Зачем сегодня экранизировать толстый роман про революцию, изменившую страну и людей? Об этом режиссер проекта рассказал в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM).
- Рассерженные зрители пишут, что вы «сделали из сестер Булавиных пошленьких искательниц красивой жизни», осовременили их. Как вы реагируете на такие претензии?
- Чем крупнее произведение, тем сложнее его экранизировать. Когда на экране появляется артист, то зритель, который в голове у себя сложил совершенно иной образ героя, говорит: нет, мне это не нравится. Это касается и персонажа, и ситуаций. Почему девочки пошленькие? Это неправда, это абсолютный абсурд. Я это не принимаю целиком.
- В ролях сестер Булавиных у вас заняты Аня Чиповская и Юлия Снигирь. Насколько трудно было донести до современных актрис весь трагизм ситуации, в которой оказались их героини?
- Надо было найти каких-то анахореток (отшельниц. - Ред.), которые ходили на Бестужевские курсы, и им поручить эти роли? Критерий один - талант. Автор сценария Елена Райская провела колоссальную работу: она из беллетристического романа Алексея Толстого сделала дайджест для кино. Кино - искусство грубое. Это в романе писатель мог остановить диалог и сказать: «В это время Рощин подумал…» Структура картины гораздо действеннее. И, может быть, это вызывает некое раздражение у книгочеев, которые любили погрузиться в роман с этими огромными, талантливыми, но отступлениями.
- Вы говорили, что роман хорошо рифмуется с нашим временем. В чем же эта рифма?
- При советской власти наши люди жили по установленным нормам, когда все всем было известно. И когда возникла полярность возможностей, открылись горизонты, немногие были готовы к такому количеству свободы. Огромное количество людей было сметено этим состоянием. Слово «выбор» было самым главным словом. Герои романа «Хождение по мукам» как раз живут в момент очень напряженного, гипертрофированного состояния выбора. И в этом рифма с нашим временем. Все творческое направление жизни - это поиск людей сомневающихся. Мы рассказываем о людях, которые не знают, как правильно жить. Они на наших глазах пытаются выкристаллизовать то самое правильное, что и будет их вести. Если в человеке нет конфликта, противоречий, он однозначен. И, мне кажется, менее интересен.
- «Хождение по мукам» выходит в эфир сразу после «Ментовских войн-11». А это сериал, скажем так, совсем другого идейного наполнения...
- Я был приглашен Тимуром Вайнштейном (генеральный продюсер НТВ. - Ред.), который возглавил этот канал с идеей изменения его формата. Она в том, что НТВ - это канал, который должен жить не только «Ментовскими войнами», но и чем-то серьезным. Да, аудиторию НТВ я учитывал. Подсознание мне шептало, что это будет сложно, что зритель готов к другим размышлениям о жизни, нежели то, что предложим им мы, опираясь на Толстого. Мы ныряли в литературу и пытались из нее сделать зрелище. Я настолько доволен актерами, что мне грех было бы говорить, что получилось плохо.
«Хождение по мукам» (финальные серии). Вторник, 21.40, НТВ.
www.kp.ru
*Наверное, нас еще ждет, сделанная в духе той же коричнево-реакционной морали, экранизация «Грозы», где баба-дура Катерина не мечтала стать чьим-нибудь идеалом, а хотела только хохотать, разрушала семью, нарушала вековые русские традиции и портила жизнь частным предпринимателям
beauty-spirit.livejournal.com
Автор Михаил Васильевич Демурин — политический аналитик, публицист, общественный деятель. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2-го класса.
Фото: Митинг. Цитата из сериала «Хождение по мукам». реж Константин Худяков. 2017. Россия.
ЛИТЕРАТУРНО-КИНОШНЫЙ РЕВАНШИЗМ ПЕРЕД КЛАССИКОЙ БЕССИЛЕН
Во вторник, 5 декабря, телеканал НТВ завершил показ так называемой экранизации романа Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам». Наглость, с которой режиссёр-постановщик обошёлся с идеями и текстом любимого многими русского писателя, ошеломила.
Много что сегодня корёжится, но когда классику ломает режиссер с хорошей советской творческой историей, человек, который в своё время поставил такой фильм, как «Успех», рассказывающий об ответственности именно режиссера-постановщика, это поражает.
Ненависть к большевикам со стороны значительной части нынешней так называемой элиты понятна: они прекратили буржуазное гниение России, положили конец безответственности и компрадорству её верхов, жёстко поставили её на путь созидания. Но будьте хотя бы самостоятельны в проявлениях этой ненависти; не прикрывайтесь именем и творчеством автора, который был советским писателем и никогда этой своей идейной принадлежности не скрывал! В поздние советские времена ходили по либеральным интеллигентским кругам рассуждения о том, что Алексей Николаевич Толстой, мол, слишком уж тесно сотрудничал с властью. Не знаю, поддерживал ли такие разговоры Константин Худяков, но сами-то создатели фильма перед кем прогнулись? Перед властью новых капиталистов? Просто перед деньгами?
Перед бескультурной публикой? Не может человек культуры добровольно заниматься подобным литературным реваншизмом: вы, товарищ писатель, вот так написали, а мы всё это перепишем — защищать-то вас сегодня некому!
Алексей Толстой писал совсем не о том, что нам в течение последних двух недель попытались навязать с экрана. Не о пошлом выживании в период испытаний. И даже не о сохранении в эти тяжёлые времена близкими людьми любви и преданности друг к другу. Он писал о поиске русской интеллигенцией смысла жизни. О том, как его герои приходят к правильному пониманию своего места в переустройстве Родины на началах справедливости. Этого — судьбоносности происходившего в России в 1917–1920 годах — в новом фильме нет. А предпринятая в самом конце попытка дописать за автора судьбы его героев просто неуклюжа и вызывает логичный вопрос: а кто это вам сказал?
Нет в новой «экранизации» ни сильных ролей, ни, за редчайшим исключением, лиц, которым ты готов верить. Чтобы не быть голословным, предлагаю тем, кто смотрел новый сериал (вот уж точно: сериал), открыть страничку, посвященную художественному фильму «Хождение по мукам», поставленному в 1957–1959 годах Григорием Рошалем.
Всмотритесь в те лица, послушайте музыку, написанную к фильму Дмитрием Кабалевским. Будет время, посмотрите весь тот фильм. И вам всё станет ясно. А ходульность изменённого в угоду сегодняшней конъюнктуре сюжета нового сериала станет тем более очевидной.
Итак, новое культурное огорчение. Они, огорчения, к сожалению, стали уже делом привычным. Впрочем, чего можно было ожидать от антисистемы, навязанной нашей стране и нашему народу нуворишами? Но антисистеме в России не выжить точно так же, как попытка навязать нам искажённое представление о классическом произведении Алексея Николаевича Толстого очень быстро исчезнет из сознания русских людей. Сам роман останется, постановка 1957–1959 годов будет жить, продолжит привлекать к себе внимание экранизация 1977 года. А вот то, что сделал Константин Худяков, люди пересматривать не будут. Разве что вздрогнут иногда, вспоминая странное совпадение: в новом «Хождении по мукам» ни в руках белых, ни в руках красных мы не видим знамён — и современные наши спортсмены оказались без знамени. А как без него жить, как бороться?
Перед тем как познакомиться с новой «экранизацией», я принял противоядие в виде просмотра постановки Григория Рошаля. А сегодня открыл роман и погрузился в него. Наваждение исчезло. Ну и сильна же ты, русская классика!
P.S. Поскольку в самом конце сериала была предпринята стихотворная попытка с презрением посмеяться над низким культурным уровнем русских рабочих и работниц времён Гражданской войны, неспособных якобы отличить стихи от стихоплётства, заканчиваю свою заметку посвящением его создателям в их духе:
Что в романе Толстой написал,Нам сегодня — до полной фени…Мы изменим его финал:Слишком сильно он славит Ленина.Мы идём с буржуа в строюОпорочить, что раньше было,Потому что прогнать пургу —Это денежней, чем быть гражданином.
Михаил Демурин
Источник
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
Россия без советского прошлого
Исторический запрос на «нового Ленина» и современный антиленинизм
Интересное кино
Россия молодая
Фокстротом «немецкой подстилки» и фашиста поздравили нас с праздником
«Какие отвратительные рожи!»
Опять травят? Значит скоро выборы
Вернуться на главнуюrusrand.ru
«Поделился с Юлей и Аней своими соображениями. Сказал, что книга должна бы была называться «Две дуры». Речь идет о дочках недалекого, циничного и фальшивого провинциального врача. Одна едет в Петербург и моментально заводит роман с проходимцем, потом выскакивает замуж за нелюбимого человека, а младшая сестра увязывается за ней, чтобы Катя научила ее красивой столичной жизни. Та же и не мечтает стать чьим-нибудь идеалом — только хохотать, наслаждаться и сражать наповал»*
*Наверное, нас еще ждет, сделанная в духе той же коричнево-реакционной морали, экранизация «Грозы», где баба-дура Катерина не мечтала стать чьим-нибудь идеалом, а хотела только хохотать, разрушала семью, нарушала вековые русские традиции и портила жизнь частным предпринимателям
Режиссер клянется и божится, что не погрешили против романа, убрав всю беллетристику (что?) и идеологию. Но, как обычно, при всех возможностях выбора и «идеологической незашоренности», российские режиссеры выбирают одну и ту же классово верную трактовку истории, подозрительно совпадающую с линией партии. Метод понятен – паразитируй на классике, меняй плюсы на минусы, а черное на белое (и наоборот).Поскольку Толстой писал сильно про другое и вся эта обскурантисткая шняга не имеет к его прозе никакого отношения, извращаться пришлось очень серьезно.
