ХЛЕБ ДА СОЛЬ. Хлеб да соль значение


Предложения со словосочетанием ХЛЕБ ДА СОЛЬ

Приятного вам аппетита, хлеб да соль. И мне жарко, но я терплю молча... Просто — человек, который хоть несколько сыт, уже почитает себя начальством... Хлеб да соль! Я в это время лихорадочно вспоминал, как себя следует вести в подобной ситуации, что говорить: «Хлеб да соль!»? Старшая из них приподнесла принцессе на блюде хлеб да соль, остальные поклон отвесили взмахом руки. — Хлеб да соль, честный отче!

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово виолончельный (прилагательное):

Это слово знаеткаждый ребёнок

Достаточнораспространено

Нечасто встретишьв повседневной ситуации

Узкоспециальныйтермин

Что это?Впервые вижу

ДругоеНе знаю

Всем известное выражение «Хлеб да соль» означало пожелание благополучия и достатка. Щипали по селениям, били зверьё, кто посмелей да неприметный, выходили с убогой добычей на торги — пытались выменять на хлеб да соль. Хлеб да соль, как и следовало ожидать, молчали. Для людей просил казак да благословенья, чтобы были хлеб да соль в мирных селеньях. Солдат сварил кашицу: «Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку; станем кашицу есть». Хлеб да соль, как и следовало ожидать, молчали. Спасибо за хлеб да соль. Старуха, горько плача, повязала голову чёрным платком, уложила в котомку хлеб да соль, взяла посох в руки и побрела за околицу. Главное, что хлеб да соль теперь регулярно привозили, да к ним ещё и сыр с колбаской. Он обживался автором чуть более пяти лет, автору в нём уютно, тепло, светло, под рукой книги, компьютер, интернет, хлеб да соль, и мухи не кусают. — Хлеб да соль — чем бог послал, — обведя пригласительным жестом накрытый стол, провозгласил один из них после встречных объятий с ветераном научного познания непознанного. Ответ держат слуги верные: «Стоят у них в кругу бадьи могучие, в руках держит мордва ковши заветные, большие-наибольшие; хлеб да соль на земле лежат; каша, яичница на рычагах висят, вода в чанах кипит, в ней говядину янбед варит». — Как с семи холмов да семь ручьёв бегут, как семь сосен подле них стоят, как под теми соснами да трава растёт, одна на мир, друга на покой, третья на сон, четвёрта на хлеб, пята на соль, шеста на дружка, а седьма — та на путь, путь прямой, ты хозяйке скажи, что на мир мы тут, что и путь наш прям, хлеб да соль впереди, дело дельное, дело славное, людям на прибыток, лесу на покой... — Как с семи холмов да семь ручьёв бегут, как семь сосен подле них стоят, как под теми соснами да трава растёт, одна на мир, друга на покой, третья на сон, четверта на хлеб, пята на соль, шеста на дружка, а седьма — та на путь, путь прямой, ты хозяйке скажи, что на мир мы тут, что и путь наш прям, хлеб да соль впереди, дело дельное, дело славное, людям на прибыток, лесу на покой... Оттяпывал, хорошо понимая, что выкидывает на улицу обездоленных — её и её правнуков, потерявших в авиакатастрофе своих кормильцев — тех, кто когда-то делил с ним хлеб да соль, и что эта квартира — единственное, что у них осталось. — Хлеб да соль — чем бог послал — обведя пригласительным жестом накрытый стол, провозгласил один из них после встречных объятий с ветераном научного познания непознанного. Мне стало интересно, каким образом я стану отрабатывать хозяйские хлеб да соль. Как хлеб да соль люди любят, так бы муж жену любил. Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Наговаривают на хлеб да соль и дают молодым за свадебным столом, чтобы друг дружку любили и не было измены в доме. Гонца послать нужно было, уж мы бы тебя встретили по чести, хлеб да соль с полотенчиком. Солдат сварил кашицу: «Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли, да принимайся за ложку; станем кашицу есть». Я вошёл в дом, и как было принято здесь, перекрестился на божничку, сказал, — здравствуйте все, хлеб да соль! И вы, атаманы-молодцы, дурность свою бросьте, а встречайте его величество с хлебом да солью. А с собой про запас взяты только два продукта — хлеб да соль; остальное должна дать тайга... О-о-о! Только хлеб да соль продавались без перебоев, а также серые макароны, манная, пшённая и перловая крупы, овсянка. Особого барыша не получалось, лишь на хлеб да соль. Ответ держат слуги верные: «Стоят у них в кругу бадьи могучие, в руках держит мордва ковши заветные, заветные ковши больши-нáбольшие, хлеб да соль на земле лежат, каша, яичница на рычагах висят, вода в чанах кипит, в ней говядину янбед варит». — Стоят у них в кругу бадьи могучие, в руках держит мордва ковши заветные, заветные ковши больши-набольши, хлеб да соль на земле лежат, каша-ячница на рычагах висит, вода в чанах кипит, в ней говядину варят. Был бы в доме хлеб да соль и ещё непременно квас, а что в придачу к ним поставит на стол хозяйка — этим обыватель особенно не интересовался; на еду он смотрел как на самое последнее дело в домашнем обиходе; к тому же брюхо не стекло, рассуждал обыватель, не видно, чем набито.

