Познавательная беседа: ”Хлеб – всему голова”
Цель беседы: Уточнить представление детей от труде хлеборобов. Воспитывать уважение к их труду. Подвести детей к пониманию важности и необходимости труда по выращиванию хлеба. Воспитывать уважение к хлебу.
Ход беседы.
Ребята ,сегодня мы поговорим о хлебе.
Народная мудрость гласит: “Хлеб в доме – господин, в работе – друг, в дороге – товарищ.”
Пожалуй, не один другой продукт не пользуется у нас таким глубоким уважением, как хлеб.
Это уважение воспитывалось у нашего народа веками.
Оно не только дань неповторимому вкусу и аромату хлеба, но и прежде всего преклонение перед трудом, который в него вложен.
Отношение человека к хлебу – важный показатель его культуры. Кусок в помойном ведре – это издевательство над трудом хлебороба, мукомола, хлебопека.
Помни! Хлеб – наше богатство! Его надо беречь! Никогда не оставляй недоеденный кусок! Останови того, кто бросил кусок хлеба!
“Хлеб – всему голова” – почему так говорят?
Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба не может.
Вопросы к детям:
1)Что лежит у меня на столе?
2)Кто знает, откуда берется хлеб?(рассмотреть колоски, уточнить, что из ржи получают ржаную муку и выпекают чёрных хлеб. Из пшеницы – пшеничную муку и выпекают белых хлеб, сушки, печенья и т.д.)
3)Кто выращивает рожь и пшеницу?(рассмотреть картинки)
Есть разные пословицы поговорки о ценностях хлеба, о труде хлебороба, о том почему хлеб надо беречь.
Пословицы:
1)Не красна изба углами, красна пирогами.
2)На палате лежать – ломтя не видать.
3)Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
4)Труд человека кормит, а лень портит.
5)Кто пахать ленится, у того хлеб не родится.
6)Снег глубокий – хлеб высокий.
Ребята, к какому выводу мы пришли:
1)Хлеб надо беречь.
2)Хлеб – всему голова.
3)Уважать труд людей, благодаря которым мы каждый день едим хлеб.
Заключение. Правильно ребята! “Да”.
Хлеб – батюшка, водица матушка.
Сколько не думай, а лучше хлеба да соли не придумаешь.
“Вот он ,хлебушко душистый” – стихотворение.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол.
Он пожаловал, пришел.
В нём здоровье наше, сила.
В нём чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняла, берегло.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Заключение: Просмотр фильма о хлебе, хлеборобах.
infourok.ru
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 « Радуга»
муниципального образования город-курорт Анапа
Беседа: «Хлеб всему голова»
(для детей старшей и подготовительной групп)
Воспитатель:Е.П.Куянцева
2016 год
Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;Задачи: 1. формировать представление о процессе производства хлеба; 2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур; 3. воспитывать бережное отношение к хлебу; 4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.
Дата проведения:14.10. 2016г.
Место проведения:музыкальный зал детского сада
Время проведения:16.00
Продолжительность мероприятия: 30 минут
Участники: ребята детского сада
Возраст участников:6-7 лет
Подготовка развлечения: подготовлен материал конспекта по теме, подобрано музыкальное оформление, презентация.
Ход праздника.
Слайд 1. Воспитатель: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печенье, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей) Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Когда- то, очень давно, первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение с множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю.
Слайд 2. Шло время, и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась. В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)Слайд 3.Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки. Воспитатель: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙВесной давноМы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)А придет пораВыйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга) Примечание: Игра проводится 2-3 раза Воспитатель: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу.
Слайд 4. Вырастить хлеб - тяжелая работа. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа.
Слайд 5. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. Дальше мука отправляется на хлебозаводы.
Слайд 6. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье... Ну и объедение! (Баранка или бублик.) Что на сковородку наливают, Да вчетверо сгибают? (Блины) Слайд 7.
Слайд 8. В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением.
Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей. Слайд 9.
infourok.ru
Беседа: «Хлеб – всему голова».
Цель: Формирование уважительного отношения к хлебу.
Углублять и расширять знание детей о хлебе.
Прививать навыки экономного и бережного
отношения к хлебу.
Расширять словарный запас у детей и работать над
внятностью речи и произношением.
ЗАДАЧИ:
1.Воспитывать чувство уважения к труду хлебороба.
2.Развивать логическое мышление.
3.Развивать мелкую моторику рук.
4.Разширять имеющиеся у детей знания о приметах,
с вязанных, с хлебом.
5.Развивать воображение.
Словарь: пекарь, хлебобулочные изделия, хлебозавод,
святой хлеб, труженики земли.
Оформление зала.
На доске висит плакат «Хлеб – всему голова». Выставка книг о хлебе. Рисунки детей о хлебе. Накрыт праздничный стол, на нём лежат хлебные изделия: связки баранок, разные булочки, чёрный и белый хлеб, в центре Каравай хлеба на рушнике. В вазе стоят колоски пшеницы.
Действующие лица.
Пекарь, 4 детей.
Элементы костюмов.
Пекарь одет в белый халат и колпак, в руках корзина с хлебобулочными изделиями. Дети одеты в обычную школьную форму.
Реквизиты:
«Булочки» из пенопласта или паралона, несколько одноразовых стаканов.
Рисунки, изображающие этапы выпечки хлеба.
Солёное тесто.
Праздник начинается со сценки.
Звенит звонок.
1-ученик. Перемена. Скорее в столовую.
Четверо детей садятся за стол, стоящий на сцене. На столе – «булочки», компот в стаканах. Один ребёнок балуется булочкой, сначала крошит её, потом начинает бросать в детей.
2-й ученик. Хватит нужно хлеб любить.
2-й ученик. С хлебом не смешно шалить.
4-й ученик (тот, кто баловался) Мне забавно одному.
1-й ученик. Это (показывает на булочку) голова всему.
Дети разбегаются.
Входит пекарь в белом халате и колпаке, в руках у него корзина с хлебом – батоны, булочки. На шее – связка сушек.
Пекарь. Здравствуйте ребята. Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принёс. А сценку вы хорошую показали. Часто дети балуются с хлебом. Часто! Но вы то не такие?
Дети. Нет!
Пекарь. Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?
Дети. Выпекает хлеб.
Пекарь. Верно! Но какой длинный путь проходит буханка хлеба, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте, разберёмся, с чего начинается путь хлеба.
Беседа, о том, как растёт хлеб (по картинкам).
Задание «Откуда берётся хлеб». (Расставить в правильном порядке картинки: пашня, сев, мельница, сбор урожая, пекарня, магазин).
Пекарь. Молодцы ребята! Ох, и много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку, и она хранится у нас в подвалах. Потом её просевают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста, что только не выпекают – его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички – настоящие умельцы работают! А ведь начинается с маленького зёрнышка посаженного в землю.
Читает ученик стихотворение «О хлебе».
-Пусть же нива буйно колосится
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей,
Все зернохранилища страны.
Пекарь. Люди день и ночь работают в полях. Чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара. За время посевной хлеборобы сталкиваются со множественными трудностями – это и засуха, и палящее солнце. Вот такой труд вкладывают крестьяне, чтобы хлеб оказался на столе. А вы хлеб любите?
Дети. Да!
Пекарь. А, знаете ли, дети, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства. Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы можете рассказать мне какие-нибудь
приметы, связанные с хлебом?
-Без ножа хлеба не отрежешь.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Не шуба греет, а хлеб.
Будет хлеб – будет и обед.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Горька работа, да хлеб сладок.
Жнут порою, а жуют зимою.
Пекарь. А какой хлеб любят в вашей семье?
(Дети рассказывают, по домашнему заданию, название хлеба, цена, кто покупает хлеб, где, в каком магазине).
Красивый витой хлеб называют «КАРАВАЙ».
(Конкурс караваев: дети лепят караваи из солёного теста).
Пекарь. Какие вы талантливые! Вас можно уже к нам на завод брать – такие у всех караваи чудные! А пока караваи «пекутся» - сохнут, я предлагаю вам сыграть в игру. Игра называется «Жок – жок – жок – это пирожок».
Пекарь читает стихотворение, а дети говорят последнее слово в каждой строчке.
Жок – жок – жок –это (пирожок).
шки – шки – шки - мама жарит (пирожки)
шки – шки – шки – мы любим (пирожки)
жок – жок – жок – кушай Женя (пирожок).
Пекарь. Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе?
Дети читают стихи о хлебе.
Молодцы, много вы знаете стихотворений о хлебе. А теперь отгадайте мои загадки.
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб).
Птица горлица на ветер глядит
Крыльями машет, сама ни с места (ветряная мельница).
У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая – мать по имени (мука).
Корабль - великан по земле идёт
Поле пройдёт - урожай соберёт (комбайн).
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены (зерно).
Все загадки отгадали. Да, хлеб – это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда маленькие кусочки хлеба мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнёры в поле, пекари на хлебозаводах – работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Давайте запомним такое правило:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб друзья!
Подведение итогов конкурса караваев.
Пекарь. Ну, ребята, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.
Вот он хлебушек душистый.
Вот он тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Читая стихотворение, пекарь раздаёт детям булочки из своей корзины. Пекарь уходит.
Просмотр фильма «Пекарь» (Из серии «Люди разных профессий»).
Литература.
1.М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра», Детская литература,
1980г.
2.А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва, Детская литература, 1990г.
3.В. Дацкевич «От зерна до каравая».
4.С. Погореловский «Хлебушек».
infourok.ru
Познание Хлеб всему голова
Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат всевозможными витаминами.
Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу . Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке . Гостя встречали всегда хлебом и солью. Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был сытнее пшеничного, белого хлеба. С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Печь – центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. И называли её ласково "матушка", "кормилица". Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло
В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях – в духовке, а на смену русской печи пришли электрические хлебопечки. Сначала замешивают тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляют тесто на “расстойку” чтобы оно забродило и поднялось и уже, после отправляют в печь. Через некоторое время душистый, ароматный хлебушек готов. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц:
“Без хлеба – нет обеда”
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”
“ Хлеб сердце человеку укрепит. Будет хлеб – будет и песня”
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеб хлебу брат.
- О чем мы с вами сегодня узнали?
-ответы детей.
– Ну что ж мы с вами узнали о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире, узнали, что хлеб – главный продукт на столе русских людей, узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд.
- А вы хотите побывать в роли пекарей?. Ну что ж это возможно, но прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём, наберёмся сил, ведь выпечка хлеба – это процесс сложный и трудоёмкий.
Проводится физкультминутка:
Подрастает зёрнышко – потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет, ветерок его качает, к земле низко прижимает – вот как весело играет!
(Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели.)
– Ну, вот мы с вами и готовы приступить к работе. Итак занимайте свои места. (– Итак, какую же операцию необходимо выполнить сначала? Правильно, замесить тесто.
-Я вам немного помогла и тесто уже замесила. Вам остаётся только сформировать различные хлебобулочные изделия и испечь.
Воспитатель: Приступайте. Вы можете “ испечь” любой хлеб, какой захотите, посмотрите ещё раз на картинки и начинайте. (Дети лепят из солёного теста различные хлебобулочные изделия, воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку.)
– Ну что ж вы все молодцы. Давайте посмотрим, что же вылепил каждый из вас.
(Обсуждение работ детей с показом, отмечая положительные аспекты.)
– Что ж мы вылепили наши хлебобулочные изделия. Что же делаем дальше? Правильно, отправляем в печь. Но печь у нас есть только на пищеблоке, я сейчас отнесу наши поделки в печку, потом заберёт и вам покажем.
Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.
nsportal.ru
Беседа на тему: «Хлеб всему голова»
Описание материала: хочу представить вниманию воспитателей дошкольных образовательных учреждений конспект беседы воспитательного мероприятия «Хлеб – всему голова». Мероприятие имеет познавательную направленность. Беседа познакомит детей с этапами приготовления хлеба, с обычаями, традициями.
Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;Задачи:1. формировать представление о процессе производства хлеба;2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;3. воспитывать бережное отношение к хлебу;4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности
Ход беседы:
«У народа есть слова - хлеб всему голова»
Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
Верно, каждый день мы едим хлеб, и нет такого человека, который не знал и не любил бы его вкуса. Хлеб, раньше, в старину называли «жито», от слова «жить». По старинному русскому обычаю, нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть, попросить у него прощения. Не малым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять, ещё большим грехом растоптать ногами.
Ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.
Считалки о хлебе.
*Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
*Катилась торба с высокого горба.В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?
-Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют!
Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.
В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
-Давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!
*В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
- Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество.
Послушайте русские поговорки о хлебе.
• Хлеб да вода – богатырская еда. • Хлеб батюшка, водица матушка. • Хлеб - кушай, добрых людей слушай.• Худ обед, коли хлеба нет. • Работай до поту, поешь хлеба в охоту. • Пот на спине – так и хлеб на столе.
- Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто - золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.
Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.
Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.
Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять. Весной давноМы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в Скоро будут колоски. (полный рост и поднимаем руки вверх над головой)А придет пораВыйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
игра проводится 2-3 раза
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Мнут и катают, В печи закаляют.Потом за столом,Режут ножом. (Хлеб)
Кольцо не простое,Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объедение! (Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол – Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают, Да вчетверо сгибают? (Блины)
- В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.
- Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега», то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
- Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
- Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
- Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
videouroki.net
Беседа: «Разговор о хлебе»
Цель: Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России.
Задачи:
1) Уточнить представления детей о разных видах хлеба;
2) Активизировать в речи детей слова «ржаной», «пшеничный»;
3) Упражнять в употреблении пословиц и поговорок о хлебе;
4) Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: Дети с родителями подбирают пословицы и поговорки о хлебе.
Ход беседы:
Загадка:
Рос сперва на воле в поле. Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна — в муку и тесто, В магазине занял место. (Хлеб.)
Воспитатель: Какие слова помогли вам найти ответ на загадку?
Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода.
Воспитатель (ставит в центр стола хлебницу с ржаным и пшеничным хлебом): Ставить хлеб на стол, выделять для него специальное место на столе – давний обычай. Он пришел к нам с тех времен, когда хлеб был главной пищей людей и главным лакомством.
Воспитатель: (показывает детям кусочек хлеба) ребята, как называется такой хлеб?
Дети: черный, ржаной.
Воспитатель: и Дарницкий, и бородинский, и столичный хлеб можно назвать одним словом – ржаной. Когда-то ржаной хлеб был главной пищей людей. Как вы думаете, из какой муки делали ржаной хлеб? (Делали его из ржаной муки). (Воспитатель показывает колоски ржи)
А еще есть хлеб, который пекут из пшеницы – пшеничный хлеб, белый хлеб. Раньше белый хлеб пекли только по праздникам. Он считался лакомством, так как был более нежным на вкус и немного сладковатым. (Воспитатель показывают колоски пшеницы, дети сравнивают их с колосками ржи. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.)
Воспитатель: Как вы думаете, что еще можно приготовить из пшеничной муки?
Проводится дидактическая игра: «Что сделано из муки?».
Воспитатель: На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Воспитатель: Хлеб обладает довольно редким свойством – он никогда не надоедает, поэтому мы видим его на столе утром, днем и вечером.
В хлебе есть вещества, которые помогают ребятам вырасти и стать крепкими. В хлебе есть витамины, которые улучшают настроение, помогают сердцу хорошо работать.
Хлеб – единственный продукт, который сохраняет способность оставаться полезным, даже если зачерствеет. Поэтому хлеб выбрасывать нельзя. Что можно сделать из черствого хлеба? Как нужно относиться к хлебу?
Ответы детей. (Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.)
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
infourok.ru
1. Опишите, кого вы видите на картинке? Как вы думаете, что произошло?
2. О чем говорит старший поросенок младшему?
3. Какая пословица больше подходит к этой картинке: «Не будет хлеба, не будет и обеда» или «Остатки - сладки»?
4. Как бы вы назвали эту картинку?
5. Подумайте, что произойдет дальше?
Чтение и пересказ латышской сказки «Каравай»
У одного человека был такой сын, что на седьмом году жизни еще не ходил: до того ленив, что ни в какую!
Смех, да и только. Но что поделаешь? Отец смастерил тележку, посадил в нее сына, как мешок какой-нибудь, и начал возить его по дворам, побираться.
Вот в одной избе хозяин положил на стол каравай хлеба и говорит:
— Тебе, отец, недозволено брать хлеб. А ты, сынок, если можешь, бери. Если же не можешь или не хочешь, то оставайся не евши.
Сынок в тот день был очень голоден. Долго он возился в тележке, пока не вытащил одну ногу, а потом и другую.
— Ну, слава Богу, уже из тележки вылез, — прошептал отец.
— Отдохни, отдохни, сынок, а то как бы тебе не надорваться! - смеются кругом.
Глядь, а сынок-то уже возле стола!
Но каравай в руки ему не дался. Он вдруг упал со стола да и покатился, а сынок за ним. И вот уже оба они за дверью!..
На дворе сынок бегом бежит, хочет схватить каравай. Но удалой каравай не дается и так замучил беднягу, что у того вся спина мокрая. А под конец каравай и вовсе пропал, как в воду канул!
Каравай-то пропал, зато сынок бегать научился.
Отец радуется:
— Это хлебушек твою лень вылечил!
С того дня сын стал много ходить, ловко работать. И в конце концов, вырос хорошим работящим человеком.
Какой пословицей лучше закончить эту сказку: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи» или «Хлеб - всему голова»?
Чтение и анализ рассказа «Умная мама-жаворонок»
Однажды семья жаворонков свила свое гнездо посреди поля пшеницы. Когда прошло лето, малыши-жаворонки подросли. Пшеница тоже выросла.
И вот однажды хозяин вышел в поле, посмотрел на пшеницу и сказал своему сыну: «Я думаю, что пора убирать хлеб. Завтра я попрошу соседей, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова и поспешили к матери. «Хозяин хочет собирать урожай. Он разрушит наше гнездо. Давай улетим с этого поля». — «Сегодня мы еще вне опасности, — сказала мама-жаворонок. - Мы можем остаться здесь еще на один день».
На следующее утро хозяин и его сын вышли в поле, но ни один сосед не пришел помочь им. Все были заняты на своих полях.
Тогда хозяин сказал: «Теперь я попрошу моих братьев и сестер, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки опять поспешили к маме. «Мама! Хозяин хочет завтра убирать хлеб. Он собирается позвать на помощь своих братьев и сестер».
«Не пугайтесь, — сказала мама-жаворонок. — Пока еще опасности нет. Мы можем спокойно оставаться здесь еще на один день».
Действительно, на следующий день ни братья, ни сестры хозяина не пришли, потому что были заняты на собственных полях.
На третий день хозяин встал рано утром, вышел в поле и стал работать один.
Когда мама-жаворонок увидела это, она сказала: ...
Как вы думаете, что сказала мама?
Упражнение «Что умеют наши руки»
Взрослый говорит, дети показывают:
Шить, вязать, выращивать, любить, трудиться, поливать, печь, украшать, отдыхать, радоваться, кормить и т. д.
Принятие правил об отношении к хлебу
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Относись к хлебу бережно, не кроши его, не играй им.
Не проходи мимо, когда видишь, что хлебом бросаются или просто обращаются с ним небрежно.
(Дополнение правил детьми — Оформление стенда «Хлеб у человека — воин»)
Примечание: При подготовке стенда рекомендуется использовать колоски, фотографии, журнальные иллюстрации, пословицы.
Игровое упражнение «Закончи пословицу»
Без печки холодно, без хлеба ... (голодно).
Не шуба греет, а ... (хлеб).
Не будет хлеба, не будет и ... (обеда).
Хлеб на столе и стол ... (расцвел).
Игра «Доскажи словечко»
Созревай, зерно пшеницы,
Испечем мы ...... (паляницы).
Для больших и малышей
Будет много ...... (калачей).
Для маленькой публики
Свяжем в вязку ...... (бублики).
Всем без исключения —
Вкусное ...... (печенье).
Наберем зерна мы вволю
На пшеничном зрелом ...... (поле).
www.my-nevalyashki.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»