Урок по курсу "Плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека
Цель урока: продолжить знакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их различными представителями.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить их с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей и грибов паразитов, дать представление о способах борьбы с грибами - паразитами,
Развивающая: развивать умения распознавать плесневые грибы, дрожжи и грибы-паразиты.
Воспитательная: раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Ключевые слова и понятия: плесневые грибы, дрожжи; пеницилл, мукор, грибы-сапрофиты; пенициллин, антибиотики; грибы - паразиты: головня, спорынья, хлебная ржавчина; гриб трутовик, черная гниль, черная ножка, мучнистая роса, плодовая гниль, серая гниль, фитофтора; методы борьбы с грибами-паразитами сельскохозяйственных растений; микоз.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Ответьте на вопросы:
С какими живыми организмами мы сейчас знакомимся?
Почему грибы относят к живым организмам?
Один грибник собрал корзину грибов. Нужно проверить , все ли съедобные? ( выполняет 1 ученик)
Какие признаки грибов характерны и для представителей царства растении?
Какие признаки грибов характерны и для представителей царства животных?
Почему грибы принято выделять в отдельное царство? Что для них характерно?
Учитель: Значит, для грибов характерны особенности в строении, питании, размножении. Мне бы хотелось еще раз уточнить эти особенности, и я приглашаю вас на воскресный грибной базар.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, здравствуйте, не проходите мимо. Грибочки белые, подосиновики, подберезовики, маслята и грузди, знакомые и незнакомые. Покупайте! Не проходите мимо. За товар свой пролшу ответов ваших. Мой товар – ваш-ответ! Ну, давайте налетайте, раскупайте!
( идет продажа грибов – на каждом- вопрос) Все грибы проданы Игра « 3 лишний» Объяснить , почему?
II. Изучение нового материала.
Учитель: Какое отношение имеют изображенные на таблице живые организмы к нашей теме? Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Попробуйте привести примеры таких грибов. ( Плесневые грибы, дрожжи.) Учитель. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идет речь? (Речь идет о плесневых грибах.) Учитель. А какие грибы человек использует в хлебопечении ( При печении хлеба человек использует дрожжи. Это тоже грибы) СЛАЙД .
Учитель. Обратите внимание, какие разные грибы. Что бы вы хотели узнать о них? ( ответы уч-ся)
Познакомиться с особенностями строения, питания и размножения
Выяснить значение их в природе и для человека
В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу (Пустые таблицы выданы всем уч-ся), в конце урока ответить на вопросы теста Поэтому будьте внимательны при изучении нового материала.
Представители
И группа по питанию
Биологические особенности строения и размножения
Значение в природе и жизни человека
Аспергилл
Пеницилл
Дрожжи
Трутовик
Головня
Спорынья
Фитофтора
Когда говорят о черной плесени, имеют в виду гриб Аспергилл черный СЛАЙД 1).Аспергилл развивается как на почве, так и на различных продуктах растительного происхождения. Колонии грибов в виде плесени могут быть белыми, голубоватыми, зеленоватыми или других оттенков. Споры грибов рассеяны в воздухе, поэтому если оставить на несколько дней хлеб, варенье, другие пищевые остатки, на них вскоре образуется плесень. Аспергиллы развиваются на мокрой выделанной коже, гниющих растительных остатках, влажных обоях. Аспергилл черный находит широкое применение в промышленности (используют для изготовления красок, чернил), однако в ряде тропических стран этот гриб вызывает болезнь ростков арахиса, сорго, хлопчатника, винограда. Для человека этот гриб опасен. Наверное, все вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Многие из тех, кто вскрывал гробницы фараонов, погибали. Это приписывали проклятью фараонов. На самом деле оказалось, что на стенах гробниц, на предметах, на мумии фараонов был жив (тысячи лет!) гриб Aspergillus
2. Мукор
Сообщение уч-ся Я расскажу о грибе, который вы часто видели . Это Гриб Мукор Его часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет. Это начал расти плесневый гриб - мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то мы заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры. Грибница гриба мукор состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка. Слайд
Но некоторые гифы растут вертикально вверх. На их концах возникают шарообразные расширения. В этих шариках созревают споры гриба. После того как споры созреют они высыпаются. Споры очень мелкие, невидимые простым глазом. Кроме того, споры легкие Они распространяются с помощью ветра Попав в благоприятные условия (тепло и определенная влажность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий. Слайд
Это гриб-сапрофит. Он питается готовыми органическими веществами неживых растений. Но этот гриб поселяется не только на хлебе. Он встречается и на других продуктах питания, например, на фруктах и овощах, варенье. Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных. А мукор китайский издавна использовался в качестве закваски при приготовлении соевого сыра и некоторых других блюд. Слайд
Лабораторная работа (Рассматривание натурального мукора на хлебе невооруженным глазом и с помощью лупы - на столах: раздаточный материал).
Лабораторная работа по изучению мукора под микроскопом (готовый микропрепарат)
Физминутка
Учитель: Но некоторые плесневые грибы приносят пользу, их называют благородной плесенью. С помощью их делают сыр Слайд
Сообщение уч-ся о грибе пеницилле
В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл. Этот гриб может обитать на продуктах питания и на почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки Он многоклеточный Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяются и разносятся током воздуха. Некоторые виды этого гриба специально разводят в лабораториях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержатся вещества, убивающие или подавляющие жизнедеятельность некоторых болеезнетворных бактерий. Слайд
Из этого гриба изготовляют лекарство пенициллин. СЛАЙД
. Чаще всего это лекарство используют при возникновении различных инфекций, возникающих в открытых ранах. Пенициллин является антибиотиком, то есть веществом, угнетающе действующим на болезнетворные бактерии и некоторые вирусы. Пенициллин был открыт в 1929 году английским бактериологом Александром Флемингом. Слайд
Работу по изготовлению пенициллина в нашей стране продолжила Зинаида Ермольева
Пенициллин помог спасти многих раненых в годы Великой Отечественной войны Слайд
Демонстрация гриба пеницилла на варенье
4. Дрожжи (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация дрожжей сырых, сухих, распущенных в воде с добавлением сахара).
Учитель СЛАЙД . Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее, дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей являются живыми организмами, спрессованными в виде брикета и замороженными. Если небольшое количество дрожжей из пачки развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть множество овальной или продолговатой формы клеток. Это клетки дрожжей.. Отдельные клетки дрожжей часто бывают соединены в ветвящиеся цепочки причудливой формы.
СЛАЙД . Дрожжи размножаются в результате почкования. Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоянно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют новые, дочерние клетки..
-Когда же дрожжи начинают размножаться?
Если в воду с дрожжами добавить немного сахара и капельку соли, клетки дрожжей начнут активно расти, размножаться. Дрожжи растут очень быстро -Чем они питаются?
Они питаются сахаром, разлагая его на спирт и углекислый газ. В результате этого химического процесса высвобождается энергия, которую грибы используют для обеспечения своей жизнедеятельности.
-Где используются дрожжи?
(Эти особенности дрожжей издавна использовались человеком в виноделии (дрожжи вызывают спиртовое брожение), а также в хлебопечении СЛАЙД (углекислый газ, выделяемый дрожжами, образует в тесте пузырьки, в результате чего тесто становится мягким и воздушным).
(Демонстрация натурального объекта: дрожжи, распущенные в сладкой воде).
Учитель:- Но среди грибов встречаются и грибы-паразиты. Вспомните, какие организмы называют паразитами? () Паразитами называются организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред).
- Среди паразитических грибов встречаются такие, которые могут вызывать различные заболевания человека и животных, а также растений. Особое значение для человека имеют грибы, поражающие сельскохозяйственные растения, выращиваемые человеком. Давайте более подробно познакомимся с некоторыми наиболее часто встречающимися паразитическими грибами.
5) Учитель:( Демонстрация натурального объекта - гриба-трутовика + объекты на партах).
-Где можно обнаружить эти грибы? ( чаще всего можно обнаружить в лесу на стволах деревьев.)
- Как вы думаете, какая часть гриба нам обычно видна? ( Обычно на поверхности дерева находится плодовое тело гриба).
- Какова его функция? ( В нем образуются споры гриба. )
- А где же находится мицелий гриба (грибница)?( Мицелий гриба находится внутри ствола дерева).
-Какую роль играют они в природе? Грибы трутовики, или трутовые грибы, тоже часто являются грибами - паразитами.Гифы гриба разрушают древесину дерева, нанося ему большой вред. Древесина зараженного грибом дерева постепенно становится трухлявой, в этих деревьях часто образуются дупла и деревья ломаются. Появление этих грибов может сильно сократить срок жизни дерева.
- Но как же дерево может заразиться этим грибом?
(Споры этих грибов распространяются ветром. Они оседают на различных предметах в лесу: на почве, траве, стволах деревьев. Если на стволе дерева имеется ранка или повреждение, споры проникают под кору, прорастают и образуют мицелий. Мицелий постепенно разрастается и через некоторое время образуются плодовые тела грибов).
- Плодовые тела трутовиков многолетние. Они нарастают каждый год, образуя концентрические наплывы.
-Что можно сказать о грибе по количеству этих наплывов? (По количеству наплывов можно судить о возрасте плодового тела гриба.)
-Как бороться с ним? ( сбивать их с деревьев)
6) Учитель: СЛАЙД . Паразитический гриб головня. Различные виды этого гриба могут поражать разные виды хлебных злаков (например, пшеницу, овес, кукурузу, просо, ячмень и т. д.), а также и другие растения. Эти паразитические грибы наносят огромный вред многим сельскохозяйственным культурам. Если посмотреть на растение, пораженное этим грибом, то сразу будет заметно, какую часть растения он поражает. Колоски этих зараженных растений почерневшие, как бы обугленные, похожие на головешки. Отсюда и название гриба - головня. Если рассмотреть зараженные колоски более внимательно, то будет заметно, что они набиты не семенами, а черными мелкими спорами гриба. При уборке зерна, его транспортировке, во время молочения споры гриба-паразита разлетаются и легко пристают к здоровым зернам. Вместе с зерном споры сохраняются до момента его посева, а во время посева вместе с зерном попадают в почву, где благополучно прорастают, образуют грибницу. Нити грибницы прорастают сквозь молодой проросток и впоследствии растут внутри стебля злака, между его клетками. Питается мицелий гриба за счет органических веществ растения - хозяина. Однако до момента колошения гриб не приносит ощутимого вреда своему хозяину. Достигнув колоса, мицелий гриба начинает бурно развиваться, уничтожает ткани колоса и образует споры внутри зерен.
Как вы думаете, как люди борются с этим грибом на сельскохозяйственных растениях? (Дети делают свои предположения.) Для того, чтобы гриб не развивался на сельскохозяйственных растениях, необходимо уничтожить его споры, прилипшие к посевному зерну. зерна протравливают химическими веществами.
7) Еще одним паразитом различных зерновых растений является гриб спорынья. СЛАЙД . Споры этого гриба попадают в завязи цветка растения-хозяина и прорастают там. Во время образования колоса зерновки пораженных растений превращаются в черно-фиолетовые ядовитые образования, похожие на рожки. Это сплетения нитей грибницы спорыньи. На них образуются мелкие многочисленные споры, которые разносятся ветром. Сами грибы и их споры ядовиты и, попав в пищу к человеку, могут вызвать тяжелые отравления.
8) Злаки, в том числе и культивируемые человеком, поражает и гриб, называемый хлебной ржавчиной. СЛАЙД. Название свое гриб получил благодаря тому, что поражает преимущественно хлебные злаки. Цикл развития этого гриба очень сложен. Этот гриб сначала развивается на других растениях (часто на барбарисе), а в начале - середине лета на различных злаках, преимущественно на пшенице. За одно лето гриб образует несколько поколений спор. Споры окрашены в ржаво-коричневый цвет, за что гриб и получил свое название. Иногда спор образуется так много, что они, разлетаясь при помощи ветра, ложатся слоем красноватой пыли на различные предметы. Хлебная ржавчина поражает листья и стебли растений. Но какой же вред от этого человеку? (Дети делают свои предположения.) На зараженных этим грибом растениях колосья могут вообще не образовываться или они оказываются мелкими и зерно не созревает. Споры этого гриба могут переноситься ветром на сотни и даже тысячи километров, что сильно затрудняет борьбу с ним.
-Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить? (Дети делают свои предположения.) Агрономы научились выводить сорта злаков, устойчивых к заражению этим грибом.
9) На плодах и листьях томата и картофеля поселяется фитофтора. СЛАЙД
10) На клубнике и землянике - серая гниль. СЛАЙД .
11) На яблоках часто поселяется плодовая гниль. СЛАЙД
12) Кроме того, некоторые грибы могут являться паразитами людей и животных. Поражения грибком людей и животных называют микозами.
III. Закрепление знаний и умений (Выполнение тестового задания).
1. Грибница мукора - это: А) многоклеточные образования; Б) одна многоядерная клетка; В) одна одноядерная клетка; Г) неклеточное образование.
2. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:
А) его нити погибают и загнивают; Б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета; В) в его головках образуются споры.
3. Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство: А) пеницилл; Б) трутовик; В) головня; Г) фитофтора.
4. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком: А) дрожжи; Б) Трутовик; В) мукор; Г) фитофтора.
5. Дрожжи размножаются: А) спорами; Б) почкованием; В) мицелием; Г) гифами.
6. Гриб-паразит, поражающий картофель и томаты: А) спорынья; Б) трутовик; В) головня; Г) фитофтора.
7. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки: А) мукор; Б) трутовик; В) головня; Г) фитофтора.
8. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта? А) фитофтора; Б) трутовик; В) головня; Г) спорынья
Представители
Биологические особенности
Значение в природе и жизни человека
Мукор
Мицелий представлен крупной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях
Участвует в разложении растительных остатков. Наносит большой ущерб хозяйственной деятельности человека, портя продукты питания при хранении
Пеницилл
Мицелий многоклеточный, ветвистый. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются на веточках спорангиеносцев
Вызывают порчу продуктов при хранении. Используются для получения антибиотиков (пенициллин)
Дрожжи
Мицелий состоит из овальных или вытянутых палочковидных одноядерных клеток. Обитают в средах, содержащих сахар. Размножаются почкованием и спорами
Участвуют в разложении органических соединений, вызывая брожение. Используются в хлебопечении, кондитерской промышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов. Являются объектами изучения биохимиков и генетиков
Трутовик
Мицелий многоклеточный. Развивается в коре, древесине и сердцевине деревьев. На поверхности ствола образуются многолетние плодовые тела. Паразит или сапрофит
Сокращают сроки жизни деревьев. Участвуют в разложении растительных остатков. Разрушают деревянные постройки. Один из видов (чага) используется в медицине
Головня
Мицелий многоклеточный, паразиты хлебных и дикорастущих злаков и осок. Размножается мицелием и спорами
Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его
Спорынья
Мицелий многоклеточный, ветвистый. Паразит ржи посевной и других злаков. Размножается мицелием и спорами
Поражают луговые и хлебные злаки, снижают урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызывать отравления. Некоторые химические вещества гриба используют в медицине
Фитофтора
Мицелий состоит из одной крупной ветвистой клетки с множеством ядер. Паразитирует на различных частях пасленовых растений. Размножается частями мицелия, спорами
Поражает листья и клубни картофеля, а также листья и плоды томата. Наносит ущерб сельскому хозяйству
IV. Рефлексия Достигли мы цели урока? Нужный материал? Ничего нового Бесполезный материал Слайд
Итоги урока. Домашнее задание. Параграф 52 Заполнить до конца таблицу, используя материал учебника и дополнительную литературу
infourok.ru
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их различными представителями.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить их с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей и грибов паразитов, дать представление о способах борьбы с грибами - паразитами,
Развивающая: развивать умения распознавать плесневые грибы, дрожжи и грибы-паразиты.
Воспитательная: раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: "Строение шляпочного гриба", "Грибы съедобные и несъедобные", "Плесневые грибы и Дрожжи", "Головневые грибы" и т. д., натуральные объекты - плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, изображения грибов, готовый микропрепарат "Плесневый гриб мукор", компьютер, мультимедийный проектор, экран, указка.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Ответьте на вопросы:
Почему грибы принято выделять в отдельное царство?
Какие признаки грибов характерны и для представителей царства растении?
Какие признаки грибов характерны и для представителей царства животных?
Какой тип питания характерен для грибов?
Какие способы добывания пищи встречаются у грибов?
Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?
Какие грибы называют шляпочными? Расскажите о строении шляпочного гриба. Что такое мицелий?
Какова функция плодового тела грибов?
В чем состоит основное отличие трубчатых грибов от пластинчатых? Какие грибы относятся к трубчатым, а какие - к пластинчатым? (на примере муляжей).
Какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым?
Что такое микориза?
II. Изучение нового материала.
Плесневые грибы, среда их обитания. Отличия плесневых грибов от шляпочных. Роль плесневых грибов в природе. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация плесневых грибов на субстратах, таблицы, кинофильма "Плесневые грибы".
Учитель. Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Попробуйте привести примеры таких грибов.
(Дети отвечают.) Плесневые грибы, дрожжи.
Учитель. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идет речь?
(Дети отвечают.) Речь идет о плесневых грибах.
Учитель. А какие грибы человек использует в хлебопечении?
(Дети отвечают.) При печении хлеба человек использует дрожжи.
1) Учитель. Обратите внимание, какие разные грибы. Давайте более подробно с ними познакомимся. (Демонстрация видеофрагмента). Когда говорят о черной плесени, имеют в виду гриб Аспергилл черный (Aspergillus niger). Грибы рода аспергилл развиваются как на почве, так и на различных продуктах растительного происхождения. Колонии грибов в виде плесени могут быть белыми, голубоватыми, зеленоватыми или других оттенков. Споры грибов рассеяны в воздухе, поэтому если оставить на несколько дней хлеб, варенье, другие пищевые остатки, на них вскоре образуется плесень. Аспергиллы развиваются на мокрой выделанной коже, гниющих растительных остатках, влажных обоях.
Аспергилл черный находит широкое применение в паромышленности (используют для изготовления красок, чернил), однако в ряде тропических стран этот гриб вызывает болезнь ростков арахиса, сорго, хлопчатника, винограда.
Для человека этот гриб опасен. Наверное, все вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Многие из тех, кто вскрывал гробницы фараонов, погибали. Это приписывали проклятью фараонов. На самом деле оказалось, что на стенах гробниц, на предметах, на мумии фараонов был жив (тысячи лет!) гриб Aspergillus niger. (Видеофрагмент).
2). Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет. Как вы думаете, что это такое? (Дети отвечают.) Это начал расти плесневый гриб.
Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то мы заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры.
Грибница гриба мукор состоит фактически из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка.
Но некоторые гифы растут вертикально вверх. На их концах возникают шарообразные расширения. В этих шариках созревают споры гриба. После того как споры созреют, спорангий разрывается, и споры высыпаются. Споры очень мелкие, невидимые простым глазом, их можно разглядеть только в достаточно мощный микроскоп. Кроме того, споры крайне легкие. Как вы думаете, как распространяются эти споры?
(Дети отвечают.) Они разносятся ветром.
Попав в благоприятные условия (тепло и определенная влажность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий.
Как вы считаете, какой из способов добывания пищи характерен для гриба мукор? Это гриб-сапрофит. Он питается готовыми органическими веществами неживых растений. Но этот гриб поселяется не только на хлебе. Он встречается и на других продуктах питания, например, на фруктах и овощах, варенье и т. д.
Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных. А мукор китайский издавна использовался в качестве закваски при приготовлении соевого сыра и некоторых других блюд. (Демонстрация натурального мукора на хлебе).
Но некоторые плесневые грибы приносят пользу, их называют благородной плесенью. (Видеофрагмент).
3) В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл. Этот гриб может обитать на продуктах питания и на почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяются и разносятся током воздуха. Некоторые виды этого гриба специально разводят в лабораториях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержатся вещества, убивающие или подавляющие жизнедеятельность некоторых болезнетворных бактерий.
Из этого гриба изготовляют лекарство пенициллин.. Чаще всего это лекарство используют при возникновении различных инфекций, возникающих в открытых ранах. Кроме того, пеницилл широко используется при легочных заболеваниях, менингите. Пенициллин является антибиотиком, то есть веществом, угнетающе действующим на болезнетворные бактерии и некоторые вирусы. Пенициллин был открыт в 1929 году английским бактериологом Александром Флемингом.
Работу над пенициллином продолжили Говард Флори и Эрнст Чейн. А. Флеминг, Г. Флори и Э. Чейн в 1945 году были удостоены Нобелевской премии.
В нашей стране тоже шли работы по изготовлению пенициллина.
Дрожжи, их строение, питание, размножение. Использование дрожжей в пищевой промышленности. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация дрожжей сырых, сухих, распущенных в воде с добавлением сахара).
Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее, дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей являются живыми организмами, спрессованными в виде брикета и замороженными. Если небольшое количество дрожжей из пачки развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть множество овальной или продолговатой формы клеток. Это клетки дрожжей. Внутри клеток находятся вакуоли жировые капли. Отдельные клетки дрожжей часто бывают соединены в ветвящиеся цепочки причудливой формы.
Дрожжи размножаются в результате почкования. Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоянно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют новые, дочерние клетки. В результате может возникнуть достаточно длинная разветвленная цепочка, состоящая из отдельных клеток дрожжей.
Когда же дрожжи начинают размножаться?
Если в воду с дрожжами добавить немного сахара и капельку соли, клетки дрожжей начнут активно расти, размножаться. Дрожжи растут очень быстро, что обусловливается очень высокой скоростью обмена веществ. При этом сильно изменяется химический состав окружающей среды. Дрожжи питаются сахаром, разлагая его на спирт и углекислый газ. В результате этого химического процесса высвобождается энергия, которую грибы используют для обеспечения своей жизнедеятельности. Эти особенности дрожжей издавна использовались человеком в виноделии (дрожжи вызывают спиртовое брожение), а также в хлебопечении (углекислый газ, выделяемый дрожжами, образует в тесте пузырьки, в результате чего тесто становится мягким и воздушным). (Демонстрация натурального объекта: дрожжи, распущенные в сладкой воде).
Грибы - паразиты. (Рассказ учителя с демонстрацией натуральных объектов - гриб трутовик, таблицы "Головневые грибы", природных объектов, пораженных грибами (слайды)).
- Какой способ питания был характерен для описанных нами ранее грибов?
(Дети отвечают.) И плесневые грибы, и дрожжи являются сапротрофами.
- Что это значит?
(Дети отвечают.) Это значит, что эти грибы питаются останками живых организмов или их выделениями.
- Но среди грибов встречаются и грибы-паразиты. Вспомните, какие организмы называют паразитами?
(Дети отвечают.) Паразитами называются организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред.
- Среди паразитических грибов встречаются такие, которые могут вызывать различные заболевания человека и животных, а также растений. Особое значение для человека имеют грибы, поражающие сельскохозяйственные растения, выращиваемые человеком. Давайте более подробно познакомимся с некоторыми наиболее часто встречающимися паразитическими грибами.
1) Паразитический гриб головня. Различные виды этого гриба могут поражать разные виды хлебных злаков (например, пшеницу, овес, кукурузу, просо, ячмень и т. д.), а также и другие растения. Эти паразитические грибы наносят огромный вред многим сельскохозяйственным культурам. Если посмотреть на растение, пораженное этим грибом, то сразу будет заметно, какую часть растения он поражает. Колоски этих зараженных растений почерневшие, как бы обугленные, похожие на головешки. Отсюда и название гриба - головня. Если рассмотреть зараженные колоски более внимательно, то будет заметно, что они набиты не семенами, а черными мелкими спорами гриба. При уборке зерна, его транспортировке, во время молочения споры гриба-паразита разлетаются и легко пристают к здоровым зернам. Вместе с зерном споры сохраняются до момента его посева, а во время посева вместе с зерном попадают в почву, где благополучно прорастают, образуют грибницу. Нити грибницы прорастают сквозь молодой проросток и впоследствии растут внутри стебля злака, между его клетками. Питается мицелий гриба за счет органических веществ растения - хозяина. Однако до момента колошения гриб не приносит ощутимого вреда своему хозяину. Достигнув колоса, мицелий гриба начинает бурно развиваться, уничтожает ткани колоса и образует споры внутри зерен.
Как вы думаете, как люди борются с этим грибом на сельскохозяйственных растениях? (Дети делают свои предположения.) Для того, чтобы гриб не развивался на сельскохозяйственных растениях, необходимо уничтожить его споры, прилипшие к посевному зерну. Это делают с помощью центрифугирования, а так же некоторые зерна протравливают химическими веществами, например, раствором формалина.
2) Еще одним паразитом различных зерновых растений является гриб спорынья. Споры этого гриба попадают в завязи цветка растения-хозяина и прорастают там. Во время образования колоса зерновки пораженных растений превращаются в черно-фиолетовые ядовитые образования, похожие на рожки. Это сплетения нитей грибницы спорыньи. На них образуются мелкие многочисленные споры, которые разносятся ветром. Сами грибы и их споры ядовиты и, попав в пищу к человеку, могут вызвать тяжелые отравления.
3) Злаки, в том числе и культивируемые человеком, поражает и гриб, называемый хлебной ржавчиной. Название свое гриб получил благодаря тому, что поражает преимущественно хлебные злаки. Цикл развития этого гриба очень сложен. Этот гриб сначала развивается на других растениях (часто на барбарисе), а в начале - середине лета на различных злаках, преимущественно на пшенице. За одно лето гриб образует несколько поколений спор. Споры окрашены в ржаво-коричневый цвет, за что гриб и получил свое название. Иногда спор образуется так много, что они, разлетаясь при помощи ветра, ложатся слоем красноватой пыли на различные предметы. Хлебная ржавчина поражает листья и стебли растений. Но какой же вред от этого человеку? (Дети делают свои предположения.) На зараженных этим грибом растениях колосья могут вообще не образовываться или они оказываются мелкими и зерно не созревает. Споры этого гриба могут переноситься ветром на сотни и даже тысячи километров, что сильно затрудняет борьбу с ним.
Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить? (Дети делают свои предположения.) Агрономы научились выводить сорта злаков, устойчивых к заражению этим грибом.
4) Грибы трутовики, или трутовые грибы, тоже часто являются грибами - паразитами. (Демонстрация натурального объекта - гриба-трутовика). Где можно обнаружить эти грибы?
(Дети отвечают.) Эти грибы чаще всего можно обнаружить в лесу на стволах деревьев.
- Как вы думаете, какая часть гриба нам обычно видна?
(Дети отвечают.) Обычно на поверхности дерева находится плодовое тело гриба.
- Какова его функция?
(Дети отвечают.) В нем образуются споры гриба.
- А где же находится мицелий гриба (грибница)?
(Дети отвечают.) Мицелий гриба находится внутри ствола дерева. Гифы гриба разрушают древесину дерева, нанося ему большой вред. Древесина зараженного грибом дерева постепенно становится трухлявой, в этих деревьях часто образуются дупла и деревья ломаются. Появление этих грибов может сильно сократить срок жизни дерева.
- Но как же дерево может заразиться этим грибом?
(Дети отвечают.) Споры этих грибов распространяются ветром. Они оседают на различных предметах в лесу: на почве, траве, стволах деревьев. Если на стволе дерева имеется ранка или повреждение, споры проникают под кору, прорастают и образуют мицелий. Мицелий постепенно разрастается и через некоторое время образуются плодовые тела грибов.
- Плодовые тела трутовиков многолетние. Они нарастают каждый год, образуя концентрические наплывы. Что можно сказать о грибе по количеству этих наплывов? (Дети отвечают.) По количеству наплывов можно судить о возрасте плодового тела гриба.
5) Среди других грибов-паразитов наиболее часто встречается гриб черная ножка, часто поражающий молодые побеги капусты. На томатах, клубнях картофеля развивается гриб черная гниль. На плодах и листьях томата и картофеля поселяется фитофтора..
На клубнике и землянике - серая гниль.. На яблоках часто поселяется плодовая гниль. Гриб, называемый мучнистой росой, часто поражает листья, молодые побеги и плоды крыжовника, а также и других растений, таких как картофель, смородина, помидоры.
Кроме того, некоторые грибы могут являться паразитами людей и животных. Поражения грибком людей и животных называют микозами.
III. Закрепление знаний и умений (Выполнение тестового задания).
1. Грибница мукора - это:
А) многоклеточные образования;
Б) одна многоядерная клетка;
В) одна одноядерная клетка;
Г) неклеточное образование.
2. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:
А) его нити погибают и загнивают;
Б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета;
В) в его головках образуются споры.
3. Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство:
А) пеницилл;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
4. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком:
А) дрожжи;
Б) Трутовик;
В) мукор;
Г) фитофтора.
5. Дрожжи размножаются:
А) спорами;
Б) почкованием;
В) мицелием;
Г) гифами.
6. Гриб-паразит, поражающий картофель и томаты:
А) спорынья;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
7. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки:
А) мукор;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
8. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление?
А) спорынья;
Б) головня;
В) трутовик;
Г) фитофтора.
9. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта?
А) фитофтора;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) спорынья.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Пользуясь текстом учебника (учебник В.В. Пасечника ᄃ 9,10), а также знаниями, полученными на уроке и записями в тетради, заполните таблицу.
Плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты.
Представители | Биологические особенности | Значение в природе и жизни человека |
Мукор | Мицелий представлен крупной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях | Участвует в разложении растительных остатков. Наносит большой ущерб хозяйственной деятельности человека, портя продукты питания при хранении |
Пеницилл | Мицелий многоклеточный, ветвистый. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются на веточках спорангиеносцев | Вызывают порчу продуктов при хранении. Используются для получения антибиотиков (пенициллин) |
Дрожжи | Мицелий состоит из овальных или вытянутых палочковидных одноядерных клеток. Обитают в средах, содержащих сахар. Размножаются почкованием и спорами | Участвуют в разложении органических соединений, вызывая брожение. Используются в хлебопечении, кондитерской промышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов. Являются объектами изучения биохимиков и генетиков |
Трутовик | Мицелий многоклеточный. Развивается в коре, древесине и сердцевине деревьев. На поверхности ствола образуются многолетние плодовые тела. Паразит или сапрофит | Сокращают сроки жизни деревьев. Участвуют в разложении растительных остатков. Разрушают деревянные постройки. Один из видов (чага) используется в медицине |
Головня | Мицелий многоклеточный, паразиты хлебных и дикорастущих злаков и осок. Размножается мицелием и спорами | Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его |
Спорынья | Мицелий многоклеточный, ветвистый. Паразит ржи посевной и других злаков. Размножается мицелием и спорами | Поражают луговые и хлебные злаки, снижают урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызывать отравления. Некоторые химические вещества гриба используют в медицине |
Фитофтора | Мицелий состоит из одной крупной ветвистой клетки с множеством ядер. Паразитирует на различных частях пасленовых растений. Размножается частями мицелия, спорами | Поражает листья и клубни картофеля, а также листья и плоды томата. Наносит ущерб сельскому хозяйству |
IV. Итоги урока. Домашнее задание.
П. 9, 10 Заполнить до конца таблицу, используя материал учебника и дополнительную литературу.
kopilkaurokov.ru
ФГК ГОС 2004
Лагутина Галина Борисовна, учитель биологии,
МКОУ «Кореневская средняя общеобразователльная школа №2»
Кореневского рафйона Курской области, село Коренево.
Предмет: биология
Класс 6
Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Образовательная
Расширить знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии;
Познакомить учащихся с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей;
Развивающая:
Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления,
продолжить выработку навыков самостоятельно работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитательная:
Совершенствовать системное представление об организации живых существ;
Развивать самостоятельность в учебной деятельности;
Задачи:
обеспечить возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения;
создать условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков.
Используемые источники:
- Биология: Бактерии, грибы, растения. 5кл.: учебник/ В.В. Пасечник- М.: Дрофа, 2014.
- Электронное приложение к учебнику;
- А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. Бактерии, грибы, растения», Москва, «ВАКО», 2005 год.
- Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология растений, бактерий, грибов и лишайников: Сборник задач и упражнений.6 класс.:-М.: Мнемозина, 2002 -160с.ил.
- CD-ROM . Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6
класс.
- Интернет-ресурсы
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Продолжите предложение: (слайд№2)
а) Мицелий - это….
б) Микориза или грибокорень – это….
в) Симбиоз – это...
Найдите соответствие между способом размножений (слайд №3)
(Дети соединяют линиями соответствующие способы и типы размножения)
Тип размножения Способ размножения
А)Вегетативное 1) с помощью специализированных клеток( гамет)
Б) Бесполое 2) грибницей
В) Половое 3) спорами
4) почкование
«Светофор» (ребята поднимают красные карточки, что означает –ДА, желтые -НЕТ) (слайд №4)
1.Грибы принято выделять в отдельное царство (да)
2.Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)
3.Грибы размножаются семенами (нет)
4.У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)
5.Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да).
Распредели по группам (слайд№5)
Какие из названных грибов относятся к трубчатым, а какие к пластинчатым: маслята, рыжики, белые грибы, лисички, подосиновики, сыроежки, шампиньоны, подберёзовики, грузди, опята.
Подумай! (слайд №6)
Объяснит, почему березы, рядом с которыми растут подберезовики, осины, рядом с которыми растут подосиновики, растут и развиваются быстрее? (слайд презентации)
Изучение нового материала
Давайте проверим, сможете ли вы отличить грибы от представителей других царств живой природы. Отберите из предложенных объектов грибы (муляжи шляпочных грибов, заплесневелый хлеб, лимон с плесенью, дрожжи, жук-олень) (ребята выбирают грибы)
Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так уж и много. Вы выбрали шляпочные грибы, но оказывается, что плесень и дрожжи тоже являются грибами.
Действительно среди грибов встречаются такие, которые не образуют плодовых тел. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах, квартирах. Часто мы их не замечаем, пока они не проявят себя слишком явно.
- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)
Тогда сформулируйте тему урока (Формулируем тему урока.)
«Плесневые грибы и дрожжи.»
Запишите ее в тетрадь
На доске опорные глаголы: узнать, изучить, охарактеризовать, доказать, рассмотреть.
Я предлагаю вам, используя глаголы, написанные на доске, сформулировать цель урока.
Плесневые грибы – различные грибы, образующие грибницу без крупных, заметных невооруженным глазом плодовых тел. Плесневые грибы распространены повсеместно. Они хорошо растут в тёплых влажных местах, на питательных средах. (слайд 7)
Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах гриб мукор и гриб пеницилл.
Мукор обычен в верхнем слое почвы, часто поселяется на фруктах, овощах, на конском навозе. Колонии обычно белого цвета. Они быстро растут и могут достигать в высоту до нескольких сантиметров. Мукор состоит из разросшейся грибницы. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. (слайд 8-10)
Сначала грибница мукора белого цвета, а затем становится черной, посмотрите на рисунок, на натуральные объекты грибов, почему меняется окраска гриба, с чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю рассмотреть микропрепараты мукора разного цвета под микроскопом.
Лабораторная работа «Плесневый гриб мукор»
(Оформление работы в рабочей тетради к учебнику В.В. Пасечника)
(Дети рассматривают и видят, что кроме нитей грибницы в черном грибе есть споры.)
-Следовательно, это созревшие споры придают грибу черный цвет.
Значит, плесневые грибы размножаются с помощью спор. Споры плесени летают в воздухе повсюду.
-Давайте посмотрим в электронном приложении к учебнику, как происходит размножение мукора и составим рассказ на тему «Размножение мукора»
( просмотр анимации, звук выключен, ученики просматривают анимацию и затем поясняют этот процесс)
Гриб Пеницилл (слайд 11)
В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб – пеницилл.
Этот гриб встречается в виде плесени зеленого, сизого, голубого цвета на почве и продуктах растительного происхождения (на плодах, овощах, варенье, томатной пасте и др.).
Но в строении этих грибов есть отличия, которые я вам предлагаю выявить.
Задание: Откройте учебник на странице 78- 79,параграф 15, прочтите пункты «Гриб мукор» и «Гриб пеницилл», найдите информацию о строении этих грибов составьте сравнительную характеристику плесневых грибов пеницила и мукора.
( дети читают и сравнивают строение грибов ) (слайд №15)
Мукор одноклеточный гриб Пеницилл многоклеточный
Клетка мукора многоядерная Пеницилл имеет одноядерные клетки
Споры созревают в головках Споры созревают в кисточках
Гриб белого цвета Гриб зеленого цвета
Создание проблемной ситуации:
В 1999 году журнал «Тайм» назвал английского профессора Александра Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил:
«Это открытие изменит ход истории».
Почему они считали, что его открытие так значимо для истории?
Для ответа на этот вопрос, давайте обратимся к информации слайда.
(Дети читают и формулируют ответы на вопрос)
В 1928 году английский профессор Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент.
В плоских стеклянных чашечках, наполненных питательным студнем, выращивал бактерии, вызывающие заражение крови. Каждое утро он осматривал свои чашечки и однажды, он обнаружил, что в одной из них выросло не то, что он сеял. На поверхности студня поселился «непрошенный жилец» – гриб пеницилл.
Но самое интересное, что вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил
область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. Это вещество назвали пенициллин.
А первый больной, на котором опробовали пенициллин, был красноармеец, раненый в грудь осколком снаряда. Его кровь разрушал микроб стафилококк. С помощью пенициллина больной быстро пошел на поправку.
-Почему журнал сообщил, что открытие Флеминга «Изменит ход истории»?
(-Это помогло спасти тысячи жизней, защитить людей от бактериальных заболеваний)
-Гриб пеницилл специально разводят, чтобы получать лекарства для лечения болезней, вызванных бактериями. Один грамм пенициллина способен прекратить действие миллиарда болезнетворных бактерий.
Дрожжи
Всем вам известны дрожжи. Но вы не знали раньше, что это тоже грибы.
Впервые дрожжи увидел в оптический микроскоп в 1680 году Антони ван Левенгук, однако не распознал в них из-за отсутствия движения живых организмов. И лишь в 1857 году великий ученый Луи Пастер доказал, что это живые организмы
.Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика.
Большинство из них утратили способность образовывать грибницу. Возможно, это связано с тем, что они живут в питательных жидкостях, богатых сахаром.
Размножаются они почкованием. Давайте посмотрим, как это происходит.
(просмотр анимации в электронном приложении к учебнику)
Все вы знаете, что дрожжи используют для приготовления теста, из которого выпекают хлебобулочные изделия. Давайте посмотрим на экран (слайд 16), объясните, что происходит с тестом, в которые добавили дрожжи? (Тесто поднимается)
Проблемный вопрос.
-А почему это происходит? Как вы можете это объяснить?
(Дети высказывают предположения.)
А давайте этот вопрос адресуем нашему школьному повару!
(запись выступления повара на экране или приходит на урок)
Замешивая тесто мы кладем в него не только дрожжи, но и сахар.
Дрожжи питаются сахаром и превращают его в спирт и углекислый газ. Углекислый газ образует, пузырьки в тесте и поднимает его. Хлебобулочные изделия, выпеченные из дрожжевого теста, будут пышными и мягкими.
-Ребята, а к какой группе относятся плесневые грибы и дрожжи по способу питания?
(Сапротрофы)
Ну вот мы и познакомились еще с одной группой грибов, давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.
Закрепление
ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ЗАПИШИ БУКВУ ОТВЕТА В ТАБЛИЦУ. ЕСЛИ ОТВЕТИЛ ПРАВИЛЬНО, ТО У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ СЛОВО.
1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:
А) способны к фотосинтезу
Г) питаются готовыми органическими веществами
У) поглощают пищу путём всасывания
2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:
Р) хитин
О) целлюлозу
Т) муреин
3.Запасное вещество клеток грибов
Ж) крахмал
Д) хитин
И) гликоген
4.Дрожжи размножаются
А) спорами
Б) почкованием
В) мицелием
5.Грибница плесневого гриба мукора:
К) многоклеточная, многоядерная
О) одноклеточная , одноядерная
Н) одноклеточная, многоядерная
6.Гриб, относящийся к сапротрофам
И) пеницилл
М) трутовик
К) фитофтора
7.К пластинчатым грибам относится
Ц) лисичка
О) подосиновик
М) маслёнок
8.Плесневые грибы размножаются
А) с помощью спор
Д) при слиянии специализированных клеток
У) почкованием
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ответ | Г | Р | И | Б | Н | И | Ц | А |
Рефлексия и оценивание
Какой была цела цель урока? Достигли мы ее?
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Данный материал пригодится мне в жизни….
Я работал на уроке…
Д/З
параграф 15
Предлагаю провести исследование по выбору учащихся:
«На какой питательной среде мукор будет развиваться быстрее?.» Питательные среды: белый хлеб, черный хлеб, сдобная булочка, сахарное печенье. И результаты вашего исследования мы обсудим на следующем уроке.
Недавно на телевидении показывали документальный фильм «Плесень» я хочу зачитать слова, которые диктор произносит в этом фильме:
«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»
Звучит устрашающе, я вам предлагаю найти в интернете этот фильм, посмотреть его и мы с вами на следующем уроке обсудим, почему автор фильма, так говорит о плесневых грибах.
multiurok.ru
univerfiles.com
Тема: Плесневые грибы и дрожжи.
Ход урока
1.Организационный момент. Постановка целей урока.
Грибы образуют отдельное царство живых организмов. Когда о них заходит речь, люди обычно представляют себе шляпочные грибы — те, что собирают в корзинку. Однако на свете есть великое множество совершенно других грибов, о существовании которых многие и не подозревают. Сегодня мы с вами познакомимся «Плесневыми грибами и дрожжами».
Слайд 2 [Вставить анимацию: тема урока .]
Какие из названных грибов относятся к трубчатым, а какие к пластинчатым: маслята, рыжики, белые грибы, лисички, подосиновики, сыроежки, шампиньоны, подберёзовики, грузди, опята.
Слайд 3 [Вставить анимацию: перечислить все грибы.]
ПАУЗА В ВИДЕО
Трубчатые
Слайд 4 [Вставить анимацию: изображения трубчатых грибов.]
ПАУЗА В ВИДЕО
Пластинчатые
Слайд 5 [Вставить анимацию: изображения трубчатых грибов.]
ПАУЗА В ВИДЕО
Какой гриб самый ядовитый?
Слайд 6 [Вставить анимацию: вопрос.]
ПАУЗА В ВИДЕО
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 7 [Вставить анимацию: изображение бледной поганки.]
Какие съедобные грибы можно круглый год выращивать в теплице?
Слайд 8 [Вставить анимацию: вопрос.]
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 9 [Вставить анимацию: изображение вешенок.]
ПАУЗА В ВИДЕО
Почему лоси и другие копытные животные поедают мухоморы?
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 10 [Вставить анимацию: вопросы и изображение мухомора .]
В 1680 году голландский натуралист Антони Ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп, но не распознал в них, из-за отсутствия движения, живых организмов.
Слайд 11 [Вставить анимацию: изображение А.В. Левенгука.]
И лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что спиртовое брожение — не просто химическая реакция, как считалось ранее, а биологический процесс, производимый дрожжами.
Слайд 12 [Вставить анимацию: изображение Луи Пастера.]
Почему плесень и дрожжи это микроскопические грибы?
Предположительные ответы учащихся.
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 13 [Вставить анимацию: вопрос.]
Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах.
Мукоровые грибы широко распространены в природе. Это одни из самых обычных микроскопических грибов, растущих в почве, на прошлогодних листьях и траве, на навозе, пищевых отбросах. Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет. Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то мы заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры.Грибница гриба мукор состоит фактически из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка.
Слайд 14 [Вставить анимацию: изображение мукора.]
Дрожжи, сборная группа одноклеточных грибов из различных классов . Широко распространены в природе. Размножаются преимущественно почкованием. Многие вызывают спиртовое брожение. Богаты белком, витаминами группы В. Используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве (дрожжи кормовые) и др.; пивные дрожжи — в медицине при гиповитаминозе B1, нарушениях обмена веществ, фурункулезе и др. Объект генетических исследований.
Слайд 15 [Вставить анимацию: изображение дрожжей.]
Дрожжи размножаются в результате почкования. Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоянно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют новые, дочерние клетки. В результате может возникнуть достаточно длинная разветвленная цепочка, состоящая из отдельных клеток дрожжей.
Слайд 16 [Вставить анимацию: размножение дрожжей.]
В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе
многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. Вырастив колонии культуры Staphylococcus, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью Penicillium — веществом, из-за которого хлеб при долгом лежании становится зеленым. Вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. В последствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это и был
первый современный антибиотик.
Слайд 17 [Вставить анимацию: .]
В 1940—1941 году английский бактериолог Хоуард У. Флори, а также биохимики Эрнст Чейн и Норман У. Хитли работали над выделением и промышленным производством пенициллина сначала в Англии, затем в США. Они впервые использовали его для лечения бактериальных инфекций в 1941 году. В 1945 году Флемингу, Флори и Чейну была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях».
Хоуард У. Флори Эрнст Чейн Норман У. Хитли
Слайд 18 [Вставить анимацию: изображение Хоуард У. Флори, Эрнст Чейн, Норман У. Хитли ]
В СССР первые образцы пенициллина получили в 1942 году
микробиологи З. В. Ермольева и Т. И. Балезина. Зинаида Виссарионовна Ермольева активно участвовала в организации промышленного производства пенициллина. Созданный ею препарат пенициллин-крустозин ВИ ЭМ, превосходивший недоступный зарубежный аналог, был получен из штамма грибков Penicillium Crustosum. Он спас жизни многих бойцов Советской Армии.
Слайд 19 [Вставить анимацию: изображение пенициллина.]
4. Физкультурная минутка.
Поднимаем руки все Поднимаем руки все - это "раз", Повернулась голова — это "два", Руки вниз, вперёд смотри — это "три", Руки в стороны пошире развернули на "четыре", С силой их к плечам прижать — это "пять". Всем ребятам тихо сесть — это "шесть". Три, четыре — руки шире, Пять, шесть — тихо сесть.
Слайд 20 [Вставить анимацию: физкультминутки .]
Лабораторная работа “Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом”.
1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.
2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом при увеличении 60 Что представляет собой мицелий плесневого гриба?
3. Рассмотрите микропрепарат при увеличении микроскопа 300 раз. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
Ответьте на вопросы:
- Какой цвет имеет мицелий мукора?
-Почему этот гриб поселяется на продуктах питания?
-Как происходит размножение мукора?
Слайд 21 [Вставить анимацию: Лабораторная работа.]
Чем отличаются рассматриваемые объекты от ранее изученных грибов? Есть ли сходства?
Предположительные ответы учащихся.
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 22 [Вставить анимацию: вопрос.]
1. Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела. Мукор имеет грибницу. Дрожжи состоят из множества клеток.
2.Плесень и дрожжи имеют малые размеры. Их строение можно рассмотреть в микроскоп.
3. Размножаться плесень не только спорами, но и обрывками грибницы. Дрожжи почкованием.
4. Дрожжи и отдельные виды плесени по способу питания сапрофиты.
5.Для развития им нужно тепло, влага и питательная среда.
Слайд 23 [Вставить анимацию: вопрос.]
1. Грибница мукора - это:
А) многоклеточные образования;
Б) одна многоядерная клетка;
В) одна одноядерная клетка;
Г) неклеточное образование.
ПАУЗА В ВИДЕО
2. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:
А) его нити погибают и загнивают;
Б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета;
В) в его головках образуются споры.
ПАУЗА В ВИДЕО
3. Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство:
А) пеницилл;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
ПАУЗА В ВИДЕО
4. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком:
А) дрожжи;
Б) Трутовик;
В) мукор;
Г) фитофтора.
ПАУЗА В ВИДЕО
5. Дрожжи размножаются:
А) спорами;
Б) почкованием;
В) мицелием;
Г) гифами.
ПАУЗА В ВИДЕО
6. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки:
А) мукор;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 24 [ Вставить анимацию: вставить вопросы и варианты ответов .]
Правильные ответы выделены. Ответы показывать после прочтения вопросов.
6. Рефлексия.
«Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Слайд 25 [ Вставить анимацию: можно показать корзину с падающими листочками.]
7. Подведение итогов.
Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё говорят про плесень.
Слайд 26 [Вставить анимацию: изображение различных видов плесени.]
znakka4estva.ru
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.Г. Чернышевского»
Урок биологии в 6 классе
«Плесневые грибы: мукор, пеницилл.
Одноклеточные грибы – дрожжи»
Автор:
Пешкова Виктория Евгеньевна,
учитель биологии второй категории
КГУ «СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского»
Семей – 2015
Урок биологии в 6 классе
«Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи»
Цель урока:
познакомить учащихся с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов и дрожжей.
Задачи урока:
образовательная – изучение особенностей строения плесневых и дрожжевых грибов;
развивающая – развитие умения анализировать информацию;
воспитательная – воспитание бережного отношения к окружающей природе и к своему здоровью.
Оборудование и материалы: таблицы, рисунки, материалы для лабораторной работы, компьютер, интерактивная доска, презентация урока в Ms. Power Point.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.
Методы обучения: информационно-развивающие: рассказ с элементами беседы, работа учащихся с учебником; наглядные методы: презентация урока в Ms. Power Point; поисковый; объяснительно-иллюстративный: схемы, составленные учащимися; методы контроля: фронтальный опрос, письменный опрос; практические методы: лабораторная работа.
Используемые технологии:
ИКТ – работа с интерактивным оборудованием; использование презентации урока, выполненной в программе Ms. Power Point.
Здоровьесберегающие технологии – перед выполнением лабораторной работы проводится физкультминутка.
План урока:
Этап урока | Содержание (цель) урока | Время | |
1 | Организационный момент | Сообщение темы, целей урока. | 2 мин. |
2 | Проверка домашнего задания | Учащимся предлагается выполнить задание «Пятый лишний». Слайд 2. 6 учеников выполняют письменную работу по карточкам. | 5 мин. |
3 | Изучение нового материала Физкультминутка | Для того чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается работа с дополнительной литературой, просмотр презентации о грибах. Слайды 3, 4, 5. Выполняется физкультминутка (разминка для глаз). | 15 мин. 1 мин. |
4 | Лабораторная работа | Учащиеся выполняют в тетрадях лабораторную работу. Слайд 6. | 15 мин. |
5 | Подведение итогов | Обобщение сведений, полученных в ходе урока. Выполнение теста. Слайд 7. | 5 мин. |
6 | Домашнее задание | Разъяснение домашнего задания. | 2 мин. |
Ход урока:
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим путешествие по Царству Грибов. Нам предстоит познакомиться с плесневыми и дрожжевыми грибами.
На доске тема урока. Слайд 1.
Проверка знаний
Письменный опрос (6 учащихся выполняют работу по карточкам).
Как называется наука, изучающая строение и функции грибов?
На какие группы делятся грибы?
Способы размножения грибов.
Строение шляпочного гриба.
Приведите примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов.
Фронтальный опрос (на Слайде 2 представлено задание «Пятый лишний». Ученик выходит к доске и нажатием кнопки мышки выбирает правильный вариант ответа. Красным цветом выделяется неправильный ответ, зеленым цветом – правильный).
«Пятый лишний». Учащиеся должны назвать лишний гриб и объяснить почему он является лишним.
1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, груздь (лишний мухомор, т.к. он ядовитый гриб)
2. Масленок, подберезовик, рыжик, опенок, груздь (лишний опенок, т.к. он гриб-паразит по способу питания)
3. Масленок, шампиньон, белый, сыроежка, волнушка (лишний шампиньон, т.к. он не образует микоризы)
4. Масленок, шампиньон, трутовик, вешенка, опенок (лишний трутовик, т.к. это несъедобный гриб)
Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы
На прошлом уроке мы познакомились со шляпочными грибами, которые образуют плодовые тела, состоящие из шляпки и ножки. Но среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. К ним относятся плесневые грибы и дрожжи. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно.
Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах гриб мукор и гриб пеницилл. Гифы плесневых грибов могут состоять из большого числа одноядерных или многоядерных клеток (пеницилл) или одной крупной многоядерной клетки (мукор).
На Слайде 3 представлено внешнее и микроскопическое строение плесневых грибов. Демонстрация этих фотографий позволяет учащимся подробно рассмотреть микроскопическое строение плесневых грибов.
Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет. Это начал расти плесневый гриб – мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то мы заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры.
В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл. Этот гриб может обитать на продуктах питания и на почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяются и разносятся током воздуха.
На Слайде 4 представлен процесс выращивания пеницилла на хлебе. Как было сказано выше, для развития плесени необходима влажная среда, поэтому нажимаем на пипетку и наблюдаем за развитием плесени. Демонстрация этого опыта позволяет учащимся рассмотреть процесс выращивания плесневых грибов: какие условия необходимы? что при этом происходит?
Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее, дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей являются живыми организмами, спрессованными в виде брикета и замороженными. Дрожжи размножаются в результате почкования. Слайд 5. Строение дрожжевых грибов.
Пользуясь предложенным вам текстом, заполните таблицу.
Плесневые грибы, дрожжи
Биологические особенности | Значение в природе и жизни человека | |
Мукор | Мицелий представлен крупной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях | Участвует в разложении растительных остатков. Наносит большой ущерб хозяйственной деятельности человека, портя продукты питания при хранении |
Пеницилл | Мицелий многоклеточный, ветвистый. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются на веточках спорангиеносцев | Вызывают порчу продуктов при хранении. Используются для получения антибиотиков (пенициллин) |
Дрожжи | Мицелий состоит из овальных или вытянутых палочковидных одноядерных клеток. Обитают в средах, содержащих сахар. Размножаются почкованием и спорами | Участвуют в разложении органических соединений, вызывая брожение. Используются в хлебопечении, кондитерской промышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов. Являются объектами изучения биохимиков и генетиков |
Физкультминутка. Учащимся предлагается следить глазами за перемещающимися объектами.
IV. Лабораторная работа. Слайд 6.
Лабораторная работа № 33.
Тема: Изучение внешнего вида и микроскопического строения гриба мукора.
Цель: изучить внешнее и микроскопическое строение гриба мукора.
Ход работы:
Что видели? | Вывод | |
Рассмотрели строение гриба мукора. | Сделайте вывод о строении гриба мукора. |
V. Подведение итогов.
Учащиеся делают общие выводы о строении плесневых грибов и дрожжей, опираясь на полученные знания при выполнении лабораторной работы.
Для закрепления знаний и подведения итогов работы на Слайде 7 предложен тест для взаимопроверки учащихся с последующим объяснением ответов у доски.
Правильный вариант ответа выделяется зеленым цветом, неправильный – красным.
VI. Домашнее задание: выучить конспект в тетради.
* Творческое задание.
Подготовьте материал на тему «Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Приёмы защиты растений от грибов паразитов».
vekor.ru
univerfiles.com
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»