Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб. Лисичкин хлеб сюжет


Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб

В рассказе Михаила Михайловича Пришвина рассказывается об охотнике и девочке по имени Зиночка. Мужчина специально приходит с охоты и рассказывает Зиночке, как зовут то одну птицу, как другую. Показывает ей различные ягоды и грибы.

Прочитав данный рассказ, возникает ощущение как будто сам побывал в лесу на охоте. Настолько автор детально все описывает, что представить картину рассказа очень просто. Особенно интересно читать про то, как охотник рассказывал Зиночке как лечатся деревья. Если поранится человек, то его рана заживает через некоторое время, так же и деревья. Только у человека этот процесс происходит с помощью крови, а у деревьев с помощью смолы.

Читая рассказ, чувствуется то, как девочке все интересно. Ей интересен этот лесной мир, в котором бывает охотник. Ей любопытно то, что может существовать другой мир, помимо домашнего. И что в нем возможно такое же разнообразие вокруг, как и дома.

В рассказе М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб» мужчина как-то раз придя с охоты, принес обратно с собой хлеб, который взял для перекуса, но не успел съесть. Зиночка увидела это  хлеб и спросила, откуда в лесу хлеб. Охотник не растерялся и сказал, что как капуста бывает заячьей, так и хлеб может быть лисичкиным. С тех самых пор, маленькая героиня рассказа только и ела лисичкин хлеб и говорила, что он вкуснее домашнего.

Прочитав рассказ, невольно задумываешься: а может самые обычные вещи действительно лучше, чем всякие модернизированные? Может обычный хлеб и вода бывают вкуснее заморских деликатесов? Возможно, человек слишком сильно все усложняет в этой жизни?

На мой взгляд, да. Такое может быть. Среди такого разнообразия еды, вкусов и всяких добавок, люди иногда забывают вкус настоящей еды. Забывают о том, как пахнет картошка или мясо без приправы. Забывают о том, что вкуснее бабушкиного борща ничего не может быть. Действительно, за таким разнообразием специй, человек может забыть вкус настоящей пищи, без приправ.

Делая вывод из всего вышесказанного, могу сказать одно, что иногда стоит попробовать не усложнять вещи. Принимать их такими, какие они есть. И, возможно, именно тогда люди станут настоящими ценителями простых вещей.

Другие сочинения:

Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение про рыбалку

    Каждое лето мы с семьей на несколько месяцев переезжаем жить в деревню. Жалко, конечно, уезжать из города, где остаются все школьные товарищи, но я никогда не прошу оставить меня дома. Нет ничего прекраснее деревенской жизни!

  • Сочинение Что такое предательство рассуждение с примерами 15.3 ОГЭ

    Что такое предательство? Это очень обидная вещь, с которой сталкивается огромное количество людей-кто-то совершает его, а кто-то является жертвой предательства.

  • Сочинение по былине Вольга и Микула Селянинович

    В этой былине противопоставляются друг другу два эпических героя. Оба они хороши и сильны, оба – богатыри славные. Один из них – князь Вольга, а второй – крестьянин Микула.

  • Сочинение Береги платье снову, а честь смолоду

    Пока человек молод не совсем разумен, пока у него не хватает жизненного опыта, он не может осознать насколько серьезны его поступки, и как они могут оказать влияние на его дальнейшую судьбу.

  • Английский язык мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс

    Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

sochinite.ru

Краткое содержание Пришвин Лисичкин хлеб для читательского дневника

Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса. Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах - тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами. Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.

Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.

Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.

Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.

С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.

Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.

Читать краткое содержание Лисичкин хлеб. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оцените: Голосов: 8

Пришвин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Лисичкин хлеб

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лиханов Чистые камушки

    После войны отец Михаськи становится спекулянтом. Даже верный друг Сашка не хочет больше с Михаськой дружить. Несмотря на это, с риском для жизни герой выручает Сашку из беды. Отец поступает подло

  • Краткое содержание Война миров Герберта Уэллса

    Глазами безымянного англичанина показаны ужасы вторжения инопланетян на землю. Началом будущей катастрофы служит повышенный интерес землян к планет Марс, ее тщательное изучение. На Землю начинают падать метеориты, никто не придает этому особого значения

  • Краткое содержание Цвейг 24 часа из жизни женщины

    Виртуозный мастер прозы Стефан Цвейг вывел героинями новеллы «24 часа из жизни женщины» молодую мадам Анриэт и пожилую мадам К.Действия происходят в Ривьере. Сюжет сразу закручивается интригой: француз-щеголь вскружил голову жене фабриканта Мадам Анриэт

  • Краткое содержание Чехов Детвора

    Чехов через игру раскрывает характер каждого ребенка: даже ещё не полностью оформившийся характер, а нрав и предрасположенности. Например, самый старший – Гриша

  • Краткое содержание Лермонтов Ашик-Кериб

    Михаил Лермонтов передал в прозе прекрасную турецкую сказку со всем колоритом этой страны: имена, реалии, верования… Всё это создаёт атмосферу восточной сказки

chitatelskij-dnevnik.ru

Фрагмент урока (Лисичкин хлеб) — ПримаВики

Автор

Дементьева Наталья Владимировна

Цели и задачи урока

Формирование потребности в чтении. Развитие навыка медленного, вдумчивого чтения, умения понимать замысел автора и связь замысла с формой произведения, сравнивать своё первичное восприятие с открытиями по мере обсуждения и перечитывания, понимать, какие языковые средства помогли создать такое настроение, придать такой смысл. Формировать умение различать понятия "писатель", "автор", "герой-рассказчик".

Ход урока

- Ребята, слышали вы что-нибудь о писателе М. Пришвине?

= Нет.

- Я хочу вам предложить открыть для себя этого интересного писателя. И думаю начать это открытие с чтения одного из его рассказов "Лисичкин хлеб". Мы читать еще не начали, может, у вас появились какие-то вопросы до чтения?

= А разве лисичкин хлеб бывает?

= Это что, сказка?

- Интересные вопросы. Попробуем найти на них ответы в самом произведении. Итак, слушайте.

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

- Это что за птица? - спросила Зиночка.

- Терентий, - ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.

- Сами лечатся, - ответил я. - Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

- Откуда же это в лесу взялся хлеб?

- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

- Заячья...

- А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

- Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Обсуждение

- Теперь вы можете ответить на первые вопросы?

= Да.

- Так бывает ли лисичкин хлеб?

= Оказывается, бывает. Но это не обычный хлеб, а придуманный писателем.

= Нет, это был обыкновенный чёрный хлеб, его просто не съели в лесу. Зачем он обманул Зиночку?

= Я думаю, что не обманул, а подарил сказку. Мне кажется, этот рассказ можно назвать сказкой.

= Он видел, что девочка обомлела, когда увидела хлеб, что ждёт чего-то необычного, и решил удивить её.

- Хорошо. А кто же этот он?

= Писатель.

= Пришвин.

- Все согласны с предложенными ответами?

= Наверно, не писатель и не Пришвин. Ведь эти слова не использованы в рассказе.

- Хорошо. Есть ещё какие-нибудь догадки?

= Охотник?

- Почему ты так думаешь?

= В рассказе говорится об охотнике. Это он ходит в лес, топор в дерево воткнет и отдыхает.

= Нет, об охотнике Зиночке рассказывает ... кто?

- Да, кто же рассказывает Зиночке?

= Наверно, какой-то знакомый.

- Как же мы момжем назвать того, кто рассказывает, если это и не писатель, и не Пришвин, и не охотник?

= Рассказчик?

- Молодцы. Вот вы и сделали первое открытие. Рассказы пишет писатель, у которого есть фамилия, имя, отчество. Но писатель не может быть героем рассказа. В рассказе писатель превращается в героя-рассказчика.

= Получается, что путать их нельзя!

- Получается, нельзя. Вот мы с вами говорим "рассказ, рассказ", а ведь было высказано предположение, что это сказка? Вы с ним согласны?

= Нет.

- Почему?

= Я не согласен. Потому что в сказке есть сказочные герои. А здесь таких героев нет.

= Я тоже не согласна. Здесь нет волшебных предметов. Даже лисичкин хлеб - не волшебный предмет, а он становится сказочным, лисичкиным как подарок рассказчика Зиночке.

= Я понял. Зиночка была маленькая, она верила в чудеса, ждала чего-сказочного, поэтому писатель, ой, рассказчик, использовал сказочный приём и превратил обычный чёрный хлеб в необычный, сказочный, лисичккин.

- Хорошо. Вот мы с вами сделали ещё одно открытие: в рассказе могут использоваться с определённой целью сказочные элементы. Они помогают охарактеризовать героя. Как эпизод с лисичкиным хлебом характеризует рассказчика?

= Он очень любит природу, лес.

= Да, он знает всё в лесу: и птиц, и грибы, и травы...

= Я даже не слышал никогда таких названий трав: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест.

- А кто-нибудь видел, знает такие травы?

= Нет.

(Здесь можно сделать "Энциклопедическую страницу": показать видеоряд с фотографиями названных трав, дать краткую справку. Нужно, чтобы у детей вместе с названием возникал и зрительный образ.)

= Он рассказывает о них так, что можно увидеть: много белых грибов, и красных, и черных, кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника.

= Можно даже запах почувствовать:ароматный комочек сосновой смолы.

= Да, и звуки можно услышать: тетерев бормочет, рябчик свистит.

= Он добрый, любит детей. Специально для Зиночки он принёс из леса разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку.

- А почему ты решил, что специально для Зиночки?

= Писатель пишет, что рассказик "нарочно для Зиночки принес".

- Итак, о рассказчике мы узнали и рассказали уже довольно много, хотя, конечно ещё не все. Что ещё можно о нем узнать из рассказа, вы подумаете дома и поделитесь своими открытыями на следующем уроке. А сейчас давайте подумаем, можем ли мы на основании рассказа что-нибудь узнать о писателе М. Пришвине?

= Не можем ничего узнать.

= А я думаю, что можем. Ведь писатель может писать только о том, что сам знает. Значит писатель М. Пришвин хорошо знает лес.

= Да. И он сам любит детей, поэтому и его герой-рассказчик любит детей и так чуток.

=

Итог

на страницу курсов

primwiki.ru


Смотрите также