Жанр: киноповестьМногосерийный фильм по роману А.Толстого. История четырех представителей интеллигенции, ввергнутых в водоворот революции и гражданской войны.
Петербург 1914 года, город мрачных рабочих окраин и яркой артистической жизни. Героини фильма — сестры Катя и Даша Булавины. Старшая, Катя, жена либерального адвоката Смоковникова, уже долгое время живет в тоске и отчаянии от пустоты собственной жизни. От мыслей самоубийства ее спасает офицер русской армии Вадим Рощин. Даша посещает кружок поэтов — футуристов, затем уезжает в Самару и на пароходе встречает своего давнего петербургского знакомого Ивана Телегина.
Наступает восемнадцатый год. Катя и Рощин едут на юг, в Ростов. Здесь Рощин встречает старого знакомого, корниловского офицера. Горячие споры о судьбах русского народа приводят к разрыву отношений между Катей и Рощиным. Даша и Телегин тоже расстаются, и Иван записывается в Красную Армию.
При обороне Царицына Иван Телегин получит ранение, его направят в госпиталь, где он встретит Дашу. Рощин дезертирует с фронта и направляется на поиски Кати. После долгих и мучительных скитаний все четверо встретятся в Москве.
Голод, война, хаос, разруха. Россия накануне революции. Даша и Телегин венчаются. Они счастливы. После гибели мужа Катя морально подавлена. Ей оказывает внимание и поддержку Вадим Петрович Рощин — офицер царской армии.Потеряв ребенка, Даша и Телегин расстаются. Иван Иванович вступает в ряды Красной Армии. Память возвращает его в прошлую жизнь, образ любимой жены не оставляет в покое.
В 1977 году — экранизация 2 и 3 частей одноименной трилогии А.Толстого:5 серия «Разлом», 6 серия «Телегин», 7 серия «Катя»,8 серия «Даша», 9 серия «Рощин», 10 серия «Полночь», 11 серия «Ожидание», 12 серия «Зарево», 13 серия «Хмурое утро».
В фильме снимались: Юрий Соломин, Ирина Алфёрова, Светлана Пенкина, Михаил Ножкин, Вячеслав Езепов, Михаил Козаков, Анатолий Кацинский, Александр Пашутин, Инна Гулая, Валерий Погорельцев, Лаймонас Норейка, Владимир Комратов, Георгий Бурков, Александр Лазарев, Сергей Никоненко, Вера Комисарова, Николай Ерёменко (мл.), Роман Хомятов, Петр Любешкин, Лев Дуров, Анатолий Борисов, Юрий Каюров, Николай Афанасьев, Владимир Гостюхин, Андрей Юренев, Татьяна Распутина, Евгений Казаков, Валерий Зотов, Александр Павлов, Александр Чернов, Михаил Голубович, Николай Засухин, Виталий Безруков, Юрий Николаев, Светлана Тормахова, Семён Морозов, Александр Савостьянов, Лидия Федосеева-Шукшина, Алексей Крыченков, Евгений Быкадоров, Вернер Титце, Георгий Светлани, Ролан Быков, Георгий Шахет, Сергей Яковлев, Алла Богина, Владимир Акимов, Юрий Горобец, Георгий Соколов, Александр Филиппенко, Эммануил Левин, Евгений Лазарев, Валерий Еремичев, Валентин Перкин, Константин Григорьев, Владимир Богин, Анна Каменкова, Виктор Волков, Николай Пеньков, Зиновий Гердт, Готлиб Ронинсон, Любовь Чиркова-Черняева, Николай Сморчков, Пётр Тимофеев, Михаил Владимиров
Режиссер: Василий ОрдынскийСценаристы: Василий Ордынский, Олег Стукалов-ПогодинОператор: Николай ВасильковКомпозитор: Юрий БуцкоХудожники: Юрий Кладиенко, Абрам ФрейдинСтрана: СССРПроизводство: МосфильмГод: 1974-1977Премьера: 19 октября 1977 (ТВ)Cерий: 13
Из интервью со Светланой Пенкиной
«Я не похожа на Катю. Просто живу ее испытаниями»
— Еще за полгода до всех событий толстый серый том Алексея Толстого «Хождение по мукам» вдруг стал со мной неразлучен. Даже нельзя сказать, что я перечитывала роман, — нет, скорее, вникала, ощущала в нем потребность. Хотя, естественно, и представить не могла, что вскоре он станет моей жизнью на целых 7 лет.
«Хождение по мукам»
И вот однажды в маленькой газетке «Кинонеделя Белоруссии» я прочитала информацию, что на «Мосфильме» собираются его экранизировать, — первый сериал по такой замечательной литературе! Очень было интересно, кто же кого будет играть… Вскоре стали известны первые фамилии актеров — Михаил Ножкин (Рощин), Юрий Соломин (Телегин), на роль Даши утверждена выпускница ГИТИСа Ирина Алферова, а вот Катю пока не нашли…
— И вы втайне начали о ней мечтать?— Я, студентка театрально–художественного института Минска, даже не мечтала об этой роли, ну поверьте! Хотя девизом моим в то время было: очень хотеть, истинно верить.