Телегин (Бичевин) и Лиза - это еще нормально. Хотя Лиза - это только чтобы в очередной раз куда-то засунуть Ходченкову (возможно, исключительно ради нее же и расширили эту роль)Адаптацией полегшего (я бы даже сказала – смертью храбрых) в основу произведения занималась сценарист Райская. Я как-то писала о сериале «Гибель империи» по ее же сценарию - вот уровень идиотии примерно такой же. На деле под видом беллетристики, из фильма вылетело все, имеющее отношение к истории и здравому смыслу. Николай Смоковников оказывается на фронте в 1916(!) году, будучи комиссаром (хорошо хоть не чекистом). В одном и том же поезде Телегин едет в Самару, а Рощин в Екатеринослав (вы карту видели вообще?), прямо как в песне про матроса Железняка «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону». Рощин, правда, говорит «в ЕкатеринославЛЬ» (это хде?). Что многое говорит об интеллектуальном уровне авторов.Одни линии изменили до неузнаваемости, другие убрали под ноль, заменив какой-то отсебятиной, которые там как к жопе дверца, без всякой логики и мотивации. В последней экранизации «Бесов» я считаю единственной удачей Антона Шагина в роли Верховенского, поэтому была поражена, как он смотрится в роли поэта БЕСсонова. Его мало того, что с самого начала понизили в звании с «беса» до домовенка Кузи, так потом его герой еще и вместо того, чтобы погибнуть на фронте во время ПМВ, как ему полагалось по тексту, выжил и провел всю войну и революцию в шалаше в качестве какого-то лесовичка. Бухал спирт, влюбился в пейзанку, болтался по линии фронта, как говно в прорубе. Долго было непонятно – зачем так развернуто показывать его приключения. Не лучше ли вместо этого было показать их отношения с Дашей и встречу в Крыму. А то человек, не читавший роман, в жизни не догадается, почему перед отправкой на фронт он говорит ей «Вы меня измучили» (мущина, вы, если верить сериалу, ее второй раз в жизни видите, причем первая встреча была так себе – когда она успела так измучить?). Уже потом, когда этот не вполне адекватный человек возвращается домой, он, внезапно, наконец показывает себя «мелким бесом» - отжимает квартиру, бессердечно выставляет из дома прислугу, начинает работать на большевиков и писать революционные стихи. Становится понятна задумка – персонажа таскали из серии в серию, что просто показать, до какой степени Бессонов мразь и приспособленец. То ли в качестве мести Блоку, который послужил прототипом этого персонажа. То ли в качестве мести самому «красному графу» Алексею Толстому. Если второе, то можно было не стараться – достаточно того, как поглумились над его главным произведением.Поэт КузяВообще если там, появляются красные, то 99%, что это приспособленцы, тупое быдло или мрази. Даже доктора Булавина умудрились сделать сторонником большевиков. Немецкий погром во время ПМВ почему-то проходит под красными флагами – совпадение? Не думаю. Примерно, как в «Троцком», где всех революционеров сделали жуткими антисемитами, шовинистами и конформистами. В конце сериала сообщается, что почти всех героев репрессировали, но «их потомки дожили до наших дней», как будто, это все происходило на самом деле, а не было высосано из какого-то органа создателями. Хотя та же Крандиевская, третья жена писателя, которая стала прообразом Кати не погибла ни в какой Сибири, а дожила до преклонных лет и умерла в Ленинграде. Евгений Шиловский, друг Толстого, с которого он писал Рощина, не был расстрелян в 1937, а прошел ВОВ и умер в Москве от инфаркта. Так что финальные титры - это очень некрасиво и неэтично.Но если все эту отсебятину в фильм включали с идеологических позиций, то ряд отклонений вообще ничем нельзя объяснить. Много бреда про Савинкова или Мамонта Дальского, зато Гражданская война, Революция и куча важных персонажей ушли на второй план или пропали. Зачем так растянули линию Лизы и Жадова – треть каждой серии посвящена тому, как эта парочка однообразно занимается грабежом в стиле «Бандитский Петербург». Это то ли отражает личные вкусы Райской-Худякова, это ли по мнению авторов именно то, что аудитории надо – мыло про плачущих богатых, африканские страсти, криминал.
"Бригада" - Жадов и Лиза. Потом к ним еще добавился Космос Мамонт Дальский в исполнении актера ДюжеваКвартирный вопрос (как и тема «поднявшего голову быдла») занимает вообще чуть ли не центровое значение в сериале, как самый понятный мещанину страх. Именно после того, как Дашу чуть не «уплотнили» (чуть-чуть не считается, но осадочек остался) она проникается антибольшевисткими речами Куличека, еще на улице говорит «Я ненавижу эту власть» и соглашается на… убийство Ленина. Я, конечно, понимаю, что Даша, по мнению режиссера, – дура, но и на самоубийцу-шахидку она ведь мало похожа. Мотивы савинковцев – раскрывать человеку со стороны всю организацию и доверять такую миссию, также не понятны. Каплан хреново стреляла (в отличии от Даши, которую экспресс-курсом научили попадать прямо в лоб), но она была идейной эсеркой и опытной революционеркой, готовила теракты, сидела – при всех общих претензиях, рука бы у нее не дрогнула и сдавать она никого не стала. Так с чего бы савинковцам настолько доверять Даше, с чего бы она сама с легкостью подписывается на шаг, после которого ей точно не жить? Это в сериале новая власть с первых же шагов отличается особой наглостью и терроризирует Дарью – пытается отжать квартиру (кстати, непонятно, почему она говорит «мой дом» - это квартира покойного мужа ее сестры, никак не ее), красноармеец-наркоман стучит на нее в Смольный. Ибо коммунизм, как скажет вам каждый дурак – это Советская власть плюс электрификация всей страны (зачернуто) доносы унд уплотнения. В романе, оставшуюся совсем одну, потерявшую ребенка (интересно, как в экранизации, она обвинила во всем Телегина – для этого надо быть не просто дурой, а жестокой дурой) и деморализованную Даша напрягает после революции вовсе не быдло и новая власть. Она устала как раз от неустойчивости революционных лет, безвластия и анархии. К Куличеку она потянулась потому, что он утверждает, что большевики вот-вот падут и установится порядок. Эти люди для нее просто ассоциируются со стабильностью и прежней жизнью. Уже потом Даша начинает видеть то, что она так презирала этот круг еще тогда. А побывав на митинге (есесно, не с целью убийства – боевик она нулевой, Куличек всего лишь пользовался ее квартирой, а потом настырно домогался), начинает задумываться, что в словах Ленина есть сермяга: «Даша могла только сказать: видела и слышала «другое»… (…) это другое было сурово моральное, значит — высшее»И как это выглядело в больных фантазиях авторов – Даша приходит на митинг с маузером, уже готовится стрелять, но видит, что у Ленина шнурок развязан, все расплывается и речь с трибуны она просто не слышит. «Ты пошто нам Ильина не расстреляла?» – спрашивает ее лично Савинков и наставляет пистоль. «Так у него это - шнурок развязался, вот!». Вы это серьезно?
Нестор ИванычХотя с Лениным еще обошлись на удивление бережно по их меркам. С учетом того, как в сериале обошлись с Махно, которого играет Стычкин, изображавший точно такого помешанного Ильича в «Троцком». Понятное дело, что Толстой тоже батьку не особенно. Но тут его сделали еще и насильником, и настолько отмороженным психопатом, что такого человека собственные соратники пристрелили бы в первый день, как бешеную собаку. Странно, что авторы не додумались сделать так, чтобы Стычкин снова играл Ленина (типа это один и тот же человек с раздвоением личности). С уровнем тамошнего креатива он мог бы быть еще и педофилом или типа того. Какой-то недобор…Диалоги вообще очень доставляют. Кате прислуга заявляет, что пойдет на митинг «за царя», та ее переспрашивает «Чиво?» (если бы на нашем тв был разрешен мат, то она могла бы добавить «Чиво, [censored]?», как в известном ролике «Хочешь выбраться из Балашихи»). Когда слышит ответ, то говорит «Ты дура штоле?». По смыслу то, конечно правильно – ликующем Петрограде 1917 пойти на какой-то митинг за царя могло только полное дурко, но все-таки непонятно – почему дочь доктора Булавина разговаривает в стиле «Бонжур, епта»? Может авторы сериала и считают нормальным хамить нижестоящим, но причем тут вся такая интеллигентная толстовская героиня? Ведь очевидно, что это современная интеллигенция описывает никак не интеллигенцию того времени, а самих себя. Именно поэтому они там беспрерывно орут дурниной (это притом, что толстовская Катя, когда муж один раз поднял на нее голос, говорит, что не потерпит истерик), голосят, ржут аки кони и бухают среди бела дня. Поэтому Даша очень лихо надавала по щам Бессонову в сцене объяснения в любви, а Катя, уехав в Париж, тут же заводит там роман с Жадовым (вот это вообще к чему, если в романе подчеркивается, что Катя изменила мужу один раз, очень мучилась из-за этого и созналась из-за угрызений совести?). Вообще не понятно, почему сестры так боятся революции – они как раз вписывались в демофобский образ «быдла» (ака народа), как его видят Худяков и Райская. А ведь, между прочим, это женщины, которые большую часть жизни носили тугой корсет и которых с детства дрессировали, как себя надо вести.
Две дуры(С) с "дакфейсами"Две сестры Булавины здорового человекаКуда делась эта центральная линия (во многом автобиографичная, вымученная в хорошем смысле автором) о том, как в огне и муках рождалось новое общество? Об интеллигенции, которая задыхается в отсталой реакционной стране, не видит применения своим силам, меняется, принимая перемены, или разлагается и гибнет: «Действительно, живем, — ни больших идей, ни больших чувств. Правительством руководит только одно — безумный страх за будущее. Интеллигенция обжирается и опивается. — Ведь мы только болтаем, болтаем, Катюша, и — по уши в болоте. Народ — заживо разлагается. (…) Так жить нельзя… Нам нужно какое-то самосожжение, очищение в огне…». Это серьезный экзистенциальный опыт и не каждому он под силу. Но авторам фильма то по фиг – у них, в отличии от автора, который через это прошел, «свое мнение». «В духе времени», ага – времени потребителей, мошенников и филистеров, пожелавших купить историю по дешевке. Как достоверное отражение внутреннего мира создателей сериала и современного дискурса – это, конечно, отлично и показательно, а вот в качестве экранизации романа – сами понимаете.======================================Петербург, как всякий город, жил единой жизнью, напряженной и озабоченной. Центральная сила руководила этим движением, но она не была слита с тем, что можно было назвать духом города: центральная сила стремилась создать порядок, спокойствие и целесообразность, дух города стремился разрушить эту силу. Дух разрушения был во всем, пропитывал смертельным ядом и грандиозные биржевые махинации знаменитого Сашки Сакельмана, и мрачную злобу рабочего на сталелитейном заводе, и вывихнутые мечты модной поэтессы, сидящей в пятом часу утра в артистическом подвале «Красные бубенцы», – и даже те, кому нужно было бороться с этим разрушением, сами того не понимая, делали все, чтобы усилить его и обострить.
То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
Девушки скрывали свою невинность, супруги – верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения – признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными.
Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго – предсмертного гимна, – он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники – новое и непонятное лезло изо всех щелей.
Почти, как про наше время.А там еще есть и про поиски национальной идеи:
"Русский мужик – точка приложения идей. Да. Но если эти идеи органически не связаны с его вековыми желаниями, с его первобытным понятием о справедливости, понятием всечеловеческим, то идеи падают, как семена на камень. И до тех пор, покуда не станут рассматривать русского мужика просто как человека с голодным желудком и натертым работою хребтом, покуда не лишат его наконец когда-то каким-то барином придуманных мессианских его особенностей, до тех пор будут трагически существовать два полюса: ваши великолепные идеи, рожденные в темноте кабинетов, и народ, о котором вы ничего не хотите знать
https://beauty-spirit.livejournal.com/271218.html#comments
marss2.livejournal.com
Источник: vokrug.tv
Обозреватель «Вокруг ТВ» размышляет, почему качественный проект подвергся критике.
На этой неделе на НТВ завершился показ сериала «Хождение по мукам». Канал выпустил сверхожидаемый проект в эфир после того, как телевизионные страсти вокруг празднования 100-летия Октябрьской революции поулеглись. Тема тщательно пережевывалась в сериалах, документальных программах, политических ток-шоу. НТВ предпочло в конкурентную борьбу не ввязываться и начать показ «Хождений по мукам» — сериала не про вождей, а про людей — позже. В итоге к премьере зритель уже оказался перекормлен революцией. К тому же рекламировался выход экранизации не особенно назойливо. А зря. Потому что «Хождение по мукам» режиссера Константина Худякова — это действительно телесобытие.
Критики сериала сравнивают работу Худякова с экранизациями Григория Рошаля и Василия Ордынского. Неблагодарное дело. Каждая хороша по-своему, каждая решала свои культурные и идеологические задачи, рифмовалась со своим временем. «Хождение» Рошаля вышло к 40-летию Октябрьской революции, после недавней смерти Сталина, и конечно, нацеливало нацию на трудовой подвиг. В последних кадрах зрителю показывали VIII Всероссийский съезд советов, на котором выступал Ленин. Держа одну руку в кармане жилета, а другой жестикулируя на всем известный манер, он говорил: «Надо добиться того, чтобы все поняли, что нам принадлежит Россия… Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны». Сестры Булавины и их мужья с энтузиазмом хлопали вождю, белый офицер Рощин счастливо улыбался: «Это моя страна…» Представляю, какая реакция была бы у зрителя, если бы Худяков снял сегодня подобный финал…
Анна Чиповская в роли Даши в сериале «Хождение по мукам» режиссера Константина Худякова
Телефильм Ордынского потряс зрителей редкой красотой и породистостью актрис, сыгравших роли Даши и Кати, — Ирины Алферовой и Светланы Пенкиной, а также харизматичными мужчинами Михаилом Ножкиным и Юрием Соломиным. Картина вышла в 1977 году — в период «расцвета застоя». Это было тонкое и умное кино. Не отходя от сюжета, режиссер в концовке все-таки попытался объяснить смысл произошедших с персонажами перемен. Изможденные герои тоже сидели на съезде, но не аплодировали, а устало комментировали: «Где Ленин?» — «Вон он, в черном пальто. Видишь, он быстро пишет, перебрасывает записку через стол…» — «Он, наверное, очень устал» — «Да. В него ведь стреляли…» — «Знаю…» (крупный наезд камеры на лицо Даши) — «Ты понимаешь, какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки… Мир будет нами перестраиваться для добра. Все наши муки не просто так: они для того, чтобы мир перестроился для добра». Чувствуя фальшь и пафос книжного финала, этот прогиб бывшего эмигранта, красного графа Алексея Толстого перед новой властью, эти его неуклюжие попытки замаскировать неискренность чеховщиной, фразами «мы будем много работать и жить в бревенчатых избах», Ордынский, оставаясь в рамках идеологии, все-таки сделал акцент на перерождении персонажей, а не плане ГОЭЛРО.
Тем не менее оба фильма настраивали на оптимистическую волну: впереди у героев была целая жизнь в стране, которая начинала свое движение в светлое завтра. У тогдашнего зрителя тоже впереди были годы безмятежной счастливой жизни с бесплатной медициной, образованием и копеечными ценами на продукты и жилье, поэтому такой финал казался логичным и не вызывал раздражения.
Я с большой симпатией отношусь к версии 1977 года. Но те, кто критикует сериал Худякова, пускай попробуют одолеть 13-серий фильм Ордынского. Медленное декадентское кино с анемичными героями, разговаривающими на одной ноте, в кадре по несколько минут — лестничные пролеты, завиток Даши, колышущийсяна ветру… Это же артхаус какой-то! Готов ли сегодняшний зритель, привыкший к скорости и динамике, к такому восприятию информации, увидим очень скоро: НТВ решился на эксперимент и с 11 декабря (правда, в глубокой ночи) покажет телефильм 1977 года.
Александр Яценко в сериале «Хождение по мукам» режиссера Константина Худякова
Что же касается нынешнего сериала, то его снимал человек, в отличие от Рошаля и Ордынского, знающий, чем закончились мечты о светлом будущем. Откуда ему было черпать оптимизм? Достоинство этого проекта заключается прежде всего в том, что он очень точно попадает в наши сегодняшние реалии, тревоги и ощущения. Худякова упрекают: он показал сестер пошленькими девицами, ищущими лучшей жизни. Во-первых, вовсе они не пошленькие. Во-вторых, они ищут не лучшей жизни, а ее смысл. И долго найти не могут — потому что вокруг все зыбко, мутно и непонятно, потому что все, и в особенности сытые интеллигенты, занимаются демагогией и подменой понятий, они призывают к революционным преобразованиям, они убедительны и бесстрашны. Не от того ли, что знают: в самый опасный момент они убегут в Париж, а проливать кровь будет плебс, по-нашему — быдло и ватники.
Когда в первых сериях слушаешь диалоги в гостиной Николая Ивановича, кажется, что это в программе Соловьева дискутируют либералы с патриотами. «Стабильность — это хорошо», — говорит адвокат Смоковников в первых минутах фильма. «А революция — это плохо, — догадывается зритель. — А посему не надо раскачивать пресловутую лодку». И правильно догадывается, потому что дальше нам очень наглядно и подробно демонстрируют, как это может быть, когда раскачавшаяся лодка все-таки переворачивается.
Кадры, в которых с удалой легкостью люди стреляют друг в друга, весело грабят, в которых кухарка, захватившая квартиру поэта Бессонова, выставляет его за порог, и в которых он мстит ей за это, потому что Хам победил уже повсюду, у меня лично вызвали мурашки по коже. Возможно, столичным зрителям, наблюдающим жизнь из окон, выходящих на Садовое кольцо, все это кажется «пафосом и художественным преувеличением», достойным тонкого троллинга в соцсетях. А вот я как экс-житель одной из бывших советских республик, в которой в период развала Союза происходила самая настоящая война, свидетельствую: у нас тоже все начиналось в уютных гостиных, в которых начитанные, тонкие люди теоретизировали о том, как все прогнило и что пора все менять. Чем закончилось? Резней и мародерством. Пользуясь лексикой троллей, могу сказать: это ни разу не весело, когда ты в одночасье лишаешься своего дома, привычного окружения, когда недавние друзья превращаются во врагов, когда рвутся родственные связи, когда ты убегаешь из места, в котором родился, когда, в конце концов, льется совсем не бутафорская кровь… Все это было с нашей страной в 1917-м, все это было с некоторыми из нас в конце 80-х — начале 90-х. Мы захлебнулись обрушившейся на нас свободой, не смогли с ней совладать. И все это действительно может случится сегодня, в любую минуту. Если мы уничтожаем друга друга в соцсетях и на телевидении, споря по вопросу, ехать нашим спортсменам на Олимпиаду или нет, то как будем реагировать, когда дело дойдет до чего-то действительно жизненно важного?
Леонид Бичевин и Павел Трубинер в сериале Константина Худякова «Хождение по мукам»
Константин Худяков снял небезупречное кино. Во-первых, потому что Толстой написал выдающийся, но не безупречный роман. Во-вторых, потому что каждый из нас по-разному читает книги, и потому что в голове каждого из нас живет свое идеальное кино — с идеальными актерами, музыкой, операторскими приемами. Режиссера обвиняют в том, что он взял на роли Кати и Даши актрис с очень сегодняшними лицами. А где ему было брать других? У нас давно уже произошла десакрализация актерского ремесла. В кино сейчас в большинстве своем играют не артисты, а медийные персоны, за которыми тянется шлейф скандалов, сплетен, мельканий в рекламе (я сейчас не имею в виду конкретно Снигирь и Чиповскую). Их, одних и тех же, много в самых разных проектах. И их действительно трудно ассоциировать с героями классических произведений — с людьми, которые мечутся, рефлексируют и делают свой мучительный выбор.
Но, справедливости ради, разве в нынешнем «Хождении по мукам» не восхитителен Алексей Колган, сыгравший роль Николая Смоковникова? Разве не харизматичен Евгений Ткачук в роли комиссара Сапожкова? Разве не соответствуют литературным героям по возрасту и темпераменту Леонид Бичевин и Павел Трубинер? И разве не заслуживает добрых слов Юлия Снигирь, которая прямо на глазах в кадре худела, чернела и становилась похожа на загнанного в угол покалеченного зверька?...
Сериал Константина Худякова заканчивается совсем не лучезарной сценой съезда и оглашения планов ГОЭЛРО. Измученные люди воссоединяются. Они не знают, что ждет их дальше, но сегодня они счастливы. В финальных титрах зрителя информируют, что Рощина в период репрессий расстреляют, Катю сошлют в ссылку, Телегин пропадет без вести в Великую Отечественную. За всех будет доживать Даша — самый витальный персонаж… Удар под дых. Скажете, вольное обращение с первоисточником? Нет, всего лишь взгляд режиссера, прожившего со своими героями 12 серий, — человека, хорошо знающего историю собственной страны. Кстати, Толстой датой окончания романа обозначил 22 июня 1941 года — одна эта строка любому читателю дает огромный простор для фантазии…
Антон Шагин в сериале Константина Худякова «Хождение по мукам»
Мысль, которая послевкусием остается после просмотра этого сериала, для меня сформулирована, как ни странно, одним из самых неприятных персонажей — отцом Даши и Кати. Помните, как он в эйфории от того, что получил министерский портфель в новом правительстве, доносит на собственного зятя и, уверенный в своей правоте, кричит: «Сейчас наступили такие времена, когда кровные связи — ничто, идея — все». Так вот, ценность сериала Константина Худякова заключается в том, что он опровергает эти слова и доказывает: что бы ни происходило в стране, в мире, на земном шаре, в любые времена ничего важнее семьи и родственных связей нет. И стало быть, нет ничего страшнее братоубийственной войны. Спасибо режиссеру и НТВ за то, что заставили шесть вечеров думать об этом.
Оригинал
echo.msk.ru
Михаил Демурин, 7 декабря 2017, 12:25 — REGNUM
Во вторник, 5 декабря, телеканал НТВ завершил показ так называемой экранизации романа Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам». Наглость, с которой режиссёр-постановщик обошёлся с идеями и текстом любимого многими русского писателя, ошеломила. Много что сегодня корёжится, но когда классику ломает режиссер с хорошей советской творческой историей, человек, который в своё время поставил такой фильм, как «Успех», рассказывающий об ответственности именно режиссера-постановщика, это поражает.
Ненависть к большевикам со стороны значительной части нынешней так называемой элиты понятна: они прекратили буржуазное гниение России, положили конец безответственности и компрадорству её верхов, жёстко поставили её на путь созидания. Но будьте хотя бы самостоятельны в проявлениях этой ненависти; не прикрывайтесь именем и творчеством автора, который был советским писателем и никогда этой своей идейной принадлежности не скрывал!
В поздние советские времена ходили по либеральным интеллигентским кругам рассуждения о том, что Алексей Николаевич Толстой, мол, слишком уж тесно сотрудничал с властью. Не знаю, поддерживал ли такие разговоры Константин Худяков, но сами-то создатели фильма перед кем прогнулись? Перед властью новых капиталистов? Просто перед деньгами? Перед бескультурной публикой? Не может человек культуры добровольно заниматься подобным литературным реваншизмом: вы, товарищ писатель, вот так написали, а мы всё это перепишем— защищать-то вас сегодня некому!
Алексей Толстой писал совсем не о том, что нам в течение последних двух недель попытались навязать с экрана. Не о пошлом выживании в период испытаний. И даже не о сохранении в эти тяжёлые времена близкими людьми любви и преданности друг к другу. Он писал о поиске русской интеллигенцией смысла жизни. О том, как его герои приходят к правильному пониманию своего места в переустройстве Родины на началах справедливости. Этого — судьбоносности происходившего в России в 1917—1920 годах — в новом фильме нет. А предпринятая в самом конце попытка дописать за автора судьбы его героев просто неуклюжа и вызывает логичный вопрос: а кто это вам сказал?
Нет в новой «экранизации» ни сильных ролей, ни, за редчайшим исключением, лиц, которым ты готов верить. Чтобы не быть голословным, предлагаю тем, кто смотрел новый сериал (вот уж точно: сериал), открыть страничку, посвященную художественному фильму «Хождение по мукам», поставленному в 1957—1959 годах Григорием Рошалем. Всмотритесь в те лица, послушайте музыку, написанную к фильму Дмитрием Кабалевским. Будет время, посмотрите весь тот фильм. И вам всё станет ясно. А ходульность изменённого в угоду сегодняшней конъюнктуре сюжета нового сериала станет тем более очевидной.
Итак, новое культурное огорчение. Они, огорчения, к сожалению, стали уже делом привычным. Впрочем, чего можно было ожидать от антисистемы, навязанной нашей стране и нашему народу нуворишами?
Но антисистеме в России не выжить точно так же, как попытка навязать нам искажённое представление о классическом произведении Алексея Николаевича Толстого очень быстро исчезнет из сознания русских людей. Сам роман останется, постановка 1957—1959 годов будет жить, продолжит привлекать к себе внимание экранизация 1977 года. А вот то, что сделал Константин Худяков, люди пересматривать не будут. Разве что вздрогнут иногда, вспоминая странное совпадение: в новом «Хождении по мукам» ни в руках белых, ни в руках красных мы не видим знамён — и современные наши спортсмены оказались без знамени. А как без него жить, как бороться?
Перед тем как познакомиться с новой «экранизацией», я принял противоядие в виде просмотра постановки Григория Рошаля. А сегодня открыл роман и погрузился в него. Наваждение исчезло. Ну и сильна же ты, русская классика!
P.S. Поскольку в самом конце сериала была предпринята стихотворная попытка с презрением посмеяться над низким культурным уровнем русских рабочих и работниц времён Гражданской войны, неспособных якобы отличить стихи от стихоплётства, заканчиваю свою заметку посвящением его создателям в их духе:
Что в романе Толстой написал,
Нам сегодня — до полной фени…
Мы изменим его финал:
Слишком сильно он славит Ленина.
Мы идём с буржуа в строю
Опорочить, что раньше было,
Потому что прогнать пургу —
Это денежней, чем быть гражданином.
regnum.ru
27 ноября на телеканале НТВ стартовал сериал «Хождение по мукам» с Анной Чиповской и Юлией Снигирь в главных ролях. Режиссером выступил именитый Константин Худяков , автор таких фильмов, как «Успех», «Ленинградец» и «Спасибо за любовь!».
«Хождение по мукам» - уже третья экранизация одноименного романа Алексея Толстого. Несмотря на масштаб картины и сильный актерский состав, сериал был принят зрителем в штыки. На kino-teatr.ru сериал вызвал большой резонанс, а обсуждение картины собрало более 1000 комментариев. Недовольство вызвал тот факт, что авторы сильно изменили канву романа. На все претензии телезрителей Худяков ответил в эфире передачи «Смотрю в телевизор» на радио Комсомольская правда.«Трудно по этому поводу спорить, потому что классика она «Классика», очевидно, потому, что каждое поколение вычитывает из этого романа то, что соответствует времени. Очевидно, люди, которые так легко говорят: «Испортили», - они не понимают, что первая экранизация гораздо сильнее испортила роман, чем мы, вторая – тоже испортила, наверное, очень сильно. Чем крупнее произведение, тем сложнее экранизировать», - отметил режиссер.
По мнению Худякова, зритель недоволен тем, что созданные в его голове образы героев и ситуаций не совпадают с экранными образами.
«Почему девочки пошленькие? Это не правда, они совсем не пошленькие. Какую хорошую, роскошную жизнь они ищут? Это тоже абсолютный абсурд, они никакой хорошей жизни не ищут. Они любят друг друга и катастрофа одной из них в том, что она не любит своего мужа. Какая замечательная жизнь? Это претензии по поводу какого-то другого романа, другой картины. Я этого не принимаю целиком!», - заявил режиссер.
О причине выбора Чиповской и Снигирь на главные роли.«Эти девочки выбраны на эти роли, не потому что они как-то не современны или, наоборот, слишком современны. Критерий один – талант», - пояснил Худяков.
Режиссер признался, что сейчас ему сложно защищаться от всех нападок, потому как сериал построен по нарастающей, а зритель увидел лишь третью часть. Однако, по его словам, Худяков был убежден сразу, что зрителю понадобится время, чтобы «въехать в рассказ».
kino-teatr.mirtesen.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»