Картофель является вторым хлебом на Руси. Второй хлеб на руси


Второй хлеб. Как на Руси прижилась картошка?

Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой. Находясь в Нидерландах в конце 17 века Петр I заинтересовался картофелем и "для расплода" прислал мешок клубней графу Шереметьеву. Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. Россия не была исключением. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью. Но этой прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни.

За столом принца Бирона в царствование императрицы Анны Иоанновны (1730—1740 гг.) картофель часто являлся как вкусное, но вовсе не как редкое и лакомое блюдо.

 Со временем повышался уровень информированности граждан о вкусе и пользе картофеля, а также возможных блюдах из необычного клубня. К 1766 году картофель стали возделывать на участках Петербурга, Новгорода и в других губерниях.

Однако в России картофель как культура внедрялся с большими трудностями. Большую роль в распространении картофеля в России сыграла Медицинская Коллегия, бывшая тогда вторым после Академии наук научным учреждением России. Когда в 60-х годах XVIII в. в некоторых районах страны разразился голод, Медицинская Коллегия обратилась со специальным рапортом в Сенат. В рапорте говорилось, что лучший способ борьбы с голодом «...состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потейтес, а в иных местах земляными грушами, тартуфеляни и картуфелями». Сенат издал специальный указ, рекомендующий и поощряюсь разведение картофеля как для питания семьи, так и для прокорма животных. Сенат выпустил также специальное руководство по разведению картофеля. Сложности в пропаганде картофеля были связаны с «подрывной» деятельностью духовенства и старообрядцев, рассказывавших о «чертовом яблоке» небылицы.

На Руси картофель с трудом продвигался на поля. Крестьяне по-прежнему предпочитали репу и редьку. Даже просвещенные слои населения с предубеждением относились к картофелю. Например, княгиня Евдокия Голицына называла картофель немецким овощем, и считала, что разведение немецкого картофеля подрывает русское национальное достоинство.

Старообрядцы, которых было в России немало, противились посадкам и употреблению в пищу картофеля, Они называли его «чертовым яблоком», «плевком дьявола» и «плодом блудниц», их проповедники запрещали своим единоверцам выращивать и есть картофель. Противоборство старообрядцев было длительным и упорным. Еще в 1870 году недалеко от Москвы были деревни, где крестьяне не сажали картофель на своих полях.

Крестьяне считали грехом употребление иноземного овоща благодаря и тому, что картофель называли чертовым яблоком из-за созвучной немецкой "крафт тойфельс" (чертова сила). Серьезным препятствием были многочисленные отравления, поскольку в пищу крестьяне иногда употребляли зеленые ядовитые ягоды картофеля, не клубни. Поэтому под страхом каторги российские крестьяне отказывались разводить картофель.

В историю вошли массовые волнения крестьян под названием «картофельные бунты». Волнения эти длились с 1840 по 1844 годы и охватывали Пермскую, Оренбургскую, Вятскую, Казанскую и Саратовскую губернии.

Предшествовал «бунтам» большой недород хлебов в 1839 году, охвативший все районы черноземной полосы. В 1840 году в Петербург стали поступать сведения, что всходы озимых почти повсеместно погибли, начался голод, толпы народа ходят по дорогам, грабят проезжих и нападают на помещиков, требуя хлеба. Тогда правительство Николая I решило в обязательном порядке расширять посадки картофеля. В изданном постановлении предписывалось: «… приступить к разведению картофеля во всех селениях, имеющих общественные запашки. Где нет общественных запашек, посадку картофеля делать при Волостном Правлении, хотя на одной десятине». Предусматривалась бесплатная или по недорогим ценам раздача крестьянам картофеля для посадки. Наряду с этим было Выдвинуто беспрекословное требование сажать картофель из расчета, чтобы получить из урожая по 4 меры на душу населения.

Казалось бы, что само по себе мероприятие хорошее, но, как это нередко бывало в царствование Николая I, оно сопровождалось насилием над крестьянами. В конечном итоге бунты против крепостнических порядков вообще слились с возмущением против жесткого внедрения картофеля. Характерно, что это движение захватило не всех крестьян, а главным образом удельных. Именно их права наиболее ущемлялись «реформами» Николая I конца тридцатых годов XIX века, именно на них налагались новые повинности. Наряду с тем было дано предписание государственным крестьянам выращивать картофель на участках при волостях безвозмездно. 

Это было воспринято государственными крестьянами как обращение их в крепостную зависимость от министра земледелия графа Киселева. Поэтому не сам картофель, а административные меры царских чиновников по расширению его посадок, связанные с притеснениями и злоупотреблениями, послужили причиной бунтов. Не исключено, что обстановку накаляли и пущенные кем-то слухи о введении «новой веры». Показательно, что основные районы, охваченные «картофельными бунтами», находились как раз там, где до этого было восстание крестьян под предводительством Пугачева.Крестьянские восстания повсеместно потерпели поражения.

Долго еще одним из основных продуктов питания для простого народа в России была репа. Но постепенно интерес к картофелю возрастал.