Оставить комментарий

Текст комментария:

Дополнительно:

kartaslov.ru

ХЛЕБ-СОЛЬ

Навигация:Библиотека DJVUPhotogalleryНаучный форумСловарь ДаляВ.Даль биография Статистика:

Значение слова "ХЛЕБ-СОЛЬ" в толковом словаре Даля

ХЛЕБ-СОЛЬ - , хлебосоль ж. обед, стол, пища, предлагаемая посетителю, и угощенье. хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем. я помню твою хлеб-соль. хлеб-соль взаимное дело. от хлеба-соли не отказываются. не слушай хлеб-соль, говор. за столом при речи непристойной. хлеб да соль, и обед пошел! без хлеба-соли обедать не садятся. хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай. хлеба ни куска, так и в горле тоска. молода: хлебом-солью отца мать не объела. без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы). хлеб-соль да камень за пазухой носи. не за хлебом-солью сказано (дурное слово). после хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают. хлеб-соль платежом красна. хлеба б те в брюхо! шуточн. брань. хлеб-соль на столе, а руки свое(и). хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь). хлеб-соль водить - не безмен носить (не с безменом ХОДИТЬ). хлебь-соль не бранится (не бранит). боронись хлебом-солью. хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело. от хлеба-соли не отказываются. кинь хлеб-соль назади, очутится впереди. хлеб хлебу брат (о хлебосольстве). хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит. за хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)! хлеб-соль! или хлеб да соль! пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: просим! или шуточн. ешь, да свой! хлебосольство ср. радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угошать их, держать открытый стол и давать званые обеды. -сольный хозяин, хлебосол, -солец м. -солка ж. радушный угощатель. | хлебосолка, сев. столешннк, скатерть. скатерть-хлебосолка, сказочн. которая сама кормит. -сольничать, жить открыто, принимать радушно, угощать торовато посетителей. хлебоед м. хлебоежа об. дармоед, тунеяд, -дец, не-работник, дармовой нахлебник. хлебоедов полна изба, а работников ни одного.

Статья про слово "ХЛЕБ-СОЛЬ" в словаре В. Даля была прочитана 6748 раз

В. Даль, избраное

dal.sci-lib.com

ХЛЕБ ДА СОЛЬ | Region Plus

Среди всех ниспосланных Всевышним человечеству благ хлеб и соль занимают особое место и считаются символами святости. Поваренная соль знакома человеку с давних времен. История этого знакомства насчитывает более 7 тысяч лет. Автор древних литературных памятников - "Илиады" и "Одиссеи" древнегреческий поэт Гомер называл соль священной субстанцией, т.е. материей, составляющей основу всех предметов и событий. А древнегреческий философ Платон говорил, что соль является особо ценимым богами веществом. Соль имела особое значение в религиозных церемониях, при заключении договоров между отдельными индивидами и государствами, а также в магии. Так как подобные действия имели место во все времена и во всех странах, их можно считать общими для всего человечества традициями. 

