5 класс. Урок № 35. Обозначение глухих и звонких согласных на письме. Хлеб соль ешь а правду режь сколько мягких согласных
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Согласные звонкие и глухие"
Разделы: Русский язык
Цели:
- познакомить с делением согласных на звонкие и глухие и перечнем пар согласных по глухости и звонкости;
- формировать умение различать звонкие и глухие согласные;
- дать представление о звукописи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: интерактивная доска (или медиапроектор), тестовые работы.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадь числа и темы).
II. Фронтальный опрос.
Презентация.
- Что изучает фонетика? (Это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.)
- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.)
- Запишите, пожалуйста, пословицу: Красно поле пшеном, а беседа умом.
- Охарактеризуйте гласные звуки в слове "красно". ([а] - гласный, безударный, [о] - гласный, ударный.)
- Охарактеризуйте согласные звуки по твёрдости-мягкости в слове "беседа". ([б'] - согласный, мягкий, [с'] - согласный, мягкий, [д] - согласный, твёрдый.)
- В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? (Пшеном - звук [ш]).
- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч'], [щ'], [й'].)
III. Объяснение нового материала.
- Запишите пословицы:
1) У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли денег нет.
- Какие звуки мы слышим на месте букв Б, В, Г на конце и в середине слов?
- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)
- Звонкие согласные на конце слова и в середине слова (если находятся перед глухой согласной) "теряют голос" и оглушаются. В русском языке есть звуки-"двойняшки", т.е. похожие звуки, парные.
- Вспомните, какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны? ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]).
- Представим, что все звонкие и глухие согласные расположились в вагоне поезда: звонкие - на верхней полке, глухие - на нижней.
- Сколько существует пар по глухости-звонкости? (Шесть.)
- Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е. являются звонкими? ([л], [м], [н], [р], [й'].) Эти звуки, кроме [й'], называют ещё сонорными. При образовании этих звуков голос преобладает над шумом.
- Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е. являются глухими? ([х], [ц], [ч'], [щ'].)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Представьте, что мы попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян следующие пословицы:
2. В словосочетании замените прилагательное противоположным по значению словом. Укажите в словах парные согласные по звонкости-глухости.
Холодный чай - : (горячий) чай,
редкий гость - : (частый) гость,
лёгкий портфель - : (тяжёлый) портфель,
маленький рисунок - : (большой) рисунок,
весёлый человек - : (печальный) человек. [2]
- С какими парными согласными не встретились слова? ([в], [ф], [к], [д], [з]) Приведите примеры слов с этими парными согласными звуками.
3. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. [2]
А теперь без грамоты пропадёшь, Далеко без грамоты не уйдёшь. Не попить без грамоты, не поесть, На воротах номера не прочесть!
- "Сверните" текст в пословицу. (Грамоте учиться - всегда пригодится.) Охарактеризуйте по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласные звуки в словах: уйдёшь (1-ый ряд), грамота (2-ой ряд), прочесть (3-ий ряд).
4. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.
Прочитайте пословицы. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?
1) Орешки дерут прорешки. 2) Шумит дубравушка к погодушке. 3) Трусость - истинная глупость.
V. Тестовая работа по теме. [1]
I вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах
2) способы обозначения звуков на письме
3) звуки речи
4) правописание гласных и согласных
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Звук - кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.
2) В нашей речи преобладают гласные звуки.
3) Буквы обозначают звуки на письме.
4) Гласные звуки состоят только из голоса.
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
1) три
2) четыре
3) пять
4) шесть
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
1) четыре
2) пять
3) шесть
4) семь
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Правда, есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы, а, и.
Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.
В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер и т.д.
Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.
1) В, А, Б, Г
2) Г, Б, А, В
3) Б, Г, А, В
4) Г, В, Б, А
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) устную речь
2) правила произношения звуков и ударения в словах
3) звуки речи
4) значимые части слова
2. Отметьте правильное утверждение.
Согласные звуки в русском языке делятся на
1) звонкие, глухие и мягкие
2) звонкие, глухие и твёрдые
3) звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
4) звонкие, глухие и шипящие
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Любишь кататься - люби и саночки возить.
