Комплексный анализ текста в формате подготовки к ЕГЭ по русскому языку 10 класс. Муки слова это не столько трудности поиска стиль текста


Урок- практикум по русскому языку на тему "Стили русского литературного языка" .

Михайловская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского района Воронежской области

Урок-практикум «Функциональные стили русского языка: подготовка к ЕГЭ»

в 11 классе

Учитель русского языка и литературы Гладуш Ольга Владимировна

Май, 2013 год

Тема: Урок-практикум. Функциональные стили русского языка.

Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока:

Образовательные: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.

Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: учебник, опорные схемы, раздаточный материал (с текстами).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мобилизация внимания школьников.

Определение задач урока.

  1. Вступительное слово учителя.

На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, доказывали принадлежность текста к тому или иному стилю, говорили о сфере применения каждого из стилей, о специальных средствах языка, имеющих особую стилистическую окраску. Сегодня мы выполним ряд заданий по теме «Функциональные стили русского языка». А урок мы начнём с лингвистической разминки, где вам предстоит определить стиль речи.

Задание 1. Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях.

Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.

  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу, выполнив работу индивидуально).

СТИЛЬ

книжный

разговорный

Стиль художественной литературы

научный

деловой

публицистический

тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

  1. Организация речевой практики.

Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу текста.

Ребятам было дано домашнее задание - подготовить лингвостилистический анализ текста (тексты разные в зависимости от варианта).

Пример текста и задания к нему.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

(По М.Булгакову)

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Выделите микротемы.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте?

Примерный план ответа:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями - роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

( На уроке можно выслушать несколько человек, а работы остальных учащихся проверить потом. Ребята, внимательно слушая ответ своего одноклассника, могут внести свои коррективы, исправить недочёты или ошибки, если таковые имеются, прокомментировать, высказать своё мнение)

  1. Самостоятельная письменная работа (учащиеся работают с текстами разных стилей).

1 вариант.

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л.Щерба. Безграмотность и её причины

2 вариант.

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.

В.Песков. Отечество

Задание.

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

    1. примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю;

в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью

воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

    1. докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;

    2. найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание: повторить материал параграфов 115-116, выполнить упражнение 532. Индивидуальные задания: подобрать примеры текстов различных стилей.

infourok.ru

Комплексный анализ текста в формате подготовки к ЕГЭ по русскому языку 10 класс

Работа с текстом 10-11 класс

Прочитайте текст, определите его стиль и тип речи.

(1)В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что-то делали там. (2)Пьер не успел понять того, какие это были люди. (3)Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что-то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперёд от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» - и видел что-то странное.

(4)Но он не успел ещё сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что на глазах его был заколот в спину другой солдат. (5)Едва он вбежал в окоп, как худощавый, жёлтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что-то. (6)Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за горло, а офицер схватил Пьера за шиворот.

(7)Несколько секунд они испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. (8) «Я ли взят в плен или он взят в плен мною?» – думал каждый из них. (9)Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, всё крепче и крепче сжимала его горло. (10)Француз что-то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул её.

(11)Пьер тоже нагнул голову и опустил руки. (12)Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. (13)Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею.

Выполните следующие задания по морфологии и синтаксису.

1. Выпишите из первого абзаца все наречия.

2. Выпишите из 2-го абзаца субстантивированные существительные, образованные способом перехода.

3. Выпишите из 2-го абзаца три местоимения: личное, притяжательное, неопределённое.

4. Выпишите из 3-го абзаца собирательное числительное.

5. Выпишите из 3-го абзаца все страдательные причастия.

6. Выпишите из 8-го предложения все местоимения.

7. Выпишите из 4-го абзаца производный предлог.

8. Выпишите из 9-го предложения сочинительные союзы.

9. Выпишите из 13-го предложения все деепричастия.

10. Среди предложений 2-5 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением.

11. Среди предложений 6-9 укажите те, в которых есть вводные слова и предложения.

12. В третьем абзаце найдите сложное предложение, состоящее из четырёх простых.

13. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями. Укажите их номера.

14 Найдите обособленные обстоятельства и укажите цифрой их количество в тексте.

15. Среди предложений 8-12 укажите сложное предложение с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью.

16. Напишите номер единственного в тексте простого предложения.

Работа с текстом 10-11 класс

Прочитайте текст, определите его стиль и тип речи.

(1)В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что-то делали там. (2)Пьер не успел понять того, какие это были люди. (3)Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что-то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперёд от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» - и видел что-то странное.

(4)Но он не успел ещё сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что на глазах его был заколот в спину другой солдат. (5)Едва он вбежал в окоп, как худощавый, жёлтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что-то. (6)Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за горло, а офицер схватил Пьера за шиворот.

(7)Несколько секунд они испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. (8) «Я ли взят в плен или он взят в плен мною?» – думал каждый из них. (9)Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, всё крепче и крепче сжимала его горло. (10)Француз что-то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул её.

(11)Пьер тоже нагнул голову и опустил руки. (12)Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. (13)Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею.

Выполните следующие задания по морфологии и синтаксису.

1. Выпишите из первого абзаца все наречия.

2. Выпишите из 2-го абзаца субстантивированные существительные, образованные способом перехода.

3. Выпишите из 2-го абзаца три местоимения: личное, притяжательное, неопределённое.

4. Выпишите из 3-го абзаца собирательное числительное.

5. Выпишите из 3-го абзаца все страдательные причастия.

6. Выпишите из 8-го предложения все местоимения.

7. Выпишите из 4-го абзаца производный предлог.

8. Выпишите из 9-го предложения сочинительные союзы.

9. Выпишите из 13-го предложения все деепричастия.

10. Среди предложений 2-5 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением.

11. Среди предложений 6-9 укажите те, в которых есть вводные слова и предложения.

12. В третьем абзаце найдите сложное предложение, состоящее из четырёх простых.

13. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями. Укажите их номера.

14 Найдите обособленные обстоятельства и укажите цифрой их количество в тексте.

15. Среди предложений 8-12 укажите сложное предложение с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью.

16. Напишите номер единственного в тексте простого предложения.

infourok.ru

Исследование текста

Разделы: Русский язык

Работая в старшей школе с момента экспериментального введения ЕГЭ в Москве, я столкнулась с тем, что детям проще написать сочинение на заданную тему, а не рассуждать на основе предложенного текста, да еще соблюдая целый ряд требований. Чтобы рассуждать - надо понять.

Если отрывки из художественной литературы более или менее понятны, особенно когда эти произведения входят в школьную программу и разобраны на уроках литературы, то встреча с публицистикой приводит детей в замешательство. Ученики могут по нескольку раз читать текст и не понять, собственно, о чем же прочитали. Учащимся трудно приводить аргументы, так как не могут обозначить проблему. А уж определить авторскую позицию, сформулировать свою – это из области фантастики. Так как же научить детей понимать прочитанный текст и выполнять задания, связанные с пониманием?

Я решила попробовать на уроке в 9 классе вместе с детьми вывести алгоритм исследования текста. При этом результат, то есть получившийся алгоритм, должен быть применим для написания заданий с развернутым ответом как в ГИА, так и в ЕГЭ. На основе текста, взятого из демонстрационного варианта 2007 года, мы этот алгоритм составили.

Хотя на сегодняшний день уже существуют методические рекомендации работы с текстом, я предлагаю воспользоваться своей разработкой. В качестве наглядного пособия составлена презентация (Приложение 1).

(1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2) А когда туристы возмутились: “Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте”, – японцы вежливо возразили и показали программу. (3) В ней было написано: с 9 до 11.30 утра – любование.

(4) Так вот – любование. (5) В этом весь секрет постижения красоты. (6) Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, – это одно. (7) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. (8) Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. (9) Море с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками – всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

(10) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, – у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11) “Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!”

(12) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13) Любоваться. (14) Созерцать, исцеляя душу. (15) Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от желания идти дальше. (16) Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17) Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и принесёт радость. (По В. Солоухину)

1. C чего надо начать, чтобы понять текст? - Выразительно прочитать этот текст. Отметить ключевые слова (обозначены в тексте).

2. Что такое микро тема текста? - Каждый абзац текста представляет собой микро тему. Обозначаем микро темы и получаем план текста:

А) “Мы приехали Японию смотреть…”

Б) Секрет постижения красоты

В) Чувство, похожее на досаду

Г) Когда возможен духовный контакт с природой?

3. Как определить тему текста? - Подумать и сказать, о чем этот текст. Подсказка: как правило, тема обозначена в начале текста (1-4 предложение). Тема нашего текста - Любование природой.

4. Как сформулировать идею текста? Идея представляет собой основную мысль. Подсказка: как правило, идея обозначена в конце текста. Основная мысль нашего текста - Любование природой исцеляет душу.

5. Как определить проблему? Проблема по своей сути представляет противоречие. В чем заключается противоречие в содержании данного текста? - Между восприятием и пониманием красоты и временем. Проблему можно сформулировать так - Для духовного контакта с красотой, для того, чтобы эта красота исцеляла душу, необходимо время

6. Определяем стилистическая принадлежность текста и его тип. Стиль – публицистический. Тип – повествование с элементами рассуждения.

7. Важный элемент исследования текста – Анализ грамматической, синтаксической, орфографической, фонетической структуры.

Алгоритм исследования текста:

  1. Выразительно прочитать
  2. Отметить ключевые слова
  3. Обозначить микро темы
  4. Определить тему
  5. Определить идею
  6. Определить проблему
  7. Определить стилистическую принадлежность и тип
  8. Лингвистический анализ

В качестве анализа грамматической, синтаксической, орфографической и фонетической структуры можно использовать задания, входящие в структуру ГИА и ЕГЭ.

К данному тексту использованы материалы демонстрационной версии.

1. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

  1. Секрет постижения красоты в активном воздействии на нее.
  2. Изучение природы – дело специалистов.
  3. Любование красотами природы – бесполезное занятие.
  4. Секрет постижения красоты в способности неторопливо любоваться ею.

2. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

  1. 9
  2. 2
  3. 3
  4. 16

3. Какое значение имеет слово духовный в прочитанном тексте?

  1. Связанный с умением правильно вести разговор, ориентируясь на душевное состояние собеседника
  2. Покоряющий своей прелестью, обаятельный, очаровательный
  3. Связанный с внутренним миром человека, его мироощущением, с проявлением его внутренних качеств
  4. Проникнутый дружеским расположением, доброжелательный

4. В каком слове букв больше, чем звуков?

  1. Японцы
  2. Приехали
  3. Вежливо
  4. Смотреть

5. Каков способ образования слова любование?

  1. Приставочный
  2. Суффиксальный
  3. Приставочно-суффиксальный
  4. Бессуффиксный

6. Какой частью речи является слово что в предложении №8

  1. Местоимение
  2. Союз
  3. Наречие
  4. Частица

7. В составе какого предложения есть безличное?

  1. 1
  2. 2
  3. 8
  4. 10

8. Какая характеристика предложение №10 является верной?

  1. Сложноподчиненное
  2. Сложносочиненное
  3. Простое
  4. Сложное бессоюзное

В дальнейшем я стала включать элементы алгоритма в 5 классе, конечно на примере несложных текстов. И дети с удовольствием исследуют текст.

Поэтому к выпускным классам практически не возникает проблем с пониманием публицистических текстов и написанием сочинений.

Используя алгоритм на протяжении нескольких лет, совершенно ответственно могу заявить, что он действительно помогает. Дети начинают быстрее ориентироваться в тексте, видеть главное и не зацикливаться на неважном. Почти все справляются с формулировкой проблемы и позиции автора. Правильно структурируют сочинения, логически верно выстраивают его последовательность.

Надеюсь, что пригодится и поможет, особенно тем коллегам, которые только начинают “сдавать ЕГЭ”.