«Хождение по мукам»
Тогда сбывается. Вообще, за любым новым витком жизни, за поднятием на какой–то иной уровень следует плата, испытание — это, как мне кажется, непременно. Я бы никогда не сыграла Катю, меня никогда бы не утвердили, я никогда не прошла бы конкурс — а он был мощный, фактически шел год — искали молодую актрису от 20 до 27.
Помните, Даша в романе все время спрашивает: «Катя, почему у тебя все время грустные глаза?.. Муж замечательный, живешь ты хорошо, и я тебя люблю…» Так вот, я бы не попала в фильм, если бы не жертвоприношение, уготованное мне судьбой. Мне не было и 19 лет, когда случилось несчастье с моей мамой Ларисой Никифоровной, мужественной и очень красивой женщиной: она оказалась прикованной к постели в самом расцвете жизни. Вот так у избалованной счастливой девчонки, которой я росла, появились грустные глаза… А утверждение на роль произошло всего за 9 дней, очень быстро.
— Вам просто позвонили в институт? Но откуда все–таки они узнали о вашем существовании?
— В конце 4–го курса мы все сдавали фотографии администратору «Беларусьфильма». Я припозднилась. Догоняла администратора, помню, уже чуть ли не в фойе института — а назавтра он уезжал на «Мосфильм», так что отложить это было невозможно. Свою фотографию зачем–то обернула в ту самую газету «Кинонеделя Белоруссии», где была заметка о сериале, о том, что ищут Катю, — раз–раз и побежала. Отдавая фото в газетке, сказала просто так, в воздух: «Меня им не хватает!»
«Хождение по мукам»
— И закодировали, «наколдовали»?
— Выходит. Фото попало на глаза режиссеру Ордынскому. Спасибо нашему педагогу Школьникову — на фото я была в возрастном гриме, мы с ним этим увлекались… «Если хотите попробоваться, приезжайте срочно!» — сказали мне по телефону из Москвы. А надо сказать, что кинопробы в институте не приветствовались, нас готовили на театральную сцену, а кино считалось — это Тверская, легкая жизнь.
Но актерское мастерство — и человеческое! — мне преподавал замечательный Александр Иванович Бутаков. Я позвонила ему и уехала, думая, что даже просто попробоваться — это уже замечательно…Приехала в Москву. Мой внешний вид совершенно не совпадал с фотографией. Молода и экстравагантна — пончо, макияж. Ордынский посмотрел и сказал: «Сфотографируйте девочку и отправьте».
«Хождение по мукам»
Но Наташа Эсадзе, администратор, смыла с меня «индейский окрас», накинула простой халатик и что–то там, наверное, проявилось в природе… Забегая вперед, скажу, что Василий Сергеевич после одного доверительного разговора обронил такую фразу: «А ведь Катя была красивой». И поселил во мне чуть ли не комплекс: что делать с внешностью?
А тогда меня «размытую» отправили к режиссеру на «смотрины», и он вдруг, поменяв решение меня отправить восвояси, предложил почитать сцены. Но роман–то был уже полгода во мне! И зашевелилось, началось движение…
Поклонники Даши никогда не могут стать поклонниками Екатерины Дмитриевны. И наоборот. Это две совершенно различные женские природы. Когда меня спрашивали, какие трудности я испытала во время съемок, я говорила, что по характеру я не Катя. В 20 лет я ею быть не могла. Тем не менее Катя — это 7 лет моей жизни, с 20 до 27. Мое формирование шло под ее влиянием.
«Хождение по мукам»
— А почему так долго создавался сериал?
— Мы отсняли несколько сцен в Ленинграде — Петербурге, и — опять испытание. У Ордынского, когда он показывал отснятый материал высочайшему руководству телевидения, случается инфаркт.
Да, во время счастливого мгновения, когда начальство мало того, что одобрило просмотренное (а могло быть совершенно иначе, могли запросто заменить актеров или даже остановить весь проект: что вы думаете, тогда сериал на ЦТ — это было очень серьезно!), так еще дали дополнительную поездку в Париж плюс пленку «Кодак»! (После расставания с мужем, по роману, Катя уезжает во Францию…
«Хождение по мукам»
Так что мне довелось почти месяц работать совместно с французским каналом RTF.) Но в тот момент прямо в кабинете Лапина сердце Ордынского не выдержало — не выдержало счастья. Режиссер попал в больницу на год. Картина была закрыта. Кстати, Ирина Алферова в это время родила дочку Катюшу. Я же вернулась в Гродно.
И вскоре получила первое письмо от Василия Сергеевича, в котором он попросил меня о том, чтобы я нигде не снималась. Ибо хотел, чтобы за актрисой, которая играет Екатерину Дмитриевну, не было шлейфа иных образов. И я дала слово.— Сериал, съемочную группу не наградили?
— Нет. Были выдвинуты на госпремию, но победили «Рожденные революцией». Хотя фильм Ордынского с большим успехом пошел сначала в Восточной Европе, потом у нас. Зрительский интерес был колоссальный.
«Хождение по мукам»
О съёмках фильма вспоминает Михаил Ножкин
«Ордынский на самом деле предложил мне сначала играть Телегина. А я очень любил кино и люблю кино, я всю эту кухню, как говорят, киношную, телевизионную, уже тогда первый «Голубой огонек» параллельно шел, с 1962 года на телевидении в передачах участвовал и т. д., это отдельный разговор.
