Башкирская национальная кухня. Хлеб башкирский


хлеб - перевод - Русский-Башкирский Словарь

ru «Не быстрые успешны в беге и не сильные — в битве; не у мудрых — хлеб, не у понимающих — богатство и не у знающих — благосклонность, но для всех время и случай»

JW_2017_12ba «Һәр ваҡытта ла йүгерештә — етеҙҙәр, ә һуғышта көслөләр еңмәй, һәр саҡта ла аҡыллыларҙа — икмәк, аҡыл эйәләрендә байлыҡ булмай, һәм һәр мәлдә лә белемле кешеләр уңышҡа ирешмәй, сөнки уларҙың һәммәһе лә көтөлмәгән ваҡытта осраҡлы хәлгә эләгә».

ru Неизменной осталась стоимость пшеничной муки (29,89) и хлеба из ржаной и ржано-пшеничной муки (41,07).

Ихтикba Бойҙай онона (29,89) һәм арыш ононан, бойҙай һәм арыш оно ҡатнашмаһынан бешерелгән икмәккә (41,07) хаҡтар үҙгәрмәгән.

ru бери половину хлеба

Ихтикba икмəктең яртыһын ал

ru пшеничный хлеб

Ихтикba бойҙай икмәге

ru Ты, возможно, видел, как пекут хлеб в форме.

JW_2017_12ba Һин, бәлки, берәйһенең икмәк бешергәнен күргәнең барҙыр.

ru сырой хлеб

Ихтикba бысый икмәк

ru Отечество и нация. Крепко любите свое отечество, где вы живете под голубым небом, дышите воздухом, пьете воду, питаетесь хлебом, старайтесь возвеличивать его имя.

Ихтикba Ватан һəм миллəт. Күге аҫтында йəшəгəн, һауаларын еҫкəгəн, һыуын эскəн, икмəген ашаған ватанығыҙҙы ныҡ һөйөгөҙ, уның исемен бөйөк итеү өсөн тырышығыҙ.

ru Он [Галактион] успокаивался только тогда, когда Харитина выходила из себя и начинала рвать и метать (Д. Мамин-Сибиряк, Хлеб).

Искандер Шакировba Ул [Галактион], Харитина асыуланып, туҙына башлағас ҡына, тыныслана.

ru буханка хлеба

Ихтикba бер буханка икмәк

ru делить хлеб на два куска

Ихтикba икмәкте икегә бүлеү

ru Хлебозаводы у нас выпекают много сортов ржаного хлеба.

Ихтикba Икмәк заводтарында арыш икмәгенең күп төрлө сорттарын бешерәләр.

ru время выпечки хлеба

Ихтикba икмәктең бешеү ваҡыты

ru [Нил:] За хлеб-соль вашу я платил трудом и впредь платить буду, а воле вашей подчиниться не могу (М. Горький, Мещане).

Искандер Шакировba [Нил:] Һеҙҙең хәстәрегеҙ өсөн мин хеҙмәтем менән түләнем һәм алда ла түләйәсәкмен, ләкин һеҙҙең ихтыярығыҙға буйһона алмайым.

ru — Не было хлеба,

Ихтикba — Икмәк булмағас...

ru – На хлеб на воду вас посадить да из тёмной комнаты не выпускать.. – прошипела на Сашеньку дрожавшая от злости Перепелицына (Ф. Достоевский, Село Степанчиково и его обитатели).

Искандер Шакировba – Һеҙҙе икмәк-һыуға ғына ултыртып ҡуйырға ла ҡараңғы бүлмәнән сығармаҫҡа... – тип бышылданы асыуынан ҡалтыраған Перепелицына.

ru В число тех, кто ест хлеб и пьет вино, входят и те, кто ошибочно полагают, что помазаны святым духом.

JW_2017_12ba Икмәктән һәм шараптан ауыҙ итеүселәр иҫәбенә яңылыш үҙҙәрен майланған тип һанаған мәсихселәр ҙә инә.

ru спасти хлеб от пожара

Ихтикba игенде янғындан аралау

ru Хозяин и гости вели дружественную, но пустую беседу, иначе сказать – переливали из пустого в порожнее (Ф. Решетников, Свой хлеб).

Искандер Шакировba Хужа һәм ҡунаҡтар дуҫтарса, ләкин буш әңгәмә алып барҙылар, икенсе төрлө әйткәндә – бушты бушҡа ауҙарҙылар.

ru белый хлеб

Ихтикba аҡ икмәк

ru Я – инвалид, видите – безногий, какой из меня добытчик и работник? Так, живём чем бог пошлёт, с хлеба на квас перебиваемся (М. Шолохов, Тихий Дон).

Искандер Шакировba Мин – инвалид, күрәһегеҙ – аяҡһыҙ, мин ниндәй мал табыусы ла хеҙмәтсе инде? Бары менән байрам итеп йәшәйбеҙ инде, икмәк тә кеүәҫ менән көн итәбеҙ.

ru Эк 11:1. Что означает фраза «пускай свой хлеб по водам»?

JW_2017_12ba Вғ 11:1. «Икмәгеңде һыуҙар буйлап ебәреү» нимәне аңлата?

ru — Хлеб сидя нужно есть, — пояснил он мне,

Ихтикba — Икмәкте баҫып ашарға ярамай, — тип аңлатты миңә.

ru Он взял хлеб и, поблагодарив Бога в молитве, дал его 11 оставшимся апостолам.

JW_2017_12ba Ғайса икмәк алып доға ҡыла һәм уны 11 илсеһенә бирә.

ru [Соня:] Я и дядя Ваня работали без отдыха, боялись потратить на себя и всё посылали тебе... Мы не ели даром хлеба! (А. Чехов, Дядя Ваня).

Искандер Шакировba [Соня:] Мин дә, Ваня бабай ҙа ялһыҙ эшләнек, үҙебеҙгә тотонорға ҡурҡтыҡ һәм бөтәһен дә һиңә ебәрҙек... Беҙ бушҡа икмәк серетмәнек.

ru Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за его хлеб-соль (А. Пушкин, Арап Петра Великого).

Искандер Шакировba Ҡунаҡтар, ошо көтөлмәгән килеү тураһында шыбыр-шыбыр һөйләшә-һөй-ләшә ашханала ҡалдылар һәм, әҙәпһеҙ булып күренеүҙән ҡурҡып, тиҙҙән, хужаға һый-хөрмәте өсөн рәхмәт әйтеп, бер-бер артлы таралдылар.

ru.glosbe.com

Башкирский хлеб Archives - Soviet Postcards

Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика расположена на рубеже Европы и Азии, в южной части Уральских гор и предгорий, Это край привольныхстепей и лесов, полноводных рек и светлых озер, плодородных равнин ‚и горных массивов, богатых разнообразными полезными ископаемыми.

Башкйрия – республика мно-гонациональная. Единой братской семьей живут в ней башкиры, русские, татары, чуваши, мордва, Удмурты – представители более 100 национальностей.

Трудящиеся республики бережно хранят память о пребывании В. И. Ленина в Вашкирии. В’ 1900 году В. И. Ленин дважды побывал в Уфе. Там он встретился с социалдемократами Урала и Поволжья, обсудил с ними важнейшие задачи революционного движения, создал один из первых опорных пунктов газеты «Искра».

После Великой Октябрьской социалистической революции Башкирия с помощью всех братских республик Страны Советов достигла небывалых высот в политическом, экономическом и культурном развитии.

В суровую годину Великой Отечественной войны дни и ночи из Башкирии шли на фронт эшелоны с боевой техникой, горючим и процовольствием. Вместе со всем советским народом на фронтах храбро сражались сЫны и дочери Башкирии, проявляя беззаветное мужество и героизм. 275 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик-штурмовик Муса ГареевУдостоен этого высокого звания дважды. Всей стране известны имена воспитанников башкирского комсомола Героев Советского Союза А. Матросова и М. Губайдуллина, закрывших собой амбразуры вражеских дзотов.

Продолжая развивать высокими темпами свою экономику, в послевоенные годы Башкирия превратилась в крупный индустриальный и сельскохозяйственный район Страны. Республика стала одним из крупных центров по переработке «черного золота».  Мощное развитие получили: нефтехимическая, химическая и угольная промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроенйе; построены десятки предприятий лесной, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности.

Создана разветвленная сеть научных учрежцений, ведущее место среди которых занимает Башкирский филиал Академии -наук СССР крупный научный центр исследований в области общественных, естественных и технических наук.

За большие успехи в коммунистическом строительстве республика удостоена высоких наград Родины – на ее знамени два ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и Дружбы народов.

В столице Башкирии Уфе живет более миллиона человек. В гороце 7 высших учебных заведений, 85 Дворцов культуры и клубов, 18 кинотеатров, Дворец спорта, стадионы, плавательные бассейны. Работают театр оперы и баЛета, Башкирский ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени М. Гафури, Русский драматический театр, филармония, цирк.

В 1974 г0ду за большиеуспехи, достигнутые трудящимися столицы Башкирии в хозяйственном и культурном строительстве, за заслуги в революционном движении и в связи с 400-Летием со дня основания Уфа была награждена орденом Октябрьской Революции.

Сегодня труцящиеся республики – добиваются новых успехов в созИДательном труце, претворяя в жизнь величественные предначертания ХХVI съезда КПСС. Цвети, Башкирия!

А. Захаров

Уфа

Памятник В. И. Ленину

Мемориальный Дом-музей В. .И. ЛенинаПамятник В. И. Ленину в сквере Ильича

Уфа

Фрагмент памятника борцам-революционерам в Уфимском детском парке им.И. С. Якутова

Памятник Салавату Юлаеву – национальному герою башкирского народа

Уфа

Площадь Ленина и проспект Октября

Уфа

Вид на городские кварталы

Монумент Дружбы, сооруженный в честь400-летия добровольного присоединенияБашкирии к России

Ишимбай – город нефтяников

Памятник первооткрывателям башкирскойнефти

Нефтехимия – ведущая отрасль индустрииреспублики

Промышленные центры республики: Стерлитамакское ордена Трудового КрасногоЗнамени производственное объединение«Сода»

Белорецкий ордена Трудового Красного Знамени металлургиясский комбинатим. М. И. Калипитш

Кармановская ГРЭС им. 50 – летия Башкирской АССР

Башкирский хлеб

Табун Уфимского конного завода

 

www.sovietpostcards.org

Башкирская национальная кухня

Башкиры — народ, населяющий достаточно большую территорию на Южном Урале. В древности он вел полукочевой образ жизни, перемещаясь в теплое время за отарами овец и табунами лошадей с пастбища на пастбище, а в холодное — устраивая зимовки в деревнях. Естественно, образ жизни наложил отпечаток на национальный уклад: фольклор, развитие ремесел и, конечно, кулинарные пристрастия. 

Лук от семи недуг

В повседневном рационе башкир много мясных, молочных, крупяных и мучных блюд. Из мяса особенно популярна баранина и конина, чуть реже - говядина. Свинину башкиры не едят. И вовсе не из религиозных убеждений, а лишь потому, что с древности привыкли к тому мясу, которое перемещалось по горам и лугам вместе с ними.

