Глава 6. Хлеб и другие мучные изделия. Из какой муки печется еврейский субботний хлеб бахрес


Названия блюд еврейской кухни

Бархес - еврейский субботний хлеб, испеченный из чистой пшеничной муки
Имберлах - сладкое, пряное блюдо из мацы и пряностей
Кнейдлах - шарики из мацы
Креплах - клецки, треугольная форма которых символизирует трех патриархов еврейского народа — Авраама, Ицхака и Яакова
Кугель -
национальное еврейское блюдо: лапша с гусиным жиром, залитая взбитыми яйцами
Латкес - хрустящие картофельные оладьи, традиционное угощение на еврейский праздник Хануку
Лейках - медовые пряники
Маца - правильнее маццах (то есть пресное, не кислое, но и не сладкое), еврейский пасхальный хлеб из пресного теста, выпекаемого на особой жаровне
Пракес - голубцы мясные
Суфганийот - традиционные еврейские пончики с джемом, которые готовятся на Хануку
Тейглах
-
шарики в меду
Форшмак - паштет из селедочного фарша, приготовленный без тепловой обработки
Хала - традиционный праздничный хлеб
Харосет - блюдо еврейской национальной кухни, представляет собой смесь орехов, сушеных или свежих фруктов, специй и сладкого вина
Хоменташ - пирожки с маком
Хремзлах - сладкое пасхальное изделие, приготовленное из мацы или галет
Хрине -
еврейский соус из тертого хрена, свеклы, соли, сахара и уксус
Цимес - десертное блюдо еврейской кухни, сладкое овощное рагу различного состава (существуют морковный, фасолевый, нутовый и другие разновидности цимеса)

www.perevod71.ru

Еврейская история

Еврейская история

Еврейская кухня одна из древнейших на нашей планете, на развитие которой повлияли религиозные праздники и расселение евреев по всему миру. Рецепты приготовления блюд сохранялись и передавались из поколения в поколение еврейским народом на протяжении многих тысячелетий

Две тысячи лет назад, после изгнания римлянами евреев из Палестины, оформилась община, позже названная сефардской (потомки тех, кто жил в Испании и средиземноморье; Сфарад – на иврите «Испания»). К ним примкнули жители Ближнего Востока – остатки громадных общин Багдада и Йемена. Другая община – ашкеназы – те, кто двинулись на север из Испании и Ближнего Востока и расселились во Франции, Германии, Польше, России и Восточной Европе. И если сефардская кухня впитала в себя пряный колорит Средиземноморья и Ближнего Востока, то ашкеназская, наоборот, отличается сдержанностью и простотой. Евреи жили в Европе, как правило бедно, и им приходилось постоянно думать, как накормить большую семью.

Важно обратить внимание на общеобязательно правило, без которого не мыслима еврейская кухня – Кашрут. В древности считали, что следование кашрута уводит человека от простого удовлетворения чувства голода к духовному началу, возвышающее человека. Кошерная пища делится на три категории: молочное, мясное и нейтральное (парве). Необходимо иметь отдельные наборы столовой и кухонной утвари и места для приготовления молочных и мясных блюд.

Кондитерские изделия в технологии схожи с общими восточными блюдами, но ингредиенты используются иные. Например, в еврейской кухне используется редька там, где в ближневосточной инжир (варенье «Ангемахц»), мучные шарики и мак там, где в закавказской – орехи. Для выпечки используют постное тесто, песочное или «крохное», но в отличие от восточного менее жирное т. е. не масляное, а яичное; яйца (чаще желтки) составляют до 50% от веса муки. Часто в выпечке часть сахара заменяют медом.

Но не смотря на сходство с блюдами востока пряности и приправы использую очень ограничено и не все: имбирь, гвоздика и корица. Это продиктовано желанием сохранить натуральный вкус пищи.

Самое известно мучное изделие, маца – лепешка из теста не прошедшая сбраживания. Ее пекут на Песах (Пасху), евреи в этот день не едят дрожжевой хлеб. Маца может храниться в течении года и быть производной ингредиентом для других блюд, например, размоченная в воде или молоке: кнейдлах (клецки), мацебрай. Смолотая в муку – мацемел для оладий: мацелаткес и хремзлах.

Не менее известная после мацы – хала. Плетеный хлеб, посыпанный маком или кунжутом, что символизирует манну небесную. Национальными кондитерскими изделиями являются кихэлэх, зэмэлэх, монелэх, хаменташен.

 

Хаменташен или Уши Амана

Уши Амана или Хаменташен или Озней Аман – традиционное еврейское печенье в форме треугольников «ушек», с начинкой из мака, джема, кураги, чернослива или творога. Пекут его на праздник Пурим, отмечаемый еврейским народом в начале весны.

В Пурим евреи вспоминают о тех временах, когда они жили в Персидской империи. Правил страной добрый царь Ахашверон, во всем полагаясь на советы злого визиря Амана. Как-то царь поссорился со своей женой Вашти и выгнал ее. По всей империи, подданные искали Ахашверону новую жену. В Шушан – столицу Персии съезжались красавицы, но свое сердце царь отдал красавице Эстер, которую воспитывал дядя Мордехай.

Прошло время, в один прекрасный день Аман ехал по городу и увидел, что Мордехай ему не поклонился, сказав «евреи не поклоняются никому, кроме единого Бога». Разозлился Аман и стал думать, как наказать Мордехая, а заодно всех евреев Персии. Еще больше разозлился Аман, когда Ахашверон вспомнил, что давным-давно Мордехай спас ему жизнь. Героя нарядили в красивые одежды, посадили на царского коня и повезли по Шушану. Все должны были ему кланяться и Аман тоже.

И тогда Аман пришел е Ахашверону и оговорил еврейский народ. Мол, живут от отдельно от всех, царю не кланяются и замышляют царя убить. Ахашверон разгневался и приказал убить всех евреев в Персии. Узнал Мордехай, какое действие замышляет царь и пошел к племяннице Эстер и попросил уговорить Ахашверона отменить указ.

Эстер устроила богатый пир пригласила на него мужа и его визиря. И сказала она мужу «если его приказ войдет в силу она погибнет, ведь она тоже еврейка». Ахашверон разгневался на Амана, приказал его повесить, приказ был отменен, а на место визиря назначили Мордехая.

Сегодня в этот день с первой звездой по всем синагогам идут спектакли о временах царствования царя Ахашверона и читают Мегилат Эстер или свиток Эстер, где записана эта история. В городах Израиля проходят шумные карнавалы, девочки наряжаются в красивые платья «прообраз» царицы Эстер. В этот день принято шуметь и кричать, а при упоминании имени Аман топать ногами и трещать трещотками, что б никто не слышал этого имени. Пекут замечательное печенье «Уши Амана», угощают им друзей и близких.

 

Хала

Хала – традиционный еврейский праздничный хлеб, в виде косы. Готовиться из сдобного дрожжевого теста.

Важное действие при выпечке халвы ее отделение. Ранее от теста для халы отделяли кусочек теста и отдавали священнослужителю-коэну, который не мог испечь себе хлеб так как был занят религиозными делами. Но когда храм разрушили и священно служителей не стало кусочек от халы стали сжигали. Делают это ритуальное действие и сегодня. Хала отделяется только от теста, замешанного из муки одного из пяти видов злаков: пшеничной, ячменной, ржаной, овсяной или полбяной. Отделяют от теста, для приготовления которого понадобилась более 1230 грамм муки. Но если использовали менее 1666 грамм муки, халу отделяют без благословления.

В Торе есть заповедь, которая так и называется хала или отделение халы:

«И сказал Господь Моисею: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю, в которую я веду вас, и будете, есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу; от начатков теста вашего лепешку (хала) возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна; от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши» (Чис. 15:17-21).

Пекут хлеб женщины, если хозяйка дома не может или отсутствует, она может поручить сделать это мужу. Но все-таки заповедь дана женщине и только благодаря ее исполнению женщиной в еврейском доме пребывает благословение и свет святости.

Интересно, что свою форму хлеб прибрел, когда женщины пекли его в общественных пекарнях и что бы отличить свой халу от чужой ее заплетали в «косу».

На субботнем столе должны лежать две халы. В Торе написано два повеления для соблюдения Шабата. В одном месте сказано «Помни день субботний, чтобы святить его», а во втором: «Храни (соблюдай) день субботний, чтобы святить его». Поэтому в еврейских семьях одну халу кладут на стол, чтобы помнить Шабат, а вторую – что бы хранить его.

Пекут халу и на Новый год (Рош-ха-шана) делая ее круглой в форме восьмерке – намек на завершение годового цикла и память о бесконечности живой души. А в первую субботу после Песаха есть обычай делать халы в виде ключа – дабы материальное благополучие всегда нашло дорогу в дом.

 

Кихэлэх, зэмэлэх, монелэх

Почти каждый еврей знает, что такое кихэлэх, что такое зэмэлэх и что такое монелэх.

Он может не знать, как они называются, но пробовал их наверняка, потому что кихэлэх (медовые или яичные коржики), зэмэлэх (песочные печенья) и монелэх («маковники»), сладковато-горькие, как заплаканное еврейское счастье, пекли еврейские бабушки, уже забывшие идишь и пытавшиеся забыть о том, что они – еврейки.

Кихэлэх, монелэх и зэмэлэх – это три основных кондитерских изделия еврейской кухни, предназначенных в основном для субботнего стола и для приема гостей.

Тут нужно сказать об одном из главных отличий еврейских тортов, пирожных, коржиков и прочих мучных изысков от кондитерских изделий в национальных кухнях других народов: при выпечке почти не используется масло, сметана и другие молочные продукты. И это понятно: ведь сладкое нужно приготовить так, чтобы относилось к категории «парве», то есть с равным успехом могло быть подано как после мясного, так и после молочного стола. Поэтому кихэлэх, зэмэлэх и монелэх в этом смысле являются непревзойдёнными вершинами еврейской изобретательности.

www.ababilova.com

Еврейские хлебобулочные изделия. Твоя пекарня

Еврейские хлебобулочные изделия

Требуется: 400 г пшеничной муки, по 100 г сливочного масла и меда, 1 стакан воды или молока, по 150 г сахара и мака, яйцо, 5 г дрожжей, 1/2 г шафрана, 30 г изюма, 20 г соли.

Способ приготовления. Соедините воду или молоко, сахар и соль, затем, помешивая, слегка нагрейте. Продолжая размешивать, добавьте настой шафрана и дрожжи, а также просеянную муку и замесите не очень крутое тесто. Когда тесто немного подойдет, введите в него разогретые жиры и вновь замесите, подсыпая муку. Поставьте в тепло на 40–50 мин, чтобы тесто еще немного подошло.

Выложите тесто на стол, посыпанный мукой, и нарежьте на небольшие куски. Раскатайте их кружками толщиной 1/2 см и в середину каждого из них положите начинку из смеси толченого мака, сахара и рубленого изюма. Затем заверните кружки так, чтобы придать им форму треугольника, и поставьте ненадолго в тепло для подъема. Перед выпечкой смажьте яйцом. Запеченные треугольники в горячем состоянии обмакивают в растопленный мед.

Подсчитаем калории

Энергетическая ценность одной порции вышеописанного блюда составляет 296 ккал. На счет муки приходится 95, масла — 70, сахара — 50, яиц — 10, меда — 30 и изюма — 41 ккал.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

eda.wikireading.ru

Кашрут в некошерном мире. Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреем. — читать онлайн | Рав Элиэзер Вольф

Можно ли есть хлеб, испеченный неевреем?

23 Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреемВ: Если хлеб испечен евреем, должен ли он все-таки иметь знак кашерности, свидетельствующий, что хлеб выпечен под Раввинским наблюдением?О: Да, должен. Но во Франции и России некоторые типы коммерческого хлеба не нуждаются в Раввинском наблюдении.

24 Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреемВ: Каковы законы отделения халы?О: Когда хлеб выпекается евреем, от него должна быть отделена хала - маленький кусочек сырого теста или уже испеченного продукта. Этот кусочек должен быть сожжен. Если он не сгорел полностью, остатки нужно тщательно завернуть в два полиэтиленовых мешочка и выкинуть.Если замешенное на воде тесто содержит пять или более фунтов (более 2,27 кг) муки одного из пяти видов злаков (пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы), при отделении халы должно быть произнесено благословение. В этом случае принято отделять кусочек размером с кезайс - одну унцию или 28 куб.см.Если тесто содержит менее двух фунтов (около 900г) муки, халу не отделяют. Если большую часть жидкости, на которой замешено тесто, составляет не вода, халу отделяют без благословения, даже если использовано достаточно большое количество муки. Следует всегда замешивать тесто с добавлением хотя бы небольшого количества воды.

25 Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреемВ: Можно ли есть хлеб, испеченный неевреем?О: Согласно самому мягкому мнению, можно есть кашерный коммерческий хлеб, испеченный неевреем. Более строгое мнение разрешает есть такой хлеб только в том случае, когда поблизости нет кашерной еврейской булочной. Некоторые авторитеты позволяют использовать такой хлеб только тогда, когда он более высокого качества, чем хлеб, испеченный евреем. В любом случае, в течение Десяти Дней Раскаяния (от Рош Ашана до Йом Кипур) следует есть только хлеб испеченный евреем (если такой доступен).Не забывайте, что во всех случаях хлеб должен быть выпечен под строгим раввинским надзором.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Глава 6. Хлеб и другие мучные изделия

Глава 6. Хлеб и другие мучные изделия

Хлеб

Хлеб занимает важное место в питании человека. В еврейской жизни хлеб – это не просто продукт питания, он связан с рядом духовных понятий. Известно, что в Храме был священный стол – шулхан. Он содержал 12 отделений для 12 колен Израилевых. Каждую пятницу коганим – представители высшего священнического сословия – выпекали 12 хлебов, чтобы ими сменить испеченные в предыдущую пятницу. И каждый раз повторялось чудо: хлеба прошедшей недели оставались такими же свежими и тёплыми, как новоиспеченные, несмотря на то, что их держали открытыми в течении всей недели.

Сегодня Храма нет, но в память об этом чудесном явлении евреи субботнюю халу сплетают их шести частей. И, когда в субботу мы произносим благословение над двумя халами, мы вспоминаем о 12 чудесных хлебах.

Хлеб, как и все прочие продукты, должен быть кашерным. Пекарня и процесс выпечки хлеба контролируются ортодоксальным евреем.

В странах где нет еврейской пекарни, но выпечка хлеба контролируется ортодоксальным евреем, и он разжигает огонь в печи, хлеб из неё разрешается есть. Такой хлеб называется пат Исраэль.

Если хлеб выпекается в нееврейской пекарне нееврем, но в состав хлеба входит только мука, вода и дрожди (без примеси молока и животного жира), - он называется пат палрер. Его разрешается есть, если в данном месте невозможно достать пат Исраэль. Местный раввин должен подтвердить, что в данной пекарне не используются никакие продукты, из-за которых кашерность этого хлеба может быть поставлена под сомнение.

Хлеб, производство которого не возможно проверить, называется пат акум, и есть его не рекомендуется.

Законы Торы в отношении хлеба отличаются от законов, касающихся кондитерских изделий.

1.    Хлеб – лехем.

Тесто для хлеба замешивается на воде. В его состав могут входить и другие продукты: яйца, масло, мёд, но их общее количество должно быть меньше количества воды.

2.    Кондитерские изделия – мезонот.

Тесто мезонот замешивается не на воде, а на другой жидкости; Это может быть чай, соки, яйца, молоко, растительное масло и др. жидкие продукты. Правила благословения над хлебом и мезонот различаются и они приводятся ниже.

Кроме хлеба и мезонот, есть много других мучных изделий, при изготовлении которых применяются те же законы кашрута, о которых говорилось выше. Они могут быть либо молочными, либо мясными, либо парвэ.

Мука должна просеиваться перед употреблением, яйца должны проверяться на наличие пятен крови, должно соблюдаться разделение мясного, молочного и парвэ.

А качество зависит от вашего желания показать себя искусной хозяйкой или искусным хозяином.

И тут вам потребуется знания, как надо печь халы, учитывая законы Торы.

Как печь халы

Во времена Храма на земле Израиля существовал закон, по которому каждый еврей должен был отдавать десятую долю от своих доходов на содержание священников Храма – коганим. Их работа заключалась в служении Б-гу в Храме  и по этому им отдавали «первое и лучшее». После разрушения Храма этот закон сохранился как символв память о разрушенном Храме. И сегодня евреи откладывают десятую долю своих доходов, но только не для коганим, а в копилку, чтобы потом отдать их на благотворительные цели, бедным и сиротам.

Перед испечением хал хозяйка отделяет от теста маленький кусочек в память о разрушенном Храме и о храмовых ритуалах. Этот акт называется гафрашат хала и он сопровождается специальным благословением. 

В каких случаях требуется гафрашат хала

Итак для халы требуется мука, жидкость, большая часть которой – вода, дрожжи и прочие продукты на вкус хозяйки (яйца, растительное масло, сахар, мак).

1.    Мука может быть либо из одного вида зерна, либо в комбинации из пяти вилов зерна: пшеница, рожь, овёс, ячмень, полба. Хлеб, выпекаемый из этих видов муки, требует гафрашат хала. Есть и другие виды муки, такие, как рисовая, соевая, кукурузная, гречневая, из которых тоже можно печь хлеб, но если его пекут не в комбинации с 5 вышеназванными видами, гафрашат хала не требуется.

Количество использованной муки также определяет необходимость гафрашат хала.

Существуют точные расчёты количества муки, которым руководствуется хозяйка для гафрашат хала.

Если для халы использовано менее 1230 граммов муки, гафрашат хала не требуется.

Если использовано муки между 1230 граммами и 1666,6 граммами, производится гафрашат хала без произнесения благословения.

Гафрашат хала с последующим благословением производится только, если использовано более чем 1666,6 граммов муки.

Все вышеназванные цифры относятся к теории. На практике же ни одна хозяйка не взвешивает  муку с точностью до одной десятой доли грамма.

Опытная хозяйка для мерки пользуется стаканом. Обычно принято использовать такое количество муки, при котором заведомо производится гафрашат хала и произносится благословение. Это количество соответствует 2 кг муки и больше (либо по объёму – 12 стаканам и больше).

Примечание: желательно при испечении хал использовать то количество муки, при котором требуется гафрашат хала с благословением.

Однако, если у вас в данный момент нет достаточного количества муки из 5 вышеуказанных видов зерна, можно добавить в тесто любую муку, что исключает последующее гафрашат хала.

2.    Жидкость

Большую часть жидкости, используемой для замешивания  теста, должна составлять вода и тогда, при условии, что было использовано требуемое количество муки из 5 видов зерна, гафрашат хала.

Если в последнем случае к жидкости добавляется немного воды, можно произвести, гафрашат хала без благословения.

Выполнение гафрашат хала

Перед разрелкой теста на халы от него отщепляется небольшой кусочек величиной с куриное яйцо, произносится благословение.

БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕГАФРИШ ХАЛА.

Перевод: Благословенен Ты, Г-подь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.

Сразуже после благословения надо добавить гарей зе хала – «это хала» (имеется в виду это отделённый кусочек теста).

Кусочек этот подлежит сожжению в духовке или на огне, не разрешается сжигать его одновременно с выпечкой хал. Если выпекается большое количество кондитерских изделий, где использовано более 2 кг муки, следует сделать гафрашат хала без благословения.

Есть ряд исключений, когда можно сделать гафрашат хала после выпечки изделий:

1)   когда по рецепту тесто жидкое и не возможно отделить кусочек;

2)   когда по какой-либо причине гафрашат хала не сделали до выпечки.

В таком случае все изделия складываются в посуду, отрезается кусочек халы и произноситься благословение.

Гафрашат хала в субботу или праздники

Обычно не позволяется делать гафрашат хала в праздники или в субботу. Существует ряд праздников в которые разрешается готовить еду и печь халы. Если в такой праздник испекли халы, делается гафрашат хала. Но её сжигание откладывается до окончания праздника.

Если по какой-либо причине испекли халы без гафрашат хала, ими можно пользоваться в субботу или другие праздники следующим образом: от каждой халы отрезают ломтик и сохраняют до окончания праздника. После праздника от каждого ломтика отламывают небольшую часть и произносят благословение.

Тесто изделия из которого готовят в воде (макароны, пельмени), требует гафрашат хала без благословения. Если часть того же теста используется для выпечки, необходима гафрашат хала с благословением.

 

www.istok.ru

Хлеб бедности - STMEGI

Наш хлеб не только вкусные халы на шабатнем столе, это вся наша ежедневная пища, все, что удовлетворяет наши потребности в еде от рождения до смерти.

Мы прикладываем значительные усилия и тратим всё своё время, чтобы изготовить или добыть хлеб своей жизни.

Более 3300 лет прошло с той пасхальной ночи, когда евреи вышли из египетского рабства. Тридцать дней, пока не получили ман, небесный хлеб, они пекли лепёшки (мацот) из пресного теста, которое вынесли на своих плечах (Шмот 12:39). И пекли хлеб бедности своей (арам. לַחְמָא עַנְיָא – лахама ани или ивр. מַצּוֹת לֶחֶם עֹנִי – мацот они).

В ТАНАХе слово маца упоминается 54 раза. Первый раз мы встречаем его в книге Торы «Шмот»: «И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, незаквашенными мацот» (Шмот 12:39).

(וַיֹּאפוּ אֶת הַבָּצֵק אֲשֶׁר הוֹצִיאוּ מִמִּצְרַיִם עֻגֹת מַצּוֹת כִּי לֹא חָמֵץ)

Хлеб бедности своей, мацот, евреи пекут к каждому Песаху в дороге, в Эрец Исраэль, в странах изгнания, преодолевая гонения и кровавые наветы.

Мацот могут быть только из пяти видов злаков, и печь их следует только еврейскими руками (Бавли, «Псахим» 35-а).

Корень слова маца (מַצָּה), мацот (мн. число) – «м-ц». Исследуя этимологию этого слова, раби Моше Кордоверо привёл тридцать третью строфу тридцатой главы книги «Мишлей», где мы видим слова с этим же корнем. Там они образованы от глагола имцэ (ימְצֶה), всасывать или выжимать, с тем же корнем «м-ц». И так же объясняет это в своём словаре Авраhам Ибн Шошана (אברהם אבן שושן, «המילון החדש»).

Тогда мы видим, что маца не обычная очень тонкая лепёшка, поджаренная на огне, а пища младенца – народа Израиля от первой ночи Песаха до четырнадцатого Ияра. Как младенец всасывает в себя молоко матери, так евреи тридцать дней питались мацой, впитывали в себя этот хлеб, замешанный и испечённый без посторонних примесей.

Ещё одно объяснение слову маца даёт книга Зоhар. Там оно созвучно глаголу лимцоа, находить или встречать. Как сказано: «Б-г Авраhама, Ицхака и Яакова нашёл суд», мацат дин (דין מַצַת), то есть осудил Мицраим (Египет), встретил племена Яакова в ночь Исхода из рабства и повёл их по пустыне к Синаю (Зоhар, «Бо», «Реиа мэгимна»).

В пустыне евреям была дана заповедь на все времена: «Семь дней ешьте мацот, хлеб бедности вашей» (Дэварим 16:3).

Хлеб бедности – лехэм они' (לֶחֶם עֹנִי), в слове «они'» после первой буквы аин нет вав (ו) потому, что евреи тогда находились в Египте под чужой властью. Здесь мы видим, что когда Творец решил приблизить их к себе, привёл их на уровень бедности. Очевидно, что у бедного человека короткая дорога к Б-гу, его слезам, его стенаниям внимают Небеса.

А богатый человек занят своим богатством, его голосу внимает только земля. О таком сказал Моше: «И утучнел Йешурун, и стал брыкаться» (Дэварим 32:15). Но не богатство он осудил, а духовную скудость человека, забывшего того, кому обязан своей жизнью и всем тем, чем может гордиться.

Даже царь Давид молился так: «В день бедствия моего призываю Тебя, потому что Ты ответишь мне» (Теhилим 86:7).

Творец дал Израилю хлеб от земли, именуемый маца, а затем хлебом для евреев стал хлеб с Небес. На первом уровне для них – маца, на всех других – мицва (Зоhар «Ваеце»).

Мацо́т ( מַצּוֹת ) были хлебом для евреев до тех пор, пока не выпал ман.

Слово маца созвучно слову мицва (מִּצְוָה), заповедь. Этот хлеб называют мацот мицва, или хлеб Песаха. Как сказано: «Соблюдай же заповеди, (мицавха - מְצַוְּךָ ) и уставы и законы, которые Я заповедую (hа-мицва - הַמִּצְוָה ) тебе ныне исполнять» (Дэварим 7:11).

Для исполнения заповеди достаточно съесть в Песах от мацот, от пресного хлеба, приготовленного из пяти видов злаков (пшеницы, ржи, ячменя, полбы, овса) ломтик величиной с оливу.

Но тот, кто съел в Песах даже самый маленький кусочек заквашенного хлеба, хамец, заслужил истребление, карет (Бавли, «Хала» 1:2).

Закон Торы требует от евреев удалить и уничтожить хамец из своих владений в день, предшествующий семи дням Песаха. В еврейском доме не должно быть квасного, ничего, что было подвержено брожению.

Хамец (חָמֵץ) – все злаковые продукты, полученные в процессе брожения, и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции и глюкозу тоже хамец.

Запрещено употреблять хамец в пищу, использовать его и получать от него любую выгоду все дни праздника (Мишна, «Псахим» 2:1-8).

Читаем: «Семь дней ешьте мацу (пресный хлеб)… кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет душа его из среды Израиля» (Шмот 12:15). И далее: «семь дней ешьте мацу» (Ваикра 23: 5-6).

После поспешного выхода из Египта евреи ели мацу тридцать дней, но нам заповедь Песаха дана только на семь дней (Ваикра 23:7). Эти семь дней называют Хаг hа-мацот, они подобны семи дням Творения. Первый день – Начало творения – праздничный, «микра кодеш».

После выхода звёзд в каждом еврейском доме накрыт пасхальный стол для Седэра, чтобы, рассказывая Агаду, восстановить все события Исхода, в результате которого 12 колен Яакова стали народом Израиля.

Глава Седэра открывает перед собой три целых листа мацы, «преломляет среднюю из них, большую часть (афикоман) прячет, а меньшую (символ бедности) помещает между двумя целыми мацот».

После исхода из Египта перед каждым шабатом евреи получали ман в двойном количестве, на текущий день, йом шиши, и на шабат. Это был «лехэм мишнэ» (לֶחֶם מִשְׁנֶה), букв. двойной хлеб.

В память об этом мудрецы Торы установили традицию благословлять в шабатней трапезе на две халы (Бавли, «Бэрахот» 39-б).

Если бы в пасхальной трапезе было только два листа мацы, то, начиная чтение Агады и преломляя одну из них, не смогли бы благословлять на две целые, как того требует традиция. Поэтому кладут на стол ещё одну, третий лист.

Верхний лист из трёх мацот соответствует коhенам, средний – левитам, а нижний – исраэли, то есть всем остальным евреям.

Начальные буквы их «к-л-и» (כלי), у слова кли много значений: принадлежность, инструменты, оружие, сосуды, детали одежды.

Кли (келим) – это золотые и серебряные предметы, служившие инструментами коhенам в Храме. Это золотой стол для хлеба, золотая менора, золотой жертвенник для благовоний, для кэторет, и большой жертвенник для жертвоприношений.

Гаон раби Хананэль объясняет, что Аhарон в Храме соответствует всем еврейским праведникам, стол для хлеба соответствует царям Израиля, Менора соответствует мудрецам Израиля, золотой жертвенник соответствует коhенам, а большой жертвенник – народу Израиля (Мидраш Талпиот, «Анаф келим).

В данном случае «кли» – принадлежность Израиля Творцу. «Кли» соответствует трём сэфирот: хохма, бина, вэ-даат, трём уровням познания Мира.

Хохма – мудрость, источник разума и понимания… «коах ма (что?)», инструмент веры (Тания, «Книга средних» 18). Бина – разум, а даат – знание, необходимое для исполнения заповедей Творца.

Следовательно, маца – самый важный продукт среди всех других продуктов в дни Песаха.

Последний, седьмой день Песаха (арам. Писха - פִּסְחָא), тоже праздничный, «микра кодеш». Это День завершения творения, подобный первому шабату, завершившему сотворение мира.

Семь дней праздника Песах подобны семи дням жениха и невесты после хупы и свадьбы, когда для них читают семь благословений (шева бэрахот).

stmegi.com

еврейский хлеб (ФМ Хлебный) рецепт с фотографиями

В остывшую кипячённую воду всыпать дрожжи и 1 ч. л. сахара. Поставить в тёплое место на 20-30 минут. Опара должна вспенится.

Муку просеять, смешать с солью и сахаром. В лунку влить опару и замесить тесто, в конце влить растительное масло.

Хорошо месить тесто, чтобы было плотное. Я месила на столе без муки. Поставить в тёплое место на 1 час, чтобы удвоилось в размере.

Тесто достаём и опять месим. Потом разделяем на 9 булочек. Хлопковое полотенце намочить горячей водой и выкрутить хорошо. Накрыть им наши колобки. На 15-20 минут.

Делаем из шариков колечки. Придавив центр каждого насквозь большими пальцами. Покрутить баранку на указательном пальце, чтобы дырочка получилась диаметром 5 см.

Оставить заготовки подходить. Кипятим в кастрюльке воду, солим по вкусу. Снизить огонь до медленного кипения.

Опускаем наши колечки по одному и считаем до 15, потом переворачиваем и ещё до 15 считаем. Достаём шумовкой отряхиваем от воды. И пока выкладываем на тарелки, стол, они не прилипают. И так со всеми по очереди. Тесто должно лишь распухнуть. Колечки обсохнуть.

Взбиваем яйцо + столовая ложка воды. Колечко кладём на ладошку и кисточкой обмазываем. Посыпать присыпкой при помощи ложки. Не жалеть, очень вкусно!

Выложить на противень смазанный маслом или на коврик, оставляя место вокруг. У меня вошло 6 шт.

В разогретую духовку до 210-220 гр. ставим на 20 минут.

Всё! Очень вкусно.

Это действительно хлеб! Совсем не баранки. Если посыпать только маком и кунжутом, можно намазывать вареньем и пить чай. Внутри мягкий как обычные батоны. Корочка хрустящая и ароматная. Пекла два раза. Поэтому фото тоже из двух раз. Первый раз получились не очень пышные, пекла при 180 гр. И подсушила их ещё до варки. Второй раз более пышные и дырочка уменьшилась. Но вкусно оба раза. Багели обычно смазывают сливочным мягким сыром, потом копчённый лосось. Или яичница болтунья, варенье, мясо. Хороший получится гамбургер. Для пикников отлично подойдёт. Багель был придуман в Кракове, Польша и первое упоминание относится к 1610 году, в правилах городского сообщества, где писалось что хлеб этот следует дарить роженицам. В Соединенные Штаты и Канаду рецепт багеля привезли эмигранты из Польши. Хлеб получил необыкновенную популярность, бизнес процветал и в Нью-Йорке в 1900 был создана профсоюз Bagel Bakers Local 338, контролировавший деятельность всех багель-пекарен, изготовлявших свою продукцию ручным способом. Организация существовала до 1970 года, пока машины полностью не вытеснили ручной труд в пекарнях. Это фото пекарни в Лондоне.

www.koolinar.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *