Итак, что есть талант? В словари за точным определением не лезу, пишу свои дилетантские соображения.
Талант — это способность творить, которая некоторым дается просто так, по факту рождения. Как цвет глаз или форма ушей.
Ничего не нужно делать талантливому писателю, надо лишь до тетрадки с ручкой лениво дотянуться и шедевр сам собой родится.Многие из вас думают: «талантлив ли я» и искренне скорбят по поводу того, что вам таланта не досталось. Хотя на самом деле вы этого доподлинно не знаете.
Вполне вероятно, что он есть. Но круто подавлен. Возможно, вы ОДИН раз в своей жизни дотянулись до пера. Давно было, уже и не помните, наверное, подробностей. Но помните, как получили словесный (или реальный) подзатыльник от рассерженной мамы, которой вообще-то нужна помощь по дому.
Или словили снисходительное «мда, не Лев Толстой» от учительницы по литературе. Или гогот одноклассников при прочтении вашего сочинения вслух. И все. Рука отдернулась, а ярлык «бездарность» был приклеен навек. Вами же, себе же.
Которому папа дал возможность уже в 4 года заниматься на клавесине. Которого таскали по дворам с концертами и всячески поощряли. Да, гений ярчайший, игнорировать его было невозможно.
Но что, если бы в три года маленький Амадейчик услышал от маменьки что-то типа «убери руки от инструмента, я на нем только что пыль протерла!». Что, если бы папа его поверил словам тех, кто сказал бы: «Святый Боже, герр Моцарт, ваш сын бездарность, отправьте его в юнкеры, больше толка будет». И если бы (ну вдруг!) тогда не было принято умиляться хорошеньким маленьким мальчикам за клавишными…
Так вот первое, что я бы хотела вам донести: если вы уверены в том, что таланта у вас 100% нет. Если вы убеждены, что даже самого маленького талантика вам не обломилось. То стоит интереса ради вспомнить, а как оно было-то, в нежном-то возрасте. Возможно, ваш гений просто был зарезан на корню и не имел шансов реализоваться.
Кроме искры Божьей, известные таланты прошлого были одарены еще и наставниками. Которые заставляли заниматься днями и ночами, пить-есть не давали, пока мастерство отроком отточено не будет. В спорте, музыке или живописи такие примеры на слуху….
Есть ли у вас информация о том, что над кем-то из известных романистов, в детстве стояла с розгой маменька, и велела ярче выписывать характер героя. В моей картине мира таких примеров нет.
Зато масса примеров того, как неокрепшие таланты начинали что-то творить. Писать прозу, стихи, сказки… Но в силу так и не вошли, потому что не было давления, которое бы вынуждало становиться лучше. Не было надзора, муштры и принуждения к труду. Возможно, была похвала, и даже гордость, и полное признание. То есть пряник — в ассортименте. Но кнута, увы, не было. И веры в то, что выйдет толк — тоже.
Я знаю это по себе, я вижу это у учениц. Одна за другой рассказывают, как начинали что-то писать еще в школе, а потом забрасывали. Хотя получалось неплохо, хотя даже хвалили. И причина явно не в том, что не хватило таланта к писательству или настойчивости и упорства.
Что не хватило проводников. Которые бы не только говорили «молодец» на нашу идею написать книгу или стать журалистом-путешественником. А мягко понуждали к работе. Спрашивали бы ежедневно о количестве написанных строк и разбирали бы текст до последних запятых. Ставили цели и доводили до успеха.
Возможно, такие и существуют. В спецшколах или при ВУЗах. Возможно и есть центры развития юных авторов. Но мне о них неизвестно. В моем опыте — только растерянные взрослые, которые вдруг ощущают желание писать и не понимают, откуда это, и что теперь делать…
Мой предмет изучения — обычные люди, бОльшей частью женского полу, что сейчас мучаются вопросом — а талантлива ли я, или прекратить мучения, пока совсем не опозорилась.
Сейчас я хочу дать один простой инструмент, дабы понять — а то, что в вас сейчас теплится, это талант, или блажь?
Блажью я называю желания, которые возникают и пропадают, и воспоминания о них не причиняют боли. Ну, например, прошлым летом, пока восстанавливалась после аварии, я брала уроки вокала. Просто так, потому что было время.
И да, мечталось о сцене — просто потому, что мечтать люблю. Прекратила, когда забрала ребенка от бабы-деды, и забыла о страсти, как будто ее и не было. Хотя ведь в музыкалке училась, и вроде как способность есть. Но не талант.
Талант, други моя, это боль. Если у вас не болит — то таланта нет. Все. Закольцовывая мысль, хочу сказать, что гении — это люди, которым было больнее всего. Я им не завидую. Потому что я знаю, что такое эта боль нереализованного таланта. И боюсь представить, какие муки выпадают на долю гениев.
Для нас с вами талант, это способность создавать прекрасные творческие вещи легко, и сразу на высоком уровне. По сути, когда люди говорят: «у меня нет таланта», это означает: «мне трудно, мне тяжело, я делаю это медленно, и у меня не рождается ничего супер-пупер-фееричного».
И в этот момент я хочу напомнить, что качество рождается с количеством. Что писательство – это ремесло. Чем больше вы напишите слов, тем лучше эти слова будут складываться у вас в предложения. Вот и все. А жалобы на бесталанность как раз таки чаще мы слышим от новичков.
Однако ж, я рассказывала уже сто-пятьсот раз, о том, что я сама начала писать только в 28 лет, до этого упорно отмахиваясь от всех комплиментов в адрес моих писем и ответов на форумах (соцсетей-то не было еще).
Я тогда уже напрочь забыла детскую мечту о журналистике и, когда меня уже приперли к стенке и заставили писать, я пошла на натуральный риск. Я согласилась, теряя сознание от страха и мыслей «мамочки-что-я-делаю!». Я не верила в талант, мне просто очень хотелось… для справки, я и сейчас в свой талант не верю. Просто у меня было ооооооооооооочень много практики.
И кстати, я ненавижу читать статьи, написанные мною 8-7-5 лет назад. Мне кажется, они кошмарны. Возможно и этот текст через пару лет я буду перечитывать с отвращением.
Но я отвлеклась. Допустим, вы упорно трудитесь день за днем, но шедевра так и не выходит. Гениального произведения, от прочтения которого рыдают счастливыми слезами боги на Олимпе – не родилось.
То, что называется добротная проза. То, что называется качественный текст. Такой, который содержит полезную информацию, в нем есть ценное содержание, он полезен, решает конкретные задачи и вполне сносен к прочтению.
Он развлекает или помогает читателю понять что-то новое про себя и про жизнь. Текст, в котором много уважения к читателю. Этот текст достаточно грамотен, но при этом в нем есть жизнь. В нем можно прочитать характер и мнение автора. В нем есть позиция и смысл.
Мне глубоко претит идея того, что если Господь вас в маковку не поцеловал, то вы не имеете права писать. Даже если вы, гипотетически, никогда не напишите книгу, которая перевернет мир, никогда не напишите сценарий, по которому будет снят блокбастер с миллиардным бюджетом, ну и что?
Если вы просто будете вести блог, который будут читать 500 человек народу, и эти 500 человек будут получать ценные рекомендации для улучшения своей повседневной жизни. Или они будут просто улыбаться и чувствовать себя чуточку счастливее. Этого что, мало? 500 человек, блин, это полный зал Дворца Культуры.
А самый главный человек в этой массовке – это вы. Потому что все это делается только ради того, чтобы ощутить себя живой и творящей личностью. Пусть и не мега-гениальной.
Задайте себе вопрос именно в этой формулировке и прилушайтесь к ощущениям. Эмоциональные наркоманы типа меня выпадут в экстаз от нагрянувшей душевной драмы.
Прочие просто перестанут напрягаться из-за того, как оценивается их творчество по шкале гениальности и пойдут делать то, что доставляет удовольствие. А там уж время рассудит.
baganaeva.ru
Мало кто знает, что изначально слово талант означало денежную меру, распространенную в античном мире.
В наш язык оно пришло благодаря притче, которую однажды рассказал Христос Своим ученикам:Некий богатый человек, отправляясь в далекую страну, поручил рабам свое состояние. Одному он дал пять талантов, другому два, а третьему один.
Первые два раба пустили полученное серебро в оборот и получили прибыль, а третий раб закопал полученный талант в землю. Когда господин вернулся, то потребовал у рабов отчета. Первый раб вернул господину десять талантов вместо пяти полученных, второй четыре вместо двух. И оба они услышали похвалу: «В малом вы были верны, над многим вас поставлю». Третий же раб вернул то, что и получил, оправдывая себя тем, что боялся потерять полученный талант, поэтому и закопал его в землю. На это он услышал грозные слова: «Лукавый раб и ленивый! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью».
Господин велел отнять у раба его талант и отдать деньги тому, кто не испугался потрудиться и приумножить то, что было ему дано.
Отсюда и три выражения: закопал (зарыл), разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
elklub.ru
Я согласен с идеей, что среди людей существует естественная
аристократия. Основы для нее — это добродетель и талант.
(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)
Автор афоризма: Джефферсон Т.
Талантливость как качество личности – склонность проявлять природную одарённость и выдающиеся способности в какой-либо сфере жизнедеятельности.
Учитель музыки говорит ученику: — Предупреждаю, если ты не будешь вести себя правильно, я скажу родителям, что у тебя талант.
Талант – это божественная энергия, стартовый капитал личности. Талант – это ответственность перед миром. Изначально слово «талант» обозначало золотые монеты. В библии описывается притча, как хозяин подарил трём своим рабам по одной монете — «таланту». Один закопал ее в землю, второй разменял, а третий приумножил. Отсюда появились выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Но затем это слово стали использовать в другом смысле – как божественный дар творить нечто новое, врожденное в человеке. М. Веллер пишет: «Талант – это перпендикуляр. Это заплыв против течения. Это презрение к толпе и неистребимое стремление выделиться из нее так, чтобы она удивлялась и уважала. Нонконформизм, в общем, и способность делать что-то такое, чего большинство не может, или не хочет, или даже не понимает».
Один из главнейших уроков жизни – найти своё предназначение, найти ту сферу жизнедеятельности, где «изюминка» таланта проявится в полную силу. Кому-то предназначено быть талантливым артистом, кому-то талантливой матерью, а кому-то талантливым ветеринаром. Если они пойдут по другой дороге жизни, будет конфликтное существование, будет недовольство собой и работой, будет зависть к более успешным коллегам. С работой должна быть взаимная любовь, иначе каждый день превратится в тягостную муку. Талантливый человек, занятый своим любимым делом, идёт на работу с радостью, а возвращается с удовольствием. Словом, не нужно поддаваться уговорам играть на скрипке, когда у тебя получается стучать в барабан. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 3.35: «Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие – в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно».
Мудрые слова. Ученые провели любопытное исследование, состоявшее в выяснении когда у людей наиболее часто происходят инфаркты и какова их основная причина. Выяснилось, что в девять утра в понедельник. Выжившим после инфаркта задавали вопрос, в чем, как они считают, основная причина их сердечного недуга. И вот что всплыло. Все они ненавидели свою работу и шли на нее, как на каторгу. Люди ежедневно со звонком будильника испытывали стресс, насиловали себя и, превозмогая свою нежелание, шли на нелюбимую работу. Вот поэтому следовать по чужому пути опасно. Надо искать своё предназначение.
Есть такая притча. Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать». Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
И теперь, ставя тебя на место карандаша, хочу сказать тебе: всегда помни эти пять правил, никогда не забывай их, и ты станешь лучшим человеком, которым только можешь быть. Первое: ты будешь способен делать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволишь Богу держать тебя в Своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, проходя через различные проблемы. Но ты будешь нуждаться в этом, чтобы стать более сильным человеком. Третье: ты сможешь исправлять ошибки, которые ты совершил или сможешь «вырасти» из них. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: везде, где бы ты ни шел, ты должен оставить свой след.
«На свете немало людей, — писал испанский писатель Карлос Руис Сафон, — кто обладает способностями и желанием, и многие не добиваются ничего. Это только предпосылки к тому чтобы совершить что-то в жизни. Врожденный дар сродни силе атлета. Можно появиться на свет, обладая большими или меньшими способностями, однако человек не становится атлетом только лишь по той причине, что родился высоким, сильным или быстрым. Выдающимся спортсмена или художника делает упорный труд, совершенствование в своем ремесле и технические приемы. Природный ум — не более чем стратегический запас».
Всегда печально смотреть на нереализованный, «зарытый в землю» талант. Беда, коль пироги начнет печи сапожник. Занимаясь не своим делом, человек проходит мимо своего счастья, не открывает своё истинное Я. Чувство вины за не найденное или сознательно не принятое предназначение будет всю жизнь грызть его душу и отравлять существование. Как капитал переливается из одной отрасли хозяйства в более прибыльную отрасль, так и человек, поддавшись меркантильным соображениям, иногда начинает дрейфовать по жизни, сознательно забывая про свой талант. Итог: экзамен жизни не сдан, предназначение проигнорировано, личность потеряна, счастья однозначно не будет. Помните у Ричарда Баха: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!» В некоторых странах существуют традиции, как определить талант ребенка. Например, в Индии перед младенцем раскладывают различные предметы — книги, деньги, оружие. К чему он поползет и начнет играть, то и будет сферой его деятельности в будущем.
Талантливость — неразлучница с трудолюбием и целеустремлённостью. Лень и малодушие — ржавчина для таланта, только в атмосфере постоянного, напряжённого и упорного труда, он превращается в реальную созидательную силу, только в приобретении навыков и опыта он раскрывает весь свой потенциал. Талант без трудолюбия подобен фейерверку — ослепительное мгновение и темнота. Если талантливость идёт по пути своего предназначения к своей цели, труд для нее превращается в осознанную необходимость, в работу души, в удовольствие. Поэтому, по большому счёту, наличие лености – свидетельство того, что человек занят не своим делом и, под влиянием чужих мнений и оценок, нерадиво относится к своему занятию. Например, окружающие в один голос твердят: «Ты талантливый врач», а ему опостылели пациенты и почему-то, в каждую свободную минуту он следит за биржевыми новостями и в тайне мечтает стать брокером.
Кто-то придумал утверждение: «Талантливый человек талантлив во всём». Далеко не во всём. Если нет предназначения, интереса, навыков и опыта – ничего не получится. Есть замечательное высказывание Франсуа де Ларошфуко: «Дарования, которыми господь наделил людей, так же разнообразны как деревья, которыми он украсил землю, и каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды. Потому-то лучшее грушевое дерево никогда не родит даже дрянных яблок, а самый даровитый человек пасует перед делом хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен».
Талантливость ленива только там, где не её место, в своей любимой сфере о лени не может быть и речи, куда всё девается – глаза сияют, от работы за уши не оттащишь, трудоспособность сумасшедшая, человек даже не чувствует усталости. Как определить, твоё это занятие или навязанное обстоятельствами? Очень просто, это можно ощутить даже на физическом уровне. Если, оставив дело, начинаешь себя хуже чувствовать – это верный признак отклонения от призвания.
Талантливость – означает уйти от шаблонов и стереотипов, действовать принципиально по-новому, наиболее лучшим способом реализуя свои способности при любых обстоятельствах жизни. И. Е. Репину врачи запретят работать с красками, но и простым окурком он умудряется делать талантливые вещи. У Ф. М. Достоевского каждый приступ эпилепсии снижал его умственные способности, и он не помнил действующих лиц своих произведений. Несмотря на это, мастер с любовью создавал новые свои детища.
Талантливость – искренняя. В мире людских оценок для неё важно только одно – искренне или фальшиво, подлинно или поддельно. Сторонясь снобизма, талантливость вовсе не заботится о «хорошем» или «дурном» вкусе своих творений. Вкус для неё, как сказал Ролан Быков – «это когда мне вкусно». Талантливость чурается подражательства и копирования. Как говорил Дюрер ученикам, «остерегайтесь мысли создать что-либо более совершенное, чем произведение, созданное Богом». Не соревнуясь с Богом, талантливость испытывает интерес и любовь к тому, что видит. Это позволяет ей увидеть и оценить реальную красоту мира.
Есть замечательный афоризм поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Талантливость – заповедная область, её нужно оберегать. Талантливым людям в жизни приходится тяжелее всего. Они всегда служат объектом нападок, зависти и злобы, они не защищены, открыты для всех и для всего. Бездарность трясёт от непохожести и непредсказуемости других. Талантливость проходит мимо жизненного успеха из-за слабой мотивации преуспеть, растолкать других, пробраться к кормушке жизни. Она увлечена своим делом и не оглядывается по сторонам, где жадные и беспринципные бездарности проявляют бешеную инициативу, захватывая «тёплые» места и ключевые посты. Пока талантливость самозабвенно в одиночку думает над решением какой-либо задачи, концентрируя всё своё внимание и потенциал разума над ее скорейшим разрешением, бездарности катастрофически быстро размножаются, создавая при этом какие-то группы, союзы, общества, партии. Талантливость пашет за десятерых, а одна бездарность способна уничтожить десятки талантов. А. П. Чехов точно подметил: «Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты».
(Просмотров 1 117 всего, 1 сегодня)
podskazki.info
Открыть блог мы решили темой, которая волнует каждого автора в начале творческого пути – что такое талант для писателя и как определить его наличие или отсутствие.
На первый взгляд, трудно поспорить с определением Достоевского: «Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно».
Но в то же время ранние произведения самого Фёдора Михайловича во много раз слабее его зрелого творчества. И если даже на примере одного из крупнейших гениев мировой литературы (многие специалисты помещают Достоевского в первый ряд самых значимых писателей всех времён и народов наряду с Гомером, Шекспиром и Гёте) очевиден постепенный рост таланта, то вполне обыкновенна ситуация, когда изначальные опыты будущих больших писателей мало отличаются от обычной графоманщины.
Общеизвестен пример с первым сборником стихов Некрасова «Мечты и звуки», о котором Белинский написал: «Посредственность в стихах нестерпима». Да и сам поэт вскорости осознал, что книга бездарна и уничтожил практически все её экземпляры. Но это не помешало ему впоследствии развить свой талант и стать классиком.
То есть что же мы видим? Литература требует упорной работы. Горький хорошо сказал об этом: «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – и есть любовь к делу, к процессу работы».
Конечно, как и в любом другом деле, даже самый упорный труд не всегда позволяет прыгнуть выше головы. Сравним с далёким от литературы примером – можно научиться виртуозно играть в баскетбол, но чтобы стать подлинной звездой, необходим высокий рост…
Однако и это правило знает впечатляющие исключения. Например, Тайрон «Маггси» Богс был ростом всего 160 сантиметров (в своё время в команде, где он играл, один из игроков был выше него аж на 71 сантиметр!) и вошёл в историю, как самый низкорослый спортсмен НБА. Но при этом он ещё в студенческие годы выиграл золотую медаль на чемпионате мира, впоследствии поставил несколько рекордов и стал легендой мирового баскетбола.
В общем, размеры вашего таланта очень во многом в ваших руках. Тем более в наше время, когда литературный труд – это гораздо больше служение, чем источник доходов. И если такое положение вещей вас не оттолкнёт, если вы будете развивать свой талант, оценивая себя предельно строго, не боясь переделывать то, что не слишком удалось, то рано или поздно вы обязательно станете хорошим писателем.
Почему мы так уверенно это утверждаем? Потому что человек без литературного призвания, возомнив себя писателем, через некоторое время обязательно предпочтёт какую-нибудь другую сферу самореализации. Графоманы всегда довольны собой, в своём таланте они не сомневаются и вряд ли будут читать эту статью. А вот из тех, кто не боится трудностей и готов, как верно заметил Маяковский, единого слова ради изводить «тысячи тонн словесной руды», обязательно получаются интересные авторы. Так что верьте в себя, но не льстите себе (по крайней мере, пока для этого не появится серьёзных оснований), не ищите лёгких путей, и тогда сквозь тернии обязательно станут видны звёзды!
Опубликовано 27.06.2013 в 15:55 в рубрике Школа авторов.
Поделиться прочитанным в социальных сетях:
Другие записи в рубрике Школа авторов:
inwriter.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»