Урок по произведению Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Для мук раскаяния мне дайте преступление


Фридрих Ницше

Мудрость

Череп! Мудрость глядит из зияющих впадин глазных, Тихо гниющая лобная кость говорит без тумана: Нет наслаждения правдой в волненьях пустых, Нет красоты и ума вдохновений в пожаре обмана. Ряд обнажённых зубов, искривлённых тоской, Грустно смеётся над тем, что мы славим и нагло позорим... Избранных эта насмешка зовёт на покой Без упоения призрачным счастьем, иль видимым горем... Правда - в недвижном одном замираньи, в гниеньи одном! Тайна - нирвана; получит блаженство в ней ум безнадёжно-бессильный... Жизнь - есть святое затишье, покрытое сном... Жизнь - это мирно и тихо гниющий от света могильный Череп.

***

Кошмар

Ко мне опять вливается волною В окно открытое живая кровь... Вот, вот ровняется с моею головою И шепчет: я - свобода и любовь! Я чую вкус и запах крови слышу... Волна её преследует меня... Я задыхаюся, бросаюся на крышу... Но не уйдёшь: она грозней огня! Бегу на улицу... Дивлюся чуду: Живая кровь царит и там повсюду... Все люди, улицы, дома - всё в ней!.. И не слепит она, как мне очей, И удобряет благо жизни люду, Но душно мне: я вижу кровь повсюду!

***

Из дневника

Для мук раскаянья мне дайте преступленья, Иль я умру от грозной пустоты... В груди моей темно, как в капище сомненья, Где язва - мысль и жадный червь - мечты. Не осуждай меня, мои порывы злости: Я раб страстей и грозный бич ума... Душа моя сгнила, и вместо тела - кости... Не осуждай! Свобода есть тюрьма. Для мук раскаянья мне дайте преступленья Иль я умру при свете тёмных туч... В моей крови кипит безумство озлобленья, Дыханьем жжёт коварный демон-луч.

***

Рабы

Я надел добровольно вериги, Стал укором проклятой семье... Жизнь, как пошлость бессмысленной книги, Я отбросил: подобно ладье Я плыву по беспутному морю, Без сочувствия счастью и горю. Нет спасения в косности мира Безнадёжных и жалких рабов... Есть остатки с безумного пира Я не в силах... О, сколько умов Ожидающих тщетно свободы Погубили безмолвия годы. Рабство хуже кошмара и казни, Жизнь под гнётом оков - клевета! В сердце львином смиренной боязни Нет и не было... Мысль - суета. В царстве силы, где внешность пророка Обвиняет за дерзость порока. О, исчадие тьмы безнадёжной! Вы не звери, вы хуже - рабы! Ваши души во тьме безмятежной Спят в цепях. Лишь удары судьбы Вас разбудят, как рёв океана, В час величья грозы - урагана. Лицемеры! Зачем Вам пророки? Злой мороз ненавидит цветы! - Вы - позорно и нагло жестоки К проявленью свободы... Мечты, Умертвите вы рабским дыханьем, Заразивши пророков лобзаньем.

***

Coritatevoie, amorosibima.

Люблю я мрачный, темный склеп, Люблю я надписи на камнях, Их позолоченная ложь Мои насмешки воскрешает...

Но я сегодня слезы лью, Они бегут ручьем на мрамор, Тревожат сон могильных плит И ложь на камнях подновляют.

Хочу я скрыть свои мечты… Я целовал уж этот образ. Я целовал его за все... Мы с давних пор целуем глину.

***

theatre-of-death.narod.ru

Сумерки идолов. Заметки о клиническом случае Фридриха Ницше

Довольно сложные отношения связывали Ницше со всеми женщинами в его жизни. Согласно биографическим данным, к большинству из них Ницше испытывал лишь платонические чувства – так было с женой композитора Вагнера, Козимой Вагнер, и с иконой века Лу Андреас Саломе. По предположениям некоторых исследователей, Ницше не имел половых отношений с женщинами, однако это противоречит диагнозу нейросифилиса, так что большинство находит вероятным, что в молодости философ мог посещать публичные дома. С юной аристократкой Лу Саломе, уроженкой России немецкого происхождения, Ницше познакомился в 1882 г., и с первых дней знакомства между ними возникла крепкая дружба. Вместе с Полем Ре, еще одним приятелем, они собирались основать философскую коммуну под названьем «Святая Троица» и жить вместе. Лу была роковой женщиной, воплощением ума и свободомыслия, в нее влюблялись все мужчины, в том числе и Ре с Ницше, предложения руки и сердца которых она незамедлительно отвергла. После этого Ницше окончательно разочаровался в женщинах, чему в значительной степени поспособствовала властная сестра философа Элизабет, изначально настраивавшая брата против Лу. Саломе продолжала вращаться в интеллектуальных кругах Европы, стала талантливым психоаналитиком, дружила с Фрейдом, покровительствовала Рильке.

Выраженные симптомы психотического расстройства появились у Ницше в 1889 г. Но уже промежуток 1882-1885 гг. можно считать началом продромального периода, когда возросла раздражительность, появилась переоценка собственной личности. Первое произведение, на создание которого накладывается отпечаток болезни Ницше, – «Так говорил Заратустра» – своеобразная символическая поэма-квинтэссенция всей философии Ницше. Слова в ней часто нагромождены, формы слишком пышны, орнамент заслоняет собой мысль, а темп предложений становится быстрее, возбужденнее. Особенно эти проявления заметны в четвертой части «Заратустры», написанной в состоянии гипоманиакального возбуждения – учащаются бессмысленные восклицания, яснее выступают идеи величия, Ницше часто пишет о смехе, танцах, летании, представления о которых часто возникают при эйфории: «Я мог бы поверить в существование только такого Бога, который умел бы танцевать... Поистине Заратустра – не порывистый круговой ветер, и если он и танцор, то не танцует тарантеллу... И хотелось бы мне дожить до того времени, когда я буду так танцевать, как я еще никогда не танцевал: пронесусь, танцуя, над всеми небесами... Только танцуя, я в своей речи умею возвыситься до того, что есть наивысшее для человека... Небо надо мною, ты, непорочное, высокое! В этом и заключается твоя непорочность... что ты служишь мне танцевальной залой для божественных случайностей... Человеческая речь – прекрасное шутовство: пользуясь ею, человек все обращает в пляску...» и т. д. Часто Ницше теряет нить своих соображений, забывает, к чему клонится его речь, и заканчивает очередное предложение какой-нибудь остротой, не имеющей никакого отношения к делу. Ощущения его обостряются, появляются гиперестезии: «Ах, лед окружает меня, он жжет мне руку... Меня томил жар солнца моей любви, Заратустра жарился в собственном соку... Я кинулся в самую холодную воду, погружая в нее и голову, и сердце... И вот я сижу... и жажду круглого девичьего рта, но еще более девичьих, как лед холодных, как снег белых, острых, кусающих зубов... Я – свет... Но в этом и заключается мое одиночество, что я опоясан светом. Я живу в моем собственном свете и сам поглощаю пламя, которое из меня вырывается... Их мудрость часто издает запах, как будто она – порождение болота... Ах, зачем я так долго жил в их шуме и зловонном дыхании... О, блаженный покой, меня теперь окружающий, о, чистые запахи... Блаженными ноздрями я вдыхаю опять свободу гор. Наконец-то мой нос освобожден от запаха всякого человеческого существа. Смрадный воздух, смрадный воздух!.. Я должен вдыхать запах внутренностей неудавшейся души...» и т. д. Ницше частично осознает происходящие в нем болезненные процессы и постоянно намекает на головокружительное ускорение собственных мыслей: «Мы мыслим слишком быстро... словно у нас в голове беспрерывно вертящаяся машина... Нетерпеливые умы наслаждаются помешательством, потому что помешательству свойствен веселый темп... Речь мне кажется слишком медленной... Я вскакиваю в твою колесницу, буря!.. Теперь иногда случается, что мягкий, умеренный, сдержанный человек вдруг становится бешеным, бьет тарелки, опрокидывает столы, орет, буйствует, оскорбляет весь мир и потом уходит, пристыженный, негодуя на себя. (Конечно, это иногда случается, и не только теперь, но случалось всегда, однако только с буйными помешанными...) Где же безумие, которое вам надо привить? Видите ли, я вам указываю сверхчеловека, а сверхчеловек... и есть это безумие... Моя рука – рука шута. Горе всем столам и стенам, горе всему, где есть место для арабесок и маранья шута!». В 1887 г. проявляются первые неврологические симптомы – расстройства речи и походки. Почерк Ницше стал грубее, крупнее и менее разборчив, хотя и не содержит описок и грамматических ошибок, появление которых характерно на ранних стадиях деменции. Несмотря на это, 1887-1888 гг. чрезвычайно плодотворны – за 8 месяцев Ницше создал 6 произведений, извлекая пользу из своего болезненно-возбужденного состояния. В «Сумерках идолов», которые выходят в конце 1888 г., идеи величия высказываются чаще, а в автобиографии, законченной как раз перед обострением состояния, он и вовсе приписывает себе знатное происхождение.
sumerkiidolov4.png
В начале января 1889 г. наступает переломный момент в болезни Ницше. Выходя из своей квартиры в Турине, он увидел извозчика, избивавшего лошадь, Фридрих с криками набросился на него и тут же потерял сознание. Вследствие вероятного нарушения мозгового кровообращения, Ницше два дня пребывал в состоянии оцепенения, не мог стоять и говорить. После этого проявились симптомы психоза – он громко пел, постоянно играл на фортепиано, потерял представление о ценности денег, исписал несколько листов странными фантазиями, ему началось казаться, что друзья и близкие стали его врагами. Также он отправил письма невразумительного содержания с подписью «Дионис» или «Распятый» своим приятелям, некоторые из них были адресованы Шопенгауэру и Бисмарку. Друзья поняли, что с Ницше происходит что-то неладное и большими усилиями перевезли философа из Турина в Базель. Он не хотел ехать, но приставленный к нему человек заявил, что в честь него готовится большое торжество, и только тогда Ницше позволил увезти себя. На вокзале он бросался всех обнимать. В Базельской больнице констатировали: правый зрачок шире левого, оба вяло реагируют на свет, правая носогубная складка сглажена, коленные рефлексы очень живые. Следующие дни Ницше провел в маниакальном возбуждении – с криками, пением, болтливостью, стойкой бессонницей. Считал себя то герцогом Кумберлендским, то императором, мочился в собственные ботинки и ел свои испражнения. Состояние, в котором он поступил в клинику в Иене, описано в отчете врача за 19 января (1889): «Больной проследовал за нами в свою палату со множеством учтивых поклонов. Он вышагивал по комнате величавой поступью, глядя в потолок, и благодарил нас за «грандиозный прием». Он не осознает, где находится. Иногда он полагает, что в Наумбурге, иногда – в Турине... Он постоянно жестикулирует и изъясняется восторженным тоном и напыщенными выражениями... Во время разговора он все время гримасничает. Также и по ночам почти беспрерывно продолжается его бессвязная болтовня». Из записей в истории болезни: 20 февраля. Забыл начало своей последней книги. 23 февраля. «В последний раз я был Фридрихом-Вильгельмом IV». 27 марта. «Это моя жена Козима Вагнер привела меня сюда». 27 апреля. Частые приступы гнева. 18 мая. Довольно часто испускает нечленораздельные звуки. 14 июня. Принимает привратника за Бисмарка. 4 июля. Разбивает стакан, чтобы забаррикадировать вход в комнату осколками стекла. 9 июля. Прыгает по-козлиному, гримасничает и выпячивает левое плечо. 4 сентября. Очень ясно воспринимает происходящее вокруг. Время от времени ясное осознание своей болезни. 7 сентября. Почти всегда спит на полу у постели. Галлюцинаторно-параноидный синдром продолжался около года, все это время Ницше находился в психиатрических лечебницах Базеля и Иены. С 1890 г. философ жил на попечении собственной матери, а после ее смерти – сестры. По свидетельствам очевидцев, Ницше со временем стал апатичным, практически все время сидел в кресле, смотря в одну точку, перенес несколько инсультов. Прогрессировали расстройства памяти, периодически случались с ним и периоды просветления, когда он узнавал родных и мог с ними общаться, которые сменялись периодами психомоторного возбуждения, доходящего до рычания и крика. Последние годы жизни Ницше были медленным угасанием. В конце августа 1900 г. он простудился, заболел воспалением легких и умер 25 августа этого же года. Диагноз, поставленный Ницше базельскими и иенскими врачами, звучал так: «атипичный прогрессивный паралич». Однако уже приставка «атипичный» позволяет усомниться в данном выводе, ведь реакцию Вассермана ввели только в 1906 г., уже после смерти философа. Во-первых, домысел о том, что Ницше заразился сифилисом в студенческие годы, посещая публичные дома, не находит однозначного подтверждения – нет ни свидетелей, ни информации о том, что философ когда-либо лечился от сифилиса на более ранних стадиях. Во-вторых, беспрецедентна продолжительность течения болезни – 8 лет продромального периода и 11 лет слабоумия, притом что обычно прогрессивный паралич наступает после 5-15 лет болезни и протекает в среднем 3-4 года, слабоумие же, сопровождающееся многочисленной неврологической симптоматикой, наступает довольно быстро, чего мы не видим в случае с Ницше. Действительно, после продолжительного периода маниакального возбуждения переход к слабоумию у Ницше возник незамедлительно, но не стоит забывать о длительном продромальном периоде, в котором он сохранял ясность ума и писал цельные произведения. Существуют альтернативные версии болезни Ницше – в одной из них предполагается, что с 1881 г. философ страдал легкой формой биполярного расстройства, а прогрессивный паралич начал развиваться с 1888 г., за два года до поступления Ницше в психиатрическую больницу. По другой версии, у Ницше была медленно растущая опухоль головного мозга (менингиома). Скандинавские исследователи считают, что Ницше был болен лобно-височной деменцией (болезнью Пика), которая обычно проявляется постепенным началом, длительностью течения от 3 до 20 лет, эйфоричным настроением, бредовыми расстройствами, нарушениями влечений (пищевого, сексуального), рядом симптомов поражения лобных долей. Среди последних – присущая Ницше нарастающая пассивность со сменой периодов психомоторного притупления и расторможенности. У философов-последователей Ницше свой взгляд на причины психической болезни мыслителя, корни которого следует искать в понятиях «творческая болезнь» и «коллективное бессознательное». Философ Мишель Фуко высказал предположение, что безумие Ницше – это не просто психическая болезнь, а зашифрованное послание, которое мы пока не в силах разгадать. Он считал, что Ницше переживал «опыт безумия», который содержательно приближался к абсолютному знанию трансцендентных переживаний. А Жорж Батай как-то заметил, что Ницше сошел с ума гениально и вместо нас, тем самым, подразумевая, что кризис, который переживало общество в осевое время, на стыке веков, был слишком глубоким, чтобы его можно было осознать и прожить без потерь для индивидуального разума отдельной личности. И вправду, знакомясь с наследием Ницше, трудно избавиться от ощущения некой связи между его философией и его болезнью. В соответствии с намерением, высказанным мыслителем в работе «Воля к власти», он строил свое творчество «с расчетом на конечную катастрофу». В конце концов, творчество одолело верх над жизнью, приведши к реальной жизненной катастрофе самого автора и исполнив пророчество Ницше из его книги «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»... Что почитать:
sumerkiidolov5.png

Карл Ясперс «Ницше. Введение в понимание его философствования». Влияние творческого и научного наследия Фридриха Ницше на становление философии XX ст. огромно. Практически все значимые фигуры постмодернизма, экзистенциализма создали труды, посвященные анализу жизни и творчества философа – Батай, Делез, Хайдеггер, Шестов. Немецкий психиатр и философ­экзистенциалист Карл Ясперс, опираясь на содержание всех произведений Ницше, среди прочих изложил свой взгляд на его личностное и научное развитие – от анализа биографических данных до трактовок его отдельных работ.

В.Ф. Чиж «Ницше как моралист». Русский психиатр рубежа веков, профессор Владимир Федорович Чиж, стоявший у истоков создания «Клинического архива гениальности и одаренности», излагает свою точку зрения на этическую составляющую учения Ницше, анализируя, как болезнь отразилась на его творчестве.

sumerkiidolov6.png
sumerkiidolov7.png

Ирвин Ялом «Когда Ницше плакал». Известный американский психотерапевт в своей книге, написанной в жанре альтернативной истории, с художественным изяществом компилирует факты биографии Фридриха Ницше. В своем «психоаналитическом детективе» Ирвин Ялом стремится передать атмосферу эпохи и показать влияние Ницше на создание психоанализа, сталкивая своего героя с учителем Фрейда Й. Брейером, у которого философ проходит своеобразное психотерапевтическое лечение от мигрени.

Что посмотреть:

«Когда Ницше плакал» (США, 2007; режиссер – Пинчас Перри; в главной роли – Арманд Ассанте) Экранизация одноименного романа Ирвина Ялома, описывающая взаимоотношения Ницше с Лу Саломе и другими представителями венской интеллигенции конца XIX века в контексте вымышленных событий.

sumerkiidolov8.png
Что посетить:
sumerkiidolov9.png

Немецкие города Реккен, Наумбург, Веймар. В Рек­кене Ницше родился и провел первые годы жизни, а в Наумбурге, куда переехала семья Фридриха после смерти кормильца, прошло его детство и юность, в Веймаре философ умер. В каждом из городов находятся мемориальные музеи Ницше, сохранились дома, в которых он жил. Также в Веймаре расположен Архив Ницше – основное хранилище творческого наследия философа.

Подготовила Ольга Устименко

neuronews.com.ua

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше

 

Мудрость

 

Череп!Мудрость глядит из зияющих впадин глазных,Тихо гниющая лобная кость говорит без тумана:Нет наслаждения правдой в волненьях пустых,Нет красоты и ума вдохновений в пожаре обмана.Ряд обнажённых зубов, искривлённых тоской,Грустно смеётся над тем, что мы славим и нагло позорим...Избранных эта насмешка зовёт на покойБез упоения призрачным счастьем, иль видимым горем...Правда - в недвижном одном замираньи, в гниеньи одном!Тайна - нирвана; получит блаженство в ней ум безнадёжно-бессильный...Жизнь - есть святое затишье, покрытое сном...Жизнь - это мирно и тихо гниющий от света могильныйЧереп.

 

Кошмар

 

Ко мне опять вливается волноюВ окно открытое живая кровь...Вот, вот ровняется с моею головоюИ шепчет: я - свобода и любовь!Я чую вкус и запах крови слышу...Волна её преследует меня...Я задыхаюся, бросаюся на крышу...Но не уйдёшь: она грозней огня!Бегу на улицу... Дивлюся чуду:Живая кровь царит и там повсюду...Все люди, улицы, дома - всё в ней!..И не слепит она, как мне очей,И удобряет благо жизни люду,Но душно мне: я вижу кровь повсюду!

 

Из дневника

 

Для мук раскаянья мне дайте преступленья,Иль я умру от грозной пустоты...В груди моей темно, как в капище сомненья,Где язва - мысль и жадный червь - мечты.Не осуждай меня, мои порывы злости:Я раб страстей и грозный бич ума...Душа моя сгнила, и вместо тела - кости...Не осуждай! Свобода есть тюрьма.Для мук раскаянья мне дайте преступленьяИль я умру при свете тёмных туч...В моей крови кипит безумство озлобленья,Дыханьем жжёт коварный демон-луч.

 

Рабы

 

Я надел добровольно вериги,Стал укором проклятой семье...Жизнь, как пошлость бессмысленной книги,Я отбросил: подобно ладьеЯ плыву по беспутному морю,Без сочувствия счастью и горю.Нет спасения в косности мираБезнадёжных и жалких рабов...Есть остатки с безумного пираЯ не в силах... О, сколько умовОжидающих тщетно свободыПогубили безмолвия годы.Рабство хуже кошмара и казни,Жизнь под гнётом оков - клевета!В сердце львином смиренной боязниНет и не было... Мысль - суета.В царстве силы, где внешность пророкаОбвиняет за дерзость порока.О, исчадие тьмы безнадёжной!Вы не звери, вы хуже - рабы!Ваши души во тьме безмятежнойСпят в цепях. Лишь удары судьбыВас разбудят, как рёв океана,В час величья грозы - урагана.Лицемеры! Зачем Вам пророки?Злой мороз ненавидит цветы! -Вы - позорно и нагло жестокиК проявленью свободы... Мечты,Умертвите вы рабским дыханьем,Заразивши пророков лобзаньем.

 

Красота

 

Чтоб совершить преступленье красивоНужно суметь полюбить красоту.Или опошлишь избитым мотивомСмелую мать наслажденья, мечту.Часто, изранив себя безнадёжно,Мы оскверняем проступком своимВсё, что в могучем насилье мятежно,Всё, что зовётся прекрасным и злым.Но за позор свой жестоко накажетЗлого желанья преступная мать,Жрец самозванцам на них же покажет,Как нужно жертвы красиво терзать.

 

Стыд

 

Люби и не стыдись безумных наслаждений,Открыто говори, что молишься на зло,И чудный аромат свирепых преступленийВдыхай в себя, пока блаженство не ушло.Тот не раскается, кто, убоявшись казни,Таит в себе самом все помыслы свои;И не спасётся тот, кто из пустой боязни,Сокрыв грехи свои, увидит свет зари.Небесная заря повергнет в дебри мракаТого, кто хочет зло смягчить стыдом одним,И гуще и грозней скоплённая клоакаЗадавит мысль и дух величием своим.

 

Врагу

 

Ты меня изранил новой клеветою.Что ж! К могиле виден мне яснее путь...Памятник, из злобы вылитый тобою,Скоро мне придавит трепетную грудь.Ты вздохнёшь... Надолго ль?! Сладкой местью очиСнова загорятся к новому врагу;Будешь ты томиться напролёт все ночи,«Жить не отомстивши», - скажешь, - «не могу»!И теперь я знаю: из сырой могилыПожалею снова не свой грустный век.Не свои, коварством сломленные силы,

А о том: зачем ты враг мой - человек!

necrolife.narod.ru

Ницше Фридрих Вильгельм Избранные стихотворения

Ницше Фридрих. Избранные стихотворения

   Фридрих Вильгельм Ницше   Избранные стихотворения   Одинокая любовь   Одинокий колос, колос, а не нива, И любовь к подруге, страсть, а не любовь; Называть любовью страсть несправедливо, Кровь угасит мысли, мысль угасит кровь. Даже чувство дружбы как-то сиротливо Я любить желаю всех, иль никого; Одинокий колос, колос, а не нива Дружба недостойна сердца моего. Я всегда чуждаюсь страстного прилива Чувство к одному я прогоняю прочь Одинокий колос, колос, а не нива Дружба, сладострастье есть не день, а ночь. Мне противны звуки одного мотива, Полюбивши друга, я забуду всех Одинокий колос, колос, а не нива... Дружба над любовью есть глубокий смех.   Мудрость   Череп! Мудрость глядит из зияющих впадин глазных, Тихо гниющая лобная кость говорит без тумана: Нет наслаждения правдой в волненьях пустых, Нет красоты и ума вдохновений в пожаре обмана. Ряд обнажённых зубов, искривлённых тоской, Грустно смеётся над тем, что мы славим и нагло позорим... Избранных эта насмешка зовёт на покой Без упоения призрачным счастьем, иль видимым горем... Правда - в недвижном одном замираньи, в гниеньи одном! Тайна - нирвана; получит блаженство в ней ум безнадёжно-бессильный... Жизнь - есть святое затишье, покрытое сном... Жизнь - это мирно и тихо гниющий от света могильный Череп.   Идеал   Тем идеал священен и велик, Что мы достичь его вершин не в силах, Но юноша, и дева, и старик Перестают томиться им... в могилах. Как радуга сияет идеал: Мы знаем все, что радуга виденье, Но идеал так мощно б не блистал, Когда свои мы поняли стремленья... Он навсегда б, как метеор, угас, Когда б мы все пришли к его вершине: И вера в жизнь и свет исчезла в нас, И мы все умерли б, тоскуя о святыне.   Из дневника   Чем погибает безвозвратней Мой дух, прикованный к страстям, Тем мысль смелей и необъятней Стремится к вечным небесам. Так пальма, корни отрастая, Чем глубже ранит землю в грудь, Тем выше ветви простирая, Яснее видит звёздный путь.   Расплата   Топчи моё имя в грязи! Позорь и бесчестье прощая. Любовь пусть замучит меня! Топчи моё имя в грязи, Я юность твою погубил, извлёк из обителей рая, Топчи моё имя в грязи и смертью меня зарази! Казни красотою своей, бросаясь на грязное ложе... В объятьях безумных ночей казни красотою своей, И тело богини моей на падаль пусть будет похоже! Казни красотою своей и смейся над жертвой страстей! Я всё, всё прощаю тебе, прости же меня, дорогая, Забудь оскорбленья мои, я всё, всё прощаю тебе, Любовь пусть замучит меня, и ревностью страшной сгорая, Я всё, всё прощаю тебе, как злой и коварной судьбе...   Презренье   Если ты презираешь себя, То гордишься собою ты вечно, Так огонь пожирает, губя Всё без жалости, что ж человечно Не погибнешь шутя и беспечно. Презирая себя, я всегда Уважаю за это мышленье... Презирать и не мыслить беда, Расточать же разумно презренье Подвиг в жизни мирской без значенья.   Из дневника   Дай отстояться вину, Слабое сердце в плену, Крепче запутай в тенета. Дух твой тогда воспарит, Будет им мир позабыт, Будет далёко забота. Сердце не любит свободы, Рабство от самой природы Сердцу в награду дано. Выпустишь сердце на волю, Дух проклянет свою долю, С жизнью порвётся звено!   Кошмар   Ко мне опять вливается волною В окно открытое живая кровь... Вот, вот ровняется с моею головою И шепчет: я - свобода и любовь! Я чую вкус и запах крови слышу... Волна её преследует меня... Я задыхаюся, бросаюся на крышу... Но не уйдёшь: она грозней огня! Бегу на улицу... Дивлюся чуду: Живая кровь царит и там повсюду... Все люди, улицы, дома - всё в ней!.. И не слепит она, как мне очей, И удобряет благо жизни люду, Но душно мне: я вижу кровь повсюду!   Милосердие   Никто из нас не прав, - когда не замечает, Как ранит та рука, которая щадит, Как угнетает мысль, как грубо удручает, Взяв милосердие за самый верный щит. А этот щит плодит, лобзая преступленье, Насилье и порок и слабому грозит, У истины берёт и мудрость, и значенье, Нет, милосердие не добрый - злобный щит! Он преступлению развязывает руки, Дамокловым мечом он честности грозит, Смеётся над добром, когда наносит муки, Да, милосердие есть ненадёжный щит!   Полночь   Мне душно... Пропасть время поглотила... Не умерщвлён ли я бесстрастной тишиной?! Земля мертва, как будто, все могила Насильно отняла, что билося со мной. Сон или смерть?! Потухшими глазами На всё глядит луна, печальна, как мертвец, И есть ли жизнь на ней, объятой небесами? Сатурн надел на всё забвения венец! Быть может, умер я и взор мой - привиденье, И странствует душа в неведомых мирах, В ней всё слилось - и вечность и мгновенье, И мрак, и свет - в один безумный страх. Нет, я дышу; я чую сердце живо, Я слышу мира вздох, он вырвался, как луч, Полночный час смеётся так игриво И говорит, как мир таинственный могуч.   Страсть   Чувственность загубит Все ростки любви... Страсть любовь забудет, Вспыхнет пыль в крови. Ты мечтою жадной Юности не тронь, Иль огонь нещадный. Чувственный огонь Мужество расплавит В пламенной крови, Пепла не оставит От твоей любви.   Из дневника   Для мук раскаянья мне дайте преступленья, Иль я умру от грозной пустоты... В груди моей темно, как в капище сомненья, Где язва - мысль и жадный червь - мечты. Не осуждай меня, мои порывы злости: Я раб страстей и грозный бич ума... Душа моя сгнила, и вместо тела - кости... Не осуждай! Свобода есть тюрьма. Для мук раскаянья мне дайте преступленья Иль я умру при свете тёмных туч... В моей крови кипит безумство озлобленья, Дыханьем жжёт коварный демон-луч.   Бессилие   Заснула жизнь в объятиях заботы Мой ум молчи! Кругом всё спит, живут враги дремоты Одни ключи. Душа моя, как ключ, всё хочет биться Во тьме ночной. Как песнь любви она всегда дивится Себе самой! Огонь любви! Как жажду я сиянья Твоих очей! Стихийный миг могучего желанья В груди моей. Но солнце - я и в свете, как в эфире, Всегда один... Когда б, о ночь, блистать в твоей порфире Из мрака льдин. Когда б я мог и смел, о, мрак, сразиться С твоим венцом! Когда б звезда могла в меня влюбиться, Лобзать огнём... О, если б мне из той груди волшебной Весь выпить свет, То мир покрыл фатой целебной Её привет. Но тщетно я стремлюсь с священной страстью К тебе, о ночь! Душа моя, влекома тайной властью, Отходит прочь. Она болит и ноет от заботы: Мой ум молчи! И вторят ей среди дремоты Одни ключи...   Рабы   Я надел добровольно вериги, Стал укором проклятой семье... Жизнь, как пошлость бессмысленной книги, Я отбросил: подобно ладье Я плыву по беспутному морю, Без сочувствия счастью и горю. Нет спасения в косности мира Безнадёжных и жалких рабов... Есть остатки с безумного пира Я не в силах... О, сколько умов Ожидающих тщетно свободы Погубили безмолвия годы. Рабство хуже кошмара и казни, Жизнь под гнётом оков - клевета! В сердце львином смиренной боязни Нет и не было... Мысль - суета. В царстве силы, где внешность пророка Обвиняет за дерзость порока. О, исчадие тьмы безнадёжной! Вы не звери, вы хуже - рабы! Ваши души во тьме безмятежной Спят в цепях. Лишь удары судьбы Вас разбудят, как рёв океана, В час величья грозы - урагана. Лицемеры! Зачем Вам пророки? Злой мороз ненавидит цветы! Вы - позорно и нагло жестоки К проявленью свободы... Мечты, Умертвите вы рабским дыханьем, Заразивши пророков лобзаньем.   Воля   Из тихой пристани отплыл я одиноко, Для гроз и бурных волн, о жизни океан? Я смелый мореход и путь держу - далёко, Но светоч истины несу я так высоко, Что довезу его до грани новых стран. Из тихой пристани отплыл я одиноко. Мой парус - мысль моя, а кормчий - дух свободный, И гордо мой корабль плывёт по лону вод, И голос совести, стихии благородной, Спасёт, спасёт меня: я с силою природной Один иду на бой, и океан ревёт... Мой парус - мысль моя, а кормчий - дух свободный... И любо биться мне с противником ужасным, Свободу чую я в хору крылатых бурь, И не гадаю я: в бою ль погибну страстном, Иль с истиной святой в объятии прекрасном Увижу новых стран волшебную лазурь. И любо биться мне с противником ужасным.   Из дневника   Век суждено мне бороться, Жить не могу без борьбы; Видно, как в песне поётся, Мне не уйти от судьбы. Если враги все убиты, Снова хочу воскресить Тех, имена чьи забыты, Чтобы их снова убить. Страшно: боюсь, посмеётся Злобно над сердцем судьба: Биться с собой мне придётся, Резать себя, как раба.   Из дневника   По тихим, чуть видным дыханьям впавшего в сон океана, Взяв небо единой защитой, как прежде, плыву я в челне одиноко... И в сердце моём так тоскливо, так страшно гнетёт меня старая рана, Но чу! Океан пробудился, сочувствуя горю и мукам пророка. Из памяти властной встают, как морские седые туманы, гробницы И тени подходят ко мне, среди них я и горе своё узнаю, отдохнуло В могиле недолгой оно и опять на меня устремило зеницы. И снова напрасной, неконченой битвой на дряхлое тело дохнуло, Опять зародилася мысль и забилось усталое сердце тревожно, И трепет его достигает опять до пророчески-внятного слуха, И снова я верю, что битва, свирепая битва со тьмою возможна. О, гневная, ясная мысль, воскрешённая злобной и мрачною казнью, Зачем ты меня окрыляешь надеждой и к свету стремишься так жадно?! Тебя я боялся, но тяжко страдал и томился от этой боязни, И ты появилась, мученья смягчились - в душе же темно, не отрадно... Я снова чего-то страшуся, иль час мой не пробил желанный и снова Я путь потерял навсегда, не достигнув того безмятежного края, Где мысли свои и мученья я мог воплотить бы в бессмертное слово, Величие духа, свободу и тайны всего мирозданья умом сознавая?   Красота   Чтоб совершить преступленье красиво Нужно суметь полюбить красоту. Или опошлишь избитым мотивом Смелую мать наслажденья, мечту. Часто, изранив себя безнадёжно, Мы оскверняем проступком своим Всё, что в могучем насилье мятежно, Всё, что зовётся прекрасным и злым. Но за позор свой жестоко накажет Злого желанья преступная мать, Жрец самозванцам на них же покажет, Как нужно жертвы, красиво терзать.   Из дневника   Все заснуло сном могучим, даже море спит... Ночь соткала саван крепкий, волны усмирив: Вал гремучий очарован, пеной не бурлит И гранита не тревожит под ночной мотив: Но не спит и гневно дышит море в глубине И порою, не страшася злобной темноты, Передаст мятеж свой скрытый дремлющей волне, И волна отринет мигом чары слепоты. И взревёт от гнева море... Отдыхать не в мочь Тем, кого томят виденья прежних грозных битв... Мрачен сон вождей-титанов и напрасно ночь Злых проклятий им не шепчет, а слова молитв. О, сожжённое насильем, море, ты мой друг, Я постиг твой вызов к небу, муки скорбных грёз И хочу твои страданья, твой святой недуг Не смягчить, а смыть навеки током мощных слёз.   Стыд   Люби и не стыдись безумных наслаждений, Открыто говори, что молишься на зло, И чудный аромат свирепых преступлений Вдыхай в себя, пока блаженство не ушло. Тот не раскается, кто, убоявшись казни, Таит в себе самом все помыслы свои; И не спасётся тот, кто из пустой боязни, Сокрыв грехи свои, увидит свет зари. Небесная заря повергнет в дебри мрака Того, кто хочет зло смягчить стыдом одним, И гуще и грозней скоплённая клоака Задавит мысль и дух величием своим.   Врагу   Ты меня изранил новой клеветою. Что ж! К могиле виден мне яснее путь... Памятник, из злобы вылитый тобою, Скоро мне придавит трепетную грудь. Ты вздохнёшь... Надолго ль?! Сладкой местью очи Снова загорятся к новому врагу; Будешь ты томиться напролёт все ночи, "Жить не отомстивши", - скажешь, - "не могу"! И теперь я знаю: из сырой могилы Пожалею снова не свой грустный век, Не свои, коварством сломленные силы, А о том: зачем ты, враг мой - человек!

thelib.ru

Интегрированный урок по теме «Смысл теории Раскольникова или каков жанр романа»

Министерство образования РД

МКОУ

«Средняя общеобразовательная школа №1»

ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

по произведению Ф. Достоевского

«Преступление и наказание»

Тема:

«Смысл теории Раскольникова

или каков жанр романа»

Подготовили и провели:

Психолог: Агаева З.А.

Учитель литературы: Якубова Б.К.

Избербаш 2017г

Б. Ф. М. Достоевский – гениальный русский писатель, который открыл и художественно исследовал бездонную глубину человеческой души.

З.Достоевский открыл двойственность души, то есть показал, что в душе человека идёт постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, высоким и низким.

Двойственность природы человека была уже понята давно, ещё в древности. Слово нашим философам.

(Ученики зачитывают слова Омара Хайяма):

Мы - источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник,

Человек, как в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик!

Давайте сначала поговорим о жанре. Что такое жанр?

 Жанр – это совокупность определенных признаков, которые позволяют отнести литературное произведение к роду эпоса, лирики или драмы. 

По жанру роман абсолютно новый тип произведения. В романе объединены несколько жанровых разновидностей, Это:

Слайд 1.Социально-бытовой

Детективный

Любовный

Психологический

Философский

Религиозный

?-

Б: вы поняли, какова цель нашего урока? (ответить на этот вопрос )

Какова тема урока? Дети называют тему урока.

Слайд . Итак, тема урока: «Смысл теории Раскольникова или Каков жанр романа «Преступление и наказание».

З.: Наш урок мы проведем, используя метод Эдварда де Боно «Шесть шляп».

Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы надевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, для каждой «шляпы».

Обратите внимание на эти слова: «Меня называют психологом, а я лишь реалист в высшем смысле» (Ф. Достоевский).

Б.: Давайте сначала поговорим о романе.

Белая: Что послужило причиной написания романа? ( В частности, теория Ницше о сверхчеловеке).

Желтая: что положительное в этом романе? ( То, что Достоевский отобразил в романе веяния того времени).

Черная: а что отрицательное?( В романе много негатива , из 18 героев романа умирают 8)

Красная: ваше отношение к роману: на протяжении всего романа мы испытываем разные чувства…

Зеленая : ваш совет, предложение, альтернативная идея. .( Несмотря на негатив ,отношение к роману положительное, так как он заставляет о многом задуматься).

