Урок-проект "Рассказ о слове" 3 класс. В каком значении употреблено слово хлеб 3 класс канакина


Проект "Рассказ о слове" - русский язык 3 класс

Проект "Рассказ о слове" - русский язык 3 класс

В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект "Рассказ о слове". Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Самый популярный вид проекта - презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.

Так что же из себя представляет проект "Рассказ о слове"? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

  • Орфография или правописание слова
  • Лексическое значение
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Фразеологизм
  • Сочетаемость слова
  • Пословица
  • Загадка
  • Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта "Рассказ о слове"

Самая простая форма проекта про слово солнце - письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:

 

Скачать проект Рассказ о слове "мороз" в виде презентации

примеры слайдов презентации

Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)

Скачать проект "Рассказ о слове солнце" (файл Word)

 

Скачать пример ГДЗ презентация проект "Рассказ о слове солнце"

Проект по русскому языку 3 класс "Рассказ о слове собака"

 Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку "Рассказ о слове". С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова. 

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.

ucthat-v-skole.ru

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71

1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.

Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.Лексическое значение слова берёза - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Однозначные слова - слова, у которых есть только одно лексическое значение: ландыш, берёза.Многозначные слова - слова, у которых есть два и более лексических значений: звезда, язык, и́глы.

У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. 

Прямое значение прямо указывает на предмет (признак, действие): дождевое облако, золотая цепочка, тяжёлая сумка, стол стоит, костёр горит.Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству: облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.

В языке есть слова, противоположные по значению: большой - маленький, плакать - смеяться, день - ночь. Такие слова называются антонимами.

В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами.Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел».

В рус­ском языке есть слова, ко­то­рые сей­час мы не ис­поль­зу­ем в своей речи. Он упо­треб­ля­лись толь­ко в про­шлом. Слова, вы­шед­шие из ак­тив­но­го по­все­днев­но­го упо­треб­ле­ния, – уста­рев­шие. Рань­ше шея на­зы­ва­лась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛА­НИ­ТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РА­МЕ­НА, пра­вая рука – ДЕС­НИ­ЦА, левая рука – ШУЙЦА. Сей­час слова ВЫЯ, ЛА­НИ­ТЫ, ДЕС­НИ­ЦА, ШУЙЦА вышли из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния и живут толь­ко в ис­то­ри­че­ских кни­гах, в фольк­лор­ных про­из­ве­де­ни­ях.

С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют нео­ло­гиз­ма­ми. Нео­ло­гизм – это не про­сто новое слово, а очень «све­жее», со­всем недав­но по­явив­ше­е­ся слово:вай-файксероксрейтингслоган

2. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие - переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.

Серые тучи — серый день.Серебристый ландыш — серебристый звон.

Серые тучи — прямое значение.Серый день — переносное значение.Серебристый ландыш — прямое значениеСеребристый звон — переносное значение.

Небо заволокли серые тучи.Стол украшал маленький букетик серебристых ландышей.

3. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.

Ходят белые барашки по горам,Словно пенные барашки по волнам.

Омонимы:Барашки1 - молодые бараны.Барашки2 - небольшие белые пенистые волны.

4. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.

 сущ.       числит.   числит.Четвёрка, четыре, четвёртый.сущ.  гл.      прил.    прил.Сон, спать, сонный, сонливый.

5. Подберите к одному из этих слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.

Сахар, осина, трактор, ветер.

Сахар/ - сахар/ный, сахар/ница.Осин/а - осин/овый, под/осин/овик.Трактор/ - трактор/ист, трактор/ный.Ветер/ - ветр/еный, ветер/ок.

6. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в них орфограммы.

Безударный гласный в корне.Проверяемые орфограммы: вода - в’дный, река - рéки, морской - мóре.Непроверяемые орфограммы: заря, морковь, горох.

7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1).

чайка [чáйка] - 2 слога.[ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.[á] - гласн., ударн.[й’] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.[к] - согл., глух. парн., мягк. парн.[а] - гласн., безуд.5 зв., 5 б.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71

Оцените и поделитесь с друзьями!

razviwaika.ru

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71

1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.

Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.Лексическое значение слова берёза - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Однозначные слова - слова, у которых есть только одно лексическое значение: ландыш, берёза.Многозначные слова - слова, у которых есть два и более лексических значений: звезда, язык, и́глы.

У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. 

Прямое значение прямо указывает на предмет (признак, действие): дождевое облако, золотая цепочка, тяжёлая сумка, стол стоит, костёр горит.Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству: облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стои́т, заря горит.

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.

В языке есть слова, противоположные по значению: большой - маленький, плакать - смеяться, день - ночь. Такие слова называются антонимами.

В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами.Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел».

В рус­ском языке есть слова, ко­то­рые сей­час мы не ис­поль­зу­ем в своей речи. Он упо­треб­ля­лись толь­ко в про­шлом. Слова, вы­шед­шие из ак­тив­но­го по­все­днев­но­го упо­треб­ле­ния, – уста­рев­шие. Рань­ше шея на­зы­ва­лась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛА­НИ­ТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РА­МЕ­НА, пра­вая рука – ДЕС­НИ­ЦА, левая рука – ШУЙЦА. Сей­час слова ВЫЯ, ЛА­НИ­ТЫ, ДЕС­НИ­ЦА, ШУЙЦА вышли из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния и живут толь­ко в ис­то­ри­че­ских кни­гах, в фольк­лор­ных про­из­ве­де­ни­ях.

С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют нео­ло­гиз­ма­ми. Нео­ло­гизм – это не про­сто новое слово, а очень «све­жее», со­всем недав­но по­явив­ше­е­ся слово:вай-файксероксрейтингслоган

2. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие - переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.

Серые тучи — серый день.Серебристый ландыш — серебристый звон.

Серые тучи — прямое значение.Серый день — переносное значение.Серебристый ландыш — прямое значениеСеребристый звон — переносное значение.

Небо заволокли серые тучи.Стол украшал маленький букетик серебристых ландышей.

3. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.

Ходят белые барашки по горам,Словно пенные барашки по волнам.

Омонимы:Барашки1 - молодые бараны.Барашки2 - небольшие белые пенистые волны.

4. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.

 сущ.       числит.   числит.Четвёрка, четыре, четвёртый.сущ.  гл.      прил.    прил.Сон, спать, сонный, сонливый.

5. Подберите к одному из этих слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.

Сахар, осина, трактор, ветер.

Сахар/ - сахар/ный, сахар/ница.Осин/а - осин/овый, под/осин/овик.Трактор/ - трактор/ист, трактор/ный.Ветер/ - ветр/еный, ветер/ок.

6. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в них орфограммы.

Безударный гласный в корне.Проверяемые орфограммы: вода - в’дный, река - рéки, морской - мóре.Непроверяемые орфограммы: заря, морковь, горох.

7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1).

чайка [чáйка] - 2 слога.[ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.[á] - гласн., ударн.[й’] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.[к] - согл., глух. парн., мягк. парн.[а] - гласн., безуд.5 зв., 5 б.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 71

Rate this post

volzsky-klass.ru

Урок-проект "Рассказ о слове" 3 класс

Конспект по русскому языку. 3 класс УМК «Школа России».

Урок-проект «Рассказ о слове».

Форма проведения урока: урок - проект

Тип проекта: информационный.

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: групповой (парный).

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.

Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с обучающимися 3 класса, педагогом.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.

Продукт: словарная статья о слове «Герой».

Тип урока: комбинированный

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, наглядные пособия.

I этап. Организационный момент.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Звучит минусовка из мультфильма «Кот Леопольд»

Дети заходят в кабинет, встают около своих парт.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга доброй улыбкой и пожелаем удачи сегодня на уроке.

Дети рассаживаются по местам, музыка еще звучит.

II этап.

Самоопределение к деятельности. Погружение в проект.

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

- Вы вошли вы класс и заняли свои места под песню, о чем она?

- Почему мы не может дать точного ответа? Чего не хватает? (слов)

- Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью.

- Тема нашего проекта будет…. (слово) Рассказ о слове. А о каком, вы мне скажете, когда выполним орфографическую разминку.

Организационный этап.

Работать на уроке вы будете в парах. Правила работы вы очень хорошо знаете.

Для выполнения орфографической разминки нам потребуется компьютер.

  1. Орфографическая разминка (Диск «Времена глаголов», словарная работа – задание №2

- Выполните задание №2

Выполнение задания.

- Кто выполнил без ошибок?

- Если эти слова поставить в алфавитном порядке, какое слово будет первым? (Герой)

- Так о каком слове мы будем составлять проект? (о слове «герой)

- Какую цель поставим на уроке? (уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про это слово как можно больше)

III этап. Работа над проектом. Информационно – операционный этап.

1.Работа по формулированию учебных задач урока

2.Поиск источников информации.

- Ваш проект будет представлен Словарной статьей о слове «Герой». У каждого из вас на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу.

- А технологическая карта будет нашим путеводителем в работе над проектом.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.

- Какое первое задание дано в карте? (Лексическое значение слова)

- Что такое лексическое значение слова?

- Определите лексическое значение слова (ответы)

- Что нам поможет определить точно лексическое значение слова? (Толковый словарь)

- Работаем со словарем, находим нужную нам информацию.

Не забываем, что работаем в паре. Если работа выполнена, участники подают сигнал поднятием рук (взявшись).

Нахождение лексического значения слова.

Чтение ответа.

- Сколько значений имеет слово? (3)

- Что о нем можно сказать, оно какое (многозначное)

- Давайте обратимся к словарю в электронном учебнике. Вернемся к компьютеру и найдем слово «герой».

Работа на компьютере. Чтение ответов.

- Так какой источник информации нам дает более полное лексическое значение слова? (конечно словарь)

- Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 любое лексическое значение слова «герой».

Работа в статье.

- А как вы считаете, можно ли поободрать синоним к этому слову? (Наверно да).

- Давайте попробуем это сделать. (ответы детей)

- А как точно ответить на этот вопрос? (Нужно обратиться к словарю).

– Какому? (Синонимов)

- Выполните данную работу. Пара подает сигнал, поднятые руки.

Нахождение синонимов, чтение.

- Запишите в свою статью синонимы из словаря.

- А антоним можно подобрать? (Да) Какой?

ГЕРОЙ – ТРУС

- Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Своими знаниями)

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.

- Опять обратимся к технологической карте. Следующий пункт нашей статьи будет? (Правописание слова. Орфограмма)

- Какую работу на данном этапе мы должны выполнить? (Правильно написать слово, указать орфограмму)

- Запишите в свои статьи под пунктом 2 слово «герой» и постарайтесь найти орфограмму, работу выполняем в паре.

- Какая по-вашему мнению в этом слове встречается орфограмма? (Безударная гласная, непроверяемая - словарное слово - нужно запомнить или обратиться орфографическому словарю)

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.

- Да в русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующий пункт технологической карты

(Звукобуквенный разбор – транскрипция)

- Сейчас под пунктом 3 вы выполните на своих листах транскрипцию, посчитаете количество слогов, звуков и букв)

Выполнение задания.

Проверка. (СЛАЙД)

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ.

- Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?

- А как вы думаете есть ли у слова «Герой» родственники?

- А родственные – это какие слова?

- Что значит однокоренные?

- Следующее задание нашей технологической карты будет «Однокоренные слова»

- Какие однокоренные слова можно составить?

Ответы детей

- С помощью чего можно дать более полный ответ? (С помощью словаря)

- А как вы думаете какого? (Словообразовательного)

- Найдите однокоренные слова, зачитайте.

- В свои словарные статьи под пунктом 4 запишите 3 однокоренных слова.

Работа в статьях.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.

- Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты? (Предложение)

На доске неправильно стоят слова, из которых должно получиться предложение.

ГЕРОИ ВОЙНЫ ЗАСЛУЖИВАЮТ УВАЖЕНИЯ.

- Что вы видите на доске? (слова)

- Какое задание можно выполнить? Как это сделать?

Один ученик у доски собирает предложение.

- У кого получились другие предложения? (чтение)

- Запишите предложение в свои словарные статьи.

Запись.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

- Какую работу можно выполнить над предложением?

  1. Главные члены предложения. (подчеркивают)

  2. Части речи. (указывают).

  3. По количеству второстепенных членов -……

  4. По цели высказывания…..

  5. По интонации…….

ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ.

- Обратите внимание на следующий пункт технологической карты. Как он назвается?

- Как вы считаете, какой работой мы будем заниматься?

- Кто знает пословицу, в которой встречается слово «герой»?

- Значит на этот вопрос вы …. Затрудняетесь ответить .

- Как нам выйти из этой ситуации?

- Найдите и запишите одну пословицу, в которой встречается слово «герой»

Запись.

Музыка

- Ребята, сегодня, 17 января, в нашем районе отмечается мероприятие, которое тоже связано со словом «герой», кто может сказать, что это за мероприятие? (День освобождения….)

- Да, действительно 17 января 1943 года наш район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. И только настоящие герои могли отстоять свою страну, победить очень сильного врага.

Стих учителя под музыку

Последним заданием, домашним, которое мы выполним в нашем проекте, будет – написание сочинения о герое-земляке.

- А где мы может взять информацию, чтобы справиться с заданием.

  • Обратиться за помощью к взрослым;

  • Районная газета;

  • Школьный и краеведческий музей;

  • Расспросить бабушку и дедушку;

  • Старые фото.

Итог урока

- Какую цель ставили при выполнении проекта? Достигли?

Рефлексия

- А сейчас в оценочном листе, который находится у вас на столах, оцените свою работу.

- На этом наш уроку окончен. Спасибо за работу.

infourok.ru


Смотрите также