«Хождение по мукам»
И я говорю: «Вот, Василий Евгеньевич, все хорошо, но только вот мне ближе Рощин».Он говорит: «Да, конечно, Рощин, ну я вот Телегина все-таки…» И вот он меня уговаривал-уговаривал и все-таки не уговорил. И я очень доволен, Юра Соломин Телегина играл, и замечательно сыграл, а мне Рощин ближе по натуре, по динамике, по более активной жизненной позиции. Они оба хорошие, по характеру человеческому мне ближе Рощин был.
Я, конечно, его с удовольствием играл, к сожалению, многие кадры не вошли в кино, хорошие, не вошли, по разным соображениям, по дурацким некоторым соображениям. Например, сцена была роскошная, долго снимали в Алабино, на лошадях я скакал, рубил, и сцена, когда я вытаскиваю шашку, выхватываю шашку, и когда у него осечка была, хотел застрелиться, а я говорю: «Ты что устроил спектакль перед всеми?»
Потому что его ругали, полк пропал, и вроде бы хотел застрелиться, не получилось, осечка, у него действительно осечка была, и я его чуть не зарубил, ухо, половину, часть уха отрубил лошади, завелся, я тоже заводной, на съемках… В общем, лихая сцена была, лошадь у меня еще такая капризная, заводная была, никак не встает, я нервничаю, она нервничает, передается же, крутится вокруг. Ну и результат. Кто-то сказал: «Это нехорошо, командиры на виду ссорятся, да еще так крупно, какой пример солдатам подают?» Какой солдат? Из-за такой чепухи вырезали роскошную сцену.
tayni.info
tayni.info
Он был оптимистом по натуре, любил своих героев и хотел уберечь их от гибели — для лучшей жизни. А чтобы продолжать работу над романом, надо было вернуться домой. Кстати, отношения писателя с эмиграцией были достаточно напряжённы& ми: он не примкнул к антисоветчикам и не разорвал связей с СССР. Летом 1923 года Толстой со всей семьёй, в которой было уже трое детей, вернулся на родину. И, надо сказать, писатели-лефовцы встретили его отнюдь не с распростёртыми объятиями и пытались даже обвинить в плагиате. Всё это надо было пережить и продолжать работать. Толстой много ездил по стране, посещал, конечно, и места, где происходило действие новой книги романа — «Восемнадцатый год». К концу 1926 года вторая книга была закончена, а публикация состоялась вскоре в журнале «Новый мир». Третья книга романа «Хождение по мукам» должна была вобрать в себя дальнейшие события Гражданской войны, вплоть до окончательной победы Красной Армии. Но работа над ней сильно задержи валась. Одно время Толстой даже подумывал отказаться от продолжения романа: слишком сложен материал, необходимый для освоения темы. Слишком велики общественные обязанности и обширны новые творческие планы. Точку в рукописи он ставит 22 июня 1941 года. Рядом на рабочем столе лежала свежая публикация его статьи «Что мы защищаем» в газете «Правда» от 17 июня. Он точно знал, что защищает и будет защищать. В последнем эпизоде романа «Хож& дение по мукам»» все четверо героев на самом верхнем ярусе переполненного Большого театра слушают доклад Г.М. Кржижановского о грядущей электрификации России. «Вот кончим войну, — шепчет Телегин Даше, — вернусь на завод… У меня тоже есть кое-какие соображения… Ужасно хочется, Дашенька, работать…» «Ты понимаешь, — вторит ему Рощин, — какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и терпеливые муки… Мир будет перестраиваться нами для добра…» Вот итог эпохального романа.
И всю историю его создания, все сделанные в нём выводы должны были хорошо знать авторы и заказчики экранизации. Нынешние либеральные демократы очень много говорят об уважении к чужой позиции, чужому мнению. Почему же они проявили вопиющее неуважение к труду выдающегося писателя, почему позволили себе переиначить, а точнее, передёрнуть его замысел, переписать многие страницы, а то и добавить отсебятины? Отбросив третью книгу романа, авторы проигнорировали основной вывод «Хождений»: «не напрасны были все усилия, пролитая кровь…» Третья книга и впрямь по-настоящему оптимистична. В ней появляются герои нового времени: бесстрашные бойцы Красной Армии Лагутин, Иван Гора, Агриппина Чебрец, Анисья Назарова. Но зачем они нынешним либералам? Все их симпатии на стороне обиженной «переворотом» буржуазии. «Потерпевшими» в глазах авторов до самого конца остаются все четверо главных героев. Катя и Даша, потерявшие всё своё имущество в результате экспроприации, вынуждены сотрудничать с новой «хамской» властью в жалкой роли культурно-массовых организаторов или учительниц начальной школы. А блестящий офицер Рощин и толковый инженер Телегин после тяжёлых ранений оказываются инвалидами — если не физическими, то моральными. Что им остаётся, этим бывшим людям, — только выживать.
Как они получили свои «боевые ранения»? Это целая история, от начала до конца выдуманная авторами. Оказывается, случайно встретившись в оккупированном белыми Ростове, где корниловский офицер Рощин разыскивал свою жену Катю, а красный командир Телегин выполнял опасное поручение, они по-свойски (ведь и на самом деле свояки) поменялись своими документами: это должно было обеспечить Рощину дальнейшие поиски уже в расположении красных, а Телегину — облегчить выполнение боевого задания. Лихо закручено — без малейшего представления о войне, армии, уставе. А главное — вопреки написанному Толстым. У него эти близкие, родные люди, оказавшиеся в разных лагерях, даже глаз не смеют поднять друг на друга при случайной встрече, расходятся, не обменявшись ни словом. Но беспардонное сочинительство продолжается. Оказавшись в расположении одной из частей Красной Армии с чужими документами, оба попали под подозрение и до окончательного разбирательства были вместе брошены в сарай. А тут начался бой, сарай загорелся, но, сколько бы они ни кричали, ни рвались наружу, никто не поспешил их спасать. Сарай разбило снарядом. С тяжёлыми ожогами и ранениями оба оказались в лазарете — сломленные, потерявшие всякую ориентацию. Надо было морально добить толстовских героев — авторы их добили
. Что касается героинь Кати и Даши, то они предстают как жертвы «переворота». Красивые, обаятельные, любящие, они словно бы олицетворяют ту прежнюю жизнь, навсегда ушедшую Россию. Тут авторы вроде бы идут за литературным оригиналом, но всячески стараются сгустить негатив, подчеркнуть страдания ни в чём не повинных женщин, у которых почва уходит из-под ног. До самого конца они остаются в сериале убеждёнными противницами революции, которая отняла у них и бросила в пекло Гражданской войны любимых мужей. Авторы сериала ведут героинь не к духовному возрождению и обновлению, а, напротив, к моральной стагнации и гибели. Западнёй для Кати становится хутор бывшего ординарца её мужа Алексея Красильникова, а для Даши — террористическая организация Бориса Савинкова. Всё вроде как в романе Толстого. И вместе с тем всё иначе: сёстры Булавины не просто плывут по течению, они вырастают из себя, как из старого платья — так у Толстого. Особенно характерна история вербовки Даши в террористическую организацию и провала возложенной на неё акции. Даше предстоит «отомстить» за себя и за своих близких, убив «самого главного революционера». Её везут в лес, на стрельбище. Даша стреляет по портрету. Один промах, другой и — попадание с третьего раза. Портрет вполне узнаваем, характеристика тоже знакомая: «немецкий агент, сделавший революцию на немецкие деньги». Авторы экранизации не брезгуют грязной «ложью на длинных ногах», но не называют имени, чтобы избежать каких-либо претензий со стороны возмущённых оппонентов. Что и говорить, со смаком расстреливать портрет реального исторического лица, выдающегося государственного деятеля ХХ века могут себе позволить только «отморозки». Тем б лее что такой сцены нет в романе — она придумана злобными пигмеями.
А вот Толстой называет имя Ленина. Понятно, что во второй книге, которая озаглавлена «Восемнадцатый год», нельзя обойти покушение на вождя революции: оно и произойдёт чуть позже событий, отображаемых в романе. Как известно, в 1918 году Ленин многократно выступает на митингах, заводах и фабриках. Отсюда и подлинное ленинское выступление, которое слышит Даша. Её провели на завод люди Савинкова — без оружия, для рекогносцировки: ей надо осмотреться, оценить обстановку. Но Даша забывает о себе, о своих несчастьях, когда слушает Ленина. Он просто и доступно всем объясняет, откуда берутся непомерно высокие цены на хлеб. Это «чёрный» рынок. Это кулак поддерживает спекулянтов и морит голодом рабочих. Вот зачем нужны государственные закупки, хлебная монополия. Дашу поражает глубочайшая тишина под сводами цеха: сотни людей слуша& ют Ленина, затаив дыхание. Он говорит дальше о самосознании рабочих — нового государствообразующего класса. И тишина взрывается овациями. В мироощущении Даши происходит сдвиг: она понимает, что вот здесь, под заводскими сводами, она стоит на пороге какого-то совершенно особенного, небывалого государства нового типа. Так начинается её прозрение. Это один из ключевых эпизодов романа. Но, конечно, ничего подобного в сериале нет. Есть беглые, как бы хроникальные кадры митинга и есть Даша, которая пробирается ближе к оратору. Она вооружена, ей предстоит выстрелить. Мелькает крупный план наклонённой лысой головы оратора, потом в кадре почему-то оказывается ботинок с развязавшимся шнурком. «Почему не стреляла?» — спросит её Савинков. И она ответит: не смогла, у него, видите ли, шнурок на ботинке развязался. В глазах Даши это уравняло его с обычными людьми: «Он ведь тоже человек!» Вывод ясен: этот гуманизм и губит обречённый на уничтожение класс. Гуманистке Даше остаётся только тихо существовать. «Будем жить! — говорит она обретённому мужу. — Просто жить…»
Но «просто жить» не получается — не для того авторы экранизации затеяли это соавторство с Толстым. Из заключительных титров мы узнаём: Рощин арестован и расстрелян в 1936 году, Катя скончалась в сибирской ссылке, Телегин пропал без вести в битве за Москву в 1941 году, и только одна Даша дожила до старости, вырастив своих детей и племянников. Так лихо обошлись авторы сериала с романом Толстого. Понятно: перед нами грубая плоская агитка — пасквиль на Октябрьскую революцию, приуроченный к 100-летию этого исторического события. Надо ли в связи с такой оценкой целого говорить о частностях: о профессиональных качествах авторов, актёрской и операторской работе, музыке и костюмах? Всё дезавуировано авторской ненавистью к пролетарской революции, которая была и остаётся историческим событием мирового масштаба. А как опошлен в сериале образ нового мира! Например, таких бездарных и злобных карикатур на рабочие клубы времён Гражданской войны трудно припомнить. Это издевательство без зазрения совести соотнесено с романом Толстого. В третьей книге романа значительное место уделено рассказу о том, как в красноармейской самодеятельности репетируют и ставят пьесу Шиллера «Разбойники». Наверное, очень важным представлялся писателю этот прорыв героев через огонь сражений в пространство искусства, если он нашёл для него место в цепи серьёзных исторических событий. За этим стоят любовь и уважение к своему народу, понимание его талантливости и самобытности, вера в его великую судьбу.
Что же касается нового сериала, художественного образа народа в нём не существует. Что могут противопоставить таланту народа, воспетого писателем, авторы сериала? Их собственный вкус очевиден: телевизионное «мыло». С первых же серий они стараются натянуть действие на колодку современного жёсткого детектива с неизбежными ограблениями, убийствами и погонями. И это при том, что никакой детективной составляющей в романе Толстого нет: писателя просто не интересует грязная накипь на больших событиях. Но авторы сериала распоряжаются по-своему. Отыскав в романе два второстепенных персонажа, авторы превращают их чуть ли не в главных героев. Анархиствующий бандит Жадов и его «правая рука» Лиза с их «сложными» патологическими отношениями проходят через весь сериал, сильно потеснив других героев, необходимых для развития событий. Всё, что напридумано и накручено вокруг них, не имеет никакого отношения к роману.
Такое «сотворчество» с великим писателем имеет тяжёлые последствия. Зрители новых поколений, не читавшие романа и не видевшие прежних экранизаций, так и останутся в заблуждении. Впрочем, задача авторов именно и состояла в том, чтобы до неузнаваемости, до самоотрицания извратить выдающееся произведение одного из лучших русских советских писателей. Антисоветчина верна себе. Остаётся при этом порадоваться здоровому инстинкту наших соотечественников: судя по рейтингам, сериал с треском провалился. Извращенцы не нашли себе аудитории.
www.chitalnya.ru
Готовя в 1942 году «Хождение по мукам» к изданию в одной книге, Толстой в последний раз обращается к работе над трилогией: «Романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами. Нужно было их свести к единому стилю, многое переделать, многое лишнее выпустить, придать им стройность одной книги». Сам Толстой, определяя свое отношение к трилогии, Говорил: «Хождение по мукам» — это… ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны». «Хождение по мукам» Толстого относитсяк жанру романа-эпопеи. Ученики уже изучали «Войну и мир» Толстого — классический образец романа-эпопеи и новейшей литературе. Однако при изучении «Хождения по мукам» следует им напомнить об особенностях жанра эпопеи (можно спросить, кто из них помнит, что собою представляет роман-эпопея), расширить их представления об этом жанре, закрепить их знания и обратить внимание на особенности эпопеи в литературе социалистического реализма. Следует напомнить определение «романа-эпопеи» из «Словаря литературоведческих терминов» и «Краткой литературной энциклопедии». «Основной чертой современной эпопеи… является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс… Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя характеристика мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности». В «Краткой литературной энциклопедии» указывается, что в романе-эпопее социалистического реализма появилось «новое качество жанрового содержания. Оно заключается в том, что становление характеров главных героев происходит не просто в связи, но на основе их положительного активного участия в исторически прогрессивных и революционных событиях». В наиболее значительных романах-эпопеях русской литературы, созданных М. Горьким, А. Толстым, М. Шолоховым, раскрывается «противостояние и перепутье истории и «частного человека», народа и личности, их драматическая встреча, горечь их противоборства и радость их единения» Главным героем эпопеи является народ, который участвует в исторических событиях. Содержание трилогии «Хождение по мукам» огромно, в ней рассказано о важнейших, переломных событиях в жизни России и даже шире — в жизни всего человечества. Произведение густо «населено», оно поражает разнообразием и яркостью типов людей, мастерством лепки характеров. Писатель наряду с многоплановым изображением исторической действительности, грандиозных классовых битв рисует становление и развитие человеческих характеров в процессе их участия в революционных событиях. Толстой считал, что для того «чтобы воссоздать художественно нашу эпоху,- ее задачи, поднимающие рабочие массы на борьбу и строительство, своеобразие ее классовой борьбы, человеческие характеры и прочее и прочее,- нужно взять ее во всей исторической перспективе. Сегодняшний день — в его законченной характеристике — понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исторического процесса».Ни в каком другом русском романе не называется так часто имя России, как в «Хождении по мукам». О России постоянно думает автор, о ее судьбе рассуждают герои. Судьбами России озабочены все — от простого солдата до руководителя страны. «Дыхание ее измученной, но титанической груди» определяет поведение, поступки и судьбы всех героев. Высказывания о Родине и русском народе автора и героев трилогии часто противоположны друг другу. Это зависит от времени, от классовых позиций, идейных убеждений. Либералы, собравшись для обсуждения вопроса, какую позицию им следует занять по отношению к царскому правительству в связи с начавшейся войной, запросто предают интересы народа, сверстав очередной номер газеты с заголовком: «Отечество в опасности. К оружию!» Их «оппозиция царской власти» проявилась только в том, что «к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром», «так