Синяя:

А вот о чем он заставляет задуматься и какие чувства испытываем, мы сегодня выясним.

Б: Давайте поговорим о теориях, которые представлены в романе и прокомментируем их.

Слайд . «Ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было».

Да ведь тут арифметика! За одну жизнь – тысяча жизней спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен.

Б.Белая: чья это теория? Факты: (теория студента, которую Раскольников услышал в кабаке).

З.Желтая: что положительное в этой теории? (Ничего)

Б.Черная: а что отрицательное? ( Студент даже не задумывается о ценности жизни).

З.Красная: что вы чувствуете по отношению к этому герою? (Наверное, мы, люди, не имеем права вмешиваться в природу).

Б.Зеленая : ваш совет, предложение, альтернативная идея …( ценность человеческой жизни в том, что у нее нет цены, она бесценна).

З.Синяя : к сожалению, ценность человеческой жизни студент свел к арифметике, но утешает только то, что сам бы на убийство он не решился, для него это только теория.

Психолог: Л. Н. Толстой говорил: «Преступление Раскольникова это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил. Пред нами идейный убийца, и идея эта носителя в воздухе – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния».

Ребята подумайте над этими словами.

Б: Слайд . «Возлюби прежде всего одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел»

Белая: чья это теория? Кто такой Лужин? (Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.    Получается , что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.)

Желтая: что положительное в этой теории?(мы не видим в этой теории ничего положительного)

Черная: а что отрицательное? Это эгоизм. Он ведет к преступлению.

Красная: что вы чувствуете по отношению к этому герою? неприязнь, нам не нравится его позиция.

Зеленая: Здесь хочется сказать словами Сони Мармеладовой : «Никто не имеет права добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил».

Синяя : Лужин – прямолинейно-примитивный человек. У Лужина нет души, эгоист, высокомерный, больше всего ценит деньги (немного вспомнить, за что он хотел жениться на Дуне: она была очень красива и умна, а ему это надо было, как и то, что она была несчастна, а теперь всю жизнь будет его благодарить).

З.Слайд 5. «Необыкновенный» человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Теория Раскольникова (рассуждение).

«Люди по закону природы разделяются вообще на два разряда : на низших, обыкновенных и собственно на людей».

Б.Давайте на этой теории мы остановимся подробнее.

Белая: чья это теория? Факты (цитаты из текста). Значение фамилии.

Раскольников

«Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.

Желтая: что положительного в этой теории? Ничего. Деление людей .

Черная: а что отрицательное? ? Его “арифметике” противостоит высшая математика жизни: одно рассчитанное убийство влечет за собой другое, третье. Неостановимо.

Красная: что вы чувствуете по отношению к этому герою? Жалость, потому что он хороший, просто запутался

Зеленая: какой совет вы дадите 

Ребята, здесь речь идет о гордыне. Чем отличается гордыня от гордости? гордыня разрушает человека. Преступление всегда ведет к разрушению личности. Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра). Б : Какой герой романа следует этому?

Белая: кто это? (Разумихин. Настоящая фамилия героя - Вразумихин, однако все зовут его именно Разумихиным, в том числе и сам автор: "...Я вот, изволите видеть, Вразумихин; не Разумихин, как меня все величают, а Вразумихин..." Дмитрий Разумихин - студент, дворянин по происхождению: Разумихин - очень бедный человек. Он сам себя содержит и знает множество способов, как заработать на жизнь. Разумихину никто не помогает. У него нет матери и, вероятно, также нет отца.)

Желтая: что положительного в нем ? Не отчаивается.

Черная: а что отрицательное? В этом герое мы не видим ничего отрицательного.

Красная: что вы чувствуете по отношению к этому герою? Уважение, симпатия.

Зеленая: какой совет вы дадите? В качестве совета я расскажу притчу.

Притча

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так… «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, в я все равно хотел купить нового молодого осла. А колодец уже совсем высох, и я давно хотел его засыпать и вырыть новый. Он позвал соседей и они стали бросать землю в колодец. Ослик стал вопить, поняв, что происходит. Но на его вопли никто не обращал внимания. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика. Он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца.

Так вот, возможно в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет подкидывать все новые и новые ситуации. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Синяя: Каждая проблема – это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы сможете перейти бурный поток.

Б.: Преступление совершено, а что дальше?

Сценка: признание Раскольникова Соне.

(Ученица читает стихотворение в конце сценки)

Для мук раскаянья мне дайте преступленья,

Иль я умру от грозной пустоты.

В груди моей – темно, как в копище- сомненье.

Где язва – мысль, жадный червь – мечты.

Не осуждай меня, мои порывы злости.

Я раб страстей и грозный – бич ума

Душа моя сгнила, и вместо тела – кости.

Не осуждай! Свобода есть тюрьма.

Для мук раскаянья мне дайте преступленье.

Иль я умру при свете темных туч

В моей крови кипит безумство – озлобленья,

Дыханьем жжет коварный демон луч.

Б.: Какой эпизод мы сейчас увидели? Сцена признания.

Белая: какие объяснения дает Раскольников? (“хотел Наполеоном сделаться”, помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности

Желтая: какой из героев вам понравился в этом эпизоде? (Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье. Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова.)

Черная: а что вызвало негатив?( Раскольников жалок)

Красная: какие чувства испытываете к этим героям? Сострадание и уважение к Соне.

Зеленая: какой совет вы дадите? Самая великая победа — победа над своим негативным мышлением.  Сократ.

Синяя: теория несостоятельна. Он чувствует в болезненном состоянии нелепость своего чудовищного эксперимента.

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский.

Б: Обратите внимание на следующий слайд.

Цитаты:

  1. «Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт». (В.И.Ленин)

  2. «Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство, кто стремится к отделению от него отдельной части, он враг, заклятый враг государства. И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью»… (Сталин)

  3. «Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей». (Гитлер)

Слайд . Сколько жизней унесли эти теории?

З: Встаньте те, у кого кто-нибудь погиб в результате воплощения данных теорий в жизнь.

Каковы ваши впечатления? (ответы детей).

Б. Я думаю, вы, ребята, сделаете выводы. Так какой же жанр романа?

Слайд . «? Предупреждение».

Вывод: о чем предупреждает роман? Нельзя убивать человека ради идей и теорий….

(Рефлексия по теме урока).

Обсуждение работы в группах: каждая группа отвечает на вопросы:

1Понравилась ли вам работа со шляпами?

2. Что вам было трудно?

3. А что давалось легко?

Синквейн.

Раскольников.

Замкнутый. Задавленный.

Убивает. Мучается. Признается.

Разрешает себе «кровь по совести».

Преступник.

Спасибо за урок.

Мои выводы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

videouroki.net

Урок по произведению Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Муниципальное казенное образовательное учерждение

Средняя общеобразовательная школа №1

ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

по произведению Ф. Достоевского

«Преступление и наказание»

Тема:

«Смысл теории Раскольникова

или каков жанр романа»

Подготовили и провели:

Психолог: Агаева З.А.

Учитель литературы: Якубова Б.К.

Избербаш 2011 г.

Ведущий: Мы завершили чтение романа «Преступление и наказание». Сегодня мы поговорим о романе. Посмотрите (показывает на слайд «Жанры детям»). А какой еще жанр? В ходе сегодняшнего урока мы найдем ответ на этот вопрос.

Слайд 1.Социально-бытовой

Детективный

Любовный

Психологический

Философский

Религиозный

?-

Ведущий: ответ на этот вопрос – цель нашего урока.

