– Назовите первый звук в слове «хлеб».
– Расскажите об этом звуке по плану (работа в группах по исследовательским листам).
– Сравните свои исследования (презентация).
– Назовите парный звук по твердости-мягкости.
– Посмотрите на следующее задание, как вы думаете, что вы должны сделать?
– Разделите картинки на две группы по услышанным звукам [х], [х'].
орехи петухи хищники |
подсолнух горох сухари |
– Сравните свои результаты с ответом.
– Составьте схему слова «сухари».
– Сравните свои результаты.
– Что такое сухари? (Высушенный хлеб.)
– Какой может быть хлеб?
– Хлеб бывает пшеничным и ржаным (показ гербария: рожь, пшеница).
– Звуки [х], [х'] на письме обозначаются буквой х (ха).
– Сконструируйте ее из «Лего» (работа в группах).
– На что она похожа?
– Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка.
– Где мы можем увидеть такую вертушку? («Мельница»)
– Прочитаем слоги на доске:
ха хо ху хе хи
ах ох ух ых их
– Посмотрите на следующее задание в конвертах (работа в группах).
– Прочитайте слово (хором).
– Посмотрите на эти слова.
– Прочитайте их (хором).
– Что у них общего?
– Добавляется слово «хлеб».
– У этих слов общая часть и близкое значение.
– Как называются такие слова?
– Это однокоренные слова. Общая часть – корень.
– У русского народа много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте составим рассыпавшиеся пословицы и поговорки из частей (работа в группах).
– Прочитаем пословицы, объясним их значение.
– Прочитайте текст (индивидуальные карточки). Чтение «по цепочке».
«Хлеб – всему голова», – говорят у нас в народе.
Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может. И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб оказался у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.
– Прочитайте, как говорят в народе про хлеб.
– Почему так говорят?
– А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?
– Сначала землю пашут. Потом в неё бросают зёрна – сеют хлеб.
Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен.
Колоски жнут и обмолачивают, вытряхивают из них зернышки.
Зерно везут на мельницу.
Там его растирают в муку – мелют.
Муку отвозят в пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны.
Хлеб готов!
Его везут в магазины. Покупайте и кушайте!
– Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу.
– Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.
– Ребята, как вы бережёте хлеб?
– В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был паек в зимние месяцы в блокадном Ленинграде. Людям надо было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
birmaga.ru | 1 Народные пословицы о природе, отношениях между людьми, труде - веками накопленная мудрость. С самого раннего детства детки запоминают их, просто как стишки или присказки, но со временем народная мудрость не может не сказаться на формировании мировоззрения ребенка. При случае учите с малышом такие короткие и простые народные пословицы, объясняйте их значение, учите прибегать к ним в случае необходимости.
|
Пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Существуют также такие варианты:
Похожие по смыслу пословицы:
Вся наша жизнь пронизана цитатами из кинофильмов, крылатыми фразами знаменитых личностей и конечно пословицами. Трудно представить нашу жизнь без их существования. Пословицы складывались не один год и не одним поколением. Видимо, поэтому они всегда у нас на устах, и в подходящий момент мы не отказываем себе в возможности произнести их.
С раннего детства нам известна пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». О чем же говорит данная пословица, к чему призывает? Все предельно просто! В ней говорится о том, что для благоприятного исхода любого дела нужно трудиться. Работа, хотим мы этого или нет, требует тщательного планирования, длительного кропотливого труда и большой усидчивости. Ничего нельзя получить просто так, не прилагая совершенно никаких усилий, будь то рыбалка, учеба или игра на фортепиано.
Помимо пословицы «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», есть и множество других со сходным смыслом. Вот, например: «Без пчел не получишь меда, без работы не получишь денег». Представленная пословица также говорит о том, что для получения соответствующего результата (получение денег) необходимо затратить много сил. Или же «Не разбивши яйца, яичницы не сделаешь».
Все в жизни дается только при постоянной работе над собой и борьбой со своими страстями и слабостями. Если постоянно выполнять определенные действия для решения любой задачи – результат не заставит себя ждать.
pro-poslovicy.ru
чтение
ТемаБез труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х’]. Буква Х, х.
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х’], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Выделяют звуки [х] и [х’] из слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы
Личностные результаты
Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке.
Познавательные: общеучебные – отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют анализ пословиц.
Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Ход урока.
Орг. момент.
Мы умные, мы дружные,
Мы старательные, мы внимательные,
Мы в 1 классе учимся.
Всё у нас получится.
Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку... Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Девизом нашего урока являются слова «Мы – самые дружные ребята!». Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.
Речевая разминка
Чтение — лучшее учение. (Пословица написана на доске.)
Прочитаем, четко выговаривая все звуки.
Что вы прочитали?
Почему так говорят?
Верно, кто много читает, тот много знает.
Какой звук в этой пословице встречается чаще?
Что вы знаете об этом звуке?
Где «живет» эта буква?
Есть в «переулке» еще буква, которую мы сегодня «разбудим».
Встали буковки! Ура!
На работу вам пора!
Повторение, актуализация знаний.
Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»
Верите ли вы, что…
Звуки бывают гласные и согласные? (да)
Гласные звуки не поются? (нет)
Согласные звуки произносятся с преградой?(да)
Согласные бывают звонкие и глухие? (да)
Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)
Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)
Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет)
Есть буква, не имеющая звука?(да)
Звуки мы видим и пишем.(нет)
На письме звук обозначается буквой ? (да)
Что мы сейчас делали в игре? (повторили)
Формулирование темы урока, постановка целей.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Назовите 1 звук в слове.
Знаком ли он нам?
Какова будет тема урока?
Чему научимся? (Узнаем новую букву и её звук, будем читать с ней слоги, слова, предложения, будем развивать речь, память, воспитывать усидчивость, терпение.)
Что мы сейчас учились делать? (Ставили цели перед собой)
Изучение нового.
Знакомство со звуками
(У доски 2 представителя от вариантов.)
На доске:
Все составили схемы правильно?
Что вы узнали о новом звуке?
Он гласный или согласный? Почему?
Он звонкий или глухой? Почему?
Что можно сказать о твёрдости-мягкости?
Дай полную характеристику по схеме.
Х- согласный и глухой.
Звук он шумный, щелевой.
Очень длительно звучит,
Будто кто во сне храпит.
ВЫВОД:
Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.
Давайте посмотрим, где может жить новый звук?
Знакомство с буквой
Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). «Ха» - большой (заглавной).
Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
буквы, а остальные слова – с маленькой.
Закрепление пройденного.
а). Беседа о хлебе.
Х- очень важная буква. С неё начинается самое дорогое, самое важное слово- хлеб.
Почему для людей так важен хлеб?
Как он к нам пришел на стол?
Легко ли выращивать хлеб?
Как надо относиться к хлебу?
Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?
Обсуждение темы «Без труда хлеб не родится никогда» нужно начать с проблемного вопроса:
Именно хлеб в течение многих веков был основой питания российского крестьянства. Пока в доме оставалось хоть немного хлеба, это считалось ещё не крайней бедностью: можно было поесть тюрю — размоченный в воде чёрствый чёрный хлеб с репчатым луком, солью и водой. Когда фашисты в 1941 году заблокировали город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и разбомбили продовольственные склады, ленинградцам по льду Ладожского озера под немецкими бомбёжками доставляли именно хлеб, чтобы жители не умерли с голода. Учитель: «А какой хлеб едят у вас в семье? Чёрный (ржаной) хлеб является основой культурной традиции питания именно русского человека. В других странах рожь не сеют или почти не сеют и ржаного хлеба не едят. Оказавшись в Европе, россиянин тоскует именно по ржаному хлебу. Этот хлеб полезнее белого (пшеничного)».
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)
Что изображено в правом верхнем углу?
Кого принято встречать хлебом и солью?
Для чего это делают?
Каким изображено солнышко?
Где выращивают хлеб?
Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница)
Какую роль в жизни человека играет пшеница?
Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома)
Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?
(от явлений природы зависит урожай зерновых).
Что находится выше неба и звезд? (Боги Дева Мария с ребенком. Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.)
Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат?
( в пословицах содержится народная мудрость)
Завершается обсуждение материала выборочным чтением «читающими» детьми пословиц о хлебе на с. 38. В заключение нужно подвести детей к выводу о почётном, хотя и нелёгком труде хлебороба.
Физкультминутка.
Мы зернышки (присели)
Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)
Скосили колоски (движение руками)
Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)
Замесили тесто (сжимаем-расжимаем кулачки)
Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)
Вот какой хлеб получился!
б) Работа в азбуке стр. 39.
Давайте найдем его в азбуке. Как назвать такой хлеб? (каравай)
Прочитаем слоги. Что о них можно сказать?
Прочитаем слова, напечатанные черным цветом. Что можно сказать о словах? (антонимы, ед.ч. мн.ч.)
Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст?
(Чтение текста). Оправдалось ли наше предположение? О каких приметах осени говорится в тексте?
Почему до холодов надо убрать хлеб?
Какие машины работают на полях?
Какое время года наступит после осени?
Что дрожит от холода?
Какими становятся дни?
Где появился ледок?
Что надо убрать с полей до холодов?
Озаглавьте текст
Как назовем текст? (уборка хлеба)
Сколько букв Х в тексте? (6)
Рефлексия
Расскажите о букве, которую узнали на уроке.
Чему научил вас урок?
Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему?
Оцените свои достижения с помощью сигналов.
infourok.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»