Чудесное насыщение. Пять хлебов и две рыбы. Две рыбы и пять хлебов


29 сентября. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 6, ст. 30 - 45. 

 

30. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

31. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.

32. И отправились в пустынное место в лодке одни.

33. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.

34. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

35. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, —

36. отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.

37. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?

38. Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.

39. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.

40. И сели рядами, по сто и по пятидесяти.

41. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

42. И ели все, и насытились.

43. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.

44. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

45. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

(Мк. 6, 30–45)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, посвящены чудесному насыщению пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Пристав к пустынному берегу озера, где ожидавшие Спасителя толпы народа не могли найти себе ни ночлега, ни пищи, апостолы с наступлением вечера обратились ко Христу с просьбой отпустить людей, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть (Мк. 6, 36).

Евфимий Зигабен пишет: «День уже начал склоняться к вечеру, [ …] но сами они не вкушали пищи, так как усердие к слушанию пересилило голод. Христос, желая поэтому насытить их чудесным образом, тоже ожидал повода со стороны их, чтобы не показалось, что Он спешит к совершению чудес; равным образом для того, чтобы, взалкав, они больше поняли чудо».

На просьбу учеников Господь отвечает: вы дайте им есть (Мк. 6, 37). Конечно, ученики удивились, потому как у них было всего пять хлебов и две рыбы ( Мк. 6, 38). Но в руках Господа малое становится великим и потому, показывая ученикам, что для Него нет ничего невозможного, Спаситель совершает чудо.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «Чтобы Христос был всяческим образом познан как сущий по природе Бог, Он приумножает малое количество и взирает на небо, словно бы прося вышнего благословения… Ибо Он, все наполняющий, Сам есть вышнее благословение от Отца. И, чтобы мы узнали, что, приступая к трапезе и собираясь преломить хлебы, мы должны возносить их Богу, словно бы полагая на обращенные вверх ладонями руки, и низводить на них вышнее благословение, Он […] стал для нас началом, и образцом, и путем этого дела».

Когда же по повелению Христа стали собирать остатки хлеба, то набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей (Мк. 6, 43–44). Коробами назывались те корзины, которые евреи брали с собой в путешествие вместо походных сумок для хранения пищи.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Пять хлебов преломил и раздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было».

Будем же, дорогие братья и сестры, всегда помнить, что чем больше человек отдает другому, тем больше прибавляется у дающего, а за все, отданное нуждающимся Христа ради, Господь вернет во много раз больше, подобно тому, как Он наполнил двенадцать коробов. Благодати и милосердия Христа с избытком хватает всем людям, потому как Царство Божие всегда рядом и входит в жизнь каждого, кто готов Его принять. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

tv-soyuz.ru

Проповедь "ПЯТЬ ХЛЕБОВ И ДВЕ РЫБЫ." - Священник Сергий Ганьковский

Неделя 8 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый год в это самое время в середине лета наши неожиданно подросшие дети и внуки, завершившие своё среднее образование, озабочены поиском жизненного пути, устройством своей дальнейшей деятельности, выбором профессии. В решение этой проблемы втягиваемся и мы, люди пожившие, пожилые, уже кое-что понявшие в жизни. И как только мы пытаемся взяться за подыскание нашим детям достойной профессии, тут же оказывается, что взгляды наши и взгляды подросшего поколения на эту проблему существенно разнятся. Старшим хочется работы надёжной, способной прокормить, а младшим – интересной, захватывающей, творческой. Или уж престижной, а когда не так, то хотя бы не слишком трудоёмкой. Разность взглядов отцов и детей на проблему профессии порождает весьма интересные размышления о том, а какого, собственно, труда мы для себя хотим? Для чего мы, вообще говоря, трудимся? Чтобы добывать себе хлеб насущный или, как теперь принято говорить, чтобы самореализоваться?

Ответ на этот вопрос легко найти в Библии: если до грехопадения человек был призван Богом стать соработником Творца, «возделывать и хранить» Райский сад, то после катастрофы отступник и предатель осуждён был «в поте лица своего есть хлеб» (Быт.3.19). Обыкновенно после слов «в поте лица своего» нормальному человеку представляется картина, связанная с образами лопаты и канавы, как говорится – «от забора до обеда»; то есть Божие поручение ассоциируется у нас, современных христиан, прежде всего с тяжким физическим трудом. И на протяжении всей человеческой истории колоссальные усилия лучших умов человечества были направлены на то, чтобы если не отменить, то по крайней мере смягчить Божие повеление. Иными словами, чтобы пота было поменьше, а хлеба – побольше. Ведь все эти колёса, винты, блоки, водяные мельницы, паровозы, реактивные лайнеры и компьютеры, все эти, по образному выражению героя одного кинофильма, «костыли и протезы человечества», для того только и были придуманы, чтобы пота было поменьше, а хлеба – побольше.

Но вот что удивительно: в век научно-технического прогресса для добывания себе пропитания человеку действительно не всегда приходится махать киркой или лопатой, он может вообще добывать хлеб насущный, не снимая белоснежной рубашки или тщательно ухаживая за своими ногтями. Но при всём том, как бы ни облегчал себе человек условия труда, как бы ни совершенствовал кирку и лопату, заменяя их рычагами управления и мониторами, а всё-таки труд остаётся трудом, всё-таки пот остаётся потом. Пусть мышечной энергии тратится меньше, зато нервной – больше. И как следствие – больше болезней, больше нервных срывов, больше мучительных проблем. И всё меньше и меньше здорового тела, всё меньше и меньше здоровых душ. И чем дольше живёшь, тем яснее становиться, что труд лесоруба стоит труда программиста, а трудная работа шофёра-дальнобойщика неожиданно оказывается сродни профессиональным усилиям преподавателя математики. Сродни не по содержанию деятельности, конечно, а по количеству душевных и физических затрат. Слово Божие непреложно, и как мы ни крутись – хлеб свой приходится добывать «в поте лица своего». Поэтому, какую профессию ни выбирай, хоть скрипача, хоть металлурга, – всё равно придётся нести скорби и труды, всё равно придётся тратить себя без остатка, всё равно хлеб насущный даром и без усилий нам не заработать.

И однако, сегодня мы читали евангельское повествование о том, как Господь накормил хлебом и рыбой громадную толпу людей, которые не трудились: не сеяли этот хлеб, в мучительных усилиях возделывая каменистую жаркую почву Палестины; не ловили эту рыбу, обдирая до крови кожу на руках, выбирая сети. За что же им такая награда? Разве не сказано Самим Спасителем «трудящийся достоин пропитанья» (Мф.10.10)? Эти пять тысяч что такое особенное сделали, что Господь удостоил их пропитанья, дал им хлеб насущный на сей день?

А всего-то они и сделали, что следовали за Господом и слушали Слово Его. И это простое дело, это внимательное вслушивание в слова проповеди было приравнено Спасителем к тяжёлой работе пахаря, к нелёгкому труду рыбака.

Творящий молитву достоин пропитанья. Совершающий вместе со всей Церковью труд Евхаристической жертвы получит свою награду от Господа. И не единственно там, в Блаженной Вечности, но и здесь, на скорбной земле. Не только уста немых отверзаются, не только слепые очи открываются для созерцания Света, но «по вере вашей» (Мф.9.29) умножается хлеб, не скудеет земля – вся природа приносит молящемуся человеку свои плоды.

И ещё одно важно помнить. Молитвенный труд, как и любой другой труд, должен совершаться в «поте лица своего». Нельзя искать лёгкой молитвы, как нельзя – неблагочестиво, не по-христиански – надеяться на то, что галушки сами тебе в рот прыгать будут. И когда я вижу вас, здесь предстоящих и молящихся, когда я вижу вас, которые, как бы трудно и тяжело вам ни было, всё же собираются и в лютый холод, и в изнуряющую жару в наш не самый красивый и не самый удобный храм, когда я вижу вас, молитвенники и сослужители мои, я, грешный и маловерный человек, исполняюсь новой верой и новой надеждой, что не всё ещё потеряно, не всё напрасно. И поверьте, это чудо Церкви, которая не исчезает и не умирает, это чудо Церкви, которую не могут одолеть ни наша собственная лень, ни «врата ада», это чудо нисколько не меньше того умножения хлебов и рыб, о котором мы только что читали в Евангелии. Аминь.

29 июля 2001 г.

www.hram.info

Чудесное насыщение. Пять хлебов и две рыбы

Все люди с любовью и вниманием слушали наставления Иисуса Христа. Они дорожили каждым Его словом и постоянно за Ним ходили. И вот, в то время когда Иисус с учениками проповедовал Царство Божие, случилась беда. Иоанна Крестителя заключили в тюрьму, а затем казнили по приказу правителя Галилеи. Узнав о смерти Иоанна, Христос стал очень скорбеть. Он пошёл в одно пустынное и безлюдное место, где не было ни домов, ни людей, и хотел побыть там один, чтобы в тишине и молитве пережить смерть Иоанна Крестителя. Но скоро и там Его нашли желавшие послушать Его учение. Иисус Христос не рассердился и ласково начал учить людей, как надо жить и что делать, чтобы заслужить себе Небесное Царство. Долго продолжалась Его беседа. Слушатели и не заметили, как приблизился вечер.

Целый день они ничего не ели, и достать пищи в этом пустынном месте было негде. Тогда апостолы сказали Ему:

– Господи, отпусти людей, они сегодня ещё ничего не ели, а до ближайшего селения долго идти.

Иисус Христос ответил им:

– Накормите их вы!

Но ученики сказали:

– Чем же, Господи, мы можем накормить такое множество народа? Купить пищи негде, а здесь только у одного мальчика есть пять маленьких хлебов и две рыбы.

Тогда Иисус Христос сказал им:

– Принесите еду сюда!

Когда хлеб и рыбу принесли, Иисус велел народу усесться на зелёной травке рядами. Оказалось, что слушателей, одних мужчин, не считая женщин и детей, было около пяти тысяч человек.

Иисус Христос взял хлеб и рыбу, помолился Богу, разломил на куски и, подав ученикам, велел раздавать народу. И сколько ученики ни раздавали, хлеба и рыбы всё не уменьшалось. Из малого Господь Иисус Христос сделал много. Всем хватило пищи, и все насытились. Тогда Господь сказал:

– Соберите остатки, чтобы ничего не пропало.

И набрали остатков двенадцать полных корзин. Так Иисус Христос во время своей земной жизни заботился о людях. Также, дети, заботится Он и теперь о том, чтобы любящие Его не страдали от голода. Ему больно и тяжело видеть голодных, и, если одни голодают, Он посылает на помощь к ним других, у кого хлеба много.

Скорее птичка оставит своих птенцов, скорее отец и мать покинут своё дитя, чем милосердный Господь оставит людей без Своей помощи и попечения. Он добрый и любящий. Он даёт росу цветку и травке; Он кормит птичку в поле, и тем более нас Он не оставит без пропитания. Но при этом и мы сами не должны быть беспечны и небрежны.

Вот вы слышите, что Христос велел собрать остатки, чтобы ничего не пропало, потому что каждая крошка хлеба есть дар Божий и ею надо дорожить.

Однако есть такие дети, которые, играя за столом, швыряют друг в друга целыми кусками хлеба. Хорошо ли это? Может ли такое обращение с хлебом нравиться Иисусу Христу? Нет. Хорошие, умные дети не станут делать ничего подобного. Хорошие дети, если они сыты сами, собирают остатки от стола и дают тем, у кого кушать нечего.

Зато у таких детей никогда ни в чём не будет недостатка: Иисус Христос сделает так, что у них всегда и всё будет в изобилии.

Уже три года Господь ходил по земле и проповедовал Царство Божие, творил чудеса и исцелял больных. Но приближалось время завершения Его земного служения. Он стал все чаще предупреждать Своих учеников о том, что Ему надо пойти в Иерусалим и там много пострадать от первосвященников и книжников, и что Его убьют, и на третий день Он воскреснет. Ученики не понимали смысла сказанных слов, но слова о смерти своего Учителя их очень огорчали.

Преображение Господне

Однажды Спаситель вместе с тремя учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, взошёл на гору помолиться. Эта гора называлась Фавор. Здесь Господь начал молиться, а апостолы, утомлённые трудным восхождением на гору, уснули. Очнувшись внезапно ото сна, они увидели необычное явление. Перед ними стоял Христос, лицо Его просияло, как солнце, и одежда Его сделалась белой, как свет. И вдруг явились во славе Моисей и Илия и стали беседовать с Ним о Его грядущих страданиях и смерти в Иерусалиме. Пётр, не зная что сказать от радости и счастья, обратился к Иисусу:

– Господи! Как здесь хорошо! Сделаем три палатки: Тебе, Моисею и Илии.

Когда Пётр это говорил, появилось облако и осенило их. И из облака был Голос, сказавший:

– Это Сын Мой Возлюбленный. Его слушайте.

Услышав этот Голос, апостолы очень испугались и упали на землю. После этого они увидели Иисуса Христа одного. А когда они спускались с горы, Иисус запретил апостолам рассказывать о виденном до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.

На горе Фавор Христос показал нам, какими будут в раю все люди, вошедшие в Царство Небесное. И позволил апостолам слышать Голос Божий, чтобы укрепить их веру перед страшными днями распятия и смерти Иисуса.

chudo-udo.com

ПЯТЬ ХЛЕБОВ И ДВЕ РЫБКИ — О ГЛАВНОМ

Мы читаем то и дело во святом Евангелии о чудесах Христовых и ставим перед собой вопрос: почему в те времена такое было возможно и так мало чудесного видим мы в наши дни?.. И мне кажется, что на это можно ответить три вещи.

Первое – что мы не видим тех чудес, которые нас окружают; мы все принимаем как должное, как естественное. Все хорошее от руки Божией мы принимаем, как будто так и должно быть. И мы больше не видим, что жизнь – дивное, радостное чудо, что Бог захотел нас сотворить, что от небытия Он призвал нас к бытию, открыл перед нами все чудо существования. И Он этим не ограничился: Он нас призвал во веки веков быть Его друзьями, во веки веков жить вечной, божественной жизнью. А на земле Он не только дал нам существование и жизнь: Он нам открыл Себя; мы знаем, что Он есть, мы знаем Его во Христе как Бога такой любви, которая не останавливается и перед собственной смертью для того, чтобы спасти любимого. А что сказать о тех чудесах, еще менее заметных нам, как здоровье, как мир, как дружба, как любовь? Это же все – сплошное чудо! Купить их – нельзя; принудить кого бы то ни было дать нам свое сердце – невозможно; а столько сердец друг другу открыты, и столько любви, столько дружбы вокруг нас! А наше телесное существование, которое мы принимаем так естественно, – разве оно не чудо? И вот это первое, на что мне хотелось обратить ваше внимание: что вся жизнь – чудо. О, я знаю, что в ней очень много боли, очень много страшного – очень! Но наряду с этим, в темноте, во тьме сияет такой тихий и вместе с этим не колеблющийся свет; если бы мы только, как Христос говорит, верили во свет, с тем чтобы быть чадами света, детьми света, носителями света!..

И еще две вещи хочется мне сказать: сегодня мы читали о том, как люди были в нужде, эту нужду Апостолы заметили, обратили на нее внимание Господне, и Господь им сказал: Вам надлежит встретить эту нужду, накормить этих голодных людей!.. Чем? У нас же всего две рыбы, пять хлебов – разве хватит на такую толпу?.. И Христос благословил эти хлебы и эту рыбу, и хватило на толпу. Вот что ожидается от нас, чтобы Бог мог свободно, Своей державной властью сотворить на земле небесные чудеса: чтобы мы заметили чужую нужду. Как часто мы мимо нее проходим, не раскрываем дверь перед Богом, чтобы Он вошел и сделал то, что для нас невозможно. Откроем же глаза, чтобы видеть нужду людей вокруг нас: материальную, душевную, духовную, тоску и одиночество, и столько других нужд.

И другое, к чему призывает Господь Своих учеников: Дайте все, что у вас есть, – и мы накормим всех… Ученики не оставили себе отдельного хлеба или отдельной рыбы: они все дали Господу. И потому что они все отдали, водворилось Царство любви, Царство, где Бог может действовать неограниченно, свободно, и все насытились. И к нам обращен этот призыв: когда мы увидим нужду – отдадим все, и все будет хорошо…

И последнее, из Евангелия прошлого воскресенья: видя веру окружающих, Господь совершил исцеление больного. Мы можем принести Богу ту веру, которой не хватает у окружающих нас людей, понести их на нашей вере, как на носилках. Но веры не достаточно; в этом событии исцеления расслабленного была не только вера, что Господь может исцелить больного: была к нему заботливая любовь. Если бы вокруг нас, среди нас была такая любовь, то начало Царствия Божия было бы уже водворено в нашей среде, и Бог мог бы действовать свободно.

Подумаем об этом, потому что каждое чудо Божие было предварено и как бы обусловлено соучастием человека: от нас зависит, чтобы на земле водворилось то Царство, о котором мы просим, мечтаем, но которое мы призваны строить с Богом и во имя Божие. Аминь.

 

Автор митрополит Антоний Сурожский

Оригинальный текст опубликован на сайте.

Фото: открытые интернет-источники

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

xn--80aebk1aoh.xn--h1aafdsgx.xn--80aykt.xn--90ais

Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 14:19

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-21 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

Прием убо пять хлеб и обе рыбе, продолжает евангелист, и повелев народом возлещи на траве, воззрев на небо, благослови, и преломив даде учеником Своим, ученицы же народом. И ядоша вси, и насытишася; и взяша избытки укрух, дванадесять коша исполнь. Ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей. Для чего Христос воззрел на небо и благословил? Ему надлежало уверить о Себе, что послан от Отца, и что равен Ему. Доказательства же этих истин, по-видимому, противоречили одно другому. Равенство Свое с Отцом Он доказывал тем, что делал все со властью; а потому, что послан от Отца, не поверили бы, если бы не поступал во всем с великим смирением, не стал приписывать всего Отцу, и во всяком деле призывать Его. Вот почему Господь, в подтверждение того и другого, не делает ни того, ни другого исключительно, но творит чудеса иногда со властью, а иногда по молитве. Потом, чтобы в этих действиях Его не представлялось опять противоречия, в делах менее важных взирает на небо, а в важнейших все творит со властью, из чего ты должен заключить, что и в менее важных делах Он поступает так не по нужде в содействии, но воздавая честь Рождшему Его. Так, когда отпускал грехи, отверз рай и ввел в него разбойника, когда полновластно отменял ветхий закон, воскрешал многих мертвых, укрощал море, обнаруживал тайны сердечные, отверзал очи, - каковые дела свойственны одному Богу, а не другому кому, - ни при одном из этих действий не видим Его молящимся. А когда намеревался умножить хлебы, что было гораздо маловажнее всех прежде исчисленных действий, тогда взирает на небо, как в подтверждение Своего посольства от Отца, по замеченному мною выше, так и в научение наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу. Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы заградить уста Маркиону и Манихею, которые не признают Его Творцом, чтобы самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший в начале: да произрастит земля былие травное; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много - не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? — но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том. Для той же цели и народу дает сперва испытать чувство голода; для той же цели выжидает, чтобы ученики пришли и просили, чрез них же рассаживает народ, чрез них же раздает хлеб, желая, чтобы каждый предрасположен был к чуду собственным сознанием и опытом. По той же причине берет и хлебы от учеников, чтобы много было свидетельств о случившемся, и памятнее сделалось для них чудо. Если и при всем том забыли они, то что бы вышло, когда бы не приняты были такие меры? Господь повелевает возлечь на траве, научая тем народ простоте жизни; хотел не тело только напитать, но и душу научить.

Итак, Господь для того избрал такое место, дал не более, как хлебы и рыбу, предложил всем одну общую пищу и никому не уделил больше другого, чтобы научить смиренномудрию, воздержанию, любви, — тому, чтобы мы все равно были расположены друг к другу и все считали общим. И преломив, даде учеником, ученицы же народом. Пять хлебов преломил и раздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то. Какое же слово изобразит то, как источались хлебы, как они растекались по пустыне? Как их достало для такого множества? Евших было пять тысяч, кроме жен и детей; и это служит большою похвалою для народа, что и жены и мужи следовали за Христом. Как могли быть остатки? Это тоже не маловажнее первого. Притом остатков вышло столько, что число корзин равнялось числу учеников, - ни больше, ни меньше. Господь отдал куски не народу, а ученикам, потому что народ не столько был совершен, как ученики.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу

Взяв хлеб и рыбу, Господь воззрел на небо, затем благословил и преломил их, воздавая хвалу Отцу, ибо после времен закона и пророков Ему Самому предстояло вскоре стать евангельской пищей. Затем людям велено было возлечь на траву, но не разлечься на ней: поддерживаемый законом, каждый словно бы имел плоды дел своих подстилкой себе, подобно траве на земле.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу

<…> и если в пустыне Господь, взяв несколько хлебов, благословил их и они стали преизбыточествовать и насытили великое множество людей, то насколько больше — сию душу, которая ныне сдавлена и весьма утеснена и не в силах помочь себе по причине того, что она ущемлена дурными помыслами, — Он, благословив ее, расширит и распрострет Духом Святым сдавленные крылья ее добродетелей, так что она не только насытится, но и других насытит духовными учениями.

Собрание рукописей типа I. Слово 63.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 19-21 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

Пяти небольших хлебцев и двух рыб достаточно было для насыщения пяти тысяч человек мужчин, изнуренных, голодных, не говоря о женщинах и детях, которых тоже, вероятно, было немало. Познай, христианин, в твоем Сладчайшем Иисусе Христе всемогущего Творца мира, Который, не затруднившись создать из ничтожества такой громадный, светозарный и стройный механизм вселенной, конечно тем более не мог затрудниться в способе насыщения грубых, вещественных тел людей. Он мог бы поддержать их силы и жизнь одним всесильным словом Своим, так, как целая вселенная носится Его всемогущим словом; но Ему угодно было насытить их тою пищею, какую дал им в начале, то есть из земных растений (что Он сделал, то сделал навсегда хорошо и поправлять Ему Себя не в чем), как таким средством, которое соответствует земляной, стихийной природе человека. Посмотрел бы я, как эти хлебцы разламывались, как долго их ломали, как из них вышло больше пяти тысяч кусков, как потом еще осталось от этих пяти хлебцев гораздо больше остатков, чем сколько было самых хлебов! Святое Таинство Тела и Крови Христовых представляет и в нашу пору образчик этого насыщения народов хлебами.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 19-20 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных

И велел народу возлечь на траву

В буквальном значении смысл этого вполне ясен; раскроем духовное понимание. Они получили повеление расположиться на траве, или, - по сказанию другого евангелиста, - на земле, по пятидесяти и по сто (Лк. 9:14), чтобы, поправ плоть свою и блеск ее, и похоти мира сего, и подобно сухому сену поработив их себе, они через покаяние пятидесятницы (quinquagenarii numeri) могли возвыситься к совершенной вершине стократного числа (т. е. принесли стократный плод).

и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам

Он воззрел на небо, чтобы научить, что очи должны быть обращаемы туда. Он взял пять хлебов и две рыбы в руки свои и преломил их, и давал ученикам. В преломлении Господа произошло умножение (seminarium — рассадник) хлеба. Если бы хлебы не были разломлены, не были разделены на куски и на многочисленные крохи, то они не могли бы напитать столь великое множество: толпу людей с детьми и женщинами. Таким образом преломляется закон вместе с пророками, разделяется на куски, и в среду их вносятся тайны (mysteria), так что остающийся целым, и в своем прежнем состоянии не могший напитать людей, он по разделении на части напитывает множество язычников. (gentium-народов)

а ученики — народу. И ели все, и насытились

Множество народа получает питание от Господа, — через апостолов.

и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных

Каждый из апостолов от остававшегося от Спасителя наполняет корзину свою, или для того, чтобы после этого иметь то, из чего можно было бы подавать народам яства, или для того, чтобы после этого остатками явственно показать, что умноженные хлебы были действительными (veros) хлебами. Исследуй вместе с тем и то, каким образом в столь обширной пустыне и в уединенном месте нашлось только пять хлебов и две рыбы и столь легко нашлось двенадцать корзин.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-21 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

Ученикам дает хлебы, чтобы они всегда помнили о чуде и чтобы оно не выходило из их мысли, хотя они и скоро позабыли о нем. Чтобы ты не подумал, будто Господь совершил чудо только призрачно, с этой целью хлебы умножаются. Двенадцать коробов оказывается для того, чтобы и Иуда понес и не был увлекаем на предательство, раздумывая о чуде. И хлебы умножает, и рыбы, чтобы показать, что Он - Творец земли и моря и что все, что мы едим каждый день, едим потому, что Он подает, и пища Им умножается. В пустыне было чудо, чтобы кто-либо не подумал, будто из ближнего города купил Он хлебы и разделил народу; ибо была пустыня. Это сообразно с рассказом. По наведению же узнай, что когда Ирод, плотский грубый ум иудейский (ибо это означает в переводе слово Ирод), обезглавил Иоанна, главу пророков, то есть не поверил пророчествовавшим о Христе, Иисус на будущее время отходит в пустынное место, к язычникам, пустыне по отношению к Богу, и врачует недужных душою, затем и питает их. Если Он не отпустит нам согрешений и не уврачует болезней посредством крещения, то не напитает нас и причащением Пречистых Тайн, так как никто из некрестившихся не причащается. Пять тысяч — это пять чувств, которые находятся в худом состоянии и врачуются пятью хлебами. Ибо так как пять чувств болело, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы - это слова рыбарей: одна рыба — Евангелие, другая - Апостол. Но некоторые под пятью хлебами разумеют пятокнижие Моисея, то есть книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибо то, чего не могли мы, простой народ, съесть, то есть понять, то понесли и вместили апостолы. «Кроме жен и детей», ибо христианин не должен иметь что-либо детское или женоподобное и немужественное.

Толкование на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 14:17

Евфимий Зигабен

И повелев народом возлещи на траве, и приемь пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом

И повелев народом возлещи на траве

Марк (6, 39-40) говорит: и повеле им посадити вся на споды на споды на траве зелене. И возлегоша на лехи на лехи, по сту и по пятидесят. – На споды на споды вместо: на отдельные собрания, т. е. одна кучка в одном месте, а другая – в другом. То же самое означает на лехи на лехи. Можно сказать и иначе: споды – это кучки в виде круга, а лехи в виде четырехугольника; таковы были площадки в садах. Это же самое Лука назвал купами.

и приемь пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови

Посмотрел на небо, воздавая честь Отцу, показывая, что Он Сам равен Богу, и научая нас не прежде прикасаться к трапезе, чем возблагодарить Бога, Подателя пищи, и привлечь на нее благословение с неба. Иногда Иисус Христос творит чудеса Своею властью, как Бог, а иногда молится об этом по вышеуказанным причинам, чтобы не соблазнить лукавых.

и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом

Дал ученикам, с одной стороны, для того, чтобы оказать им честь, как более близким к Нему, с другой – чтобы они не забыли о чуде, при котором прислуживали их же руки.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу

См. Толкование на Мф. 14:18

bible.optina.ru

Христианский сайт - Раздай свои пять хлебов и две рыбки

"После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, [в] [окрестности] Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир" (Иоанн 6:1-14)

Это очень необычная история, потому что мало кто в истории умножал рыбу или хлеб – это было сверхъестественное, невероятное чудо. Тем не менее, я верю написанному. Многим из нас Бог явил Cвои чудеса в исцелении, поэтому мы верим, что Он может творить необычное. Если же возможно маленькое чудо, то кто сказал, что не может быть большого? Разве есть что-нибудь трудное для Сотворившего небо и землю?

Ученики стали участниками процесса сотворения этого чуда. Когда они подошли к Иисусу, они недоумевали, где взять достаточное количество еды, чтобы накормить такое множество народа. Естественно, никто их них не мог подумать, что Иисус способен накормить всех этих людей! Ученики предложили отпустить их, чтобы каждый шел домой и сам нашел себе еду. По-человечески это выглядело мудро. Хорошее предложение! Тем не менее, Иисус, имея в голове Божественный план, говорит: «Вы дайте им есть!» Андрей отвечает: «Здесь есть у одного мальчика пару хлебов и две рыбки. Но что с этого толку!» Иисус же дает распоряжение принести их Ему. Затем воздает благодарение и отдает ученикам, чтобы они разнесли пищу людям. Так Господь сотворил невероятное чудо: умножил хлебы и рыбу и накормил множество народа. Но вторым чудом в этой истории были ученики: когда Иисус дал им эти пять хлебов и две рыбки, они безропотно взяли и пошли раздавать. Представьте себя на их месте! Вот Иисус дает тебе в руки твою часть и говорит: «Раздай!» - а ты смотришь на кусок рыбы и лепешку, которые тебе достались, и у тебя может возникнуть мысль: «Зачем пытаться их разделить на всех, когда я заранее знаю, что этого слишком мало?!» Человеческая часть чуда состояла в том, что ученики взяли и начали раздавать, даже не понимая до конца, что из этого будет. А в результате их послушания Бог исполнил Свою, удивительную часть: когда они начали раздавать, еда вдруг, вместо того чтобы сразу же закончиться, наоборот, стала умножаться и умножаться.

Из этой истории мы можем извлечь для себя очень сильные принципы. Во-первых, ученики раздавали не то, что они взяли сами, и не то, что они хотели бы раздать. Сначала Иисус взял лепешки и рыбу, возблагодарил и только после этого дал ученикам. Таким образом, то, что они раздавали, было получено ими от Иисуса. Итак, принцип первый: чудеса творит Иисус! Именно Он кормит голодных, именно Он все совершает. Но для того, чтобы стать участниками этого процесса, чтобы Иисус через нас мог кормить голодных, в разных смыслах этого слова – физически или духовно, самое первое, что нужно сделать – это прийти к Иисусу и быть с Ним. Приблизившись к Господу, представ перед Ним, ученики получили от Него нечто, а затем понесли полученное дальше. Это говорит о том, что нам надо всеми силами приближаться к Богу, искать контакт с Ним и учиться слышать Его голос, получая личные откровения от Бога. Принимать слово РЕМА, свой хлеб с Небес, который потом ты будешь отдавать людям, находящимся рядом с тобой. Ты будешь делиться с ними тем, что Бог сделал в твоей жизни и открыл лично для тебя.

В данном рассказе Иисус дал в руки ученикам совсем немного пищи, и у них могла возникнуть мысль, что этого не хватит. Часто нас могут посещать точно такие же сомнения: «Я имею слишком мало! Кто я такой, чтобы прямо сейчас идти и отдавать это? Зачем даже пытаться это кому-то отдать!» Порой мы недооцениваем или умаляем то, что у нас есть, то, что Господь дал нам: перемены, которые Он произвел в нашей жизни; сближение в отношениях с Ним; изменения в нашем характере, семье, служении. Если мы считаем, что этого слишком мало, то мы не будем стремиться понести это дальше и отдать другим людям. Мы можем подумать, что это никого не накормит и никому не поможет – и в результате получается, что мы не делаем вообще ничего.

Господь дает в наши руки определенные идеи, но зачастую нам не верится, что Бог мог сказать нам такое и доверить нам ответственное дело. Если тебе кажется, что твоя идея странная и какая-то невероятная, то, скорее всего, она от Бога. Потому что тебе самому бы и в голову такое не пришло! Если ты попробуешь ее воплотить, то увидишь плоды, и только увидев плоды, ты поймешь, что это точно был Бог. Потому что до появления плодов ты движешься одной лишь верой. Ты идешь, что-то делаешь, прилагаешь усилия и веришь, что это Бог, потому что Бога ты можешь слышать только при помощи веры. Ты не можешь проверить, пощупать, и никто тебе не может толком подсказать, потому что есть сугубо личные вещи, и в подобных ситуациях ты должен принимать решения сам. Но если приходит такая идея, важно попробовать воплотить ее в жизнь. Если она хорошая, если она несет добро тебе и другим людям, и если она прославляет Бога, попробуй ее запустить. Я верю, что, увидев добрые результаты, ты скажешь: «Это Господь!» - и еще больше вдохновишься воплощать в жизнь другие идеи.

Ученики были послушны и увидели чудо умножения. Каждый из нас, начав раздавать то, что у него есть на данный момент, вдруг увидит, как оно будет умножаться. Раздай своим пяти тысячам то, чего ты достиг к сегодняшнему дню, и ты увидишь Божье умножение!

Когда ученики взяли пять хлебов и две рыбки, у них было одно преимущество перед людьми, сидящими там, на траве: ни у кого из этих пяти тысяч не было в руках хлебов и рыбок, благословленных Иисусом. Итак, следующий принцип: возьми то, что есть у тебя от Бога на данный момент, найди того, кто имеет хотя бы на две рыбки меньше, и благослови его. Например, если ты видишь какую-то семью и понимаешь, что можешь послужить им, потому что у тебя лучше получается наладить отношения с родными, у тебя мир с женой, с детьми, с родителями –  послужи этим. У каждого из нас есть свои пять тысяч, которые ожидают нас; и у каждого из нас есть что-то такое, чем мы можем благословить.

Причина, по которой Иисус дает нам что-нибудь – это, во-первых, чтобы мы имели сами, а во-вторых, чтобы мы пошли и раздали другим. Никогда не жалей ничего для других людей, потому что когда ты не оставляешь для себя, как раз тогда Господь и дает тебе прирост. Когда апостолы раздавали пищу, они не хватали себе куски на ходу – они просто шли и раздавали людям. Но вспомните, сколько всего осталось! Чем больше ты помогаешь кому-то стать успешным, тем больше, в результате, достанется тебе. Часто могут возникнуть такие искушения: «А что, если я расскажу секрет, и кто-то другой станет успешнее меня?» Но если ты умрешь для себя и не оставишь себе ничего, то все эти короба, в конце концов, будут твоими. Поэтому нужно придерживаться противоположного принципа: если мне что-то помогает, то не нужно держать это в секрете, потому что, если мы утаиваем, значит, не доверяем Богу, что Он может дать нам больше. Наш успех заключается именно в том, чтобы как можно больше отдать другим и как можно меньше секретов оставить себе.

Здесь есть еще одна очень интересная мысль: ученики пошли и накормили не пять или десять человек, а пять тысяч. Здесь виден следующий принцип: наше сердце должно быть настроено на максимально больший охват. Это означает, что наше мышление не должно быть локальным, узким, мы должны иметь тотальное, массовое мышление. Иисус сказал: «Идите по всему миру». Разве это не растягивает наши мозги? Когда Он говорил это, Он обращался в лице своих учеников не только к узкому кругу служителей, например, только евангелистов. Он сказал это всем Своим последователям. Всем, кто читает Библию. Это общее Божье слово, написанное для всех.

Еще в Эдемском саду Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Значит, еще от Эдемского сада Господь ценит в людях такое отношение сердца. Это естественное состояние всего живого: плодиться и размножаться. Понятно, что мы не можем делиться с другими тем, чего не имеем сами. Но никто от нас этого и не требует. 1-е послание к Коринфянам 14:26 говорит, что у каждого из нас есть, чем делиться. Нам необходимо принять эту истину. Даже то, что мы покаялись и верим, что Иисус Христос наш Господь – эти самые первые, простые откровения, которые мы имеем – тоже нужны кому-то рядом с нами, и мы должны ими делиться. Нам нужно научиться находить то положительное, чему Господь уже научил нас, и передавать это другим. Так мы увидим умножающиеся чудеса в своей жизни.

Возьми на себя ответственность за те идеи, которые ты зачинаешь от Духа Святого в общении с Ним, выноси и роди их. Когда на Марию сошел Дух Святой, она зачала, выносила и родила Спасителя миру. Когда мы общаемся с Духом Святым, мы зачинаем от Него самые разные предприятия, часто для нас невероятные. Если ты воплотишь их в жизнь, это может стать спасением для других людей. Роди благословение для кого-то!

Когда Дух Святой начал давать мне такое понимание, у меня было невысокое мнение о самом себе. Тем не менее, Бог сказал: «Иди и говори о своих откровениях везде!» Теперь я так благодарен Господу, что, по Его милости, я смог коснутся многих людей, посетить много мест, и поделиться тем немногим, что у меня было. Я считаю, что лично у меня никогда не было больше, чем пять хлебов и две рыбки. В тот момент, когда я начинал ездить и рассказывать свое свидетельство, моя семейная жизнь еще не наладилась, мое служение еще не приобрело настоящей силы и жизни. Единственное, что я к тому времени приобрел: я стал приходить каждый день к Богу и общаться с Ним. Это было хорошее свидетельство, но, казалось бы, что здесь такого? Ну, общаешься ты с Богом. А кто с Ним не общается? Но Дух Святой проговорил мне, чтобы я ездил и искал людей, которым нужно это послание. Потому что я понимал, что не могу послужить тем, кто не нуждается в нем. Если ты начинаешь служить кому-то, а эти люди тебе говорят, что им не нужно твое свидетельство или проповедь, это означает только одно: что ты послан не к ним. У каждого из нас есть те, кто нуждается именно в нас. Моя мечта – объехать весь земной шар, всю планету и поговорить буквально с каждым. Может быть, половина земного шара вообще меня не примет, но все равно будет определенная категория людей, для которых я точно буду благословением.

Меня вдохновляют слова, которые Бог сказал Иеремии, когда тот говорил: «Я молод, не пойду». Бог ответил: «Не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер.1:6,7). Это слова Господа ко всем нам: «Не говори, что не можешь!» У Бога глобальное мышление, Он мечтает, чтобы Евангелие коснулось всех. Он говорит: «Вся земля будет наполнена Господом, как воды наполняют море» (Ис 11:9), «предо Мною преклонится всякое колено» (Рим. 14:11). Это означает, что Бог нацелен на широкий охват, на каждого человека, Он хочет коснуться лично каждого. Если мы познаем Бога, то должны стать, как Он, в действии, и свое познание Его показать в делах. Точно так же, как Он, мы должны нацелиться на весь мир – каждый своим даром, своим приобретением, каждый своим талантом. Тебе не нужно сидеть и ждать особого разрешения. Если у тебя есть определенная идея, то это значит, что у тебя уже есть разрешение начинать воплощать ее. Если у тебя есть поручение, то ты уже посланник. Просто иди и делай!

Бог не может управлять тем, кто стоит на месте. Это как машина: если она стоит, то что толку крутить руль вправо или влево? - она все равно не повернет! Надо двинуться с места, и тогда, на ходу, можно будет управлять этим транспортом. Божьи слова неминуемо должны исполниться: вся земля будет знать Господа! И произойдет это через нас. Поэтому ВОЗЬМИ СВОИ ВСЕГО ЛИШЬ ПЯТЬ  ХЛЕБОВ И ДВЕ РЫБКИ И НАКОРМИ ИМИ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК!

xristiiane.ucoz.ru

Раздай свои пять хлебов и две рыбки (Сергей Шидловский)

Это очень необычная история, потому что мало кто в истории умножал рыбу или хлеб – это было сверхъестественное, невероятное чудо. Тем не менее, я верю написанному. Многим из нас Бог явил Cвои чудеса в исцелении, поэтому мы верим, что Он может творить необычное. Если же возможно маленькое чудо, то кто сказал, что не может быть большого?

""После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, [в] [окрестности] Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир"" (Иоанн 6:1-14)

Это очень необычная история, потому что мало кто в истории умножал рыбу или хлеб – это было сверхъестественное, невероятное чудо. Тем не менее, я верю написанному. Многим из нас Бог явил Cвои чудеса в исцелении, поэтому мы верим, что Он может творить необычное. Если же возможно маленькое чудо, то кто сказал, что не может быть большого? Разве есть что-нибудь трудное для Сотворившего небо и землю?

Ученики стали участниками процесса сотворения этого чуда. Когда они подошли к Иисусу, они недоумевали, где взять достаточное количество еды, чтобы накормить такое множество народа. Естественно, никто их них не мог подумать, что Иисус способен накормить всех этих людей! Ученики предложили отпустить их, чтобы каждый шел домой и сам нашел себе еду. По-человечески это выглядело мудро. Хорошее предложение! Тем не менее, Иисус, имея в голове Божественный план, говорит: «Вы дайте им есть!» Андрей отвечает: «Здесь есть у одного мальчика пару хлебов и две рыбки. Но что с этого толку!» Иисус же дает распоряжение принести их Ему. Затем воздает благодарение и отдает ученикам, чтобы они разнесли пищу людям. Так Господь сотворил невероятное чудо: умножил хлебы и рыбу и накормил множество народа. Но вторым чудом в этой истории были ученики: когда Иисус дал им эти пять хлебов и две рыбки, они безропотно взяли и пошли раздавать. Представьте себя на их месте! Вот Иисус дает тебе в руки твою часть и говорит: «Раздай!» - а ты смотришь на кусок рыбы и лепешку, которые тебе достались, и у тебя может возникнуть мысль: «Зачем пытаться их разделить на всех, когда я заранее знаю, что этого слишком мало?!» Человеческая часть чуда состояла в том, что ученики взяли и начали раздавать, даже не понимая до конца, что из этого будет. А в результате их послушания Бог исполнил Свою, удивительную часть: когда они начали раздавать, еда вдруг, вместо того чтобы сразу же закончиться, наоборот, стала умножаться и умножаться.

Из этой истории мы можем извлечь для себя очень сильные принципы. Во-первых, ученики раздавали не то, что они взяли сами, и не то, что они хотели бы раздать. Сначала Иисус взял лепешки и рыбу, возблагодарил и только после этого дал ученикам. Таким образом, то, что они раздавали, было получено ими от Иисуса. Итак, принцип первый: чудеса творит Иисус! Именно Он кормит голодных, именно Он все совершает. Но для того, чтобы стать участниками этого процесса, чтобы Иисус через нас мог кормить голодных, в разных смыслах этого слова – физически или духовно, самое первое, что нужно сделать – это прийти к Иисусу и быть с Ним. Приблизившись к Господу, представ перед Ним, ученики получили от Него нечто, а затем понесли полученное дальше. Это говорит о том, что нам надо всеми силами приближаться к Богу, искать контакт с Ним и учиться слышать Его голос, получая личные откровения от Бога. Принимать слово РЕМА, свой хлеб с Небес, который потом ты будешь отдавать людям, находящимся рядом с тобой. Ты будешь делиться с ними тем, что Бог сделал в твоей жизни и открыл лично для тебя.

В данном рассказе Иисус дал в руки ученикам совсем немного пищи, и у них могла возникнуть мысль, что этого не хватит. Часто нас могут посещать точно такие же сомнения: «Я имею слишком мало! Кто я такой, чтобы прямо сейчас идти и отдавать это? Зачем даже пытаться это кому-то отдать!» Порой мы недооцениваем или умаляем то, что у нас есть, то, что Господь дал нам: перемены, которые Он произвел в нашей жизни; сближение в отношениях с Ним; изменения в нашем характере, семье, служении. Если мы считаем, что этого слишком мало, то мы не будем стремиться понести это дальше и отдать другим людям. Мы можем подумать, что это никого не накормит и никому не поможет – и в результате получается, что мы не делаем вообще ничего.

Господь дает в наши руки определенные идеи, но зачастую нам не верится, что Бог мог сказать нам такое и доверить нам ответственное дело. Если тебе кажется, что твоя идея странная и какая-то невероятная, то, скорее всего, она от Бога. Потому что тебе самому бы и в голову такое не пришло! Если ты попробуешь ее воплотить, то увидишь плоды, и только увидев плоды, ты поймешь, что это точно был Бог. Потому что до появления плодов ты движешься одной лишь верой. Ты идешь, что-то делаешь, прилагаешь усилия и веришь, что это Бог, потому что Бога ты можешь слышать только при помощи веры. Ты не можешь проверить, пощупать, и никто тебе не может толком подсказать, потому что есть сугубо личные вещи, и в подобных ситуациях ты должен принимать решения сам. Но если приходит такая идея, важно попробовать воплотить ее в жизнь. Если она хорошая, если она несет добро тебе и другим людям, и если она прославляет Бога, попробуй ее запустить. Я верю, что, увидев добрые результаты, ты скажешь: «Это Господь!» - и еще больше вдохновишься воплощать в жизнь другие идеи.

Ученики были послушны и увидели чудо умножения. Каждый из нас, начав раздавать то, что у него есть на данный момент, вдруг увидит, как оно будет умножаться. Раздай своим пяти тысячам то, чего ты достиг к сегодняшнему дню, и ты увидишь Божье умножение!

Когда ученики взяли пять хлебов и две рыбки, у них было одно преимущество перед людьми, сидящими там, на траве: ни у кого из этих пяти тысяч не было в руках хлебов и рыбок, благословленных Иисусом. Итак, следующий принцип: возьми то, что есть у тебя от Бога на данный момент, найди того, кто имеет хотя бы на две рыбки меньше, и благослови его. Например, если ты видишь какую-то семью и понимаешь, что можешь послужить им, потому что у тебя лучше получается наладить отношения с родными, у тебя мир с женой, с детьми, с родителями –  послужи этим. У каждого из нас есть свои пять тысяч, которые ожидают нас; и у каждого из нас есть что-то такое, чем мы можем благословить.

Причина, по которой Иисус дает нам что-нибудь – это, во-первых, чтобы мы имели сами, а во-вторых, чтобы мы пошли и раздали другим. Никогда не жалей ничего для других людей, потому что когда ты не оставляешь для себя, как раз тогда Господь и дает тебе прирост. Когда апостолы раздавали пищу, они не хватали себе куски на ходу – они просто шли и раздавали людям. Но вспомните, сколько всего осталось! Чем больше ты помогаешь кому-то стать успешным, тем больше, в результате, достанется тебе. Часто могут возникнуть такие искушения: «А что, если я расскажу секрет, и кто-то другой станет успешнее меня?» Но если ты умрешь для себя и не оставишь себе ничего, то все эти короба, в конце концов, будут твоими. Поэтому нужно придерживаться противоположного принципа: если мне что-то помогает, то не нужно держать это в секрете, потому что, если мы утаиваем, значит, не доверяем Богу, что Он может дать нам больше. Наш успех заключается именно в том, чтобы как можно больше отдать другим и как можно меньше секретов оставить себе.

Здесь есть еще одна очень интересная мысль: ученики пошли и накормили не пять или десять человек, а пять тысяч. Здесь виден следующий принцип: наше сердце должно быть настроено на максимально больший охват. Это означает, что наше мышление не должно быть локальным, узким, мы должны иметь тотальное, массовое мышление. Иисус сказал: «Идите по всему миру». Разве это не растягивает наши мозги? Когда Он говорил это, Он обращался в лице своих учеников не только к узкому кругу служителей, например, только евангелистов. Он сказал это всем Своим последователям. Всем, кто читает Библию. Это общее Божье слово, написанное для всех.

Еще в Эдемском саду Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Значит, еще от Эдемского сада Господь ценит в людях такое отношение сердца. Это естественное состояние всего живого: плодиться и размножаться. Понятно, что мы не можем делиться с другими тем, чего не имеем сами. Но никто от нас этого и не требует. 1-е послание к Коринфянам 14:26 говорит, что у каждого из нас есть, чем делиться. Нам необходимо принять эту истину. Даже то, что мы покаялись и верим, что Иисус Христос наш Господь – эти самые первые, простые откровения, которые мы имеем – тоже нужны кому-то рядом с нами, и мы должны ими делиться. Нам нужно научиться находить то положительное, чему Господь уже научил нас, и передавать это другим. Так мы увидим умножающиеся чудеса в своей жизни.

Возьми на себя ответственность за те идеи, которые ты зачинаешь от Духа Святого в общении с Ним, выноси и роди их. Когда на Марию сошел Дух Святой, она зачала, выносила и родила Спасителя миру. Когда мы общаемся с Духом Святым, мы зачинаем от Него самые разные предприятия, часто для нас невероятные. Если ты воплотишь их в жизнь, это может стать спасением для других людей. Роди благословение для кого-то!

Когда Дух Святой начал давать мне такое понимание, у меня было невысокое мнение о самом себе. Тем не менее, Бог сказал: «Иди и говори о своих откровениях везде!» Теперь я так благодарен Господу, что, по Его милости, я смог коснутся многих людей, посетить много мест, и поделиться тем немногим, что у меня было. Я считаю, что лично у меня никогда не было больше, чем пять хлебов и две рыбки. В тот момент, когда я начинал ездить и рассказывать свое свидетельство, моя семейная жизнь еще не наладилась, мое служение еще не приобрело настоящей силы и жизни. Единственное, что я к тому времени приобрел: я стал приходить каждый день к Богу и общаться с Ним. Это было хорошее свидетельство, но, казалось бы, что здесь такого? Ну, общаешься ты с Богом. А кто с Ним не общается? Но Дух Святой проговорил мне, чтобы я ездил и искал людей, которым нужно это послание. Потому что я понимал, что не могу послужить тем, кто не нуждается в нем. Если ты начинаешь служить кому-то, а эти люди тебе говорят, что им не нужно твое свидетельство или проповедь, это означает только одно: что ты послан не к ним. У каждого из нас есть те, кто нуждается именно в нас. Моя мечта – объехать весь земной шар, всю планету и поговорить буквально с каждым. Может быть, половина земного шара вообще меня не примет, но все равно будет определенная категория людей, для которых я точно буду благословением.

Меня вдохновляют слова, которые Бог сказал Иеремии, когда тот говорил: «Я молод, не пойду». Бог ответил: «Не говори: ""я молод""; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер.1:6,7). Это слова Господа ко всем нам: «Не говори, что не можешь!» У Бога глобальное мышление, Он мечтает, чтобы Евангелие коснулось всех. Он говорит: «Вся земля будет наполнена Господом, как воды наполняют море» (Ис 11:9), «предо Мною преклонится всякое колено» (Рим. 14:11). Это означает, что Бог нацелен на широкий охват, на каждого человека, Он хочет коснуться лично каждого. Если мы познаем Бога, то должны стать, как Он, в действии, и свое познание Его показать в делах. Точно так же, как Он, мы должны нацелиться на весь мир – каждый своим даром, своим приобретением, каждый своим талантом. Тебе не нужно сидеть и ждать особого разрешения. Если у тебя есть определенная идея, то это значит, что у тебя уже есть разрешение начинать воплощать ее. Если у тебя есть поручение, то ты уже посланник. Просто иди и делай!

Бог не может управлять тем, кто стоит на месте. Это как машина: если она стоит, то что толку крутить руль вправо или влево? - она все равно не повернет! Надо двинуться с места, и тогда, на ходу, можно будет управлять этим транспортом. Божьи слова неминуемо должны исполниться: вся земля будет знать Господа! И произойдет это через нас. Поэтому ВОЗЬМИ СВОИ ВСЕГО ЛИШЬ ПЯТЬ  ХЛЕБОВ И ДВЕ РЫБКИ И НАКОРМИ ИМИ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК!

Конспект проповеди Сергея Шидловского со Львовской конференции.

www.invictory.com


Смотрите также