Урок-проект "Рассказ о слове" 3 класс. В каком значении употреблено слово хлеб 3 класс канакина
Проект "Рассказ о слове" - русский язык 3 класс
Проект "Рассказ о слове" - русский язык 3 класс
В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект "Рассказ о слове". Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.
Самый популярный вид проекта - презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.
Так что же из себя представляет проект "Рассказ о слове"? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.
Как составить рассказ о слове в 3 классе план:
- Орфография или правописание слова
- Лексическое значение
- Однокоренные слова
- Синонимы
- Антонимы
- Фразеологизм
- Сочетаемость слова
- Пословица
- Загадка
- Предложение с этим словом
Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта "Рассказ о слове"
Самая простая форма проекта про слово солнце - письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:
Скачать проект Рассказ о слове "мороз" в виде презентации
примеры слайдов презентации
Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)
Скачать проект "Рассказ о слове солнце" (файл Word)
Скачать пример ГДЗ презентация проект "Рассказ о слове солнце"
Проект по русскому языку 3 класс "Рассказ о слове собака"
Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.
В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку "Рассказ о слове". С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.
Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.
Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.
ucthat-v-skole.ru
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71
1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.
Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом.
То, что обозначает слово, является его лексическим значением.Лексическое значение слова берёза - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Однозначные слова - слова, у которых есть только одно лексическое значение: ландыш, берёза.Многозначные слова - слова, у которых есть два и более лексических значений: звезда, язык, и́глы.
У многозначного слова может быть прямое и переносное значение.
Прямое значение прямо указывает на предмет (признак, действие): дождевое облако, золотая цепочка, тяжёлая сумка, стол стоит, костёр горит.Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству: облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.
В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.
В языке есть слова, противоположные по значению: большой - маленький, плакать - смеяться, день - ночь. Такие слова называются антонимами.
В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами.Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел».
В русском языке есть слова, которые сейчас мы не используем в своей речи. Он употреблялись только в прошлом. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, – устаревшие. Раньше шея называлась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛАНИТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РАМЕНА, правая рука – ДЕСНИЦА, левая рука – ШУЙЦА. Сейчас слова ВЫЯ, ЛАНИТЫ, ДЕСНИЦА, ШУЙЦА вышли из активного употребления и живут только в исторических книгах, в фольклорных произведениях.
С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами. Неологизм – это не просто новое слово, а очень «свежее», совсем недавно появившееся слово:вай-файксероксрейтингслоган
2. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие - переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.
Серые тучи — серый день.Серебристый ландыш — серебристый звон.
Серые тучи — прямое значение.Серый день — переносное значение.Серебристый ландыш — прямое значениеСеребристый звон — переносное значение.
Небо заволокли серые тучи.Стол украшал маленький букетик серебристых ландышей.
3. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.
Ходят белые барашки по горам,Словно пенные барашки по волнам.
Омонимы:Барашки1 - молодые бараны.Барашки2 - небольшие белые пенистые волны.
4. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.
сущ. числит. числит.Четвёрка, четыре, четвёртый.сущ. гл. прил. прил.Сон, спать, сонный, сонливый.
5. Подберите к одному из этих слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.
Сахар, осина, трактор, ветер.
Сахар/ - сахар/ный, сахар/ница.Осин/а - осин/овый, под/осин/овик.Трактор/ - трактор/ист, трактор/ный.Ветер/ - ветр/еный, ветер/ок.
6. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в них орфограммы.
Безударный гласный в корне.Проверяемые орфограммы: вода - в’дный, река - рéки, морской - мóре.Непроверяемые орфограммы: заря, морковь, горох.
7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1).
чайка [чáйка] - 2 слога.[ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.[á] - гласн., ударн.[й’] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.[к] - согл., глух. парн., мягк. парн.[а] - гласн., безуд.5 зв., 5 б.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71
Оцените и поделитесь с друзьями!razviwaika.ru
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71
1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.
Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом.
То, что обозначает слово, является его лексическим значением.Лексическое значение слова берёза - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Однозначные слова - слова, у которых есть только одно лексическое значение: ландыш, берёза.Многозначные слова - слова, у которых есть два и более лексических значений: звезда, язык, и́глы.
У многозначного слова может быть прямое и переносное значение.
Прямое значение прямо указывает на предмет (признак, действие): дождевое облако, золотая цепочка, тяжёлая сумка, стол стоит, костёр горит.Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству: облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.
В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.
В языке есть слова, противоположные по значению: большой - маленький, плакать - смеяться, день - ночь. Такие слова называются антонимами.
В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами.Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел».
В русском языке есть слова, которые сейчас мы не используем в своей речи. Он употреблялись только в прошлом. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, – устаревшие. Раньше шея называлась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛАНИТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РАМЕНА, правая рука – ДЕСНИЦА, левая рука – ШУЙЦА. Сейчас слова ВЫЯ, ЛАНИТЫ, ДЕСНИЦА, ШУЙЦА вышли из активного употребления и живут только в исторических книгах, в фольклорных произведениях.
С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами. Неологизм – это не просто новое слово, а очень «свежее», совсем недавно появившееся слово:вай-файксероксрейтингслоган
2. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие - переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.
Серые тучи — серый день.Серебристый ландыш — серебристый звон.
Небо заволокли серые тучи.Стол украшал маленький букетик серебристых ландышей.
3. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.
Ходят белые барашки по горам,Словно пенные барашки по волнам.
Омонимы:Барашки1 - молодые бараны.Барашки2 - небольшие белые пенистые волны.
4. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.
сущ. числит. числит.Четвёрка, четыре, четвёртый.сущ. гл. прил. прил.Сон, спать, сонный, сонливый.
5. Подберите к одному из этих слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.
Сахар, осина, трактор, ветер.
Сахар/ - сахар/ный, сахар/ница.Осин/а - осин/овый, под/осин/овик.Трактор/ - трактор/ист, трактор/ный.Ветер/ - ветр/еный, ветер/ок.
6. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в них орфограммы.
Безударный гласный в корне.Проверяемые орфограммы: вода - в’дный, река - рéки, морской - мóре.Непроверяемые орфограммы: заря, морковь, горох.
7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1).
чайка [чáйка] - 2 слога.[ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.[á] - гласн., ударн.[й’] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.[к] - согл., глух. парн., мягк. парн.[а] - гласн., безуд.5 зв., 5 б.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71
Rate this postvolzsky-klass.ru
Урок-проект "Рассказ о слове" 3 класс
Конспект по русскому языку. 3 класс УМК «Школа России».
Урок-проект «Рассказ о слове».
Форма проведения урока: урок - проект
Тип проекта: информационный.
Тип проекта по профилю знаний: предметный.
Тип проекта по форме проведения: групповой (парный).
Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.
Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.
Механизм реализации проекта.
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с обучающимися 3 класса, педагогом.
Жизнеспособность проекта.
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.
Продукт: словарная статья о слове «Герой».
Тип урока: комбинированный
Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся.
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство
Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, наглядные пособия.
I этап. Организационный момент.
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Звучит минусовка из мультфильма «Кот Леопольд»
Дети заходят в кабинет, встают около своих парт.
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга доброй улыбкой и пожелаем удачи сегодня на уроке.
Дети рассаживаются по местам, музыка еще звучит.
II этап.
Самоопределение к деятельности. Погружение в проект.
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели
- Вы вошли вы класс и заняли свои места под песню, о чем она?
- Почему мы не может дать точного ответа? Чего не хватает? (слов)
- Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью.
- Тема нашего проекта будет…. (слово) Рассказ о слове. А о каком, вы мне скажете, когда выполним орфографическую разминку.
Организационный этап.
Работать на уроке вы будете в парах. Правила работы вы очень хорошо знаете.
Для выполнения орфографической разминки нам потребуется компьютер.
Орфографическая разминка (Диск «Времена глаголов», словарная работа – задание №2
- Выполните задание №2
Выполнение задания.
- Кто выполнил без ошибок?
- Если эти слова поставить в алфавитном порядке, какое слово будет первым? (Герой)
- Так о каком слове мы будем составлять проект? (о слове «герой)
- Какую цель поставим на уроке? (уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про это слово как можно больше)
III этап. Работа над проектом. Информационно – операционный этап.
1.Работа по формулированию учебных задач урока
2.Поиск источников информации.
- Ваш проект будет представлен Словарной статьей о слове «Герой». У каждого из вас на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу.
- А технологическая карта будет нашим путеводителем в работе над проектом.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
- Какое первое задание дано в карте? (Лексическое значение слова)
- Что такое лексическое значение слова?
- Определите лексическое значение слова (ответы)
- Что нам поможет определить точно лексическое значение слова? (Толковый словарь)
- Работаем со словарем, находим нужную нам информацию.
Не забываем, что работаем в паре. Если работа выполнена, участники подают сигнал поднятием рук (взявшись).
Нахождение лексического значения слова.
Чтение ответа.
- Сколько значений имеет слово? (3)
- Что о нем можно сказать, оно какое (многозначное)
- Давайте обратимся к словарю в электронном учебнике. Вернемся к компьютеру и найдем слово «герой».
Работа на компьютере. Чтение ответов.
- Так какой источник информации нам дает более полное лексическое значение слова? (конечно словарь)
- Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 любое лексическое значение слова «герой».
Работа в статье.
- А как вы считаете, можно ли поободрать синоним к этому слову? (Наверно да).
- Давайте попробуем это сделать. (ответы детей)
- А как точно ответить на этот вопрос? (Нужно обратиться к словарю).
– Какому? (Синонимов)
- Выполните данную работу. Пара подает сигнал, поднятые руки.
Нахождение синонимов, чтение.
- Запишите в свою статью синонимы из словаря.
- А антоним можно подобрать? (Да) Какой?
ГЕРОЙ – ТРУС
- Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Своими знаниями)
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.
- Опять обратимся к технологической карте. Следующий пункт нашей статьи будет? (Правописание слова. Орфограмма)
- Какую работу на данном этапе мы должны выполнить? (Правильно написать слово, указать орфограмму)
- Запишите в свои статьи под пунктом 2 слово «герой» и постарайтесь найти орфограмму, работу выполняем в паре.
- Какая по-вашему мнению в этом слове встречается орфограмма? (Безударная гласная, непроверяемая - словарное слово - нужно запомнить или обратиться орфографическому словарю)
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.
- Да в русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующий пункт технологической карты
(Звукобуквенный разбор – транскрипция)
- Сейчас под пунктом 3 вы выполните на своих листах транскрипцию, посчитаете количество слогов, звуков и букв)
Выполнение задания.
Проверка. (СЛАЙД)
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ.
- Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?
- А как вы думаете есть ли у слова «Герой» родственники?
- А родственные – это какие слова?
- Что значит однокоренные?
- Следующее задание нашей технологической карты будет «Однокоренные слова»
- Какие однокоренные слова можно составить?
Ответы детей
- С помощью чего можно дать более полный ответ? (С помощью словаря)
- А как вы думаете какого? (Словообразовательного)
- Найдите однокоренные слова, зачитайте.
- В свои словарные статьи под пунктом 4 запишите 3 однокоренных слова.
Работа в статьях.
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.
- Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты? (Предложение)
На доске неправильно стоят слова, из которых должно получиться предложение.
ГЕРОИ ВОЙНЫ ЗАСЛУЖИВАЮТ УВАЖЕНИЯ.
- Что вы видите на доске? (слова)
- Какое задание можно выполнить? Как это сделать?
Один ученик у доски собирает предложение.
- У кого получились другие предложения? (чтение)
- Запишите предложение в свои словарные статьи.
Запись.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
- Какую работу можно выполнить над предложением?
Главные члены предложения. (подчеркивают)
Части речи. (указывают).
По количеству второстепенных членов -……
По цели высказывания…..
По интонации…….
ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ.
- Обратите внимание на следующий пункт технологической карты. Как он назвается?
- Как вы считаете, какой работой мы будем заниматься?
- Кто знает пословицу, в которой встречается слово «герой»?
- Значит на этот вопрос вы …. Затрудняетесь ответить .
- Как нам выйти из этой ситуации?
- Найдите и запишите одну пословицу, в которой встречается слово «герой»
Запись.
Музыка
- Ребята, сегодня, 17 января, в нашем районе отмечается мероприятие, которое тоже связано со словом «герой», кто может сказать, что это за мероприятие? (День освобождения….)
- Да, действительно 17 января 1943 года наш район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. И только настоящие герои могли отстоять свою страну, победить очень сильного врага.
Стих учителя под музыку
Последним заданием, домашним, которое мы выполним в нашем проекте, будет – написание сочинения о герое-земляке.
- А где мы может взять информацию, чтобы справиться с заданием.
Обратиться за помощью к взрослым;
Районная газета;
Школьный и краеведческий музей;
Расспросить бабушку и дедушку;
Старые фото.
Итог урока
- Какую цель ставили при выполнении проекта? Достигли?
Рефлексия
- А сейчас в оценочном листе, который находится у вас на столах, оцените свою работу.
- На этом наш уроку окончен. Спасибо за работу.
infourok.ru