Особенно же быстро стали расти площади посадки картофеля после отмены крепостного права в 1861 году. Вступление России в эру капиталистических отношении Повлекло за собой развитие промышленности, в том числе и той ее отрасли, которая занималась переработкой клубней. Один за другим стали строиться — и вскоре их были уже сотни — крахмальные и спиртоводочные предприятия. Помещики, заводчики и отдельные крестьяне стали выращивать картофель на полях. В 1865 году площади, занятые этой культурой, составляли 655 тысяч гектаров, в 1881 году они превысили 1,5 миллиона гектаровю.

История картофеля в России делится на 2 этапа

 1. до 1840-х года введение картофеля в культуру и начало его массового возделывания, 

2. 1850-е годы - начало 20 века переход картофеля из огородной культуры в полевую и становление картофелеводства как отрасли сельского хозяйства.

В России картофель по-настоящему стали внедрять только после Семилетней воины 1756-1763 годов, после того когда солдаты прошли Польшу и Пруссию, и увидели воочию растущий там картофель, попробовали его и принесли к себе.

Пропагандистом картофеля в России в те годы становится молодой офицер Болотов. С легкой руки Андрея Тимофеевича Болотова картофель прижился и у нас. Впервые он отведал его в 1757 г. под Кенигсбергом во время Семилетней войны. Новое блюдо понравилось Болотову, записавшему в дневнике: «Сей овощ — хлебу подмога». Вернувшись на родину, он завел картофельную плантацию в своем сельце Русятино Тульской губернии. Первый российский картофелевод на практике установил, что перед посадкой клубни лучше резать на несколько частей с глазками. Ему же принадлежит и метод получения картофельного крахмала. Он публикует ряд статей о картофеле, а после начинает выпускать свой журнал: "Экономический магазин". На страницах журнала помещает ряд материалов о картофеле с описанием полезных свойств картофеля, предлагает изготовлять из него, вино, курево :) и даже пудру. 

Большая заслуга в расширении площадей под картофель в России принадлежит Вольному экономическому обществу (организовано в 1765 году в Петербурге), в трудах которого печатались статьи видных ученых о картофеле, его пищевых и кормовых ценностях, кулинарных качествах. Одним из основоположников школы научного картофелеводства в России является агроном А.Н. Болотов, опубликовавший в 1770 году работу "Примечание о картофеле, или земляных яблоках", в которой он изложил агротехнические основы размножения клубней, дал советы по возделыванию и уборке картофеля. В 1788 году Иван Комов в своем трактате "О земледелии" отмечал, что "из всего овоща нет полезней земляных яблок; яблоки же земляные заменою хлеба служат".

Белорусская бульба также берет свое начало от загадочных заморских растений-переселенцев далеких времен. Пути проникновения картофеля на территорию Беларуси могли проходить через Прибалтику, Польшу и российские губернии. По сведениям П.О. Бобровского, в Гродненской губернии картофель начали разводить при короле польском и великом князе литовском Августе III (1736-63 гг.). Наиболее крупные очаги картофелеводства вначале возникли в Полоцком Наместничестве. В тот же период в Суражском округе картофель выращивали на огородах, а у некоторых помещиков - и в поле. Но это был лишь этап ознакомления с новой культурой преимущественно на огородах. 

Одновременно преодолевалось недоверие к новому продукту питания, о чем свидетельствует опыт разведения картофеля в имении Телятники Могилевской губернии. Владелец имения генерал Р.О. Гернгрос, выращивая клубни с 1817 года, давал их на семена и крестьянам. Однако посевы на крестьянских участках оказывались изреженными. Выяснилось, что крестьяне, посадив клубни, ночью выкапывали и продавали "проклятые земляные яблоки" за водку в ближайшей корчме. Тогда генерал пошел на хитрость: выдал на семена не целые, а резаные клубни. Их крестьяне не стали выбирать из земли и собрали хороший урожай, а убедившись в пользе картофеля, сами начали его разводить. С повышением спроса на картофель, развитием агротехники его возделывания площади под ним начали быстро расширяться. Свою любимую бульбу белорусы восславляют в стихах, песнях и танцах. Поэтому слово "бульба" (белорусское название картофеля) известно далеко за пределами республики. В 1765 году при Екатерине II российское правительство официально признало полезность выращивания картофеля, издало специальный указ и выпустило "Наставление о разведении и употреблении земляных яблоков". И осенью того же года было закуплено и доставлено из Ирландии в Петербург 464 пуда 33 фунта картофеля.

Картофель сложили в бочки и тщательно укрыли соломой, а в конце декабря по санному пути отправили к Москву, чтобы разослать отсюда по губерниям. Стояли сильные морозы. Обоз с картофелем прибыл в Москву и.был торжественно встречен властями. Но оказалось, что в пути картофель почти полностью перемерз. К посадке пригодны осталось лишь пять четвериков - около 135 килограммов. В следующем году сохранившийся картофель посадили на московском аптекарском огороде, полученный урожай разослали по губерниям картофеля. 