 

Способность оберегать от зла

В христианстве соль связывают с долголетием, непоколебимостью и мудростью. К примеру, британцы могли обходиться без хлеба, но в новое жилище обязательно приходили с солью. Верность и дружба подтверждались солью, т.к. она никогда не меняется, - даже растворенная в воде, после выпаривания соль снова появляется на дне посуды в кристаллическом виде, что свидетельствует о ее неизменности. 

В католической церкви при крещении в рот младенцу клали и щепотку соли.  

Индийские солдаты клялись перед своими командирами на соли. В исламском мире, основываясь на постоянстве соли, ею закрепляли договоры. 

У евреев издревле соль считается символом нерушимой связи между Всевышним и Израилем. В исламе употребление считающегося божьим даром хлеба с солью считалось его охранением, что свидетельствовало о единстве Всевышнего и его подданных. В традиционном японском театре для защиты актеров от темных сил перед каждым представлением сцену посыпали солью. И христиане, и мусульмане верят в способность соли оберегать людей от сглаза. Существовал даже обычай посыпать на новорожденных детей соль, чтобы оградить их от всяких невзгод. Обычай купания новорожденных в соленой воде или подкладывания им под язык щепотки соли с целью защиты от возможных невзгод намного древнее, чем  обряд крещения. Во многих странах Европы, особенно в Голландии, принято класть в колыбель новорожденного соль.

Чаще всего соль связывают с плодородием. Многовековые наблюдения людей показали, что живущие в соленой воде рыбы размножаются намного быстрее, чем обитающие на суше животные. Стремительное размножение крыс на перевозивших соль кораблях способствовало формированию мнения о том, что они плодятся не половым путем, а благодаря обитанию в соляной среде. На Пиренеях, чтобы избежать бесплодия, невеста и жених идут к алтарю с солью в левом кармане. В некоторых регионах Франции соль несет или только жених, или только невеста. В Германии соль кладут в обувь невесты.

Древнегреческие и древнеримские мыслители, высоко оценивая соль, писали, что она способна заменить все продукты питания, кроме хлеба. Они называли соль подарком богов. 

В священных книгах соль считается символом верности, святости, чистоты, единства между Аллахом и сотворенными им людьми. Древние тевтонцы (говорившие на одном из языков германской группы племена), принося клятву, опускали палец в солонку. Арабские и тюркские племена заключали договоры на наполненной солью посуде, а потом клали в рот щепотку соли. 

В Древнем Риме в знак дружбы гостю дарили соль. А в Эфиопии и ныне соль считается символом дружбы: при встрече два друга-эфиопа вынимают из карманов по куску соли и дают полизать друг другу. Отказ от этого означает предательство по отношению к другу и его безвозвратную потерю. Факт зарождения жизни в океане известен всем, и поэтому соль является источником питания человека, животных и растений. Она входит в состав всех жидкостей человеческого организма (слезы, пот, желчь, кровь, плазма). А человеческая кровь по своему составу очень схожа с морской водой. В состав морской воды входят все основные элементы таблицы Менделеева (исключая, естественно, газы). Это  84 элемента и 200 химических соединений. Поступая в организм в натуральном, очищенном виде, соль легко усваивается и оказывает положительное воздействие. В макробиотике  (в переводе с латыни - "техника долголетия") соль является важнейшим элементом питания. 

 

Символ богатства

Некогда в Эфиопии были в ходу "соляные деньги". Их делали из соли и весили они полкилограмма. В Африке и ныне в ходу выражение "Он добавляет в пищу соль", что является намеком на состоятельность человека, о котором идет речь. Говоря об использующихся в Китае "соляных деньгах", знаменитый итальянский путешественник Марко Поло описал процесс их изготовления: "Соленую воду кипятят в больших чанах до тех пор, пока она не превращается в густую массу, а потом делят на небольшие кусочки, на которые ставится клеймо императора. Чтобы такие деньги были похожи на металлические, их обжигают в печи". 

В средние века во всех городах Европы налоги выплачивались солью. В Древнем Риме выдаваемая взамен денег соль называлась "сол", что на латинском языке означает "солнце". В Италии мелкие монеты назывались "сольди", а во Франции - "салер". Возможно, и слово "солдат" произошло от слова salary. Английское слово салари ("зарплата"), широко распространенное в ресторанном деле слово "салат" также произошли от латинского "сол", ведь римляне очень любили солить зелень.

В древнегреческом языке соль называлась "галл". В древние времена у немцев были в хождении сделанные из соли мелкие монеты "галлер" или "эеллер". Некоторые историки стараются доказать, что применение соли при приготовлении пищи стало толчком к развитию цивилизации. Появление способа консервации продуктов питания на длительный срок при помощи соли способствовало осуществлению дальних морских походов, во время которых были открыты новые континенты, расширились представления людей о мире.  

 

Незаменимая соль

В изданной в США книжке "101 способ применения соли" приводятся советы по использованию ее для сохранения цвета приготовленной зелени и предотвращения таяния мороженого, усиления тепловыделения кипящей воды, очищения ржавчины и пятен на одежде, тушения воспламенившегося масла, длительного сохранения свежести цветов,  а также в медицинских целях. Существуют широкие возможности по использованию соли в фармакологии, производстве удобрений, способных быстро растопить снег реагентов, а также при изготовлении мыла, смягчении воды и окраске тканей. Соль является необходимым для жизни людей и всех живых существ веществом. Она участвует в регулировании водно-солевого баланса в организме, натриево-калийном ионообмене. Чуткие биологические механизмы следят за соблюдением стабильности концентрации хлорида натрия в крови и организме. Разница в концентрации соли внутри клетки и за ее пределами считается основным механизмом для поступления в нее питательных веществ и вывода продуктов жизнедеятельности. Механизм распределения концентрации соли используется в генерации и передаче нервных импульсов нейронами. 

Как известно, соль - продукт реакции, происходящей между кислотой и щелочью. При соединении склонного к внезапному воспламенению на открытом воздухе натрия и смертельно ядовитого газа хлора получается поваренная соль - хлорид натрия. Это вещество - единственный в мире минерал, пригодный для употребления в пищу.     

Хлориды являются необходимыми для переваривания пищи и дыхания веществами. Если бы не возможность получать со стороны натрий, который сам организм не способен вырабатывать, было бы невозможно обеспечивать клетки питательными веществами и кислородом, передавать нервные импульсы, перестали бы работать мышцы, в том числе и сердечные.

В организме взрослого человека содержится примерно 250 г соли, которая постоянно расходуется на различные биологические процессы. Поэтому восполнение этих расходов - жизненная необходимость. Живущий в жарком климате и занимающийся физическим трудом человек, потея, теряет большое количество соли и нуждается в большем ее количестве. Именно поэтому еще в древности пищу для рабов делали более соленой. А потеющий в меру человек получает необходимое для организма количество соли вместе с потребляемым мясом. Представители живущего в Восточной Африке  кочевого племени масаев обеспечивают свою потребность в соли, выпивая кровь зарезанного животного.

Входящий в состав соли хлор является основным материалом для выработки  желудочного сока. При нехватке соли в организме этот недостаток восполняется за счет расщепления костных и мышечных тканей, в которых очень много хлорида натрия. Хроническая нехватка соли в организме, как правило, приводит к смертельному исходу.  

Занимающиеся скотоводством народы не используют соль в чистом виде. Они удовлетворяют потребность в соли посредством потребления мясомолочных продуктов, а иногда и сырого мяса. А занимающиеся земледелием народы питались вначале пищей растительного происхождения, в составе которой хлорид натрия отсутствовал. Они стали ценить соль в качестве важнейшего продукта питания только после ознакомления с его консервирующими свойствами и употребления в пищу. Способность соли придавать вкус безвкусной пище и сохранять продукты свежими вызывала у людей восторг. Они и любили, и побаивались ее. Ведь придающая жизненные силы соль была способна и убивать - на солончаках и в соленой воде гибнет все живое. 

Состоящая на 99% из хлорида натрия соль незаменима для жизнедеятельности человека. При нехватке в организме соли слабеет умственная деятельность, наблюдается вялость в движениях. Не доводит до добра и избыток соли. Это приводит к увеличению веса, нарушению подвижности суставов, повышению артериального давления, сердечно-сосудистым болезням, ухудшению почечной деятельности и кальциевого обмена. Это может привести также и к заболеванию глаз - повышению внутриглазного давления, развитию катаракты и отеку век. Как известно, соль препятствует выводу воды из организма, и большая ее часть накапливается в жировых тканях. Умение соблюдать солевой баланс в организме считается большим искусством, т.к. это является необходимым условием обмена веществ в тканях и клетках. В сутки человеку достаточно в среднем 10 граммов соли. Сюда входит и соль, содержащаяся в продуктах животного происхождения. Поэтому достаточно употреблять в день 5 граммов соли. Любой человек, который хочет похудеть посредством выведения воды из организма, должен уменьшить количество принимаемой соли, ведь ее и так много в употребляемых нами полуфабрикатах и консервах. Большинство специалистов по здоровой пище предполагают, что люди получают достаточное для жизнедеятельности количество соли с продуктами питания. Употребление соли в количестве большем, чем необходимо для физиологических процессов (иногда 30-40 граммов), становится одной из причин появления таких заболеваний, как артрит, склероз, почечные камни, гипертония и пр. Необходимо также усвоить информацию о правильном употреблении соли. К примеру, в мясной бульон соль надо класть за 20 минут до доведения его до готовности, а рыбный необходимо солить сразу после снятия пены. Овощные блюда солят за 5-7 минут до их полной готовности. Так как фасоль и горох плохо варятся в соленой воде, их солят за 5 минут до снятия с огня. Жареную картошку надо солить сразу после приготовления, а сырое мясо и рыбу - до готовки.  

Для информации сообщим, что годовая норма потребления соли для каждого человека составляет примерно 5-6 кг. Это значит, что общее потребление соли в мире - 7 млн. т в год (для областей химического производства немного больше).  

Соль является основным сырьем и для многих отраслей химической промышленности. Она используется для производства каустической соды, соляной кислоты, металлического натрия, синтетических смол и пр.

В Нахчыване находится знаменитый на весь мир Дуздаг (буквально - Соляная гора), где издревле имеются рудники с неисчерпаемыми запасами каменной соли. Обнаруженные в здешних шахтах каменные инструменты свидетельствуют о том, что соль здесь добывали еще в каменном веке. Эти инструменты и образцы минералов Дуздага выставлены для обзора посещающих эти места туристов. Дуздаг, а также неграмские залежи обладают большими запасами соли. В Дуздаге работает также не имеющая в мире аналога лечебница, оснащенная специальным оборудованием, где люди излечиваются от ряда специфических болезней. 

regionplus.az

Хлеб-соль — Википедия

Хлеб-соль на русской свадьбе

Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы[1].

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол и давать званые обеды. Хлебосольный хозяин, хлебосол — радушный угощатель[2].

Славянские традиции

Сочетание хлеба и соли у многих народов играло роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, чтобы была «вместо вражды дружба». «Хлебосольными» и сегодня называют радушных гостеприимных хозяев.

Фразе «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: „хлеб да соль“, каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак её окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло»[1].

При поселении в новый дом прежде всего в красном углу размещали икону, хлеб-соль или квашню с тестом[3].

Чтобы задобрить рассерженного домового, русские селяне клали краюшку хлеба вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становились на колени и оставляли узелок около ворот со словами: «Хазиин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принёс!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота[4].

В Курской губернии, приведя в дом только что купленную корову, хозяйка давала ей с заслонки хлеб-соль и приговаривала: «Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от двора»[5]. На Ярославщине встречали новокупленное животное обычно в воротах или же давали ему хлеб-соль из открытого окна дома.

В местечке Костюковичи (Климовичский уезд Могилевской губернии) «выгоняя в первый раз скот в поле, накроют стол скатертью, положат хлеб с солью, зажгут святые свечи, помолятся богу; потом отрежут окрай хлеба, посыплют солью, завернут в тряпку и выдут на двор к собранному скоту». Пригнав животных к кустам, хозяин клал под куст на вербную ветку хлеб и, отвесив тридцать земных поклонов, произносил: «Хозяин, на тебе хлеб и соль! Паси мой скот, штоб ня было ни якай шкоды!»[6]. Сходными приёмами старались умилостивить природных духов — лешего, водяного, полевика, подкустовника, межевика и т. п.

Крестьяне Смоленской губернии при пропаже скотины делали «относ русалкам»: собирали в узел лапти, онучи, хлеб-соль и относили в лес, оставляя узел на дереве с приговором: «Прошу вас, русалки, мой дар примите, а скотинку возвратите!»[7].

Во время засухи на Житомирщине шли к старому колодцу: впереди три вдовы: одна несла икону, другая хлеб-соль, третья их сопровождала. Все брались за руки, молились, просили послать дождь и трижды обходили колодец[8].

На Украине в XIX в. сохранялся обычай ритуального кормления Параскевы Пятницы: накануне дня св. Параскевы и в ночь на Страстную пятницу хозяйки застилали стол и ставили на него разведенный мёд (сыть, канун), а в остальное время на ночь с четверга на пятницу оставляли на столе хлеб-соль, кашу и ложку для Пятницы[9].

Поговорки

  • Хлеб-соль водить (знаться, дружиться с кем)
  • Я помню твою хлеб-соль
  • Хлеб-соль взаимное дело
  • От хлеба-соли не отказываются
  • Хлеб да соль, и обед пошёл!
  • Без хлеба-соли обедать не садятся
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
  • Молода: хлебом-солью отца мать не объела
  • Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
  • Хлеб-соль да камень за пазухой носи
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают
  • Хлеб-соль платежом красна
  • Хлеб-соль на столе, а руки своё(и)
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь)
  • Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить)
  • Хлеб-соль не бранится (не бранит)
  • Боронись хлебом-солью
  • Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело
  • Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве)
  • Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит
  • За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)!
  • «Хлеб-соль!» или «хлеб да соль!» — пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: «просим!» или шуточн. «ешь, да свой!»[2]
  • Тебе хлеб-соль — мне дрему и сон
  • Лучше хлеба с солью не придумаешь

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Топорков, 2007, с. 868—869.
  2. ↑ 1 2 Даль, 1880—1882.
  3. ↑ Плотникова, Усачёва, 1999, с. 117.
  4. ↑ Левкиевская, 1999, с. 123.
  5. ↑ Агапкина, 1999, с. 274.
  6. ↑ Соколова, 1979, с. 159.
  7. ↑ Виноградова, Толстая, 2004, с. 82.
  8. ↑ Толстая, 1999, с. 107.
  9. ↑ Милорадович, 1991, с. 377.

Литература

  1. Заслонка / Агапкина Т. Л. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 273–275. — ISBN 5-7133-0982-7.
  2. Лапти / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 79–82. — ISBN 5-7133-1207-0.
  3. Хлеб-соль // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  4. Домовой / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 120–124. — ISBN 5-7133-0982-7.
  5. Милорадович В. П. Малорусские народные поверья и рассказы о Пятнице // Українцi: народнi вiрування, повiр'я, демонологiя / Составление, примечание А. П. Пономарева, Т. В. Косминой, О. О. Боряк. — К.: Либiдь, 1991. — С. 120–124. — ISBN 5-325-00371-2.
  6. Дом / Плотникова А. А., Усачёва В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 116–120. — ISBN 5-7133-0982-7.
  7. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М.: Наука, 1979. — 286 с. — (Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая).
  8. Страхов А. Б. Культ хлеба у восточных славян. — München: Verlag Olto Sagner, 1991. — 248 с. — ISBN 3-87690-492-7.
  9. Дождь / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 106–111. — ISBN 5-7133-0982-7.
  10. Топорков А. Хлеб-соль // Русский образ жизни / ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 869. — ISBN 978-5-902725-05-3.

Ссылки

www.wikipedia.green


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *