Глава 4. Хлеб наш насущный. Хлеб насущный хлеб недели


Место недели: Хлеб насущный. - Суть Событий

Как и почему "Хлеб насущный" набрал свою популярность - в общем, разгаданная загадка. Теплый интерьер, приветливый персонал, правильная подача блюд, отличное соблюдение сезонности и, главное, запах свежего хлеба.

Собственно, просто пекарне в Москве делать нечего. "Брать с собой" - сервис привлекательный, но всегда побочный. Нам нужно, чтобы было, где сесть, что-то перекусить, успеть сделать сто звонков, заказать второй кофе и не удержаться от вот этого печенья.

"Хлеб насущный" все это предусмотрел. Хотя одно "но" всегда обсуждается посетителями: как именно запах свежего хлеба соотносится с курящей зоной в заведении - непонятно в принципе, но зато понятна позиция руководства. Сегодня в Москве сделать кафе, пекарню или ресторан полностью некурящими позволяют себе только единицы, остальные методом простой математики понимают, что лишатся 50% клиентов.

Здесь кофе подают в чашках без ручек, их которых удобно пить только, если держишь ее двумя руками. Легкие сандвичи - тартины появляются на столе на специальных досках, а куриный суп приносят в круглом хлебе. А еще все это всегда свежее, что очень приятно.

Из меню:

Органическая овсяная каша с клубникой и медом   100 рублей

Мини-киш вегетарианский или Лоррейн, подается с салатом из рукколы, клюквы и сыра Грана Падано   295 рублей

Куриный суп в хлебе с овощами и сливками   360 рублей

Сезонный зеленый салат со шпинатом, цикорием и салатом радиччио, огурцами, помидорами черри и редисом   295 рублей

Теплый салат с индейкой, кабачками, баклажанами и сладким перцем гриль   385 рублей

Тартин "Жамбон де Пари" с ветчиной, сыром Грюер и маринованными корнишонами   320 рублей

Ветчина с теплым картофельным салатом, салями Милано и дижонской горчицей    190 рублей

Норвежский лосось с гарниром из овощей гриль   585 рублей

Естественно, здесь есть целая витрина свежей выпечки и хлеба. Багеты, маковые булочки, хлеб "5 злаков", ореховый, ржаной, пшеничный - в разных вариациях и размерах, живут за стеклом очень недолго - их быстро раскупают, причем, в основном мужчины, которые получают указания по выбору определенного хлеба по телефону. А однажды я видела, как некто даже фотографировал на телефон витрину, отправлял ммс и гордо через три минуты, получив смс от невидимого эксперта, провозгласил: "мне третий слева".

Загрузка...

argumentiru.com

Что естьхлеб наш насущный - Мои файлы - Каталог файлов

Районный конкурс «Учебный проект»

Номинация: «Хочу все знать»

Секция: «Естествознание»

 

 

 

 

Что есть «хлеб наш насущный»?

Исследовательский проект

 

 

Автор: Фомина Елизавета,                                                         

ученица 8 класса МОУ                                                                                    «Рудногорская сош»

Руководитель:

Высоцкая Елена Николаевна,

учитель химии I категории

 

 

 

 

 

 

п. Рудногорск

2014 год

 

 

Введение

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.  Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Гость должен разломить каравай, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Слово Хлеб стоит рядом со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать. Любви и уважению к хлебу нас учат с детства, прививают эту любовь  дома, в детском саду, в школе.

В питании человека хлеб играет важнейшую роль: он является основным продуктом, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба. Поэтому, проблема качества хлеба в настоящее время является очень актуальной.

По-настоящему вкусный и полезный хлеб сейчас найти нелегко, хотя ассортимент хлебобулочных изделий в наших магазинах очень велик: более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д. С чем это связано? Что есть «хлеб наш насущный»? Какого качества хлеб мы потребляем?

 

Гипотеза:  Если мы проведем органолептический и химический анализ хлеба разных производителей, то узнаем, какому из них лучше отдать предпочтение при выборе продукта.

 

 

Цель: сравнить качество хлеба, реализуемого в поселке Рудногорск.

Задачи: 1. Изучить историю появления хлеба.

2. Сделать литературный обзор о хлебе, как составляющей части основы рационального питания человека.

3. Изучить ассортимент хлеба, реализуемого в п. Рудногорск.

4. Провести анализ качества реализуемого хлеба.

5. С помощью анкетирования изучить потребительский  спрос  и предпочтения хлебу различных производителей.

6. Сделать выводы и рекомендации.

В работе использованы следующие  методы исследования: анализ литературных данных, анализ результатов лабораторных исследований, анализ маркировки хлебных изделий, социологический опрос.

 

I. Когда и где родился хлеб?

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешней пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще нодно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженого теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

 

 

II. Пищевая ценность хлеба, его значение для организма человека

Пищевая ценность во многом зависит от сорта муки и рецептуры хлеба. Посмотрим химический состав некоторых видов хлеба.

Сорт хлеба

Мука

Содержание, %

Вода

Крахмал, декстрины

Белок

Жир

Хлеб ржаной простой

Обойная

47,0

33,0

6,6

1,2

Хлеб ржано-пшеничный

Ржаная обойная и пшеничная 1-го сорта

41,8

36,7

8,2

1,4

Хлеб пшеничный

Пшеничная 1-го сорта

37,7

47,0

7,9

1,0

 

Из приведенных данных видно, что чем ниже сорт муки, тем больше в ней содержится питательных веществ, и чем выше сорт муки, тем больше в ней крахмала и меньше витаминов и минеральных элементов, что сказывается на пищевой ценности хлеба. В результате введения в рецептуру теста жиров, сахара, молока и других компонентов изменяется пищевая ценность хлеба. Содержание белка колеблется от 4,7% в хлебе из ржаной муки до 8,35% в хлебе из пшеничной муки. Хлеб из муки грубого помола биологически более полноценен, чем хлеб из муки высоких сортов. В хлебе из пшеничной муки наиболее дефицитны такие аминокислоты, как метионин, триптофан, лизин. В ржаном хлебе лизина содержится больше, но метионина и триптофана в нем недостаточно. В хлебе много глютаминовой кислоты, содержание которой доходит до 40% всех аминокислот. Она участвует в обмене веществ, связывает аммиак, образующийся в результате жизнедеятельности нервных клеток, участвует в синтезе других аминокислот, повышает умственную и физическую работоспособность. Благодаря ей хлеб обладает уникальной способностью не «приедаться» при ежедневном употреблении.

Во всех хлебных изделиях преобладают углеводы. Их количество составляет в среднем 50% (из них 80% — крахмал). Они удовлетворяют потребности организма человека в энергии (56-58% всех суточных затрат) при норме потребления хлеба 450 г в день (280 г пшеничного и 170 г ржаного). Особое место занимают неусвояемые углеводы (клетчатка и гемицеллюлозы), которые почти не расщепляются, но усиливают перистальтику кишечника.

За счет хлеба на 50% удовлетворяется потребность организма человека в витаминах группы В. Наличие витаминов в хлебе обусловлено сортом муки. Больше всего витаминов в хлебе из обойной муки. Но содержание витаминов уменьшается вследствие их разрушения при выпечке (теряется до 20—30%). Чем выше сорт муки, тем меньше в ней периферических частей зерна, тем беднее она витаминами, в том числе и витамином В1. Чем мука беднее отрубями и частичками зародыша, тем беднее она и витаминами группы В и токоферолами. Поэтому естественно, что белый хлеб, получаемый из муки низких выходов, чрезвычайно беден витаминами, в то время как хлеб из обойной муки или муки 100% выхода содержит их гораздо больше. Существенным источником витаминов в хлебе служат дрожжи и закваски. Пекарские дрожжи по сравнению с зерном и мукой содержат весьма значительное количество витаминов В1, В2 и никотиновой кислоты.

Хлеб важен и как источник минеральных элементов. В нем содержатся калий, фосфор, магний, в несколько меньшем количестве — натрий, кальций, хлор и др. Хлеб низших сортов содержит больше минеральных элементов.

От химического состава зависит энергетическая ценность хлеба. С повышением сорта муки увеличивается количество выделяемой энергии. Улучшенные сорта хлеба за счет введения дополнительного сырья характеризуются более высокой энергетической ценностью. Так, энергетическая ценность 100 г хлеба из обойной пшеничной муки составляет 849 кДж, из пшеничной муки высшего сорта — 975, из ржаной сеяной — 895, хлеба, улучшенного по рецептуре, — 1100, сдобных изделий — до 1450 кДж.

 

III. Классификация и ассортимент хлеба

       

                

 

В зависимости от различных показателей, можно провести классификацию хлеба по различным признакам:

1. По виду муки:  а) ржаной, б) ржано-пшеничный, в) пшенично-ржаной, г) пшеничный;

2. По способу выпечки: а) подовый, б) формовой;

3.  По рецептуре теста: а) приготовленный на дрожжах, б) бездрожжевой, в) хлеб на хмелевой закваске;

4. По способу реализации: а) штучный, б) развесной.

Кроме того, хлеб может быть "ГОСТовским", а может – "ТУшным". Требования ГОСТа – это органолептические, физико-химические показатели, показатели безопасности, срок реализации, плюс требования к сырью. Масса хлеба в ГОСТе не указывается, потому что производитель должен по согласованию с потребителями вывести оптимальную. «ТУ» - продукт выпущен по техническим условиям, т.е. производитель может по своему усмотрению менять сырье или вносить какие-либо добавки.

В соответствии с номенклатурой, основные выпекаемые сорта хлеба объединены в следующие группы:

 

1) Хлеб ржаной - из обойной, обдирной и сеяной муки.

Качество хлеба: темный мякиш, довольно липкий, меньший объем, чем у пшеничного хлеба (так как меньше пористость), темная корка.

Нормы качества ржаного хлеба: влажность до 51%, кислотность до 12 градусов, пористость не менее 48%. Это диетический продукт, по содержанию аминокислот, ферментов, микроэлементов и витаминов намного превосходящий хлеб из пшеничной муки. Он гораздо дольше хранится благодаря повышенной кислотности, способствует нормализации обмена веществ, но усваивается хуже, чем белый.

2) Хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной.

В наименование хлеба из смеси муки на первое место выносится преобладающий вид муки с долей 50%. Пшеничную муку добавляют, чтобы улучшить структурно-механические свойства теста.

У ржано-пшеничных сортов хлеба влажность составляет 45-50%, кислотность - 7-11 градусов, пористость - 46-60%. С увеличением доли пшеничной муки и повышением сорта как пшеничной, так и ржаной муки влажность и кислотность снижаются, а пористость возрастает.

3) Хлеб пшеничный из муки обойной, высшего, первого и второго сортов.

Показатели качества в этой группе хлеба: влажность 42-45%, кислотность - 2,5-5 градусов, пористость - 65-75%. Белый пшеничный хлеб мягкий и нежный, но особой питательной ценностью он не обладает и не способствует укреплению здоровья. Кроме того, свежий белый хлеб из-за высокой клейкости может засорять желудочно-кишечный тракт и вызывать брожение. Он противопоказан людям, страдающим диабетом, атеросклерозом и нарушениями обмена веществ, а также тем, кто хочет избавиться от лишнего веса.

 

 

Наименование производителя

Ассортимент продукции

ИП Мамонтов Л. Ю. г. Усть-Илимск

Фитнес-гречка –ржаной обдирной, «Дарницкий»-пшеничный 2 с, «Деревенский слоеный» - пшеничный-1 с, «Бородинский» -ржаной, хлебобулочные изделия

ИП Михайлов А. Б. п Новая Игирма

«Мариинский» -пшеничный - 1 с, «Тостовый» -пшеничный в/с, «Бородино» - ржано-пшеничный, «Любительский» -пшеничный 1 с., хлебобулочные изделия

ИП Заиров И. И. п. Новая Игирма

Пшеничный высшего сорта, Пшеничный 2 сорта, хлебобулочные изделия

ИП Стоякина Т. А. г Железногорск-Илимский

Пшеничный высшего сорта, хлебобулочные изделия

П. Радищево

Пшеничный высшего сорта, Пшеничный 2 сорта, хлебобулочные изделия

 

IV. Пищевые добавки, используемые в хлебопечении.

Если проследить историю хлебопечения, то на Руси ни о каких искусственных пищевых добавках в давние времена  не было и речи.

Вот, например, дореволюционный рецепт «теста на дрожжах обыкновенного»: для теста «выдать: 1,25 стакана молока или воды вместе с дрожжами, 3 золотника сухих дрожжей, 1,5 ложечки соли, ложечку сахара, 1,5-2 фунта муки, 2 яйца, 0,25 фунта масла, 2 сухаря,1 яйцо (смазать тесто)» (взято из книги Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», 1917г).

 А теперь сравним рецепт современного батона: мука пшеничная в/с, маргарин, сахар-песок, дрожжи прессованные, соль, хлебопекарная смесь К-1 (пищевые добавки: эмульгатор Е472е, антиокислитель Е300).  Чаще всего в хлеб и хлебобулочные изделия добавляют улучшители окислительного действия, модифицированные крахмалы, ферментные препараты, эмульгаторы, органические кислоты, ароматические и вкусовые добавки и даже консерванты.

Консерванты увеличивают срок хранения хлебопродуктов, защищают их от бактерий и грибков. В качестве консервантов (E200 - E299) для хлеба чаще всего используют сорбиновую кислоту (Е200). Также сорбиновой кислотой могут обрабатывать упаковочный материал для  хлеба с целью предотвращения поверхностного плесневения. Чтобы узнать, входит ли консервант в состав, нужно обратить  внимание на срок годности хлеба. Срок годности батонов и хлеба без консервантов  составляет не более 96 часов (для ржаного хлеба) и 72 часов (для пшеничного). Если на упаковке указан более длительный срок, то, скорее всего, в состав рецептуры были включены консерванты.

Ингибиторы предотвращают развитие плесеней и возбудителей картофельной болезни хлеба.  В качестве ингибиторов используются подкислители: ацетаты, лимонная кислота и ее производные, пропионаты и др.

Антиокислители – это вещества, которые увеличивают срок  хранения хлебопродуктов, защищая их от порчи, обусловленной окислением и прогорканием жиров. В качестве антиокислителей (группа пищевых добавок E300 - E399)  в хлеб добавляют  аскорбиновую кислоту (Е300). Кроме того, аскорбиновая кислота повышает газоудерживающую способность теста, в результате чего возрастает объем хлеба, улучшается эластичность и пористость мякиша.

Улучшители муки используют во многих хлебопекарных смесях. К ним относят модифицированные крахмалы - вещества, полученные с помощью химической, физической или ферментной обработки пищевого крахмала и разведенного или отбеленного кислотами и щелочами. Применение модифицированных крахмалов повышает способность муки поглощать воду и улучшает качество клейковины, при этом объем хлеба возрастает на 10—15%, улучшается структура пористости, мякиш становится более эластичным и более светлым. Благодаря модифицированному крахмалу хлеб сохраняет свежесть более продолжительное время,  а сушки и баранки имеют более яркую окраску, становятся хрустящими.

Улучшители восстановительного действия (глютатион, тиосульфат натрия). Они необходимы тогда, когда клейковина плохо растягивается и легко рвется. При добавлении, например, тиосульфата натрия увеличивается выход готового изделия (экономически выгодно),  мякиш становится более эластичным, разрыхленным. На поверхности хлеба сглаживаются трещины и разрывы корки, характерные для хлеба из такой муки.

Ферментные препараты (амилазы, пентозаназы, протеазы) или  ферментативно-активное сырье (например, солод неферментированный) – вещества,  ускоряющие процесс брожения, накопления сахаров и белков в тесте. Добавление ферментов в хлеб способствует снижению расхода муки и замедляет черствение, тем самым достигается опять-таки экономический эффект: увеличивается выход данной продукции и удешевляется процесс производства. 

Стабилизаторы консистенции (загустители, эмульгаторы). Благодаря эмульгаторам хорошо смешиваются вода и масло, т.е. то, что в природе не может быть смешано. Как правило,  хлеб с добавлением эмульгаторов очень красив на разрезе – с мелкими и частыми порами (например, тостовый или багет). Благодаря эмульгаторам снижается расход жировых продуктов при производстве сдобных изделий. Кроме того, эмульгаторы улучшают стабильность теста и увеличивают срок хранения, так как замедляют процесс черствения и предохраняют от микробиологической порчи хлебобулочные изделия. Количество эмульгаторов может колебаться от 0,3 до 1 % от массы муки.

Загустителей связывают воду в хлебе, влажность при его хранении уменьшается не так интенсивно, он не высыхает. К натуральным загустителям относятся каррагенан и его соли (Е407), агар (Е406), камеди, пектины (Е440). В хлебопечении используются низкоэтерифицированные пектины, добавка которых в тесто в количестве 0,1-0,2% позволяет не только значительно продлить свежесть хлеба, но и увеличить выход продукции до 5-6% за счет большого количества связанной влаги.  

 

 

 

V. Материалы и методика исследования.

Материалом для проведения исследований являлся хлеб.

Реактивы и оборудование: Эксикатор с серной кислотой, лабораторные технические весы с разновесом, бюкс, бюретка, коническая колба на 150 – 200 мл, сушильный шкаф, мерный цилиндр на 50 мл, нож, химический стакан на 400 мл, керосин, пшеничный хлеб, вода, спиртовой раствор фенолфталеина, оттитрованная щелочь. 

1. Определение органолептических свойств хлеба.

Органолептические свойства хлеба определяют с помощью органов чувств по интенсивности их восприятия (Муравьев А.Г. с.60). К органолептическим свойствам относятся: поверхность, окраска, форма, мякиш, вкус, запах хлеба. После проведенных исследований данные о полученных свойствах хлеба заносят в таблицу.

2. Определение физико – химических свойств хлеба.

           Определение плотности хлеба

1. 25г пшеничного хлеба мякиша (без корки) тщательно разминают  пальцами до  образования однородной массы и скатывают из нее шарики величиной от горошины до лесного ореха.

2. Взвешивают хлебные шарики с точностью до 0, 01г.

3. В мерный цилиндр с делениями  до десятых долей миллилитра наливают около 30 мл керосина, точно определяют уровень керосина в мерном цилиндре и записывают его.

4. Осторожно опускают в керосин по одному шарику хлеба. Через 5 минут определяют уровень керосина в мерном цилиндре и записывают его.

5. Разность между двумя уровнями керосина в цилиндре будет равняться объему массы хлеба, записывают его.

6. Отношение массы хлеба (25г) к его объему дает плотность хлеба. m хлеба -25г /V

Результат вычисления заносится в таблицу.

Определение влажности хлеба

1. Взвешивают пустой бюкс, предварительно просушенный при 100 – 110 0С и охлажденный в эксикаторе, результаты записывают.

2. 5г пшеничного хлеба (без корки) мякиша, помещают во взвешенный бюкс, взвешивают с точностью до 0, 01г и результат записывают.

3. Высушивают хлеб  в бюксе в сушильном шкафу при температуре 100 – 110 0С до постоянной массы. Перед каждым взвешиванием бюкс с хлебом охлаждают в эксикаторе над серной кислотой. Результаты записывают в таблицу.

4. Производят расчет. Разность между вторым и первым взвешиваниями равна  массе влажного хлеба (а). Разность между третьим и первым взвешиваниями равна массе сухого хлеба (в):             а – в =m ,

где m – масса влаги, содержащейся  во взятом количестве хлеба

Процент влажности хлеба равен:              100 × m/а

Последнюю цифру записывают в таблицу.

Определение кислотности хлеба

1. 25г мякиша хлеба взвешивают с точностью до 0, 01г, помещают его в мерный стакан, приливают туда дистиллированной воды до 250 мл и стеклянной палочкой разминают хлеб в воде до однородной массы. Дают отстояться раствору до более или менее прозрачной жидкости в верхней половине стакана и отфильтровывают верхний слой жидкости (1/3 объема).

2. Отбирают  пипеткой 50 мл отфильтрованного раствора в коническую колбочку, добавляют туда же две – три капли фенолфталеина  и титруют 0,1 н. раствором щелочи.

3. Вычисляют кислотность хлеба. Если на титрование 50 мл  кислой жидкости пошло  (a) мл 0,1 н.  раствора щелочи, а на всю жидкость:

  a × 250    = 5 × a (мл)

    50

Это количество щелочи нейтрализует кислоту, содержащуюся в 25г хлеба. На кислоту, содержащуюся в 100г хлеба, потребуется:

                                  5 ×a × 100 = 20 × a (мл)

                                                  25        

Количество миллиграмм – эквивалентов щелочи в 20 × а мл содержится:

0,1 мг/экв × 20 × а мл

Столько же миллиграмм – эквивалентов кислоты содержится в 100г хлеба. Это и есть условные градусы кислотности хлеба.

Так как ответ будет всегда (2 × а), то на практике расчетов не производят, а единственный показатель опыта – (а) удваивают.

Кроме того нами был проведен анализ маркировки этикеток хлебных изделий с целью выяснения массы продукта, его сроков хранения, энергетической ценности, и сравнение  сертификатов качества на хлеб с полученными результатами.

 

 

VI. Результаты исследования

1. Результаты исследования органолептических свойств хлеба.

Хороший хлеб можно отличить от плохого по целому ряду  органолептических признаков. По органолептическим свойствам хлеб должен отвечать следующим требованиям: поверхность хлеба должна быть гладкой, без крупных трещин и других дефектов; окраска – равномерной, коричнево – бурой с некоторым блеском верхней и боковой корок; корки – не  подгоревшими, но не слишком бледные. Переход от корки к мякишу должен быть постепенным, не допускается отслаивание корок от мякиша. Форма хлеба должна быть правильной, не расплывчатой, без дефектов. Мякиш хлеба должен быть хорошо пропечён: не липнуть, не быть влажным на ощупь, достаточно эластичным (после лёгкого надавливания быстро принимать первоначальную форму) и равномерно пористым. При нарушении технологического процесса выпечки у нижней корки хлеба может возникнуть закал –  беспористый плотный слой, который препятствует хорошему усвоению хлеба. Не допускается наличие в мякише непромеса – кусочков старого хлеба, комочков муки. Вкус должен быть свойственным данному виду хлеба, умеренно кислым, не пересолённым, без признаков горечи и других посторонних привкусов. Недолжно быть хруста на зубах от минеральных примесей. Запах не должен быть затхлым и несвойственным данному виду хлеба.

В п. Рудногорск поставляется хлеб пяти производителей. При выполнении работы нами были исследованы  5 проб  пшеничного хлеба различных производителей. Исследуемые нами пробы хлеба различных производителей характеризуются определенными органолептическими свойствами, представленными в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1. Органолептические свойства исследуемых проб хлеба.

Наименование изделия (производитель)

Поверх-

ность

Окраска

Форма

Мякиш

Вкус

Запах

«Дарницкий» ИП Мамонтов Л. Ю.

Гладкая

равномерная, коричнево-бурая, верхняя и боковые корки с блеском

корка без надрывов и трещин плотно прилегает к мякишу

хорошо пропеченный, эластичный, крошится, не липнет, равномерно пористый

умеренно кислый, не пересолен, без признаков горечи

свойствен хлебу

«Любительский» , ИП Михайлов А. Б.

Гладкая 

равномерная, коричнево-бурая

правильная, не расплывчатая, без дефектов

хорошо пропеченный, эластичный, не крошится, не липнет, равномерно пористый

умеренно кислый, не пересолен, без признаков горечи

свойствен хлебу

«Пшеничный» 2с ИП Заиров И. И.

Гладкая

равномерная, коричнево-бурая

правильная, не расплывчатая, без дефектов

хорошо пропечен, не липнет, не влажный, эластичный

умеренно кислый, не пересолен, без признаков горечи

свойствен хлебу

«Пшеничный» в/с ИП Стоякина Т. А.

Гладкая

верхняя часть буханки более интенсивно окрашена

правильная, не расплывчатая, без дефектов

хорошо пропеченный, эластичный, крошится, не липнет, равномерно пористый

кисловатый, не пересолен. без признаков горечи

свойствен хлебу

«Пшеничный» в/с п. Радищево

Гладкая

верхняя часть буханки более интенсивно окрашена

корка без надрывов и трещин плотно прилегает к мякишу

хорошо пропеченный, эластичный, не крошится, не липнет, равномерно пористый

умеренно кислый, не пересолен, без признаков горечи

свойствен хлебу

 

При покупке хлеба, как правило, обращают внимание на его внешние признаки и по ним оценивают качество хлеба, поэтому такие факторы, как объем хлеба, эластичность и пористость мякиша, цвет корки и внешний вид, аромат и вкус имеют  важное значение для потребителей. Как видно из данных представленных в таблице 1, по органолептическим показателям хорошие результаты имеют все пробы хлеба.

2. Изучение сроков хранения и энергетической ценности реализуемого хлеба.

Еще один способ выяснить качество хлеба — это проследить за тем, как он черствеет и плесневеет. Нормальный хлеб должен начать подсыхать уже на следующий день после покупки. На третий день это должен быть сухарь без признаков плесени. Если же хлеб, находясь в целлофановом пакете, заплесневел, то плесень должна быть, либо белая, либо зеленая. И ни в коем случае не черная.

Результаты макроскопического исследования проб хлеба:

№, название пробы

Изменения внешнего вида проб хлебобулочных изделий

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

ИП Мамонтов Л. Ю. г. Усть-Илимск

Без особых изменений

Сухарь

Сухарь, без видимых признаков плесени

Сухарь, без видимых признаков плесени

Сухарь, без видимых признаков плесени

Зеленая плесень

Зеленая плесень

ИП Михайлов А. Б. п Новая Игирма

Подсыхает

Без видимых признаков плесени

Зеленая плесень

ИП Заиров И. И. п. Новая Игирма

Сухарь

Зеленая плесень

ИП Стоякина Т.А. г Железногорск-Илимский

Зеленая плесень

Зеленая плесень

П. Радищево

Подсыхает

Зеленая плесень

Зеленая плесень

 

Из этих данных видно, что хлеб черствеет и плесневеет в пределах нормы.

Для удлинения сроков хранения хлебобулочных изделий в них могут добавлять консерванты или антибиотики. Отличить эти изделия очень просто. Если срок хранения у хлебобулочных изделий более 48 часов, то в них введены консерванты или антибиотики, а если на этикетке хлеба об этом не указано, то фальсификация и обман потребителя. К сожалению, на большинства этикетках хлеба мы не нашли описание состава продукта (за исключением хлеба от Усть-Илимских производителей, но и на них ничего не сказано об используемых добавках).

Изучив, этикетки хлеба, мы получили данные о сроках хранения и энергетической ценности исследуемых проб хлеба реализуемых различными производителями в п. Рудногорск. Получение данные представлены в таблице 3.