Примеры разобранных текстов

Текст № 1

(1) Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов . (2) И импортных, и отечественных. (З) Причем если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. (4) А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов.

(5) По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записалось. (6) А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может скопить! (7) Вот накопит — и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! (8) А пока пусть сериалы посмотрит, уму-разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом не попасть впросак. (9) И возможностей хоть отбавляй! (10) На какой канал ни попадешь — обязательно про бандитов показывают. (11) Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. (12) Вот герои нашего времени! (13) Сразу становится понятно, на кого в этой жизни можно положиться. (14) Уже и подростки в суровую бандитскую дружбу по всей стране играют...

(15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается... (17) В общем, вынуждают их. (18) Обстоятельства всякие. (19) Все та же чудовищная несправедливость вынуждает и всякие нехорошие люди вроде нас с вами, в бандиты почему-то не записавшиеся и их огромной важности в жизни нашего общества никак не хотящие понять.

(20) Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются люди нехорошие. (21) Даже отвратительные попадаются. (22) Но хорошие бандиты с ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. (23) В конце концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохих.

(24) Бывают и хорошие милиционеры. (25) Но уже в других сериалах — про милицию. (26) Однако и там мелькает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами почему бы и не поработать рука об руку? (27) Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? (28) Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым!

(А. Андреев)

  1. Прочитали текст.
  2. Отметили ключевые слова
  3. Обозначаем микро темы:
    1. Избыток сериалов про тяжелую жизнь бандитов
    2. Благородная бандитская жизнь
    3. Бандиты вынуждают убивать обстоятельства
    4. Хорошие бандиты борются с плохими
    5. Хорошие милиционеры работают с хорошими бандитами
  4. Определяем тему (находится как правило в начале текста)Тема: Сериалы про тяжелую жизнь бандитов и повязанных с ними бизнесменами
  5. Определяем идею (находится как правило в конце текста)Идея: в данном тексте идея выражает позицию автора: не могут быть бандиты хорошими или плохими. При таких позициях в обществе у нас нет надежды на светлое будущее.
  6. Проблема: в предложенном тексте можно обозначить несколько противоречий Первая - несоответствие понятий “бандит” и “хороший” бандит – преступник. И не важно, что заставляет бандита совершать преступление. Еще одна проблема – как люди, призванные защищать закон, могут сотрудничать с теми, кто его нарушает?
  7. Определяем стилистическую принадлежность Текст вызывает у нас целый ряд эмоций. Желание высказать свою позицию по данной проблеме. В тексте нет олицетворений, но присутствует эмоционально окрашенная лексика, эпитеты. Следовательно, это публицистика.
  8. Лингвистический анализ

1. Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

  1. Отечественные телесериалы могли бы быть лучше, чем “импортные”, если бы наши режиссеры и сценаристы не старались подражать зарубежным.
  2. Любые произведения, сделанные как телесериалы. – произведения безвкусные и примитивные.
  3. В любых слоях общества есть хорошие и плохие. Нравственные и безнравственные люди.
  4. Нельзя, гоняясь за остротой и “простотой” сюжета, рекламировать то, что является злом для общества.

2. Из предложения 7-9 выпишите подчинительный союз.

3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью примыкание.

4. Во втором абзаце найдите сложное предложение, в состав которого входит неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 15-26 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 8-23 найдите сложноподчиненное предложения с придаточным уступительным. Напишите их номера.

7. Среди предложений 1-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

8. В каких предложениях лексический повтор служит средством выразительности?

  1. 2,3
  2. 1,4
  3. 15, 19
  4. 27, 28

Текст №2

(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.

(2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. 3)Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то “невозвратное” лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.

(4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза.(5) А между тем ты ещё не увидел сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

(6) Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью.(8) Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы усыпить их.(10) Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

(12)Да что там — весь мир! (13)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

(14)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало.(15) Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.(16) Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза.(18) Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.

(По К.Г. Паустовскому)

1.Прочитали текст.