как вчера законом спиртные напитки были запрещены». Вадим Рощин, близко принимающий к сердцу все, что происходит в стране, не понимая сущности многих событий, с болью в душе говорит: «Великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие…». Как бы споря с Рощиным, Телегин придерживается иного мнения: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется,- и оттуда пойдет русская земля…». Иные позиции отстаивает восставший народ. За иную Россию он дерется. Большевик Василий Рублев считает: никто сейчас не спасет России, не спасет революции,- одна только власть… Понял? Сейчас нет ничего важнее нашей революции…». Именно эту мысль «вдалбливает» Рублев солдатам-дезертирам и Телегину. «Покуда гады кровь нашу пьют… Не успокоюсь!..» говорит матрос Семен Красильников, беспокоясь за судьбу Родины. После гибели Корнилова Добровольческую армию возглавил Деникин. Из всех руководителей контрреволюции ему в трилогии уделено больше всего внимания. Масштабы деятельности Добровольческой армии при Деникине настолько возросли, что она составила огромную опасность для самого существования молодой республики. И все же иронический оттенок в описании Деникина вполне обоснован. А. Толстой убедительно показывает, что белогвардейцы представляли собой огромную, смертельную опасность для русской республики. В «Сестрах» изображению прогрессивных сил России уделено очень мало места и внимания. И все же уже здесь возникают мысли о другой России, которые высказываются людьми, весьма далекими от жизни народа и не понимающими ее. Толстой показывает, как в классовых боях гражданской войны мужала Красная Армия, закалялись и крепли в сознании своей правоты бойцы и командиры, как вместе с армией в борьбу с белогвардейцами вступал весь трудовой люд, как дисциплинировалась Красная Армия. Кадровые офицеры и генералы, несмотря на свое превосходство в военной выучке, а иногда и в численности войск, ничего не смогли сделать с, казалось, слабой Красной Армией. Руководитель белогвардейских частей, генерал Деникин, «который… начал верить в свое избрание свыше», вдруг потерпел сокрушительное поражение: «большевики, дышавшие на ладан, что-то такое сделали непонятное: в разгар сыпного тифа, острейшего голода и окончательной хозяйственной разрухи организовали мощное контрнаступление» (там же). Этим, конечно, не ограничивается пестрая картина русской жизни революционной эпохи. Образы милой комсомолки Маруси, подполковника Тетькина, украинского партизана Пьявки, белозубого парня, вместе с Дашей слушавшего выступление Горького на заводе, «батьки Махно», его подручного Левки Задова, Алексея Красильникова, жадной красавицы Матрены, деда Афанасия, спекулянта Паприкаки, бойкого иностранца Матте, Мамонта Дальского, анархиста Жадова, Бориса Савинкова, контрреволюционного атамана Дутова и др. каждый по-своему дополняет ее.
www.vslu.ru
Готовя в 1942 году “Хождение по мукам” к изданию в одной книге, Толстой в последний раз обращается к работе над трилогией: “Романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами. Нужно было их свести к единому стилю, многое переделать, многое лишнее выпустить, придать им стройность одной книги”. Сам Толстой, определяя свое отношение к трилогии, Говорил: “Хождение по мукам” – это. ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны”.“Хождение по мукам” Толстого относится к жанру романа-эпопеи. Ученики уже изучали “Войну и мир” Толстого – классический образец романа-эпопеи и новейшей литературе. Однако при изучении “Хождения по мукам” следует им напомнить об особенностях жанра эпопеи (можно спросить, кто из них помнит, что собою представляет роман-эпопея), расширить их представления об этом жанре, закрепить их знания и обратить внимание на особенности эпопеи в литературе социалистического реализма. Следует напомнить определение “романа-эпопеи” из “Словаря литературоведческих терминов” и “Краткой литературной энциклопедии”.“Основной чертой современной эпопеи. является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя характеристика мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности”. В “Краткой литературной энциклопедии” указывается, что в романе-эпопее социалистического реализма появилось “новое качество жанрового содержания. Оно заключается в том, что становление характеров главных героев происходит не просто в связи, но на основе их положительного активного участия в исторически прогрессивных и революционных событиях”.В наиболее значительных романах-эпопеях русской литературы, созданных М. Горьким, А. Толстым, М. Шолоховым, раскрывается “противостояние и перепутье истории и “частного человека”, народа и личности, их драматическая встреча, горечь их противоборства и радость их единения”Главным героем эпопеи является народ, который участвует в исторических событиях. Содержание трилогии “Хождение по мукам” огромно, в ней рассказано о важнейших, переломных событиях в жизни России и даже шире – в жизни всего человечества. Произведение густо “населено”, оно поражает разнообразием и яркостью типов людей, мастерством лепки характеров. Писатель наряду с многоплановым изображением исторической действительности, грандиозных классовых битв рисует становление и развитие человеческих характеров в процессе их участия в революционных событиях.Толстой считал, что для того “чтобы воссоздать художественно нашу эпоху,- ее задачи, поднимающие рабочие массы на борьбу и строительство, своеобразие ее классовой борьбы, человеческие характеры и прочее и прочее,- нужно взять ее во всей исторической перспективе. Сегодняшний день – в его законченной характеристике – понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исторического процесса”.Ни в каком другом русском романе не называется так часто имя России, как в “Хождении по мукам”. О России постоянно думает автор, о ее судьбе рассуждают герои. Судьбами России озабочены все – от простого солдата до руководителя страны. “Дыхание ее измученной, но титанической груди” определяет поведение, поступки и судьбы всех героев. Высказывания о Родине и русском народе автора и героев трилогии часто противоположны друг другу. Это зависит от времени, от классовых позиций, идейных убеждений.Либералы, собравшись для обсуждения вопроса, какую позицию им следует занять по отношению к царскому правительству в связи с начавшейся войной, запросто предают интересы народа, сверстав очередной номер газеты с заголовком: “Отечество в опасности. К оружию!” Их “оппозиция царской власти” проявилась только в том, что “к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром”, “так как вчера законом спиртные напитки были запрещены”.Вадим Рощин, близко принимающий к сердцу все, что происходит в стране, не понимая сущности многих событий, с болью в душе говорит: “Великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие.”. Как бы споря с Рощиным, Телегин придерживается иного мнения: “Великая Россия пропала!. Уезд от нас останется,- и оттуда пойдет русская земля.”. Иные позиции отстаивает восставший народ. За иную Россию он дерется. Большевик Василий Рублев считает: никто сейчас не спасет России, не спасет революции,- одна только власть. Понял? Сейчас нет ничего важнее нашей революции.”. Именно эту мысль “вдалбливает” Рублев солдатам-дезертирам и Телегину. “Покуда гады кровь нашу пьют. Не успокоюсь!.” говорит матрос Семен Красильников, беспокоясь за судьбу Родины.После гибели Корнилова Добровольческую армию возглавил Деникин. Из всех руководителей контрреволюции ему в трилогии уделено больше всего внимания. Масштабы деятельности Добровольческой армии при Деникине настолько возросли, что она составила огромную опасность для самого существования молодой республики. И все же иронический оттенок в описании Деникина вполне обоснован. А. Толстой убедительно показывает, что белогвардейцы представляли собой огромную, смертельную опасность для русской республики.В “Сестрах” изображению прогрессивных сил России уделено очень мало места и внимания. И все же уже здесь возникают мысли о другой России, которые высказываются людьми, весьма далекими от жизни народа и не понимающими ее. Толстой показывает, как в классовых боях гражданской войны мужала Красная Армия, закалялись и крепли в сознании своей правоты бойцы и командиры, как вместе с армией в борьбу с белогвардейцами вступал весь трудовой люд, как дисциплинировалась Красная Армия.Кадровые офицеры и генералы, несмотря на свое превосходство в военной выучке, а иногда и в численности войск, ничего не смогли сделать с, казалось, слабой Красной Армией. Руководитель белогвардейских частей, генерал Деникин, “который. начал верить в свое избрание свыше”, вдруг потерпел сокрушительное поражение: “большевики, дышавшие на ладан, что-то такое сделали непонятное: в разгар сыпного тифа, острейшего голода и окончательной хозяйственной разрухи организовали мощное контрнаступление” (там же).Этим, конечно, не ограничивается пестрая картина русской жизни революционной эпохи. Образы милой комсомолки Маруси, подполковника Тетькина, украинского партизана Пьявки, белозубого парня, вместе с Дашей слушавшего выступление Горького на заводе, “батьки Махно”, его подручного Левки Задова, Алексея Красильникова, жадной красавицы Матрены, деда Афанасия, спекулянта Паприкаки, бойкого иностранца Матте, Мамонта Дальского, анархиста Жадова, Бориса Савинкова, контрреволюционного атамана Дутова и др. каждый по-своему дополняет ее.
.
studentguide.ru
Готовя в 1942 году «Хождение по мукам» к изданию в одной книге, Толстой в последний раз обращается к работе над трилогией: «Романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами. Нужно было их свести к единому стилю, многое переделать, многое лишнее выпустить, придать им стройность одной книги». Сам Толстой, определяя свое отношение к трилогии, Говорил: «Хождение по мукам» - это... ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».
«Хождение по мукам» Толстого относится к жанру романа-эпопеи. Ученики уже изучали «Войну и мир» Толстого - классический образец романа-эпопеи и новейшей литературе. Однако при изучении «Хождения по мукам» следует им напомнить об особенностях жанра эпопеи (можно спросить, кто из них помнит, что собою представляет роман-эпопея), расширить их представления об этом жанре, закрепить их знания и обратить внимание на особенности эпопеи в литературе социалистического реализма. Следует напомнить определение «романа-эпопеи» из «Словаря литературоведческих терминов» и «Краткой литературной энциклопедии».
«Основной чертой современной эпопеи... является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс... Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя характеристика мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности». В «Краткой литературной энциклопедии» указывается, что в романе-эпопее социалистического реализма появилось «новое качество жанрового содержания. Оно заключается в том, что становление характеров главных героев происходит не просто в связи, но на основе их положительного активного участия в исторически прогрессивных и революционных событиях».
В наиболее значительных романах-эпопеях русской литературы, созданных М. Горьким, А. Толстым, М. Шолоховым, раскрывается «противостояние и перепутье истории и «частного человека», народа и личности, их драматическая встреча, горечь их противоборства и радость их единения»
Главным героем эпопеи является народ, который участвует в исторических событиях. Содержание трилогии «Хождение по мукам» огромно, в ней рассказано о важнейших, переломных событиях в жизни России и даже шире - в жизни всего человечества. Произведение густо «населено», оно поражает разнообразием и яркостью типов людей, мастерством лепки характеров. Писатель наряду с многоплановым изображением исторической действительности, грандиозных классовых битв рисует становление и развитие человеческих характеров в процессе их участия в революционных событиях.
Толстой считал, что для того «чтобы воссоздать художественно нашу эпоху,- ее задачи, поднимающие рабочие массы на борьбу и строительство, своеобразие ее классовой борьбы, человеческие характеры и прочее и прочее,- нужно взять ее во всей исторической перспективе. Сегодняшний день - в его законченной характеристике - понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исторического процесса».
Ни в каком другом русском романе не называется так часто имя России, как в «Хождении по мукам». О России постоянно думает автор, о ее судьбе рассуждают герои. Судьбами России озабочены все - от простого солдата до руководителя страны. «Дыхание ее измученной, но титанической груди» определяет поведение, поступки и судьбы всех героев. Высказывания о Родине и русском народе автора и героев трилогии часто противоположны друг другу. Это зависит от времени, от классовых позиций, идейных убеждений.
Либералы, собравшись для обсуждения вопроса, какую позицию им следует занять по отношению к царскому правительству в связи с начавшейся войной, запросто предают интересы народа, сверстав очередной номер газеты с заголовком: «Отечество в опасности. К оружию!» Их «оппозиция царской власти» проявилась только в том, что «к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром», «так как вчера законом спиртные напитки были запрещены».
Вадим Рощин, близко принимающий к сердцу все, что происходит в стране, не понимая сущности многих событий, с болью в душе говорит: «Великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие...». Как бы споря с Рощиным, Телегин придерживается иного мнения: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется,- и оттуда пойдет русская земля...». Иные позиции отстаивает восставший народ. За иную Россию он дерется. Большевик Василий Рублев считает: никто сейчас не спасет России, не спасет революции,- одна только власть... Понял? Сейчас нет ничего важнее нашей революции...». Именно эту мысль «вдалбливает» Рублев солдатам-дезертирам и Телегину. «Покуда гады кровь нашу пьют... Не успокоюсь!..» говорит матрос Семен Красильников, беспокоясь за судьбу Родины.
После гибели Корнилова Добровольческую армию возглавил Деникин. Из всех руководителей контрреволюции ему в трилогии уделено больше всего внимания. Масштабы деятельности Добровольческой армии при Деникине настолько возросли, что она составила огромную опасность для самого существования молодой республики. И все же иронический оттенок в описании Деникина вполне обоснован. А. Толстой убедительно показывает, что белогвардейцы представляли собой огромную, смертельную опасность для русской республики.
В «Сестрах» изображению прогрессивных сил России уделено очень мало места и внимания. И все же уже здесь возникают мысли о другой России, которые высказываются людьми, весьма далекими от жизни народа и не понимающими ее. Толстой показывает, как в классовых боях гражданской войны мужала Красная Армия, закалялись и крепли в сознании своей правоты бойцы и командиры, как вместе с армией в борьбу с белогвардейцами вступал весь трудовой люд, как дисциплинировалась Красная Армия.
Кадровые офицеры и генералы, несмотря на свое превосходство в военной выучке, а иногда и в численности войск, ничего не смогли сделать с, казалось, слабой Красной Армией. Руководитель белогвардейских частей, генерал Деникин, «который... начал верить в свое избрание свыше», вдруг потерпел сокрушительное поражение: «большевики, дышавшие на ладан, что-то такое сделали непонятное: в разгар сыпного тифа, острейшего голода и окончательной хозяйственной разрухи организовали мощное контрнаступление» (там же).
Этим, конечно, не ограничивается пестрая картина русской жизни революционной эпохи. Образы милой комсомолки Маруси, подполковника Тетькина, украинского партизана Пьявки, белозубого парня, вместе с Дашей слушавшего выступление Горького на заводе, «батьки Махно», его подручного Левки Задова, Алексея Красильникова, жадной красавицы Матрены, деда Афанасия, спекулянта Паприкаки, бойкого иностранца Матте, Мамонта Дальского, анархиста Жадова, Бориса Савинкова, контрреволюционного атамана Дутова и др. каждый по-своему дополняет ее.
schooltask.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»