Толкования Священного Писания. Не хлебом единым жив человек но и словом божьим


Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 4:4

Свт. Иоанн Златоуст

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

См. Толкование на Мф. 4:3

Свт. Максим Туринский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Спаситель сокрушает хитрость дьявола удивительным ответом. Он не делает того, что говорит дьявол, чтобы не казалось, что Он проявляет славу Своей силы по воле противника, однако и не отвечает, что это невозможно сотворить, потому что не мог отрицать то, что уже совершал неоднократно. Поэтому Господь не соглашается с тем, что предлагает Ему дьявол, и не отвергает его расспросов, но тем самым сохраняет за Собой решение проявлять Свою силу и изобличает хитрость противника божественным красноречием. Поэтому Он отвечает ему: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим, - то есть не земным хлебом, не материальной пищей, которой ты обольстил первого человека Адама, но словом Божиим, в котором и заключается пища духовной жизни. Слово же Божие - это Христос Господь, как говорит евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога (Ин. 1:1). Стало быть, всякий, кто питается словом Христовым, не нуждается в земном питании. Ибо не может желать хлеба этого века тот, кто укрепляется хлебом Спасителя. Ведь Господь имеет Свой хлеб, и более того, этот хлеб - Сам Спаситель, как Он научил, говоря: Я есть хлеб, сшедий с небес (Ин. 6:41). Об этом хлебе говорит также пророк: И хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 103:15).

Проповеди.

Прп. Исидор Пелусиот

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Камни не обращены Христом в хлебы, наилучший мой, не потому, что не настало еще время чудес, как провозглашают празднословы, но потому, что прошение было суетно и прилично только просившему. Бог подает все числом, и мерою, и сообразно с потребностью, а здесь и просимое было излишне, и чудотворение вовсе неблаговременно.

Письма. Книга I.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Познайте хотя теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем той планете, на которой мы живем. Но как наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она сгорит, – во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, – именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это – та пища, которою живут духи бессмертные – Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, – то есть это слово Божие.

Мысли при чтении Евангелия от Матфея и других.

Блаж. Иероним Стридонский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Свидетельство взято из книги Второзакония (Втор. 8:3). А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением. Вместе с тем необходимо заметить, что если бы Господь не начал поститься, то у дьявола не было бы случая к искушению, согласно тому, что написано: Сын мой, приступая к служению пред Господом, стой в правде и в страхе, и приготовь душу свою к испытанию (Сир. 2:1). Но и самый ответ Спасителя показывает, что человеком был Тот, Который подвергался искушению: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Итак, кто не питается словом Божиим, тот не живет.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Данное свидетельство взято из Ветхого Завета, ибо это слова Моисея. И евреи питались манною, которая не была хлебом, но по Слову Божию она удовлетворяла всякую нужду евреев, была всем, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли, яйца ли, или сыра хотел иудей, манна удовлетворяла такому вкусу его.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Он же отвещав рече: писано есть: не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих

Видя его лукавство, Иисус не сотворил требуемого знамения. Знамения обыкновенно совершались для пользы созерцающих; но дьявол отсюда не мог получить пользы. И впоследствии, видя все, что сотворил Христос, он нисколько не переменился. Но Христос отвечает на скрытое его помышление и заставляет замолчать Писанием из книги Второзакония (8, 3), как бы так говоря: к чему ты Мне приказываешь сделать из камней хлебы? Конечно, по причине мучающего Меня голода, чтобы, увидев их, Я соблазнился вкусить. Но не одним только хлебом будет жив человек, а есть и другой род пищи. Всякое слово, исходящее из уст Божиих к алчущему, подобно пище, поддерживает жизнь его, и удовлетворяет его. Таким образом, великодушно Он отразил искушение к чревоугодию. Следует заметить, что Матфей сказал во множественном числе: камни, а Лука в единственном: камень. Часто у евангелистов можно найти такие безвредные различия. Свидетельство почерпнуто из Ветхого Завета: это слова Моисея. И евреи питались манною, которая, хотя не была хлебом, но по слову Божию удовлетворяла всякой нужде евреев и становилась всем, чем только кто-нибудь хотел питаться. Желал ли иудей рыбы, или яйца, или сыра, манна доставляла ему именно такой вкус.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Сказанное было уже сказано Спасителем, и для сведущего становится ясно, что прежде манны, которая есть небесная пища, нужно пострадать и поголодать, изживая в качестве пищи свой жир. Ибо так написано: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы показать тебе, что не одним хлебом живет человек (Втор. 8:2, 3). А то, что манна, как Он говорит, была словом, становится ясным из ответа Моисея на вопрос сынов израилевых, когда они говорили друг другу: что это? (Исх. 16:15). Что же сказал Моисей? Это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Это слово, которое повелел Господь (Исх. 16:15-16). После этого дьявол переходит к другому [искушению, чтобы потерпеть новое] поражение.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

(Лк. 4:4). Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (Втор. 8:3). Объясним сначала, насколько возможно, какой смысл могли иметь эти слова, первые, сказанные Спасителем после крещения. Тело поддерживается пищей. Но человек не состоит только из одного тела. Тело не может питать себя или питаться само по себе, оно, так сказать, передает сведения о своих нуждах и потребностях духу, и только при его помощи получает нужное для своего продолжения и существования. Дух промышляет о теле и его потребностях, оно погибло бы без такого промышления. Искушая Христа, диавол обратился, следовательно, не к главному источнику человеческой жизни. Желая добиться своей цели, он обратился к рабу (телу) вместо его господина (духа), и искушал тело возобладать над своим господином, покорить его своей воле. Но такой порядок не был нормальным. Не дух находится в зависимости от тела, а тело от духа. Чтобы тело было живо, нужно, чтобы жив был дух. Но жизнь духа не зависит от телесного питания. Это только так кажется. Дух питается иною пищею. Так как образ и подобие Божие заключается не в теле, а в человеческом духе, то и пища, питающая дух, подается Богом — это есть слово Божие. Диавол представлял человека преимущественно как телесное существо, Спаситель представляет человека преимущественно как духовное существо. Господь как бы забыл о питании тела, питая свой дух. Диавол забыл о питании духа, выражая внешнее попечение о теле. Ошибка была раскрыта и искушение отражено.

Ответ Христа диаволу взят из Втор. 8:3. По переводу LXX это место читается буквально так: … “чтобы возвестить тебе, что не на хлебе одном будет жить человек, но на всяком слове, исходящем через уста Бога, будет жить человек”. Букв. с еврейского: “…что не хлебом одним живет человек, что всем, исходящим из уст Всевышнего, живет человек”. Наш русский текст Второзакония, как видно, отступает и от греческого, и от еврейского, и ближе всего — к латинскому Вульгаты. Трудно сказать, по какому тексту приведена цитата в рассматриваемом стихе у Матфея. Но достоверно, что Матфей отступает здесь и от еврейского текста, и от перевода LXX, что видно уже и из того, что “живет человек”, повторенное и в греческом, и в еврейском тексте, у евангелиста не повторяется. Но смысл подлинный и точный подлинника в Евангелии сохранен, причем вместо еврейского “живет” сказано “будет жить”, как у LХХ. Во Втор. 8:3 писатель его напоминает народу об его странствовании по пустыне и говорит, что там Бог “смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, …дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа”. Каким образом человек живет словом Божьим, это показала жизнь евреев в пустыне. Несмотря на голод, Израиль остался там жив, потому что Господь повелел ему жить, и в нужных случаях, по слову Божию, ниспадала манна. Следовательно и Спасителю не было надобности заботиться о хлебе. Бог даст Ему пищу, когда это будет нужно. Он не умрет, если и не превратит камни в хлебы. У Луки речь эта сокращена.

Троицкие листки

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Что же Христос Спаситель? Он прямо говорит о том, о чем умолчал диавол; Он не стыдится того, что взалкал; но не хочет ни в чем повиноваться диаволу, чтобы и нас научить не слушаться его даже и тогда, когда он будет внушать что-нибудь полезное. Так и впоследствии Он повелевал бесам молчать, когда они называли Его Сыном Божиим. Он же сказал ему в ответ: написано: (в книге Второзаконие) не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор. 8:3). И помимо хлеба у Бога есть много способов пропитать человека. Ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было нужно, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит: значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не падает без воли Божией, то тем более Бог не попустит Мне умереть с голоду; надо только во всем предать Себя благому Божию попечению. А Бог может и единым словом Своим утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34). И беседа с Богом, молитва, для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей плоти чудесным образом. Искушение от плоти Он победил воздержанием.

Троицкие листки. №801-1050.

bible.optina.ru

Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

О чем этот стих? Здесь говорится о том, что точно так же, как про­дукты — питание для вашего тела, так Слово Божье — пища для ваше­го духа. Словом Божьим питается ваш дух. Попробовав какую-то пищу один раз, вы не откажетесь от нее спустя какое-то время. Нет, вы будете садиться за стол и раз за разом есть одну и ту же пищу.

 

Истина освободит тебя!

Когда дело доходит до духовных рассуждений и пастор начинает го­ворить о вере и исцелении, находятся те, кто комментирует:

— Ах, я все это уже слышал!

Но так же, как мы едим снова и снова одни и те же продукты, мы должны вновь и вновь питать наш дух Его пищей — Словом Божьим.

РИМЛЯНАМ 10:17

Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Вера от слышания, а слушать надо Слово Божье. Вера не приходит, когда мы слышим Слово один раз, и даже если слушаем его время от времени. Слово Бога помазано, и если вы слушаете его снова и снова, принимая всем сердцем, то помазание освободит вас.

ИОАННА 8:32

И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Истина освобождает. Мы знаем, что Слово Божье — истина (см. Иоан. 17:17). Истина помазанного слова сделает вас свободными, но она не мо­жет освободить вас, пока вы ее не узнаете. Путь Познания истины — это принятие ее всем сердцем — духом вашим. А делать это нужно, посто­янно слушая Слово Божье.

Как я рассказывал в предыдущей главе, несколько лет назад моя жена Орета почувствовала недомогание. Ей становилось все хуже и хуже. Ко­гда она пошла на осмотр к врачу, тот обнаружил у нее блокаду сердца и сразу же назначил дополнительные анализы. Он также посоветовал ей не перенапрягаться физически. Поэтому все время она проводила в Слове Божьем, как лекарством наполняя им свое сердце. Она почти по­стоянно слушала запись моей книги «Целительное Писание».

Орете назначили повторное обследование, чтобы определить, лечить ее лекарствами или отправить на операцию. Вечером перед визитом к врачу она размышляла о Слове, как вдруг почувствовала, будто две за­ботливые руки проникли в ее сердце и что-то вытащили из него.

Она пришла на обследование к тому же врачу, но он не смог найти в ее сердце ни одной аномалии. Он сказал, что блокада исчезла и ее серд­це абсолютно здорово. Врач был верующим и сказал, что такое чудо он видит впервые в жизни! Он, конечно, видел людей, которым помогали лекарства и молитвы, но такое произошло на его памяти впервые! Что же случилось? Она просто наполнила свое сердце Словом, и Бог исцелил ее Своим помазанием.

 

Вы должны действовать

Исцеление принадлежит нам, но некоторые не пользуются им, потому что думают так: «Если исцеление принадлежит мне, почему же я его не чувствую?» Им кажется, что благодать Божья сойдет на них сама по себе, как спелая вишня падает с куста. Но это не так. Благодать Божья должна соответствовать вере в Слово Божье. Другими словами, блага, обещан­ные Богом в Слове, мы зарабатываем своей верой.

То же происходит и со спасением. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что новое рождение, искупление грехов принадлежит злостному грешнику в той же степени, что и нам, добропорядочным христианам? Прощение грехов также относится к людям в тюрьме, даже ожидающим смертной казни, как и к добросовестным прихожанам. Почему? Потому что в Библии написано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Иисус заплатил за спасение каждого человека, который когда-либо жил, живет или будет жить на земле. Но перед тем как спасение станет действовать, человек должен поверить в Иисуса и принять Его как свое­го Спасителя.

Спасение принадлежит и грешнику. Почему же все грешники не спа­саются? Никто не рассказывал этим людям о спасении, и они не слыша­ли Евангелие, либо слышали, но не поверили и не приняли его.

Это же относится и к исцелению. Многие христиане не исцелились, потому что не слышали Слова и не знают, что им принадлежит исцеле­ние. Они считают, что должны оставаться больными. Но исцеление все еще принадлежит им. Есть и другие причины, почему христиане не мо­гут исцелиться, несмотря на то, что им принадлежит исцеление.

Мы знаем, что помазание уничтожает всякое ярмо и оковы болезни. Но оно вступает в работу, когда мы поступаем по Слову Божьему, веря в него и применяя его в нашей жизни.

 

Все уже сделано!

Несколько лет назад мое собрание посетила старушка, которая уже четыре года не могла ходить. Ей было 72 года, и врачи сказали, что она уже никогда не встанет на ноги. Я прочитал ей стихи 17 из главы 8 Еван­гелия от Матфея и стих 24 из главы 2 Первого послания Петра. Она ска­зала:

— Я знаю эти отрывки и верю им!

Я попросил ее прочитать вслух последнюю строчку из стиха Первого послания Петра, Она прочитала:

— Ранами Его вы исцелились. — Я попросил ее прочитать еще раз, и она снова сделала это. Затем я спросил:

— «Исцелились» — это прошедшее, настоящее или будущее время?

Она с удивлением посмотрела на меня, и в ее глазах сверкнула искорка.

— Прошедшее. Если мы исцелились, значит, я исцелена!

— Правильно! — подбодрил ее я. — Но вы все еще парализованы и не можете сдвинуться с места. Начните верить, что исцелились в тот мо­мент, когда Иисус получил Свои раны. И когда поверите, скажите гром­ко: «Если я исцелилась, значит, сейчас я здорова!» Начните прямо сейчас верить в свое исцеление!

Я продолжал говорить с женщиной о значении Слова и цитировал ей стихи об исцелении. Через десять минут она прыгала и благодарила Гос­пода. Некоторые прихожане той церкви потом говорили:

— Этот парень, Хейгин, в тот вечер исцелил в церкви парализован­ную женщину!

Но я ничего такого не делал. Я не могу никого исцелить. Иисус более двух тысяч лет назад приобрел для нее исцеление. Той ночью она просто узнала об этом.

Слово Божье заработает для вас и разобьет любые оковы: болезнь, грех, нищету и все остальное, что дьявол пытается предпринять про­тив вас. Но вы должны поступать по Слову Божьему, соглашаясь с ним. Вы должны верить в него и питать им свой дух. Откройте для него свое сердце. Когда Слово Божье станет частью вас, помазание освободит вас и будет направлять вас во всех жизненных ситуациях.

 

Вопросы для самопроверки

1. Когда помазание разобьет все оковы, освободит вас и будет сопутст­вовать вам по жизни?

2. Что такое «ярмо» применительно к современности?

3. Какие три пути помощи Святого Духа верующим указаны в стихе 13 из главы 16 Евангелия от Иоанна?

4. Что общего между спасением и исцелением?

5. Стихи Писания об исцелении — это не обещания. Что это?

6. Некоторые ищут новых откровений, но не могут научиться ходить в свете того, что им уже известно. Когда они увидят более яркий свет?

7. В каком смысле продукты, которые мы едим, похожи на Слово Божье?

8. Когда истина помазанного Слова освободит вас?

9. Принадлежит ли искупление грехов людям, находящимся в тюрьме?

10. Назовите две причины, по которым многие христиане не могут по­лучить исцеление.

 

 

Глава 12

cyberpedia.su

Не хлебом единым жив человек, но всяким словом Божьим

shkolageo.ru 1

  • но всяким словом Божьим.

  • Именно русская литература почувствовала, как это емко и глубоко: не хлебом единым - то есть хлебом тоже, но не только им. Жив человек - т.е. живет, проявляет себя как личность. Жив человек - изменим логическое ударение, и мы почувствуем, как это важно: именно человек, потому что скотине достаточно хлеба, корма, и лишь человеку, личности одного хлеба мало. Словом Божьим - именно так, словом истины, потому что слово может быть и дьявольским, лживым. Пушкин удивительно точно выразил эту мысль: "Веленью Божию, о муза, будь послушна..."

Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовного огня в сердцах человеческих, герои всегда искали свой путь в этом мире Божьем.

  • Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовного огня в сердцах человеческих, герои всегда искали свой путь в этом мире Божьем.

  • В последние десятилетия проблеме связи русской литературы с христианством уделяется особое внимание. Изданы сборники: «Христианство и русская литература» (СПб.: Наука, 1994), «Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков» (Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994), «Русская литература XIX в. и христианство» (М.: Изд-во МГУ, 1997), большими тиражами опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого, вошли в научный оборот исследования, посвященные русской святости Г. П. Федотова, К. Н. Леонтьева, В. Н. Топорова и др. Но работы написаны в основном о произведениях 19 и начала 20 вв. Когда же речь заходит о литературе рубежа 20 и 21 века, то все исследователи говорят о мучительных поисках, интенсивности перемен, анализе зла и т.д.

Цель нашей работы – доказать, что лишь опора на православие в наше непростое время является «спасительным ковчегом», а в истории литературы останется не «сиюминутное», написанное на злобу дня и потребу публики. Отсюда вытекают задачи исследования:

  • Цель нашей работы – доказать, что лишь опора на православие в наше непростое время является «спасительным ковчегом», а в истории литературы останется не «сиюминутное», написанное на злобу дня и потребу публики. Отсюда вытекают задачи исследования:

  • 1.     Выяснить роль православия в формировании и поддержании семьи как социального института.

  • 2.     Выявить духовные ценности и идеалы в литературе Древней Руси на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских».

  • 3.     Проследить традиции и новаторство в изображении семейных ценностей в художественной литературе конца XX века.

Мы опирались на авторитетнейшие работы Лейдермана Н.Л. и Липовецкого М.Н. «Современная русская литература, Габриэлян Н. «Взгляд на женскую прозу», Лотмана Ю. «Женский мир», Тиминой С. «Медея 20 века» и др. при написании 3 главы. Но самым важным открытием стали интернет-ресурсы:

  • Мы опирались на авторитетнейшие работы Лейдермана Н.Л. и Липовецкого М.Н. «Современная русская литература, Габриэлян Н. «Взгляд на женскую прозу», Лотмана Ю. «Женский мир», Тиминой С. «Медея 20 века» и др. при написании 3 главы. Но самым важным открытием стали интернет-ресурсы:

  • Православие - Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Электронная библиотека Митрополита Антония Сурожского www.mitras.ru, Православное христианство www.hristianstvo.ru, сайт Патриархия.ru, портал «Православие и мир».

Испокон веков к теме брака и отношений между мужчиной и женщиной обращались служители культа, богословы и путешественники, описывавшие нравы и обычаи" различных этнических групп. Классическим сводом правил и наставлений, касающихся семейно-нравственного устройства жизни, являлся в России "Домострой". Как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома, он требовал беспрекословного подчинения главе семьи.

  • Испокон веков к теме брака и отношений между мужчиной и женщиной обращались служители культа, богословы и путешественники, описывавшие нравы и обычаи" различных этнических групп. Классическим сводом правил и наставлений, касающихся семейно-нравственного устройства жизни, являлся в России "Домострой". Как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома, он требовал беспрекословного подчинения главе семьи.

  • При воспитании детей использовалось следующее наставление: "Чада, послушайте заповеди Господни, любите отца своего и матерь свою, и послушайте их, и повинуйтеся им по Бозе во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всея душа понесите на своей выи (шее), и благо вам будет, и долголетны будете на земли, сим очистите грехи своя и от Бога помиловани будете и прославитеся от - человек, и дом его будет благословен в веки..."

Первостепенные требования, предъявляемые к человеку и его поведению как к итогу семейного влияния, обнаруживаются еще в библейских заповедях: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего твоего, как самого себя", "почитай отца твоего и мать твою", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и др. Религия всегда оказывала более или менее сильное воздействие на формирование и поддержание семьи как социального института.

  • Первостепенные требования, предъявляемые к человеку и его поведению как к итогу семейного влияния, обнаруживаются еще в библейских заповедях: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего твоего, как самого себя", "почитай отца твоего и мать твою", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и др. Религия всегда оказывала более или менее сильное воздействие на формирование и поддержание семьи как социального института.

  • В России огромную роль до 1917 года играла православная церковь, которая определяла свод нравственных критериев семейной жизни, настаивала на священности брака, совершала обряды при рождении и смерти человека. Процесс формирования семьи соединял в себе духовную и социальную стороны. Венчание в церкви навечно скрепляло невидимыми, но прочными узами двух людей, изъявивших желание создать семью в Боге. Этот обряд означал, что образуется не просто гражданская ячейка, но возникает духовный союз со строгими обязанностями не только в отношении друг к другу, но и к Богу.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, желающих обвенчаться в храме так много, что они вынуждены записываться в очередь.

  • Сегодня, в начале третьего тысячелетия, желающих обвенчаться в храме так много, что они вынуждены записываться в очередь.

  • Данный обряд становится модным и красивым шагом, который молодые люди совершают, часто не понимая всей его глубины. Он вошел в традиционный свадебный ритуал наряду с посещением "вечного огня".

  • Митрополит Антоний Сурожский говорит: "Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась".

В обыденной жизни для людей светских свойственна вульгарная трактовка вырванных из общего контекста фраз, типа "жена да убоится мужа" и др.

  • В обыденной жизни для людей светских свойственна вульгарная трактовка вырванных из общего контекста фраз, типа "жена да убоится мужа" и др.

  • Более верная интерпретация слова "убоится" — устыдится, устрашится поступать, говорить и делать недостойное, плохое, роняющее авторитет семьи и супруга, фамилия которого перешла к ней. Этими же принципами должны руководствоваться в своих отношениях родители и дети. Только взаимное уважение и любовь сохранят незаменимую теплоту и доброту домашнего очага. В Библейском учении данные фразы употребляются в духовном плане. Таким образом, в первой главе нашей работы мы пришли к выводу, что религия поддерживает устойчивость и нравственную ценность семейного института.

Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

  • Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

  • Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она "мудрая дева" сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость - не только свойство ее ума, но в такой же мере - ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная "тишина" ее образа.

  • Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она "мудрая дева" сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость - не только свойство ее ума, но в такой же мере - ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная "тишина" ее образа.

«Повесть о Петре и Февронии» – не роман, а житие, поэтому после свадьбы и началась, собственно, их история. Герои все преодолели, ведь чистота, милосердие и любовь, а не материальность возвышают человека. Сложно не заметить, что именно образ благоверной и преподобной Февронии помогает осознать основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире.

  • «Повесть о Петре и Февронии» – не роман, а житие, поэтому после свадьбы и началась, собственно, их история. Герои все преодолели, ведь чистота, милосердие и любовь, а не материальность возвышают человека. Сложно не заметить, что именно образ благоверной и преподобной Февронии помогает осознать основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире.

  • Таким образом, во второй главе нашей работы мы пришли к выводу, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является произведением о личностях, своей жизнью отразивших духовные ценности и идеалы Святой Руси.

Прочность семьи, пожалуй, в основном зависит от женщины, ибо она, по-моему, духовно намного сильнее в семейной жизни, чем мужчина.

  • Прочность семьи, пожалуй, в основном зависит от женщины, ибо она, по-моему, духовно намного сильнее в семейной жизни, чем мужчина.

  • Жан де Лабрюйер

  • «Мысль семейная», так или иначе, пронизывает практически все произведения XIX века. Век же XX – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие этой темы. Революция, разрушившая привычную систему нравственных координат, практически разрушила и семью.

В наши дни хочется обратиться к особому классу литературы, особой интонации, попыткам сохранить нравственность. Трудно читать “новую женскую прозу”, наверное, потому, что она “выразила ощущение тотального неблагополучия современной России”

  • В наши дни хочется обратиться к особому классу литературы, особой интонации, попыткам сохранить нравственность. Трудно читать “новую женскую прозу”, наверное, потому, что она “выразила ощущение тотального неблагополучия современной России”

  • «Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми», - сказала как-то в своем интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопрос – а что же творится сегодня с семьей? – волнует, прежде всего, женщин-писательниц.

  • Мотив дома является центральным в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети». Это роман не только о семейных, но и о глубинных человеческих связях, о людских «совпадениях», которые приходят свыше и навеки скрепляют отношения.

Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Синопли. Здесь всегда много детей, и у читателя возникает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Главным объединяющим началом для всех становится особое напряжение внутренней, духовной жизни, скрытая глубокая эмоциональность, особый род чувствительности – в хорошем смысле этого слова.Именно этот внутренний огонь и создает особую притягательность дома Медеи. Ощущение принадлежности к Дому у Синопли начинается с детства: их привозят сюда еще детьми.

  • Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Синопли. Здесь всегда много детей, и у читателя возникает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Главным объединяющим началом для всех становится особое напряжение внутренней, духовной жизни, скрытая глубокая эмоциональность, особый род чувствительности – в хорошем смысле этого слова.Именно этот внутренний огонь и создает особую притягательность дома Медеи. Ощущение принадлежности к Дому у Синопли начинается с детства: их привозят сюда еще детьми.

Как раз в детстве начинается становление человеческой души, взросление, осознание себя в большом мире. Не случайно Улицкая вводит в роман особую тему – тему детства – и показывает взаимоотношения между представителями маленьких потомков Синопли.

  • Как раз в детстве начинается становление человеческой души, взросление, осознание себя в большом мире. Не случайно Улицкая вводит в роман особую тему – тему детства – и показывает взаимоотношения между представителями маленьких потомков Синопли.

  • Что же тянет многочисленных ближних, дальних и очень дальних родственников к этому вечному дому? Что делает его вечным? Разгадка тайны дома – в его хозяйке. Медея предстает в романе носительницей вечных истин, которые дались ей нелегким жизненным опытом.

  • Тема Бога постоянно присутствует в романе: главная героиня – человек глубоко верующий. «Другая над ней власть», - говорит о Медее Георгий. Главная героиня поверяет свои тайны Богу и не устает благодарить его: «Господи, благодарю тебя за все благодеяния твои, за все посылаемое тобою, и дай мне все вместить, ничего не отвергая…»

Улицкая называет свою героиню праведницей и придает ее чертам иконописность: это отражение внутреннего света, душевной стойкости и покоя. Самуил Яковлевич говорил Медее: «Я почувствовал, что рядом с вами нет страха». Страха не было, а было глубочайшее наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Медея была человеком, ни в чем не погрешившим против правил нравственности, и было в ней то, что позднее заставит Сандрочку сказать, улыбаясь: «Праведница у нас была одна…»

  • Улицкая называет свою героиню праведницей и придает ее чертам иконописность: это отражение внутреннего света, душевной стойкости и покоя. Самуил Яковлевич говорил Медее: «Я почувствовал, что рядом с вами нет страха». Страха не было, а было глубочайшее наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Медея была человеком, ни в чем не погрешившим против правил нравственности, и было в ней то, что позднее заставит Сандрочку сказать, улыбаясь: «Праведница у нас была одна…»

  • Таким образом, в третьей главе нашей работы мы приходим к выводу, что нравственные категории, вечные категории бытия не отрицаются в современной женской прозе.

Для русского писателя, для русского героя невозможно произнести: "Я, Жюльен Соррель, Я, Растиньяк, Я, Наполеон - высшая ценность мира, мои желания - это главное!" Едва Раскольников приходит к этой идее, как начинается страшное ... Наша литература словно вооружилась словом Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе ..." В этой заповеди - суть русской культуры, ставящей на первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям.

  • Для русского писателя, для русского героя невозможно произнести: "Я, Жюльен Соррель, Я, Растиньяк, Я, Наполеон - высшая ценность мира, мои желания - это главное!" Едва Раскольников приходит к этой идее, как начинается страшное ... Наша литература словно вооружилась словом Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе ..." В этой заповеди - суть русской культуры, ставящей на первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям.

  • В нашей работе мы пришли к выводу, что еще одной чрезвычайно важной стороной русской литературы является то, что - это литература христианская, православная по своему восприятию мира и человека.

shkolageo.ru

Не хлебом единым жив человек, но всяким словом Божьим

www.shkolageo.ru 1

  • но всяким словом Божьим.

  • Именно русская литература почувствовала, как это емко и глубоко: не хлебом единым - то есть хлебом тоже, но не только им. Жив человек - т.е. живет, проявляет себя как личность. Жив человек - изменим логическое ударение, и мы почувствуем, как это важно: именно человек, потому что скотине достаточно хлеба, корма, и лишь человеку, личности одного хлеба мало. Словом Божьим - именно так, словом истины, потому что слово может быть и дьявольским, лживым. Пушкин удивительно точно выразил эту мысль: "Веленью Божию, о муза, будь послушна..."

Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовного огня в сердцах человеческих, герои всегда искали свой путь в этом мире Божьем.

  • Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовного огня в сердцах человеческих, герои всегда искали свой путь в этом мире Божьем.

  • В последние десятилетия проблеме связи русской литературы с христианством уделяется особое внимание. Изданы сборники: «Христианство и русская литература» (СПб.: Наука, 1994), «Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков» (Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994), «Русская литература XIX в. и христианство» (М.: Изд-во МГУ, 1997), большими тиражами опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого, вошли в научный оборот исследования, посвященные русской святости Г. П. Федотова, К. Н. Леонтьева, В. Н. Топорова и др. Но работы написаны в основном о произведениях 19 и начала 20 вв. Когда же речь заходит о литературе рубежа 20 и 21 века, то все исследователи говорят о мучительных поисках, интенсивности перемен, анализе зла и т.д.

Цель нашей работы – доказать, что лишь опора на православие в наше непростое время является «спасительным ковчегом», а в истории литературы останется не «сиюминутное», написанное на злобу дня и потребу публики. Отсюда вытекают задачи исследования:

  • Цель нашей работы – доказать, что лишь опора на православие в наше непростое время является «спасительным ковчегом», а в истории литературы останется не «сиюминутное», написанное на злобу дня и потребу публики. Отсюда вытекают задачи исследования:

  • 1.     Выяснить роль православия в формировании и поддержании семьи как социального института.

  • 2.     Выявить духовные ценности и идеалы в литературе Древней Руси на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских».

  • 3.     Проследить традиции и новаторство в изображении семейных ценностей в художественной литературе конца XX века.

Мы опирались на авторитетнейшие работы Лейдермана Н.Л. и Липовецкого М.Н. «Современная русская литература, Габриэлян Н. «Взгляд на женскую прозу», Лотмана Ю. «Женский мир», Тиминой С. «Медея 20 века» и др. при написании 3 главы. Но самым важным открытием стали интернет-ресурсы:

  • Мы опирались на авторитетнейшие работы Лейдермана Н.Л. и Липовецкого М.Н. «Современная русская литература, Габриэлян Н. «Взгляд на женскую прозу», Лотмана Ю. «Женский мир», Тиминой С. «Медея 20 века» и др. при написании 3 главы. Но самым важным открытием стали интернет-ресурсы:

  • Православие - Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Электронная библиотека Митрополита Антония Сурожского www.mitras.ru, Православное христианство www.hristianstvo.ru, сайт Патриархия.ru, портал «Православие и мир».

Испокон веков к теме брака и отношений между мужчиной и женщиной обращались служители культа, богословы и путешественники, описывавшие нравы и обычаи" различных этнических групп. Классическим сводом правил и наставлений, касающихся семейно-нравственного устройства жизни, являлся в России "Домострой". Как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома, он требовал беспрекословного подчинения главе семьи.

  • Испокон веков к теме брака и отношений между мужчиной и женщиной обращались служители культа, богословы и путешественники, описывавшие нравы и обычаи" различных этнических групп. Классическим сводом правил и наставлений, касающихся семейно-нравственного устройства жизни, являлся в России "Домострой". Как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома, он требовал беспрекословного подчинения главе семьи.

  • При воспитании детей использовалось следующее наставление: "Чада, послушайте заповеди Господни, любите отца своего и матерь свою, и послушайте их, и повинуйтеся им по Бозе во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всея душа понесите на своей выи (шее), и благо вам будет, и долголетны будете на земли, сим очистите грехи своя и от Бога помиловани будете и прославитеся от - человек, и дом его будет благословен в веки..."

Первостепенные требования, предъявляемые к человеку и его поведению как к итогу семейного влияния, обнаруживаются еще в библейских заповедях: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего твоего, как самого себя", "почитай отца твоего и мать твою", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и др. Религия всегда оказывала более или менее сильное воздействие на формирование и поддержание семьи как социального института.

  • Первостепенные требования, предъявляемые к человеку и его поведению как к итогу семейного влияния, обнаруживаются еще в библейских заповедях: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего твоего, как самого себя", "почитай отца твоего и мать твою", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и др. Религия всегда оказывала более или менее сильное воздействие на формирование и поддержание семьи как социального института.

  • В России огромную роль до 1917 года играла православная церковь, которая определяла свод нравственных критериев семейной жизни, настаивала на священности брака, совершала обряды при рождении и смерти человека. Процесс формирования семьи соединял в себе духовную и социальную стороны. Венчание в церкви навечно скрепляло невидимыми, но прочными узами двух людей, изъявивших желание создать семью в Боге. Этот обряд означал, что образуется не просто гражданская ячейка, но возникает духовный союз со строгими обязанностями не только в отношении друг к другу, но и к Богу.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, желающих обвенчаться в храме так много, что они вынуждены записываться в очередь.

  • Сегодня, в начале третьего тысячелетия, желающих обвенчаться в храме так много, что они вынуждены записываться в очередь.

  • Данный обряд становится модным и красивым шагом, который молодые люди совершают, часто не понимая всей его глубины. Он вошел в традиционный свадебный ритуал наряду с посещением "вечного огня".

  • Митрополит Антоний Сурожский говорит: "Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась".

В обыденной жизни для людей светских свойственна вульгарная трактовка вырванных из общего контекста фраз, типа "жена да убоится мужа" и др.

  • В обыденной жизни для людей светских свойственна вульгарная трактовка вырванных из общего контекста фраз, типа "жена да убоится мужа" и др.

  • Более верная интерпретация слова "убоится" — устыдится, устрашится поступать, говорить и делать недостойное, плохое, роняющее авторитет семьи и супруга, фамилия которого перешла к ней. Этими же принципами должны руководствоваться в своих отношениях родители и дети. Только взаимное уважение и любовь сохранят незаменимую теплоту и доброту домашнего очага. В Библейском учении данные фразы употребляются в духовном плане. Таким образом, в первой главе нашей работы мы пришли к выводу, что религия поддерживает устойчивость и нравственную ценность семейного института.

Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

  • Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

  • Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она "мудрая дева" сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость - не только свойство ее ума, но в такой же мере - ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная "тишина" ее образа.

  • Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она "мудрая дева" сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость - не только свойство ее ума, но в такой же мере - ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная "тишина" ее образа.

«Повесть о Петре и Февронии» – не роман, а житие, поэтому после свадьбы и началась, собственно, их история. Герои все преодолели, ведь чистота, милосердие и любовь, а не материальность возвышают человека. Сложно не заметить, что именно образ благоверной и преподобной Февронии помогает осознать основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире.

  • «Повесть о Петре и Февронии» – не роман, а житие, поэтому после свадьбы и началась, собственно, их история. Герои все преодолели, ведь чистота, милосердие и любовь, а не материальность возвышают человека. Сложно не заметить, что именно образ благоверной и преподобной Февронии помогает осознать основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире.

  • Таким образом, во второй главе нашей работы мы пришли к выводу, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является произведением о личностях, своей жизнью отразивших духовные ценности и идеалы Святой Руси.

Прочность семьи, пожалуй, в основном зависит от женщины, ибо она, по-моему, духовно намного сильнее в семейной жизни, чем мужчина.

  • Прочность семьи, пожалуй, в основном зависит от женщины, ибо она, по-моему, духовно намного сильнее в семейной жизни, чем мужчина.

  • Жан де Лабрюйер

  • «Мысль семейная», так или иначе, пронизывает практически все произведения XIX века. Век же XX – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие этой темы. Революция, разрушившая привычную систему нравственных координат, практически разрушила и семью.

В наши дни хочется обратиться к особому классу литературы, особой интонации, попыткам сохранить нравственность. Трудно читать “новую женскую прозу”, наверное, потому, что она “выразила ощущение тотального неблагополучия современной России”

  • В наши дни хочется обратиться к особому классу литературы, особой интонации, попыткам сохранить нравственность. Трудно читать “новую женскую прозу”, наверное, потому, что она “выразила ощущение тотального неблагополучия современной России”

  • «Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми», - сказала как-то в своем интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопрос – а что же творится сегодня с семьей? – волнует, прежде всего, женщин-писательниц.

  • Мотив дома является центральным в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети». Это роман не только о семейных, но и о глубинных человеческих связях, о людских «совпадениях», которые приходят свыше и навеки скрепляют отношения.

Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Синопли. Здесь всегда много детей, и у читателя возникает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Главным объединяющим началом для всех становится особое напряжение внутренней, духовной жизни, скрытая глубокая эмоциональность, особый род чувствительности – в хорошем смысле этого слова.Именно этот внутренний огонь и создает особую притягательность дома Медеи. Ощущение принадлежности к Дому у Синопли начинается с детства: их привозят сюда еще детьми.

  • Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Синопли. Здесь всегда много детей, и у читателя возникает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Главным объединяющим началом для всех становится особое напряжение внутренней, духовной жизни, скрытая глубокая эмоциональность, особый род чувствительности – в хорошем смысле этого слова.Именно этот внутренний огонь и создает особую притягательность дома Медеи. Ощущение принадлежности к Дому у Синопли начинается с детства: их привозят сюда еще детьми.

Как раз в детстве начинается становление человеческой души, взросление, осознание себя в большом мире. Не случайно Улицкая вводит в роман особую тему – тему детства – и показывает взаимоотношения между представителями маленьких потомков Синопли.

  • Как раз в детстве начинается становление человеческой души, взросление, осознание себя в большом мире. Не случайно Улицкая вводит в роман особую тему – тему детства – и показывает взаимоотношения между представителями маленьких потомков Синопли.

  • Что же тянет многочисленных ближних, дальних и очень дальних родственников к этому вечному дому? Что делает его вечным? Разгадка тайны дома – в его хозяйке. Медея предстает в романе носительницей вечных истин, которые дались ей нелегким жизненным опытом.

  • Тема Бога постоянно присутствует в романе: главная героиня – человек глубоко верующий. «Другая над ней власть», - говорит о Медее Георгий. Главная героиня поверяет свои тайны Богу и не устает благодарить его: «Господи, благодарю тебя за все благодеяния твои, за все посылаемое тобою, и дай мне все вместить, ничего не отвергая…»

Улицкая называет свою героиню праведницей и придает ее чертам иконописность: это отражение внутреннего света, душевной стойкости и покоя. Самуил Яковлевич говорил Медее: «Я почувствовал, что рядом с вами нет страха». Страха не было, а было глубочайшее наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Медея была человеком, ни в чем не погрешившим против правил нравственности, и было в ней то, что позднее заставит Сандрочку сказать, улыбаясь: «Праведница у нас была одна…»

  • Улицкая называет свою героиню праведницей и придает ее чертам иконописность: это отражение внутреннего света, душевной стойкости и покоя. Самуил Яковлевич говорил Медее: «Я почувствовал, что рядом с вами нет страха». Страха не было, а было глубочайшее наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Медея была человеком, ни в чем не погрешившим против правил нравственности, и было в ней то, что позднее заставит Сандрочку сказать, улыбаясь: «Праведница у нас была одна…»

  • Таким образом, в третьей главе нашей работы мы приходим к выводу, что нравственные категории, вечные категории бытия не отрицаются в современной женской прозе.

Для русского писателя, для русского героя невозможно произнести: "Я, Жюльен Соррель, Я, Растиньяк, Я, Наполеон - высшая ценность мира, мои желания - это главное!" Едва Раскольников приходит к этой идее, как начинается страшное ... Наша литература словно вооружилась словом Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе ..." В этой заповеди - суть русской культуры, ставящей на первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям.

  • Для русского писателя, для русского героя невозможно произнести: "Я, Жюльен Соррель, Я, Растиньяк, Я, Наполеон - высшая ценность мира, мои желания - это главное!" Едва Раскольников приходит к этой идее, как начинается страшное ... Наша литература словно вооружилась словом Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе ..." В этой заповеди - суть русской культуры, ставящей на первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям.

  • В нашей работе мы пришли к выводу, что еще одной чрезвычайно важной стороной русской литературы является то, что - это литература христианская, православная по своему восприятию мира и человека.

www.shkolageo.ru


Смотрите также