моделирование сценических костюмов. В 1920-е годы Вера Мухина работала с Надеждой Ламановой — звездой русской моды, которая прежде одевала царскую семью, а теперь шила наряды для советских женщин. В 1925 году Ламанова и Мухина издали альбом моделей «Искусство в быту». В тот же год их пригласили представлять холщовые и льняные платья с деревянными пуговицами на Всемирной выставке в Париже, где «крестьянская» коллекция получила Гран-при.
Как дизайнер Мухина оформляла советские павильоны на меховой и книжной международных выставках. Но не забывала и о скульптуре. В 1920-е годы она создала несколько известных работ: «Пламя революции», «Юлию», «Ветер». Особых восторгов удостоилась «Крестьянка» — «сделанная из чернозема» баба, «вросшая» ногами в землю, с мужскими руками (Мухина лепила их с рук своего мужа). В 1934 году «Крестьянку» экспонировали в Венеции, после чего продали в музей Триеста, а после Второй мировой войны скульптура попала в Ватикан. Для Третьяковской галереи — первого места хранения «Крестьянки» — отлили копию.
В это же время супруг Мухиной Алексей Замков создал первый промышленный гормональный препарат — «Гравидан». У врача появились завистники и противники, началась травля. Весной 1930 года Мухина, Замков и их сын были задержаны при попытке выехать из Советского Союза. Этот факт был обнародован лишь в 2000-е годы, когда в руки журналистов попал донос бывшего коллеги Замкова. За доктора вступились высокопоставленные пациенты и друзья, среди которых были Буденный и Горький. Замкова «всего лишь» выслали на три года в Воронеж. Мухина отправилась в ссылку вместе с мужем, хотя ей было позволено остаться в столице. В Москву супруги вернулись досрочно — в 1932 году.
«НЕ БОЙТЕСЬ РИСКОВАТЬ В ИСКУССТВЕ»
В 1937 году Вера Мухина выиграла конкурс на скульптуру для павильона, который планировалось построить на Всемирной выставке в Париже. Первоначальная идея принадлежала архитектору Борису Иофану, проектировавшему советский павильон:
«Советский Союз — государство рабочих и крестьян, на этом основан герб. Павильон должна была завершать двухфигурная скульптурная группа: рабочий и крестьянка, скрестившие серп и молот, — меня всю жизнь увлекала проблема синтеза архитектуры и скульптуры».
Мухина предложила решение в античном духе: обнаженные фигуры, устремленные ввысь. Рабочего и колхозницу приказали «одеть». Но главные идеи автора — много воздуха между фигурами, чтобы создать легкость, и развевающийся шарф, подчеркивающий динамичность, — остались без изменений. Однако согласования заняли много времени. В итоге первую в СССР статую из стальных пластин создавали в авральном режиме всего за три недели. Мухина лепила уменьшенный макет частями и тут же передавала для увеличения в Институт машиностроения (ЦНИИМАШ). Здесь фрагменты скульптуры вырезали из дерева. Затем рабочие забирались внутрь деталей и обстукивали их, подложив лист металла толщиной всего 0,5 миллиметра. Когда деревянное «корыто» разбивали, получался фрагмент из стали. После сборки «Рабочего и колхозницу» разрезали и, погрузив в вагоны, отправили в Париж. Там — тоже в спешке — 24-метровую статую вновь собрали и водрузили на постамент высотой 34 метра. Пресса наперебой публиковала снимки расположенных друг напротив друга советского и германского павильонов. Сегодня эти фотографии кажутся символичными.
Всемирная выставка искусств и техники в Париже. 1837. Фотография: photochronograph.ru
Всемирная выставка искусств и техники в Париже. 1837. Фотография: photochronograph.ru
Всемирная выставка искусств и техники в Париже. 1837. Фотография: photochronograph.ru
Французы предложили выкупить «Рабочего и колхозницу», но советские власти отказали. После транспортировки в Москву почти все части статуи оказались повреждены. Их воссоздали вновь — из более толстых стальных листов. Скульптурной группой решили украсить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (сегодня — ВДНХ). Постамент — «пенек», как его называла Мухина, — сделали высотой чуть более 10 метров. Из-за этого исчезло ощущение полета. Лишь в 2009 году после реконструкции «Рабочего и колхозницу» установили на специально возведенный павильон, похожий на павильон Иофана.