В том же 1765 г. российское правительство выпустило «Наставление о разведении земляных яблок, называемых потетес»,— краткую энциклопедию по картофелеводству. Это издание в количестве 10 000 экз. было разослано бесплатно всем губернаторам, а заканчивалось оно словами о великой пользе этих яблок и что они при разводе мало труда требуют, что должно их почесть за лучший в домостройстве овощ, который хлебу великую замену делать может.

Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли местные губернаторы. Но затея провалилась - народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт. Уже в 1764-1776 гг. картофель в небольшом количестве возделывали на огородах Петербурга, Новгорода, под Ригой и в других местах.

Сивере выписал себе из Лифляндии (юг Прибалтики) еще два сорта белого и красноватого картофеля. По его словам, «В 1775 году картофель стал входить в употребление и между крестьянами, которые ели его или вареный как Особое блюдо или примешивая ко щам». «Относительно Москвы и ее окрестностей, — писал Ф. Истис, — замечательны заслуги Роджера, заведовавшего там мызою государственного канцлера графа Румянцева; действия его заключаются между 1800 и 1815 годами. Он приглашал подведомственных ему крестьян и раздавал им его с этой целью с самого начала своего управления; но крестьяне, по предубеждению против этого плода, не тотчас последовали приглашению; когда же впоследствии убедились в хорошем вкусе и пользе картофеля, то, вместо того, чтобы честно и открыто попросить его у управляющего, стали, движимые стыдом, похищать его с господских полей потихоньку. Узнав, что крестьяне употребляют похищенный картофель не в пищу, а для посева, Роджер снова стал раздавать им ежегодно значительную часть своего собственного сбора, чем много содействовал водворению и распространению картофеля по Московской губернии».

С помощью Вольного экономического общества развернул свою деятельность даровитый селекционер-самородок, петербургский огородник и семеновод Ефим Андреевич Грачев. Он демонстрировал выведенные им сорта кукурузы и картофеля на всемирных выставках в Вене, Кельне, Филадельфии. За развитие овощеводства он был награжден десятью золотыми и сорока серебряными медалями, избран членом Парижской академии сельскохозяйственных наук. Грачев завез из Германии, США, Англии и других стран десятки различных сортов картофеля. На своем участке под Петербургом он высаживал и всесторонне испытывал более двухсот сортов. Лучшие из них он усиленно размножал и распространял по всей России. Интересна история сорта Ранняя роза. Всего два клубня этого американского сорта удалось приобрести Грачеву. Благодаря неутомимой работе огородника они положили начало невиданному разведению Ранней розы в России, сохранявшейся в посевах до пятидесятых годов XX века. Кое-где в Средней Азии и на Украине его выращивают и теперь. К настоящему времени появилось свыше двадцати синонимов сорта Ранняя роза: Ранний розовый, Американка, Скороспелка, Скоробежка, Белоцветка и другие.

Но Грачев занимался не только приобретением, размножением и распространением клубней. Он сам вывел из семян переопылением цветков около двадцати сортов, некоторые из которых в свое время имели значительное распространение. Они отличались по цвету клубней — белый, красный, желтый, розовый, пурпурный, по форме — круглый, длинный, конусообразный, гладкий и с глубокими глазками и по устойчивости к грибковым заболеваниям. Названия большинства этих сортов связаны с фамилией Грачева: Трофей Грачева, Триумф Грачева, Редкость Грачева, Грачева светло-розовый и т. п. Но известны и такие: Суворов, Прогресс, профессор А. Ф. Баталии и другие. После смерти Ефима Андреевича его дело некоторое время продолжал его сын В. Е. Грачев. В 1881 году на выставке Вольного экономического общества он демонстрировал 93 сорта картофеля.

Из завезенных из-за границы и размноженных Грачевым, а также выведенных им сортов пользовались известностью и были значительно распространены продовольственные сорта — Ранняя роза, Персиковый цвет, Снежинка, Вермонт ранний и винокуренные с содержанием крахмала (27—33 процента) — Алкоголь с фиолетовыми цветками, Алкоголь с белыми цветками, Светло-розовый, Эфилос.

Правительственные и общественные мероприятия делали свое дело: площади посадки картофеля в России неуклонно расширялись.

Постепенно русские люди больше узнавали о пользе картошки. 200 с лишним лет назад в одной из статей журнала «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие», посвященной картофелю, говорилось, что земляные яблоки (мы уже заметили, что так первое время называли картофель) - это приятное и здоровое кушанье. Указывалось, что из картофеля можно печь хлеб, варить каши, готовить пирожки и клецки. Печеный картофель был одним из самых любимых блюд Пушкина, и он частенько угощал им своих гостей.

Даже в начале XIX века картофель был еще мало известен кулинарам России. Образованнейшие люди того времени относились к нему с опасением. Так, В. А. Левшин в 1810 году, признавая высокую питательную ценность картофеля, вместе с тем писал: «Сырые, только что из земли выкопанные картофели также нездоровы: надлежит оным дать вывертеть в пообвянуть. Врачебная сила сего растения неизвестна».

 Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства, так и не занял достойного места в питании народа.

«Высочайшими повелениями» (1840 и 1842 годов в очередной раз было предписано: 

1) завести во всех казенных селениях общественные посевы картофеля для снабжения семенами крестьян; 

2) издать наставления о возделывании, храпении и употреблении картофеля в пищу; 

3) поощрять премиями и другими наградами хозяев, отличившихся в разведении картофеля. 

Эта картофельная кампания снова потерпела крах, в немалой степени из - за того, что правительство хотело решить столь важный вопрос насильственными мерами. На Севере, в Приуралье, Поволжье неоднократно вспыхивали крестьянские волнения, вызванные принудительным введением посадок картофеля. В историю они вошла под названием "картофельные бунты". 

Быстрому распространению картофеля среди широких масс населения мешали и те небылицы, которые сочиняли о "земляной груше" ревнители "старой веры" - ярые противники всего нового. В одной из таких небылиц утверждалось, что первый куст картофеля вырос на могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни но «наущению дьявола »была распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным искушениям и попадет за это в ад. Здесь надо сказать, что в любой сказке есть доля правды. Сок сырого картофеля повышает потенцию, со всеми вытекающими последствиями.

Естественно, подобные утверждения сводили на нет усилия многих популяризаторов картофеля. Однако справедливости ради надо сказать, что и сами популяризаторы некоторыми своими советами только отталкивали народ. Например в одном из рецептов рекомендовалось варить картофель с добавлением... негашеной извести. Можно только догадываться, какие ощущения испытал смельчак, попробовавший это блюдо.

В произведении «Былое и думы» русский писатель А.И. Герцен очень ярко описал историю «картофельных» волнения в Казанской и Вятской губерниях. В 1841 года вышло распоряжение российского правительства "О мерах к распространению разведения картофеля". По всей России разослали бесплатные наставления по правильной посадке и выращиванию картофеля тиражом в 30 000 экземпляров. Постепенно производство картофеля из года в год росло, причём назначение и использование его стало более широким и разнообразным. Благодаря активным мерам в России к концу девятнадцатого века посевная площадь картошки составила более 1,5 млн. га. 

Первоначально картофель использовался только в пищу, но затем он применялся в качестве корма для домашнего скота, стал сырьём для переработки на крахмал, патоку и спирт. Со второй половины XIX века в России началось массовое возделывание картофеля . В Белоруссии картофель известен с 1850 года. За 100 с небольшим лет, прошедших с тех пор, картофель в Белоруси стране получил широчайшее распространение. И все же в России было немало энтузиастов новой культуры. К ним, например, можно отнести академика В. М. Севергина. Будучи по образованию минерологом и химиком, он находил время заниматься и пропагандой картофеля.

С начала XX века производство картофеля ежегодно росло. Вначале картофель использовали только в пищу и в качестве корма для домашнего скота, потом его стали применять и в крахмало-паточной и спиртовой промышленности в качестве сырья крахмала, патоки и спирта. в 1900 году достигли 2,7, а в 1913 году — 4,2 миллиона гектаров.

В 1913 году площадь под посевами картофеля превысила 4 млн. га, а объем собранного картофеля составил 30 млн. т.

В подмосковном поселке Коренево в 1919 году была создана картофельная селекционная станция Одновременно велась научная и селекционная работа по картофелю. Русскими агрономами и селекционерами было выведено много новых сортов картофеля. В первые годы Советской власти под Москвой была создана Коренёвская картофельная селекционная станция, на базе которой в 1930 г. был основан Научно-исследовательский институт картофельного хозяйства. Большой вклад в картофелеводство внесли и ученые Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде.

Экспедиции Н. И. Вавилова, С. В. Юзепчука, С. М Букасова, П. М. Жуковского позволили глубже изучить культуру картофеля на его старой родине (в Южной Америке) и успешно использовать многие виды дикого и культурного картофеля. На протяжении более полутора столетий культура картофеля развивалась главным образом в центральных районах нашей страны. На Крайнем Севере картофель не выращивали, поэтому в 20-х годах началось продвижение его на Север, туда, где люди никогда не знали овощей. Заслуга в успешном решении этой задачи принадлежит агроному И. Г. Эйхфельду, впоследствии занимавшему пост президента Академии наук Эстонской ССР. Больших успехов в развитии картофелеводства добился профессор А. Г. Лорх, за что ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В настоящее время картофель в нашей стране выращивается в самых разнообразных условиях: на равнинах и в горах, на черноземных и песчаных почвах от южных границ до Заполярья.

ИСТОЧНИК... 

rustradition.blogspot.ru

Картофель является вторым хлебом на Руси

Актуальность. • Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель. Нам очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему он так популярен и какие блюда можно из него приготовить. • Бабушки говорят: «Картофель хлебу подспорье», • «Картошка на Руси “второй” хлеб».

2. Почему картофель- второй хлеб?

