Нормы хлеба в блокадном Ленинграде были четко определены для разных кругов населения. Это был единственный и самый верный способ распределения продуктов, дающий надежду на жизнь. Как можно было выжить в холодном, осажденном городе, получая на руки только 125 граммов хлеба в день? Ответ на этот вопрос кроется в огромной силе духа людей того времени и непоколебимой вере в победу. Блокада Ленинграда – это история, которую нужно знать и помнить во имя подвига людей, отдавших свои жизни и переживших самую страшную блокаду в истории человечества.
900 дней, которые длились с сентября 1941 года по январь 1944 года, вошли в историю как самые трагические дни, унесшие не менее 800 тысяч жизней жителей этого города.
Ленинград занимал важное место в плане немецкого командования, который назывался «Барбаросса». Ведь этот город, согласно разработанной стратегии немецкого фельдмаршала Паулюса, должен был предшествовать взятию Москвы. Планам Гитлера не суждено было осуществиться. Защитники Ленинграда не позволили захватить город. Превращенный в неприступную крепость Ленинград долгое время удерживал движение немецкой армии вглубь страны.
Массовый голод был осложнен еще и суровой зимой, сотни тысяч человек не смогли выжить в осажденном городе.
Более 2 миллионов гражданского населения проживало в Ленинграде на момент блокады. Когда враги начали активно разрушать город, обстрелы, бомбардировки и пожары стали регулярными, многие старались покинуть город. Однако все дороги были надежно перекрыты.
На имевшихся совхозных полях блокадного города тщательно собирали все, что можно было съесть. Но и эти меры не спасали от голода. Уже 20 ноября нормы выдачи хлеба в блокадном Ленинграде были сокращены в пятый раз. Кроме хлеба, люди практически ничего не получали. Такой паек послужил началом жесточайшего голодного периода в истории Ленинграда.
Во время войны факты массового голода ленинградцев замалчивались. Руководители обороны города всеми силами препятствовали появлению сведений об этой трагедии в печатных изданиях. Когда война закончилась, блокада Ленинграда рассматривалась как трагедия. Однако мерам, которые правительство предпринимало в связи с преодолением голода, практически не уделялось никакого внимания.
Сейчас извлеченные сборники документации из архивов Ленинграда дают возможность пролить свет и на этот вопрос.
Проливает свет на проблему голода в Ленинграде информация о работе конторы «Центрзаготзерно». Из этого документа, который информирует о состоянии хлебных ресурсов на вторую половину 1941 года, можно узнать, что еще в июле этого же года положение с запасами зерна было напряженным. Поэтому было принято решение вернуть в порты города пароходы с зерном, которое шло на экспорт.
Пока была возможность, по железной дороге в усиленном режиме в город переправляли составы, в которых было зерно. Эти действия способствовали тому, что до ноября 1941 года хлебопекарная промышленность работала без перебоев.
Военная обстановка просто требовала, чтобы суточная норма хлеба в блокадном Ленинграде была увеличена. Однако, когда была перекрыта железнодорожная связь, продуктовые ресурсы существенно снизились. Уже в сентябре 1941 года меры по экономии продовольствия ужесточили.
Норма выдачи хлеба жителям блокадного Ленинграда была резко снижена. На период с сентября по ноябрь первого года войны рабочим, которые получали по 800 г, начали выдавать всего 250 г. Служащим, получавшим по 600 г, уменьшили паек до 125 г. Такое же количество хлеба начали выдавать и детям, которым раньше полагалось по 400 г.
Согласно сводкам УНКВД Ленинградской области, смертность жителей города резко увеличилась. Особенно тяжело переживали блокаду люди старше 40 лет и грудные младенцы.
Нормы выдачи хлеба населению существовали еще до начала блокады. Согласно архивным документам, на 2 сентября 1941 года больше всего (800 г) получали военные и работающие в горячих цехах. На 200 г меньше полагалось рабочим, трудившимся на заводах. Половину пайка рабочего горячего цеха получали служащие, паек которых составлял 400 г. Детям и иждивенцам выдавали по 300 г хлеба.
11 сентября, на 4 й день блокады, все нормы выдачи пайка рабочим и служащим были сокращены на 100 г.
1 октября 1941 года нормы хлеба в блокадном Ленинграде опять были уменьшены: для рабочих на 100 г, детям и иждивенцам выдавали по 200 г.
13 ноября произошло очередное урезание нормы. А через 7 дней, 20 ноября, опять было принято решение о жесточайшей экономии хлебных запасов. Минимальная норма хлеба в блокадном Ленинграде была определена – 125 г.
Период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года считается самым тяжелым в истории блокады, ведь это время, когда паек был снижен до минимума. В этот период служащие, дети и иждивенцы получали всего по 125 г хлеба, рабочим полагалось 250 г, а тем, кто трудился в горячих цехах, – 375 г. Сниженные нормы хлеба в блокадном Ленинграде послужили тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Да и этот положенный паек из за бомбежек выдавали не всегда.
С 25 декабря нормы хлебного пайка для всех категорий снабжаемого населения начали возрастать, это придало не только силы горожанам, но и веры в победу над врагом.
Нормы хлеба в блокадном Ленинграде были увеличены благодаря жертвам многих людей, которые обеспечивали функционирование Дороги жизни через озеро Ладога. Враг беспощадно обстреливал этот спасательный участок, который позволил не только наладить поставку зерна в город, но и эвакуировать часть населения. Зачастую хрупкий лед был причиной того, что машины с зерном просто тонули.
В 1942 году зерно со дна озера начали доставать водолазы. Труд этих людей героический, ведь им приходилось работать под вражескими обстрелами. Сначала зерно доставали вручную ведрами. Позже для этих целей использовали специальный насос, который был предназначен для очистки грунта.
Запасы зерна в городе были минимальны. Поэтому блокадный хлеб очень сильно отличался от привычного для нас хлебобулочного изделия. При выпекании в муку добавляли разные несъедобные примеси, чтобы сэкономить основную составляющую рецепта. Надо отметить, что несъедобных примесей часто было больше половины.
Чтобы сократить расход муки, с 23 сентября было прекращено пивное производство. Все запасы ячменя, отрубей, солода и сои были отправлены на хлебозаводы. С 24 сентября в хлеб начали добавлять овес с шелухой, позже целлюлозу и обойную пыль.
После 25 декабря 1941 года примеси из состава практически исчезли. Но самое главное с этого момента норма хлеба в блокадном Ленинграде, фото которого можно увидеть в статье, была увеличена.
Во время блокады на территории города бесперебойно выпекало хлеб 6 хлебозаводов.
С самого начала блокады хлеб выпекали из муки, в которую добавляли солод, овес и соевые бобы. Около 8 тысяч тонн солода и 5 тысяч тонн овса были использованы как съедобная примесь.
Позже был обнаружен хлопковый жмых в количестве 4 тысяч тонн. Учеными было проведено несколько опытов, которые доказали, что при высокой температуре ядовитое вещество, содержащееся в составе жмыха, разрушается. Так в состав блокадного хлеба начал входить еще и хлопковый жмых.
Годы проходят, уходят люди, которые были свидетелями того страшного периода, уходит история. И только мы способны сохранить память о страшной блокаде, которую победил город Ленинград. Помните! Ради подвига выживших и погибших жителей Ленинграда!
autogear.ru
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
Познакомить ребят с понятием блокада;
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
(под звучание музыки «Священная война» говорит учитель)
Ход мероприятия
На доске запись:
22 июня 1941 года
- Ребята, что это за дата записана на доске? (Дата начала ВОв.)
-Война… Какие чувства или ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? Запишите на листочках, заполните «Корзину чувств».
-Посмотрите, как звучит тема нашего классного часа? Все ли слова вам понятны?
-Саша сегодня выполняет у нас роль учёного секретаря, она будет объяснять нам непонятные слова. (Саша за комьютером)
Объяснение слова «скорбить»
-В истории ВОв много печальных, тяжёлых и просто страшных страниц. Я хочу сегодня остановиться на одной из них – блокада Ленинграда.
Что такое Ленинград? Как этот город называется сейчас?
А что значит блокада? (Саша)Окружение города войсками противника в целях прекращения его связей с внешним миром и принуждения к капитуляции.
-Сегодня мы прикоснёмся к предметам, которые играли не последнюю роль в тяжёлые дни блокады.
-Итак, 22 июня 1941 года ….Мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Был воскресный день люди радовались лету, солнцу, жизни и вдруг… Из всех приёмников и громкоговорителей раздался голос диктора Левитана.
(Слушаем запись.)
-Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Перед командующим группой армии "Север" Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сровнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
На защиту родного города поднялись все ее жители. До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории нашей страны и в судьбах ребят.
Ученики исполняют песню «Шел ленинградский паренек».
Шел ленинградский паренек,Был путь неровен и далек…И где б ни ходил он,Повсюду носил он Солдатский простой котелок 2 раза
Мы шли, чтоб Родину спасти,Немало нам пришлось идти…А встретится хата, -И примет солдата На трудном военном пути. 2 раза
Мелькнет нежданный огонек,Дивчина выйдет на порог.И ранней пороюНаполнит водою Солдатский простой котелок. 2 раза
Была та ночка нелегка -В бою убили паренька…А вышли из боя, -И имя героя Прочли мы на дне котелка, 2 раза
Блеснул долгожданный огонек,Пришла расплата, вышел срок.Поклялись герою -Берлинской водою Наполнить его котелок.
В короткий срок Ленинград был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации, тушили зажигательные бомбы, ухаживали за раненными в госпиталях, работали за станками.
- С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
В июле 1941 г. кольцо вокруг города ещё не сомкнулось, но уже были введены карточки на все продукты. Чтобы получить по такой карточке причитающуюся тебе порцию хлеба, нужно было выстоять много часов в очереди. А какая это была порция?!
Выступление учащихся.
Мы узнали, что во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Как называется одна такая часть? (Одна восьмая). Эта дробь иначе называется "восьмушка”, или «осьмушка». Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.
Определите, сколько она весила в граммах, если целая буханка весит 1 кг.
Сколько это: осьмушка хлеба? Если в граммах, то 125. Только тот, кто на той войне не был, Вкуса хлеба не сможет понять. Вы представьте, как детские руки Прижимают кусочек к губам. Ничего не могло быть вкуснее Тех единственных крохотных грамм.
В блокадном Ленинграде работали 14 хлебозаводов. Не хватало рабочих рук, не было электроэнергии, топлива и воды.
Работницы второго хлебозавода выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака для замеса и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе. Мука без воды в хлеб не превратиться! Смена длилась 12 часов.
В Музее хлеба можно увидеть хлеб, выпеченный по блокадной рецептуре. Он сильно отличается от того, который мы привыкли есть за обедом. Выпекали его только из ржаной муки с различными добавками.
Из воспоминаний блокадницы Ольги Вольдемаровны Афанасьевой:
«Самый тяжелый период был зимой 1941 года и в первом квартале 1942-го, когда в хлеб добавляли не только овсяную муку, но и корьевую (изготовленную из коры ветвей березы), муку из семян дикорастущих трав (полынь, щавель), жмых, шрот и гидроцеллюлозу - массу, похожую на размокшее мыло».
6. Я вспоминаю хлеб блокадных лет,Который в детском доме нам давали.Не из муки он был - из наших бед,И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,С корой. Колючий так, что режет десна.Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,На праздник, очень редко - чистый просто.
-Конечно, этого было ничтожно мало, поэтому варили суп из обоев, студень из столярного клея, даже кожаные ремни и обувь, опилки шли в пищу.
Уже осенью 1941 года ленинградцы начали умирать от голода.
Многим известна трагическая судьба 11-летней школьницы Тани Савичевой. О ней нам расскажет Никита.(Презентация)
-Но несмотря на все эти ужасы город продолжал жить. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны.
"Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 дней блокады дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт.
Выступление детей.
И тогда молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" И на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
2. 2Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
3. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
4. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
5. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
6. За доблестный труд сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда».
Песня «В далёком тревожном военном году»
муз.И.Шварцсл. В.Коростылев
В далеком, тревожном военном году,Под гром батарей у страны на виду.Стояли со взрослыми рядомМальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадьНе выпало им дописать, дочитать,Когда навалились на городФугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,Как наши ровесники приняли бой.Им было всего лишь двенадцать Но были они ленинградцы!
(Показ метронома.)
-Что это, ребята? (Саша) Но зачем он в блокадном Ленинграде?
-Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.
Вместо супа -Бурда из столярного клея,Вместо чая -Заварка сосновой хвои,Это было б ничего,Только руки немеют,Только ногиСтановятся вдруг не свои.Только сердцеВнезапно сожмётся, как ёжик,И глухие удары пойдут невпопад...Сердце!Надо стучать, если даже не можешь,Ведь на наших сердцах -Ленинград!Бейся, сердце!Стучи несмотря на усталость,Слышишь:Город клянётся, что враг не пройдёт!... Сотый день догорает…Как потом оказалось -Впереди ещё 800!
Но страна не забывала тех, кто был в кольце врага. В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой жизни". Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду.
По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи..
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, Дорогой жизни многих к многим.Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Все, кто обслуживал ледовую трассу, работали в необычайно сложных условиях: в мороз, буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
(Дети читают стих)
И было на всем годуМашина задняя оселаШофер вскочил, шофер на льду.Ну, так и есть, мотор заело.Ремонт на пять минут - пустяк, Поломка эта не угроза,Да рук не разомкнуть никак:Их на руле свело морозом.Чуть разогнешь - опять сведет.Стоять? А хлеб? Других дождаться?А хлеб - две тонны? Он спасетШестнадцать тысяч ленинградцевИ вот в бензине руки онСмочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонтВ пылающих руках шофера.Вперед! Как ноют волдыри,Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонитК хлебопекарне до зариШестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре -Сто двадцать пять блокадных граммС огнем и кровью пополамО, мы познали в декабре:Не зря священным даром названОбычный хлеб, и тяжкий грехХотя бы крошку бросить наземь
Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
Мы чашу горя выпили до дна.Но враг не взял нас никаким изморомИ жизнью смерть была побежденаИ победили человек и город!Год сорок второй…Полгорода лежит в земле сыройНеугасима память поколенийИ память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновеньеИ в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)
12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. 67-я армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы еще не видели! Через 6 дней кольцо блокады было прорвано.
К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы по «Дороге жизни» в тыл.
А через год, в январе 1944 года, блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние около 100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.
А сколько это лет, ребята?
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга.
А в Ленинградской области на 3 километре Дороги жизни, расположен открытый в 1968 году мемориальный комплекс, носящий название «Цветок жизни». Он посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде.
Вокруг памятника растут 900 берез, по 1-ому дереву, символизирующему каждый день блокады.
У дороги жизни шепчутся берёзы,
Седину лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:
Плачет вместе с вами каменный цветок.
Сколько их погибло, юных ленинградцев?
Сколько не услышит грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,
Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!
-Итак, ребята, вернёмся к названию нашего классного часа. Что же мы, современное поколение, должны знать, помнить, о чём скорбить?
-Давайте ещё раз обратимся к «Корзине чувств». Запишите на листочках ещё раз, какие чувства у вас возникают при слове «война». Не изменились ли они? (Кто хочет – высказывается вслух.)
-Ребята, а может ли у нас возникнуть такое чувство, как гордость за наш народ? Почему?
-Уже 70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Всё меньше и меньше остаётся свидетелей того страшного времени. Но мы обязаны помнить о нём и передать память нашим детям.
В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.
Вечная им память! Почтим минутой молчания всех погибших во время блокады. ()
Минута Молчания
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Нам наше прошлое свято и дорого.
Гордость победами - горечь утрат...
Вечная память защитникам города,
Вечная слава защитникам города,
Вечная слава тебе, Ленинград!
infourok.ru
Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден ее повторить. Именно поэтому так важно вспоминать даже ее страшные моменты и периоды. К таким, бесспорно, относится блокада Ленинграда. Почти 900 дней жители города выживали в немыслимых условиях, пытаясь спастись от холода, голода и натиска фашистов. Попробуем понять, как грамотно написать сценарий: «Блокада Ленинграда». Что в нем озвучить, о чем промолчать и как рассказать об этом жутком периоде в истории России современным школьникам.
Прежде чем начать писать сценарий, посвященный блокаде Ленинграда, стоит вспомнить, что это за период. Именно страшные факты, героизм обычных людей должны быть в нем отражены.
Во первых, жители города до конца своих дней вспоминали суровую зиму 41 42 годов. В тот год было отключено отопление, не работала канализация, воды в кране не было. А между тем температура на улице редко поднималась выше 18 градусов. Благоустроенные дома, таким образом, превратились в огромные холодные склепы, практически непригодные для жилья. Спасались только так называемыми печками буржуйками. За неимением дров топились такие печки книгами, мебелью и всем, что могло гореть.
Отдельное внимание нужно уделить хлебу, который делили между собой горожане в те тяжелые дни. В начале оккупации цифры выглядели следующим образом:
Это была норма на сутки. При этом хлеб не раздавался бесплатно, его надо было покупать, даже пока шла блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия будет более честным, если озвучить в нем этот факт.
Однако уже в конце ноября 41 го года норму снизили более чем в два раза:
В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.
В этом году в нескольких городах России провели акцию «Блокадный хлеб Ленинграда». Людям предлагали сутки продержаться на 125 граммах хлеба. При этом повара старались максимально воссоздать его рецепт. Добавляли в тесто опилки, кору и целлюлозу. Акция нашла, как своих сторонников, так и ярых противников.
Впрочем, если позволяет бюджет, можно попробовать испечь для зрителей подобный хлеб. Это сделает более живым сценарий. Блокада Ленинграда – слишком тяжелый период в истории нашей страны, чтобы говорить о ней, используя только цифры и факты.
Оживить сценарий помогут воспоминания очевидцев. Правда, надо выбирать отрывки, соблюдая некоторую цензуру. Слишком страшно читать эти записи. Особенно когда речь о детях и подростках, которые пытались выжить в период блокады.
17 летняя школьница Лена Мухина писала о своих планах на жизнь, о мечтах, о своих разговорах с мамой. Но чаще всего она писала о страшном голоде. И ждала, когда этот период закончится:
«Я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол литра хлопкового масла, рассуждала девушка, наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков». Но даже таким простым желаниям не суждено было сбыться, мама умерла.
Читая дневники блокадного Ленинграда, понимаешь, как мало человеку надо для жизни и для счастья. Именно воспоминания очевидцев, особенно детей, были доказательством страшной вины фашистов перед советскими людьми.
В наше время бытует мнение, что школьников не надо знакомить с подобными дневниками. Но, к сожалению, в окруженном городе их было немало. На Нюрнбергском процессе был представлен дневник 12 летней Тани Савичевой. Это всего 9 страшных записей на листочках. Каждая из них – констатация смерти близкого человека. «Все умерли. Осталась одна Таня».
Именно поэтому выдержки из дневников должны попасть в сценарий: «Блокада Ленинграда».
Итак, мы непосредственно подошли к вопросу о самом сценарии мероприятия. Тут надо отметить, что есть две памятные даты:
И вспоминать нужно обе. А значит, стоит рассмотреть, каким может быть сценарий: «Снятие блокады Ленинграда» и сценарий: «Жизнь в окруженном городе».
Если писать план празднования освобождения города, то лучше выбрать следующие формы:
Почти 900 дней жизни в «кольце» стоит показать:
Пусть никого не смущает слово «игра». Ведь только с помощью такого приема можно точнее понять, как тяжело приходилось горожанам в те страшные дни.
В любом случае, нужно обязательно рассказать о «дороге жизни» через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали часть населения из Ленинграда, а также завозили продовольствие в оккупированный город.
Чтобы наглядней показать, что такое блокада Ленинграда, сценарий мероприятия лучше разделить на две части. В первой показывать наши дни, во второй – период оккупации.
Ведущих также может быть двое. Допустим, мужчина и женщина:
Ведущая (делится с коллегой). "Почти час выбирала в интернете сносный магазин с роллами. У одних доставка только через час, другие дополнительно напитки привезти отказываются. Это какой то кошмар".
Выходит девочка, школьница.
Девочка. "Завтра пойдем в школу. Неделю назад нас окружили немцы. Они взорвали Бадаевские склады. Говорят, там хранились мука и другие крупы. Но я помню только аттракцион «Американские горки». Осада города скоро закончится, и продукты привезут. Но этого аттракциона до конца войны не будет" (информация из дневников – примечание автора).
Ведущий при этом может соглашаться со своей коллегой или, напротив, спорить с ней. Его задача озвучивать факты и цифры:
Ведущий. "В начале осады в Ленинграде находилось 2,5 миллиона горожан. И больше 300 тысяч жителей из области. В официальных документах пишут, что в городе погибли 650 тысяч человек. Однако после снятия осады в Ленинграде осталось чуть больше полумиллиона живых людей».
И на таком контрасте построить весь сценарий. Это позволит обычному человеку немного погрузиться в страшную атмосферу блокады. Сравнить с нашими днями.
Сценарий «Снятие Блокады Ленинграда» можно начать с 7 ой симфонии Шостаковича. Именно она звучала осенью 41 го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт:
Ведущий. "Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса культурная столица России для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.
Звучит 7 ая симфония Шостаковича. Пока чтец говорит, на сцену могут выходить актеры, играющие ленинградцев, солдат. Садиться и слушать.
Ведущий. "Дмитрий Шостакович дописал свою симфонию уже в окруженном немцами городе".
Солдат. "Я не мог целый день посвятить музыке. Этот день нужен фронту. Но я мог один час послушать концерт".
Ведущий. "Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. Этот легендарный день чтут все жители современного Санкт Петербурга".
Получается, в те жуткие дни люди слушали музыку, ходили в зоопарки, дети посещали школы. Вырабатывали по несколько норм на заводе, как взрослые, так и школьники. Героизм рядового жителя очень важно внести в сценарий. Освобождение Ленинграда от блокады стало возможным потому, что горожане не сдавались.
Психологи спорят, с какого возраста можно рассказывать детям об ужасах войны. И конкретно об окруженном фашистами городе. Считается, что аккуратно можно начать рассказывать с 3 го класса.
В 9 лет ребята уже могут понять, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия для школьников при этом должен быть мягче, чем для взрослых. В нем не стоит рассказывать о:
Но в общих чертах о самом периоде рассказать нужно. Что же можно сделать:
Чем старше школьник, тем насыщеннее будет программа мероприятия.
Сценарий, посвященный дню снятия блокады Ленинграда, может быть написан в разных жанрах. К примеру, как детективная история. Можно предложить школьникам несколько часов «прожить в осажденном городе». Сходить в школу, на работу, купить хлеб, а также пройтись по основным блокадным местам.
Где стоит побывать:
Это далеко не весь список памятных мест, которые можно посетить. Если нет времени разрабатывать свой маршрут, можно воспользоваться услугами экскурсоводов Санкт Петербурга.
Конечно, находясь в Санкт Петербурге, легче почувствовать, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия в библиотеке, составленный на основе воспоминаний, отрывков фильмов, а также исторических фактов, поможет рассказать об этом периоде школьникам из других городов.
Ведущим может выступить библиотекарь. Сначала рассказать о войне, самом осаждении города, о героизме ленинградцев. После рассказа можно показать кино об этом периоде. К примеру, документальный фильм Сергия Лозницы «Блокада Ленинграда». Лента длится всего 17 минут, но дает очень четкое представление о том жутком моменте в истории нашей страны.
После можно вместе просмотреть вырезки из газет и журналов. Устроить небольшой коллоквиум (обсуждение). Прочитать стихи поэтов того времени. И почтить погибших минутой молчания.
В свою очередь сценарий концерта «Блокада Ленинграда» можно условно разделить на три блока:
Таким образом, будут задействованы школьники всех возрастов, если речь идет о детях. Да и взрослым людям проще воспринимать информацию в виде концерта.
Песен об оккупационном городе написано немало. В концертную программу можно взять самые популярные. Например, «Балладу о Ленинграде», «Бессмертный Ленинград», «Балладу о Тане Савичевой». Помимо этого, подойдут любые военные песни 40 х годов. Под эти песни можно показывать кадры и фотографии города, поставить танцы, или их просто могут исполнить талантливые певцы.
Стихи о блокаде не составит труда найти и подобрать более подходящие. Если это школьное мероприятие, можно предложить ребятам самим выучить понравившиеся произведения.
Сценки также могут быть разнообразными. Во время представления можно читать дневники и воспоминания людей, переживших блокаду.
В настоящее время можно услышать, что город Ленинград (современный Санкт Петербург) уже более 70 лет назад был освобожден от оккупации. И, наверное, пора забыть об этом печальном событии. Но это то же самое, что предложить армянам забыть о геноциде 1915 года или евреям об Освенциме.
Это был тяжелый и страшный период. Преступление против целого города: его мужчин, женщин и беспомощных детей. Забыть – это значит простить. Однако с психологической точки зрения, мы не имеем права прощать за других людей. За 630 тысяч погибших (а это только официальные цифры).
Помимо страха, этот период в истории подарил всей огромной стране веру. В мужество и героизм. Недаром ледяное озеро получило название «Дорога жизни». Ленинградцы показали, что бороться надо до последнего. И Советский Союз боролся. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не мужество тех храбрых людей из пасмурного города.
autogear.ru
В конце января мы вспоминаем даты прорыва (1943 год) и окончательного снятия (1944 год) блокады Ленинграда. Всем защитникам города-героя, блокадникам, их детям, внукам и правнукам посвящается…
1.ИСПОРЧЕННОЕ ТЕСТО
Весна 1939 года. В небольшой хлебопекарне на окраине Ленинграда стояла подсобная работница Лёлька. Она держала в руках свежеиспеченный хлеб. У нее кружилась голова от запаха свежего хлеба. Лёльке недавно исполнилось 16 лет, и она была счастлива. Счастлива тем, что молода, живет в Ленинграде, и вся жизнь у нее впереди.
Ей нравился город, несмотря на влажный климат, частые дожди и пронизывающий ветер с Балтийского моря. Лёлька любила гулять по Невскому, по улицам города, рассматривая здания, построенные известными архитекторами: Росси, Растрелли, Монферраном. Очень любила Исаакиевский и Казанский соборы. Гуляя, она подолгу останавливалась у скульптур львов. Еще ей нравилось стоять на Аничковом мосту у лошадей Клодта, наблюдать за прохожими. Часто заходила в музеи. Особенно ее тянуло в Русский музей, где народу было меньше, чем в Эрмитаже.
Жила Лёлька на окраине города за Охтой, на Пороховых. Так назывался район из-за порохового завода. Завода давно не было, а название осталось. Здесь ютились небогатые дома. Иногда встречались добротные, указывающие на некоторый достаток их обитателей.
Леокадия или Лёлька – как звали ее все обитатели Пороховых: родные, соседи, подружки, знакомые – жила как раз в одном из немногих крепких, хороших, домов. Дом был на первый взгляд прочен, ухожен. Но уже каким-то неуловимым образом ощущалось, что началась стадия перехода дома в разряд обычных, то есть добротность дома увядала. Кое-где в заборе отсутствовали доски, калитка скрипела, ставни на окнах расшатались и обвисли… Чувствовалось отсутствие мужской заботы, мужского пригляда за домовым хозяйством.
Действительно, в доме жили одни женщины: Виктория – мама Лёльки, младшая сестра Анна, Анечка и племянница Тамара, Томочка – дочь старшей сестры Валентины. Ну и сама Лёлька. Валентина с мужем Иваном работали на острове Шпицберген, зарабатывали «длинные рубли». Томочку оставили бабушке.
Мужчины? Мужчины в семье были, но отец Иван к этому времени умер. Его, участника войны, бывшего деревенского пастуха и героя гражданской войны, сгубило «основное занятие» мужчин этой окраины города – пьянство. Хотя, имея заслуги в гражданской войне, мог сделать неплохую карьеру. В доме имелась фотография, где был запечатлен товарищ Сталин, отдыхающий на юге, в окружении отличившихся участников гражданской войны. Один из них, на фото со Сталиным, был Иван – Лёлькин отец. Был у нее еще старший брат, Иван Иванович, женатый и живший отдельно. Он был всегда занят, работал на военном заводе и делал карьеру. К тому же, у него были большие проблемы из-за гулящей жены.
Забегая вперед, скажу, карьеру он сделал. На пенсию уходил с должности начальника цеха химического завода пластмасс. Итак, в семье было три Ивана, три мужика. Потом осталось два, а фактически ни одного. Вот дом и ветшал.
Лёлька была русоволосой, статной. Красивая той неброской красотой молодой, здоровой русской женщины, присущей обычно деревенским скромным, неиспорченным девушкам, на которых, чем больше смотришь, тем больше очаровываешься. Нисколько не портил ее крупноватый широкий нос. Сама Лёлька шутила: «Мой нос для семерых рос, а мне одной достался».
Вот уже несколько месяцев Лёлька работала в хлебопекарне помощницей, подсобной рабочей. Работать она любила, а так как была комсомолкой, свято верила в светлое будущее, которое непременно настанет. Надо только всем хорошо работать. Ведь рядом такие прекрасные, честные люди.
Лёлька хоть комсомолка, но была крещеной. Мама Лёльки, литовка, сбежавшая от худой, голодной жизни в Ленинград, была набожной католичкой и всех родившихся детей крестила в церкви. Безбожник-муж Иван только рукой на это махнул. Единственно, потребовал крестить в православной церкви. Лёлька, любимица отца, очень маму любила, поэтому против Бога не протестовала. Хотела в будущем своих детей также крестить, несмотря на запреты. Виктория любила детей ровно, никого не выделяя. Летом женщины собирали грибы, ягоды и заготавливали соленья, варенья. Благодаря маме Лёлька хорошо знала лес, все ягодные и грибные места.
Был теплый весенний день. Лёлька торопилась в ночную смену. Она должна была помогать выпекать хлеб. Хлеб, который она так любила. Хлеб, без которого не мыслила жизни. Хлеб, которым будут накормлены дети, их родители и все остальные люди: здоровые и больные; молодые и старые; красивые и некрасивые… Короче, все, все, все!
Что может быть вкуснее свежеиспеченного хлеба? Лёлька любила, закрыв глаза, вдыхать его неповторимый приятный запах. Этот запах навевал в ней видения просторных полей с качающимися на ветру колосьями пшеницы. Она ощущала в запахе хлеба свет ласкового Солнца и видела само Солнце в цвете золотистых колосьев. Представляла, как растения клонились к Земле, впитывая ее соки и набираясь сил, тяжелели колосья.
Лёлька переоделась в чистый халат. Спрятала волосы под косынкой и пошла проверить, готово тесто или нет. Можно ли приступать к «колдовству» – выпечке хлеба? О, ужас! В одном из огромных чанов лежала мертвая мышь, которая увязла в липком тесте!
С отвращением Лёлька опрокинула чан. Тесто с мертвой мышью растекалось по полу. Прибежавшие на крик работники пекарни от увиденного просто обалдели. Когда разобрались, старшая отвела Лёльку в сторону и сделала ей выговор за испорченное тесто. Непонимающая Лёлька оправдывалась, что это мышь испортила тесто, а не она. На что получила ошеломляющий ответ: «Вытащила бы мышь и выбросила. Только и всего». Изумленная Лёлька крикнула: «Это же Хлеб! Его будут есть люди!»
2.БЛОКАДНЫЙ ПАЁК
После случая с «разбазариванием» народного добра Лёльке пришлось переквалифицироваться из пищевика в машиностроители. На заводе имени товарища Калинина она проработала до лета 1941 года. Начала вахтером, потом доросла до табельщика и старшего табельщика. Быструю карьеру помог сделать исключительно Лёлькин характер: ее общительность, хорошая память – она знала всех рабочих лично. И, главное, ее принципиальность, трудолюбие. Каким-то особым чутьем, заложенным с рождения, она сразу видела какой перед ней человек: настоящий; слабый; с гнильцой или совсем плохой, подлый…
Она очень ждала лето, чтобы поехать с подружками в Петергоф, погулять в парке, искупаться в Финском заливе. А 22 июня Лёлька планировала пойти позагорать и искупаться в речке Охте. Она договорилась с подружками: если будет плохая погода, они поедут в город побродить по музеям, поесть мороженого.
Район Пороховых был окраиной Ленинграда, и раньше жизнь там ничем не отличалась от деревенской, так как добираться до центра было проблематично. Но все изменилось, когда Лёльке было четыре года. Пустили трамвай, 26 номер, который довозил до Московского вокзала.
Итак, Лёлька предвкушала интересно провести выходной…
Все планы перечеркнула начавшаяся война.
Надеялись, что она ненадолго, и враг будет вскоре повержен. И уж никак не думали, что немцы подойдут вплотную к Ленинграду и возьмут город в осаду.
Всё чаще война напоминала о себе. От бомбардировок фашистских самолетов загорелись Бадаевские склады. На них был сосредоточен весь стратегический запас продовольствия большого города. Огромные клубы черного, густого дыма ветер долго, не один день, разносил по городу.
Больше продовольствие ждать было неоткуда, началась блокада. Удивляло то, что все продовольствие было сосредоточено в одном месте, хотя в Ленинграде было много небольших складов. Еще говорили, что не зря немцы с таким упорством бомбили склады. Намекали на измену. Но некоторые умные головы утверждали, что в противном случае на маленьких складах продовольствие всё равно разворовали бы, да и охранять много складов труднее, чем один.
Чтобы приблизить день победы, Лёлька с июля перешла работать в номерной, 122-ой цех контролером ОТК. Там же работал брат Иван.
Противник всё ближе подступал к городу. Пока была возможность, шла эвакуация. В первую очередь вывозили оборонные военные заводы с персоналом. Дошла очередь и до завода, на котором работали Лёлька с братом Иваном. Часть завода эвакуировали. Иван просился на фронт, но его, специалиста, не отпускали. Лёлька должна была уехать вместе с заводом, но она не могла оставить родных: маму, сестру и племянницу. Лёлька продолжала работать и записалась в отряд ополчения. Здесь были в основном девчата – такие, как Лёлька и еще мальчишки-школьники, которые хорохорились, просились на фронт, приписывая себе годы.
Их по-быстрому обучили перевязывать раненных, тушить в песке зажигательные бомбы, которые в изобилии сбрасывали на крыши домов вражеские самолеты. Если на крыше не было песка, тогда надо было специальными щипцами с длинными ручками сбрасывать «зажигалки» вниз с крыши. Еще обучили помогать людям при извлечении попавших в завалы.
Как страшно было находиться на крыше дома, слышать вой сирен и видеть пролетающие над головой самолеты. Казалось, что летящая со свистом бомба нацелена именно на тебя.
Хлеб стали давать по карточкам: 250 граммов работающим и 125 – иждивенцам на сутки. Лёлька в свободное время ходила в ближайший лес, пока враг не подошел совсем близко. Собирала понемногу ягоды и грибы. Очень часто находила немецкие листовки со словами: «Русские матрёшки, сдавайтесь! Приходите к нам, мы вас накормим. Листовка – это пропуск». В городе листовки собирали и уничтожали. Лёлька подобрала показать брату Ивану. Иван, когда увидел, закричал на нее: «Ты что, Лёлька, дура?! По законам военного времени за это можно лишиться жизни! И никому не докажешь, что взяла без умысла, просто показать родным».
Вскоре враг был совсем близко – в сентябре в Петергофе уже хозяйничали враги – и текст листовки кричали через рупоры.
Всё больше ощущалось близкое присутствие врага, шрамы войны. В городе появились таблички на домах: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». (Окончание следует)
ntr.city
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»