В 1942 году от инфаркта умер Алексей Замков, которого с конца 1930-х обвиняли в знахарстве и ненаучных методах лечения. В это же время не стало лучшей подруги Мухиной — Надежды Ламановой. Спасала работа и новое творческое увлечение — стекло. С 1940 года скульптор сотрудничала с экспериментальным цехом при зеркальной фабрике в Ленинграде. По ее эскизам и ею же придуманным методикам лучшие стеклодувы создавали вазы, статуэтки и даже скульптурные портреты. Мухина разработала дизайн полулитровой пивной кружки для советского общепита. Легенда приписывает ей и авторство созданного для первых посудомоечных машин граненого стакана.
В 1941–1952 годах Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. Одной из последних ее работ был памятник Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Установили его уже после смерти скульптора. Веры Мухиной не стало 6 октября 1953 года. После ее смерти министру Вячеславу Молотову было передано письмо, в котором Мухина просила:
«Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство».
Она моделировала платья и ваяла брутальные скульптуры, работала медсестрой и покоряла Париж.
www.culture.ru
памятник защитникам Севастополя и скульптурная группа «Хлеб»
1 июля исполняется 125 лет со дня рождения автора «Рабочего и колхозницы» и граненого стакана
Два дня назад в 20:31, просмотров: 15460
1 июля мир отмечает 125-летний юбилей великого скульптора Веры Мухиной, которая известна большинству как автор монумента «Рабочий и колхозница», памятника Чайковскому у Московской консерватории, композиции «Урожай» около Водного стадиона и изобретатель граненого стакана. Однако немногие знают, сколько неординарных идей Веры Игнатьевны так и остались невоплощенными. По случаю юбилея мастера Третьяковская галерея отыскала в запасниках малоизвестные картины и «неизданные» проекты скульптора и выставила их на Крымском валу. В день рождения Веры Мухиной «МК» побеседовал с куратором выставки Ларисой Бедретдиновой об идеях, которые сама скульптор называла «мечты на полке».
Фотографии предоставлены Третьяковской галереей
— Вера Мухина — один из самых известных скульпторов советской эпохи, тем не менее большинство ее проектов так и остались в эскизах. Сколько их?
— Легче сосчитать, сколько проектов воплотилось в жизнь, а это совсем небольшая цифра. Эскизов осталось очень много, она называла их «мечтами на полке». Они действительно стояли в мастерской Веры Мухиной на полках. Среди них, например, памятник Революции для Клина, памятник Свердлову и Загорскому для Москвы, а также фонтан «Национальности», который задумывалось установить у входа в метро «Кропоткинская». К сожалению, сохранился только один макет этого проекта. Затем - композиция, посвященная спасению челюскинсам: было целых три варианта этого памятника, но два первых не сохранились. Было несколько вариантов скульптуры на Рыбинском водохранилища, проект Маяка в Крыму...
— Вы говорите о проекте 80-метрового маяка-водолаза в Балаклаве?
— Нет, о проекте, посвященном защитникам Севастополя. Маяк-мемориал задумывался у входа в Севастопольскую бухту на исходе Второй мировой войны. Вершину башни должны были венчать скульптуры моряков-черноморцев, которые будто бы стоят в круговой обороне. Хотя проект в Балаклаве тоже интересный. Он задумывался в 20-е годы во время экспедиции подводных работ особого назначения.
— В 2010-м году художник Леонид Тишков воссоздал этот проект в уменьшенном виде в Балаклаве и сейчас предлагает установить маяк на Крымской набережной. Насколько реальна, по-вашему, его идея?
— Место, где Тишков предлагает поставить памятник, — это территория парка искусств «Музеон», где много разной скульптуры. Почему бы среди них не появиться еще одной? Но нужно сказать, что у Тишкова свой вариант памятника, который отталкивается от идеи Мухиной. Любопытно было бы посмотреть, что из этого получится.
— А какие еще идеи Мухиной стоило бы достать с полки и воплотить в жизнь?
— Все зависит от места и цели установки. Был, например, интересный проект шести скульптур для Замоскворецкого моста — он и сегодня актуален. Одну из скульптурных групп под названием «Хлеб» Мухина сделала для выставки «Индустрия социализма», как ни смешно, для раздела «Пищевая промышленность». У нас в экспозиции стоит эта скульптура — очень пластичная и монументальная работа, а тема хлеба актуальна во все времена. Но с возрождением монументальных проектов все непросто — кто-то должен ими заинтересоваться и найти средства на это.
Фотографии предоставлены Третьяковской галереей
— Самая монументальная работа Мухиной «Рабочий и колхозница», к счастью, была реконструирована. А какие другие воплощенные работы Мухиной нужно «лечить»?
— Как раз к юбилею мы отреставрировали ряд проектов Мухиной — их можно увидеть в экспозиции «Скульптор Вера Мухина. К 125-летию со дня рождения». Например, специально для юбилейной выставки отреставрировали проект «Памятник героической авиации». Все знают ее «Рабочего и колхозницу», но глубже в ее творчество и биографию, к сожалению, мало кто вникал. Вера Мухина во многом недооценена. И наш музей с помощью этой выставки предлагает заполнить пробелы в знаниях об этом необыкновенном мастере.
— Если говорить о биографии Веры Мухиной, то какие бы вехи вы выделили?
— В первую очередь — это поездка в Париж и учеба у французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя, ученика Огюста Родена. Кстати, там же, в Париже, она бок о бок работала рядом с Борисом Терновцом, который впоследствии стал известным историком искусства и директором Музея нового западного искусства. Другая важная веха — это 1937 год, когда «Рабочего и колхозницу» показали на Всемирной выставке в Париже. Это апогей ее творчества — скульптура была названа «эталоном социалистического реализма». Но потом, несмотря на то, что Мухина получила пять Сталинских премий, началась череда нереализованных проектов.
— Почему так случилось? Возможно, дело в ее купеческом происхождении, о котором ей, бывало, напоминали недоброжелатели?
— Ей оно не мешало, хотя ей припоминали его. Она всегда говорила, что для того, чтобы отвергнуть что-то, нужно это хорошо знать. Ее интерес к разным художественным течениям связан именно с этим убеждением, которое она не раз высказывала в 1940-50-х годах. У нее не было проблем с принятием революции.
— Вера Мухина — не только прекрасный скульптор, но и красивая женщина, с юности любившая балы и придумавшая немало новаторских моделей одежды. Немногие знают, что в детстве она, катаясь на санях, въехала в дерево и сильно разбила лицо, после чего перенесла несколько пластических операций. Как это потрясение сказалось на ней?
— Думаю, оно ее воспитало. К этому моменту ее родители уже умерли и она жила с опекунами в Курске. Они ее очень любили и во много ей потакали. Когда она решила учиться скульптуре и поехать в Париж, они этому не сопротивлялись. А это было как раз после этого случая с санями. То есть она росла в хороших условиях, но пережила в детстве несколько потрясение — смерть родителей, а потом эти операция. Такие драматические события закаляют характер.
nabiraem.ru
Вера Игнатьевна Мухина - презентация онлайн
1. Ве́ра Игна́тьевна Му́хина — русский (советский) скульптор. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Стал
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина — русский (советский) скульптор. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР2. «Рабочий и колхозница», скульптор В. И. Мухина, архитектор Б. М. Иофан, 1937 год
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина «Рабочий и колхозница», скульптор В. И. Мухина, архитектор Б. М. Иофан, 1937 год Вера Мухина была признана выдающимся мастером XX века после того, как монумент «Рабочий и колхозница» был представлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция завершала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном. Позднее, в 1939 году монумент был установлен недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм».3. Композиция «Хлеб», бронза, 1937 год.
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина Композиция «Хлеб», бронза, 1937 год.Ве́ра Игна́тьевна Му́хина Сталинская премия первой степени (1946) — за скульптурный портрет академика А. Н. Крылова ; Дерево. Сталинская премия второй степени (1951) — за скульптурную группу «Требуем мира!»Ве́ра Игна́тьевна Му́хина Сталинская премия первой степени (1952) — за памятник М. Горькому в Москве6. Сталинская премия второй степени (1943)
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина Сталинская премия второй степени (1943) Портрет полковника И. Л. Хижняка. Бронза. 1942. Полковник Барий Абдуллович Юсупов.Ве́ра Игна́тьевна Му́хина Партизанка Крестьянка8. Пластов Аркадий Александрович
А. А. Пластов. «Деревенский март». 1964. Ульяновский областной художественый музей9. Пластов Аркадий Александрович
«Родник» «Фашист пролетел», 1942.10. Пластов Аркадий Александрович
Полдень. 1961. Юность. Утро. 1954. СанктПетербург,11. Пластов Аркадий Александрович
«Ужин трактористов». 1951. Иркутский художественный музей. «Лето». 1959—60. Третьяковская галерея. Москва.12. Пластов Аркадий Александрович
«Жатва». 1945. Третьяковская галерея. Москва А. А. Пластов. «Мама». 1964. Третьяковская галерея. Москва.13. Пластов Аркадий Александрович
«Иван Батин». 1955. Третьяковская галерея. Москва «Сенокос». 1945. Третьяковская галерея. Москва.14. ШАДР Иван Дмитриевич
«Булыжник — оружие пролетариата» (парк Декабрьского восстания, Москва) Буревестник (М. Горький). Голова проекта памятника для города Горького. 1939. Бронза15. Скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв. Памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Груз. ССР). Бронза, гранит. Открыт в 1927.
16. В 1987 году Свердловское (ныне Екатеринбургское) художественное училище получило имя И. Д. Шадра
ШАДР Иван Дмитриевич В 1987 году Свердловское (ныне Екатеринбургское) художественное училище получило имя И. Д. Шадра памятник М. Горькому в Москве (проект, бронза, 1939, ГТГ; осуществлён в 1951 В. И. Мухиной совм. с З. Г. Ивановой и Н. Г. Зеленской) "М. Горький". Тонированный гипс. 1939. Третьяковская галерея. Москва.17. Горельеф "Борьба с землей". (1922 год). Экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года. Фрагменты горельефа сфотографиро
ШАДР Иван Дмитриевич Горельеф "Борьба с землей". (1922 год). Экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года. Фрагменты горельефа сфотографированы возле ЦДХ.18. Митрофан Борисович Греков — советский художник-баталист.
Митрофан Борисович Греков — советский художник-баталист. Настоящее имя — Мартыщенко Митрофан Павлович. Родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Области Войска Донского (ныне Ростовская область).19. Митрофан Борисович Греков
Греков М. Б. "Отряд Буденного в пешем строю отбивает атаку противника" Картина «Трубачи Первой конной»20. Митрофан Борисович Греков
Тачанка (Выезд на позиции). 1933.Конармейская тачанка. 1933.22. Тачанка. Трубачи 1-ой конной. Сталин и Дзержинский на Восточном фронте.
"Красное знамя в Сальских степях. Автор: Греков М. Греков.Красная конница.Именем М. Б. Грекова названо Ростовское художественное училище. Именем М. Б. Грекова названо Одесское художественное училище. В Новочеркасске существует Дом-музей М. Б. Грекова. С 1966 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и 3 серебряные медали им. Грекова.25. Веснин, Виктор Александрович (1882—1950) Веснин, Леонид Александрович (1880—1933). Бра́тья Веснины́ — советские архитекторы-конструктивисты, ра
Веснин, Виктор Александрович (1882—1950) Веснин, Леонид Александрович (1880—1933). Бра́тья Веснины́ — советские архитекторы-конструктивисты, работавшие совместно над рядом проектов. Дворец культуры Завода имени Лихачёва на Восточной улице в Москве. Построен по проекту братьев Весниных в 1937 году.братьея Веснины проект братьев Весниных здания Московского отделения «Ленинградской правды»27. 1916 г. Здание конторы пароходного общества «Волга» в Нижнем Новгороде
Виктор Александрович Веснин После выхода в 1932 году Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературнохудожественных организаций» в стране были ликвидированы большинство существовавших в то время творческих объединений и союзов, включая созданное и работающее при активном участии Весниных Объединение современных архитекторов. В том же году В. А. Веснин возглавил оргкомитет по созданию нового творческого объединения зодчих — Союза архитекторов СССР. В 1936 году Виктор Веснин стал первым президентом Академии архитектуры СССР, а в следующем году возглавил Союз архитекторов.29. Веснин, Леонид Александрович (1880—1933).
...20 века, построено в 1914-1916 годах по проекту братьев Весниных. Особняк купца СироткинаЗдание "Дворец Печати" Азернешр, арх. Пен, 1931-1934 г.г. Здание спорткомплекса "Динамо", 1930 г., арх. К. И. Сенчихинбратья Веснины. Доходный дом Санкт-Петербургского страхового общества с... Проект особняка Тарасова братьев Весниных.Здание ДК Шаумяна, 1929-32. Архитекторы братья А. и Л. Веснины Здание швейной фабрики им.ВолодарскогоДом Сироткина (1916, архит. братья А.А., Л.А. и В.А. Веснины) Мосторг арх. братья Веснины.Проект Дворца Советов, 1932 г. Виктор Александрович ВеснинМосква. Дворец культуры им. Лихачева, 1931—1937 гг. Братья Веснины37. Архитекторы Веснины. Универмаг на Красной Пресне в Москве. 1927.
.барокко построено в 1914-1916 годах по проекту братьев ВесниныхОсновные принципы строительства конструктивистов: 1. Дом на столбах. Конструктивной основой здания является каркас. 2. Плоская крыша. Крыша используется как терраса ( проект акционерного общества "Аркос" братьев Весниных). 3. Свободный план. До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Этажи больше не будут отделяться один от другого словно отсеки. Отсюда - большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра, большая экономия материальных средств. 4. Горизонтальные окна. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного его конца до другого. 5. Свободный фасад. Отныне фасады - это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки.В 1937 году они же спроетировали и построили Дом братьев Весниных, но и для всей Москвы стало строительство в 1937 году Дворца культуры Пролетарского района (ДК ЗИЛ). В 1937 году они же спроетировали и построили Дом политкаторжан на ул. Воровского в Петербурге (театр-студия киноактера на Поварской). После смерти Леонида Веснина (1933) Виктор и Александр подолжили архитектурную деятельность уже вдвоем и создали весьма интересные проекты, в том числе дом Наркомтяжпрома на Красной площади (1934-1936) и второй дом Совнаркома в Зарядье (1940) в Москве.41. МЕЛЬНИКОВ КОНСТАНТИН СТЕПАНОВИЧ
Дом культуры химиков завода «Каучук», Москва. 1927 - 1929. Дом культуры им. И. В. Русакова, Москва. 1927 1929.42. МЕЛЬНИКОВ КОНСТАНТИН СТЕПАНОВИЧ
Проект 6-ти этажного вращающегося здания газеты «Ленинградская правда». Архитектор Константин Мельников (1924год) Клуб фабрики «Свобода», Москва. 1927 - 1929. АрхитЗдание филиала ИМЭЛ. Алексе́й Ви́кторович Щу́сев (26 сентября (8 октября) 1873, Кишинёв—24 мая 1949, Москва) — русский и советский архитектор. Архитектор А. Щусев. 1938 Сталинская премия первой степени (1941) — за архитектурный проект здания Института Маркса — Энгельса — Ленина в Тбилиси (1938)Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле. Архитектор А.В.ЩусевВ 1912—1916 годы архитектор проектировал железнодорожные вокзалы в Софрино, Красноуфимске, Сергаче, Муроме.После окончания Академии художеств Щусев поселился в Петербурге. Из самых ранних его работ надо прежде всего назвать первую строго научную реставрацию. Он воссоздал в 1900-е годы храм Св. Василия в Овруче XII века (в его обследовании принимал участие крупнейший специалист того времени П. П. Покрышкин; помощник — арх. Максимов В. Н.). Казанский вокзал в МосквеСобор Покрова в Марфо- Мариинской обителиВ 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», на стадии первых эскизов не согласившись с версией далее отошедшего от этой работы И. В. Жолтовского. Этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Проект был направлен на четкое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зеленых клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр. Проект «Новая Москва» был совершенно иной направленности, чем «сталинский» генеральный план Москвы 1935 года план реконструкции столицы, о котором часто неправильно пишут, как о развитии идей Щусева. Щусев переносил административный центр на петербургское шоссе, а по генплану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр. Щусев был за выявление лучших старинных зданий (его сотрудники обследовали город, работая в комиссии по охране памятников Моссовета), тогда как в ходе реализации генплана 1935 года были снесены многие исторические здания и кварталы. Щусевский план был резко раскритикован в 1924—1925 годах городской администрацией и только строительство мавзолея Ленина позволило зодчему избежать репрессий. Важно отметить, что с генпланом «Новая Москва» был связан замысел создания вокруг Москвы (за кольцевой железной дорогой)многочисленных рабочих поселков типа европейских городов-садов (проект Архитектурной мастерской Моссовета, схема Б. М. Сакулина).Театр оперы и балета в ТашкентеСталинская премия первой степени (1948) — за архитектурный проект здания Театра имени А. Навои в Ташкенте Мавзолей Ленина на Красной площади Сталинская премия второй степени (1946) — за внутреннее оформление Мавзолея В. И. ЛенинаИзвестнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора в считанные часы ко дню похорон В. И. Ленина 27 января 1924 года Уже самое первое сооружение представляло собой кубический объём со ступенчатым завершением. Весной 1924 года Щусев создал вторую версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл А. В. Щусев и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранити лабрадоритом. В его форме можно видеть органичный сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко. Очень важно, что Мавзолей хорошо вписался в ансамбль Красной площади, не нарушив историческую среду.Сталинская премия второй степени (1952) — за архитектурный проект станции «Комсомольская — кольцевая» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича (посмертно) орден Ленина Станция «Комсомольская- кольцевая»Значительное место в деятельности Щусева в 1940- е годы занимали проекты восстановления городов, разрушенных в годы войны: Истры (1942—1943), Новгорода (1943—1945), Кишинёва (1947) и др. Одним из последних творений А. В. Щусева стала московская станция метро «Комсомольскаякольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом.Дом на Ростовской набережной В стиле московского конструктивизма им (с соавторами Д. Д. Булгаковым, И. А. Французом, Г. К. Яковлевым) был разработан блестящий проект здания Наркомзема (Москва) практически полностью осуществленный. Здание построено в 1928-33 годах. Сейчас в нём размещается Министерство сельского хозяйства. Здание Наркомземагостиница "Москва" Здание НКВД (ФСБ) на Лубянской площади. Архитектор Щусев. 1946 год.http://fotki.yandex.ru/users/med-yuliya/view/417407 / http://history.sgu.ru/time/?century=20&eid=90&fPage= http://clubs.ya.ru/4611686018427433021/posts.xml?tb=100&tag=9946981 http://wiki.bkstv.ru/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%92% D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B http://wiki.bkstv.ru/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Nizhny_Novgorod_State_Medi cal_Academy_1st_building.jpg http://www.architektor.ru/media/10 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B2,_% D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%92% D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D 1%87 http://arx.novosibdom.ru/node/470 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B 8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%A9%D1 %83%D1%81%D0%B5%D0%B2%20%20%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%B D%D0%B8%D0%B5%20%D0%9D%D0%9A%D0%92%D0%94%20%D0%BD %D0%B0%20%D0%9B%D1%83%D0%B1%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0% BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D 0%B4%D0%B8%2C%2019401947%20%D0%B3%D0%B3.&stype=image&lr=35&noreask=1 http://arx.novosibdom.ru/node/241http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar-V/V11658.shtml http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%A0%D0%B0%D0%B1 %D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0 %B2%20%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D1%85&p=15&i mg_url=static.panoramio.com%2Fphotos%2Foriginal%2F4401831.jpg http://arx.novosibdom.ru/node/2418 www.bakupages.com trade-print.studio-seo.org bse.sci-lib.com www.lj.ivanovo.ru www.diclib.com www.apartment.ru http://fotki.yandex.ru/users/ok-18/view/169901/ http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=378491&reposti d=0ppt-online.org