1) семь
2) восемь
3) десять
4) одиннадцать
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Свой глаз - алмаз, чужой глаз - стекло.
1) два
2) три
3) четыре
4) пять
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Произнесите звуки [о], [д], [м], и никто ничего не поймёт.
Б. Слова состоят из звуков.
В. Звуки речи сами по себе лишены содержания.
Г. Но стоит эти звуки произнести в определённом порядке - дом, как станет ясно, что речь идёт о строении, в котором живут люди.
1) А, В, Г, Б
2) Б, В, А, Г
3) В, Б, А, Г
4) Б, А, В, Г
III вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) правила начертания букв, их виды
2) правила произношения звуков речи
3) расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке
4) звуки речи
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Гласные звуки бывают ударными и безударными.
2) Все согласные звуки имеют пары по твёрдости-мягкости.
3) В нашей речи преобладают согласные звуки.
4) Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
3. Сколько мягких согласных в предложении?
Гуси на лугу прячутся в стогу.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
4. Сколько звуков [д] в пословице?
Сядем рядком да поговорим ладком.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Сами по себе отдельные звуки речи лишены содержания.
Б. Устная речь состоит из звуков.
В. Только складываясь в определённом порядке, они создают слова.
Г. Если изменить место звука в слове или заменить его другим, то изменится и смысл слова: дом - дым - том - ком.
1) Б, А, В, Г
2) А, Г, Б, В
3) Б, В, А, Г
4) А, Б, В, Г
VI. Итоги урока.
- В чём отличие звонких согласных от глухих?
- Какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны?
- Какие согласные не имеют пары по звонкости-глухости?
- Как называется приём усиления звуковой выразительности?
Выставление отметок.
Задание на дом.
Список литературы.
1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. - М.: Просвещение, 2009.
2. Ларионова Л.Г. Подготовка к экзаменам: Фонетика. Орфоэпия. Графика // Русский язык в школе. - 2009. - № 1. - С. 18.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
тему урока. Совместное целеполагание. |
1) Красная девица сидит в темнице, зелёная коса на улице (морковь). 2) Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз) 3) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (снег) 4) Вместо шёрстки – иглы сплошь, враг мышей – колючий … (ёж) 5) Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, и есть сапожек, Шляпка есть – нет головы. (гриб) Что объединяет все слова – отгадки?
| Отгадывают загадки, записывают в тетради и на доске ответы, определяют, что объединяет все эти слова и что различает Повторить - учиться |
знания. Физминутка. |
Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают. - Что случилось? – забеспокоился Алфавит.- Вы заболели? - Может и заболели, - проворчала буква Зэ. – Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается? На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными. Может, звук З простудился и голос теряет? - А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС. Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ: - Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай! Улыбнулся Алфавит: - Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга. О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке. Вывод: озвончение и оглушение. В каких позициях согласных звуков могут происходить эти процессы?
середине слова. Парные звуки согласные Бывают очень опасные. Звук нечётко слышится – Какая буква пишется? Но поставим рядом гласный И согласный неопасный!
в данных словах начальный согласный парным ему глухим или звонким. Рядом запишите полученные слова. Голос, гора, жить, жар, зуб, злой, дом, тело, бочка, балка, шалость, точка.
1 ряд: выру..ка, зама..ка, ко..ьба, поса..ка, ги..кий, пейза…, варе…ка, тру….. 2 ряд: заморо..ки, зу.., ло..ка, моло..ьба, перевя..ка, ре..кий, ска…ка, гру… 3 ряд: мор.., нагре.., паде.., ре..ьба, сма..ка, тетра..ка, но…ка, су….
Ударил кребкий морос. Хрубкие ведки трещат от заморосков.
Коз – кос, луг – лук, молод – молот, пруд - прут
| Слушают сказку, называют фонетические процессы Составляют в паре алгоритм (устно) Работают самостоятельно Самопроверка по эталону критерии оценки: 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Самопроверка по эталону критерии оценки: 1- ошибка – «4» 2- ошибки – «3» Взаимопроверка по ключу критерии оценки: 1- ошибка – «4» 2- ошибки – «3» |
Тест по фонетике 5 класс
I вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах
2) способы обозначения звуков на письме
3) звуки речи
4) правописание гласных и согласных
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Звук - кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.
