Методическая разработка по литературе. В.Тендряков Хлеб для собаки. Хлеб для собаки анализ произведения


Что я понял, прочитав рассказ Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки»

Дополнительные сочинения

  • No related posts
  • Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших   основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни. А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети... «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства ,» - пишет автор.   «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали...». Дети наблюдали за смертью « куркулей » (так там называли «живущих» в березнячке ).

    Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (...) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и (...) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

    Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?...». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько « обмозолило » его душу.

    Обмозолило , но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым - это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды « куркулям ». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв - «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг...

    «У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос:

    -Уходите! Уходите! Сволочи! Гады ! Кровопийцы! Уходите!

    (...) Остальные разом потухнув, опустив руки,   начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло.

    А я не мог остановиться и кричал рыдающе .»

    Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

    Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода « куркулю ». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать - жалею своих врагов!»

    И тут появляется собака. Вот оно - самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

    Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя .»

    Так заканчивается рассказ . Но , даже после этого , читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения , вызванные всеми страданиями , которые невольно , благодаря мастерству автора , он переживал вместе с героем . Как я уже отметила , в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события , но и чувства .

    «Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

    www.school-essays.info

    Урок литературы по рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

    psiholik.ru

    «МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…»

    Урок литературы по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». 9 класс

    Козлицкая В.И., Почетный работник общего образования
    Российской Федерации, учитель русского языка и литературы
    средней общеобразовательной школы №568, г.Санкт-Петербург Перед лицом ушедших былей

    Не вправе ты кривить душой –

    Ведь эти были оплатили

    Мы платой самою большой…

    И мне да будет та застава,

    Тот строгий знак сторожевой

    Залогом речи нелукавой

    По праву памяти живой.

    А.ТвардовскийЦели урока:

    • Раскрыть жизненные позиции героев рассказа, выявить отношение учащихся к каждой из них, заставить задуматься над вопросом: «Как поступил бы я, окажись на месте героев рассказа?».
    • Вызвать интерес к творчеству В.Тендрякова, на страницах произведений которого поднимаются вопросы духовного состояния общества в трагические моменты истории.
    • Формирование учебных умений и навыков: работа с текстом, умение пользоваться справочной литературой.
    • Обучение сравнению, обобщению и анализу.

    Ход урока:

    1. Вступление.
    У ч и т е л ь :

    Пережитая нашим народом историческая трагедия 20 – 40 годов ярко

    и многообразно запечатлена в русской литературе ХХ века. Среди посвященных ей произведений особое место занимают рассказы Владимира Тендрякова, написанные в конце 60-х – начале 70-х годов.

    Что вы узнали об этом писателе?

    У ч е н и к (задание было дано накануне урока) :

    Тендряков родился в 1923 г. в д.Макаровская Вологодской области. Окончание школы почти совпало с первым днем войны. Кем быть? - Этот вопрос не встал тогда перед ним. Ушел на фронт, закончив курсы радистов. Участвовал в тяжелых боях под Сталинградом и Харьковом. Ранение помешало дойти до Берлина, был демобилизован. После госпиталя возвращается к мирной жизни: учитель, преподает военное дело в сельской школе, занимает пост секретаря райкома. Первый шаг к профессии

    литератора сделал в 1946 г., когда поступил на художественный факультет

    ВГИКа, но, окончив первый курс, переходит в Литературный институт им.Горького. После войны он одним из первых писателей (вместе с Ф.Абрамовым, В.Овечкиным) обращается к теме многострадальной русской деревни. Рассказы В.Тендрякова, посвященные этой теме, - «Три мешка сорной пшеницы», «Поденка – век короткий», «Кончина».

    У ч и т е л ь:

    Обратимся к рассказу Тендрякова «Хлеб для собаки». Рассказчик, Володя Тенков, десятилетний мальчик, - это сам писатель, которому пришлось в детстве много пережить; читая, мы почти физически разделяем его страдания, когда он просыпается на рассвете от громыхания телеги колхозного конюха, который подбирает «падалицу» - так в рассказе Тендрякова называют умерших от голода людей.

    1. Работа в группах.

    Задание 1-й группе :

      • Найдите в рассказе приметы времени (1933 год. Голод, наступивший в стране после раскулачивания.)

      • Прокомментируйте эпизоды: «В школе» (Голодные дети, голодная учительница), лозунги («Если враг не сдается, его уничтожают!»), «Пристанционный сквер»: «шкилетники», «слоны», «короеды» - «раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины».

