Тантал (мифология). Википедия муки тантала
Тантал (мифология) Википедия
Танта́л (др.-греч. Τάνταλος) — в древнегреческой мифологии царь Сипила во Фригии, обречённый на вечные муки.
Мифы
Сын Зевса и фригийской царицы Плуто (или сын Тмола[1]; по Ксанфу Лидийскому, сын Гименея[2]), его жена Диона[3], или Стеропа[4], или Еврианасса, отец Пелопа и Ниобы, а также Бротея.
Как любимец богов Тантал имел доступ к их советам и пирам[5]. Он возгордился столь высоким положением, и за оскорбление, нанесённое богам, он был низвергнут в Аид[6].
По одной версии предания, он разгласил тайные решения Зевса[3] либо рассказывал людям мистерии богов, по другой — похитил со стола богов нектар и амброзию, чтобы дать их отведать друзьям[7]. По третьей, он совершил клятвопреступление, чтобы овладеть золотой собакой, похищенной для него из храма Зевса. Тантал принес ложную клятву, что не брал у Пандарея золотую собаку Зевса, за это Зевс сразил его молнией и навалил ему на голову гору Сипил[8].
Наконец, есть миф, что Тантал, испытывая всеведение богов, убил своего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам[9]. Те, однако, сразу поняли замысел Тантала и воскресили убитого. Он остался, правда, без лопатки, которую в рассеянности съела Деметра, погружённая в печаль по своей исчезнувшей дочери Персефоне.
По ещё одному сказанию, жил в Пафлагонии и сообщал людям тайны богов[10]. Став ненавистен богам, был изгнан из Пафлагонии Илом[11], после того как воевал с Илом и был побежден им[1].
Согласно Деметрию из Скепсиса, источником его богатства были рудники во Фригии и Сипиле[12]. Согласно историку Демоклу, в его царствование происходили землетрясения, которые разрушили гору Сипил, а Трою затопило волнами[13]. Землетрясение, разрушившее Трою VI, зафиксировано археологически[14].
«Танталовы Муки»
Его могила на Сипиле, её там видел Павсаний, рядом озеро Тантала[15]. На озере Тантала Павсаний видел «лебединых» орлов[16].
По Куну (он следует пьесе Сенеки «Фиест») , Тантал испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды. Стоя по горло в воде, он не может достать воды и, видя близ себя роскошные плоды, не может овладеть ими: как только он открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, или поднимает руки, чтобы сорвать плод, вода утекает и ветвь с плодами отклоняется.
Проклятие рода Атридов
Весь род Тантала был проклят: его внуки Атрей и Фиест оспаривали власть в Микенах. Атрей победил, но этого ему было мало: он убил детей Фиеста и угощал их мясом гостей на пиру. От кровосмесительной связи Фиеста с дочерью Пелопией родился Эгисф, который убил Атрея и его сына Агамемнона. Агамемнон поплатился за то, что принёс в жертву Артемиде свою дочь Ифигению. Когда Агамемнон вернулся с троянской войны, его жена Клитемнестра вместе со своим возлюбенным Эгисфом убили его. Дети Клитемнестры и Агамемнона, Электра и Орест, по совету оракула, убили свою мать и её сообщника.[17]
Множество внуков и внучек Тантала (по разным свидетельствам, от 7 до 20) были расстреляны из лука Аполлоном и Артемидой, поплатившись за гордыню их матери Ниобы, которая похвалялась детьми перед Лето. Сама же Ниоба с горя обратилась в камень.
В литературе и искусстве
Действующее лицо трагедий Фриниха и Пратина «Тантал», трагедии Эсхила «Ниоба» (фр.158-161 Радт), трагедии Софокла «Тантал» (фр.572-573 Радт), Аристия и Аристарха Тегейского «Тантал». Его тень появляется в трагедии Сенеки «Фиест».
Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах, в соответствии с описанием Гомера, из Архилоха добавлено описание нависшей скалы[18]. Его статуя с чашей в Эфиопии[19].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Николай Дамасский. История, фр.10 Якоби
- ↑ Стефан Византийский. Этника // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.102, 286; Николай Дамасский. История, фр.18 Якоби
- ↑ 1 2 Гигин. Мифы 82
- ↑ Первый Ватиканский мифограф III 1, 24
- ↑ Е. Г. Рабинович. Мерное бремя // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991, с. 139—153
- ↑ Гомер. Одиссея XI 582—592
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э II 1
- ↑ Антонин Либерал. Метаморфозы 36, 3
- ↑ Сенека. Фиест 144—152
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 74, 1
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 74, 4
- ↑ Страбон. География XIV 5, 28 (стр.680)
- ↑ Страбон. География I 3, 17 (стр.58)
- ↑ Блеген К. Троя и троянцы. М., 2004. С.176
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 22, 3; V 13, 7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 17, 3
- ↑ Э. Лапорт, К. Эстен. Античная мифология. М. 2005 — с. 122—123. — ISBN 5-18-000886-7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады X 31, 12; Гигин. Мифы 82; Архилох, фр.91 Уэст
- ↑ Филострат. Жизнь Аполлония Тианского III 25
Литература
wikiredia.ru
Тантал (мифология) - это... Что такое Тантал (мифология)?
Тантал (др.-греч. Τάνταλος) — в древнегреческой мифологии царь Сипила во Фригии[1] (Лидии). *tan- — распространённый корень в критских текстах[2].
Мифы
Сын Зевса и нимфы Плуто (или сын Тмола[3]; по Ксанфу Лидийскому, сын Гименея[4]), его жена Диона[5], или Стеропа[6], или Еврианасса, отец Пелопа и Ниобы, а также Бротея.
Как любимец богов, Тантал имел доступ к их советам и пирам. Такое высокое положение заставило его возгордиться, и за оскорбление, нанесённое богам, он был низвергнут в Аид[7]. Он жил среди богов, и попросил у Зевса наслаждений[8]. Зевс допускал его на трапезы богов, а Тантал рассказывал людям его замыслы.
По одной версии предания, он разгласил тайные решения Зевса[5], либо рассказывал людям мистерии богов, по другой — похитил со стола богов нектар и амброзию, чтобы дать их отведать друзьям[9]. По третьей, он совершил клятвопреступление, чтобы овладеть золотой собакой, похищенной для него из храма Зевса. Тантал принес ложную клятву, что не брал у Пандарея золотую собаку Зевса, за это Зевс сразил его молнией и навалил ему на голову гору Сипил[10].
Наконец, есть миф, что Тантал, испытывая всеведение богов, убил своего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам[11]. Те, однако, сразу поняли замысел Тантала и воскресили убитого. Он остался, правда, без лопатки, которую в рассеянности съела Деметра, погружённая в печаль по своей исчезнувшей дочери Персефоне.
По ещё одному сказанию, жил в Пафлагонии и сообщал людям тайны богов[12]. Став ненавистен богам, был изгнан из Пафлагонии Илом[13], после того как воевал с Илом и был побежден им[3].
Согласно Деметрию из Скепсиса, источником его богатства были рудники во Фригии и Сипиле[14]. Согласно историку Демоклу, в его царствование происходили землетрясения, которые разрушили гору Сипил, а Трою затопило волнами[15]. Землетрясение, разрушившее Трою VI, зафиксировано археологически[16].
После смерти. «Танталовы муки»
Его могила на Сипиле, её там видел Павсаний, рядом озеро Тантала[17]. На озере Тантала Павсаний видел «лебединых» орлов[18].
По Гомеру, Тантал испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды. Стоя по горло в воде, он не может достать воды и, видя близ себя роскошные плоды, не может овладеть ими: как только он открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, или поднимает руки, чтобы сорвать плод, вода утекает и ветвь с плодами отклоняется. По Пиндару, он висит в воздухе, а над его головой возвышается огромная скала, ежеминутно угрожающая упасть на него и раздавить. Имя Тантал стало нарицательным, обычно выражение «танталовы муки» обозначает нестерпимые бесконечные страдания.
Проклятие рода Атридов
Весь род Тантала был проклят: его внуки Атрей и Фиест оспаривали власть в Микенах. Атрей победил, но этого ему было мало: он убил детей Фиеста и угощал их мясом гостей на пиру. От кровосмесительной связи Фиеста с дочерью Пелопией родился Эгисф, который убил Атрея и его сына Агамемнона. Агамемнон поплатился за то, что принёс в жертву Артемиде свою дочь Ифигению. Когда Агамемнон вернулся с троянской войны, его жена Клитемнестра вместе со своим возлюбенным Эгисфом убили его. Дети Клитемнестры и Агамемнона, Электра и Орест, по совету оракула, убили свою мать и её сообщника.[19]
Множество внуков и внучек Тантала (по разным свидетельствам, от 7 до 20) были расстреляны из лука Аполлоном и Артемидой, поплатившись за гордыню их матери Ниобы, которая похвалялась детьми перед Лето. Сама же Ниоба с горя обратилась в камень.
В литературе и искусстве
Действующее лицо трагедий Фриниха и Пратина «Тантал», трагедии Эсхила «Ниоба» (фр.158-161 Радт), трагедии Софокла «Тантал» (фр.572-573 Радт), Аристия и Аристарха Тегейского «Тантал». Его тень появляется в трагедии Сенеки «Фиест».
Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах, в соответствии с описанием Гомера, из Архилоха добавлено описание нависшей скалы[20]. Его статуя с чашей в Эфиопии[21].
Литература
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.493-494.
- Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.356-357.
- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и проклятье некромага.
Примечания
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 6
- ↑ Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. М., 2000. С.22
- ↑ 1 2 Николай Дамасский. История, фр.10 Якоби
- ↑ Стефан Византийский. Этника // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.102, 286; Николай Дамасский. История, фр.18 Якоби
- ↑ 1 2 Гигин. Мифы 82
- ↑ Первый Ватиканский мифограф III 1, 24
- ↑ Гомер. Одиссея XI 582—592
- ↑ Гегий Трезенский. Возвращения, фр.6 Ивлин-Уайт = Афиней. Пир мудрецов VII 14, 281b; Гермесианакт. Проклятья
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э II 1
- ↑ Антонин Либерал. Метаморфозы 36, 3
- ↑ Сенека. Фиест 144—152
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 74, 1
- ↑ Страбон. География XIV 5, 28 (стр.680)
- ↑ Страбон. География I 3, 17 (стр.58)
- ↑ Блеген К. Троя и троянцы. М., 2004. С.176
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 22, 3; V 13, 7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 17, 3
- ↑ Э. Лапорт, К. Эстен. Античная мифология. М. 2005 — с. 122—123. — ISBN 5-18-000886-7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады X 31, 12; Гигин. Мифы 82; Архилох, фр.91 Уэст
- ↑ Филострат. Жизнь Аполлония Тианского III 25
См. также
dic.academic.ru
Тантал (мифология) — Википедия
Тантал (мифология)Тантал (мифология) У этого термина существуют и другие значения, см. Тантал.Танта́л (др.-греч. Τάνταλος) — в древнегреческой мифологии царь Сипила во Фригии, обречённый на вечные муки.
Мифы
Сын Зевса и фригийской царицы Плуто (или сын Тмола[1]; по Ксанфу Лидийскому, сын Гименея[2]), его жена Диона[3], или Стеропа[4], или Еврианасса, отец Пелопа и Ниобы, а также Бротея.
Как любимец богов Тантал имел доступ к их советам и пирам[5]. Он возгордился столь высоким положением, и за оскорбление, нанесённое богам, он был низвергнут в Аид[6].
По одной версии предания, он разгласил тайные решения Зевса[3] либо рассказывал людям мистерии богов, по другой — похитил со стола богов нектар и амброзию, чтобы дать их отведать друзьям[7]. По третьей, он совершил клятвопреступление, чтобы овладеть золотой собакой, похищенной для него из храма Зевса. Тантал принес ложную клятву, что не брал у Пандарея золотую собаку Зевса, за это Зевс сразил его молнией и навалил ему на голову гору Сипил[8].
Наконец, есть миф, что Тантал, испытывая всеведение богов, убил своего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам[9]. Те, однако, сразу поняли замысел Тантала и воскресили убитого. Он остался, правда, без лопатки, которую в рассеянности съела Деметра, погружённая в печаль по своей исчезнувшей дочери Персефоне.
По ещё одному сказанию, жил в Пафлагонии и сообщал людям тайны богов[10]. Став ненавистен богам, был изгнан из Пафлагонии Илом[11], после того как воевал с Илом и был побежден им[1].
Согласно Деметрию из Скепсиса, источником его богатства были рудники во Фригии и Сипиле[12]. Согласно историку Демоклу, в его царствование происходили землетрясения, которые разрушили гору Сипил, а Трою затопило волнами[13]. Землетрясение, разрушившее Трою VI, зафиксировано археологически[14].
Видео по теме
«Танталовы Муки»
Его могила на Сипиле, её там видел Павсаний, рядом озеро Тантала[15]. На озере Тантала Павсаний видел «лебединых» орлов[16].
По Куну (он следует пьесе Сенеки «Фиест») , Тантал испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды. Стоя по горло в воде, он не может достать воды и, видя близ себя роскошные плоды, не может овладеть ими: как только он открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, или поднимает руки, чтобы сорвать плод, вода утекает и ветвь с плодами отклоняется.
Проклятие рода Атридов
Весь род Тантала был проклят: его внуки Атрей и Фиест оспаривали власть в Микенах. Атрей победил, но этого ему было мало: он убил детей Фиеста и угощал их мясом гостей на пиру. От кровосмесительной связи Фиеста с дочерью Пелопией родился Эгисф, который убил Атрея и его сына Агамемнона. Агамемнон поплатился за то, что принёс в жертву Артемиде свою дочь Ифигению. Когда Агамемнон вернулся с троянской войны, его жена Клитемнестра вместе со своим возлюбенным Эгисфом убили его. Дети Клитемнестры и Агамемнона, Электра и Орест, по совету оракула, убили свою мать и её сообщника.[17]
Множество внуков и внучек Тантала (по разным свидетельствам, от 7 до 20) были расстреляны из лука Аполлоном и Артемидой, поплатившись за гордыню их матери Ниобы, которая похвалялась детьми перед Лето. Сама же Ниоба с горя обратилась в камень.
В литературе и искусстве
Действующее лицо трагедий Фриниха и Пратина «Тантал», трагедии Эсхила «Ниоба» (фр.158-161 Радт), трагедии Софокла «Тантал» (фр.572-573 Радт), Аристия и Аристарха Тегейского «Тантал». Его тень появляется в трагедии Сенеки «Фиест».
Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах, в соответствии с описанием Гомера, из Архилоха добавлено описание нависшей скалы[18]. Его статуя с чашей в Эфиопии[19].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Николай Дамасский. История, фр.10 Якоби
- ↑ Стефан Византийский. Этника // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.102, 286; Николай Дамасский. История, фр.18 Якоби
- ↑ 1 2 Гигин. Мифы 82
- ↑ Первый Ватиканский мифограф III 1, 24
- ↑ Е. Г. Рабинович. Мерное бремя // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991, с. 139—153
- ↑ Гомер. Одиссея XI 582—592
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э II 1
- ↑ Антонин Либерал. Метаморфозы 36, 3
- ↑ Сенека. Фиест 144—152
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 74, 1
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 74, 4
- ↑ Страбон. География XIV 5, 28 (стр.680)
- ↑ Страбон. География I 3, 17 (стр.58)
- ↑ Блеген К. Троя и троянцы. М., 2004. С.176
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 22, 3; V 13, 7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 17, 3
- ↑ Э. Лапорт, К. Эстен. Античная мифология. М. 2005 — с. 122—123. — ISBN 5-18-000886-7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады X 31, 12; Гигин. Мифы 82; Архилох, фр.91 Уэст
- ↑ Филострат. Жизнь Аполлония Тианского III 25
Литература
wikipedia.green
Тантал (мифология) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Тантал.
Танта́л (др.-греч. Τάνταλος) — в древнегреческой мифологии царь Сипила во Фригии, обречённый на вечные муки.
Мифы
Сын Зевса и фригийской царицы Плуто (или сын Тмола[1]; по Ксанфу Лидийскому, сын Гименея[2]), его жена Диона[3], или Стеропа[4], или
Как любимец богов Тантал имел доступ к их советам и пирам[5]. Такое высокое положение заставило его возгордиться, и за оскорбление, нанесённое богам, он был низвергнут в Ад[6].
По одной версии предания, он разгласил тайные решения Зевса[3] либо рассказывал людям мистерии богов, по другой — похитил со стола богов нектар и амброзию, чтобы дать их отведать друзьям[7]. По третьей, он совершил клятвопреступление, чтобы овладеть золотой собакой, похищенной для него из храма Зевса. Тантал принес ложную клятву, что не брал у Пандарея золотую собаку Зевса, за это Зевс сразил его молнией и навалил ему на голову гору Сипил[8].
Наконец, есть миф, что Тантал, испытывая всеведение богов, убил своего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам[9]. Те, однако, сразу поняли замысел Тантала и воскресили убитого. Он остался, правда, без лопатки, которую в рассеянности съела Деметра, погружённая в печаль по своей исчезнувшей дочери Персефоне.
По ещё одному сказанию, жил в Пафлагонии и сообщал людям тайны богов[10]. Став ненавистен богам, был изгнан из Пафлагонии Илом[11], после того как воевал с Илом и был побежден им[1].
Согласно Деметрию из Скепсиса, источником его богатства были рудники во Фригии и Сипиле[12]. Согласно историку Демоклу, в его царствование происходили землетрясения, которые разрушили гору Сипил, а Трою затопило волнами[13]. Землетрясение, разрушившее Трою VI, зафиксировано археологически[14].
«Танталовы Муки»
Его могила на Сипиле, её там видел Павсаний, рядом озеро Тантала[15]. На озере Тантала Павсаний видел «лебединых» орлов[16].
По Куну (он следует пьесе Сенеки «Фиест») , Тантал испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды. Стоя по горло в воде, он не может достать воды и, видя близ себя роскошные плоды, не может овладеть ими: как только он открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, или поднимает руки, чтобы сорвать плод, вода утекает и ветвь с плодами отклоняется.
Проклятие рода Атридов
Весь род Тантала был проклят: его внуки Атрей и Фиест оспаривали власть в Микенах. Атрей победил, но этого ему было мало: он убил детей Фиеста и угощал их мясом гостей на пиру. От кровосмесительной связи Фиеста с дочерью Пелопией родился Эгисф, который убил Атрея и его сына Агамемнона. Агамемнон поплатился за то, что принёс в жертву Артемиде свою дочь Ифигению. Когда Агамемнон вернулся с троянской войны, его жена Клитемнестра вместе со своим возлюбенным Эгисфом убили его. Дети Клитемнестры и Агамемнона, Электра и Орест, по совету оракула, убили свою мать и её сообщника.[17]
Множество внуков и внучек Тантала (по разным свидетельствам, от 7 до 20) были расстреляны из лука Аполлоном и Артемидой, поплатившись за гордыню их матери Ниобы, которая похвалялась детьми перед Лето. Сама же Ниоба с горя обратилась в камень.
В литературе и искусстве
Действующее лицо трагедий Фриниха и Пратина «Тантал», трагедии Эсхила «Ниоба» (фр.158-161 Радт), трагедии Софокла «Тантал» (фр.572-573 Радт), Аристия и Аристарха Тегейского «Тантал». Его тень появляется в трагедии Сенеки «Фиест».
Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах, в соответствии с описанием Гомера, из Архилоха добавлено описание нависшей скалы[18]. Его статуя с чашей в Эфиопии[19].
Напишите отзыв о статье "Тантал (мифология)"
Литература
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.493-494.
- Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.356-357.
Примечания
- ↑ 1 2 Николай Дамасский. История, фр.10 Якоби
- ↑ Стефан Византийский. Этника // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.102, 286; Николай Дамасский. История, фр.18 Якоби
- ↑ 1 2 Гигин. Мифы 82
- ↑ Первый Ватиканский мифограф III 1, 24
- ↑ Е. Г. Рабинович. [ec-dejavu.net/t-2/Talent.html Мерное бремя] // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991, с. 139—153
- ↑ Гомер. Одиссея XI 582—592
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э II 1
- ↑ Антонин Либерал. Метаморфозы 36, 3
- ↑ Сенека. Фиест 144—152
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 74, 1
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 74, 4
- ↑ Страбон. География XIV 5, 28 (стр.680)
- ↑ Страбон. География I 3, 17 (стр.58)
- ↑ Блеген К. Троя и троянцы. М., 2004. С.176
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 22, 3; V 13, 7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 17, 3
- ↑ Э. Лапорт, К. Эстен. Античная мифология. М. 2005 — с. 122—123. — ISBN 5-18-000886-7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады X 31, 12; Гигин. Мифы 82; Архилох, фр.91 Уэст
- ↑ Филострат. Жизнь Аполлония Тианского III 25
См. также
Отрывок, характеризующий Тантал (мифология)
– Или потерял кого, милый человек? Сами вы из благородных, что ли? Чей ребенок то? – спрашивали у него. Пьер отвечал, что ребенок принадлежал женщине и черном салопе, которая сидела с детьми на этом месте, и спрашивал, не знает ли кто ее и куда она перешла. – Ведь это Анферовы должны быть, – сказал старый дьякон, обращаясь к рябой бабе. – Господи помилуй, господи помилуй, – прибавил он привычным басом. – Где Анферовы! – сказала баба. – Анферовы еще с утра уехали. А это либо Марьи Николавны, либо Ивановы. – Он говорит – женщина, а Марья Николавна – барыня, – сказал дворовый человек. – Да вы знаете ее, зубы длинные, худая, – говорил Пьер. – И есть Марья Николавна. Они ушли в сад, как тут волки то эти налетели, – сказала баба, указывая на французских солдат. – О, господи помилуй, – прибавил опять дьякон. – Вы пройдите вот туда то, они там. Она и есть. Все убивалась, плакала, – сказала опять баба. – Она и есть. Вот сюда то. Но Пьер не слушал бабу. Он уже несколько секунд, не спуская глаз, смотрел на то, что делалось в нескольких шагах от него. Он смотрел на армянское семейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. Один из этих солдат, маленький вертлявый человечек, был одет в синюю шинель, подпоясанную веревкой. На голове его был колпак, и ноги были босые. Другой, который особенно поразил Пьера, был длинный, сутуловатый, белокурый, худой человек с медлительными движениями и идиотическим выражением лица. Этот был одет в фризовый капот, в синие штаны и большие рваные ботфорты. Маленький француз, без сапог, в синей шипели, подойдя к армянам, тотчас же, сказав что то, взялся за ноги старика, и старик тотчас же поспешно стал снимать сапоги. Другой, в капоте, остановился против красавицы армянки и молча, неподвижно, держа руки в карманах, смотрел на нее. – Возьми, возьми ребенка, – проговорил Пьер, подавая девочку и повелительно и поспешно обращаясь к бабе. – Ты отдай им, отдай! – закричал он почти на бабу, сажая закричавшую девочку на землю, и опять оглянулся на французов и на армянское семейство. Старик уже сидел босой. Маленький француз снял с него последний сапог и похлопывал сапогами один о другой. Старик, всхлипывая, говорил что то, но Пьер только мельком видел это; все внимание его было обращено на француза в капоте, который в это время, медлительно раскачиваясь, подвинулся к молодой женщине и, вынув руки из карманов, взялся за ее шею. Красавица армянка продолжала сидеть в том же неподвижном положении, с опущенными длинными ресницами, и как будто не видала и не чувствовала того, что делал с нею солдат. Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом. – Laissez cette femme! [Оставьте эту женщину!] – бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутоловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера. – Voyons, pas de betises! [Ну, ну! Не дури!] – крикнул он. Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. Послышался одобрительный крик окружавшей толпы, в то же время из за угла показался конный разъезд французских уланов. Уланы рысью подъехали к Пьеру и французу и окружили их. Пьер ничего не помнил из того, что было дальше. Он помнил, что он бил кого то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье. – Il a un poignard, lieutenant, [Поручик, у него кинжал,] – были первые слова, которые понял Пьер. – Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером. – C'est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?] Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера. – Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l'interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов. – Il n'a pas l'air d'un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.wiki-org.ru