Дорога добра в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб». Внимательно прочитайте как в сказке описаны хлеб и рубашка


Дорога добра в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»

Эпиграф

…Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра…

Тема урока: Дорога добра в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цели урока:

Образовательные: формирование навыка аналитического чтения; усвоение нового в процессе анализа текстов.

Развивающие: развитие культуры речи и интереса к изучению сказки; создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные: воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности

Ход урока:

  1. Организационно - эмоциональный настрой

Приветствие учителя.

Учитель просит детей взять друг друга за руки и немного подержать.

-Что вы чувствуете? (Тепло).

-Что ещё может быть тёплым? (одежда, одеяло, взгляд, слова, отношения, сердце…)

-Вы, наверное, догадались, о какой сказке сегодня пойдет речь.

-С какими человеческими качествами, отношениями ассоциируется в вашем сознании это слово? (забота, милосердие, добро, понимание, сострадание…)

На доске выстраивается ассоциативная схема

Подчеркнём ключевое слово в этих ассоциациях. (добро)

-подберите антонимы к слову тепло, включая человеческие качества (холод, зло, чёрствость, эгоизм, равнодушие…)

Подчеркнём ключевое слово и в этих ассоциациях (зло).

2. Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.

-Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб?». Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова в них. (О тепле и холоде, доброте и чёрствости, о равнодушии и чуткости…)

-Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Варианты учащихся. Учитель выбирает формулировку, наиболее близкую к запланированной теме и предлагает записать её в тетрадях.)

-Тему добра мы рассмотрим в движении.

Итак, тема нашего урока - «Дорога добра в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».

Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, обсудив её в парах и сформулировав по заданному началу: самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке…

( Варианты детей. Один из наиболее удачных записывается на доске и в тетрадях. Самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке-проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор…, рассмотреть противостояние добра и зла)

3.Актуализация знаний

Проверим наши первичные знания. Дома вы прочитали сказку. А сейчас вам предлагается задание на знание текста и понимание прочитанного. На заполнение тестового задания я даю вам 5 минут.

Тест. Выбрать один из вариантов в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б)  «Да ну тебя!».

В)  «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.      

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7Б.

(Взаимопроверка по ключу). Обмениваются ответами, записывают в оценочный лист.

Оценивание в оценочном листе.

Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

1) Диалог. Учитель - ученик. ( 4 мин.) Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор?

- Ребята, а кто помогает нам раскрыть содержание сказки? (герои)

-Без какого героя не было бы сказки?

- Значит он какой герой? (главный).

-Какой жестокий поступок совершил Филька?(обидел коня)

- Как? (бросил хлеб)

- Как он назвал коня в злобе? (христарадник)

-Что означает это слово? (человек, который просит подаяния или милостыню Христа ради).

-А можно так относиться к хлебу, как Филька?

- Правильно, нельзя. А почему?

(Вывод: Хлеб издавна главная пища людей. Он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе пропитание. Хлеб – символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, т.е. теплом человеческих рук.) - Как нужно относиться к хлебу?

2). Анализ описания природы.(7 минут)

Как называется описание природы в художественном произведении? Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся. Наша задача проследить .Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?Прочитайте внимательно два отрывка из текста. Задание: Подчеркните в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы.

Работа по вариантам 1, 2 1. « Слеза скатилась у коня из глаз»

  1. «В морозные дни солнце ……»

Взаимопроверка по ключу. Выставление баллов.

Вывод: Явления природы, живут с нами, они помогают нам проследить ступени духовного роста главного героя , путь от злодеяния до благодарности, от зла до добра. Автор дает цветовое и звуковое восприятие пейзажа ( каркали, завыл, ломались, шурша), цветовое(черная вода, солнце багряное)

3)Разминка. Вышли из-за парты. ( 1 мин.)

Если согласны с моим утверждением, хлопаете в ладоши,

если не согласны – топаете.

1. Совершать зло – это хорошо.

2.Человек часто ошибается.

3.Когда поймешь свои ошибки, хочется их исправить.

4.Людей и животных можно обижать.

5.Нам нравится грубить окружающим людям.

6. Сообща можно преодолеть любые трудности.

Вывод: Я рада , что вы правильно оценили данные ситуации.

4)Продолжаем работать.

