К хлебу в России всегда относились уважительно. «Хлеб – всему голова», встречать «с хлебом – солью», «земля – матушка, а хлеб – батюшко» так говорят и говорили о хлебе. Но только ли у нас? Отношение к хлебу сродни священному, оказывается, во многих странах мира.
Когда то давно, еще до животноводства и земледелия, древние люди занимались охотой и собирательством. Собирали мед, ягоды-грибы, различные плоды, корешки выкапывали, семена съедобные собирали. Уже тогда они знали злаки, которые можно употреблять в пищу, прародители овса, пшеницы, ячменя, ржи. Злаки употребляли сырыми, а когда они высыхали, то становились твердыми.
Люди приспособились их растирать с помощью камней. Полученную массу разводили водой, и это называлось зерновая каша. Ее ели сырой, или варили на костре. Случайно, или намеренно, но пролив кашу на раскаленные камни, получили нечто вроде лепешки. Так появился первый хлеб. Вскоре злаки стали возделывать культурно, зерно собирать.
Появились первые напитки. Из ячменя делали пиво, а для его изготовления использовали бродящую закваску. Уже тогда, люди употребляли в пищу продукты с использованием дрожжевой культуры. Вскоре научились делать с такой закваской тесто, из которого хлеб получался пышный, и душистый.
Этот секрет был знаком древним египтянам. Для закваски они использовали молочнокислые культуры. Хлеб у них был разнообразный, простой кисловатый и сладкий, с добавлением масла, меда, различных пряностей и орехов. Они пекли булки круглые и продолговатые, в форме зверей, или простых геометрических фигур.
Египтяне использовали для размола муки механизмы, приводимые в движение животной силой, силой рабов, или силой бегущей воды. Изготовлением хлеба на продажу занимались отдельные семьи, на свой товар они ставили свой личный знак. Он уже тогда знали, как изготовить муку тончайшего помола. Символ солнца, золота и хлеб в их письменности был один – кружок с точкой посередине, это говорит о значении хлеба в те времена.
Греки переняли у древних египтян науку изготавливать съедобные булки из сброженного теста. Хлеб в Древней Греции тоже очень ценился, и подавался на стол, как отдельное блюдо. Пышный хлеб пекли для знати, бедняки довольствовались лепешками. Особо ценные булки выпекали для участников Олимпиад – атлетов со всей Греции. Вкушать пищу без хлеба было большим грехом. Слово «хлеб» имеет также греческое происхождение, от слова «клебанос», которым называли специальную чашу для выстаивания дрожжевого теста.
Римляне научились хлебопекарству у греков. Тогда же хлеб стали производить промышленным способом, то есть в больших количествах и на продажу. У римлян пекарь был освобожден от налогов, и воинской повинности, а пекарь-раб ценился в десять раз дороже гладиатора.
В Османской империи хлеб пекли и употребляли все, от самых богатых до бедняков. За качество хлеба отвечало государство, специальные проверяющие ходили по базару, проверяли хлеб. Если встречали недовес, или плохо пропеченный хлеб, или другоге ненадлежащее качество, хозяина лавки наказывали – 100 ударов палками по пяткам.
В Индии преступников наказывали тем, что не давали им есть хлеб. Неуважение к хлебу считалось большим грехом.
О значении хлеба говорит факт происхождения в английском языке слов «лорд» и «леди». Труднопроизносимая английская словесная конструкция в переводе означала «та, что замешивает хлеб» и звучала как «леди», а слово, звучавшее как «лорд», переводится как «хранитель хлебов». Потом уже значение этих слов изменилось на хозяйку и хозяина поместья, а потом это стало титулом, ведь поместьем владели только знатные люди.
В странах латинской Америки обычаю печь дрожжевой хлеб научились у европейских переселенцев. А сами пекли лепешки из кукурузной муки.
У славян, предков Русичей, хлебопечение практиковалось с древнейших времен, и также началось с появлением зерновых лепешек. Дрожжевой хлеб на Руси пекли с IX века. Широко использовалась в хлебопечении мука различных сортов злаковых – ржи, овса, ячменя. В качестве закваски использовали хмель – вещество из плодов одноименного растения, молочнокислые продукты.
По способу обработки муки называли и хлеб. Ситный – просеян на сите. Решетный — из просеянной на решете муки, более низкого качества и дешевый. А крупчаткой называли самую высококачественную муку. Из нее пекли самый дорогой хлеб для знати. Простой люд пек хлеб из ржаной муки, черный. В деревнях хлеб пекли сами, в русской печи, в городах эти занимались так называемые «хлебные избы», а горожане хлеб покупали.
Без хлеба и сейчас никуда, обед не обед.
mama-doma-365.ru
fishki.net
Хлеб в разных странах
Ученые сходятся во мнении, что впервые хлеб появился на столе человека более 15 тысяч лет назад. В то время основной целью людей было пропитание, которое доставалось тяжелым трудом. Древние люди в поисках съестного обратили внимание на злаковые. В результате наблюдений они поняли, что брошенное в землю зерно прорастает, а влажная и рыхлая почва является более плодородной.
Сначала зерна употреблялись в сыром виде, а чуть позже люди научились растирать их с помощью камней, смешивать с водой и варить полученную крупу. Так появилась первая мука, а из нее – первый хлеб, который имел консистенцию жидкой каши.
Дикорастущая пшеница отличалась тем, что ее зерна отделялись от колоса с большим трудом. К тому времени люди уже умели добывать огонь и использовать его для приготовления пищи. Они заметили, что зерна можно легко отделить от колосьев, слегка подогрев их. Собранную пшеницу они подогревали на камнях в специальных ямах.
Каша, приготовленная из подогретых зерен, оказалась вкуснее той, что готовили из сырой пшеницы. Это был второй шаг к изобретению хлеба. Около 6 тысяч лет назад люди научились возделывать пшеницу и ячмень. В это время были изобретены простейшие ручные мельницы и ступки, благодаря которым и появился первый печеный хлеб. По мнению археологов, когда готовилась каша, часть ее вылилась и под воздействием высокой температуры превратилась в ароматную лепешку. Она понравилась людям, после чего появился хлеб в виде лепешки.
Подгоревшие куски неправильной формы даже отдаленно не напоминали современный хлеб, однако именно с этого времени началось хлебопечение.
Египет, Рим, Греция
Древние египтяне умели разрыхлять тесто путем брожения, которое осуществлялось за счет дрожжевых грибков и молочнокислых бактерий. Около 6 тысяч лет назад в Древнем Египте начали печь хлеб.
Если посмотреть на срез хлеба, испеченного из сброженного теста, можно заметить множество маленьких пор. Они появляются в результате жизнедеятельности дрожжевых грибков, вызывающих в тесте брожение, которое сопровождается образованием углекислого газа, молочной кислоты и спирта. Стремясь выйти наружу, углекислый газ разрыхляет тесто и делает его пористым. Благодаря молочнокислым бактериям улучшаются вкус и запах свежеиспеченного хлеба. Кроме того, хлеб из сброженного теста дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом.
В Древнем Египте пекли хлеб самых разнообразных форм: круглый, овальный, в виде косички, животных, рыб и т. д. На него ставили «клеймо» в виде цветка, крестика или знака семьи, которая занималась хлебопечением. Помимо обычного хлеба, древние египтяне готовили сладкие изделия с добавлением меда и молока. Такие лакомства стоили намного дороже обычного хлеба. Солнце, золото и хлеб обозначались одним символом – кругом с точкой в центре.
Египетская технология приготовления хлеба со временем стала известна в Риме и Греции. Этот продукт считался деликатесом и был доступен только состоятельным людям. Для рабов отдельно выпекался грубый темный хлеб.
В дни спортивных состязаний пекари готовили для участников особый, тщательно разрыхленный белый хлеб, который подавался с рыбой и оливками.
Было выяснено, что в Древней Греции хлеб ели как отдельное блюдо или в качестве закуски. Отсутствие этого угощения на столе расценивалось как бедность хозяина. Считалось также, что не есть хлеб – большой грех, за который человек будет наказан богами.
Рецепты хлеба держались в секрете и передавались из поколения в поколение, а профессия пекаря была одной из самых уважаемых.
Османская империя
Хлеб был одним из любимых продуктов в османской кухне. Он был доступен людям всех социальных слоев. Богатые употребляли хлеб в качестве дополнения к основным блюдам, а для бедных он был основным продуктом питания. Сразу после завоевания Стамбула было организовано производство белого хлеба, а в 1502 году была введена гарантия на его качество.
Индия
Индийский хлеб пекут из специального зерна, которое называется ata. Для его приготовления не используются дрожжи, однако благодаря специальным методам, которые используют индийские повара, он получается воздушным и очень вкусным. Его лучше есть свежим, чем приготовленным заранее.
Хлеб с давних времен был неотъемлемой частью индийской кухни. Отказ от этого продукта расценивался как неуважение к хозяину.
Тибет
Цампа, или обжаренная мука грубого помола, сегодня используется для приготовления многих тибетских блюд. Наиболее известными из них являются лепешки, которые пекутся в казане или на разогретом противне. Многие исследователи называют цампу национальным блюдом тибетцев. Обжаренная мука используется не только для приготовления пищи, но и для других целей. Например, развеивание цампы по воздуху является обязательным элементом многих обрядов.
В древности этот ритуал использовался для того, чтобы попросить покровительства и помощи у духов природы. Позже он стал практиковаться буддистами как обряд празднования при рождении ребенка, а также в честь наступления Нового года. Цампу принято бросать и на похоронах, чтобы помочь душе усопшего освободиться.
Византия
В Византии хлеб ценился настолько, что на пекарей не распространялись никакие государственные повинности. Однако за выпечку некачественного хлеба повара могли обрить наголо, привязать к позорному столбу и даже выгнать из города.
Италия
Технология хлебопечения пришла в Италию от греков, обосновавшихся на Сицилии в VIII веке до нашей эры. Сегодня в этой стране можно найти булочные, открытые частными предпринимателями. У каждого повара есть свои рецепты, которые передаются из поколения в поколение.
Швейцария
Предки современных швейцарцев начали выпекать хлеб несколько тысяч лет назад. Хлеб, найденный в 1976 году недалеко отБильского озера, относится к 3530 году до нашей эры. По мнению исследователей, древние жители построек, находившихся на берегу озера, выпекали плоские лепешки хлеба на разогретых камнях.
Изначально хлеб выпекался не в пекарнях, а в каждом доме. Лишь в период раннего Средневековья стали создаваться первые пекарни при монастырях. По мере увеличения потребностей стали возникать пекарные цеха.
К пекарям предъявлялись высокие требования относительно качества хлеба и выполнения правил эксплуатации хлебопекарных печей. Белая очищенная мука была очень дорогой, поэтому она использовалась для выпекания элитных сортов хлеба. Намного дешевле стоила мука с частичками зерна. В Швейцарии она называлась полубелой мукой, а в России – мукой второго сорта.
Ржаной хлеб стоил дешево, его покупали в основном бедняки. Состоятельные люди отдавали предпочтение пшеничному и овсяному хлебу. В период нехватки пшеницы и ржи хлеб пекли из муки с примесью молотых каштанов и желудей.
На некоторое время хлеб стал основным продуктом питания в Швейцарии. Так, согласно документам XVI века ежедневная норма хлеба для прислуги в монастыре составляла 700–950 г, а каждый обычный житель Швейцарии употреблял не менее 140 г хлебобулочной продукции в день.
В XVIII веке хлеб стал добавляться в рецептуру национальных блюд, самым известным из которых стало фондю (маленькие кубики хлеба с расплавленным сыром). Однако уже во второй половине XX века потребление хлеба в Швейцарии стало снижаться. Существует мнение, что эта тенденция была связана с улучшением качества жизни населения. Однако хлеб и сегодня остается неотъемлемой составляющей здорового питания.
Франция
Согласно законам Франции, даже небольшие деревни должны быть ежедневно обеспечены свежими хлебобулочными изделиями. Помимо обычного хлеба, который выпекается 2 раза в день, в булочных в ассортименте представлены круассаны, булочки с начинкой, бриоши и др.
Выпечка обязательно присутствует в завтраке француза, независимо от его возраста и принципов питания, которых он придерживается. Это традиция, которую уважают все жители этой страны. Стоит отметить, что любовь к выпечке не отразилась на фигуре самой стройной нации мира. Секрет прост: французы едят только свежие хлебобулочные изделия, рецепты приготовления которых совершенствовались на протяжении нескольких веков.
Германия
В Германии хлеб также любим, как и во Франции. Невозможно перечислить все его разновидности, поскольку в каждом городе выпекаются свои особые сорта и постоянно появляются новинки.
Сегодня особенно популярен диетический низкокалорийный хлеб. В Германии предпочитают хлеб с овощными добавками: картофельный, морковный, луковый и т. д. Для любителей сладостей выпекается хлеб с кусочками фруктов.
Иран
В Иране хлеб считается божьим даром и основной пищей религиозного человека. Он выпекается несколькими способами и может быть нескольких видов: сангяк (пышный отрубной хлеб), лаваш (самый популярный среди населения Ирана) и нун (большая лепешка, которую выпекают на раскаленной гальке).
Узбекистан
С древних времен жители Узбекистана считали хлеб священной пищей. С ним связано много обычаев и обрядов. Например, когда кто-то из членов семьи уезжает из дома, ему дают откусить кусок оби-нона (узбекского хлеба), после чего тот хранится до тех пор, пока отсутствующий человек не вернется. После возвращения он не выкидывает, а доедает оставшийся хлеб. Традиция ношения корзины с хлебом на голове также свидетельствует о почтительном к нему отношении.
В Узбекистане хлеб печется в глиняных печах, которые получили название «тандыр». В результате он получается очень вкусным и полезным.
Традиционно используют 2 способа приготовления хлебных лепешек: обычный и улучшенный. Самый простой и распространенный узбекский хлеб выпекается с использованием теста на основе особой закваски. Именно она является секретом неповторимого вкуса оби-нон. Дрожжевая культура этого теста уникальна и не может быть заменена другой. По классическому рецепту в тесто для оби-нон добавляют наваристый мясной бульон, измельченный лук и кислое молоко.
Патыр, или питательный хлеб, пекут с добавлением бараньего жира или сливочного масла, благодаря чему он долго остается свежим. Он представляет собой большие лепешки, которые выпекаются чуть дольше, чем обычный хлеб.
Помимо распространенных сортов хлеба, существуют также редкие экзотические виды, технология приготовления которых держится в секрете. Каждый район Узбекистана может похвастаться своим неповторимым рецептом хлеба. Например, в Ферганской долине выпекают слоеные лепешки, каждый слой которых покрывается сливочным маслом или сметаной.
В Узбекистане хлеб не режут ножом, а отламывают руками. При этом нельзя класть его «лицевой» стороной вниз, поскольку это расценивается как непочтительное отношение.
Армения
Ни один прием пищи в Армении не обходится без ароматного лаваша, который выпекается в специальных глиняных очагах в форме цилиндра. Многие армяне поддерживают старую традицию готовить лаваш про запас. Такой хлеб высушивают, складывают в стопки, а храниться он может до полугода. По мере необходимости его увлажняют чистой водой, накрывают тканью и оставляют на 30 минут. После этого лаваш готов к употреблению.
Россия
Хлебу в России придается особое значение. С древних времен он был основным продуктом питания, символом плодородия и достатка. Сегодня сохранился обычай встречать гостей с хлебом и солью, который можно увидеть на свадьбах и других торжественных мероприятиях.
Особенно популярен среди простого народа был ржаной хлеб, который был не только дешевле, но и сытнее пшеничного. Однако на Руси выпекались и дорогостоящие сорта ржаного хлеба, которые могли позволить себе только состоятельные люди. Например, хлеб «Боярский», для выпечки которого использовались мука особого помола, свежее масло и сквашенное молоко. Для придания ему пикантного вкуса в тесто добавлялись пряности. Хлеб «Боярский» считался эксклюзивным и пекся только по заказу для торжественных случаев.
Популярен был и так называемый ситный хлеб, который пекли из муки, предварительно просеянной через сито. Он обладал более нежным вкусом, чем хлеб, мука для которого была просеяна через решето. Хлеб, выпекавшийся из непросеянной муки, считался некачественным и назывался мякиной. В неурожайное время в муку добавлялись морковь, свекла и картофель.
Профессия пекаря была почитаема на Руси. Если обычных простолюдинов называли сокращенными именами, например Гришка или Федька, то пекарей соответственно – Григорий и Федор. В трудные времена от них требовалось не только мастерство, но и порядочность. Тех, кто незаконно продавал хлеб, приравнивали к ворам и сурово наказывали.
Жители деревень сами пекли хлеб, а горожане чаще всего покупали его в булочных-пекарнях.
Помимо хлеба, у булочников можно было приобрести баранки, бублики и калачи. Сельские жители лишь изредка могли позволить себе такие лакомства и покупали их в основном в качестве гостинца детям. Калачи были на Руси в особом почете. Они присутствовали на столе обычного крестьянина и на царских пиршествах.
Самым изысканным угощением считались праздничные пироги, пряники и, конечно, блины. Главным праздником крестьян был Овинник, или именины Овина. Целую неделю, начиная с 14 октября, после сбора урожая в деревнях начинались пиршества. Овинник считался покровителем любви, поэтому в этот период начинали готовиться к свадьбе.
Популярным блюдом на Руси были и блины. Они выпекались из кислого теста на основе муки различных видов. И сегодня блины пекут на Масленицу в честь проводов зимы.
Всем известное выражение «Хлеб да соль» означало пожелание благополучия и достатка. С хлебом встречали гостей, а также приносили хлебобулочные изделия в качестве гостинца.
velib.com
Большие римские дома располагали собственными хлебопекарнями, но большая часть жителей города покупала готовый хлеб в многочисленных общественных булочных, радом с которыми обычно и мельница, приводившаяся в движение осликами или рабами.Стандартные буханки делались очень плоскими и небольшого размера. Беднота довольствовалась самым дешевым хлебом из грубой муки с большим количеством отрубей (panis surdudus) – тем самым, который теперь считается самым полезным! Улучшенный хлеб из муки более высокого качества - panis secundus - предназначался для более разборчивых покупателей. Наконец, самым дорогим, доступным только для состоятельных граждан, являлся хлеб из белой пшеничной муки тонкого помола со сладковатым привкусом – panis siligincus. В пекарне можно было получить «пиценский» хлеб, который представлял собой тонкое печенье, или нечто вроде бублика - libae.К праздничным дням в булочных появлялась и более замысловатая выпечка из теста, сладкие пироги и запеканки, приготовленные с использованием меда и фруктов.
Один из рецептов, приведенных Марком Порцием Катоном:
"Пирог для жертвоприношения делай таким образом: 2 фунта творогу [римский фунт=327граммов] хорошенько разотри в кадушке. Хорошенько растерши, положи туда фунт муки из siligo [сорт пшеницы] или, если хочешь, чтобы тесто было нежнее, то полфунта белой муки лучшего качества и хорошенько перемешай ее с творогом. Положи туда одно яйцо и хорошенько перемешай все вместе. Сделай из этого хлеб, положи его на лавровые листья и пеки потихоньку на горячем очаге под глиняной крышкой".Сладкую запеканку предлагалось готовить так же, только к тесту нужно было "подбавить 1/4 фунта меду".Стандартными дополнениями к хлебу служили вино, лук и чеснок, фрукты и сухофрукты, оливковое масло и оливки, а также сыр. Сыры на Апеннинском полуострове умели делать с незапамятных времен, самыми распространенными были козий и овечий. Стоили они недорого и были по карману даже беднякам.
heihoka.livejournal.com
Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный
Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями, о существовании которых они и не подозревали. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства.
На разрезе хлеба, приготовленного со сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков, которые вызывают в тесте спиртовое и молочнокислое брожение с образованием углекислого газа, спирта и молочной кислоты. Углекислый газ, стремясь выйти из теста, разрыхляет его и создает пористость, что делает хлеб пышным и рыхлым. Молочнокислые бактерии в процессе жизнедеятельности образуют в тесте молочную кислоту, которая способствует набуханию белков муки, улучшению вкуса и аромата выпеченного хлеба. Хлеб из сброженного теста не только вкуснее, он дольше - сохраняется свежим и лучше усваивается организмом.Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Искусство приготовления разрыхленного хлеба со сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх. По случаю спортивных состязаний в Олимпии для участников и гостей пекли особый белый, хорошо разрыхленный хлеб и подавали его с маслинами и рыбой. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны. В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом и употребляли как и каждое отдельно подаваемое блюдо. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом.К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний: нюхая свежеиспеченный хлеб, можно лечить насморк, а черствый - помогает при заболевании желудка и кишечника. Так же, как к хлебу, народ с давних времен относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Согласно древним германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробие - монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима. В средние века над входом в пекарни, хлебные лавки часто вывешивали большие кренделя, вырезанные из металла или дерева и покрытые позолотой,- символ мастеров-хлебопеков того времени. Хлебопечение развивалось с незапамятных времён.
Уже в период трипольской культуры (три тысячи лет тому), которую приняли восточные славяне, население правобережной Украины выращивали зерновые культуры - пшеницу, ячмень, просо. Значительно позже, около тысячи лет тому, в посевах появилась рожь. Во время раскопок поселений на территории современной Украины найдены остатки глинобитных домов, состоящих из нескольких помещений. Кроме жилых, здесь были и хранилища для зерна, печи для выпечки хлеба, найдены зернотерки, глиняные сосуды для хранения зерна. Печи, зернотерки, кремневые лезвия серпов обнаружены археологами на Урале, в Ярославле, Вологде.
На Руси выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Качество хлебных изделий контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тесто делители, конвейерные печи. За всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь.
Хлеб ничто не может заменить.
xlebmyka.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»