Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Мирновская средняя общеобразовательная школа № 34»
Урок - исследование
«Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле.
Свойства воды. Охрана вод»
Яковенко Ольга Борисовна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
301879 Тульская обл.
Ефремовский р-н п.Мирный
ул.Новая д.17 кв.2
г. Ефремов
2014 год
Познакомить учащихся со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле;Планируемые результаты
Предметные: уметь работать с учебником, организовывать рабочее место, знать, что такое тела, вещества, частицы, распознавать вещества (твёрдые, жидкие, газообразные).
Личностные УУД: иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение определять учебную задачу и стараться её выполнить, высказывать свои предположения;
коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре;
познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы.
Образовательные ресурсы
Мультимедийная презентация «Вода. Свойства воды. Охрана вод».
http://images.yandex.ru/?lr=213&source=wiz
«Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Москва: «Вако», 2004г.
Журнал «Педагогическое мастерство» №3, 2003г.
Оборудование
Мультимедийная доска, проектор, ноутбук.
Стакан с чистой водой, стакан с молоком, флакон духов, 2 чайные ложки, соль; листы юного исследователя,
«Окружающий мир» 3класс А.А.Плешаков.
Ход урока.
I.Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 2.
Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.
Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.
А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.
Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда!
Слайд 3.
Продолжаем работу в исследовательской лаборатории «Кладовая солнца».
Вспомним наш девиз: «Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень.
II. Актуализация знаний.
Слайд 4.
Тест. Вставьте в высказывания пропущенные слова:
Любой предмет, любое живое существо можно назвать _________ .
То, из чего состоят тела называют _____________ .
Вещества состоят из мельчайших _____________ .
Вещества бывают _____________, __________________, газообразные.
В состав _____________ входит смесь газов азота, ____________ ,
углекислого газа.
Подчеркни названия тел зелёной ручкой, веществ- красной:
подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.
III.
Постановка учебной проблемы.
Слайд 5.
Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок:
Слайд 6.
Без крыльев летят, без ног- бегут, без паруса- плывут. (Облака)
Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
Слайд 7.
Приходил, стучал по крыше, уходил- никто не слышал. (Дождь)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
Слайд 8.
В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
Скатерть бела весь мир одела. (Снег)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Слайд 9.
После ливня и грозы
Мост невиданной красы.
Ни потрогать, ни забраться,
Можно только любоваться. (Радуга)
Ранним утром во двореЛёд улёгся на траве.И весь луг стал светло-синий.Серебром сверкает... (Иней)
Что общего имеют отгадки?
Ответы учащихся.
Вывод: все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды.
IV.
Открытие учащимися нового знания.
Самостоятельная
работа.
Проверка работы.
Итак, где встречается вода в природе?
Ответы учеников:
Вы ,конечно, много слышали о воде. Какая она бывает?
Ответы учеников:
Питьевая, минеральная, святая, солёная, пресная, грязная, чистая, холодная, горячая, кристальная и т.д.
Практическая работа «Свойства воды».
- Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода?
- Вода – это вещество.
Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем. А помогут нам опыты. Результаты оформим в карте исследований.
Слайд 10.
Опыт 1. Возьмём стеклянную форму. Нальём воду. Что наблюдаем? (Вода приняла форму того сосуда, в который попала).
Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита.
Опыт 2. Нальём немного воды на блюдце. Что заметили? ( Вода растекается). Наклоним… Перельём воду.
Вывод. Вода течёт.
Слайд 11.
Опыт 3. Возьмём флакон духов и стакан с водой. Сравним их по запаху. Пахнет ли вода?
Вывод. Вода ничем не пахнет.
Опыт 4. Попробуем воду на вкус. Что можно сказать о вкусе воды?
Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса.
Слайд 12.
Опыт 5. Возьмём стакан молока и стакан воды. Сравним их по цвету. Вывод. Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок).
Опыт 6. Опустим чайную ложку в стакан с водой и с молоком. Что можно сказать о прозрачности воды?
Вывод. Вода прозрачна.
- И всё же вода не всегда бывает прозрачной. Почему? (Загрязнена).
Слайд 13.
Опыт 7. В стакан с водой положим ложечку соли и размешаем. Попробуем воду на вкус.
Вывод. Вода – растворитель.
Слайд 14.
Опыт 8. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
Вывод: при нагревании вода расширяется.
Опыт 9. Ту же колбу опустим в холодную воду. Мы увидим, что вода в трубке опускается.
Вывод: при нагревании вода сжимается.
Слайд 15.
Работа в парах по картам исследования. Выводы делают учащиеся.
Карта исследований.
Что такое вода? _________________________
Свойства воды:
Опыт 1. __________________________________
Опыт 2. __________________________________
Опыт 3___________________________________
Опыт 4.__________________________________
Опыт 5. __________________________________
Опыт 6. __________________________________
Опыт 7. __________________________________
Опыт 8. __________________________________
Опыт 9. __________________________________
Слайд 16.
V.
Закрепление изученного материала.
Работа с учебником с.52-53
Динамическая
пауза.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз. Это - брасс.
Одной, другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ребята , давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на нём обозначена суша и каким вода?
Суша обозначена зелёным, коричневым и жёлтым цветом, вода голубым и синим.
Какого цвета больше?
Больше голубого и синего.
Чего же больше на нашей планете- суши или воды?
Воды больше, чем суши.
Слайд 17.
Вода занимает ¾ планеты, а суша лишь ¼.
Какая вода встречается на нашей планете?
Солёная и пресная.
Какая вода пригодна для питья?
Пресная.
Какой воды больше?
Солёной.
Слайд 18.
На Земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но она солёная. Человеку нужна пресная вода, которой не так уж много. На каждые 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной.
В каких водоёмах вода солёная ?
В океанах и морях.
Слайд 19.
А пресная?
Пресная вода в реках, озёрах, болотах, прудах, родниках.
Вывод: пресной воды мало и её надо беречь.
Слайд 20.
Есть ли в нашем районе водоёмы с солёной водой?
Нет. Только пресные водоёмы.
Какие пресные водоёмы есть в Ефремовской районе?
Реки, пруды, родники.
Слайд 21, Слайд 22, Слайд 23, Слайд 24.
Почему Антуан де Сент Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь »?
Ответы учеников:
Кому же нужна вода?
Слайд 25.
Вода нужна человеку, растениям и животным.
Слайд 26.
Какая вода нужна всему живому?
Пресная и чистая.
Слайд 27.
Выскажи своё мнение об увиденном.
Ответы учащихся.
Почему погибли эти животные?
Ответы учащихся.
Кто виноват в их гибели.
Ответы учащихся.
Как происходит загрязнение водоёмов?
Ответы учащихся.
Слайд 28.
Посмотрите, какая у нас красивая река. И название ей подстать-
Красивая Меча. Кто из вас бывал на Красивой Мече? Что видели?
Ответы учащихся.
А такую картину видели?
Слайд 29.
Прокомментируйте фотографию.
Ответы учащихся.
К сожалению, люди часто оставляют после себя на берегу мусор, не задумываясь о том, что он попадёт в воду и станет причиной загрязнения водоёма. Что же делать?
Ответы учащихся: забирать мусор с собой. Не мыть машины у реки.
Слайд 30.
Во все времена люди чтили и берегли воду. Вот несколько народных пословиц о воде.
Слайд 31.
Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.
( Китайская пословица)
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
(Английская пословица)
Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать –
образуется пустыня.( Узбекская пословица)
VI.
Домашнее задание
На следующем уроке мы продолжим наши исследования, но вы к ним должны хорошенько подготовиться. Все прочитаете статью в учебнике на стр. 51-54 и выполните задания в рабочей тетради по теме «Вода». Далее разделимся на группы. ( на карточках с инструктажем )
Задание 1 группе. У всех дома есть счётчики учёта воды? Проследить, какое количество воды тратит ваша семья за день. Записать показания счётчика сегодня в 19 часов, завтра в 19 часов, послезавтра в 19 часов.
Задание 2 группе. Записать , как ваша семья в течение дня использует воду.
Задание 3 группе. Придумайте и нарисуйте условные знаки правил отдыха на водоёмах.
VII.
Рефлексия
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?
Слайд 32. Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги-
Мы ведь на планете не одни!
В.А.Андреев
infourok.ru
Проверь себя
С.45.
1.Вопрос: каковы главные свойства поваренной соли и сахара?
Ответ: поваренная соль и сахар - кристаллические твердые вещества белого цвета, без запаха, растворимые в воде, обладающие вкусом: сахар – сладкий, соль - соленая; поваренная соль и сахар отличные консерванты, для того чтобы заготовить впрок овощи и плоды и предотвратить их порчу, мы их либо солим, либо варим из них варенье. Соль и сахар сложные по своему составу вещества. Составные части соли и сахара входят в состав крови. И недостаток и переизбыток составных частей соли и сахара в крови человека приводят к заболеваниям. (повышенный уровень сахара в крови приведет к сахарному диабету, а его недостаток к плохой умственной деятельности, недостаток натрия, составной части соли, приводит к гипотонии – пониженному артериальному давлению, а переизбыток к гипертонии, заболеваниям почек.) Для того чтобы человек постоянно восполнял необходимое количество сахара и соли в организме, мы пищу солим, и подслащиваем, делаем мы это еще и для улучшения вкуса употребляемой пищи.
2. Вопрос: как обнаружить крахмал в продуктах питания?
Ответ: для того чтобы обнаружить крахмал в продуктах питания, нужно ножом надрезать испытуемый продукт и на срез капнуть каплю йода, если через некоторое время на срезе проявится сине-фиолетовое пятно, значит в продукте содержится крахмал.
3. Вопрос: какие кислоты встречаются в природе?
Ответ: лимонная, яблочная, щавелевая, молочная кислота имеют природное происхождение.
4. Вопрос: чем опасны кислотные дожди?
Ответ: любые осадки, которые содержат загрязняющие вещества – оксиды азота, серы и другие кислотные оксиды – называют кислотными дождями. Последствия такого метеорологического явления для окружающей среды плачевны: они губят растения, лишают животных пищи, загрязняют водоемы. Человек тоже страдает от кислотных дождей, организм реагирует на загрязнения появлением ряда заболеваний.
Задания для домашней работы:
Задание 2.
Дома возьми три блюдца, и насыпь в одно из них сахар, в другое поваренную соль, а в третье крахмал. Как различить эти вещества?
Ответ: для того чтобы различить сахар, крахмал и поваренную соль, необходимо каждое вещество разделить на две части, к одной части всех веществ прилить каплю йода, то вещество, в котором образуется сине-фиолетовое пятно, есть крахмал. Остальные вещества можно попробовать на вкус, какое сладкое – сахар, а какое соленое - соль. Вообще нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, но в данном опыте точно известно, что вещества безвредные и на вкус их можно различить. Но это исключение из общего правила!
На следующем уроке
С. 45.
Вопрос: вспомни, как можно доказать, что вокруг нас есть воздух. Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?
Ответ: ветер, особенно сильный, - это наглядное доказательство наличия вокруг нас воздуха. Ветер срывает легкие листья с деревьев и тяжелые крыши с домов. Ветер - это движение воздушных масс.
Наше дыхание - также способ обнаружить воздух. Набирая в легкие воздух мы можем задержать дыхание и потом с шумом выпустить воздух. Особенно хорошо это видно зимой на улице когда мороз.
Накачать велосипедные шины также можно воздухом, с помощью простого насоса.
И надуть воздушный шарик. А стенки воздушного шарика ведь казалось бы ничего не сдерживает, однако он упругий и сохраняет форму.
Воздух имеет для всего живого на Земле первостепенное значение – мы им дышим, поэтому и можем жить. Строго говоря, мы дышим не воздухом, а кислородом, который входит в состав воздуха.
resheba.com
Открытый урок по окружающему миру
3 класс
тема « Три состояния воды»
разработала: учитель начальных классов
Баженова Татьяна Александровна
2015г.
Урок - окружающий мир
Класс - 3 класс
Тип урока: урок обобщения,урок - практикум.
Дата проведения
Технологии – системно-деятельностный подход, использование ЭОР, здоровьесберегающие технологии
Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств воды.
Основной структурный элемент урока: опыт и анализ его результата
Цель: познакомить со свойствами воды
Планируемые результаты:
предметные: научиться определять свойства воды;
личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия;
метапредметные:
- регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному плану;
- познавательные: делать выводы в результате совместной работы;
- коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование:
Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;
Мультимедийное оборудование, интерактивная доска
Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; песок, глина;
Карточки.
Ход урока
Организация начала урока.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос.
Перечислите свойства воздуха.
Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
От чего загрязняется воздух?
Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
3. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек, да и другие живые существа вам подскажет загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(вода)
- Посмотрите на экран (слайд 2). Что случилось с цветком? Почему это произошло? (цветок без воды)
Что такое вода.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
– Жить нельзя нам без ... (воды.)
- Значит, без воды не может жить ничто живое?
Притча о воде
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
4. Сообщение темы и задач урока
Итак, что будет являться объектом нашего изучения на уроке? (вода)
- Что хотелось бы вам сегодня узнать о воде? (предложения учащихся по изучению темы урока).
- Как вы думаете, вода является телом или веществом? (вещество)
Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Ребята, отгадайте загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны.
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
- Посмотрите на экран . Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов, там лед на
суше и в океане.
Рассмотрите , ребята схему.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вспомните, как много сока в плодах – арбузе, апельсине и т.д. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.
- В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.
- Тело медузы на 90% состоит из воды.
-Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Также она нужна для ударения вредных веществ из организма. Поэтому человеку в сутки требуется более двух литров воды.
Но вода не только «поит», но еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных и торговых судов.
Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.
Но это все стало доступным человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
Физминутка
Мы топаем ногами,
Раз, два, три
Мы хлопаем руками,
Раз, два, три
Киваем головой.
Раз, два, три
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Мы топаем ногами,
Раз, два, три
Мы хлопаем руками,
Раз, два, три
Киваем головой.
Раз, два, три
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь работать начнем.
5. Практическая работа
Представьте, что наш класс - научно - исследовательский институт. В институте 5 лабораторий. Мы с вами исследователи. К нам в лаборатории поступила вода. Наша задача – изучить её свойства. В лабораториях делают по 2 опыта, в работе используют инструкции. Затем руководитель каждой лаборатории представляет отчёт о проделанной работе.
Делают выводы.
Работа 1 группы:
Опыт 1.
Приготовь стакан, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода имеет или не имеет своей формы.
Опыт 2
Возьми полоски цветной бумаги: синей, белой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду синей, белой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Вывод: какого же цвета вода?
Работа 2 группы:
Опыт 3.
Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти его в воду. Вывод: что можно сказать о прозрачности воды?
Опыт 4
Возьми стакан с водой и размешай краски различных цветов. Сделай вывод.
Опыт 5.
Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль солёная, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо тебе знаком вкус хлеба, молока, варёного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли её назвать сладкой, солёной, кислой, горькой? Вывод: совершенно чистая вода имеет или не имеет вкуса.
А если положить кусочек сахара, то вкус воды изменится или нет? Почему?
Работа 3 группы:
Опыт 6.
Когда твоя мама печёт пирог, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями своей квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем же пахнет вода? Понюхай её. Вывод: вода пахнет чем-нибудь или она без запаха?Если выжать кусочек лимона в воду, запах изменится или нет? Почему?
Опыт 7.
Возьми один стакан пустой, а другой с водой. Перелей воду в пустой стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай, какое?
Работа 4 группы:
Опыт 8.
Используя оборудование «Prolog» модуль «Измерение температуры» измерить температуру воды в двух стаканах по инструкции (предлагается стакан с горячей и холодной водой).
Демонстрация опытов учителем
Опыт 9.(делает учитель – один ученик помогает)
Берём 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахара, в третий – измельчённого мела. Хорошо помешай воду в стаканах. Что произошло с солью, сахаром, мелом? Попробуй на вкус воду в 1 и 2 стаканах. Изменилась ли вода? В 1 стакане вода стала солёной, во 2 – сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала солёной и сладкой. А мел? Мел оседает на дно. Он хорошо виден. Какова прозрачность воды в каждом стакане?
- Почему не видно соли и сахара?
Вывод: вода – растворитель.
Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.
- В 3 стакане вода от мела стала мутной. Можно ли очистить её так, чтобы она снова стала чистой, прозрачной?
Опыт 10.
Сгибаю бумагу вчетверо, делаю бумажную воронку, вставляю в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке лью воду в воронку.
- Понаблюдайте за водой, которая будет вытекать из воронки. Сделай вывод: какова её прозрачность?
Вот так можно очистить воду. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.
Опыт 11
Набирается стакан воды до краев, накрывается бумагой, стакан переворачивается. Когда стакан переворачивается, то вода выдавливает часть воздуха, воздух который остается он заполняет все пространство, становясь более разряженным, и вода не расплескивается
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
Водоёмы должны быть чистыми! В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, ферм, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор.
Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоёмов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.
- Какие меры по охране воды вы можете посоветовать?(высказывания учащихся)
Обсуждение правил охраны воды:
используя горячую воду, вы можете сэкономить её уменьшая либо струю воды, либо уменьшая её температуру, либо свое потребление горячей воды.
почините протекающие краны и трубы.
выключайте воду, когда чистите зубы.
не мойте посуду под струей воды, используйте крышку в раковине.
22 марта всемирный день воды
6. Обобщение. Итог урока.
Сравните свои выводы с выводом учебника.
- Вот она, какая вода! Прямо царица. Но она не только царица, но ещё и путешественница. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
7. Рефлексия
Закрашивают рыбки, в которых оценивают свою работу и настроение (разноцветные рыбки - отлично, белые рыбки - было хорошо, темные – были трудности). Дети помещают рыбок в «аквариум» ( аквариум с водорослями располагается на доске)
8. Домашний эксперимент
Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой. Подумай, почему это происходит? Запиши свой вывод.
текучесть
бесцветная
прозрачная
без вкуса
без запаха
не имеет формы
вода может растворять многие вещества
infourok.ru
Урок окружающего мира для 3 класса «Разнообразие веществ»
Учитель начальных классов Маркова Людмила Владимировна
Тема: Разнообразие веществ
Цель: познакомить с веществами и их свойствами.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты,
Личностные: способность к сотрудничеству со сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению;
Метапредметные.
Регулятивные:
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
-строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-анализировать, доказывать предложения, делать выводы.
Коммуникативные:
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональные нетбуки, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, интерактивные дидактические материалы, карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, хлеб, груша) для практической работы; соль, сахар и крахмал.
Ход урока
Организационный момент
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Будем мы сейчас трудиться,
Отвечать и не лениться.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Индивидуальные задания
( 3 учащимся раздаются карточки с заданиями.)
Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.
Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.
Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.
Выполнение теста
(Четыре ученика работают на нетбуках. Выполняют тест по теме «Вещества». Интерактивные дидактические материалы.)
-Выберите и отметьте галочкой правильный ответ.
Фронтальный опрос
- Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.
- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
- Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки.
Думал, что мел, потому что бел,А в руки взял — он водой побежал. (Снег.) Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)
- Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать. Наука, которая изучает вещества, называется химией.
(Просмотр электронного приложения к учебнику)
IV.Работа по теме урока
1. Беседа
Разнообразие веществ
Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль
- Что вы знаете о соли?Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречаюшихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много её содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. (Подготовленный ученик делает сообщение о поваренной соли. Приложение.)
Следующее вещество — сахар.
- Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)
Без сахара у нас и дня не проходит - и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать.
- Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. (Самостоятельное чтение)
- Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)
- Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)
Крахмал
Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал и том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
Практическая работа
( На столах у каждой группы продукты: картофель, яблоко, хлеб, груша, пипетка и раствор йода.)
- С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
- Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.
(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)
- Расскажите о полученных результатах.
Работа по учебнику
- Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.
- Как называется большая группа веществ, встречающих на кухне? (Кислоты.)
- В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне - лимонная, в яблоке - яблочная, в листьях щавеля - щавелевая, в прокисшем молоке - молочная.)
- Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)
- Какие кислоты вы знаете?
- Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет)
- Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)
- Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.)
V. Физкультминутка
(Проводит дежурный ученик)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради№ 1 (с. 16).
- Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.
- Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.) - Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)
- Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде в почве, в телах живых организмов.)
- Запишите эти сведения в таблицу.
- Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 16).
- Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза - разновидность сахара.)
VII. Рефлексия
1.Работа в группах
- Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.
- Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.
2.Игра «Определи на ощупь»
- Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал.
(Проводиться игра)
-Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)
- Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.
VIII. Подведение итогов урока
-С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?
- Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
- Что новое вы узнали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. (Показывают разноцветные круги.)
IX. Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы «Проверь себя» на с. 45. В рабочей тетради № 3 с.17.
Приложение
Соль
Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге — Виа Солариа, что означает «соляной путь».
Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль — драгоценное сокровище — не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.
Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения — в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.
Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжа-Мумин в Таджикистане, сплошьсостоящая из каменной соли, поднимается на 900 м над уровнем моря.
В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов, в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом состоянии заняла бы около 70 млн кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превышала бы 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах — примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой: соляной воздух в них целебен.
infourok.ru
Раз - подняться, подтянуться.Два - согнуться, разогнуться.Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - руки шире.Пять - руками помахать.Шесть - за парты тихонько сесть.
5. Работа по теме
Проблемный вопрос: Какую роль играет вода для всего живого и где она встречается?
Если мы посмотрим на глобус, то увидим много голубого цвета – это вода: все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Но кроме этого участки суши пронизаны множеством голубых нитей – это большие реки и маленькие речушки. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода может быть только в реках и озёрах, её совсем не много на земле.
Большие запасы пресной воды в озере Байкал - глубочайшее озеро планеты Земля. Байкальская вода, особенно на больших глубинах прозрачная и чистая.
В нашей республике очень много водоёмов с пресной, минеральной, солёной водой. Это реки, которые начинаются в высокогорье из ледников, озёра, подземные источники.
Какие реки протекают в нашей республике? (Терек, Малка, Черек, Чегем, Аргудан, Баксан, Куркужин, Лескен, Урух, Нальчик, Урвань, Золка).
В КБР много озёр. Значительная их часть относится к малым озёрам. Какие самые удивительные озёра нашей республики вам известны?(Голубые озёра, озеро Тамбукан).
В нижнем Голубом озере вода не замерзает зимой, так как имеет постоянную температуру +9,3 градусов. Животный и растительный мир озера очень беден из-за сероводорода в воде. Растут водоросли, обитает только рачок гумарус. Купаться в Голубом озере опасно из-за низкой температуры воды и отравляющего запаха.
В Тамбуканском озере вода солёная, поэтому растительный и животный мир очень беден. Образовавшиеся на дне озера иловые грязи обладают лечебными свойствами, их широко применяют при лечении многих заболеваний на курортах Кавказских Минеральных вод и Нальчика.
Кабардино-Балкария богата минеральными водами, среди них есть и термальные – подземные воды, имеющие температуру 20°С и выше. На окраине селения Аушигер, расположено целое озеро с горячей минеральной водой. Вода применяется при лечении различных заболеваний.
6. Работа над проектом “Защитим воду”
- Теперь мы переходим к созданию нашего проекта – “Защитим воду”.
А от чего нужно защищать реки, озёра, моря? (От загрязнения)
Выявление источников загрязнения. Я предлагаю вам внимательно посмотреть сценку, подготовленную вашими одноклассниками и ответить на вопрос: Каковы источники загрязнения водоёмов?
Сценка.
Среди полей и лесов текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту речку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…(Под журчание ручейка читались слова).
Плачет малая речонка,Одолел речонку страх. Стала речка разноцветной,Заболела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?
Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка. Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.
Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыба. Что же нам делать, как дальше жить?
Чёрная рыбка. Давайте ребят попросим помочь нам.
Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего река стала цветной. (Составление схемы)
А сейчас мы создадим свой знак - проект “Защитим воду”, тем самым призовём учеников вашей школы беречь и охранять воду.
Каждой группе создать свой знак в защиту воды и обосновать.
7. Как очистить воду от мути.
От загрязнения воды страдает все животные. В реках, озёрах погибают растения, животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода опасна для здоровья человека.
Растворимые вещества не меняют прозрачность воды, а нерастворимые делают воду мутной. Мутную воду пить нельзя, но ее можно очистить.
Мы попробуем очистить воду с примесями песка и глины.
Перед вами стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, кусок марли, чистый песок, промокательная бумага. Попробуйте, используя, то, что я вам предложила очистить воду.
То приспособление, для очистки воды, которое у вас получилось называется фильтром. Из воронки вытекает чистая вода, а нерастворённые вещества остаются на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Фильтровать воду можно через промокательную бумагу, марлю.
Обычно самая чистая, прозрачная вода бывает в ключе, который бьёт из-под земли. Как вы думаете, почему? Она фильтруется, проходя через слои песка.
Если взять кусок марли, вложить его в воронку и наполнить ее на четверть хорошо промытым речным песком, а потом налить на песок мутной воды, то из воронки в стакан будет стекать прозрачная вода, а вся муть останется в песке.
Значит фильтровать воду можно через песок.
Вот и стала наша вода чистая. Обрадовались рыбки стали резвиться и танцевать.
Танец рыбки.
8. Заключение
В заключении урока, хочу сказать, что наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Всё доброе на земле – от солнца, от воды, от человека. Вглядывайся пристальнее в мир природы, вслушивайся в звуки бегущей воды – может быть, она просит вас о помощи.
Пусть на Земле не умирают реки,Пусть стороной обходит их беда,Пусть чистой остается в них навекиСтуденая и вкусная вода. Пусть никогда не зарастает тинойТот берег, на котором я стою…Большие дяди, взрослые мужчины,Храните речку светлую мою!
9. Итог урока
Давайте подведём итоги нашей работы. Что нового мы узнали? (Мы исследовали свойства воды, узнали для чего она нужна, где можно её встретить, как защитить, создали проект-знак, очистили воду с помощью фильтра)
10. Рефлексия
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке хочу вам подарить конфеты с пожеланиями вам.
Заключение
Ребёнок – исследователь по своей природе. Данный урок позволил учащимся собирать, обрабатывать и анализировать информацию; работать в коллективе; распределять работу внутри группы; проводить исследования, создавать проект. Эта работа и в дальнейшем позволит развивать навыки самостоятельной работы, публичного выступления, аналитического мышления, умения преодолевать трудности, навыки практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Литература
1) Атлас-определитель “От земли до неба” / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2002.
2) Естествознание. Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. – М.: “Просвещение”, 1995.
3) Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: Просвещение, 2007.
4) Жидкие опыты. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
infourok.ru
Тема: Разнообразие веществ
Цель: познакомить с веществами и их свойствами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко и т. д.) для практической работы; соль, сахар и крахмал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)
1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.
Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.
2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.
2. Фронтальный опрос
- Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.
- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
- Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.) (Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.)
- Послушайте рассказ о великом русском ученом М.В. Ломоносове.
(Заранее подготовленный ученик выступает с докладом.)
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки.
• Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял - он водой побежал. (Снег.)
Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)
- Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать.
Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Учитель записывает термин на доске.)
IV. Работа по теме урока
Беседа
Разнообразие веществ
Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль.
— Что вы знаете о соли?
Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.
(Далее заслушивают сообщение одного из учеников о поваренной соли.)
Следующее вещество - сахар.
— Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)
В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы.
В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах.
Придет время собирать урожай, крестьяне длинным ножом — мачете — срезают тростинку за тростинкой — и в котел. Выварят на огне — получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы называют их «саркар», а мы — похожим словом «сахар».
Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который и наших краях не растет, а из сахарной свеклы.
Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы — с белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.
Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну и чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы.
Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» - смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар.
Без сахара у нас и дня не проходит - и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать!
— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.
— Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)
— Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)
Крахмал
Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
2. Практическая работа
(Учитель делит класс на группы по четыре человека. Каждая получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода. Продукты учитель берет по своему усмотрению.)
— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
— Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.
(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)
— Расскажите о полученных результатах.
3. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.
— Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? (Кислоты.)
— В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблоке—яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная.)
— Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)
- Какие кислоты вы знаете?
- Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет.)
- Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)
- Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) Основная причина возникновения кислотных дождей — это
загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.
Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.
V. Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы потопаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1(с. 16),
- Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.
- Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)
- Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)
— Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде, в почве, в телах живых организмов.)
— Запишите эти сведения в таблицу.
— Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 16).
— Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза —разновидность сахара.)
№3(с.17).
— Прочитайте задание. Выполните его.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
1. Работа в группах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.
— Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.
Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защищать! А ведь крапива и вкусная, и полезная. Ее бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и свиньи. Да только поди-ка тронь ее. Зато, если крапиву измельчить да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как говорится, за уши не оттащишь. Попала крапива и на стол. Весной из молодой крапивы варят отличные щи. Ведь крапива появляется раньше, чем щавель на лугах, раньше огородной зелени.
А еще в старину из волокон крапивных стеблей делали прочные нитки, а из ниток ткали холст.
Чем жалится-жжется крапива? Ведь острых шипов-колючек у нее вроде бы и нет. Есть, только они такие маленькие, что еле видны. Крапива покрыта колючими волосками. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кислотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впивается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на руках и ногах ребят появляются волдыри, а на глазах — слезы.
2. Игра «Определи на ощупь»
— Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал. (Учитель проводит игру.)
— Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)
Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.
VIII. Подведение итогов урока
— С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?
— Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
— Что новое вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.
Дополнительный материал
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Ломоносов родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море и ловил с ним рыбу. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше. С этой целью Михаил Ломоносов пешком с обозом мороженой рыбы отправился и Москву.
В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда доступа не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.
Годы упорного труда на пути к знаниям — и Ломоносов становится крупнейшим ученым.
Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много » самых разных областях знаний, в литературе и искусстве. Один французский историк даже считал, что в России есть два Михаила Ломоносова — поэт и химик.
Но химиком и поэтом был один и тот же человек. А еще физиком и художником, астрономом и металлургом, географом и историком, просветителем и государственным деятелем.
Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов и своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись оксидом, но общая масса сосуда при этом не изменилась. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. Одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы назвать Ломоносова великим ученым.
Ломоносов сконструировал и построил телескоп для наблюдения звёзд и планет. С помощью этого телескопа он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Лишь через сто с лишним лет астрономы смогли подтвердить это наблюдение.
Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Ломоносов справедливо считается одним из крупнейших астрономов своего времени.
Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.
До Ломоносова книги в России писали в основном на церковнославянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и написал первую подлинно научную грамматику русского языка. Красоту и силу русского языка он показал в своих собственных стихах.
Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разноцветных стеклышек Ломоносов создал несколько прекрасных картин-мозаик, например изображение знаменитого Полтавского боя и портрет Петра I.
Немало сил приложил Михаил Васильевич, чтобы добиться открытия первого в России высшего учебного заведения — университета в Москве. Московский государственный университет — один из лучших в мире — с гордостью носит имя М.В. Ломоносова.
Соль
Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге - Виа Солариа, что означает «соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль — драгоценное сокровище — не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.
Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения — в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.
Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжа-Мумин в Таджикистане, сплошь состоящая из каменной соли, поднимается на 900 м над уровнем моря.
В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов: в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом состоянии заняла бы около 70 млн кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превышала бы 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах — примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой: соляной воздух в них целебен.
infourok.ru
Окружающий мир 3 класс
УМК «Школа России»
Тема: ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО - ВОДА
Загадки:
Я и тучка, и туман. С горы пришла,
Я река и океан. В море ушла
Я летаю и бегу, (Вода)
И стеклянной быть могу.
(Вода)
В морях и реках обитает
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
Кроссворд по теме «Превращения воды»
Разгадав кроссворд, вы узнаете, как называется беспрерывный процесс движения воды в природе. (Круговорот.)
По вертикали: 1. Превращение воды из газообразного состояния в жидкое. (Конденсация) 2. Газ, образующийся из воды при ее испарении. (Пар) 3. Непрозрачный воздух, насыщенный парами воды. (Туман) 4. Атмосферные осадки в виде небольших ледяных шариков. (Град) 5. Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями. (Роса) 6. Плотный серый туман, загрязнённый пылью и копотью. (Смог) 7. Превращение воды из жидкого состояния в газообразное. (Испарение) 8. Прозрачная бесцветная жидкость, которая в природе встречается в трех состояниях. (Вода) 9. Превращение воды из твердого состояния в жидкое. (Таяние)
По горизонтали: 2. Превращение воды из жидкого состояния в твердое. (Замерзание) 3. Тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (Иней)
Тест по теме «Вода в природе»
Выбери и подчеркни вещества, которые растворяются в воде:
Древесина, пластмасса, сахар, стекло, растительное масло, мел, соль.
Укажи стрелками, в каком состоянии находится вода:
град
ЖИДКОЕ иней
дождь
ТВЕРДОЕ туман
лед
ГАЗООБРАЗНОЕ снег
роса
Что такое смог?
Мельчайшие кристаллики льда, покрывающие траву, ветки деревьев, крыши.
Плотный серый туман, загрязненный копотью и пылью.
Комочки снега, падающие с неба.
Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время пол стал сухим?
Вода впиталась в поверхность пола.
Вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
Вода испарилась с поверхности пола.
Дорисуй схему «Круговорот воды в природе»:
Викторина по теме «Превращения воды»
Почему во время ледохода лёд плывёт по поверхности воды и не тонет? (Потому что лёд легче воды.)
Зачем в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода лишнего пара.)
Зачем на зиму в окна вставляют вторые рамы? (Воздух плохой проводник тепла, поэтому слой воздуха между рамами предохраняет жилое помещение зимой от потери тепла.)
Объясни пословицу: «Хлеб – батюшка, а водица – матушка».
Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Благодаря круговороту воды – она испаряется с поверхности.)
Почему в глубоких колодцах иногда даже летом на дне лежит лёд и не тает? (Если зимой колодец промерзает до дна, то летом может оттаивать только верхняя часть: вода – плохой проводник тепла.)
Почему водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Вода теплее воздуха, так как воздух успел охладиться быстрее воды.)
Может ли человек поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000 кг.)
Использованная литература:
1.Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы /авторы-составители
Г. Н .Решетникова, Н. И. Стрельникова. Издательство «Учитель» 2008
globuss24.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»