Почему картофельвторой хлеб? Авторы: Суханкина Настя Гайнутдинова Самира ученики 3-а класса школы №7 г. Назарово Руководитель: Серикова Любовь Михайловна учитель начальных классов

3. Цель работы:

Узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси.Для достижение цели поставили перед собой задачи: • Изучить материалы истории о появлении картофеля в нашей стране • Самим приготовить вкусные блюда из картофеля • Интервью о любимых блюдах из картофеля.• Предположение: считаем, что картофель был завезен к нам в страну, картошка вкусная, поэтому не скуден будет обеденный стол без неё. Методы исследования: • теоретическое изучение и анализ источников информации истории • практическое приготовление блюд • опрос о любимых блюдах, наблюдение • Предмет исследования – картофель

6. Это было очень давно. Когда испанцы узнали про сказочную страну Перу, где много золота, они отправился туда. На корабль пробрался мальчик. А

Это было очень давно. Когда испанцы узнали про сказочную страну Перу, где много золота, они отправился туда. На корабль пробрался мальчик. А звали его Педро Леон де Сьеза. Он был любопытен и жаден до всяких впечатлений , а не до золота. Он увидел индейцев, которые из земли что-то выкапывали. Это не золото! Это какие –то корни растений – клубни. Это было дикое растение, индейцы стали выращивать его у своих хижин. Они называли эти клубни «ПАППО».

7. В Европе

Так с награбленным золотом испанцы привезли в Европу и простую картошку. Потом эта картошка попала в Италию, во Францию, Англию. Не сразу во всех странах её принимали. Её давали только скоту и пленным и называли «земляным яблоком», считали ,что это растение проклятое богом , поэтому и бог загнал растение в землю.

8. В России

Петр 1 Картофель из-за границы привёз Петр 1. Он издал наказ : «Приглашать население заниматься разведением картофеля. Его разводили со страхом. А сейчас во многих городах России и во многих странах картофелю ставят памятники и устраивают праздники.Г. Мариинск памятник Картошке • В Мариинске Кемеровской области, в 2008 году решили поставить картофелю памятник. Ведь именно Мариинский район – родина мирового рекорда урожая картошки. • Англичане 2 февраля отмечают День картошки.-18 человек из нашего класса приготовили свои блюда из картофеля, -фотографировали этапы приготовления -презентовали свою работу перед ребятами. • Это картофельное пюре, драники, картофель пофранцузки, запеканка из картофеля с лисичками, Татарское –Национальное блюдо-Кыстымбы, картофельный кебаб, золотые ломтики , картофель с мясом в горшочках и т.д.• Провели опрос ребят 3-4-х классов о любимых блюдах из картофеля. Оказалось, что из 50 человек только один не любит картошку, остальные 49 человек любят различные блюда, приготовленные из него. № Блюда из картофеля Кол-во человек 1 Картофельное пюре 49 2 Тушеный картофель 34 3 Суп картофельный 12 4 Жареный картофель 37 5 Печеный картофель в золе 18 6 Пирожки с картофелем 41• На вопрос: «Сажают ли картофель родители на огороде?», все 50 человек дали положительный ответ. • Взрослые ответили на этот вопрос вопросом «А что мы будем тогда кушать, если не сажать картошку?» Старые люди отвечают «Без хлеба ещё можно прожить, а без картошки никак. Мы ведь и войну пережили только за счет неё родимой»Вывод: • Почти ни одно блюдо в семьях не обходится без картофеля. • Картофель идет как первое блюдо при приготовлении супов. • Картофель – это и самое вкусное второе блюдо. • Во многие салаты добавляется картофель. Например: «Оливье» или «Зимний салат» • На картофельном крахмале готовят кисель, хворост . • Значит, картофель является необходимой пищей на нашем столе и поэтому можно сказать, что КАРТОФЕЛЬ – ВТОРОЙ ХЛЕБ.Ах, картошка объеденье, всех ребят ты идеал! Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал! Спасибо за внимание!

ppt-online.org

1.2 История хлеба на Руси. Физические процессы в хлебопечении

Похожие главы из других работ:

Индустрия питания древнерусского дома

2. НАПИТКИ И КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

...

Индустрия питания древнерусского дома

2.1 Основные напитки в Древней Руси

Все древние культовые напитки были связаны по своему происхождению с природными условиями обитания того или иного народа, с его первоначальной хозяйственной деятельностью. Изведав выгоды гражданской оседлой жизни, русские примерно с IX в...

Индустрия питания древнерусского дома

2.2 Культура питания в Древней Руси

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, заезжие в городах и посадах наполняли харчевни. Люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях. Семейные обеды бояр...

Классификация и исследование пшеничного хлеба

1.1 История происхождение хлеба пшеничного

Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды...

Особенности технологии приготовления хлеба

3.5 Выход хлеба

Выход хлеба определяется отношением количества произведенного хлеба к количеству фактически израсходованного сырья. Норма выхода хлеба - это минимально допустимое количество хлеба, полученного из 100 кг муки и другого сырья...

Особенности технологии приготовления хлеба

4.1 Качество хлеба

Accoртимент хлеба в нашей стране насчитывает сотни наименований. Однако органолептические показатели качества характеризуются общими признаками. Физико-химические показатели и методы их определения. Эти показатели характеризуются влажностью...

Производство хлебобулочной продукции на ЗАО "Сокур-63"

2.5 Выпечка хлеба

Выпечка - заключительная стадия приготовления хлебных изделий, окончательно формирующая качество хлеба. В процессе выпечки внутри тестовой заготовки протекают одновременно микробиологические, биохимические, физические и коллоидные процессы...

Структура и производственная деятельность хлебопекарни ОАО РАО Алексеевское

5.3 Выпечка хлеба

Выпечка- это процесс превращения ТЗ в готовое изделие следовательно окончательно формуется их качество. В процессе выпечки с тестовой заготовки происходят следующие изменения: 1. меньшается в массе,увеличивается в обьеме 2...

Технология производства хлеба "Дарницкого"

6. Транспортировка хлеба

Транспортирование хлеба и хлебобулочных изделий должно осуществляться в соответствии с правилами перевозок грузов, в специально оборудованных автомобилях или повозках, имеющих кузов...

Технология производства хлеба "Столичный"

1.3 Стандартизация хлеба

Одним из самых эффективных средств повышения качества продукции и управления качеством является стандартизация. Стандартизация -- это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования...

Товароведная характеристика и экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий

6. Требования к качеству хлеба и хлебобулочных изделий. Дефекты хлеба

Для контроля органолептических и физико-химических показателей отбор образцов производят от представительной выборки в соответствии с ГОСТ 5667-65. Для контроля органолептических показателей (кроме формы, поверхности и цвета)...

Физические процессы в хлебопечении

1.1 Древняя история хлеба

Это величайшее открытие человек сделал ~ 15 тыс. лет назад. По мнению ученых именно в те далекие времена на территории Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата) человек стал впервые собирать и культивировать хлебные злаки...

Физические процессы в хлебопечении

3.1 Выпечка хлеба

Изменения, характеризующие переход тестовой заготовки в процессе выпечки в хлеб, являются результатом целого комплекса процессов: физических, микробиологических, коллоидных и биохимических...

Физические процессы в хлебопечении

3.2 Хранение хлеба

В процессе остывания происходит перераспределение влаги внутри хлеба, часть ее испаряется в окружающую среду, а влажность корки и слоев, лежащих под ней и в центре изделия, выравнивается...

Хлебобулочные изделия

1.1. История хлеба ржано-пшеничного

Что называется русским ржаным хлебом? Думаю...

cook.bobrodobro.ru

Каким был русский хлеб в средневековье

Русский крестьянин, особенно в его историческом ареале — Нечерноземье — до ХХ века всегда испытывал нужду. Его стол — лучшее тому доказательство. Основой питания крестьян был ржаной хлеб. Из-за недостатка времени у женщин, его пекли раз в неделю. Хлеб часто был низкого качества — сырой или, наоборот, перепечённый, что приводило к желудочным болезням. Муки на прокорм семьи часто не хватало, и тогда пекли эрзац-хлеб — с сосновой корой или лебедой. Кроме хлеба, ассортимент стола был невысок: листовая капуста, репа, рыба и грибы.

Одним из главных ограничителей благосостояния русских крестьян был короткий тёплый сезон. За 130-140 дней в году крестьянин должен был успеть подготовить почву к посеву зерна, провести сенокос, убрать урожай. При наличии 1-2 работников в семье качественно обработать пашню можно было на площади всего 2,5 га, некачественно — на 3,5 га. Впрочем, и с той, и с другой площади собирали урожай всего сам-3-4, обычно это было около 60-70 пудов ржи, ячменя и овса. Из расчёта 12 пудов зерна на человека, урожая как раз еле-еле хватало на среднюю семью того времени в 6 человек. Овсом приходилось подкармливать лошадь в период трудных полевых работ.

Недостаток времени позволял заготовить сена только на одну лошадь, одну корову и несколько овец. Малое число домашних животных приводило к дефициту навоза — основному удобрению того времени. Мало навоза — низкий урожай. Этот «заколдованный круг» большинству русских крестьян не удавалось разорвать до начала ХХ века.

Всё это отражалось на рационе русских крестьян: в целом они питались однообразно и часто — некачественно. Хлеб, серая (листовая капуста), репа, грибы и рыба. На них приходилось 80-90% рациона. В свою очередь на ржаной хлеб — до 60% калорий. Но и этот хлеб был далёк по качеству и вкусу от того, каким мы знаем ржаной хлеб сегодня. О том, каким был русский хлеб в средние века, пишет историк Леонид Милов в книге «Великорусский пахарь» (пожалуй, лучшее экономико-историческое исследование средневекового крестьянства в России).

Технология замеса и выпечки хлеба

Культура выпечки ржаного хлеба складывалась веками, и к XVIII столетию она в идеальном виде представляла собой следующее. Хлеб в русской печи пекли отнюдь не каждый день, а лишь раз в неделю, ибо у крестьянки не было иной возможности. К тому же считалось, что свежевыпеченный хлеб «тяжёл» и вреден для желудка. От каждой выпечки обычно оставлялся ком теста — так называемый «заквас». Этот заквас хранился густо обвалянным в муке в тёмном месте. Срок хранения — до двух недель. Заквас замешивается из ржаной муки на воде. Для быстрого закисания иногда подбавляли квасной гущи. Вместо закваса для опарных хлебов брали пивные дрожжи, замешивали их мукой и квасили в тёплом месте.

Итак, заквас кладут в квашню, где засыпана уже мука и приготовлена посредине ямка: для кома закваса. Потом на заквас льют горячую воду столь высокой температуры, чтоб «терпела рука». Тесто тщательно растирают, используя лишь треть находящейся в квашне муки. Получив «несколько крутое тесто», его сгребают в середину и накрывают толстым холстом, засыпают сверху мукой и накрывают крышкой. В зимнее время дополнительно накрывают шубой и ставят квашню возле печи. Все эти операции крестьянка делает с вечера, оставляя накрытую квашню до утра.

Утром идет замес собственно теста: сгребают прочь муку, снимают холстину и льют опять-таки горячую воду («чтоб терпела рука») в середину закваса.

Тщательно размешивают, не оставляя комков и комочков. Потом «намесивают» остальную муку, отложив лишь часть муки для обваливания самих хлебов. При этом следят, чтобы не пережидить раствор и не загустить его излишней мукой. Затем тесто накрывают скатертью (зимой её сначала нагревают) и сверху чем-нибудь теплым и оставляют на полтора часа.

Готовое тесто проверяют, хорошо ли оно взошло (опускают кулак в тесто до дна и быстро вынимают: тесто должно само собой «заровняться»). Далее, когда протапливается печь, валяют из теста хлебы и покрывают их сукном. Чтобы не испортить форму хлебов, кладут между хлебами поленца. Часть теста оставляют на будущий «заквас».

Потом из жарко натопленной печи выгребают угли, оставляя небольшую кучку у устья печи, выметают под печи дочиста и закрывают ненадолго заслонкой, «чтоб поуходился» жар, и ставят хлебы в печь (крупные хлебы к самому заду и по боковым стенам, а мелкие — в середину). Пекутся хлебы: около трех часов — ситные, около четырех часов — решётные (ситные хлебы — из муки, провеянной через сито, а решётные — через решето). Когда хлеб испечён — проверяют каждую штуку, постучав пальцем в нижнюю корку: хлеб должен «звонить». Вынув хлебы, необходимо ставить их ребром, «штоб отошли и отмякли остывая». Не рекомендовалось ставить готовые горячие хлебы в «спертое место». Остывший хлеб хранился, как правило, в прохладном месте (например, в специальной кадке погреба, чтобы не плесневел).

Отклонения от нормы

Конечно, от этого идеального процесса хлебопечения в жизни часто были различного рода отклонения. Например, если крестьянка сделает «заквас» слишком холодным, то в итоге хлеб получается комками. Наоборот, если «заквас» слишком горяч, то хлеб выходит слишком жёстким, твердым.

Когда у нерасторопной хозяйки перекиснет тесто, хлеб получается щелистым, форма его расплывается (в желудке от него резкие боли). Если крестьянка истопит печь слишком жарко — хлеб сверху перегорит, а внутри останется непропечённым, «грубым». Наоборот, в слабо истопленной печи — хлеб не печётся, а лишь сохнет, «теряет силу», а внутри становится клейким. Когда хозяйка впопыхах, едва замесив тесто, быстро валяет хлебы и сует их в печь («чтоб поскорее отделаться»), то корка хлеба вздувается кверху, а мякиш его становится крепким и пресным (в желудке он лежит, «как свинец»).

В реальной жизни нередко бывали случаи, когда капризы природы в лице непогодных, ненастных дней в период жатвы приводили к тому, что зерно прорастало, портилось либо, наоборот, не дозревало. Мука в итоге из него получалась клейкая и «солоделая», а тесто «расплывается, плохо всходит». Поэтому хлеб не выпекается и по сути просто вреден для здоровья.

Чтобы не отравиться таким хлебом и не нажить серьёзных болезней, народный опыт выработал целую систему способов обезвреживания муки из такого зерна. Зерно такого сорта кроме овинной сушки в снопах надо ещё раз тщательно сушить в печах небольшими партиями. Муку из этого зерна не набивают плотно в кадки колотушками, как это делают с обычной мукой, а хранят её «порохово», то есть во взбитом, рыхлом, пушистом виде. Перед замесом квашни муку снова сушат в печи. При замесе меньше, чем обычно, льют горячей воды. И побольше добавляют квасной гущи или просто больше берут старой закваски (то есть кислого теста). Больше обычного кладут и соли: на четверик муки (ок. 13 кг) — по 4 горсти соли. Замес должен сильнее закиснуть, поэтому его укутывают теплее обычного. Во взошедшее тесто добавляют больше обычного муки, делая очень крутое тесто, и при вымешивании его «не жалеют рук».

И снова оставляют тесто, дабы оно хорошенько поднялось. Хлебы формуют небольшой величины и «тонковатые». Главное же — из такой муки пекут очень небольшое количество хлебов, так как они очень быстро плесневеют. Иногда в воду для замеса добавляют чистой просеянной золы (опускают в воду мешочек с золой).

Грязный и вредный хлеб

Хлеб из проросшей или зеленоватой ржи — не единственный хлеб, вредный для здоровья. Нередко зерно ржи невозможно одним веянием отделить от спорыньи. Мука со спорыньей бывает синеватая, тёмная, «дурно» пахнет. Тесто из неё также расплывается, а хлеб разваливается. Но на Руси, видимо, из-за острой нехватки времени, спорынью оставляли в муке, то есть её «из ржаных зерен не выкидывают, мелют вместе». В южных районах России при помоле пшеницы также оставляют и головню, что тоже далеко не безвредно.

Наконец, в зерно южных степных районов часто и много попадало просто черноземной пыли. «В степных местах, — пишет Друковцев, — где земля чёрная, белой муки нет, для того что чорная пыль, облипнув круг зерна, вместе в молотье приходит. От того вкус в печеном тесте дурен и горек бывает». К тому же тока, на которых молотили хлеб, были большей частью земляные, и здесь зерно дополнительно покрывалось плотным, прочным слоем черной пыли, которую не всегда можно было даже отмыть. Таким образом, и от этого пшеничная мука крестьян часто была темноватого цвета, и всё это попадало в хлеб.

Добровольные фальсификации: «голодный хлеб»

В голодные годы в крестьянстве широко употреблялись разного рода фальсификации хлеба в виде самых различных, а порою даже страшных, на наш взгляд, добавок к ржаной муке. Среди наиболее доброкачественных, так сказать, безобидных для здоровья добавок была трава-сорняк лебеда. Использование её известно по разным источникам. А.Т.Болотов, в частности, указывал, что в Тульской губ. в голодные годы «семянами оной целые уезды прокормились». Он же сообщал, что в Нижегородской губ. при неурожаях хлеба многим (крестьянам) «заменяют недостаток онаго (то есть хлеба) семена травы лебеды». В литературе XVIII в. лебеда обрела печальную славу «второго хлеба». Из семян лебеды делали муку и «мешая оную с некоторым количеством муки, пекут хлебы».

В жестокие голодные годы в ряде районов России не бывало и лебеды. Например, в Архангельской губернии, когда не хватало муки, толкли сосновую кору, траву вахку. В соседней Олонецкой губ. дефицит хлеба был практически постоянным: «Чистой хлеб во всех, окромя Каргопольского уезда, употребляют поселяне, исключая богатых, — по март и апрель месяц. А с того времени до нового хлеба (то есть полгода) мешают с ржаною и ячменною мукою сосновую кору, в муку истолченную, которую снявши с дерева, сушат летом на солнце и, очистя верхний черный слой, толкут и месят тесто, прибавя несколько ржаной и ячменной муки».

Так же как и в Архангельской губ., здесь «во многих погостах Повенецкой округи пекут весною лепешки из корня травы, называемой вехки, которую мешают с хлебной мукою. Трава сия родится на берегах больших ручьев и вырастает в вышину до трех четвертей аршина (ок. 54 см). Листье имеет похожее на берёзовые. По наступлении весны поселяне вырывают её корень, сушат оной и толкут в муку. Вкус сих лепешек, хотя и горек, но жители, приобыкнув по нужде к употреблению их в пищи, ядят без отвращения и большого вреда».

Последствия принятия такой пищи, употребляемой в России более или менее регулярно, однозначны: «крестьяне бывают малосильны и к работе неспособны».

В Центральной России были популярны и такие добавления в ржаную муку, как пырейник (корни его надо было мыть, сушить в тени, крошить, сушить вторично в печи, молоть и добавлять в ржаную муку — на три четверика ржи один четверик корней пырейника). Добавляли также и корни репейника (вымыть, скрошить, высушить на солнце, истолочь и добавлять в замес квашни). Иногда добавляли конопляные или льняные жмыхи и т.д.

В конце века начинается активная пропаганда нового весьма добротного «заменителя хлеба» в голодные годы — картофеля. Его рекомендовали класть варёным и очищенным прямо в замес теста, чтобы оно (тесто) стало очень густым. Далее, как обычно, тесто месят и пекут хлебы. Такой хлеб, как знали уже в XVIII веке, «белее обычного ржаного, не скоро черствеет, столь же сытен, к тому же может дать экономию до половины объёма ржаной муки». Но знакомство русского крестьянства с картофелем растянулось на многие и многие десятилетия.

Употребление в пищу настоящего ржаного хлеба — существенный показатель крестьянского благосостояния. Когда современники хотели подчеркнуть это благополучие, они писали: «пища их состоит в чистом ржаном хлебе».

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

pravdanews.info


Смотрите также