Основные требования к повседневным блюдам: питательность, высокая калорийность и простота. Для того, чтобы весь день провести в седле, нужно много сил и энергии. Готовить еду необходимо быстро на коротких стоянках, а сохранять — долго и во время пути, и длинной зимой.

Еще одна отличительная особенность башкирской национальной кухни — малое использование специй. Изредка в блюдах можно встретить черный или красный перец, а также чеснок. Зато много трав: как дикорастущих, так и привычных, культурных: укроп, петрушка. Традиционно едят здесь много лука, но в сыром виде. Именно таким, не вареным и не жаренным, он сохраняет все свои полезные свойства: убивает простудные бактерии, нормализует кровяное давление, улучшает пищеварение, а также восполняет нехватку витамина С. Мелко нашинкованный, его обязательно подают к мясу, вместе с солью, непременно добавляют в супы, но уже в самом конце варки.

Мяса башкиры едят очень много, в основном вареного, тушеного, сушеного и вяленого. Очень любима жирная конская колбаса — казы. Подается она с кисломолочными напитками, айраном, курутом или кумысом, чтобы нейтрализовать действие на желудок такой тяжелой пищи. Многие блюда являются универсальными, представляя собой одновременно и первое и второе: куллама, элеш и, конечно, знаменитый бешбармак.

Основной гарнир - картофель, пришедший сюда в конце XIX века, реже другие овощи - капуста или морковь. 

Секреты кумыса

Не обходится никак башкирская кухня и без кумыса. Он очень удобен в транспортировке, что важно при кочевании, и сохраняет свои вкусовые качества даже в знойный летний полдень. Старая башкирская история повествует, что кумыс появился именно в результате того, что емкость с молоком кобылицы была привязана к седлу и болталась там целый день. Рецепты приготовления напитка ценятся чрезвычайно и передаются из поколения в поколение. Есть даже мнение, что для вкусного кумыса нужны определенные породы лошадей. Однако истинные мастера его не подтверждают. Но вот лечебные свойства кумыса ни у кого сомнений не вызывают: он укрепляет иммунитет, оказывает благотворное влияние на нервную систему, способствует сохранению молодости кожи и всего организма в целом.

Вообще башкирские молочные блюда чрезвычайно разнообразны. С топленого молока снимают сливки и употребляют их к чаю или как приправу к супам и похлебкам. Из сметаны взбивают масло. Из заквашенного молока делают красный творог (эремсек). Свежеотжатый творог, смешанный с медом, считается изысканным лакомством.

Распространен сухой сыр — корот. Его заготавливали осенью на всю зиму: творог хорошо отжимали, сушили на солнце, а затем еще коптили в дыму. Корот очень питателен и, в случае необходимости, заменял и хлеб, и белковые продукты. Растертый в порошок, его подмешивали в чай и в бульоны, для придания особого вкуса и аромата. 

Лапша — она разная

В большом почете у башкиров мучные блюда, для которых в основном используется пресное тесто (как для лапши). Готовить его быстро и просто, оно хорошо сохраняется в высушенном виде. Сама же лапша, по-башкирски салма, очень разнообразна по форме. Для супов это небольшие шарики, продавленные в серединке (нечто вроде привычных для русской кухни ушек). Для бешбармака — тонко раскатанные ромбики, для кулламы — квадратики, для тукмача — мелкая стружка. 

Чай не пьешь? Где силы берешь!

Стоит сказать несколько слов о башкирской традиции чаепития. Если вы получили здесь приглашение попить чаю, готовьтесь к долгой и обильной трапезе. К чаю непременно подается вареное мясо, колбасы, пироги, ватрушки, чак-чак, ягодная пастила, называемая как. Ее тоже в большом количестве запасали на зиму. Свежие ягоды протирали через сито, образовавшееся пюре равномерно распределяли на гладких деревянных досках, предварительно намазанных маслом или сметаной. Выставляли на солнце. Через 2-3 дня высохший как сворачивали в рулоны и хранили в холщовых мешочках.

С чаем заваривают травы: зверобой, душицу, мяту, смородиновый лист. А пьют его обязательно с молоком. Наливать гостю в чай молоко или нет, такого вопроса не возникает. Но вот когда наливать? До чая или после? Тут частенько в разных районах республики имеется противоположное мнение. 

Остерегайтесь подделок!

И, разумеется, не обходится чаепитие без знаменитого башкирского меда. О нем стоит поговорить отдельно. Он составляет предмет законной национальной гордости. Бортничество процветает на территории современного Башкортостана с глубокой древности. Об этом говорят находки в Бирском могильнике, возраст которого 1 500 лет. Среди прочей утвари там было обнаружено полное снаряжение бортника (добытчика дикого меда). Да и наскальные рисунки в пещерах Бурзянского района свидетельствуют о том, что мед в этих местах добывали еще первобытные люди.

И, между прочим, с 2005 г. Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии является единственным учреждением на территории России, имеющим право использовать словосочетание "башкирский мед" для наименования своей продукции.

Из башкирского меда и уже упомянутого пресного теста готовят еще одно национальное блюдо — чак-чак, без которого не обходится ни одна свадьба. После церемонии бракосочетания невеста лично кладет кусочки лакомства в рот каждому гостю.

А еще на праздничном, особенно свадебном столе обязательно присутствуют кейеу-билмэне, мелкие пельмени, которые готовят специально для жениха и его гостей. Особую очень тонкую лапшу - килен-тукмасы, делает невеста, чтобы наглядно продемонстрировать свое кулинарное мастерство и домовитость. 

