Книга «На поповских хлебах». На поповских хлебах


"На поповских хлебах Рассказы матушки" Марина Захарчук: рецензии и отзывы на книгу | ISBN 978-5-905793-40-0

Книга очень понравилась. Написана с любовью, с юмором. Очень понравилась манера повествования, слог. Автор рассказывает о своей жизни, о жизни родных и близких, о тяжести жизни в деревне, куда направили служить ее мужа. Эта книга единое единое, хотя составлена, скорее, не из глав, а из отдельных рассказов. Некоторые мысли и описания повторяются в рассказах. Приведу краткое содержание нескольких рассказов.

"Печаль моя светла". В этом рассказе речь идет о певце Борисе Штоколове, автор очень его любила. А он ей, ещё ребенку, подписал ноты, в школе не поверили, тогда мама написала об этом певцу, и девочке прямо в школе вручили конверт с ответным письмом. Позже автор привела своих детей на его концерт, но подойти к певцу не решилась.

"Дорога к храму". Автор рассказывает о своём пути к вере, к Богу. Родители в храм не ходили, только бабушка, порой она брала с собой внучку. Автор с сестрой ходили в храм, но в таинствах не участвовали, а считали себя верующими. Впервые М.З. причастилась, когда познакомилась с отцом Валерием, он и стал ее духовником. Позже автор стала ходить в храм и на занятия в ЛДА. В этой главе также рассказывается, как автор побывала у адвентистов и католиков.

"Владыка Михаил"- рассказ об удивительном интеллигентном человеке. Марина Захарчук описывает, как побывала у владыки в квартире. Он играл на фортепиано, знал наизусть сонаты Бетховена и мн др композиторов. Знал 6 языков. А также эта глава про Льва Лебедева- нового духовника автора.

"Алюминиевые кольца"- рассказ про знакомство и свадьбу автора с мужем Лукой. Родители М.З. были сначала против такого брака, родители жениха не хотели давать благословение без их согласия. В конце концов, решили свадьбу назначить через год, а молодые тем временем уже подали заявление, и расписались через пару дней. Отец Авксентий( отец жениха) был сердит на них за такую неожиданность. Кольца молодым купила мама Луки- из алюминия, покрашенные золотой краской. "Ночи накануне венчания почти не спали. Оба мучили свои головы на жёстких подушках. Я накрутила мокрые пряди на бигуди, а Лука, наоборот, вымыв голову, стянул ее платком, чтобы волосы остались прямыми". " ... мои волосы не высохли и повисли сосульками, а обычно крупные локоны жениха свернулись мелкими колечками и походили на баранью шерсть".

"Под омоформа владыки Хризостома". Перед молодоженами встал вопрос как и на что жить. Они отправились в родной город Курск в надежде на аудиенцию у владыки Хризостома. Курский архиепископ был очень вспыльчив. Во время одной из служб он выгнал болтавших прихожанок, а потом на проповеди покаялся в этом. Владыка Хризостом рукополагал мужа автора. Он предоставил им жильё и дал денег на первое время. В архиерейском соборе служил самым пожилой из всего клира игумен Александр. Он всегда приходил в собор задолго до службы и вычитывал сотни записок. Однажды Лука его спросил, зачем тот хранит эти записки, ведь они на одну литургию. И услышал ответ:"Я уже не помню, кто мне их давал. А может та женщина последнюю копеечку в храм принесла...отмолил ли я её?"

"Чтоб вам тут и помереть!".Автора с мужем направили в село в Белгородской области. И о том, как матушка привыкала к новой жизни. Об особенностях самой деревенской жизни, сленге, который матушка не всегда понимала.

"Пышные поповские хлеба"- эта глава рассказывает о притеснениях властью церкви. Чтобы начать служение на приходе, надо было получить разрешения, в том числе у уполномоченного по делам религий. Церковные деньги, собранные прихожанами на ремонт храма, можно было потратить только с разрешения райисполкома, причём он сам определял сумму, которую ни на что не хватало, надо было ещё перечислить государству пару тысяч. Выходом была чёрная касса. Была ещё трудность - официально органом управления храма был староста. Они требовали полного подчинения священника себе. Тяжело жилось в селе: топка печи, за водой приходилось ходить далеко, медицина практически отсутствовала; ездили на отпевание с младенцами(надо было петь) в любую погоду; налоги со священнослужителей брали огромные. Но поповские хлеба, помощь от прихожан, очень помогали батюшке с матушкой.

В рассказе "Звонари" описываются прихожане. Одна из них Евфросинья ходила в храм до глубокой старости из соседнего за 7 км села. Слепая старушка,которая, заслышав колокол, выходила на дорогу и ждала, чтобы кто-нибудь из проходящих довёл ее до храма.

"Трактор в поле". В советское время и партийные руководители обращались к батюшке за крещением и отпеванием. Однажды крестили ребёнка у таких. Батюшка рассказывал родителям и крёстным малыша об основах православия. В конце один крёстный сказал: "Батюшка, а вы сами верите, что говорите? Нас в школе учили, что Бога нет". Батюшка продолжал: "Сегодня мы по дороге к вам увидели брошенный с осени трактор. Вы мне верите ?" - Конечно! - Так вот, я вас обманул. Никакого трактора там нет. Точно так же вас обманули в школе.

В главе "Покаяние" речь идёт о бабушке Поле. Все у неё было хорошо, да вот родные уехали, и осталась она одинока. Гадалка ей сказала, что это из-за подруги Кати. И бабушка Поля взъелась на подругу и долго не могла простить его. Исповедь, к батюшке пришли бабушка Поля и Катя(впервые). И тут Поля заплакала, упала на колени перед подругой и попросила прощение.

www.labirint.ru

Книга «На поповских хлебах», смотреть онлайн

Автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, - Марина Геннадиевна Захарчук, - жена священника, мать пятерых детей - матушка. В 80-е годы, будучи студенткой факультета журналистики, она вышла замуж за семинариста и была отчислена из университета. После этого ее несколько лет не подпускали к печатному слову на пушечный выстрел! Однако матушка не оставила журналисткой деятельности, но вела своеобразную борьбу с государственным атеизмом, отправляя в различные газеты и журналы статьи, защищающие веру и Церковь. Тогда же Марина Геннадьевна столкнулась с формулировкой, бытующей в окружающем мире, которая гласит: «нет для семинаристов в Церкви более привлекательного, чем «пышные поповские хлеба». Как достаются эти пышные поповские хлеба, которыми так часто попрекают священнослужителей, матушка и рассказывает в книге, которая так и называется – «На поповских хлебах». Книга вышла в Издательстве Зёрна-Слово и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

 «На поповских хлебах» - это книга рассказов-воспоминаний матушки Марины Захарчук, написанных интересным, художественным, но в то же время простым и живым языком. Как сообщают издатели, автор книги - Марина Геннадиевна Захарчук роди­лась в день Пасхи, 13 апреля 1958 года, в Курске, в семье учителей. Затем была средняя школа и одновременно – учеба в музыкальной школе при музыкальном училище. По окончании Марина год работала на курском заводе «Счётмаш» в должности руководителя детской самодеятельности.

 С 1976 по 1980 год матушка Марина училась на факультете журналистики Ленинградского Госуниверситета. За полгода до окончания её исключили из этого учебного заведения в связи с религиозными убежде­ниями и тем, что вышла замуж за воспитанника семинарии. С конца 1980 года и по настоящее время живёт с супругом, протоиереем Лукой, на приходе села Новенькое Ивнянского района Белгородской области. Воспитывает пятерых детей. Несёт церковное послушание регента и псаломщика. Руководит воскрес­ной школой. Матушка Марина работала в издательском отделе Белгородской митрополии. А с недавнего времени находится на пенсии и пишет глубокие и поэтичные рассказы, воспоминания. Награждена медалью Святителя Иннокентия, митрополита Московского, «За миссионерские труды».

 Эта книга представляет собой дневник, в котором собраны воспоминания о родных и близких матушки, о годах ее юности, о детстве. А начинается повествование следующими словами: «Чем больше клонится к закату жизнь, тем чаще и ярче вспыхивают в памяти картинки детства. Как хорошо, что картинки эти — светлые. И приходит мысль: а что сделали мы, тоже родители, а теперь ещё и бабушки-дедушки, что­бы и наши дети смогли когда-нибудь отдохнуть от вихря несущейся жизни в памяти детских воспоминаний? У нас ещё есть время, чтобы сделать жизнь детей яркой и памят­ной. Ведь детство - это фундамент всей жизни». Далее матушка Марина рассказывает о встрече Нового года и Рождества Христова в их доме, о том незабываемом чувстве, которое охватывало ее в эти дни, когда наряжалась настоящая рождественская елка с самодельными игрушками и с пикой на верхушке вместо красной звезды.

 Следующие воспоминания автора связаны с Праздником Пасхи, а вместе с тем и днем рождения матушки. Вот она пишет: «На Пасху обе мои бабушки пекли куличи. Но празд­ник начинался гораздо раньше. Мой день рождения -13 апреля, а сестра родилась 14-го, но день её рождения всегда наступал на неделю раньше. Как так? Да просто она родилась на Вербное воскресенье, а я - на Пасху. В деревнях старики и сегодня на вопрос о дне рождения часто отвечают: «На Покров», «На Воздвижение», а то и - «В Великом посту». Календарные дни рождения у нас, конечно, отмечались, но обойти церковные праздники было невозможно. И каждый год на Вербное, независимо от числа, сестре дарили букетики вербы, вспоминая её день рождения». А в Пасхальный день всегда поздравляли Марину.

 Особенные чувства охватывают автора при воспоминании о днях Страстной седмицы, а более всего – о четверговых Евангелиях. Об этом матушка Марина рассказывает следующее: «Бабушка уходила в церковь под вечер, а возвращалась глубокой ночью. Детство моё было в годы хрущёвских гонений на Церковь. Но сколько же людей шло тогда в храмы!» «Этим вечером я никогда не ложилась спать, не дождавшись бабушку. Сидела у тёмного окна, вглядываясь в ночь. И вот - один мерцающий огонёк, второй, третий. Целая цепочка! По одному и группами вспыхивают сквозь ночь жёлтые, красные, зелёные, синие - тоненькие свечечки за разноцветными стёклами уж точно дореволюционных фонариков. Сколько же их! А ведь в церковь тогда ходили только пожилые - бессмертные «старухи», число которых не уменьшалось в храмах долгие советские десятилетия, «старухи», которым Хрущёв обещал показать по телевизору «последнего попа».

 Осторожно, придерживая друг друга, скользят они по весеннему гололёду. Вот один огонёк поплыл в сторону, другой, третий. А вот и к нашему дому. Бабушка! Встречаем в дверях, усталую, замёрзшую, но такую радостную: донесла! Бережно достав из фонарика свечку, она, как была - в пальто и шарфике на голове, - взбирается на табурет и осторожно выводит по белой масляной краске на дверной перекладине ровные чёрные крестики. А завтра... Завтра вечером в доме будет пахнуть сладкой сдобой поднимающегося в большой кастрюле теста. Ещё через ночь заработает старая электрическая чудо-печка, весь день выпуская из себя кулич за куличом». Потом, на Праздник Пасхи (и на день рождение Марины) в их дом соберутся дети. И бабушка (старая учительница) расскажет юным пионерам о Предвечном Боге, ставшем Человеком, чтобы исцелить больное человечество от смертельного духовного недуга. И хоть семена её веры падали на почву, отравленную ядом атеизма, они не погибли, проросли годы спустя под благодатным теплом Воскресения Христова.

 Еще несколько слов хочется сказать о воспоминаниях матушки, в которых говорится о Великой Отечественной войне. На страницах своего дневника автор пишет: «Я знаю о войне не только из книг и фильмов. Ещё в детстве не раз держала в руках пачку фронтовых писем - пожел­тевшие от времени «треугольники», мелкие неразборчи­вые строчки, исписанные выцветшими чернилами, а то и карандашом: и бумаги нет, и времени — успеть бы написать и отправить. Моя мама, солдат той войны, и бабушка, мать погибшего солдата, хранили их как самую дорогую ре­ликвию и разрешали мне доставать из шкатулки только в День Победы. Это были письма моей мамы. Иногда почти половина письма оказывалась вымаранной чёрной тушью - так работала фронтовая цензура, убирая из солдатских посланий то, что, по её мнению, не следовало знать остав­шимся в тылу. Но ни разу перо цензора не коснулось тех букв, что неизменно стояли в конце письма: Х.Т.Б. Вероятно, их принимали за инициалы авторов письма.

 А в обратном письме матери на фронт к дочери летели те же буквы: Х.Т. Б. Лишь они двое понимали, что буквы эти означают: «Храни тебя Бог». И Господь услышал. И принял даже такую зашифрованную молитву. Через налёты вражеской авиации, через лёгкие ранения и очень тяжёлый тиф прошла мама автора этой книги - радист артиллерии, но та краткая молитва сохранила ей жизнь». «Храни вас Бог», - обращается сегодня Марина Захарчук ко всем тем, «кто вернулся с той страшной вой­ны, кто живёт сегодня с нами. А тем, кто остался в далёких фронтовых годах, кто уже в мирное время умер от ран и болезней,- вечная память. Она, эта память, светлая: ведь погибшие наши родные исполнили высшую заповедь любви - души свои положили за друзей своих». И пусть «у нас много пишут о войне», как заключает автор, - этого никогда не будет достаточно.

 

*** По словам издателей, в рассказах матушки Марины Захарчук дышит живое человече­ское чувство, слышится её взволнованный и убеждённый голос. Говорить о самом наболевшем как в ней самой, так и в людях, причём говорить с неподдельной искренностью и сознанием вы­сокой ответственности за каждое сказанное слово, ей позволяют активная вовлеченность в реальную жизнь, деятельная любовь к ближним и дальним. Произведения матушки помогают читателю задуматься о сво­ём духовном состоянии, найти дорогу к храму, утвердиться на пути добродетели и покаяния. 

 

tv-soyuz.ru

Рецензия на книгу М.Г. Захарчук «На поповских хлебах»

22 февраля 2017 в 12:25

Марина Захарчук, супруга сельского священника, то есть матушка. Награждена медалью Святителя Иннокентия, митрополита Московского, «За миссионерские труды». Женщина крепкая духом, мать пятерых детей. Училась на факультете журналистики в Санкт-Петербурге, тогда ещё в Ленинграде, правда полгода не дали доучится и исключили из университета, из-за религиозных убеждений.

Книга «На поповских хлебах» напоминает дневниковые записи, потому что почти на протяжении всей книги идут рассказы из личной жизни матушки Марины. Название книги, хочется сказать, совсем неоднозначное, противоречивое. Какие могут быть «поповские хлеба» при советской власти, когда только и делали власти, что жизни никакой не давали. Да ведь и времена были богоборческие, люди портились на глазах, лишь бы власти угодить. Но несмотря на это, большинство окружающих, люди далёкие от храма в основном друзья молодости, так и думали что самое привлекательное в священничестве, так это «поповские хлеба», которых по сути то и не было вовсе. Разве можно назвать таким словосочетанием холодное жилище где продукты можно ставить на пол вместо холодильника, или когда не в состоянии купить еду, когда добрые люди помогают чем могут и только этим и питаешься.

Автор пишет про свою жизнь без сгущения красок и без лишних узоров. Про свою личную сложную, порой не лёгкую, но счастливую настоящую женскую судьбу. Начинается повествование с самого сладкого воспоминания — с детства, потом неминуемая увлечённая юность и взрослая жизнь. Как же повезло автору, уже с детства встречаться с настоящей верой в Бога, и наверняка, поэтому в юности хождения в храм становятся серьёзным и важным событием. Не забыв про родителей и любимых бабушек, автор почтила их память в книге воспоминаниями об их жизни, и их молодости и конечно же о военном времени, которое ни одну семью не обошло стороной. Ближе к концу книги встречаются рассказы из нынешней жизни автора, и рассказы где автор стал случайным свидетелем историй с соседями или прихожанами.

«На поповских хлебах»Марина Захарчук (Издательство «Зёрна»

Книга написана в художественном стиле, что позволяет читателю увлечённо проникнуться произведением, потрясает своей теплотой и открытостью. Такую откровенность не часто встретишь, никто так правдиво не пишет? особенно о житейских сложностях. Как же дороги для каждого из нас воспоминания детства, и поэтому книга становится какой-то родной уже с первых страниц. Так увлекательно и с мельчайшими деталями описывается автором Новогодняя и Рождественская ёлка и самодельные украшения на ней, что невольно вспоминаешь свою детскую ёлку до самого потолка, а в детстве всё кажется гораздо больше чем есть на самом деле. Хочется отметить наличие фотографии в книге, что тоже намекает на дневниковые записи, так как они из личного альбома автора. Очень интересно при чтении смотреть эти фотографий молодости тогда ещё простой девушки Марины, потом молодой мамы, супруга и деток, духовников, правящих на то время архиереев, родственников и друзей. Эти простые чёрно-белые фотографии добавляют книге настоящего будничного прошлого, можно сказать они та самая капля которая оживляет книгу до конца. Ведь и в жизни нам приятней смотреть настоящее фото, а не листать слайды. Читается книга легко и быстро, просто потому что написана лёгкой рукой интересного полного жизни и любви человека, простой женщиной. Характер, личностные качества, образование и масса жизненных усилий превращают любую простую историю в интересную книгу.Спасибо матушке Марине Захарчук за её труд. Думаю, для многих данная книга станет открытием, в ней целая история девушки, которая стала по собственной воле женой священника.

Светлана Пауничева

Читайте далее:

«Несвятые святые». Рецензия на самую популярную православную книгу последних лет

Рецензия на книгу «Под кровом Всевышнего» Н. Н. Соколовой

Медведева и Шишова против либерализма. Рецензия на книгу «Узники свободы»

zyorna.ru


Смотрите также