2. Отметили ключевые слова.

3. Обозначаем микро темы

1) людей мучают разнообразные сожаления

2) не оправданная стремительность времени

3) не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза

4) сожаление о том, что не удалось

5) на одном клочке можно увидеть необыкновенно много

4. Определяем тему (находится как правило в начале текста)Тема – стремительность времени

5. Определяем идеюИдея – в данном тексте совпадает с позицией автора “Даже сидя всю жизнь на одном клочке можно увидеть необыкновенно много”.

6. Определяем проблемуПроблема – ничем не оправданная быстротечность времени

7. Определяем стилистическую принадлежность

Прочитанный текст вызывает у читателя ряд эмоций почти каждому человеку проблема, поднятая автором, близка. В тексте присутствуют эпитеты, лексические повторы, эмоционально-окрашенная лексика, ряды однородных членов. Отсутствуют олицетворения. Следовательно, это публицистика.

Лингвистический анализ

  1. В каком предложении встречаются контекстные антонимы?
    1. 10
    2. 2
    3. 11
    4. 15
  2. Из предложений выпишите прилагательное, которое употреблено в значении существительного.
  3. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление.
  4. Среди предложений 14-19 найдите простое односоставное безличное предложение.
  5. Среди предложений 6-16 найдите сложносочиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
  6. Среди предложений 1-14 найдите предложение с необособленным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения
  7. Среди предложений 12-19 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения
  8. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 1-11
  9. Сравнительный оборот
    1. Риторическое обращение
    2. Эпитеты
    3. Антонимы
    4. гипербола

Для подобной работы в 5, 6, 7, 8 классах используются задания на основе программного материала.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

5 стилей текста, и их основных характеристики

Публицистический стиль

Чаще всего используют в материалах средств массовой информации для того, чтобы проинформировать людей о каком-либо событии.

К нему постоянно в своей работе обращаются журналисты, например, при написании репортажа, заметки, статьи или корреспонденции. Довольно-таки часто прибегают и ораторы, так как главной их целью является контакт с аудиторией, чего легче добиться, используя этот стиль разговора.newspaper-412452_1280newspaper-412452_1280

Главной особенностью является то, что он рассчитан на широкий круг аудитории, то есть используется доступная лексика, речевые обороты и средства выражения языка.

Основными чертами есть его экспрессивная окраска, оценочные суждения, логичность, точность.

Для текстов характерно использование нейтральной лексики, фразеологизмов, слов с эмоциональной окраской, речевых оборотов, повторов.

Можно использовать при написании текстов с достаточно разной тематикой: политика, образование, экономика, культура.

Публицистический стиль ставит перед собой две функции:

  • Проинформировать людей свежими новостями;
  • Повлиять на их мнение, что касается какой-нибудь актуальной проблемы.

evrikak.ru

Урок Лингвистический анализ текста

Тема урока: «Лингвистический анализ текста»

(Презентация. Слайд 1)

Цели урока:

  • Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к  написанию сочинения-рассуждения

  • Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления

  • Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Задачи урока:

  • расширять лексический запас учеников;

  • воспитывать читательскую культуру;

  • выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.

Наглядность, ТСО:

компьютер, проектор, слайды, проекты уч-ся, пословицы, поговорки на разных языках, песня «О Родине» сл. М.Матусовского, музыка В.Баснера

I. Вступительное слово учителя

 –  Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта  работа очень трудная и важная, так как  подготовит вас к написанию сочинения-рассуждения. Таким образом, наш урок – очередной этап в подготовке к ЕНТ. А разговор наш сегодня пойдёт о важном для каждого из нас понятии Родины.

Понятие Родины – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней.

В.Песков

II. Этап целеполагания

– С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно использовать клише.

III. Лексическая работа

– Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли мы сказать, что эти слова-синонимы? Все ли слова являются активными в нашем лексиконе? Почему? Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы подобрали к сегодняшнему уроку?– Для работы я предлагаю текст известного журналиста В. М. Пескова.  Что вы знаете о нём?  (Презентация. Слайд 2)

ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в селе под Воронежем. С 23 лет занимается журналистикой. Начинал в областной молодежной газете. Более 40 лет активно работает в «Комсомольской правде». Главные журналистские интересы Пескова лежат в сфере взаимосвязей природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и духовных. В. Песков принадлежит к числу людей подвижных и любознательных. Он много ездил по стране, дважды был в Африке, в странах Индокитая, летал в Антарктиду.Основой нескольких его книг, изданных «Молодой гвардией», являются очерки и фотографии, опубликованные в «Комсомольской правде». За одну из них в 1964 году Василий Песков удостоен Ленинской премии, за другую – премии имени Михаила Кольцова. Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг, Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы и Азии. Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антарктиде, Китае, во Вьетнаме.  Но писал В. М. Песков не только о природе, им созданы очерки о Юрии Гагарине, о маршале Жукове, с которым после интервью у него сложились дружеские отношения. ((Презентация. Слайд 3).Всё его журналистское творчество проникнуто горячей любовью к Отечеству.

III. Беседа по вопросам. Анализ текста

– Перед вами лежит схема анализа текста, по которой мы будем работать. Результаты анализа вы будете излагать в виде связного высказывания. – Прочитайте выразительно текст (Приложение 1)– Укажите основные признаки текста. (Приложение 2.  Карточка-информатор № 1 для учащихся испытывающих затруднение при выполнении данного задания). – Что вы знаете о времени создания текста? (Текст – отрывок из очерка «Отечество», из цикла «Святые места», посвящённого 50-летию образования СССР, 1967.) – Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передаёт автор? (Лирическое раздумье автора о том, что умещается в слове Родина. Автор выражает трепетную любовь ко всему, что считает своей Родиной, гордость и надежду.)  – Определите тему, основную мысль текста, озаглавьте его.  (Тема текста – понятие о Родине. Заглавие – «Огромная любовь к Родине»). Выделите ключевые слова.– В каком предложении выражена основная мысль текста? (А 29) (Презентация. Слайд 4).1) 1                  2) 17                     3) 22              4) 25–  Выделите микротемы, составьте план. (Презентация. Слайд 5)– Вспомните, что такое проблема текста? Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине?– Почему человеку важно знать свои корни?)

Индивидуализация задания.  «Слабые» ребята могут взять карточку-информатор № 2. Приложение 2).– Вы будете писать о вопросах, волнующих современное общество. Как вы определите характер проблемы по значимости? (Актуальная.) Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.– Какую сторону жизни человеческого общества касаются проблемы текста? (Нравственные).Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил. (Презентация. Слайд 6)– Сформулируйте и запишите проблемы текста, используя речевые клише.  (Презентация. Слайды 7, 8)– Какова точка зрения автора на данные проблемы? (Без прошлого нет настоящего.  Человек должен вырасти сыном своей страны.)            Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её.– Выполните задания А 30. Определите стиль и тип речи. (Презентация. Слайд 9)

1) художественный; рассуждение2) художественный; повествование3) публицистический; рассуждение4) научный; рассуждение-объяснение

Карточка-информатор № 3 (Приложение 3)

– В чём особенность композиции текста? (Рассуждение: тезис, аргументы (доводы), вывод. Последнее предложение по смыслу связано с первым. Завершённость текста.)

Языковые и стилистические особенности публицистического стиля

Морфологические – причастия, причастные обороты.Лексические – метафоры, эпитеты, сравнение.Синтаксические – стилистические фигуры: антитеза, инверсия, параллелизм,  парцелляция, риторический вопрос, риторическое обращение.

– Выполните задание В 8 (Приложение 4):

В 8. «С первого предложения В. М. Песков вводит читателя в круг проблемы с помощью ____. Размышляя о том, что умещается в слове Родина, публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______.  Лексическое _______ («подобно… дереву», предложение 7) является средством развёртывания темы очерка. Такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 9-12) помогает автору убедить читателя в правильности собственного  высказывания. Принадлежность к публицистическому стилю доказывает такое морфологическое средство, как употребление _________».

Список терминов:

  • фразеологизм

  • ряды однородных членов

  • противопоставление

  • риторический вопрос

  • олицетворение

  • лексический повтор

  • причастие и причастные обороты

  • вводные слова и предложения

  • сравнение

IV. Итоги урока

– Подведём итоги урока. Что изменилось в восприятии текста после проведённого лингвистического анализа? (Презентация. Слайд 10)– Как вы понимаете слова: Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М. Монтель

V. Рефлексия

– Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока? – Какое задание у вас вызвало затруднение?– Сможете на ЕНТ правильно определить принадлежность текста к кому-либо стилю?– Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?

VI. Домашнее задание: записать в тетради анализ текста, опираясь на записи в тетради.

Оценки за урок.

– Урок окончен. Спасибо за сотрудничество

Приложение 1

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю.

С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его…

Человек должен вырастать сыном своей страны. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

(В. М. Песков)

Приложение 2

Карточка-информатор № 1

Признаки текста

  1. Авторство.

  2. Тематическое единство: тема, ключевые слова, основная мысль (идея) и развёрнутость текста: подтемы, микротемы.

  3. Последовательность: композиция. Тип текста: повествование, описание, рассуждение.

  4. Связность текста:

а) лексический повтор,

б) синонимические замены,

в) употребление местоимений и наречий вместо предшествующего слова,

г) единство временных форм глаголов-сказуемых,

д) употребление союзов для связи предложений и частей текста

е) вид связи: цепная, параллельная.

  1. Завершённость и цельность текста: стилистическое единство.

Карточка-информатор № 2

Проблемы текста

А 29. Какое утверждение противоречит тексту?

1) Понятие Родины – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней,

это родная земля со всем, что растет и дышит на ней.

2) Человеку важно знать свои корни, чтобы почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.

3) Любить Отчество можно заставить декретом, указом.

4) Нам дороги родители, дети, родственники, домашние, но любовь ко всем им заключает в себе любовь к Родине.

Приложение 3

Карточка-информатор № 3

Схема лингвистического анализа текста

1.Выразительно прочитайте текст, укажите признаки текста в нём. Что вы знаете об авторе, времени создания этого текста?

2. Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передаёт автор?

3. Определите тему, основную мысль, озаглавьте его.

4. Выделите микротемы, составьте план.

5. Укажите тип речи (иногда – форму), стиль, жанр. Как это связано с идеей автора?

6. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста.

7. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

В 8. «С первого предложения В. М. Песков вводит читателя в круг проблемы с помощью ____. Размышляя о том, что умещается в слове Родина, публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______. Лексическое _______ («подобно… дереву», предложение 7) является средством развёртывания темы очерка. Такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 9-12) помогает автору убедить читателя в правильности собственного высказывания.

Принадлежность к публицистическому стилю доказывает такое морфологическое средство, как употребление _________».

Список терминов:

  1. фразеологизм

  2. ряды однородных членов

  3. противопоставление

  4. риторический вопрос

  5. олицетворение

  6. лексический повтор

  7. причастие и причастные обороты

  8. вводные слова и предложения

  9. сравнение

infourok.ru

Анализ ТекстА публицистического стиля

(1) “Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше собственность. (2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… (3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании “. (4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50 году от Р. Х. (5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью. (6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часам, измерять его как следует, не умели, а значит, не берегли. (8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. (10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – всё изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (12) Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим. (15) Недостаёт времени на друзей, на детей нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его становится всё меньше. (Д. Гранин)

НАЧАЛО: Всегда ли мы ценим чужое, да и своё, время? И почему надо беречь время? Что мы делаем, чтобы экономить его? Над этим вопросами задумаемся мы вместе с автором текста Д. Граниным. (Другой вариант: Как древние относились по времени? Как люди пытались обуздать время? Разрешил ли проблему цейтнота современный человек? Об этом говорится в тексте Д. Гранина).

Ведущая тема данного текста – размышление о дефиците времени. Ей подчиненытри микротемы: 1) Сенека о времени; 2) попытка древних обуздать время; 3) стремление разрешить проблему нехватки времени. Д. Гранина волнует вопрос дефицита времени. Он утверждает, что нужно ценить время, своё и чужое, потому что его “нельзя возвратить обратно”. Автор приводит нас к мысли о том, что при огромной занятости современного человека неумение организовать время может лишить его возможности соприкасаться с миром прекрасного, обогатить свой внутренний мир.

Анализируемый текст принадлежит публицистическому стилю. Что же говорит об этом? Текст привлекает внимание к общественно значимой проблеме нехватки времени. Ему присущи логичность, образность, эмоциональность, оценочность.

Тип текста – рассуждение. Почему я так считаю? 1)Тезисзаключён в предложении 3: “Время единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании“. 2)Доказательствомслужат предложения 5-13. 3)Выводсодержится в предложениях 14-17.

Предложения в тексте соединены цепной и параллельной связью. Что на это указывает? Так, предложения 6-7 связаны заменой существительного “у древних” местоимением “они”; местоимение “для этого” в предложении 9 заменяет часть высказывания в предложении 7: ”чтобы сэкономить этому человеку деловому человеку время”; предложения 13 и 14 – заменой словосочетания “дефицит времени” словом “цейтоном” и существительного “деловой человек “ местоимением “у него”. Предложение 15-17 – связаны по смыслу.

В предложенном для анализа в тексте есть языковые средства, характерные публицистическому стилю. Какую же роль они выполняют? Цитирование помогает Д. Гранину убедить читателя в значимости затронутого вопроса, вводные слова (“а значит”, “по мнению делового человека“) выражают отношение говорящего к высказываемому; ради однородных членов (“обуздать, приручить, понять”, “наращивает, внедряет, переделывает”) создают выразительною смысловую соотнесённость; градация (“ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков”) “усиливает” впечатление.

Таким образом, действительно, цейтнот в наше время становится всеобщим. Особенно нехватка времени заметна в большом городе. Людям некогда любоваться красотой природы, сходить в музей, театр, пообщаться с друзьями, почитать интересную книгу. Человек превращается в робота, забывает о духовном развитии.

studfiles.net

русский язык и литература: Тексты разных стилей

Тексты разных стилей речи

1.     Научный стиль.

    В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс –ом. Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом. (Из книги В. В. Колесова «Гордый наш язык…»)

2.     Официально-деловой стиль.

    Желающим обратиться за помощью на биржу труда, получить статус безработного и найти новую работу понадобятся следующие документы:

- паспорт или документ, его заменяющий;

- трудовая книжка или её дубликат;

- документы об образовании и профессиональной квалификации;

- справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости). (Фрагмент объявления.)

3.     Публицистический стиль.

Что значит найти себя?

    «В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. Найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. Место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, семья, служение Родине… Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя? Существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное – никогда не останавливаться на достигнутом! Потому что, как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворённость. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.(Фрагмент ученического сочинения.)

4.     Художественный стиль.

    Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

    По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. Заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. (Н. В. Гоголь «Мёртвые души».)

5.     Разговорный стиль.

Встреча подруг после летнего отдыха.

– Привет. Ну, как у тебя дела? – спросила Лена.

– Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Женя.

– Как отдохнула? – поинтересовалась Лена.

– Ой, здорово, – пояснила Женя. – На Байкале так красиво! Обалдеть… Ну, а ты как?

– Была у бабушки в Задонске. Столько интересного узнала! А в каких местах я побывала!

– И я туда хочу съездить. Возьмёшь меня в следующем году? – спросила Женя.

– Конечно. Можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. Бабушка гостям всегда рада. У меня фотки есть. Хочешь посмотреть? – предложила Лена.

– Ещё спрашиваешь, – ответила Женя, и девочки пошли

rumova.blogspot.com


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *