Сочинение по рассказу Теплый хлеб Паустовского 5 класс рассуждение. Тема произведения теплый хлеб паустовский


Сочинение по рассказу Теплый хлеб Паустовского 5 класс рассуждение

Бывает, что  человек совершает жестокий поступок, от которого страдают все окружающие.  К.Паустовский в своей замечательной сказке «Теплый хлеб» преподнес нам урок, какое большое влияние  могут оказать действия одного мальчика. Силы добра и зла очень могущественны – в их власти и уничтожить целую деревню, и спасти ее, если люди поведут себя правильно.

Автор в своем произведении показал, как горячее сердце, желание всё исправить могут одолеть стихию. Истинное благородство и доброта всегда одолеют злобу и жестокосердие, помогут исправить любой, даже самый худой поступок. Так и произошло с Филькой, главным героем этой сказки. Из угрюмого и неприветливого мальчика он превратился в отзывчивого, чувствительного человека. Он смог стать лучше, его сердце стало горячим. И это коснулось всей деревни, всех людей.

Сначала Филька обидел раненного на фронте коня, который много помогал трудолюбивому, но бедному мельнику. Из-за голода конь ходил по деревне и просил у всех еды, и каждый давал, что мог.  Когда конь пришел к Фильке, мальчик поступил очень жестоко. Он не дал хлеба, а втоптал его в снег, и ударил коня по губам, накричал на него. Это очень обидело доверчивое животное.

Расплата за такое бессердечие наступила сразу. Всю деревню сковало сильным морозом, реки начали промерзать до дна, зерно стало пропадать. Люди впали в отчаянье, ожидалась голодная смерть. Бабушка рассказала Фильке, что давным-давно такая холодная зима была из-за одного жестокого человека, который не помог солдату. Много людей и животных погибло в ту пору, а исправить всё можно было только искренним раскаянием.

Испуганный Филька побежал к мельнику, а тот сказал ему, чтобы придумывал, как спасти деревню. Мальчик решил созвать ребят прорубать лед у мельницы, чтобы намолоть зерна для хлеба. Люди собрались и начали слаженно работать, не испугавшись мороза. Долго пришлось добираться до воды, а когда вода хлынула и закрутила колесо мельницы, подул теплый ветер, мороз пошел на убыль, сосульки стали падать с крыш, побежали ручьи. Филька осознал, что нельзя быть грубым, злым, нельзя обижать невиновных. Он принес обиженному коню свежеиспеченного, теплого хлеба и попросил прощения. Конь принял хлеб и простил Фильку.

Паустовский показал, что пустые и злые сердца вымораживают всё вокруг: и людей, и природу. А те, кто отзывчивые и самоотверженные – наоборот, делают мир теплее, краше, богаче.

Вариант 2

Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки. Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.

В результате отвратительного поступка остановилась мельница. Вокруг замёрзла вода. Снова вернулся зимний мороз. Не обдуманная злость и недоброжелательность могла погубить деревенский народ. У которого закончились мучные запасы.

Важно понять, что если один человек постарается уговорить людей, чтобы они сделали определённую вещь для блага всех, то можно победить лютый холод и побороть любые невзгоды.

Трудный ребёнок со смешным прозвищем совершил вдвойне опрометчивое действие:

  1. Выбросил на снег святое - горбушку хлеба.
  2. Не дал этот кусочек бедной, больной лошади, почитаемой жителями его деревни.

Стукнул ее по губам. Поэтому обиженное животное нагнало кару. Решение проблему пришлось выполнять всем деревенским жителям.

С самого начала произведения мы понимаем, что наш главный герой - личность с грубым поведением и вредным характером. Даже родную бабушку он не уважает!

До этого момента он без наказанного совершал плохие поступки.

На жестокий поступок природа исполнила наказание. Вся деревня могла погибнуть от голода.

Пережив шок, мальчик принимает решение просить помощи у всех. Так как он один не справится с толстым льдом. Подключили всех к выполнению трудной задачи. Чем глубже они проникали в глыбы льда, тем теплее становилось. И всем вместе удалось побороть холод. Вернулась весенняя капель.

Запах хлеба разнёсся на всю округу. Довольный и раскаявшийся паренёк понёс кусок хлеба обиженному, раненному коню. Конь сначала с недоверием отнёсся к нашему герою, но затем взял. И все радовались перемене характера парня.

Рассказ учит добру, милосердию, отзывчивости. А также, что если делать всё вместе, то можно победить даже лютый мороз.

Надо бережно относиться к хлебу. В нём заложен огромный труд ни одного человека. Пшеницу надо вырастить, затем убрать с поля. Свезти на мельницу. Смолоть муку. Испечь вкусный каравай. А без хлеба может погибнуть весь народ!

Жить надо с добрыми делами, чтобы потом стыдно не было. Обдумывать каждый шаг. Слушаться старших. Любить природу. Не обижать братьев наших меньших.

Сочинение Теплый хлеб по произведению Паустовского

В произведении “Тёплый хлеб” автор повествует нам о небольшой деревеньке, некоторые жители которой выступают как главные герои произведения. В этом удивительном по своей сути рассказе, имеет место быть доля мистики. Например, те же резкие смены климата.

В самом начале рассказа нам рассказывают историю, связанную с военным отрядом и их конём. В то время как отряд проходил мимо деревни Бережки, взорвался немецкий снаряд, ранив при этом коня. После этого события конь больше не мог нести свою службу как раньше, из-за чего было решено оставить его у старого мельника Панкрата. В деревне жило небольшое количество людей, но наиболее выделяющийся из низ был мальчишка по прозвищу “Ну тебя”. Получил он это прозвище из-за его необщительности и привычке на всё отвечать своим прозвищем. Жил он с бабушкой, был злой и задиристый, казалось что он ненавидит всех в округе, даже собственную бабушку.

Однажды произошел судьбоносный день в жизни жителей деревне Бережки. В один из весенних дней конь постучался в калитку к Филькиной бабке, Филька это мальчик по прозвищу ну тебя, услышав коня, Филька начал говорить с ним. Увидев что конь хочет есть Филька ударил коня по губам и выкинул свой обеденный кусок хлеба в снег проклиная коня себе под нос. Затем произошла ещё череда событий связанная с изменениями климата и прочими мистическими вещами.

Я считаю, что автор пытался донести до нас идею о так называемом “эффекте бабочки” то есть каждое действие плохое оно или хорошее, будет иметь последствие равносильное действию. Что и видно из рассказа Паустовского. Филька только отбросив свою ненависть к окружающим доказал что он может работать в команде, вследствие чего заморозки в деревне прекратились. Однако он и являлся виновником этих заморозков, обидев коня, он совершил плохой поступок, что отразилось на климате в деревни. Также этим рассказом автор пытается до нас донести правильность отторжения плохих эмоций от нашей жизни и внедрения хороших и хорошего отношения ко всему, что есть в нашей жизни. Исходя из этого, автор предлагает нам стать более добрыми и отзывчивыми, и не быть похожими на прежнего Фильку.

Для 5 класса

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Теплый хлеб

Популярные сегодня темы

  • Шолохов

    Одним из замечательных явлений литературы XX века является приход великого писателя, чьи труды почитаемы не только в России, но и за границей.

  • Сочинение Богатый русский язык (богатство русского языка) рассуждение

    Вокруг красоты языков часто разгораются споры. Носители защищают и восхваляют свои языки, приписывают им множество заслуг. Абсолютное же большинство голосов во все времена отдавалось русскому языку.

  • Сочинение по картине Врубеля Демон поверженный

    Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались

  • Сочинение Значение слова в жизни человека 5, 6 класс

    Многие не понимают, по-моему, значение слов в своей жизни. А я вот знаю, что некоторые йоги и монахи практикуют молчание.

  • Сочинение по картине Саврасова Радуга

    Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России

sochinimka.ru

Урок литературы «Нравственные проблемы сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» 5 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Урок литературы

в 5 классе

по теме «Нравственные проблемы сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Автор:

учитель русского языка и литературы

Лось Марина Викторовна

г. Оленегорск

Тема урока: Нравственные проблемы сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Вина Фильки перед конем.

Цель урока: кратко познакомить с творческой биографией писателя, раскрыть нравственный и идейный смысл сказки «Теплый хлеб», выявить элементы сказки и притчи в произведении.

Задачи урока.

  1. Обучение анализу художественного текста.

  2. Развитие навыков вдумчивого чтения. (Чтение как сотворчество.)

  3. Показать, что в основе преподавания литературы лежит культурологический аспект.

Оборудование: портрет Паустовского, книги его и о нём.

Эпиграф: Следить за мыслями великого человека

есть наука самая занимательная.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок посвящён творчеству К.Г. Паустовского, его сказке «Теплый хлеб».

Вам предстоит роль внимательных, вдумчивых читателей, т. к. очень важно суметь не просто прочитать произведение, а понять автора, раскрыть его замысел.

Запись темы урока…

На уроке мы познакомимся со сказкой «Теплый хлеб». Мы должны научиться работать с художественным текстом, постараться как бы «пропустить через себя» содержание сказки Паустовского, когда будем её читать; постараться, чтобы наше чтение было как сотворчество с автором сказки.

А.С.Пушкин очень точно заметил, что «следить за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Вот мы и постараемся проследить за мыслями Паустовского, читая его сказку.

  1. Знакомство с этапами творческой биографии писателя. (Сообщение обучающегося.)

Прежде чем мы познакомимся с содержанием сказки «Теплый хлеб», давайте прочитаем статью Паустовского о том, как рождается сказка.

  1. Чтение фрагмента из статьи К.Г. Паустовского «Рождение сказки».

  1. Беседа по вопросам:

  • Так как же рождается сказка? (При помощи фантазии.)

  • Как можно объяснить, почему сказки «не только не умирают, но и рождаются непрерывно»? Формула: жизнь + фантазия + стремление объяснить жизнь как-то интересно, по-своему =рождение сказки.

Чтобы убедиться в верности этой формулы, начинаем читать сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

  1. Аналитическое чтение сказки с комментариями учителя и элементами беседы.

Чтение I части сказки с начала и до слов «…конь…пострадал от врага».

Мы прочитали с вами введение, оно знакомит со сложившейся ситуацией, вводит нас в обстоятельства, которые предшествовали главному событию. Здесь мы узнаем про коня и про мельника Панкрата. А сейчас прочитаем о главном герое и выясним наше к нему отношение.

Чтение II части сказки от слов «Жил в Бережках…» до слов «Да ну тебя! Надоела!»

Да, ничего привлекательного в нем нет: грубый, неласковый, недоверчивый.

  • А почему он такой? Почему его зовут Филькой, а не Филей, и почему он живет с бабкой, а не с бабушкой? Почему они живут вдвоём? Где родители?

Мне жалко Фильку, ведь угрюмому и неласковому всегда труднее живется, чем доброму и привлекательному, которого все любят.

  • А теперь читаем дальше. Интересно, что думает о мальчике автор, создавший его образ?

Со слов «Зима в этот год...» до слов «…кружатся льдинки».

  • Какую живую картину мы видим? (Мокрый снег, грязь, слякоть.)

А ведь совсем не случайно рисует писатель этот слякотный пейзаж в Бережках. Следующий абзац сообщит нам о важном, поэтому читаем не спеша.

«Панкрат починил мельницу…» до слов «…а зерно лежит немолотое».

Итак, будем читать дальше о том, что же случилось в Бережках.

Абзац: «В один из таких…» до слов «…Иди, копай!»

Давайте вдумаемся в прочитанное. Мальчик совершил грех, он обидел раненого коня, который и жил только милосердием людей.

  • Каким мы увидели Филю в сцене с раненым конем? (Жестоким, злобным, отвратительным.)

Какие черные слова сорвались с губ, с языка мальчика! Злая энергия этих слов может много бед натворить, а вот и беда пришла.

Абзац: «И вот после этого злобного крика…» до слов «…причитанием бабки».

Вот какая беда приключилась для всей деревни из-за одного злого слова!

Ведь мир так устроен, что люди несут ответственность…

Словарная работа.

Даётся толкование слова ответственность (необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них)

Итак, люди должны отвечать за то, что сделали, и не только за себя, но и за тех, с кем они связаны.

Вы, наверное, замечали, что ваши ошибки, плохие поступки огорчают близких, а добрые дела, наоборот, приносят радость окружающим.

Мы все отвечаем друг за друга и за всё, что совершается вокруг нас. И главное, в жизни всё время происходят очень схожие события и расплата за них бывает похожа. Но часто люди, к сожалению, не учатся на уроках жизни, а повторяют ошибки и потом за них расплачиваются общей бедой.

« Сто лет назад…» до слов «…-сказал Филька и затих».

Дело-то ведь нешуточное, гибелью пахнет. Но сначала зададимся вопросом,

  • А зачем бабушка рассказала внуку эту историю со стариком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?

Ведь она не видела, как он обидел коня. А история, которая произошла 100 лет назад, очень похожа на ту, что случилась с Филькой и конем. Изменились только действующие лица.

  • Вспомните, как называется краткий, сжатый рассказ-назидание? (Притча.)

Именно в форме притчи передают люди из поколения в поколение свой жизненный опыт.

  • Воспринял ли Филька бабкин урок? Осознал ли свой грех? Понял ли, что совершил дурной поступок и что надо содеянное как-то исправить? (Да.)

  • А что в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление? (Мужик, совершивший грех, злой поступок, умер.)

  • Он сразу решился искать пути исправления своего проступка? (Нет.)

  • Докажите текстом. (Страх овладел Филькой, но не сразу он решился искать пути исправления.)

Вспомните себя, когда что-нибудь натворите, вам хочется, чтобы этого не заметили. Но чем дольше скрываешь свой грех, тем горше потом будет расплата и труднее будет преодолеть страх и стыд.

  • Теперь вам понятно, что происходит в душе Фильки, который затаился на печке?

  • Читаем дальше.

«Ночью он слез с печи…» до слов «…втащил в избу».

Остановимся на минутку, чтобы перевести дух вместе с Филькой и представить, что пережил мальчик, пока бежал от дома до мельницы. Сколько страхов он натерпелся на своём пути к покаянию.

Словарная работа.

Даётся толкование слова покаяние. ( Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке; исповедь.)

  • Давайте выделим в каждом абзаце ключевые слова.

  • Каким предстает перед Филькой ночной пейзаж? Какую картину он видит?

  • Каким был воздух?

Ключевые слова:

а) воздух синий, страшный;

б) воздух замерз;

в) черные ивы… поседели от стужи;

г) воздух колол грудь.

д) тяжело шел, загребая снег валенками.

Вывод: стужа, холод, но Филька идет, потому что это единственное спасение.

е) заржал и забил копытом раненый конь.

Попробуйте прочитать эту часть сказки, передавая усиливающийся страх Фильки при помощи выделения тоном ключевых слов в каждом абзаце. И вы почувствуете, что испытал Филька в ту ночь. (Чтение отрывка.)

«-Садись к печке…» до слов «…упал на деревню мороз».

  • Как вы считаете, Филька чистосердечно устыдился содеянного им зла и покаялся перед Панкратом? (Да, так как, плача, рассказывал, как обидел коня.)

Да, Филька совершил грех, но готов принять на себя вину в случившейся беде. И Панкрат должен простить его, как обычно это делают мама и бабушка, но этого в сказке Паустовского не происходит.

Абзац: «- Да, - вздохнул Панкрат» до слов «…сроку час с четвертью».

На этом мы прервём чтение сказки К.Г. Паустовского. Если захотите узнать, как Филька искупил свой грех, то прочитайте сказку сами дома до конца.

А теперь мы давайте представим, какой труд совершила душа человека на пути к покаянию, искуплению греха; этот путь похож на лестницу, и каждая её ступень очищает совесть, освобождает от гнёта вины. Мы сейчас называем эти ступени, и вы постепенно рисуете лестницу покаяния.

VI. Творческая работа. Создание лестницы покаяния.

благодарность за урок

искупление греха

5

чистосердечное раскаяние

4

преодоление

страха наказания

3

осознание

греха

2

1

Самая первая ступень- осознание своего греха, стыд за неправедное дело, слово, даже мысль. Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, что ты сотворил зло.

Вторая ступень, на которую очень трудно подняться,- это преодоление страха наказания и стыда перед людьми, которые узнают о твоем проступке.

Третья ступень - чистосердечное раскаяние и покаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно смирить свою гордыню, преодолеть жалость к себе, может показаться, что этим ты себя унижаешь, но ты на самом деле только возвышаешься перед людьми и своей совестью, так как искренним покаянием ты совершишь духовное очищение, и тебе станет легко.

Четвертая ступень - искупление, исправление греха. Дурное совершается бездумно, быстро, легко, а вот исправлять зло можно только большим трудом.

Вот перед четвертой ступенькой мы и остановились, читая сказку Паустовского.

Дома попробуйте придумать конец сказке: что бы вы сделали на месте Фильки, чтобы исправить последствия его злого дела, снять вину с души?

Но у лестницы есть ещё одна ступень-пятая - это благодарность за урок.

Если вы сможете осилить этот вопрос, я думаю, что вы станете благодарить своих близких за уроки, пусть и строгие, но помогающие стать лучше.

  1. Запись домашнего задания.

  1. Дочитать сказку Паустовского «Теплый хлеб».

  2. Подумать над смыслом названия сказки.

  3. Придумать свои варианты, как помочь Фильке исправить зло.

Список используемой литературы

  1. Литература. 5 класс. Методические советы под ред. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2004.

  2. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2007.

  3. Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах. (Библиотека учителя- словесника). Автор: Б.И. Турьянская. М.: Русское слово, 2001.

globuss24.ru

👍Лучшее сочинение – «Сказка «Теплый хлеб» К Паустовского» Паустовский

sochineniepro.ru

«Теплый хлеб» очень мало походит на сказку, ведь и деревня Бережки, и главный герой — мальчик Филька, и старый мудрый мельник Панкрат могли существовать на самом деле. А страшная метель и трескучий мороз, вы­званные грубым и необдуманным поступком Фильки, впол­не могли оказаться обычным совпадением. Обычным — да не совсем. О чем же идет речь в этой странной сказке? Старый мельник Панкрат вылечил раненного в ногу боевого коня, которого оставили в деревне проходившие кавалеристы. Конь же, в свою очередь, терпеливо помогал мельнику чи­нить плотину — на дворе стояла зима, мука у людей за­канчивалась, поэтому нужно было во что бы то ни стало поскорее отремонтировать мельницу. Жил в этой деревне мальчик Филька, который был «мол­чаливый, недоверчивый» и, как говорила его бабушка, «не­ласковый», частенько мог ответить грубым словом. И Филь­ка, не подумав, обидел коня: не захотел поделиться с ним хлебом, накричал, забросил хлеб далеко в рыхлый снег, а коня «наотмашь ударил по губам». И в это мгновение вдруг поднялся ужасный ветер, повалил снег. Метель лишь к вечеру начала стихать, и страшный мороз сковал воду в реке до самого дна. Это грозило людям в деревне голодной смертью — муки не было, а мельница без воды не могла работать. Филькина бабушка рассказала притихшему и напуган­ному мальчику, что такой же лютый мороз упал на дерев­ню сто лет назад, когда злой человек незаслуженно и горь­ко обидел старого солдата-калеку. Земля после того моро­за на десять лет превратилась в пустыню — не цвели сады, высохли леса, попрятались и разбежались звери и птицы. А злой человек умер «от охлаждения сердца». Заныло сердце у Фильки от сознания своей вины, по­нял мальчик, что только ему под силу исправить совер­шенную ошибку, но он не знал как. Бабушка была увере­на, что об этом должен знать Панкрат, ведь «он старик хитрый, ученый». Ночью, не побоявшись трескучего мороза, побежал Филь­ка к мельнику, и тот посоветовал ему «изобрести спасение от стужи». Тогда вина и перед конем, и перед людьми бу­дет заглажена, и Филька снова станет «чистым челове­ком». Думал мальчик, думал и придумал собрать наутро ребят со всей деревни с топорами и ломами для того чтобы колоть лед на реке у мельницы, пока не покажется вода. Так и поступили. Собрались на рассвете люди со всей де­ревни помогать ребятам, извинился перед ними Филька, как мог, и все принялись за работу. Вскоре потеплело, дело стало продвигаться быстрее, и добрались люди до воды. Повернулось колесо мельницы, принесли женщины немо­лотое зерно, и полилась из-под жернова горячая мука. Все были рады, а Филька больше всех. Но оставалось у него еще одно дело, глубоко в сердце сидела заноза вины перед незаслуженно обиженной лошадью. По всей деревне в этот вечер пекли пахучий сладкий хлеб с румяной корочкой. Наутро Филька взял буханку теплого хлеба, прихватил друзей для поддержки и пошел к коню мириться. Он разломил буханку, круто посолил ломоть и протянул его лошади. Но конь, помня неспра­ведливые слова, хлеба не взял и попятился. Филька испугался, что конь не простит его, и заплакал. Добрый Панкрат успокоил лошадь и объяснил, что «мальчик Филька не злой человек». Так было заключено торже­ственное перемирие, конь съел хлеб, а прощенный маль­чик был счастлив. Мне кажется, что Паустовский сумел очень многое рассказать о взаимоотношениях людей, об их ответствен­ности за свои слова и поступки. Все в мире взаимосвя­зано, и последствия Филькиных действий в начале сказ­ки пришлось исправлять, привлекая на помощь людей всей деревни. Рассказ учит нас быть добрыми, отзывчи­выми и не бояться просить прощения за причиненные другим обиды. У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 15 тысяч сочиненийСохранить сочинение:

Смотрите также