      Задание 2-й группе :

      • Как изображены в рассказе представители власти ? Первый секретарь райкома партии Дыбаков. Отметьте детали, подчеркивающие его характер, непримиримость: рублено прямые плечи, руки за спиной, выставленная грудь с накладными карманами.

      Чтение эпизода № 1:

      «Дыбаков – первый секретарь партии…» до слов «За ним, брезгливо обогнув доходягу, двинулись и остальные.»Комментарий к эпизоду:

      Шкилетник, которого встречает первый секретарь райкома партии, всего лишен, он обречен на голодное существование, а вина его лишь в том, что имел две лошади. Он уже не может встать и говорит, лежа поперек дороги. Дыбаков же видит в нем потенциального врага. Для него не имеет значения тот факт, что враждебных действий не было со стороны раскулаченного, важно то, что они могли быть. Поэтому без всякого сострадания переступает он через полуживого крестьянина. Но есть еще один партиец. Это отец Володи – Федор Васильевич Тенков. 4 года назад он думал так же, но теперь он изменился.

      У ч и те л ь: Что нам говорит об этой перемене? (Он не упрекает сына, когда видит, что Володя отдает «слону» хлеб, дескать, «врагов жалеешь». Он говорит: «У страны не хватает на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь…»)

      - Какие чувства испытывает отец ? (Федор Васильевич страдает, видя последствия коллективизации, начатой четыре года назад так уверенно. Он становится похожим на начальника станции, который в «новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом» по долгу службы вынужден был бродить у станционного сквера. У него было оплывшее, свинцовое лицо. Начальник станции «глядел себе под ноги и молчал», а позже застрелился.)

      - О чем свидетельствуют эти детали портрета ? («У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции»). Не мог он равнодушно смотреть на все происходящее, видя, что и сам «по долгу службы» помочь не в состоянии.

      Задание 3-й группе:

      • Рассказчик, Володя Тенков, - очевидец событий. Какова его жизненная позиция?
      • Какой выход он находит для себя?
      • Почему он делает хорошее дело тайно, воровски?
      • Верное ли решение он принимает, выбрав собаку, с которой делится хлебом?

      Чтение эпизода № 2:

      «Мы, мальчишки, в сам скверик не заходили, а наблюдали из-за

      заборчика…» до слов «и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.»Комментарий:Дети, ровесники Володи, висят на заборе «и, затаив дыхание,

      рассматривают короедов, видят пену, которая пузырится на губах умирающих.

      - Что вырастет из таких детей? Что за мир станет жить после нас? – спрашивает начальник станции.

      Трудно осуждать этих детей. Они сами голодные. Вспомним эпизод «В школе». Голодный вынужден думать только о себе, бремя голода вынуждает его добывать хлеб насущный для себя. Относительно сытый – это Володя. И вот в сознании его происходит борьба. Рождается двоемыслие. С одной стороны: «Если враг не сдается, его уничтожают». А с другой – какие же они враги, если и встать-то не могут, эти «слоны», «шкилетники», «короеды»!

      Обратимся к к тексту.

      Чтение эпизода № 3:

      «Я повернулся к дому и вздрогнул: передо мной стоял отец…» до

      слов «Отец легонько подтолкнул меня в плечо. – Иди играй.»Учитель предлагает прокомментировать соответствующий эпизод и ответить на вопрос: какой выход находит для себя Володя? (Совесть не позволяет ему оставаться простым наблюдателем, «висящим на заборе». Его мучает мысль о том, что в привокзальном сквере люди грызут кору оттого, что сам съел слишком много. И тогда Володя принимает решение - относить часть своей еды голодающим.

      И вот результат его решения. Он отрицательный. (Голодные пришли к его дому, каждый просил для себя. Мальчик, не выдержав, прогоняет их всех. Его истерика была воспринята как полное излечение от мальчишеской жалости. Но есть за столом досыта он не может и тогда находит другое решение: подкармливать самую голодную, самую забитую собаку, которая уже боялась людей.)

      Учитель: Верное ли решение принимает Володя?

      Обратимся к тексту.

      Чтение эпизода №4:

      «Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака…» до слов «Я так и не смог приучить ее брать хлеб из моих рук.»

      Комментарий.

      Мальчик сыт и обеспечен, но это оборачивается против него, становится постыдным обвинением, опустошает внутренне, так как рядом погибают от голода вырванные из родных мест люди. Как выстоять, сохранить душу? В тот момент, когда он отдал кусок хлеба собаке, он был

      спасен. И хотя собака не благодарит и даже не привязывается к герою (в то голодное время она перестала быть домашним животным, так как ссыльные убили навсегда доверие к человеку), он продолжает носить ей еду. Благодарность ему была не нужна, по сути, он «кормил свою совесть».

      У ч и т е л ь:

      Какие качества характера проявляет десятилетний ребенок, поступая так?

      (Дети отвечают: доброту, сострадание, милосердие. Заранее подготовленный ученик читает определение слова «милосердие» в словаре В.И.Даля : «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.»)

      Задание 4-й группе:

      • Какие вопросы, проблемы поднимает автор?
      (Вопросы записываем на доске и в тетради, отвечают ученики)
      1. Можешь ли ты жить сытым спокойно, если рядом голодные?
      2. Как определить самого нуждающегося?
      3. Можно ли отказаться от милосердия, если невозможно его осуществить по большому счету?
      4. Нужно ли делать добро тайно, украдкой?
      5. В чем смысл названия рассказа ? (Кормит не собаку, а свою совесть)

      Заключение.

      У ч и т е л ь:

      Сейчас наше общество пытается возродить милосердие. Но как вернуть его без непосредственного сострадания! И рассказ говорит о том, что чувство сострадания должно быть в человеке, должно быть заложено в детстве: не дожидаясь полной справедливости и равенства, поделись пока с тем, кому хуже, чем тебе. (Дети и внуки не знают старого обычая подавать милостыню. Милостыня ушла, ушло и сострадание.)

      Заканчивая урок, учитель вместе с учениками обращается к вопросам, записанным на доске, и подводит учеников к мысли, что не время определяет человека, а человек сам определяет свою жизненную позицию в любые времена.

      Этот рассказ Тендряков, конечно, не увидел в печати (рассказ был опубликован в 1988 г.), он писал «в стол». Но он честно описал тяжелые для русского крестьянина времена, и в этом рассказе, как и в других («Пара гнедых», «Параня» и «Донна Анна»), писатель обратился к болевым точкам, пришедшимся на жизнь его поколения. Они, эти рассказы, своего рода верстовые столбы, «знак сторожевой» исторического движения и зарубки, навсегда оставленные в душах людей.

      У ч и т е л ь:

      Читает эпиграф, написанный на доске.

      Эти слова А.Твардовского из поэмы «По праву памяти» посвящены тому же трагическому периоду нашей истории, как и упомянутые выше рассказы В.Тендрякова.

      «Я родился в воспаленное время», - написал он в рассказе «Пара гнедых». Это время сделало из него зоркого и честного художника, «по праву памяти» рассказавшего нам о мрачных 30-х годах.

      Домашнее задание:

      Написать письменную работу на одну из тем:

      1. Жизненная позиция героя в рассказе «Хлеб для собаки»;
      2. Размышление после прочтения одного из рассказов В.Тендрякова («Пара гнедых», «Хлеб для собаки»).

    Методическая разработка по литературе. В.Тендряков Хлеб для собаки

    Маликова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 54 г.Томска

    Тема урока «…ничто не может нас

    Среди мирских печалей успокоить;

    Ничто, ничто…едина

    Разве совесть».

    Цели урока: формирование коммуникативной и социокультурной компетенций через осмысление и анализ художественного текста.

    Задачи: 1) совершенствовать навыки анализа художественного текста;

    2) формировать гражданскую позицию через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий;

    3) через организацию групповой работы развивать коммуникативные способности учащихся.

    Ход урока:

    1. Оргмомент.

    2. Слово учителя:

    кластер

    1. Актуализация

    1. Слово о писателе Владимире Федоровиче Тендрякове (сообщение уч-ся «Писатель и его время»)

    1. Слово учителя

    1. Работа в группах

    1. Ответы групп.

    1. Слово учителя

    1. Домашнее задание

    В качестве темы этого урока я предлагаю вам слова нашего замечательного поэта А.С.Пушкина из трагедии «Борис Годунов». Запишите тему урока, приготовьтесь прочитать это высказывание и объяснить, как вы понимаете его смысл?

    (ответы уч-ся)

    Сразу ли открывается смысл этого высказывания? Почему?

    (сложная фраза, устаревшие слова)

    Какие слова или слово не вызвали затруднений? (Скорей всего, слово «совесть». Почему?). Дайте его толкование.

    А вот какое определение этого слова дает толковый словарь (слайд).

    (совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. Угрызения совести. Жить по совести.)

    Очень часто мы слышим и используем выражение «жить по совести», что это значит?

    (ответы уч-ся в кластере)

    - Как вы думаете, почему наш урок я так начала? (с разговора о совести).

    ДЕТИ САМИ МОГУТ ПОДВЕСТИ К ЭТОЙ СВЯЗИ…

    Дома вы читали рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Как можно соотнести содержание данного рассказа с темой нашего урока? (ответы уч-ся)

    Тогда каковы цели и задачи нашего урока?

    ( постановка целей и задач)

    Знаком ли вам этот писатель и его произведения? Тогда я вам предлагаю небольшой экскурс в биографию этого человека (сообщение уч-ся и презентация).

    Мы с вами сейчас услышали, что основополагающее понятие в этическом кодексе писателя – совесть. Это видно даже из названий его произведений: «Расплата», «Весенние перевертыши», «Хлеб для собаки».

    Рассказ «Хлеб для собаки» вы читали дома. О чем этот рассказ? Как вы определите его тему?

    (На слайдах даются варианты: «Голодный 1933 год», «Бесчеловечное отношение к ссыльным», «Муки человеческой совести», «Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства».)

    Свой выбор аргументируйте. (ответы уч-ся)

    Конечно, все эти темы так или иначе осмысляются в этом произведении, но все-таки постараемся выделить главную, без которой рассказ утратил бы свой «стержень».

    Для этого сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы свое задание.

    У нас работает группа историков, литературоведов, лингвистов, психологов. На столах у вас памятка «Как работать в группе». Перед началом работы не забудьте с ней ознакомиться. Помните, что ваша работа будет оценена как внутри группы, так и каждой группой. Подумайте, кто из группы будет отвечать, остальные могут дополнять товарища.

    (Презентация результата работы в группах. В это время каждой группе обучающиеся других групп могут задать уточняющие вопросы, помогающие оценить качество их работы)

    Жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью его страны. Поэтому первыми мы приглашаем экспертов-историков, которые помогут окунуться нам в эту эпоху.

    С исторической эпохой мы определились. В чём же проявилось мастерство писателя, сумевшего не оставить равнодушными своих читателей? Об этом расскажут эксперты-литературоведы.

    На реализацию идеи писателя работает не только его образное мышление, но и трепетное отношение к слову. Приглашаем экспертов-лингвистов со своими наблюдениями.

    Сегодня мы работаем с непростым понятием - «совесть». И здесь нам необходима помощь экспертов

    - психологов, которые помогут разобраться в природе человеческих поступков.

    (Не забыть оценить работу групп)

    Мы выслушали всех экспертов и теперь вернемся к темам, которые прозвучали в начале урока.

    Можете ли вы теперь выделить из них стержневую? (Муки человеческой совести). Кого работа в группе заставила изменить свое мнение? Что повлияло на ваше мнение?

    В 6 классе мы с вами читали сказку Николая Петровича Вагнера «Папа-пряник». Автор использует интересную метафору для зрительного восприятия совести. Может быть, кто-нибудь помнит, какую? (если – нет, то напомнить: «У каждого человека, маленького и большого, в сердце сидит хорошенькая крошечная девочка в белом платьице. Но только это платьице не всегда бывает чисто. Если кто-нибудь сделает доброе, хорошее дело, то маленькая девочка начинает прыгать от радости и тихо поет веселые песенки. Но если человек сделает что-нибудь дурное, то маленькая девочка горько заплачет. Да и как же ей не плакать, когда от каждого дурного дела у ней на беленьком платье выходит черное пятнышко, как будто на него брызнули грязью. Кому же приятно ходить в платье с пятнами?»). Сегодня вы сможете объяснить, почему у этого автора возникла именно такая метафора? А какую бы метафору придумали вы?

    1. Дома, используя составленный вами кластер, нарисуйте, какой вы себе представляете совесть? Письменно дайте свое описание. Может быть, кто-то напишет инструкцию, как ею пользоваться.

    2. И второе задание: найдите и запишите фразеологизмы со словом «совесть».

    время

    Материалы к уроку

    Памятка

    «Как работать в группе».

    1. Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого. Говори по существу.

    2. Внимательно прочитайте, прослушивайте задание. Уточните, все ли каждому понятно в нем.

    3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.

    4. Запишите ответ каждый в своем черновике.

    5. При необходимости обратитесь за разъяснением к старшему ученику, словарям.

    Вдохновения, терпения, удачи.

    Задания для групп

    (Группы выступают в том порядке, в каком прописаны задания)

    Эксперты – историки

    1. О какой исторической эпохе рассказывает автор?

    2. Что вы знаете об этой эпохе из текста произведения?

    3. С какой целью автор дает «документальную реплику»?

    4. Рассмотрите иллюстрации на странице 115 в учебнике («Парад физкультурников» и «Погибающие от голода дети»). С какой целью эти фотографии помещены на одной странице? Какое отношение к ним испытываете вы?

    5. Какие эпизоды вы считаете значимыми для создания облика эпохи?

    6. Почему В.Ф.Тендряков поднимает в своем произведении эту тему? Каково ее значение? Нужны ли в литературе такие произведения?

    Эксперты – литературоведы

    1. Рассказ начинается со страшного описания ссыльных, «куркулей». Найдите их описание, какой литературный прием для этого описания использует автор и для чего?

    2. Проследите по тексту, на какую деталь портрета обращает внимание автор, создавая образы своих персонажей? Какие эпитеты он использует при этом? Как вы их понимаете? Для чего они используются?

    3. Обратитесь к концовке этого рассказа. Как вы понимаете выражение «Не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть»? Как называется использованный автором художественный прием? Какова его роль?

    Справочный материал

    Метафора - вид тропа, скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (например: костер рябины красной).

    Эпитет - образное, художественное определение.

    Антитеза - противопоставление, противоположность.

    Оксюморон - стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, например : живой труп, убогая роскошь.

    (Вспомните выражение «Глаза – зеркало души».)

    Эксперты – лингвисты

    1. Автор рассказа сознательно играет со словом, все это работает на идею рассказа. Объясните следующие выражения:

    - Он (куркуль) выпал из числа людей. (стр.104)

    - По перрону бродил по долгу службы начальник станции в новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом. Он глядел себе под ноги и молчал. (стр. 105)

    - Я украдкой, воровски не доел то, что поставила передо мной мать. Я воровски загрузил в свои карманы честно сэкономленные три куска хлеба… Среди бела дня я вышел на воровское дело – на тайную охоту на самого, самого голодного. (Подумайте, почему доброе дело «свершается» воровски?) стр.108-109

    - Я с досады – да и с голода тоже, - не сходя с места, съел хлеб. Он неожиданно был очень вкусен и … ядовит.

    1. Как поняли вы смысл выражения «сердце обмозолилось»? О ком из героев можно так сказать?

    2. Какова в этом произведении роль пословицы «Чайной ложкой море не вычерпаешь»? (Кто ее говорит, с какой интонацией, что при этом чувствует герой?)

    Эксперты - психологи

    1. Перечитайте отрывок на стр.108 (слайд с текстом на доске). Можно ли его назвать диалогом? Кто его участники? Зачем этот фрагмент включен автором в произведение? Как он соотносится с разделом, который мы изучаем?

    2. Разные качества могут проявляться в разных людях по-разному. Изобразите на прямой (на листе формата А3), как проявляется такое качество, как совесть, у героев В.Ф.Тендрякова (от наименьшего проявления этого качества к наибольшему проявлению). Где на этой прямой будут находиться главный герой Володя Тенков, его отец, начальник вокзала, брат Володи, милиционер Ваня Душной, женщина по прозвищу Отрыжка? Свое мнение обоснуйте.

    3. Какой смысл автор вкладывает в фразу (стр.115) : «Не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтоб моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни»?

    4. Ваше обобщение, что такое «совесть» и какую роль в ее понимании нами сыграл рассказ В.Тендрякова?

    Владимир Федорович Тендряков

    Родился в семье сельского служащего. Наутро после школьного выпускного вечера ушел на фронт. Воевать ему довелось недолго, но в самую тяжелую пору войны. В 1943 году он был тяжело ранен и демобилизован.

    Так началась «жизнь на гражданке». Владимир Федорович пошел преподавать в школу военное дело. Затем стал работать секретарем комсомольской организации.

    После войны Тендряков начал работать журналистом – корреспондентом журнала «Огонек». Он писал очерки о деревне. Ежегодно выходили сборники прозы, посвященные социальным и этическим проблемам. В центре его прозы стоит человек, по собственной вине или в силу трагических обстоятельств вырванный из нормального хода жизни.

    Основные темы творчества писателя – жизнь на селе в 40-50 гг., школа и подросток, духовность человека. Основополагающее понятие в его этическом кодексе – совесть. В повести «Три мешка сорной пшеницы» отчетливо выражает важнейший для Тендрякова идейный мотив: нет такого блага, такой «высокой» цели, ради которой стоило бы пренебрегать отдельной конкретной личностью.

    Произведения В.Ф.Тендрякова почти всегда вызывали острые споры. Он ставил перед читателями вопросы, в которых взаимосвязаны экономика страны, ее идеология и нравственность. Писатель не предлагает однозначных ответов. Многие его вещи сегодня звучат на редкость злободневно.

    compedu.ru


    Смотрите также