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка? Какие мы знаем изобр-выразительные средства . Попробуем определить их роль в раскрытии темы добра и зла в сказке.

Задание. Определить изобразительно-выразительные средства в тексте .Взаимооценивание. Выставление баллов.

1.. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является: а) сравнением; б) олицетворением; в) антитезой. 2. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует: а) метафору; б) аллегорию; в) олицетворение.

3.. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём : а) антитеза; б) сравнение; в) аллегория.

4.. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный» выделенный слова представляют собой: а) эпитеты; б) логические определения; в) сравнения.

5.. Изображение ночного пейзажа представляет собой: а) повествование; б) описание; в) рассуждение.

Ключ:1-а, 2-в,3-а,4-б,5-б

Вывод: Изобразительно-выразительные средства помогают не только увидеть , но и почувствовать свойства предмета или явления.

5 ) Работа по теме «Герои сказки и система персонажей» . Рассмотрим некоторые образы более подробно. Обратимся к образу Панкрата и рассмотрим образ коня. Задание : заполнить таблицу: реальное и сказочное в образе.

1вариант-Панкрат

2 вариант-образ коня.

Оценивание.

Вывод: В сказке присутствует и реальное и фантастическое. Поэтому и сказка называется литературная (как в сказке добро и зло)

Вернемся к системе персонажей. НЕ кажется ли вам, что нужно добавить еще один важный образ, какой?

Образ хлеба. Учитель читает фрагмент о хлебе «Ночью по деревне такой запах теплого хлеба….» Почему автор называет хлеб чудесным ?

(подарил чудесное спасение людям)

6) Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.Нагретый, дающий или содержащий тепло.Не знающий морозов, южный.Хорошо защищающий тело от холода.Имеющий отопление.Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб? (вспомним самое начало урока, когда мы держались за руки)

(в прямом смысле , когда хлеб только испекли и он не остыл, и в переносном , так как хлеб несет примирение, доброту, объединяет, сплачивает.) Почему автор назвал сказку «Теплый хлеб»?(ради этого теплого хлеба Филька прошел нелегкий путь, изменился , хлеб несет жизнь, спасение, мир, объединяет все живое. Что хотел сказать этим произведением автор? Чему учит? Обращение к эпиграфу

7)Рефлексия. Составить синквейн к слову хлеб

Хлеб

Душистый , сытый

Спасает, кормит, поддерживает

Хлеб-основа жизни

Жизнь

Общее оценивание в оценочном листе. (по ключу) .Озвучивание итогов.

Дискуссионная карта : Легко ли быть добрым?

Да: Видишь плоды своего труда

Чувствуешь благодарность людей

Нет: Много усилий, работы

Не всегда за добро отвечают добром.

На начало фразы ребята высказываются одним предложением:

Сегодня я узнал… Я смог… Я доволен тем, что Мне захотелось..

Я доволен тем, что…

Мне захотелось

Было интересно..

Я понял, что…

Я почувствовал…

Домашнее задание

1)      создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу или пословицу другого языка; 

2)      написать письмо Фильке от своего лица;

3)      создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.

Тавриза .Угощение теплым хлебом.

kopilkaurokov.ru

Сказка Чудесная рубашка русская народная текст

  русская народная сказка
Сказка Чудесная рубашка читать:

В некотором царстве жил богатый купец. Помер купец и оставил трех сыновей на возрасте. Два старших каждый день ходили на охоту.

В одно время взяли они с собой и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там — с тем, чтобы все отцовское имение разделить меж собой, а его лишить наследства.

Иван — купеческий сын долгое время бродил по лесу, ел ягоды да коренья, наконец выбрался на равнину и на той равнине увидал дом.

Вошел в комнаты, ходил, ходил — нет никого, везде пусто; только в одной комнате стол накрыт на три прибора, на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван — купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трех бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь.

Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей — ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать.

— А ведь хлеб да вино у нас початы! — говорит орел.

— И то правда, — отвечает сокол, — видно, кто-нибудь к нам в гости пожаловал. Стали гостя искать-вызывать. Говорит орел:

— Покажись-ка нам! Коли ты старый старичок — будешь нам родной батюшка, коли добрый молодец — будешь родной братец, коли ты старушка — будешь мать родная, а коли красная девица — назовем тебя родной сестрицею.

Иван — купеческий сын вышел из-за двери, они его ласково приняли и назвали своим братцем.

На другой день стал орел просить Ивана — купеческого сына:

— Сослужи нам службу — останься здесь и ровно через год в этот самый день собери на стол.

— Хорошо, — отвечает купеческий сын, — будет исполнено.

Отдал ему орел ключи, позволил везде ходить, на все смотреть, только одного ключа, что на стене висел, брать не велел.

После того обратились добрые молодцы птицами — орлом, соколом и воробьем — и улетели.

Иван — купеческий сын ходил однажды по двору и усмотрел в земле дверь за крепким замком; захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать — ни один не приходится; побежал в комнаты, снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь.

В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла две сумки привешены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни.

Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван — купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названые братья.

Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.

Вот прилетели орел, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать.

На другой день начал просить Ивана — купеческого сына сокол: сослужи-де службу еще один год! Иван — купеческий сын согласился.

Братья улетели, а он опять пошел по двору, увидал в земле другую дверь, отпер ее тем же ключом.

В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла сумки прицеплены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни.

Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван — купеческий сын спал беспробудно столько же времени, как и прежде.

Проснулся в тот самый день, когда братья должны прилететь, запер дверь, ключ на стену повесил и приготовил стол.

Прилетают орел, сокол и воробей: ударились о землю, поздоровались и сели обедать.

На другой день поутру начал воробей просить Ивана — купеческого сына: послужи-ка службу еще один год. Он согласился.

Братья обратились птицами и улетели. Иван — купеческий сын прожил целый год один-одинехонек и, когда наступил урочный день, накрыл стол и дожидает братьев.

Братья прилетели, ударились о землю и сделались добрыми молодцами: вошли, поздоровались и пообедали.

После обеда говорит старший брат, орел:

— Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь — дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.

Середний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, — рубашку.

— Возьми, — говорит, — эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее, никто тебя не осилит!

Иван — купеческий сын надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную; а об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти.

Иван — купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слезно молить-просить:

— Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение: буду тебе верный слуга!

Иван — купеческий сын сжалился, взял его с собою, привез к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.

Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную и приказал ей разведать, отчего Иван — купеческий сын так мудр и силен?

Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выспрашивать:

— Скажи, Иван — купеческий сын, где твоя мудрость?

— На кухне, в венике.

Елена Прекрасная взяла этот веник, изукрасила разными цветами и положила на видное место. Иван — купеческий сын воротился с охоты, увидал веник и спрашивает:

— Зачем это веник изукрасила?

— А затем, — говорит Елена Прекрасная, — что в нем твоя мудрость и сила скрываются.

— Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в венике?

Елена Прекрасная опять напоила его крепким зельем и спрашивает:

— Скажи, милый, где твоя мудрость?

— У быка в рогах.

Она приказала вызолотить быку рога. На другой день Иван — купеческий сын воротился с охоты, увидал быка и спрашивает:

— Что это значит? Зачем рога вызолочены?

— А затем, — отвечает Елена Прекрасная, — что тут твоя сила и мудрость скрываются.

— Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в рогах?

Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и снова стала его выспрашивать:

— Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила? Иван — купеческий сын и выдал ей тайну:

— Моя сила и мудрость вот в этой рубашке. После того уснул.

Елена Прекрасная сняла с него рубашку, а самого изрубила в мелкие куски и приказала выбросить в чистом поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем.

Трое суток лежало тело Ивана — купеческого сына по полю разбросано, уж вороны слетелись клевать его.

На ту пору пролетали мимо орел, сокол и воробей, увидали мертвого брата.

Бросился сокол вниз, убил с налету вороненка и сказал старому ворону:

— Принеси скорее мертвой и живой воды!

Ворон полетел и принес мертвой и живой воды.

Орел, сокол и воробей сложили тело Ивана — купеческого сына, спрыснули сперва мертвою водою, а потом живою.

Иван — купеческий сын встал, поблагодарил их: они дали ему золотой перстень.

Только Иван — купеческий сын надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной.

Змей Горыныч узнал его, приказал поймать этого коня, поставить в конюшню и на другой день поутру отрубить ему голову.

При Елене Прекрасной была служанка; жаль ей стало такого славного коня, пошла в конюшню, сама горько плачет и приговаривает:

— Ах, бедный конь, тебя завтра казнить будут! Провещал ей конь человеческим голосом:

— Приходи завтра, красная девица, на место казни, и как брызнет кровь моя наземь, заступи ее своей ножкою, после собери эту кровь вместе с землею и разбросай кругом дворца.

Поутру повели коня казнить, отрубили ему голову, кровь брызнула — красная девица заступила ее своей ножкою, а после собрала вместе с землею и разбросала кругом дворца: в тот же день выросли кругом дворца славные садовые деревья.

Змей Горыныч отдал, приказ вырубить эти деревья и сжечь все до единого.

Служанка заплакала и пошла в сад в последний раз погулять-полюбоваться. Провещало ей одно дерево человеческим голосом:

— Послушай, красная девица! Как станут сад рубить, ты возьми одну щепочку и брось в озеро.

Она так и сделала, бросила щепочку в озеро — щепочка оборотилась золотым селезнем и поплыла по воде.

Пришел на то озеро Змей Горыныч — вздумал поохотиться, — увидал золотого селезня. “Дай, — думает — живьем поймаю!”

Снял с себя чудесную рубашку, что Ивану — купеческому сыну воробей подарил, и бросился в озеро. А селезень все дальше, дальше, завел Змея Горыныча вглубь, вспорхнул — и на берег, оборотился добрым молодцем, надел рубашку и убил змея.

После того пришел Иван — купеческий сын во дворец. Елену Прекрасную прогнал, а на ее служанке женился и стал с нею жить-поживать, добра наживать.

kinderbox.ru

Серия уроков литературного чтения по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • проанализировать поступок героя
  • определить принадлежность произведения к жанру сказки
  • определить выразительные средства языка
  • определить смысл названия сказки

1-й урок

Тема: “События, перевернувшие жизнь в деревне Бережки”

Содержание урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы начинаем читать большое произведение К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”.

- Что знаем о писателе?

- Какие его произведения читали в 3 классе?

- Кто был героями произведений?

(Люди и животные).

- Что еще описывал Паустовский в своих рассказах?

(Природу).

- Сделайте вывод, каким человеком был писатель?

(Он любил природу, был очень внимательным, доброжелательным к людям и животным и старался об этом рассказать в своих произведениях)

3. Актуализация темы. Постановка проблемного вопроса.

- Вернемся к заголовку текста. Что может быть теплым в прямом смысле?

(Ладони, печка, солнце, еда и тд.)

- А в переносном?

( Привет, прием, встреча, улыбка и тд.)

- Как понимаете смысл выражения: “ Дарить тепло другим, согреваться самому”?

(Быть добрым по отношению к другим людям, и тебе люди ответят добротой)

- На протяжении чтения всего произведения мы должны проследить, в каком смысле автор использует заголовок текста, в прямом или переносном?

4. Сообщение темы и цели урока.

- А сегодня на уроке мы увидим героев произведения, определим время повествования и постараемся выделить основные события.

5. Подготовка к восприятию текста.

- Прочитайте первое предложение.

- В какое время происходили события в произведении?

(Во время войны)

- Да, в годы войны, да и после, в деревнях людям жилось очень тяжело. Большую часть продовольствия, что производили сельские жители, отправляли на фронт для армии, для рабочих заводов, выпускавших оружие, а в сельских семьях оставалось от урожая самая малость. Постоянно не хватало хлеба, картошки - основных продуктов питания. Да и семьи были не полными, мужчины были на фронте, а в селах оставались женщины, старики и дети. Тяжелое было время.

6. Словарная работа

- В тексте встретятся не совсем понятные слова, которые мы сейчас постараемся объяснить, значение же остальных слов вы найдете на страницах учебника с помощью сносок.

Кавалеристы, удила, мельник, ватник, картуз, свекольная ботва, христарадники

- А в рабочей тетради на с.9-10 подберем синонимы к словам и продолжим ряд словосочетаний.

7. Чтение первой части.

- По прочтении первой части мы должны ответить на вопрос: “Какое событие перевернуло жизнь в деревне?”

(Дети читают “цепочкой” по абзацам)

8. Итог урока.

  • Назовите героев текста.
  • Какие события произошли в Бережках?
  • Какой случай перевернул жизнь в деревне?

9. Домашнее задание

Внимательно прочитать первую часть, записать план пересказа в рабочей тетради по основным событиям.

2-й урок

Тема: “Герои произведения”

Содержание урока

1. Орг.момент.

2. Постановка проблемного вопроса.

- Над каким произведением работаем?

- Как вы думаете, какой жанр у этого произведения?

(Дети могут привести примеры доказательств, что это рассказ, сказка или легенда)

- Можем ли мы сейчас определить жанр произведения?

(Нет, только когда прочитаем все произведение)

- Еще одна задача наших уроков – определить жанр произведения.

3. Сообщение темы и задачи урока

- Сегодня мы должны определить характер героев произведения через их поступки.

4. Проверка домашнего задания.

- На сколько частей разделили первую часть?

1. Раненый конь.

2. Злой поступок Фильки.

3. Страшный мороз в деревне.

- Прочитайте, что является кульминационным моментом первой части?

(...и тот час в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер...)

- Это причина или следствие Филькиного поступка?

(Следствие, так как Филька ударил коня, накричал, и какая-то неведомая сила подняла метель в деревне)

- Какой прием использует автор при описании мороза?

(Олицетворение - морозу приписываются черты человека, он в валенках и озорует).

5. Работа по содержанию

Характеристика героев

Конь.

- Прочитайте, как в деревне появился конь?

- Как к нему относились люди? Почему?

-  С кем его можно сравнить?

(С раненым солдатом, который защищал свою страну и пришел раненым с фронта, поэтому люди уважали коня и делились, чем могли)

- Почему его считали общественным?

(Он был ничей и его все кормили)

- Прочитайте, помогал ли он людям?

- Как повел себя конь, когда Филька его ударил? Почему?

-Так каким был конь по характеру, запишем это вывод в Дневнике юного читателя.

(Конь - доверчивый, спокойный, обидчивый, потому что раненый).

Панкрат

- Кто приютил коня? Почему он это сделал?

(Панкрат любил животных и ему конь помогал на мельнице)

- Прочитайте, как автор описывает Панкрата.

- Как к нему относились мальчишки?

- Прочитайте, что о нем говорила Филькина бабушка?

- Запишите, каким был Панкрат?

(Панкрат был пожилой, трудолюбивый, уважаемый в селе, сердитый на мальчишек)

- Почему сердился на мальчишек?

(Наверное, за шалости)

Филькина бабушка

- Кто воспитывал Фильку?

- Прочитайте, как ее описывает автор.

- Зачем она рассказала Фильке историю о злом мужике?

(Наверное, хотела, чтобы Филька сам осознал свою вину)

Перескажите историю, которая произошла 100 лет назад в Бережках.

Запишите, какой была бабка.

(Заботливая- наставляла Фильку; переживала за него; добродушная – переживала за деревню; мудрая – знала разные поучительные истории.)

Филька

- Прочитайте, каким рос мальчик Филька?

- Как относился к другим детям? К своей бабушке?

- Почему он был таким?

(Может потому что не было родителей, было тяжелое детство)

- Какой поступок совершил Филька?

- Запишите, каким был Филька по характеру, если совершал такие поступки.

(Злой, жестокий, жадный, нелюдимый)

- Прочитайте диалог Фильки и бабки (чтение по ролям)

- Каким вы сейчас видите Фильку? Что с ним случилось?

(Он испугался, голос его охрип, он плакал)

- Можно ли сказать, что Филька осознал свою вину?

- Что он решил сделать? Как догадались?

(Спрашивал, как исправить злодейство)

4. Итог урока.

- Кто из героев вам больше понравился? Почему?

- Что вы думаете о Фильке? Попытается ли он исправиться?

5. Домашнее задание.

Внимательно прочитать 2 часть, озаглавить.

3-й урок

Тема: “Идея спасения деревни”

1. Орг.момент.

2. Повторение.

- Назовите автора произведения, которое читаем.

- Перескажите кратко содержание первой части.

- Какой общий заголовок можно придумать для первой части?

Тема урока, определение цели.

- О чем узнали из второй части?

(О том, как Филька пошел к Панкрату и придумал план спасения деревни)

- Как озаглавили вторую часть?

- Какова цель нашего урока?

(Проследить, как Филька решил исправить свою ошибку, как он менялся в лучшую сторону)

3. Работа над содержанием

- На что решился Филька темной ночью? Смелый ли это был поступок?

- Зачитайте описание зимней ночи.

- Какой прием использует автор при описании:

- снега;

- луны;

- воздуха;

- черных ив?

- Представьте себя на месте Фильки. Что он чувствовал, когда шел к дому Панкрата?

(Он замерз, ему было страшно)

- Чего он напугался больше всего? Прочитайте.

- Почему боялся коня?

(Считал его волшебным)

- Как отреагировал Панкрат на рассказ Фильки? Прочитайте диалог Панкрата и Фильки, выразив настроение героев.

- Что означает выражение “бессмысленный ты гражданин”?

- Что посоветовал Панкрат? Почему он сам ничего не предложил?

(Наверное, чтобы Филька сам подумал)

- Прочитайте, что придумал Филька, и с каким настроением на этот раз он об этом говорил?

- Почему он так надеялся на ребят, что они поддержат его идею?

(Они ему ничего плохого не сделали, это он от них отмахивался)

- Что предложил в свою очередь Панкрат? Почему?

(Ему понравилась идея, он поверил Фильке)

- Прочитайте, как вела себя сорока после того как Филька пришел к Панкрату?

- Зачем автор ввел ее в текст?

(Он хотел показать, что есть надежда на то, что деревню можно спасти, этого очень хотел Филька, и природа ему решила помочь)

4. Итог урока.

- Что изменилось в характере Фильки? Запишите в “Дневнике юного читателя” новые черты его характера.

(Решительным, сообразительным, ответственным)

5. Домашнее задание.

- А получилось ли у Фильки на деле помочь деревне, вы об этом прочитаете дома в 3 части.

4-й урок

Тема: Урок-обобщение

1. Орг.момент.

2. Актуализация темы.

- Назовите героев произведения К.Паустовского “Теплый хлеб”

- О чем мы узнали из второй части, перескажите кратко.

- За кого вы переживаете больше всего? Почему?

3. Проверка домашнего задания.

- Получилось ли у Фильки помочь спасти деревню?

- Прочитайте, кто помогал Фильке? Почему?

(Помогали люди и природа, потому что все этого очень хотели, а особенно Филька)

- Что рассказывала сорока?

- Как постепенно возвращалась радость жизни в деревне, прочитайте эти эпизоды.

- Как озаглавили 3 часть?

Цель урока

- Сегодня мы подводим итог урокам по произведению К.Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомните, какие задачи мы ставили на первых уроках?

1. Определить значение названия текста

2. Определить жанр произведения

3. Увидеть портрет героя через два образа Фильки: до страшного мороза и после. 

4. Основной этап

1) Портрет героя

- Исправил ли свою вину Филька перед деревней?

- А перед конем? Прочитайте, как Филька в этот раз обращался с конем?

- Каким вы видели Фильку в начале текста?

- Как менялся его характер по ходу чтения?

- Изменилось ли ваше мнение о мальчике?

- На экране записаны пословицы, подберите пословицу к каждой части текста, вспомните синонимичные пословицы.

  • Жадность - всякому горю начало.
  • Свет не без добрых людей.
  • Глаза боятся – руки делают.
  • Кто не рискует, тот не выигрывает.
  • Кто скуп да жаден, тот и в дружбе не ладен.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.
  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

2) Определение значения названия текста

- К.Г. Паустовский назвал текст “Теплый хлеб”.

- Какое значение имеет заголовок - прямое или переносное? Почему?

(Переносное, потому что хлеб, добытый тяжелыми усилиями, согрел сердце мальчика, сделал его добрее.)

3) Жанр произведения

- Мы с вами прочитали текст , но так и не сказали, что же это за жанр – рассказ или сказка?

(Дети могут приводить доказательства, что это рассказ)

- Докажите, зачитывая отрывки, что это может быть и сказка. Если автор ввел в произведение сказочные элементы, значит это сказка. У любимого сказочника К.Г.Паустовского – Андерсена - обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский же так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Свое стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок, одной из которых является “Теплый хлеб”.

5. Итог урока

- Как вы думаете, зачем автор написал эту сказку?

- Чему вы научились, читая этот текст?

6. Домашнее задание.

Подготовка к внеклассному чтению. Прочитать и кратко пересказать любую сказку по выбору на с.29 К.Г. Паустовского.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также