Школа оригинального рецепта

Чтобы почувствовать вкус и аромат национальной башкирской кухни приготовьте

Бешбармак

Название блюда переводится как 5 пальцев, поскольку ели его раньше руками.

Нам потребуется: полкило баранины, 200- 300 г картофеля, 2 луковицы, стакан муки, 1 яйцо, 2-3 столовые ложки воды. 

Баранину, лучше жирную реберную часть, порубить на куски. Отварить в небольшом количестве воды с добавлением соли и перца.

Из муки, яйца и воды замесить крутое пресное тесто. Оно должно быть тугим, но эластичным, хорошо отставать от рук и легко раскатываться. Если в процессе замешивания тесто рассыпается на отдельные комочки, добавьте воды. Получается клеклым — муки.

Раскатайте тонкий плат и оставьте его на столе примерно минут на 30, ничем не накрывая, для подсушивания. Затем нарежьте пласт на тонике полоски. Шириной примерно 3 см, а полоски, в свою очередь, на ромбики. Выньте из бульона мясо, отварите там ромбики.  Лапша готова, когда всплывет на поверхность бульона. Выньте ее шумовкой и смажьте сливочным маслом. Отдельно отварите картошку "в мундире". Очистите и нарежьте кружочками толщиной примерно 1,5 см, на тарелку блюдо выкладываем слоями: ромбики, картошку, мясо, мелко нашинкованный сырой репчатый лук, зелень. Заливаем все бульоном.

А вот как это можно было есть руками, не понятно...

nazaccent.ru

мы каждый день едим хлеб — с башкирского на русский

См. также в других словарях:

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… …   Православная энциклопедия

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… …   Православная энциклопедия

  • Высоцкая, Юлия Александровна — Юлия Высоцкая Имя при рождении: Юлия Александровна Высоцкая Дата рождения: 16 августа 1973(1973 08 16) (39 лет) Место рождения: Новочеркасск …   Википедия

  • Иоанн Златоуст — (ок. 350 407 гг.) архиепископ Константинопольский, богослов, оратор Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты путник. (…) Не говорите: у меня такой то город, а у меня такой то. Ни у кого нет города; город… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Суп — У этого термина существуют и другие значения, см. Суп (значения). Суп Суп (фр. soupe) жидкое блюдо (обычно первое), распространённое во многи …   Википедия

  • РУСЬ - РОДИНА — Чу! здесь русским духом пахнет. Древний Новгород и Псков господа (а Новгород был даже господин, государь). Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков). Новгород, Новгород, а постарше старого. Новгородская честь. Новгородская… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • уня́ться — уймусь, уймёшься; прош. унялся, лась, лось; прич. прош. унявшийся; сов. (несов. униматься). 1. Перестать шуметь, кричать, плакать и т. п.; успокоиться. Ну, не стыдно ли вам так шалить!.. Уйметесь ли вы когда нибудь? Достоевский, Бедные люди.… …   Малый академический словарь

  • Список латинских фраз — В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в …   Википедия

  • ВОЗДЕРЖАНИЕ — [воздержность; греч. ἡ ἐγκράτεια, ἀποχή], добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства. Это понятие встречается у древних писателей, напр. у Платона (Plat. Gorg. 491 d: «воздержность… …   Православная энциклопедия

  • Глава 7. КОМБИНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КУЛИНАРНЫХ ПРОЦЕССОВ И КОМБИНИРОВАННЫЕ КУЛИНАРНЫЕ ПРИЕМЫ —         Теперь, когда нам известны пять основных принципов превращения сырых пищевых продуктов в готовые блюда: выпечка, запекание, варка, жарение и тушение, можно считать, что мы обладаем фундаментом кулинарных знаний и должны уметь приготовить… …   Большая энциклопедия кулинарного искусства

  • Кашрут — (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус»)  термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер»  ашкеназского варианта …   Википедия

Книги

  • Мифоеды. Как перестать питаться заблуждениями на голодный желудок, Плискина Юлианна Владимировна. Жизнь дается нам лишь однажды, и каждый ее миг должен быть ярким, здоровым и вкусным! Тем временем мы сделали из еды культ. А все желанное, как вы догадываетесь, всегда обрастает мифами.… Подробнее  Купить за 317 грн (только Украина)
  • Мифоеды. Как перестать питаться заблуждениями на голодный желудок, Плискина Ю.В.. Разоблачение 40 пагубных мифов о самых обычных продуктах: яйца, хлеб, соль, сахар, молоко, кисломолочные продукты, сыр, кофе, вино. Вы узнаете всю правду и ложь о продуктах, которые мы едим… Подробнее  Купить за 213 руб
  • «Все мы хлеб едим…» Из жизни на Урале, Дмитрий Мамин-Сибиряк. «– Эх, отлично было бы закатить теперь в Шатрово, – говорил мой приятель Павел Иваныч Сарафанов, отдувая пар со своего блюдечка. – То есть, я вам наивно доложу, после спасибо скажете!.. Ведь… Подробнее  Купить за руб электронная книга
Другие книги по запросу «мы каждый день едим хлеб» >>

translate.academic.ru

Уфа | Башкирия: Секреты хлеба. Вредно ли его есть? - БезФормата.Ru

Эксперты констатируют: производство в республике так называемой твёрдой пшеницы с высоким содержанием белка резко уменьшилось. В результате практически нет башкирской муки, а качество хлеба порой такое, что идёт лишь на корм скоту. Почему главный продукт нашего стола становится несъедобным?

Здесь отделяют зёрна от плевел. Фото allinfo.kz

Нет контроля качества Одна из главных причин: появились сотни частных хлебопекарен, не контролируемых государством. Они продают хлеб, приготовленный из зараженного насекомыми зерна, из лежалой муки, закупленной в Казахстане, Оренбургской,  Челябинской областях и других регионах по бросовым ценам. В этой старой муке находят примеси ядовитых веществ – ртути, кадмия, ДДТ, спорыньи.  На второй день хлеб плесневеет, его невозможно есть. На крупных комбинатах ещё сохраняется контроль качества. Досадной ошибкой Правительства РФ явилась отмена в 2010 г. не только ГОСТов, но даже ТУ. - В республике никто не работает над экономикой сельского хозяйства, - считает  Нурислам ВАЛЕЕВ, ветеран комбината хлебопродуктов Уфы, помощник председателя Комитета Госсобрания РБ по аграрным вопросам, экологии и природопользованию. - В основном распродали все государственные элеваторы, мельницы. А частники не заинтересованы в качестве хлеба. Раньше на уфимском комбинате мы 500 тонн муки в сутки производили, 600 т – на «Давлеканово-1», 800 т – на «Давлеканово-2». Давлекановская мука вообще знаменитой была.  Но «Давлеканово-1» продали москвичам. «Давлеканово-2» работает в полмощности: 100-150 т в сутки.  Стерлитамакский элеватор и мельницу тоже закрыли. Теперь выпускают комбикорма для совхоза «Рощинский». Сибайский элеватор, производивший муку высшего помола, продали челябинцам. Уфимский хлебокомбинат быстро обанкротили - теперь это московское «Русское зерно». Выпускает 100-150 т муки, это очень мало. В основном специализируется на комбикормах для птицефабрик. Наше зерно посредники увозят в Челябинскую, Пермскую, Свердловскую области, перемалывают его в муку и продают под маркой МАКФА. Так что в этой муке есть и башкирская. Такой круговорот. Своё же зерно, проданное дешёво и оптом, покупаем в виде муки уже гораздо дороже. Ещё пять лет назад я дважды обращался по этой проблеме к президенту Башкирии, в Курултай, но положение не изменилось. Главная беда в том, что мука, которую делают на малых мельницах, проходит укороченный процесс переработки. На них не соблюдаются санитарно-гигиенические требования, зерно не моется, сразу с тока идёт на переработку. Не используются магнитные уловители металла, поэтому в муке могут быть вредные примеси, от которых мы болеем. Раньше зерно убирали только прямым комбайнированием, т.е. сразу с комбайна вывозили с полей. Сейчас зерновые убирают в основном раздельным способом. Сначала скашивают, они полежат. Потом с земли их вместе с удобрениями собирают и везут на ток. Когда зерно попадает на элеватор на хранение, в лаборатории его исследуют только на сорность и влажность, а содержание микроэлементов не проверяется. На мой взгляд, это должны делать в Россельхознадзоре. От удобрений, химических элементов зерно можно лишь промывать. Другого способа нет. В Минсельхозе РБ нет специалистов, которые закончили бы Институт пищевой промышленности по переработке зерна. Раньше, если везёшь зерно на мельницу, обязательно требовали его помыть. На больших мельницах предприятий оно и моется, и увлажняется. Отлежится, только потом идёт на переработку. Пока двигается по транспортёру    несколько сот метров сначала зерно, потом муку проверяют магнитные уловители, которые стоят через каждые три метра. За смену на Уфимском хлебокомбинате мы раньше собирали до 1 кг металлических примесей! На малых мельницах такой проверки нет. Невооруженным глазом примеси не увидишь. А когда в желудок вместе с хлебом попадают? Думаю, вреда от такого обеда больше, чем пользы. В малых мельницах только 50% муки выходит, остальное – отруби. На Уфимском хлебокомбинате раньше выходило до 85% муки. «Уфимский хлеб», к примеру, покупает муку из Алтайского края, Казахстана и у предпринимателей-мукомолов из районов - где дешевле. Бренд уфимский хлеб не соответствует содержанию. Главное - не «химичить» Марина Загвоздкина, замдиректора по качеству  Чишминского элеватора,    уверяет, что муку на своей пекарне готовят из зерна, выращенного в Башкирии. В лаборатории зерно очищают от всех примесей, проверяют процент клейковины. Затем мука в мельнице пропускается через магнитные «ловушки», но металлических примесей в ней практически не находят. По её словам, причина попадания в муку металлических крошек – это не удобрения, а износ механизмов, которые при крошении могут попасть в продукцию. Пшеничная мука проходит «экзамен» на белизну, готовый хлеб – на органолептические свойства – вкус, запах. Рустэм МАКСЮТОВ, гендиректор Белоозёрского элеватора, считает, что продвижением на рынке хорошей муки никто не занимается: - Сейчас у нас тяжёлые времена, проходим процедуру банкротства. На мой взгляд, государство не должно отстраняться от таких стратегически важных объектов, как элеваторы. А на деле каждый выживает, как может. Из-за отсутствия сырья уже полгода муку не производим. Муку всегда мололи из местного зерна - пшеницы 3 класса. Получали муку высшего, первого сортов и отруби. Мы не отбеливаем её (есть такие приёмы с помощью химикатов), не добавляем клейковину, улучшители общего назначения, чтобы довести её до хлебопекарной. Из-за недостаточной белизны некоторые хлебокомбинаты отказывались брать нашу муку. Неправда, что мука у нас в республике плохая и не идёт на хлебопечение. В Гафурийском районе есть фермер, вырастивший пшеницу 1 класса, оказывается, можно её получить и в наших климатических условиях. Просто никто не занимается её продвижением на рынке. Холдингу, куда мы входили, тоже не удалось наладить поставку муки в торговые сети. Видимо, кому-то это невыгодно. Считаю, это глупости – если зерно перед помолом не мыть, то мука будет грязная и заражённая. Вот у нас на мельнице технологией не предусмотрена промывка зерна, но оно проходит многоступенчатую очистку на сорные примеси, увлажняется – всё по ГОСТу. Главное, считаю, не «химичить», тогда и мука будет натуральная, и хлебопродукты из неё. От редакции: Непонятна позиция по данной проблеме Минсельхоза РБ, не ответившего на официальный запрос редакции. Тогда как качество муки и хлеба - тема, требующая обсуждения в министерстве и Госсобрании РБ. Надеемся, что чиновники найдут на неё время.

ОФИЦИАЛЬНО

В плане около ста проверок

Альберт АХМАДИЕВ, начальник отдела карантина растений, контроля за качеством зерна и семенного контроля Россельхознадзора РБ: - В этом году в плане около ста проверок предприятий, хранящих и перерабатывающих зерно всех форм собственности. От крупных элеваторов до фермерских зернотоков, от уфимских хлебокомбинатов до частных мельниц. Ежегодно Минсельхоз РБ привлекает наших специалистов к оценке материально-технической базы элеваторов и зерноскладов. В прошлом году провели 21 проверку по контролю за качеством и безопасностью зерна и продуктов  его переработки.

ЗА И ПРОТИВ

У нас не делают хорошую муку

Альфира БОГДАНОВА, директор Кармаскалинского хлебозавода: - У нас нет своей мельницы, муку закупаем ржаную обдирную в Давлеканово, пшеничную - в основном у соседей в Омске, Оренбурге, Кургане, Челябинске и других регионах России. Жаль, что у нас не производят высококачественную муку, тогда бы сэкономили на доставке. В собственной аттестованной лаборатории всю поступающую продукцию проверяем на соответствие нормативам. Хлеб выпекаем, строго следуя технологическим инструкциям, ГОСТам, СанПиНам. Вопрос качества для нас самый главный. Так, хлеб на хмелю готовим по старинному рецепту, в кирпичных печах. Хмель заготавливаем в районе и покупаем в Чувашии. Хлеб на хмелю дольше хранится и полезен для здоровья. К примеру, подавляет рост грибков, защищает от желудочно-кишечных расстройств.

Можно получить в любом районе

Алег САКАЕВ, директор Буздякского элеватора: - Элеваторной ёмкости у нас хватает. Только наш элеватор рассчитан на 70 тысяч тонн зерна. На 50% был загружен в 2014 г. В основном принимаем зерно из пяти районов республики – Буздякского, Чекмагушевского, Дюртюлинского, Благоварского, Илишевского. Буздякский в прошлом году больше сдал зерна, чем в предыдущем, и урожайность хорошая. Завозят зерно и с Казахстана, Оренбургской области. Для хлебопекарной муки нужна пшеница не ниже 3 класса. Это зависит от качества семян, агротехники возделывания культур, севооборота и погоды. Соблюдая все эти условия, хлебопекарную муку высшего качества можно получить в любом районе. А в Хайбуллинском, Баймакском, Стерлитамакском, Чекмагушеском районах она высокого качества. Наше дело – хранить зерно, а предприятий по переработке в республике хватает. На крупяном заводе производим ячневую, перловую, пшеничную, полтавскую крупы, реализуем оптом сетевикам. Пытались раньше сами выйти в розницу, но фасовка - это 30% надбавка, плюс затраты на доставку. Отправляем нашу крупу в Краснодар, Новгород, С-Петербург. В Петрозаводске из неё делают детское питание. Это говорит о её высоком качестве.

СОВЕТЫ

Экспертиза дома

Приторно-медовый запах муки говорит о её зараженности клещами. Насыпьте муку в стакан и поставьте на свет. Клещи, стараясь спрятаться от света, уходят в глубину, оставляя на поверхности ходы. Если мучные частицы соединяются паутинками в комочки, значит, они заражены гусеницами бабочек, моли, огневок. Мука, пораженная микробами картофельной палочки, может сохранять их и после выпечки хлеба, ведь образуемые этими микробами споры выдерживают долгое нагревание. Белый хлеб из такой муки при медленном остывании и хранении в тепле быстро портится. Его мякиш тягучий и неприятно пахнет.  Хорошая мука должна быть сухой, с приятным запахом и сладковатым вкусом. Если в муке есть песок, то при медленном разжевывании она хрустит. Влажность муки определяем сжиманием в руке: сырая превращается в плотный комок, сухая легко рассыпается. У «правильного» хлеба гладкая поверхность, корка не отстаёт от мякиша, при разрезании не пристаёт к ножу. Хлеб считается недоброкачественным, если есть куски непромешенного теста, плотные участки мякиша без пор, плесневелый запах, резкокислый вкус, горечь и т.д. Это поводы написать жалобу в Роспотребнадзор и добиться наказания торговых сетей и производителей.

Айгуль НУРГАЛЕЕВА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

ufa.bezformata.ru

Хлеб с маслом — с русского на башкирский

1. предлог

с род. п.

при обозначении предмета, места, с поверхности которого или от которого удаляется, отделяется кто-что-л.

-дан/-дән

сорвать яблоко с яблони — алмағастан алма өҙөп алыу

уйти с собрания — йыйылыштан сығып китеү

удалить с урока — дәрестән сығарып ебәреү

2. предлог

с вин. п.

при указании на приблизительную меру, примерное количество чего-л.

самаһы, тиклем, саҡлы, -лап/-ләп, -дай/-дәй, -ға/-гә яҡын

отдохнуть с полчаса — ярты сәғәттәй ял итеү

прожить в деревне с месяц — ауылда бер айға яҡын йәшәү

он получил с десяток писем — ул унлап хат алды

с месяц назад — бер ай самаһы элек

отъехать с километр — бер километр самаһы китеү

он служит с месяц — ул бер айға яҡын хеҙмәт итә

девочка ростом с маму — әсәһендәй буйлы ҡыҙыҡай

3. предлог

с твор. п.

при обозначении совместности, указывая на предмет или лицо, участвующее в чём-л. вместе с кем-чем-л.

менән

идти с мамой — әсәй менән барыу

поговорить с друзьями — дуҫтар менән һөйләшеү

4. предлог

с твор. п.

при указании на наличие чего-л. в чём-л.

-лы/-ле, -ған/-гән

платок с бахромой — суҡлы шәл

книга с иллюстрациями — рәсемле китап

человек с ружьём — мылтыҡлы кеше

хлеб с маслом — май яғылған икмәк

мешок с мукой — он һалынған тоҡ

ведро с молоком — һөт һалынған күнәк

5. предлог

с твор. п.

при обозначении характера, образа действия

-ып/-еп

есть с жадностью — ҡомһоҙланып ашау

слушать с восхищением — һоҡланып тыңлау

идти с песнями — йырлап барыу

проснуться с головной болью — баш ауыртып уяныу

6. предлог

с твор. п.

при обозначении предмета, лица, посредством или с помощью которого осуществляется действие

менән, арҡыры, -лап/-ләп

мыть с мылом — һабынлап йыуыу

броситься с кулаками — кемгәлер йоҙроҡ менән ташланыу

послать с курьером — курьер менән ебәреү

7. предлог

с твор. п.

при указании на лицо или предмет, с которым что-л. происходит, который испытывает, претерпевает что-л.

-ды/-де, менән, -ға/-гә

у него плохо с сердцем — уның йөрәге ауырта

с самолётом произошла авария — самолёт менән авария булған

8. предлог

с твор. п.

при обозначении цели действия

менән

явиться с докладом — доклад менән килеү

обратиться с просьбой — үтенес менән мөрәжәғәт итеү

сделать с намерением — маҡсат менән эшләү

9. предлог

твор. п.

при обозначении лица или предмета, к которому устанавливается какое-л. отношение другого лица или предмета

менән

познакомить с девушкой — ҡыҙ менән таныштырыу

сравнить с оригиналом — төп нөсхә менән сағыштырыу

согласиться с выводами — һығымталар менән ризалашыу

быть осторожным с огнём — ут менән һаҡ булыу

с миру по нитке – голому рубашка — ил төкөрһә – күл булыр

илдән еп йыйһаң, яланғасҡа күлдәк булыр

10. предлог

при обозначении места, откуда направлено движение, действие

-дан/-дән

вернуться с Кавказа — Кавказдан ҡайтыу

напасть на врага с тыла — дошманға тылдан һөжүм итеү

наблюдать за ходом боя с высоты — һуғыш барышын ҡалҡыулыҡтан күҙәтеү

11. предлог

с род. п.

при обозначении места, предмета, характеризующего какое-л. лицо или предмет по происхождению, пребыванию где-л. и т.п.

...ы, -дан/-дән килгән (алынған)

цветы с юга — көньяҡ сәскәләре

картина с выставки — күргәҙмәнән алынған картина

телеграмма с дороги — юлдан килгән телеграмма

12. предлог

с род. п.

при указании на время, являющееся начальным моментом в развитии какого-л. действия, состояния

-дан/-дән (алып, башлап, бирле

с детства — бала саҡтан алып

с первых же дней — беренсе көндәрҙән алып

приготовить с вечера — кистән әҙерләп ҡуйыу

с утра до ночи — иртәнән кискә тиклем

с весны до осени — яҙҙан алып көҙгә тиклем

13. предлог

с род. п.

при обозначении лица, предмета, от которого берётся, получается, требуется что-л.

-дан/-дән

получить деньги с заказчика — заказ биреүсенән аҡса алыу

урожай с гектара — (һәр) гектарҙан алынған уңыш

14. предлог

с род. п.

при обозначении предмета, лица, служащего образцом для подражания, воспроизведения

-дан/-дән, -дың/-дең

брать пример с матери — әсәйҙән үрнәк алыу

перевести с башкирского языка — башҡортсанан тәржемә итеү

копия с документа — документтың күсермәһе

15. предлог

с род. п.

с существительными `согласие`, `разрешение`, `позволение` при указании на основание для совершения действия

менән, буйынса, нигеҙендә

с разрешения родителей — ата-әсәнең рөхсәте менән

с вашего согласия — һеҙҙең ризалығығыҙ буйынса

с согласия автора — автор ризалығы буйынса

16. предлог

с род. п.

при указании причины состояния, действия

-дан/-дән

умереть с голоду — астан үлеү

17. предлог

с род. п.

при обозначении предмета, орудия, с помощью которого совершается действие

менән (башлап), -дан/-дән (башлап)

писать с большой буквы — ҙур хәреф менән яҙыу

торговать с рук — ҡулдан һатыу

влюбиться с первого взгляда — бер күреүҙән ғашиҡ булыу

кормить ребёнка с ложечки — баланы ҡалаҡ менән ашатыу

translate.academic.ru

хлеб всему голова — с русского на башкирский

1. предлог

с род. п.

при обозначении предмета, места, с поверхности которого или от которого удаляется, отделяется кто-что-л.

-дан/-дән

сорвать яблоко с яблони — алмағастан алма өҙөп алыу

уйти с собрания — йыйылыштан сығып китеү

удалить с урока — дәрестән сығарып ебәреү

2. предлог

с вин. п.

при указании на приблизительную меру, примерное количество чего-л.

самаһы, тиклем, саҡлы, -лап/-ләп, -дай/-дәй, -ға/-гә яҡын

отдохнуть с полчаса — ярты сәғәттәй ял итеү

прожить в деревне с месяц — ауылда бер айға яҡын йәшәү

он получил с десяток писем — ул унлап хат алды

с месяц назад — бер ай самаһы элек

отъехать с километр — бер километр самаһы китеү

он служит с месяц — ул бер айға яҡын хеҙмәт итә

девочка ростом с маму — әсәһендәй буйлы ҡыҙыҡай

3. предлог

с твор. п.

при обозначении совместности, указывая на предмет или лицо, участвующее в чём-л. вместе с кем-чем-л.

менән

идти с мамой — әсәй менән барыу

поговорить с друзьями — дуҫтар менән һөйләшеү

4. предлог

с твор. п.

при указании на наличие чего-л. в чём-л.

-лы/-ле, -ған/-гән

платок с бахромой — суҡлы шәл

книга с иллюстрациями — рәсемле китап

человек с ружьём — мылтыҡлы кеше

хлеб с маслом — май яғылған икмәк

мешок с мукой — он һалынған тоҡ

ведро с молоком — һөт һалынған күнәк

5. предлог

с твор. п.

при обозначении характера, образа действия

-ып/-еп

есть с жадностью — ҡомһоҙланып ашау

слушать с восхищением — һоҡланып тыңлау

идти с песнями — йырлап барыу

проснуться с головной болью — баш ауыртып уяныу

6. предлог

с твор. п.

при обозначении предмета, лица, посредством или с помощью которого осуществляется действие

менән, арҡыры, -лап/-ләп

мыть с мылом — һабынлап йыуыу

броситься с кулаками — кемгәлер йоҙроҡ менән ташланыу

послать с курьером — курьер менән ебәреү

7. предлог

с твор. п.

при указании на лицо или предмет, с которым что-л. происходит, который испытывает, претерпевает что-л.

-ды/-де, менән, -ға/-гә

у него плохо с сердцем — уның йөрәге ауырта

с самолётом произошла авария — самолёт менән авария булған

8. предлог

с твор. п.

при обозначении цели действия

менән

явиться с докладом — доклад менән килеү

обратиться с просьбой — үтенес менән мөрәжәғәт итеү

сделать с намерением — маҡсат менән эшләү

9. предлог

твор. п.

при обозначении лица или предмета, к которому устанавливается какое-л. отношение другого лица или предмета

менән

познакомить с девушкой — ҡыҙ менән таныштырыу

сравнить с оригиналом — төп нөсхә менән сағыштырыу

согласиться с выводами — һығымталар менән ризалашыу

быть осторожным с огнём — ут менән һаҡ булыу

с миру по нитке – голому рубашка — ил төкөрһә – күл булыр

илдән еп йыйһаң, яланғасҡа күлдәк булыр

10. предлог

при обозначении места, откуда направлено движение, действие

-дан/-дән

вернуться с Кавказа — Кавказдан ҡайтыу

напасть на врага с тыла — дошманға тылдан һөжүм итеү

наблюдать за ходом боя с высоты — һуғыш барышын ҡалҡыулыҡтан күҙәтеү

11. предлог

с род. п.

при обозначении места, предмета, характеризующего какое-л. лицо или предмет по происхождению, пребыванию где-л. и т.п.

...ы, -дан/-дән килгән (алынған)

цветы с юга — көньяҡ сәскәләре

картина с выставки — күргәҙмәнән алынған картина

телеграмма с дороги — юлдан килгән телеграмма

12. предлог

с род. п.

при указании на время, являющееся начальным моментом в развитии какого-л. действия, состояния

-дан/-дән (алып, башлап, бирле

с детства — бала саҡтан алып

с первых же дней — беренсе көндәрҙән алып

приготовить с вечера — кистән әҙерләп ҡуйыу

с утра до ночи — иртәнән кискә тиклем

с весны до осени — яҙҙан алып көҙгә тиклем

13. предлог

с род. п.

при обозначении лица, предмета, от которого берётся, получается, требуется что-л.

-дан/-дән

получить деньги с заказчика — заказ биреүсенән аҡса алыу

урожай с гектара — (һәр) гектарҙан алынған уңыш

14. предлог

с род. п.

при обозначении предмета, лица, служащего образцом для подражания, воспроизведения

-дан/-дән, -дың/-дең

брать пример с матери — әсәйҙән үрнәк алыу

перевести с башкирского языка — башҡортсанан тәржемә итеү

копия с документа — документтың күсермәһе

15. предлог

с род. п.

с существительными `согласие`, `разрешение`, `позволение` при указании на основание для совершения действия

менән, буйынса, нигеҙендә

с разрешения родителей — ата-әсәнең рөхсәте менән

с вашего согласия — һеҙҙең ризалығығыҙ буйынса

с согласия автора — автор ризалығы буйынса

16. предлог

с род. п.

при указании причины состояния, действия

-дан/-дән

умереть с голоду — астан үлеү

17. предлог

с род. п.

при обозначении предмета, орудия, с помощью которого совершается действие

менән (башлап), -дан/-дән (башлап)

писать с большой буквы — ҙур хәреф менән яҙыу

торговать с рук — ҡулдан һатыу

влюбиться с первого взгляда — бер күреүҙән ғашиҡ булыу

кормить ребёнка с ложечки — баланы ҡалаҡ менән ашатыу

translate.academic.ru


Смотрите также