2) В нашей речи преобладают гласные звуки.
3) Буквы обозначают звуки на письме.
4) Гласные звуки состоят только из голоса.
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
1) три
2) четыре
3) пять
4) шесть
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
1) четыре
2) пять
3) шесть
4) семь
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Правда, есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы, а, и.
Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.
В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер и т.д.
Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.
1) В, А, Б, Г
2) Г, Б, А, В
3) Б, Г, А, В
4) Г, В, Б, А
II вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) устную речь
2) правила произношения звуков и ударения в словах
3) звуки речи
4) значимые части слова
2. Отметьте правильное утверждение.
Согласные звуки в русском языке делятся на
1) звонкие, глухие и мягкие
2) звонкие, глухие и твёрдые
3) звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
4) звонкие, глухие и шипящие
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Любишь кататься - люби и саночки возить.
1) семь
2) восемь
3) десять
4) одиннадцать
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Свой глаз - алмаз, чужой глаз - стекло.
1) два
2) три
3) четыре
4) пять
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Произнесите звуки [о], [д], [м], и никто ничего не поймёт.
Б. Слова состоят из звуков.
В. Звуки речи сами по себе лишены содержания.
Г. Но стоит эти звуки произнести в определённом порядке - дом, как станет ясно, что речь идёт о строении, в котором живут люди.
1) А, В, Г, Б
2) Б, В, А, Г
3) В, Б, А, Г
4) Б, А, В, Г
III вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) правила начертания букв, их виды
2) правила произношения звуков речи
3) расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке
4) звуки речи
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Гласные звуки бывают ударными и безударными.
2) Все согласные звуки имеют пары по твёрдости-мягкости.
3) В нашей речи преобладают согласные звуки.
4) Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
3. Сколько мягких согласных в предложении?
Гуси на лугу прячутся в стогу.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
4. Сколько звуков [д] в пословице?
Сядем рядком да поговорим ладком.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Сами по себе отдельные звуки речи лишены содержания.
Б. Устная речь состоит из звуков.
В. Только складываясь в определённом порядке, они создают слова.
Г. Если изменить место звука в слове или заменить его другим, то изменится и смысл слова: дом - дым - том - ком.
1) Б, А, В, Г
2) А, Г, Б, В
3) Б, В, А, Г
4) А, Б, В, Г
multiurok.ru
Урок русского языка "Согласные звуки"
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Согласные звонкие и глухие"
Цели:
познакомить с делением согласных на звонкие и глухие и перечнем пар согласных по глухости и звонкости;
формировать умение различать звонкие и глухие согласные;
дать представление о звукописи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: интерактивная доска (или медиапроектор), тестовые работы.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадь числа и темы).
II. Фронтальный опрос.
Презентация.
- Что изучает фонетика? (Это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.)
- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.)
- Запишите, пожалуйста, пословицу: Красно поле пшеном, а беседа умом.
- Охарактеризуйте гласные звуки в слове "красно". ([а] - гласный, безударный, [о] - гласный, ударный.)
- Охарактеризуйте согласные звуки по твёрдости-мягкости в слове "беседа". ([б'] - согласный, мягкий, [с'] - согласный, мягкий, [д] - согласный, твёрдый.)
- В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? (Пшеном - звук [ш]).
- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч'], [щ'], [й'].)
III. Объяснение нового материала.
- Запишите пословицы:
1) У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли денег нет.
- Какие звуки мы слышим на месте букв Б, В, Г на конце и в середине слов?
- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)
- Звонкие согласные на конце слова и в середине слова (если находятся перед глухой согласной) "теряют голос" и оглушаются. В русском языке есть звуки-"двойняшки", т.е. похожие звуки, парные.
- Вспомните, какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны? ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]).
- Представим, что все звонкие и глухие согласные расположились в вагоне поезда: звонкие - на верхней полке, глухие - на нижней.
- Сколько существует пар по глухости-звонкости? (Шесть.)
- Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е. являются звонкими? ([л], [м], [н], [р], [й'].) Эти звуки, кроме [й'], называют ещё сонорными. При образовании этих звуков голос преобладает над шумом.
- Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е. являются глухими? ([х], [ц], [ч'], [щ'].)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Представьте, что мы попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян следующие пословицы:
1) Азбука - наука, а ребятам - мука. 2) Красно поле пшеном, а беседа умом. 3) Сама скажет сорока, где гнездо свила.
2. В словосочетании замените прилагательное противоположным по значению словом. Укажите в словах парные согласные по звонкости-глухости.
Холодный чай - : (горячий) чай,
редкий гость - : (частый) гость,
лёгкий портфель - : (тяжёлый) портфель,
маленький рисунок - : (большой) рисунок,
весёлый человек - : (печальный) человек. [2]
- С какими парными согласными не встретились слова? ([в], [ф], [к], [д], [з]) Приведите примеры слов с этими парными согласными звуками.
3. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. [2]
А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Не попить без грамоты, не поесть,
На воротах номера не прочесть!
- "Сверните" текст в пословицу. (Грамоте учиться - всегда пригодится.) Охарактеризуйте по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласные звуки в словах: уйдёшь (1-ый ряд), грамота (2-ой ряд), прочесть (3-ий ряд).
4. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.
Прочитайте пословицы. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?
1) Орешки дерут прорешки.
2) Шумит дубравушка к погодушке.
3) Трусость - истинная глупость.
V. Тестовая работа по теме. [1]
VI. Итоги урока.
- В чём отличие звонких согласных от глухих?
- Какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны?
- Какие согласные не имеют пары по звонкости-глухости?
- Как называется приём усиления звуковой выразительности?
Выставление отметок.
Задание на дом.
Список литературы.
1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. - М.: Просвещение, 2009.
2. Ларионова Л.Г. Подготовка к экзаменам: Фонетика. Орфоэпия. Графика // Русский язык в школе. - 2009. - № 1. - С. 18.
I вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах
2) способы обозначения звуков на письме
3) звуки речи
4) правописание гласных и согласных
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Звук - кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.
2) В нашей речи преобладают гласные звуки.
3) Буквы обозначают звуки на письме.
4) Гласные звуки состоят только из голоса.
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
1) три
2) четыре
3) пять
4) шесть
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
1) четыре
2) пять
3) шесть
4) семь
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Правда, есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы, а, и.
Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.
В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер и т.д.
Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.
1) В, А, Б, Г
2) Г, Б, А, В
3) Б, Г, А, В
4) Г, В, Б, А
II вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) устную речь
2) правила произношения звуков и ударения в словах
3) звуки речи
4) значимые части слова
2. Отметьте правильное утверждение.
Согласные звуки в русском языке делятся на
1) звонкие, глухие и мягкие
2) звонкие, глухие и твёрдые
3) звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
4) звонкие, глухие и шипящие
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Любишь кататься - люби и саночки возить.
1) семь
2) восемь
3) десять
4) одиннадцать
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Свой глаз - алмаз, чужой глаз - стекло.
1) два
2) три
3) четыре
4) пять
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Произнесите звуки [о], [д], [м], и никто ничего не поймёт.
Б. Слова состоят из звуков.
В. Звуки речи сами по себе лишены содержания.
Г. Но стоит эти звуки произнести в определённом порядке - дом, как станет ясно, что речь идёт о строении, в котором живут люди.
1) А, В, Г, Б
2) Б, В, А, Г
3) В, Б, А, Г
4) Б, А, В, Г
III вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) правила начертания букв, их виды
2) правила произношения звуков речи
3) расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке
4) звуки речи
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Гласные звуки бывают ударными и безударными.
2) Все согласные звуки имеют пары по твёрдости-мягкости.
3) В нашей речи преобладают согласные звуки.
4) Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
3. Сколько мягких согласных в предложении?
Гуси на лугу прячутся в стогу.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
4. Сколько звуков [д] в пословице?
Сядем рядком да поговорим ладком.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Сами по себе отдельные звуки речи лишены содержания.
Б. Устная речь состоит из звуков.
В. Только складываясь в определённом порядке, они создают слова.
Г. Если изменить место звука в слове или заменить его другим, то изменится и смысл слова: дом - дым - том - ком.
1) Б, А, В, Г
2) А, Г, Б, В
3) Б, В, А, Г
4) А, Б, В, Г
infourok.ru