Слайд 2. Тема урока «Смысл теории Раскольникова или каков жанр романа «Преступление и наказание»»).

Обратите внимание на эти слова. «Меня называют психологом, а я лишь реалист в высшем смысле» (^ .

(Рассуждения учеников).

Ведущий: Давайте поговорим о теориях, которые представлены в романе и прокомментируйте их.

Слайд 3. «Ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было».

^ : (что это теория студента, которую Раскольников услышал в кабаке). (Рассуждения вместе с учащимися).

Психолог: Л.Н.Толстой говорил: «Преступление Раскольникова это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил. Пред нами идейный убийца, и идея эта носителя в воздухе – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния».

Ребята подумайте над этими словами.

(Размышления детей)

Слайд 4. Теория Лужина «Возлюби прежде всего одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел»

Психолог: Лужин – прямолинейно-примитивный человек. У Лужина нет души, эгоист, высокомерный, больше всего ценит деньги (немного вспомнить за что он хотел жениться на Дуне: она была очень красива, а ему это надо было, как и то, что она была несчастна, а теперь всю жизнь будет его благодарить).(Рассуждения детей о Лужине).

Слайд 5. «Необыкновенный» человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Теория Раскольникова (рассуждение).

«Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших, обыкновенных и собственно на людей».

(Рассуждения детей)

Психолог: Подлинная человечность всегда связана с истиной совестливостью. Преступление всегда ведет к разрушению личности. Ребята, где же источник противостояния злу?

(Рассуждения детей, где говорится о том, что зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра).

Слайд 6. Да ведь тут арифметика! За одну жизнь – тысяча жизней спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен. Чья это теория?

^ : Что повлияло на замысел преступления? (ответы детей).

Дети: Петербург, мысли о социальном неравенстве, эпоха.

Ведущий: Ребята, послушаем психолога.

Психолог: Причины:

  1. Воспитание в детстве. Какое воспитание: со стороны отца – равнодушие к злу, со стороны матери – «все для Роди»
  2. Нездоровая атмосфера в Петербурге (о Петербурге рассказать)
  3. Социальная униженность героя, бедность, невозможность умному, талантливому человеку пробиться своим трудом.
  4. Тяжелое положение матери и сестры. Сострадание «униженным и оскорбленным».

Ребята, послушайте притчу:Притча

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так… «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, в я все равно хотел купить нового молодого осла. А колодец уже совсем высох, и я давно хотел его засыпать и вырыть новый. Он позвал соседей и они стали бросать землю в колодец. Ослик стал вопить, поняв, что происходит. Но на его вопли никто не обращал внимания. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика. Он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца. Так вот, возможно в вашей жизни было много всяких неприятностей и в будущем жизнь будет подкидывать все новые и новые ситуации. И всякий раз. Когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема – это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы сможете перейти бурный поток.^ : Но несмотря ни на что, Раскольников раскаивается. Давайте посмотрим сценку детей.

М: Преступление совершено, а что дальше.

(Дети показывают сценку – где Родион рассказывает Соне о преступлении, которое он совершил – строки из произведения).(Ученица читает стихотворение в конце сценки)

Для мук раскаянья мне дайте преступленья,

Иль я умру от грозной пустоты.

В груди моей – темно, как в копище - сомненье.

Где язва – мысль жадный червь – мечты.

Не осуждай меня, мои порывы злости.

Я раб страстей и грозный – бич ума

Душа моя сгнила, и вместо тела – кости.

Не осуждай! Свобода есть тюрьма.

Для мук раскаянья мне дайте преступленье.

Иль я умру при свете темных туч

В моей крови кипит безумство – озлобленья,

Дыханьем жжет коварный демон луч.Ведущий: Обратите внимание на следующий слайд.

Слайд 7. Показываем высказывания и спрашиваем детей, есть ли общее в этих высказываниях с теорией Раскольникова.

Цитаты:

  1. «Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт». (В.И.Ленин)
  2. «Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство, кто стремится к отделению от него отдельной части, он враг, заклятый враг государства. И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью»… (Сталин)
  3. «Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей». (Гитлер)

Слайд 8. Сколько жизней унесли эти теории?

(Рефлексия по теме урока).

Психолог: Встаньте те, у кого кто-нибудь погиб в результате воплощения данных теорий в жизнь.

Каковы ваши впечатления? (ответы детей)

(Выступление учителя истории. Обсуждение исторических личностей).

Педагог: Я думаю вы, ребята, сделаете выводы. Так, какой же жанр романа?

Слайд 10. «? Предупреждение».

Психолог: Слова Д.С. Мережковского«Ты сам свой бог, ты сам свой ближний,

О, будь же собственным творцом,

Будь бездной верхней, бездной нижней,

Своим началом и концом».

Ребята, я хочу, чтобы вы запомнили пять простых правил:

  1. Освободите своё сердце от ненависти- простите всех, на кого вы были обижены.
  2. Освободите своё сердце от волнений- большинство из них бесполезны..
  3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
  4. Отдавайте больше.
  5. Ожидайте меньше.

Спасибо за урок.

lit-yaz.ru

понятие и значение :: BusinessMan.ru

На данный момент практически все существующие в уголовном законодательстве нормы права направлены на то, чтобы совершившее преступление лицо понесло наказание. Однако на практике временами используются и нормы, которые смягчают наказание или вообще заставляют соответствующие органы не привлекать за их совершение. Одной из таких норм является освобождение от уголовной ответственности с деятельным раскаянием. Данная тема на самом деле практически не изучена, поскольку встречается только в небольшой части норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса, но на практике она имеет огромное значение. Именно о том, какое значение деятельное раскаяние имеет на современном этапе, и будет рассказано в этой статье.

Современные тенденции

Богиня правосудия

Ни для кого не является секретом тот факт, что в современной России уровень преступности с каждым годом становится все выше. Однако главным образом все внимание привлекается к тяжким и особо тяжким делам, а небольшие преступления и те, что имеют среднюю тяжесть, зачастую остаются без внимания. Но именно на них приходится почти половина всех совершенных в стране преступлений. Коррупция, незаконный оборот оружия и наркотиков и многие иные правонарушения становятся все более обыденными. Органы власти пытаются противодействовать их совершению, постоянно ведя борьбу с преступностью и противодействуя ей, назначая наказания. Но совершенно понятно, что исключительно мерами ужесточения добиться нужного результата невозможно, а потому для обеспечения максимальной раскрываемости и понижения числа преступников в уголовном праве нашла свое место идея гуманизма и справедливости.

Гуманизм в уголовном праве

Мир и справедливость

Все больше и больше идей гуманизма начинает распространяться в уголовно-правовой науке в последнее время. Одной из них стало прекращение дела в связи с деятельным раскаянием. Подобные нормы начали появляться по всему миру в первую очередь из-за того, что начался процесс дифференциации уголовной ответственности с индивидуализацией наказания.

Подобная дихотомия привела к тому, что санкции за совершения тяжких и особо тяжких преступлений с каждым годом увеличиваются, а вот за преступления небольшой тяжести лицом, совершившим его в первый раз, стало возможным освобождение в связи с деятельным раскаянием. Уголовное право начало искать новые пути разрешения конфликтов, попросту стимулируя добровольность виновного в признании своего правонарушения и желании его минимизировать нанесенный им ущерб. Идея ресоциализации личности, ее возрождении и возможности выйти в любой момент из появившегося конфликта стала иметь свое место в Уголовном кодексе. Впервые появилось на свет несколько статей о том, что можно дело попросту прекратить в связи с деятельным раскаянием, если виновный пожелал того.

Проблемы практики

Несмотря на то что институт раскаяния уже начал функционировать на практике в российской правовой системе, существует очень большое количество проблемных мест. Многие понятия до сих пор не имеют точного определения или противоречиво толкуются в зависимости от того, как же судья понимает норму. Все это ведет к тому, что требуется начать детальное изучение института деятельного раскаяния, а также нахождение путей избавления от противоречий, которые существуют на каждом шагу. К сожалению, подобные исследования практически не проводятся, а потому даже не существует четких критериев того, что же следует понимать под данным понятием. Все это на практике ведет к тому, что разрешить конкретное уголовное дело на практике достаточно сложно.

Историческая справка

Криминальное правосудие

Впервые нормы, которые позволяли освободить от уголовной ответственности с деятельным раскаянием, появились относительно недавно. Закреплены они были только в 1997 году в области уголовного судопроизводства. Их введение немедленно привлекло практически всех участников уголовного производства, особенно следователей, дознавателей, прокуроров и судей. После их введения в стране начало прекращаться огромное количество дел в связи с деятельным раскаянием, что здорово упростило жизнь практическим работникам уголовной сферы.

Однако не нужно считать, что появление подобного закона сразу же привело к тому, что огромная масса преступников немедленно решила взять на себя вину за совершенные преступления, раскаяться в совершенном и придти в полицию с повинной, желая в будущем прекратить делать плохие дела. Во многом это вылилось в то, что подобным образом люди стали пытаться попросту избежать наказания и не нести тяжесть уголовной ответственности. Именно поэтому столь важно на практике понимать, что даже если действия человека имеют признаки деятельного раскаяния, это вовсе не значит, что его нужно немедленно помиловать.

Понятие раскаяния

Самостоятельное ограничение

Прежде чем непосредственно понять, что же собой представляет деятельное раскаяние по УК РФ, следует определить, что же представляет собой само понятие раскаяния. Его значение определяется с точки зрения социальной природы, то есть раскаяние представляет собой сожаление о совершенном правонарушении и всех его последствиях. Как можно понять, этот термин весьма субъективен и определяется с точки зрения этики, морали и психологии.

Существует ряд признаков, которым всегда должно оно сопровождаться. К ним относится чувство стыда, угрызения совести, самоосуждение. Это показывает то, что человек осознал свои преступные действия и чувство долга, которое имеет перед другими людьми и коллективом.

Понятие деятельного раскаяния

Достаточно часто в уголовном праве принято считать, что если у человека проявляется позитивное постпреступное поведение, то это можно понимать под основанием для смягчения или полного освобождения от наказания. Все это непосредственно и привело с появлением освобождения от уголовной ответственности с деятельным раскаянием. Хотя на данный момент в нормах закона и нет определения данного термина, его все равно принято воспринимать в качестве уголовно-правового института. Именно поэтому для его применения требуется не только сказать о том, что человек испытывает чувство раскаяния за свои действия, но и объективно показать их в реальности на конкретных действиях. Если этих действий не было, то ссылаться на закон с целью смягчения наказания нельзя. Подобный вид раскаяния всегда должен быть осознанным, чтобы стать поистине эффективным механизмом, который приведет к тому, что после совершения преступления лицо будет вести себя правомерно.

Законодательная база

Уголовное право

Деятельное раскаяние в УК РФ закреплено в его общей части, а именно в статье 75. Данная норма была впервые применена с падения Российской империи и предусматривала тот факт, что лицо, совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности. Сделать это можно только в тех случаях, когда преступник самостоятельно явился в правоохранительные органы с повинной, что помогло раскрыть преступление, а также полностью загладил причиненный вред каким-либо образом. Применяться правило может только к тем статьям особенной части, где непосредственно применяется деятельное раскаяние, в том числе и к преступлениям средней тяжести и тяжким, вроде похищения, неуплаты налогов, подкупа и некоторых иных.

Общие признаки

К общим объективным признакам раскаяния в данной ситуации можно отнести:

  1. Общественная полезность действий, которые совершает преступник. Все должно непосредственно выражаться в поступках, а не только в словах.
  2. Активность действий, которая позволяет провести границы между добровольным отказом и деятельным раскаянием.

Обязательные признаки

Помимо общих признаков, имеется еще ряд обязательных, которые тоже следует принимать во внимание. К ним относятся:

  1. Нормативные признаки - все формы поведения, которые преступник демонстрирует после совершения преступления, регулируются нормами права.
  2. Объективные признаки выражаются в пользе для общества и активности ее осуществления.
  3. Субъективные признаки выражаются в том, что все действия совершаются добровольно для того, чтобы облегчить собственную участь.

Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния

Весы правосудия

Как уже упоминалось ранее, именно активность действий помогает провести разграничение между добровольным отказом и раскаянием. На самом деле они на первый взгляд имеют множество подобных черт, вроде того, что при каждом из них уголовное преследование прекращается, а также тот факт, что они оба обязательно должны быть деятельными. Однако имеется одна огромная разница между этими понятиями - для добровольного отказа достаточно попросту не довершать преступление до конца. Преступник попросту останавливается на стадии оконченного покушения или активно пытается устранить условия, которые им были созданы непосредственно для совершения преступления. Добровольный отказ достаточно ярко можно просмотреть в делах об изнасилованиях - если мужчина угрозами заставляет женщину заняться с ним половым актом, но в конечном итоге так и не доводит свои действия непосредственно до самого акта совершенно добровольно, хотя имел возможность этого не делать, то его нельзя судить по статье об изнасиловании, поскольку он совершил добровольный отказ.

Деятельное раскаяние применяется на другой стадии - после прекращения преступления, когда лицо приходит добровольно признаться в совершенном им правонарушении.

Сущность

Образ справедливости

Данная норма, как и любая иная в законодательной системе, в своей сущности имеет ряд субъективных и объективных признаков, которые необходимо в обязательном порядке учитывать.

Сама сущность деятельного раскаяния заключается в том, что преступник после завершения преступления полностью признает свою вину за него и поступками заглаживает ее. К таким действиям принято относить явку с повинной, активное содействие правоохранительным органам, а также заглаживание вины. Принято в качестве подобных действий признавать оказание первой помощи пострадавшему, вызов милиции и другие действия. Для того чтобы можно было применить их на практике, необходимо наличие 2 или более подобных действий, поскольку всего одно будет выступать лишь в качестве смягчающего обстоятельства.

Объект и субъект

В качестве субъекта здесь обязательно выступает лицо, которое совершило преступление. Человек обязательно должен быть вменяемым и достичь возраста уголовной ответственности, которая положена за совершение конкретного преступления. Норма не применяется, если в правоохранительные органы обратился не сам преступник, а его родственник или знакомый.

Под субъективной стороной понимается психическое отношение субъекта к совершаемым полезным для общества действиям, совершенным после преступления. Это мотив, чувства и эмоциональное состояние.

Объектом является то, на что непосредственно направляет свое раскаяние преступник, то есть совершенное им преступное деяние, которое привело к причинению имущественного, физического или морального вреда.

Объективная сторона деятельного раскаяния непосредственно представляет собой те действия, из которых само раскаяние складывается, их последствия, а также имеющаяся причинная связь. Именно сюда принято относить явку с повинной, заглаживание вреда и другие действия. Также попутно сюда относится время и способ совершения деяний, которые обычно имеют место только после окончания самого преступления, но в некоторых случаях его можно заметить даже на стадиях уже оконченного покушения. Все это и привело к тому, что все чаще дела закрываются в связи с прекращением с деятельным раскаянием.

businessman.ru


Смотрите также

 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *