Хлеб богатство россии конспект занятия. Хлеб богатство россии


Хлеб – главное богатство России

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

1.Организационный момент:

(Стихотворение может выучить ученик)

Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой. Шел к тебе издалека. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел, В нем здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло!

Учитель: –

Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответы детей.

Учитель: –

Прочитайте тему урока.

На доске: Хлеб – главное богатство России.

Сегодня на уроке мы узнаем, какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол. Доберемся до истины, для чего же нужно беречь хлеб.

2. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Сколько хлебу лет?

Маленькое пшеничное зёрнышко лежит в земле на поле. Кажется, оно крепко спит,… Спит, а само толстеет, разбухает, становится вдвое толще. Во сне выпустит один корешок, за ним ещё четыре. Потом кожурку зерна разорвёт маленький, весёлый росток. Отодвинет острым носиком комочек земли, другой.… И полезет наверх, к свету. Вот и не стало зёрнышка: остались от него только кожурка, пять корешков и беспокойный белобрысый росток. Правда, высунется росток из земли и словно оробеет. Завернётся листком, как трубочкой, притаится и сидит не шевелясь. Но через неделю осмелеет росток, раскинет по сторонам побеги и станет маленьким зелёным пшеничным кустом.

В начале июня украсится зелёными усиками – колосками. Заколосится пшеница, зацветёт чуть видными лилово-серыми цветками. Душистая ароматная пыльца дымится в жаркий день над пшеничным полем.… Это завязываются в колосках мягкие светлые зёрнышки. Станут они наливаться соком, толстеть…

Но сколько ещё впереди забот и тревог у хозяев пшеницы! Много выпьет она воды за лето: по две тысячи тонн с каждого гектара – добрый подземный пруд. Много съест разных удобрений: до сорока тонн перегноя, фосфорных и калийных солей. Зато, если хорошо потрудились хозяева: отлично обработали и удобрили землю, напоили зимой снежными водами, подкормили пшеницу, расправились с вредителями-нахлебниками, – богатый будет у них урожай!

Всюду, во всех странах сеют пшеницу.

Пшеница – любимица человека. Потребовался бы весь торговый флот, все корабли земли, чтобы увезти один годовой урожай пшеницы. За что же так любят люди золотое зёрнышко?

Знаменитый учёный Тимирязев как-то назвал хлеб величайшим изобретением человека. Это замечательное открытие известно людям давным-давно, вероятно около двадцати тысячелетий.

В те отдалённые времена первобытные люди жили в пещерах по берегам рек и склонам гор. Мужчины охотились, а женщины оставались в становище, собирали в лесах и лугах дикие плоды и орехи, сладкие мучнистые коренья и острые травы. Бескрайние заросли дикой пшеницы, проса и ячменя покрывали тогда склоны гор Кавказа, жаркие долины Африки… Женщины собирали зёрна, растирали их камнями, толкли в ступах и варили из грубой муки кашу.

И вот что случилось в те далёкие времена в одном становище.

Хозяйкой племени была умная и властная женщина: терпеливая, запасливая и дальновидная. Как-то раз, дожидаясь возвращения охотников, растолкла она много пшеничных зёрен и сварила их.… Но охотники запоздали. Прошёл день, другой. Пшеничная каша загустела и прокисла. Умной и бережливой хозяйке приходилось и раньше печь лепёшки из перекисшей просяной и ячменной каши. Но лепёшки из такой каши выходили жёсткие и сухие. Из пшеничной каши они получались пышнее, ноздреватее и вкуснее. А это тесто вышло таким густым… Женщина обваляла мягкий вязкий комок в грубой муке. Бережно положила его целиком в горячий очаг и засыпала углями.

Так был испечён первый пшеничный хлеб. От него пахло золой, корки обуглились. Но каким он оказался вкусным!

Почему же именно из пшеницы получается такое рыхлое, пышное тесто? Женщина, конечно, не знала, что в зёрнах пшеницы содержится клейковина – особенный белок, который поднимает тесто в квашнях.

Первый хлеб был действительно величайшим изобретением первобытного человека. Ведь только из муки пшеницы и ржи можно испечь хлеб – только в их зёрнах есть клейковина. Другие злаки для этого не годятся.

Так появился на столе у людей удивительная пища – простой хлеб, без которого не обходится ни скромный завтрак, ни самый изысканный обед. И хотя многими замечательными открытиями гордится человечество – этого нельзя забывать. Ведь никто с тех пор не сумел придумать нового хлеба или заменить его другим.

Давайте посмотрим, как Вы запомнили о том, что услышали.

  1. Когда был испечён первый хлеб?
  2. Как люди научились печь хлеб?
  3. Почему именно из пшеницы получается такое рыхлое, пышное тесто?

3. Физкультминутка. 

Минутка отдыха для вас.

Представьте, что вы колоски пшеницы, растете под открытым небом, на просторе.

Сначала тонкий стебелек, Два привычных полукруга. Поместили друг на друга. Положили на бочок. И молчок. Осень дарит урожай. Не ленись и собирай.

4. Чтение детьми:

1-й ученик: С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Не даром, у многих народов, в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой по середине. Хлеб берегли. Хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.

2-й ученик: Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправлялся иноземными послами в свои далекие страны. И сейчас частенько иностранный гость захватит с собой булочку русского хлеба. Особой славой на Руси пользовались калачи. Их дарили иностранным гостям. Преподносили их и на царских приемах, как изысканное угощение.

Учитель: Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20млг. муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола 10тыс. зерен.

А сколько нужно хлеба для вашей семьи? – Если хлеб остался, что с ним можно сделать?

Ответы детей.

Объяснение учителя: – Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100г. хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будьте же в числе таких людей!

Как сегодня мы должны относится к хлебу?

Ответы детей.

Учитель:

Определите для себя четкие правила обращения с хлебом.

Ответы детей:

1. Брать хлеба столько, сколько съешь.

2. Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно готовить различные блюда.

Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

3-й ученик:

Он пахнет полем, горячим зноем и росой, Прохладным ветром на просторе. И свежей утренней зарёй. Хлеб пахнет, свежею мукой И жарким пламенем печи, Когда натруженной рукой, Пекут из теста калачи.

Учитель: Вам юным и счастливым никогда не понять, как этот вкусный хлеб снился детям войны. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Послушайте отрывки из рассказа А.Лебедева “Память войны. Хлебом единым”.

“ В нашем поселке хлеб отпускался по карточкам и в очень ограниченном количестве. Нам на троих в день полагалось, как мне помнится, около 600 граммов хлеба…

В очередь за хлебом ходили и зимой и летом. Представьте себе: лютый мороз, 7 часов утра. Наш посёлок погружен в глубокую тьму, Где–то вдалеке воют собаки. На улицах ни души, но у голубого магазина уже начинает собираться народ. Строго вида мужчина или женщина, выбранные из таких же очередников, держа в руках список, куда записывались фамилии, послюнявив химический карандаш, каждому писали порядковый номер очереди на ладони левой руки…

Самые великие муки начинались тогда, когда машина подъезжала к магазину, ящик открывали, и начиналась выгрузка хлеба. В морозную погоду от него шёл пар с таким аппетитным, что у очередников сводило желудки и подкашивались ноги. Отпуск хлеба начинался не сразу. Сначала его придирчиво взвешивали на больших рычажных весах и только потом начинали запускать в магазин по нескольку человек по списку очереди, проверяя номер, записанный на руке.… Бывали случаи, когда мы с бабушкой донести полученный хлеб до дома не могли…”

В музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневкой паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек, весом в 125 г., спас многих ленинградцев от смерти. Значит хлеб – это жизнь.

Учитель: В годы войны хлеб помогал героям выстоять в бою на фронте.

4-й ученик:

А в годы войны помогал он героям Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне. Пусть чистое небо сияет над миром. Пускай отражается солнце в глазах. Да пусть ещё хлеб вечно будет в почёте На ваших и наших семейных столах.

5. Итог урока:

Какой вывод вы можете сделать из того, что услышали на уроке? – Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал (а)…

Мне больше всего понравилось…

6. Рефлексия.

Какое настроение у вас вызвал урок?

Если вам было интересно, все понятно вы рисуете на своем листке солнышко. Кому было грустно и многое непонятно на уроке, тот рисует тучку. А кому было интересно, но не все понятно или все понятно, но не интересно рисует и тучку и солнышко.

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Открытый урок "Хлеб - главное богатство России"

Открытый урок

«Хлеб-главное богатство России».

(«Начальная школа 21 века», 2 класс, окружающий мир)

Цели: 1. Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.

2. Развивать умение обобщать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.

Оборудование: презентация о хлебе, каравай, гербарий (пшеница, рожь), 125 г хлеба, таблица (профессии, связанные с выращиванием хлеба.

Ход урока.

1.Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Ребята, для того, чтобы наш урок прошёл хорошо, с пользой, давайте подарим друг другу своё тепло и пронесём его вместе с хорошим настроением через весь урок. Посмотрите на соседа по парте, на своего друга, на наших гостей. Улыбнитесь им.

2. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?

-Какие пословицы вы приготовили?

Сейчас проверим : сможете ли вы собрать пословицы из отдельных слов и объяснить их значение.

*Хлеб-батюшка, а водица-матушка.

*Много снега-много хлеба.

*Каравай хлеба не свалится с неба.

3. Кто догадался: почему было такое домашнее задание?

-Правильно. Сегодня мы наш урок посвятим хлебу.

Определение целей урока учащимися.

4. Новый материал.

Хлеб всегда был важным продуктом. В старину говорили «Есть хлеб-будет и песня».И сегодня хлеб остаётся самым главным продуктом для каждого человека. Россия издавна славилась хлебом. Хлеб главное богатство нашей страны.

Это подтверждают стихи, которые прочитают ребята.

Хлеб с горбушкой золочённой

Шёл к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал пришёл!

В нём здоровье наше, сила

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

А как вы думаете : люди каких профессий должны потрудиться, чтобы каждый день мы с вами ели вкусный, свежий, ароматный хлеб.

(трактористы, комбайнёры, агрономы, пекари)

Я предлагаю отправиться в путешествие и проследить, как хлеб пришёл к нам на стол.

(Показ презентации)

Вот видите какой длинный и долгий путь надо проделать, чтобы получить вот такой вкусный, красивый хлеб.

(Показываю каравай)

А как вы думаете из зёрен каких растений пекут хлеб?

- Из какой муки пекут булочки, пирожки, батоны, торты, пирожные?

-А самый вкусный и полезный хлеб из чего пекут?

(показ гербария с образцами пшеницы, ржи)

-А также к хлебным растениям относятся: рис, гречиха, овёс, ячмень. Из муки этих растений тоже пекут хлеб, который приходит в каждый дом, на каждый стол.

Он пожаловал, пришёл.

В нём земли родимой соки.

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

5. ФИЗМИНУТКА

Загудел паровоз,

Муку в вагончиках повёз:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Далеко я укачу».

Вагончики зелёные

Бегут, бегут, бегут,

А круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук.

6. Как вы думаете, давно ли человек узнал, что из зёрен этих растений можно изготовить хлеб? Как это произошло?

Я предлагаю продолжить путешествие и отправиться в далёкое прошлое.

Сядьте поудобнее, руки перед собой, голову положите на стол. Закройте глазки и послушайте сказку. (рассказывает подготовленный ученик)

- Давным-давно это было, когда люди жили племенами и питались мясом животных. Как-то отправились они на поиски других мест, где было много зверей. Шли они долго, охота была неудачной, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв сознание от голода. Когда он очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев, его живым и невредимым люди удивились, а он рассказал им о чуде-колоске. С тех пор люди стали употреблять в пищу эти чудо - колоски.

Прошло много лет, прежде чем хлеб стал похож на современный.

Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол.

А теперь откройте глазки и расскажите: что вы узнали о хлебе из этой сказки?

На свете я видел хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала.

И клала на стол, осеняя крестом,

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко.

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка.

Ни крошки, ни корки – ломоть до конца.

7. А сейчас давайте продолжим наше путешествие. Мы отправляемся в блокадный город Ленинград.

-Как вы думаете, а всегда ли хлеба было вдоволь?

Да, в годы войны хлеб ценился на вес золота.

В дыму ленинградское небо,

На горше смертельных ран.

Тяжкого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

(показываю кусочек хлеба 125 г)

Таков был в зимние месяцы блокадный дневной паёк для жителей осаждённого немцами города.

Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек чёрного хлеба.

8. Как вы думаете: корочка хлеба, хлебные крошки – это много или мало?

С детства мы учимся беречь кусочки хлеба. Мы любим свою землю и не мыслим свою жизнь без ломтика душистого хлеба.

- Как нужно относится к хлебу?

-Что можно приготовить из чёрствого хлеба?

9. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Стр. 119

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

а) Чей труд является самым важным?

б) Почему?

10. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

стр.56 №20

Соединить стрелочками хлебобулочные изделия с их названиями.

11. ИТОГ

-Что узнали нового?

-Как нужно бережно относиться к хлебу?

12. Оценивание. Выставление отметок.

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Найти и прочитать стихи о хлебе. Наиболее понравившееся стихотворение выучить наизусть. Желающие могут нарисовать иллюстрацию к полюбившемуся стихотворению.

14. РЕФЛЕКСИЯ

Я считаю, что мы хорошо поработали на уроке.

А как вы сами оцениваете свою работу?

Перед вами две ёмкости: одна для хорошего настроения, другая для плохого.

Возьмите немного зёрен пшеницы и положите их в ту ёмкость, которая соответствует вашему настроению.

infourok.ru

«Хлеб — богатство России» - дошкольное образование, прочее

Конспект занятия по лепке «Хлеб — богатство России»

Программное содержание:

Закрепить знания дошкольников о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны, самый необходимый продукт питания.

Создать доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу для художественного творчества детей. Учить лепить разные хлебобулочные изделия, используя знакомые приёмы лепки.

Обогащать активный словарь детей.

Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, память, внимание, речь.

Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Материал: Всходы зелёных росточков. Солёное тесто, стеки, влажные салфетки, дощечки, колпаки по количеству детей.

Предварительная работа: чтение стихотворения Я. Дяугите «Руки человека», рассказов М. Глинской «Прости меня, хлеб», «Хлеб»,; К. Паустовсого «Теплый хлеб», пословиц о хлебе. Рассматривание иллюстраций с изображением разных хлебобулочных изделий.

Ход занятия:

Исполнение педагогом песни «Широка страна моя родная…»(1 куплет)

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек.

Педагог: Ребята, как называется страна, о которой поется в песне? (Россия). Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? Свой ответ каждый из вас будет начинать с предложения «Наша Россия…» (ответы детей).

Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Предположения детей). Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых – угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Много сил приложили люди, чтобы на нашем столе был вкусный, душистый хлеб. А теперь мы покажем, что нужно сделать для того, чтобы хлеб пришёл к нам на стол.

Динамическая пауза, песня «Кто с нами?»

Кто с нами, кто с нами Пашенку пахать, Кто с нами?

Мы с вами, мы с вами Пашенку пахать, Мы с вами!

Кто с нами, кто с нами Жито засевать, Кто с нами?

Мы с вами, мы с вами Жито засевать, Мы с вами!

Кто с нами, кто с нами Жито серпом жать, Кто с нами?

Мы с вами, мы с вами Жито серпом жать, Мы с вами!

Кто с нами, кто с нами Жито молотить, Кто с нами?

Мы с вами, мы с вами Жито молотить, Мы с вами!

Кто с нами, кто с нами Каравай выпекать, Кто с нами?

Мы с вами, мы с вами Каравай выпекать, Мы с вами!

Педагог: Ребята, а какие хлебобулочные изделия вы видели в хлебном магазине? Правильно, пироги, булки, каравай, хлеб, плюшки, бублики, круассан, крендель, плетёнку. Сегодня на занятии мы будем с вами печь разные хлебобулочные изделия. Я приглашаю вас пройти в нашу мини-пекарню, превратимся в пекарей. В любой пекарне должны соблюдаться санитарно-гигиенические условия: должно быть чисто и у каждого пекаря или кондитера есть своя специальная одежда.

Дети надевают колпаки и садятся за столы.

Педагог: Чтобы испечь пышные и румяные хлебобулочные изделия мы сначала должны размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай (перекладываем тесто из рук в руки)

Переваливай, валяй.

Педагог: Чтобы вылепить аппетитные хлебобулочные изделия мы вспомним приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, (колбаски); круговыми движениями; расплющивание; защипывание; нанесение узора на изделие стекой)

Круассан – раскатываем кусочек теста круговыми движениями рук, расплющиваем его, стекой вырезаем треугольник. Начиная с широкого конца, закатываем его.

Плетёнка – раскатываем три колбаски одинаковой длины. Разложив их через равные промежутки, заплетаем косичку.

Плюшка – скатываем тесто длинным жгутом. Начиная с одного конца, сворачиваем его плюшкой.

Крендель – скатываем тесто жгутом – толстым посередине и более узким к концам. По длине жгута стекой делаем 4-5 поперечных надрезов и сворачиваем жгут кренделем.

Завитушка – скатываем длинный жгут Сворачиваем его так, чтобы получилось что-то типа узла. И подворачиваем концы полученной завитушки вниз.

Булка – из небольшого куска теста лепим маленькую вытянутую булку. Стекой делаем три продольные ложбинки. Если ложбинки нанести наискось, то получится батон.

Дети приступают к выполнению задания. В процессе работы педагог оказывает помощь советом, напоминанием тем, кто испытывает затруднения. В конце занятия, вылепленные работы складываем на поднос с рушником.

Анализ хлебобулочных изделий. Затем отправляем их в магазин.

Педагог: Мы вспомнили с вами ребята, откуда приходит хлеб на наш стол и к нему нужно относиться с уважением: его нужно обязательно доедать (старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье). Хлеб нельзя бросать на землю, на пол: раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили за это прощения.

И играя, и танцуя,

Помни истину такую,

Никогда не забывай:

Береги наш каравай,

Он трудом добыт,

Чтобы ты был сыт!

kopilkaurokov.ru

Хлеб богатство России | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах

Занятие 1 «Хлеб — богатство России» Цель. Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу. Наглядный материал. Картины с изображением поля, различных полевых работ; колоски пшеницы и ржи. Раздаточный материал. По 3 квадрата разного цвета — черного или коричневого, зеленого, желтого; Зерна ржи и пшеницы на подносах. Ход занятия. — Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие бы слова вы можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.) — Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Предположения детей.) Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых — угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомните их. (Дети называют пословицы, с которыми они знакомы.) Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу? (Рассуждения детей.) Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб». Или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» — то есть, обеспечил доход. Или «Отнять у кого-то хлеб» — это обозначает лишить места работы. - Хлеб получить трудно. Расскажите, что вы помните о том как выращивают хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Черный( или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете ,что обозначает зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожьили пшеницу.) — А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью (Дет с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ.) — Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи. У вас на подносах, на столах лежат зерна. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.) — Посмотрите, все зерна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом - зерна ржи. Зерна пшеницы круглые. Покажите их. (Дети берут в руки зернышки пшеницы.) А зерна — длинные. Возьмите их в руки. (Дети берут в руку зерна ржи.) Рожь и пшеница — хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб. — А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей.) Я принесла вам эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим, они как и зерна, тоже разные. - Что вы можете сказать вот про этот колосок? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили? — А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Он короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее.) — Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова — хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предложения детей.) — Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.) — А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой? (Если дети не вспомнили, воспитатель предлагает им отгадать загадку.) Овсом не кормят, Кнутом не гонят А как пашет — Семь плугов тащит. — Вспомнили? Да, это трактор. (Воспитатель выставляет картину с изображением работающихтракторов.) - На распаханное поле выходят другие машины — сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева: По земле сырой, не жесткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой. — Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? Потому что растения нужно посадить в определенный срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут, не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна вовремя. — Но вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья. Был крупинкой золотой — Стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило И стрелу позолотило. — Что это? Кто знает отгадку? (Это колос.) - Как вы догадались? (Сначала было маленькое золотое зернышко. Когда оно взошло, появились зеленые стрелочки — росточки. А когда созрело, превратилось в колос.)- Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину. (Выставляет картину М..Шишкина «Рожь».) Кто написал эту картину? Как она называется? - Хлебное поле еще называют, словом нива. Повторите это новое для вас слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Нива - от слова низ, то есть поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановекая написала о поле. Смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение. Нива моя, нива, нива золотая! Зреешь ты на солнце, колос наливая; По тебе, по ветру, словно в синем море, Волны так и ходят, ходят на просторе... - Колосья созрели. Что же делают дальше? Какая техника сейчас приходит на помощь людям? Послушайте загадку: Шумело на просторе Золотое море. Пароход пришел — Выпил море и ушел. — Что же это за пароход? Кто вспомнил? (Выставляет картину с изображением работающего комбайна.) А какое море он выпил? (Убрал пшеницу или рожь.) — Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно. Послушайте рассказ об этом. ПРОСТИ МЕНЯ, ХЛЕБ Однажды мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Когда вернулись, хлеб уже покрылся плесенью и стал черствым. Я хотел, было, его бросить, но потом вспомнил один случай. «... Была война. Наша часть освободила деревню. У крайней хаты стояла женщина, а возле нее девочка лет пяти: худая, бледная, на тоненьких ножках, она качалась как былинка. Ребенок тянул руки к матери и повторял:« Мама, дай кусочек! Мама, дай!» — Чего она просит? — спросил я. — Хлеба. У нас немцы все отняли. Я вынул из мешка солдатские сухари и подал женщине. Девочка схватила сухарь дрожащими ручонками и начала его грызть. На глазах женщины сверкнули слезы». — Прости меня, хлеб! -подумал я. -Бросить тебя- это преступление. Положил кусок в сумку и вышел на улицу. Походил вокруг дома - куда деть? Увидел высокую ограду сада, стал на скамейку и раскрошил хлеб на столбик. Пусть склюют птицы. К вечеру я вернулся домой. Заглянул на столбик - хлеба нет. Склевали! Я был рад. М. Глинская После чтения воспитатель может спросить детей: «Почему мужчина сказал - «Прости меня, хлеб?» Занятие 2 Народные традиции. Хлебосольство Воспитатель предлагает детям вспомнить, о каких традициях и праздниках русского народа они помнят, и рассказывает о такой традиции как хлебосольство. — Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, то есть, когда человек всегда готов поделиться всем, что есть у него в доме. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связывали многие пословицы и поговорки, легенды и сказки. Русские люди верили , что хорошо принятый в доме гость не сделает хозяевам ничего плохого, в старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная .Хлеб соль со стола не сходит». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обеда стол чистой скатертью и ставить посредине хлеб, а рядом солонку с солью. Если в дом приходил посторонний и заставал домочадцев за обедом, то он приветствовал их словами: «Хлеб да соль». Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать, милости просим». Хлеб и соль сопровождали радостные события, которые происходили в жизни русских людей. Не забывали о хлебе и соли при рождении младенца. Матери приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть маленький кусочек. Крошку хлеба клали к младенцу. Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Такое уважение к хлебу было потому, что хлеб всегда являлся символом нелегкого крестьянского труда, благополучия, достатка. Какие бы кушанья на столе не стояли, если не было хлеба, обед считался неполноценным. «Без хлеба нет обеда», — говорили русские люди. Хлеб всегда считался главным богатством Руси. «Хлеб всему голова», — говорили о нем. Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на который ставили солонку с солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть. И сейчас вы можете наблюдать по телевидению такие встречи. Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. Вы знаете, что когда к вам приходят гости, ваши мамы стараются угостить их самым вкусным, потому что наш народ и сейчас такой же гостеприимный и хлебосольный.

profhelp.net

Хлеб-главное богатство России. | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах

Открытый урок. Окружающий мир. 2 класс. Учитель Чучупал Т.Н. Хлеб-главное богатство России. Цель: расширить знания детей о процессах выращивания зерновых культур и изготовления хлебных изделий; о профессиях ,занятых в этой деятельности; развивать познавательный интерес школьников, воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые делают его.1.Оргмомент.2.Сказка(рассказывает учитель)«Давным-давно жил царь Мидас. Был он жадным и хотел стать самым богатым на земле человеком. Попросил он богов сделать так, чтобы он мог все превращать в золото. Согласились боги .Но скоро сам Мидас был не рад своей просьбе, потому что в золото превращались не только вещи, но и все, до чего дотрагивался царь Нашел Мидас кусочек черствого хлеба. Обрадовался, думал, что наконец-то он утолит свои голод. Но и хлебная горбушка превратилась в слиток золота. Нечего было есть жадному царю. Понял тогда Мидас ,что самое большое богатство на земле –это хлеб. Есть хлеб-человек сыт ,дети накормлены.Много хлеба –в доме достаток и богатство. Пошел царь к богам, рассказал о своем открытии: золото не может заменить хлеб. Хлеб-главное богатство человека.»3.Беседа.-Достаточно ли человеку иметь только хлеб в доме?-Разве не желает человек иметь золото?-Что важнее для человека быть богатым или сытым?-Чему учит нас сказка?-Какая из пословиц больше всего подходит к этой сказке?(на доске написаны пословицы:-Хлеб - всему голова.-Хлеб- батюшка ,водица- матушка.-Хлеб да вода- крестьянская еда.-Кто лениться ,у того хлеб не родиться. -Худ обед ,коли хлеба нет.)-Это и будет тема нашего урока. А что это значит?4.Работа с учебником.1).стр.63 Прочтите первый абзац . 2)А что выращивают в Ростовской области?3)Посмотрите на доску. Какие культуры вам знакомы ,покажите и назовите Как назвать их одним словом? Почему?5.Как хлеб к нам на стол пришел.1.Поскорее накрывай. Стол скатеркой чистой,Перед нами каравай С корочкой душистой.Крутобок и маслян он,В меру крут, посолен,Пахнет солнечным теплом,Пахнет знойным полем.Режь да ешь от всей души,Силы набирайся,Лишь напрасно не кроши,Хлебом не бросайся.Чтобы в добрый ,светлый часХлеб на стол явилсяКто-то встал пораньше нас И крепко потрудился.-Давайте поговорим ,как хлеб приходит к нам в дом, проследим его путь.(дети используя иллюстрации на доске ,рассказывают весь путь хлеба от возделывания земли ,посадки зерна ,до готового хлеба на столе)2. «Пахарь».Ты говоришь : «Зерно такое мелкое».Ты зря к нему подходишь с этой меркою.А для меня ,для пахаря оно -Его Величество зерно.Воспитанный на хлебе и стернеА утверждаю: истина в зерне.3.-Мы посадили зерно, необходимо время ,пока оно прорастет ,отгадайте загадки:а ) Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном На столбе золотом.(колос)б ) Лежало на свету, Просилось в темноту, Да и там покоя нет Как бы выбраться на свет. ( зерно)в ) В долг зерно возьмет - Каравай вернет. ( поле, пашня)г) На поле сережки На тоненькой ножке . (овес)д) Широко, а не море, Золото, а не деньги.(пшеница)е) Сегодня на земле, А завтра на столе.( хлеб)ж ) Не море, а волнуется.( нива)4.Обратимся к толковому словарю: нива -засеянное поле ,пашня ,зеленое поле.5.Физминутка.6.Беседа по картине.-А вот и рожь наша подоспела. Что необходимо делать, чтоб она такая была?-Посмотрите на картину И.Шишкина «Рожь».-Рожь уходилась, близки сроки,Отяжелела и на край Всем полем подалась к дороге,Нависнула, хоть подпирай.7.Склонила тяжелую голову Рожь: «Спасибо вам, солнце и ласковый дождь,Спасибо земле ,что была моим домом,И сильным рукам ,моим старым знакомым.Я помню: как руки трудились упорноЧтоб в землю посеять янтарные зерна,А нынче они урожай уберут,Спасибо вам ,руки,За добрый ваш труд.8.Беседа по картине «Косари».-А кто убирает хлеб? Рассмотрите картину что вы можете сказать о людях, изображенных здесь? А в какое время была написана эта картина? Как раньше убирали хлеб? Как сейчас убирают хлеб? Люди каких профессий будут трудиться ?А куда дальше попадет зерно?-Приходит лето, жать пора-Полны зерном колосья.Работа с раннего утра Кипит у нас в колхозе.Встает стеною золотой ,Волнуется пшеница,И каждый колос налитой К земле готов склонится.Рожь наливается зерномТяжелым ,урожайным,И солнечным погожим днем В пола идут комбайны.Грузовики спешат, гудят-Везут с полей пшеницу.Колхозный урожаи богат,Мы можем им гордиться.9.-Какой пословицей можно закончить наш рассказ? Какова же цена хлеба?Но есть и другая цена хлеба. Много лет назад враги напали на нашу страну .Они окружили город Ленинград. В городе был страшный голод, хлеб доставляли только по Ладожскому озеру. Летом – баржи, а зимой – машины по льду везли в город мешки с мукой .Каждый день выдавали жителям города по 125 граммов хлеба. Благодаря такому кусочку хлеба люди отстояли свой город.900 дней и 900 ночей жители защищали свой город и выстояли .В городе есть музей , он так и называется «900 дней и 900 ночей».Там, среди оружия, воинских документов, солдатских котелков, храниться вот такой (показать) кусочек хлеба – 125 грамм .Именно он помог людям выжить.Есть у хлеба цена-это жизнь человека! Хлеб в трудах добывается,Сам собой не родясь,Хлеб не просто богатство,Хлеб-опора для нас .«Будет хлеб - будет песня.»Правда в этих словахБудет хлеб полновесный-Будет радость в глазах.Каждый к хлебу причастенБудем бережны все.Будет хлеб -будет счастье,Будет жизнь на земле.10.Обычаи.а ) На Руси есть обычаи - встречать дорогих гостей хлебом и солью.Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом,Встретить щедро, от души,С уважением большим.То гостей таких встречаемКруглым пышным караваем,Он на блюде расписномС белоснежным рушником.б )Раньше -29 августа –считали праздником хлеба ,Хлебный Спас. На праздник пекли пироги и всех угощали.Убран хлеб и тише стало.Жарко дышат закрома.Поле спит, оно устало.Приближается зима.Над селом дымки плывут,Пироги в домах пекут.Заходите, не стесняйтесь.Добрым хлебом угощайтесь. Вот он хлебушко душистый, С хрупкой корочкой витой Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В нем здоровье наше, сила. В нем земли родимой соки Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем.11.Игра «Хлебные изделия» - назвать как можно больше хлебных изделии (на столе различные хлебные изделия)12.Работа в тетради.(записать названия профессий людей ,которые выращивают хлеб)13.Итог урока.Мы выяснили, что хлеб дается тяжелым трудом. Как же надо относиться к хлебу?Бублики, батоны, булки,Плюшки, сайки, пироги.За столом и на прогулке Уважай и береги. Хлеб-драгоценность, Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.Кто труд уважает,Тот хлеб не бросает. С огурцами и картошкой Надо хлеб съедать до крошки. Потому что много сил Тратил тот, хлеб растил.А что такое «тюря»?Какая пословица подходит ?14.Домашнее задание.-Узнать рецепт блюда из черствого хлеба.

profhelp.net

Хлеб — богатство россии | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 пгт. Черноморского муниципального образования Северский район

Конспект занятия по лепке на тему: «Хлеб – богатство России» Воспитатель: Шудря Наталья Александровна Конспект занятия по лепке на тему: «Хлеб – богатство России»Программное содержание:Закрепить знания дошкольников о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны, самый необходимый продукт питания.Создать доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу для художественного творчества детей. Учить лепить разные хлебобулочные изделия, используя знакомые приёмы лепки.Обогащать активный словарь детей.Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, память, внимание, речь.Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.Материал: картины с изображением вспаханного поля, всходов зелёных росточков. Картина М.Шишкина «Рожь». Солёное тесто, стеки, влажные салфетки, посыпка для кондитерских изделий, мак, дощечки, фартуки, колпаки по количеству детей.^ Предварительная работа: чтение стихотворения Я.Дяугите «Руки человека», рассказов М.Глинской «Прости меня, хлеб», «Хлеб», пословиц о хлебе. Рассматривание иллюстраций с изображением разных хлебобулочных изделий.^ Ход занятия:Педагог: Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? Свой ответ каждый из вас будет начинать с предложения «Наша Россия…» (ответы детей).Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Предположения детей). Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых – угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Если не будет никаких продуктов, а только хлеб и вода, человек будет жить. У русского народа много пословиц про хлеб. Давайте вспомним их. (Дети называют пословицы, с которыми они знакомы).^ Покуда есть хлеб и вода, всё не беда.Без хлеба – нет обеда.Баловством хлеба не добудешь.Земля кормит людей, как мать детей.Хлеб всему голова.Не шуба греет, а хлеб.Хлеб батюшка, вода матушка.Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.Удивителен запах хлеба.Этот запах нам с детства знаком.Пахнет хлеб и степью, и небом,И травой, и парным молоком. (В.Гришин).Много сил приложили люди, чтобы на нашем столе был вкусный, душистый хлеб. Сегодня мы с вами расскажем, как хлеб пришёл к нам на стол.Ребёнок: Мы на общем поле нашемВешним утром дружно пашем,Сеем хлеб под птичий грай,Чтобы вырос каравай.Вот такой ширины!Вот такой вышины!Педагог: (обращает внимание на картину с изображением вспаханного поля) Прежде всего, нужно разрыхлить поле. Никто не справится с этой работой лучше, чем трактор с бороной. Поле вспахано, теперь можно сеять зерно.Динамическая пауза «Посевная»Мы посеем рожь, рожь(дети показывают, как разбрасывают зёрна)И горох взойдет хорош,(поднимают постепенно руки)Будет по ветру клониться Белоярая пшеница.(качают поднятыми руками из стороны в сторону)И гречиха в цвет рядиться,(вытягивают руки и вращают кистями)И овёс заколосится(трясут поднятыми вверх руками).Педагог: Посадить зёрна нужно в определённый срок, а, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут и не вырасти. Но вот взошли в начале лета зелёные росточки (показывает картину). Выбегают в поле дети:Ребёнок: - Дождик, видишь всходы эти?Ребёнок: Их почаще поливай, Чтобы вышел каравай.^ Вместе: Вот такой ширины!Вот такой вышины!(включается фонограмма – шум дождя)Педагог: Весело стучат капельки дождя, поливают посевы.Ритмическая игра «Капли»Капля раз, капля два,(дети хлопают по коленям целыми длительностями)Капли медленно сперва.(хлопают в ладоши половинными)Потом стали поспевать,Капля каплю догонять.(ударяют пальцами по ладони другой руки четвертными).Педагог: Дождик щедро полил поле. Теперь нужно обратиться к солнышку, ведь каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна не только вода, но и солнечный свет.Ребёнок: - Солнце, шли свой луч волшебныйНа растущий стебель хлебный,Наше поле согревай!Нужен людям каравай Вот такой ширины!Вот такой вышины!Педагог: И потянулись колоски к солнцу.Упражнение на развитие координации движенийСолнце припекает(перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают вверх руки («солнце»)).Землю согревает(опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу)Высоко поднялись колоски,К солнышку тянутся они.(сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки)Ветер налетает,Колоски качает.(покачивают руками над головой)Вправо пригнулись,Влево качнулись.(наклоняют корпус и руки вправо, влево)Вот какая нива!(поднимают руки, пальцы раздвинуты)До чего ж красива!!!(трясут кистями над головой).Педагог: Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле, которое называют ещё и нива, в это время очень красивое.Обратить внимание на картину М.Шишкина «Рожь»С чем можно сравнить хлебное поле? (предположения детей). Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? Как и у моря, у поля не видно другого края, а когда дует сильный ветер, по полю как бы проходят волны.Нива моя, нива, нива золотая!Зреешь ты на солнце, колос наливая.По тебе, по ветру, словно в синем море,Волны так и ходят, ходят на просторе!!!Но вот зерна созрели, и пришло время убирать хлеб с поля. Везут зерно большие грузовики на зерноток (показ картины).Ребёнок: Много дела с урожаем:Жнём, молотим, провеваем,И летит из края в крайВесть, что будет урожайВот такой ширины!Вот такой вышины!Педагог: Не гром грохочет, не пальба,Идет, грохочет молотьба. Чу-чу-чу-чу – я зерно молочу(дети стучат кулаками друг о друга).Чу-чу-чу-чу – жернова кручу(потирают ладони друг о друга вращательными движениями).Чу-чу-чу-чу – муку получу(щелкают пальчиками).Куда потом везут муку? (на хлебозаводы). Из муки теперь можно печь калачи.Ач-ач-ач-ач – испеку калач.(«пекут» пирожки – то одна рука сверху, то другая)Чо-чо-чо-чо – в печке очень горячо.(то вытягивают руки вперед, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди)Ачики-ачики – вкусные калачики!!!(хлопают в ладоши). Педагог: Ребята, а что ещё можно испечь из муки, кроме калачей? Правильно, пироги, булки, каравай, хлеб, плюшки, бублики, круассан, крендель, плетёнку. Сегодня на занятии мы будем с вами печь разные хлебобулочные изделия. Я приглашаю вас пройти в нашу мини-пекарню. В любой пекарне должны соблюдаться санитарно-гигиенические условия: должно быть чисто и у каждого пекаря или кондитера есть своя специальная одежда.Дети повязывают фартуки, надевают колпаки и садятся за столы.Педагог: Сегодня я научу вас лепить аппетитные хлебобулочные изделия.Круассан – раскатываем кусочек теста круговыми движениями рук, расплющиваем его, стекой вырезаем треугольник. Начиная с острого конца, закатываем его.Плетёнка – раскатываем три колбаски одинаковой длины. Разложив их через равные промежутки, заплетаем косичку. И посыпаем маком.Плюшка – скатываем тесто длинным жгутом. Начиная с одного конца, сворачиваем его плюшкой.Крендель – скатываем тесто жгутом – толстым посередине и более узким к концам. По длине жгута стекой делаем 4-5 поперечных надрезов и сворачиваем жгут кренделем. Завитушка – скатываем длинный жгут Сворачиваем его так, чтобы получилось что-то типа узла. И подворачиваем концы полученной завитушки вниз.Булка – из небольшого куска теста лепим маленькую вытянутую булку. Стекой делаем три продольные ложбинки. Если ложбинки нанести наискось, то получится батон.Дети приступают к выполнению задания. В процессе работы педагог оказывает помощь советом, напоминанием тем, кто испытывает затруднения. В конце занятия, вылепленные работы складываем на стол.Из пекарни мчат машины.Чьи сегодня именины?Стол скорее накрывайИспекли мы каравай.Испекли мы булки, плюшки,Круассаны и ватрушки.Вот такой ширины!Вот такой вышины!Педагог: Мы вспомнили с вами ребята, откуда приходит хлеб на наш стол и к нему нужно относиться с уважением: его нужно обязательно доедать (старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье). Хлеб нельзя бросать на землю, на пол: раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили за это прощения.И играя, и танцуя,Помни истину такую,Никогда не забывай:Береги наш каравай,Он трудом добыт,Чтобы ты был сыт!!!

educontest.net

Хлеб богатство россии конспект занятия

 «Хлеб — богатство России» Цель. Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу. Наглядный материал. Картины с изображением поля, различных полевых работ; колоски пшеницы и ржи. Раздаточный материал. По 3 квадрата разного цвета — черного или коричневого, зеленого, желтого; Зерна ржи и пшеницы на подносах. Ход занятия. — Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие бы слова вы можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.) — Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит?(Предположения детей.) Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых — угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб.  У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомните их. (Дети называют пословицы, с которыми они знакомы.) Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу?(Рассуждения детей.) Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб». Или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» — то есть, обеспечил доход. Или «Отнять у кого-то хлеб» — это обозначает лишить места работы. - Хлеб получить трудно. Расскажите, что вы помните о том как выращивают  хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Черный( или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете ,что обозначает зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу.) — А теперь разложите квадратики так, как проходят работы  в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью (Дет с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ.) — Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи. У вас на подносах, на столах лежат зерна. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.) — Посмотрите, все зерна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом - зерна ржи. Зерна пшеницы круглые. Покажите их. (Дети берут в руки зернышки пшеницы.) А зерна — длинные. Возьмите их в руки. (Дети берут в руку зерна ржи.) Рожь и пшеница — хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб. — А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей.) Я принесла вам эти растения.(Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим, они как и зерна, тоже разные. - Что вы можете сказать вот про этот колосок? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили? — А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Он короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее.) — Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова — хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предложения детей.) — Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.) — А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой? (Если дети не вспомнили, воспитатель предлагает им отгадать загадку.) Овсом не кормят,  Кнутом не гонят  А как пашет —  Семь плугов тащит. — Вспомнили? Да, это трактор. (Воспитатель  выставляет картину с изображением работающих тракторов.) - На распаханное поле выходят другие машины — сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева: По земле сырой, не жесткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой. — Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи?(Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? Потому что растения нужно посадить в определенный срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут, не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна вовремя. — Но вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья. Был крупинкой золотой — Стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило И стрелу позолотило. — Что это? Кто знает отгадку? (Это колос.) - Как вы догадались? (Сначала было маленькое золотое зернышко. Когда оно взошло, появились зеленые стрелочки — росточки. А когда созрело, превратилось в колос.) - Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину.(Выставляет картину М..Шишкина «Рожь».) Кто написал эту картину? Как она называется? - Хлебное поле еще называют, словом нива. Повторите это новое для вас слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Нива - от слова низ, то есть поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановекая написала о поле. Смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение. Нива моя, нива, нива золотая! Зреешь ты на солнце, колос  наливая; По тебе, по ветру, словно в синем море, Волны так и ходят, ходят на просторе... - Колосья созрели. Что же делают дальше? Какая техника сейчас приходит на помощь людям? Послушайте загадку: Шумело на просторе Золотое море. Пароход пришел — Выпил море и ушел. — Что же это за пароход? Кто вспомнил? (Выставляет картину с изображением работающего комбайна.) А какое море он выпил?  (Убрал пшеницу или рожь.) — Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно. Послушайте рассказ об этом. ПРОСТИ МЕНЯ, ХЛЕБ Однажды мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Когда вернулись, хлеб уже покрылся плесенью и стал черствым. Я хотел, было, его бросить, но потом вспомнил один случай. «... Была война. Наша часть освободила деревню. У крайней хаты стояла женщина, а возле нее девочка лет пяти: худая, бледная, на тоненьких ножках, она качалась как былинка. Ребенок тянул руки к матери и повторял:« Мама, дай кусочек! Мама, дай!» — Чего она просит? — спросил я. — Хлеба. У нас немцы все отняли. Я вынул из мешка солдатские сухари и подал женщине. Девочка схватила сухарь дрожащими ручонками и начала его грызть. На глазах женщины сверкнули слезы». — Прости меня, хлеб! -подумал я. -Бросить тебя- это преступление. Положил кусок в сумку и вышел на улицу. Походил вокруг дома - куда деть? Увидел высокую ограду сада, стал на скамейку и раскрошил хлеб на столбик. Пусть склюют птицы. К вечеру я вернулся домой. Заглянул на столбик - хлеба нет. Склевали! Я был рад. М. Глинская После чтения воспитатель может спросить детей: «Почему мужчина сказал - «Прости меня, хлеб?» Занятие 2 Народные традиции. Хлебосольство Воспитатель предлагает детям вспомнить, о каких традициях и праздниках русского народа они помнят, и рассказывает о такой традиции как хлебосольство. —       Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство. Его произносят обычно, когда  хотят подчеркнуть гостеприимство, то есть, когда человек всегда готов поделиться всем, что есть у него в доме. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связывали многие пословицы и поговорки, легенды и сказки. Русские люди верили , что хорошо принятый в доме гость не сделает хозяевам ничего плохого, в старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная  .Хлеб соль со стола не сходит». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обеда стол чистой скатертью и ставить посредине хлеб, а рядом солонку с солью. Если в дом приходил посторонний и заставал домочадцев за обедом, то он приветствовал их словами: «Хлеб да соль». Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать, милости просим». Хлеб и соль сопровождали радостные события, которые происходили в жизни русских людей. Не забывали о хлебе и соли при рождении младенца. Матери приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть маленький кусочек. Крошку хлеба клали к младенцу. Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Такое уважение к хлебу было потому, что хлеб всегда являлся символом нелегкого крестьянского труда, благополучия, достатка. Какие бы кушанья на столе не стояли, если не было хлеба, обед считался неполноценным. «Без хлеба нет обеда», — говорили русские люди. Хлеб всегда считался главным богатством Руси. «Хлеб всему голова», — говорили о нем. Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на который ставили солонку с солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть. И сейчас вы можете наблюдать по телевидению такие встречи. Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. Вы знаете, что когда к вам приходят гости, ваши мамы стараются угостить их самым вкусным, потому что наш народ и сейчас такой же гостеприимный и хлебосольный.

schoolfiles.net


Смотрите также