Таблица 3. Срок хранения и энергетическая ценность хлеба

№ пробы

Производитель

Срок хранения, ч

Энергетическая ценность, ккал

1

ИП Мамонтов Л. Ю. г. Усть-Илимск

72 ч

186,7ккал

2

ИП Михайлов А. Б. п Новая Игирма

48 ч

204 ккал

3

ИП Заиров И. И. п. Новая Игирма

72 ч

195 ккал

4

ИП Стоякина Т. А. г Железногорск-Илимский

48 ч

190 ккал

5

П. Радищево

48 ч

205 ккал

 

Энергетическая ценность хлеба определяется особенностью его химического состава и зависит от вида, сорта муки и рецептуры. Энергетическая ценность хлеба пшеничного выше соответствующего сорта ржаного. С повышением сорта муки увеличивается количество выделяемой энергии. Сорта хлеба, где рецептурой предусмотрены добавки различных питательных веществ, характеризуются более высокой энергетической ценностью. Высокой энергетической ценностью обладают пробы 2,5.

VIII. Изучение потребительского  спроса  на хлеб

С   целью  изучения потребительского  спроса  и предпочтения хлебу различных производителей нами был проведен социологический опрос. Респондентам предлагалось следующие вопросы:

Анкета

1. Какой хлеб вы покупаете чаще? а) белый;   б) ржаной;   в) другой.

2.Хлеб каких производителей Вы покупаете?___________________________________

3. Все ли вас устраивает в качестве хлеба? а) да;    б) нет.

4. Устраивает ли вас цена хлеба, который вы покупаете? а) да;   б) нет

5. Как вы думаете, зависит ли качество хлеба    от цены? а) да;   б) нет

6. Какой хлеб, вы считаете покупать выгоднее: а) малого веса;   б) большого веса.

7. Какое количество хлеба нужно вашей семье на 1 день?

а) 1 буханка;  б) 2 буханки;  в) 3 буханки;  г) больше.

8. Как вы считаете, какой хлеб более полезный: а) белый;  б) ржаной.    

 

 

 

 

IХ. Выводы

В ходе выполнения работы для оценки качества хлеба нами были применены простейшие исследовательские методики; используемые литературные данные  позволили получить расширенную  информацию  о значении  хлеба  как источника витаминов и питательных веществ, его пищевой ценности, способах сохранения свежести хлеба, о влиянии качества хлеба на здоровье человека.

Проанализировав качество хлеба  реализуемого  в нашем поселке, можно сделать вывод о том, что:

  • хлеб низкого качества при проведении исследований мы не

обнаружили.

  • По органолептическим показателям лучшие результаты имеют белый пшеничный хлеб производителей п. Радищево и ИП А. Б. Михайлова. Они меньше крошатся,  дольше не черствеют, обладают лучшими вкусовыми качествами. 
  • изучая состав вводимых добавок с данными ГОСТов на хлеб, можно

отметить, что производители не указывают на этикетках состав продукта, что искажает информацию о сроках хранения;

  •   жители поселка при покупке хлеба отдают предпочтение производителям: п. Радищево и ИП Михайлова, покупают хлеб малого веса, суточное потребление, в основном, 1/2-1 буханки, но качеством хлеба довольны только 60% жителей. Одна из основных претензий к хлебу — у него пропал прежний вкус. Разнообразие ассортимента есть, а вкус не тот. Да и как ему остаться прежним, когда былых технологий нет и в помине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алмазов Б. Наш хлеб.- Л.; 1985
  2. Афанасьев  М.А. Количественные опыты по химии.- М.; 1972
  3. Багрова Л.А. Я познаю мир. Серия «Химия»,- М.; 2003
  4. Барыкин К. Хлеб, который мы едим.- М.; 1982
  5. Починюк А. Печем хлеб и булочки. – СПб.: Лениздат, 2006г.
  6. Смирнитская  И.М. Большая советская энциклопедия.- М., 1984

7.     Сиволап И. К., Молчанова О. П. Книга о вкусной и здоровой пище.- М.;1954 г.

  1. Ханга З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке -М.;     Гранд, 2001

9.     Чубарян В. Т., Москаленко А. Г. Домашняя энциклопедия. Все для дома.- МП «Феникс», 1993г.

  1.  http://www.znaytovar.ru/new2455.html
  2.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Хлеб

 

visockay.ucoz.ru

Глава 4. Хлеб наш насущный. Крестьянская цивилизация в России

Глава 4. Хлеб наш насущный

О ПРАВИЛАХ ЖИЗНИ

Выжить, продолжить свой род, прожить век достойно — в одиночку было невозможно. Стремясь заработать на жизнь себе и своей семье, люди боролись не друг с другом, и не с природой, суровой и капризной, а со своей судьбой. Только вместе, всей деревней они могли решить свою важнейшую проблему — иметь кусок хлеба каждый день. Мало было физического труда, нужно было еще и определенное общее духовное устремление.

Мне кажется, что каждая небольшая деревенька, сельцо, большой или малый город имели свою уникальную духовную пневмосферу. Атмосфера такого рода была традиционна, во многих местах остатки ее ощущаются и поныне. Человек, создавая среду своего обитания, создавал вокруг каждого населенного пункта своеобразное духовное поле. Для крестьянской России 20-х годов, а кое-где и в 40-е годы в духовной атмосфере этих небольших населенных пунктов были свои общие черты. Радость и огорчение людей проявлялись открыто, ярко, страстно. Сдержанность даже порицалась, почиталась за бесчувственность («эко каменный какой»). Напор молодой жизнерадостности, о котором с тоской вспоминают нынешние старики (именуя наше время серым), был очень велик.

«Жизнь до войны была веселая. Уедешь пахать или боронить в поле. В поле едешь очень рано, песни петь не хочется, а с поля — не считаешь, что устал, начинаешь песни. Как сядешь на верховую и до самого вечера, не останавливаясь, пели песни. Как-то на душе все было хорошо. Придет сенокос — то же самое. Все мужики и бабы на сенокосе! И тоже смех да радость. И вроде не видаючи день пройдет. Потом подходит страда. Жали серпом. В поле, конечно, только смотрели друг на друга, чтобы никто не опередил. Жали помногу, серпом выжинали по 30 соток на человека. А если вязать, за жаткой надо было навязать 300–350 снопов. И все их поставить суслоном или бабками. А домой тоже — с места тронешься, когда солнце сядет на место. И все это было с таким весельем и песнями. Или сядешь поужинать или пообедать, так не было никаких крупных разговоров, только смех, и все были какие-то жизнерадостные», — вспоминает К.А. Головешкина (1920).

Всякое крупное событие в жизни воспринималось очень эмоционально, дар удивления возводил в ранг чуда происшествия, по нашим нынешним меркам незначительные, «мелкие» и нелюбопытные. А между тем именно такая внимательность ко всякой жизненной мелочи культивировала любовное отношение ко всему происходящему вокруг тебя, личной судьбе. «Выезжать в поле было великой радостью. Это утро считалось праздником» (А.И. Головнина, 1910).

Можно сказать и так, что неразвитость индивидуального сознания позволяла индивидуализироваться только деревенскому коллективу.

«Раньше мы жили плохо, материально-то. Ой, а сосед с соседкой встретятся — наговориться не могут.

Жили бедно, но гораздо веселее и дружно раньше жили. Все вместе работали, кто чего скажет — смеемся до слез, никогда никаких ссор не было. А как жить стали богаче, стали завидовать друг дружке. Народ раньше-то лучше был» (М.В. Жданова, 1906).

Основным источником радости и огорчений в жизни был труд в своем хозяйстве. «Рабочий человек раньше был не богат, но у каждого была земля и он был доволен» (А.И. Головнина, 1910).

Не будем идеализировать — люди в деревне были очень разные: и добрые, и злые, и жадные, завистливые и щедрые, лодыри и великие трудолюбы. Но ориентир был именно на людей с лучшими человеческими качествами, к которым тянулись и другие. Нравственный микроклимат определялся тем — кого ставили в пример, кого ценили и уважали все.

«Люди по характеру были доброжелательны и трудолюбивы. Образцом для деревни был обычно дом, где все работали, работали весело, много, где в доме были шутки, смех, где весело отмечали сельские праздники. Эта семья обычно была не богаче других, не наряднее одевалась, не лучше других кушали. Но из этого дома почти всегда слышалась песня, вечерами игры на гармошке или балалайке, двери этого дома были всегда раскрыты для всех. Около забора у этого любимого дома росла большая черемуха. Когда поспевали ягоды, хозяин этого дома ставил лестницы на черемуху, и мы, ребятишки всей деревни, с удовольствием ели ягоды. Они были крупнее, чем на других черемухах. Хозяин просто ежегодно удобрял дерево навозом, и, кроме того, доброта и улыбка делали ягоды еще вкуснее. Потом он за свое добро жестоко расплатился в годы раскулачивания» (А. А. Ваныпин, 1917).

Главное богатство крестьянина — не деньги, а хлеб и скот. Экономность, бережливость нередко у стариков превращалась в скопидомство, стремление беречь деньги «на черный день». К.Н. Шаромов (1917) рассказывает: «Дед-то у нас скупой больно был. Денег даже на одежу дочери не давал, все говорил денег нет. А кто знал, что он копил. В лавке он работал, потом умер и ничего не сказал, что деньги, где прячет. А потом ведь их случайно нашли, а реформа-то уже прошла, они и обесценились. Куча ведь целая! Ну чё, куда девать-то их. Мы и решили ими стены оклеивать, а керенки-то большие были. Два раза избу оклеили! Столько их много было! Заместо обоев».

Деньги сами по себе для крестьянина мало что значили. В созданном за многие столетия жизненном укладе ценилась красота человеческих взаимоотношений, умение хорошо жить — искусство жизни, правильных взаимоотношений со всем окружающим миром.

Вот как бесхитростно рассказывает об этом М.С. Семенихина (1909): «Земля, лес и вода кормили нас, и относились к ним как к кормилице. Мы, дети, видели, как берегли лес, как ухаживали за землей и старались делать так же. Мы с детства видели, что и соседи поступают так же. Конечно, были и ленивые, неживые, как их называли, страни. Но их осуждали все. А ставили в пример людей работящих, честных, верующих, добрых. Через дом от нас жила семья Пеньковых. Алексей Иванович и Прасковья Алексеевна были очень рассудливые, умные люди, никого не огорчали за свою жизнь, и сын был у них такой же. Он, наверное, и кошку-то никогда не обидел. И все дети выросли тоже порядочными людьми. У таких работящих людей и в доме был порядок и зажиток».

«Проще мы промеж себя жили», — заметил в беседе другой старожил. Но эта простота отношений была выстраданной, выработанной столетиями, опиралась на огромный кодекс неписаных законов и нравственно-этических норм. Родители-старики на Вятке, например, в случае раздела доживали свой век с младшим сыном.

Родственные отношения невероятно ценились и были огромной силой. Очень важным было не только кровное родство. Крестные отец и мать влияли на всю жизнь человека, кумовья, сваты ответственно несли по жизни ношу нежданно свалившегося родства.

«На сходах все здоровались друг с другом за руку, называя по имени и отчеству. Деревня была — дюжина дворов. Все были хорошими соседями. Люди знали всех своих родственников до седьмого колена. А сейчас и родственников-то как таковых не стало. Ты — мне, я — тебе. Раньше дети родителей допаивали и докармливали до смерти, а теперь это умерло. В отношениях между родителями и детьми все наоборот стало. Равнодушными становятся люди».

И сломали эту поэтическую патриархальность не только коллективизация, индустриализация, но и великая война, переломившая окончательно хребет русской деревни. Вот что думает об этом старый солдат А. А. Распопов (1907): «После войны чрезмерно стало развиваться пьянство. Бранные слова стали употреблять не только взрослые, но и подростки, даже маленькие дети. Изменился характер людей. Меньше доверия, больше лжи. Вежливость стала редкой. Красота человеческих отношений стала пропадать. Особо хочется отметить невероятно растущую грубость в отношениях.

За свою долгую жизнь я понял, что русский человек обладает невероятной приспособляемостью к суровым условиям жизни, феноменальной выносливостью. На фронте, в тяжелых боях подолгу голодали. Но 70–80 км голодный солдат шел, утопая в грязи, по болоту, днем и ночью. Нельзя было чиркнуть спичку, чтобы зажечь костер. Питались обгоревшей как уголь картошкой, которую находили в сгоревших деревнях, находили падшую лошадь… И солдат шел, голодный, промокший до костей, усталый до изнеможения. И в таком состоянии принимал бой. Нет на свете терпеливее русского солдата! Знаю много других солдат: немцев, австрийцев, итальянцев, которые являются слишком нежными. И еще главное — это вера. Русский человек верит во все, что ему говорят выше расположенные начальники. И если сказали — это правда, он будет бороться до конца, так как это правда в действительности, может быть, была ложь. Русский человек может терпеть обман и верить во все ему сказанное не только день, месяц, но и десятилетия». Пора нам понять: Великую Отечественную войну выиграл крестьянин, сумевший перенести неимоверные тяготы. Ведь основой всей крестьянской жизни, смыслом ее был повседневный тяжкий упорный труд.

«С самого раннего детства нас приучали к труду дома и в поле. Старшие нянчили младших, кто поменьше — оставались летом дома. Пололи и поливали грядки, таскали воду с речки, окучивали, мыли полы, готовили еду, собирали и провожали скот в поле», — такого рода рассказы обычны. Но труд не был мукой, тоскливой обязанностью или унизительной необходимостью, он просто был неотъемлемой составной частью ежедневного ритуала. Ритуализирована была вся жизнь крестьянина — с утреннего петушиного крика до сумерничанья в потемках вечером. «Раньше люди и работали хорошо и отдыхали неплохо. Жили в горести. Соблюдали свои правила, так сказать, поведения в жизни» (Н.Е. Солодов, 1913).

Правила эти предусматривали едва ли не все в жизни крестьянина, так что ему оставалось только следовать им. Любое отступление от такого рода неписаных правил жестоко каралось самой жизнью — такое мнение было широко распространено. Поэтому честным надо быть, в первую очередь не перед другими, а перед собой…

В восприятии крестьян многое выглядело наивно, лубочно. Но свои нравственные правила поведения многие блюли свято. «Дед у нас в 1942 году умер от голоду, сам хлеб не ел — ребятишкам оставлял». Или вот такой случай: «У меня дед в 1943 году с голоду умер, охраняя колхозные склады с зерном. Горсточки не взял». И несть числа таким рассказам.

ПОСТЫ И МЯСОЕДЫ

Как сутки делились на день и ночь, так крестьянский год делился на посты и мясоеды. У каждого поста или мясоеда была своя изюминка. Да и в каждой деревне, пожалуй, была свойственная только ей особенность в пище, строго ориентированная на климат, природу, человека.

Крестьянская культура питания. Вопрос не менее сложный, чем духовная культура, но еще менее изученный. Казалось, что в отношении крестьян к пище все проще пареной репы — что было, то и ели, ориентируясь на время года и систему постов. Но, расспрашивая людей о питании даже в 20-30-е годы, я был поражен разноголосицей, противоречиями, отсутствием видимого единообразия. «Да и была ли какая-то одна строго определенная система питания?» — невольно закрался вопрос. Но затем я заметил, что при всем разнобое в питании, зависевшем от благосостояния, природных условий, земель, вод, лесов все-таки какие-то единые подходы в отношении крестьян к пище существовали.

Система постов и мясоедов соблюдалась неукоснительно. Даже внутри недели (по дням) питание различалось. Вот что рассказывает Булдакова Мария Михайловна (1919): «Питание в деревне было строго распределено по постам и мясоедам, кроме того, соблюдались постные дни в течение недели — понедельник, среда, пятница. Пищу готовили сразу на весь день. Воду не пили, потому что постоянно на столе стоял большой кувшин с квасом. Ели все из общей чашки. Квас варили из солода в бочках и держали в погребе. На праздники делали черное пиво, непьяное, без сахара. А если положить сахар, то получалось пьяное пиво, которое готовили на свадьбы. Заготовляли растительное масло из льняного семени. Из гороха варили гороховицу, из гороховой муки пекли блины, делали гороховый кисель. Из овса делали толокно и ели его во время поста с квасом. Из овсяной муки пекли блины, делали всякие крупы. Сушили на всю зиму грибы, из сухой рыбы варили щи. Картофель и овощи были весь год. Сахару ели мало, давали только вприкуску по кусочку. Солили огурцы и капусту в бочках. В мясоед ели все, что было, но мясное ели не каждый день; лучшее припасали на летние работы, когда труд тяжелее. Я Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *