Исследовательская работа по теме " Что такое плесень" (2 класс). Выращивание плесени на хлебе практическая работа 2 класс
Исследовательская работа по теме " Что такое плесень" (2 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Партизанская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Что такое плесень?»
Выполнили:
ученики 2 класса ,
Руководитель:
Гулякина Н.А.,
учитель начальных классов.
с.Партизан
2014
Оглавление
1.Введение.
2. Теоретическая часть.
3.Практическая часть (Проведение опытов).
4. Некоторые факты о жизни плесени.
5. Результаты исследовательской работы.
6.Выводы.
Описание работы
1. Введение
Однажды, в классе мы увидели мандарин, который остался после новогодних праздников. Взяв его в руки, мы обратили внимание, что на его кожице есть несколько маленьких белых пятен. Я спросили у учительницы , что это такое? Она ответила, что это начала расти плесень, что всего в природе существует четыре царства - бактерии, грибы, растения и животные, и плесень относится к царству грибов.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова мы вычитали, что плесень – это мицелий гриба, появляющийся в сырых местах на различных предметах и органических телах и вызывающий их порчу. Конечно, мы многое не поняли из прочитанного материала, и решили узнать, что такое плесень? Вредна ли плесень для человека? Как она образуется? Чтобы ответить на свои вопросы, мы решили провести исследовательскую работу.
Цель нашей исследовательской работы: выяснить, к какому царству относится плесень. Изучить особенность строения и жизнедеятельности плесени. Выяснить ее влияние на живой организм.
Наша гипотеза: плесень относится к царству грибов, она играет не только отрицательную роль в жизни человека.
- изучить строение плесени
- изучить особенности развития и размножения плесени
- выяснить и изучить влияние плесени на живой организм
-узнать какую роль играет плесень в жизни человека.
План работы
1)Познакомиться с материалами о существовании плесени в справочной литературе.
2)Провести опыты, которые помогут определит к какому царству относится плесень.
3) Узнать строение плесени.
4) Провести опыты, помогающие определить условия образования и роста плесени.
5) Узнать из справочной литературы интересные факты о жизни плесени.
6)Сделать выводы по результатам исследовательской работы.
2.Теоретическая часть
Любые организмы в мире природы нельзя расценивать только как что-то плохое или хорошее. Взаимоотношения человека с живой природой намного сложнее и интереснее. Люди лучше представляют себе мир животных и растений, которые каждый день можно видеть, слышать, наслаждаться видом и общением. Нас не удивляет великое разнообразие форм окружающих растений и животных. Почему бы также не относиться к плесени?Если оглядеться вокруг, то мы все постоянно контактируем с плесенью, только никогда об этом не задумываемся. Мы помним, что вокруг нас постоянно присутствуют бактерии и вирусы, но ровно, так же везде вокруг нас находятся и микроскопические грибы. Плесени есть везде — в поверхностных слоях пресной и морской воды, на поверхности растений, в воздухе. Больше всего их содержится в почвах. Содержание спор плесневых грибов в воздухе во внешней среде обычно составляет тысячи единиц в 1 м3. Внутри помещений, в зависимости от состояния и характера их использования (жилые, общественные, производственные), эти значения увеличиваются от десятков и сотен спор в 1 м3 до нескольких десятков тысяч. Любая заплесневелая стена — прекрасный источник поступления грибных спор в воздух помещений. Важно и что находится внутри помещения.Изменение окружающей среды не может не сказаться на развитии плесеней. Это перенос спор воздушным путём и с транспортом, с продуктами питания, произведёнными в самых разных регионах мира.
3. Практическая часть
Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом?
Оборудование: кусочек варёной моркови, коробочка из-под конфет .
Опыт начался 15.01.14г. в 14:00. Отварив кусочек моркови, мы положила ее в коробочку, и закрыли непрозрачной крышкой.
15.01.14г.
На второй день мы никаких изменений на кусочке моркови не увидели. На третий день, 17.01.14г., мы увидели, что морковь покрылась белой слизью, снизу начал образовываться белый пушок, появился неприятный запах.
17.01.14г.
В течение следующих двух дней пушок подрос, распространился на большей поверхности кусочка моркови, запах усилился. 20.01.14г. пушок подрос и приобрел желтый цвет.
20.01.14г.
Вывод: плесень растет. Значит, это живой организм.
Вывод: к царству растений плесень не относится.
Предположим, что плесень относится к царству животных, значит, она должна заглатывать частицы пищи, но плесень питалась за счет кусочка моркови, не заглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своей поверхностью. Во-вторых, животные движутся, а плесень не может двигаться. В-третьих, у животных ограничен рост, а, наблюдая за плесенью, мы убедились, что она постоянно растёт.
Вывод: к царству животных плесень не относится.
Мы узнали, что бактерии имеют различную форму - шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерии имеют жгутики, с помощью которых они движутся. А наша плесень напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек.
Вывод: к царству бактерий плесень не относится.
В результате наблюдений выяснили, что плесень относится к царству грибов: питается готовыми органическими веществами, она неподвижна и растет.
Опыт №2 Наблюдение.
Цель: узнать строение плесени.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, кусочек плесени.
Описание опыта: помещаем в микроскоп, на предметное стекло, кусочек плесени, которую отщипнули от моркови.
Мы увидели, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Тело большинства грибов представляет собой переплетенные тонкие нити, которые называются гифами (от греч. «гиф» - «ткань», «паутина»).
Опыт №3.
Цель опыта: определить условия образования и роста плесени.
Оборудование: 3 кусочка хлеба «Столичный», 3 пластиковые коробочки, холодильник, вода.
Описание эксперимента: взяли три кусочка черного хлеба, два из них увлажнили водой, и поместили эти кусочки в разные коробочки, пронумерованные цифрами от «1» до «3»:
№1 - сухой кусочек хлеба поместили в теплое место (комнатной температуры +24*С).
№2 - влажный кусочек хлеба поместили в теплое место (комнатной температуры +24*С).
№3 - влажный кусочек хлеба поместили в холодильник (температура +12*С).
Свой эксперимент мы начали 22 января в 14 часов дня. Каждый день, в одно и то же время мы осматривали коробочки. Каждый день мы капали на кусочек в коробочке №2 воду, так как он подсыхал, а в коробочку №3 добавляли несколько раз воду по мере высыхания хлеба.
Первые изменения мы увидели 29 января. В коробочке №2, где был помещен влажный кусочек хлеба, образовался едва заметный белый пушок и появился неприятный запах. Другие две коробочки остались без изменений.
31 января мы обнаружили, что поверхность пушка на кусочке хлеба в коробочке №2 покрылась черными точками, а на кусочке в коробочке №3 появился белый пушок.
1 февраля в коробочке №2 появилось зеленое пятно, пушок подрос, и в коробочке №3 пушок тоже подрос. Коробочка №1 осталась без изменений.
2 февраля в коробочках №2,3 пушок подрос, в коробочке №3 на поверхности пушка также появились черные точки.
3,4 февраля в коробочках №2 и №3 пушок подрос, в коробочке №3 появились два маленьких зеленых пятнышка, в коробочке №2 пушок стал серым, а зеленое пятно стало больше. Низ кусочка хлеба в коробочке №2 стал загнивать, запах усилился.
5 и 6 февраля в коробочке №2 запах усилился, цвет хлеба неестественный, зеленое пятно разрослось и распространилось на бок кусочка хлеба. Пушок еще немного подрос. В коробочке №3 на хлебе сбоку также появился белый пушок. 6 февраля он подрос, появилось еще несколько маленьких зеленых пятен. Цвет хлеба естественный. Коробочка №1 осталась без изменений.
7 февраля на хлебе в коробочке №2 зеленое пятнышко появилось на другом боку. Пушок в росте не прибавил. В коробочке №3 зеленые пятнышки увеличились.
8 февраля в коробочке №2 пушок подрос, появился еще в некоторых местах. Кусочек хлеба уменьшился в размерах. В коробочке №3 изменений не наблюдалось. Коробочка №1 осталась без изменений.
В течение 9,10 и 11 февраля в коробочке №2 пушок подрастал, зеленые пятна разрослись. В коробочке №3 пушок разросся по всей поверхности кусочка хлеба и появился неприятный запах. Коробочка №1 осталась без изменений.
Коробочка №2. Коробочка №3.
12 февраля мы осмотрели все образцы и увидели, что в коробочке №1 образец остался без изменений, в коробочке №2 появились новые зеленые пятна, пушок подрос, в коробочке №3 зеленые пятна выросли, пушок покрыл почти всю поверхность кусочка хлеба и на нем появились черные точки.
Коробочка №2. Коробочка №3.
После начала опыта прошло более 20 дней и мы решили прекратить опыт.
Вывод: главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура воздуха, тем появление и развитие плесени происходит быстрее.
4.Некоторые факты о жизни плесени
Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад в числе самых первых живых организмов, но до сих пор она остаётся «тайной за семью печатями». Человек ещё в прошлом веке сумел полететь в космос, но пока не разгадал загадок «обыкновенной» плесени.
Я прочитала в книге, что в простонародье собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые бывают самые разные. Всевозможные грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки. Чаще всего встречаются плесени красные, жёлтые, зелёные, голубые, чёрные, бурые, серые, белые с розовым и сиреневым оттенком. Плесень при благоприятных условиях может образоваться практически везде - в почве, воде, на продуктах питания, даже на стенах домов и т.д. Это происходит из-за того, что в воздухе находится большое количество очень маленьких спор. Из них и вырастает плесень. Плесень бывает в виде слизи, корочек, пленок, рыхлого или порошкообразного налета, пушка или «ваты».
Из журнала « Вокруг света» мы узнали некоторые исторические факты:
- причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была плесень, которая выделяла токсины.
- африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
- в Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычен цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен плесенью.
- в старину избу, зараженную белым домовым грибком, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
- в 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг вывел пенициллин, способный лечить инфекционные заболевания.
В начале 40-х годов XX в. советским микробиологам тоже удалось получить пенициллин. В 1941г. в одном московском бомбоубежище ученые расставили чашечки с картофелем, смоченным старым раствором медного купороса. Это были ловушки для плесневых грибков. Как только в чашечках появился зеленый пушок, его немедленно отправляли в лабораторию, где профессор З. В. Ермольева и ее помощница Т. И. Березина подвергали посев всесторонним исследованиям. Экспериментаторы работали день и ночь, пока не удалось получить из зеленых наростов пенициллин.
Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином, оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. В полевом госпитале осколок вынули из его груди, однако рваная рана долго не заживала. Микробы стафилококка свирепствовали в крови раненого. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.
- не так давно в Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучения.
- плесень «пеницилл рокфориум» используется в технологии производства сыра «рокфор» из овечьего молока.
- некоторые разновидности плесени используются для производства лимонной кислоты.
5.Результаты исследовательской работы
В результате проведенного исследования мы выяснили, что при низких температурах плесень распространяется медленно, и это надо учитывать при хранении продуктов, чтобы защитить их от плесени. Повышенная влажность воздуха, комнатная температура и нестерильность продуктов – идеальные условия для распространения плесени.
Для того, чтобы в домашних условиях продукты меньше подвергались воздействию плесневых грибков, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Продукты не покупать впрок.
2. Хранить продукты в холодильнике, где температура воздуха намного ниже комнатной температуры.
3. Сушка продуктов при хранении.
4. Фрукты и овощи хорошо промыть, просушить, держать в холодильнике.
Хлеб черствеет уже через несколько часов после того, как его вынимают из печи .Однако при правильном хранении можно сохранить его свежим в течении нескольких дней. Хранить хлеб следует в закрытой посуде, в специальных хлебницах: металлических, пластмассовых, деревянных. Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завёрнутым в льняную салфетку. Пакеты из полиэтилена для этой цели непригодны, хлеб в них плесневеет. Черствеет хлеб не так быстро, если в хлебницу положить кусочек сахара или дольку яблока, а также корки апельсина или луковицу. Предотвратит хлеб от плесени горсточка соли. Стараться не класть вместе ржаной и пшеничный хлеб - иначе они быстро заплесневеют.
Благодаря своей работе мы узнали, что:
- плесень относится к царству грибов,
- плесень оказывает положительное и отрицательное влияние на организм человека:
а) отрицательное влияние: паразитируя на растениях и животных, а также развиваясь на пищевых продуктах, промышленных материалах и изделиях из кожи, дерева, бумаги, пластмассы, произведениях искусства, грибы вызывают их порчу и наносят большой ущерб народному хозяйству.
Плесень может вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания, мигрень, насморк, бронхит и ещё много разных болезней.
б) положительное влияние: пенициллином эффективно лечат инфекционные заболевания, плесень «пеницилл рокфориум» используется в технологии производства сыра «рокфор» и «камамбер», некоторые разновидности плесени используются для производства лимонной кислоты. К грибам относятся известные всем дрожжи. Некоторые грибы образуют вещества, полезные человеку в его хозяйственной деятельности. Так, дрожжевые грибки, питаясь сахарами, выделяют винный спирт и углекислый газ. Их используют виноделы для получения спирта и хлебопеки для выпечки более воздушного хлеба. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир.
Назначение и применение результатов исследовательской работы.
В производственных и домашних помещениях необходимо бороться с плесенью.
Нужно регулярно делать влажную уборку в доме и проветривать комнаты, чтобы не образовалась плесень,
Нельзя принимать в пищу поврежденные плесенью продукты, так как можно заболеть серьезными заболеваниями.
Плесень многолика. Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо — формирует почву, даёт нам пенициллин, вино, сыр и хлеб.
Выводы.
В результате своей исследовательской работы мы выяснили, что плесень относится к грибам. Изучили особенность строения и жизнедеятельности плесени. Выяснили ее положительное и отрицательное влияние на живой организм.
Мы научились находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы. Познакомились с многоликой плесенью, ее влиянием на жизнь человека.
Источники и литература:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. М.: БАЛАСС, 2012.
2. Бабьева И.П. Мир растений. М.: Просвещение, 1990.
3. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М.: Ключ, 1994.
4. Википедия. Свободная энциклопедия.
5. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 1. М.: АСТ, 2005
6. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.
7. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
8. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
infourok.ru
Исследовательская работа по окружающему миру 2 класс 'Исследование условий роста плесени на продуктах питания'
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 56 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
(МОУ СШ № 56)
Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2 - 4 классов образовательных учреждений
Кировского района г. Волгограда
Исследовательская работа
на тему:
« Исследование условий роста плесени на продуктах питания».
Выполнил Даньо Артём Юрьевич,
ученик 2 А класса.
Руководитель Персидская Инна Викторовна,
учитель начальных классов МОУ СШ № 56
Волгоград, 2015 г.
Оглавление
-
Введение.
-
Цель работы, задачи, гипотезы.
-
Описание проведения опытов.
-
Результаты исследования, умозаключения и выводы.
-
Отрицательные и положительные стороны плесени.
-
Заключение.
-
Список литературы.
-
Приложение.
На уроке окружающего мира во 2 классе я познакомился с темой «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?» Была предложена практическая работа дома по выращиванию плесени на кусочке хлеба. Я много раз видел плесень и раньше, но самое интересное началось после того, как я посмотрел на неё сквозь увеличительное стекло. Увиденное с помощью лупы, меня заинтересовало и в голове возникло очень много вопросов.
Плесень выросла в пакете на кусочке хлеба, оставленной на столе на выходные. Она появилась за 2 дня, пока нас не было дома. И стала разрастаться с неимоверной скоростью. Через неделю мы с мамой её достали из банки на тарелку. При этом заметили, что с её поверхности распространяется серо-зелёный «дымок» и почувствовали запах. Что это за «дымок»? Эта история подтолкнула меня к созданию данной работы.
См. фото
Цель работы:
Выяснить какое место плесень занимает в мире живых
организмов, какими свойствами обладает.
Задачи:
Вырастить объект исследования в домашних условиях.
Изучить условия и особенности развития и размножения плесени.
Выяснить и изучить её влияние на окружающий мир и человека.
Гипотезы:
- Является ли плесень живым организмом?
- Плесень - относится к царству грибов. Значит, у них есть что-
то общее?
- Для роста плесени нужны определённые условия.
- Плесень играет определённую роль в жизни человека и сопровождает нас повсюду. Опасна ли плесень?
Методы исследования:
1. Изучение научно-познавательной литературы.
2. Опытно исследование, наблюдение.
3. Эксперимент с целью определения условий образования и роста плесени.
4. Практическая работа.
Чтобы облегчить описание живого мира, учёные объединили живые существа в группы им подобным. Самые большие группы назвали царствами. Все животные входят в животное царство, растения - в царство растений. С развитием науки, в том числе биологии, в мире стали выделять ещё два царства: царство бактерий и царство грибов.
Так к какому же из них относится плесень? Попробуем это выяснить.
Опыт № 1.
Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом.
Оборудование: лимон, банка с крышкой.
Описание опыта: я оставил кусочек лимона в полиэтиленовом пакете. Каждый день наблюдал за ним, фотографировал изменения.
См. фото Приложение №
На третий день я заметил изменения.
На пятый день плесень заняла всю поверхность кусочка лимона.
Вывод: плесень растет. Значит - это живой организм. Что и требовалось доказать.
Опыт № 2.
Предположим, плесень относится к царству растений, значит, питание должно происходить через процесс фотосинтеза, но она может расти в полной темноте, для её роста не нужен солнечный свет.
Цель опыта: выяснить, является ли плесень растением.
Оборудование: лимон, полиэтиленовый пакет.
Описание опыта: я поместил один кусок лимона в полиэтиленовый пакет и плотно закрыл. Второй кусок лимона положил на тарелку , оставил при комнатной температуре, на свету.
Условие эксперемента1: комнатная температура, отсутствие света для лимона, без доступа воздуха.
Условие эксперемента 2: комнатная температура, свет, естественная воздушная среда.
На третий день на лимоне в пакете появилась плесень.
На седьмой день весь лимон в пакете покрылся плесенью. Лимон №2 на тарелке на седьмые сутки засох.
Вывод: к царству растений плесень не относится. Так как растёт без доступа воздуха и при отсутствии света.
Предположим, что плесень относится к царству животных, значит, она должна питаться готовыми органическими веществами, заглатывая частицы пищи, но, например, плесень питалась за счёт кусочка лимона, готовыми органическими веществами, не заглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своей поверхностью.
Во-вторых, животные не ограниченны в движении, а плесень передвигаться не может.
В-третьих, у животных ограничен рост, а, наблюдая за плесенью, я убедился, что она растёт постоянно.
Вывод: плесень не относится к животным.
А теперь, с помощью эксперимента выясним: нужны ли для роста плесени определенные условия.
Эксперимент № 3.
Цель: определить условия образования и роста плесени.
Оборудование: 4 кусочка хлеба, стеклянная банка с крышкой, целлофановый пакет, холодильник, вода, фотоаппарат.
Описание: я взял 4 кусочка белого хлеба. Первый - положил на тарелку, поставил на полку на кухне (температура воздуха +24). Второй - поместил в пакет и тоже разместил на полке, третий - положил в холодильник (температура +7 градусов), четвертый - намочил чуть-чуть водой и положил в банку с закрытой крышкой, в теплое место (+28 градусов).
См. фото.
Каждый день я осматривал хлебные кусочки, и первые изменения заметил на 3 день у пробы №4. На хлебе появилось пятно плесени. Другие участники эксперимента оставались без изменений, правда, №1 и №3 слегка подсохли. См. фото.
На третий день исследования изменения появились на образце под № 2(в целлофановом пакете). Образцы под №1 и 3 окончательно высохли без изменений. На кусочке в банке плесень чувствовала себя хорошо и разрасталась. См. фото.
ТАБЛИЦА
Распространение плесени
№ 1 Хлеб в пол пакете при комнатной температуре
№2 Хлеб в банке при комнат температуре
№3 Хлеб в холодильнике на тарелке
№4 Хлеб намочен в закрытой банке
10.04.2015
-
-
-
-
11.04.2015
-
-
-
-
12.04.2015
+
+
-
+
13.04.2015
+
+
-
1/2
17.04.2015
1/2
1/2
-
100%
Вывод: из данного эксперимента следует, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Я выяснил, что комфортнее плесени во влажной теплой и тёмной среде. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее. Выходит, сухость воздуха и чистота являются главными
препятствиями развития плесени. Поэтому мы должны проводить
влажную уборку и проветривать помещение.
Теперь мне более понятна цель уборки квартиры и почему мама за этим так следит и призывает нас к этому.
Опыт № 4.
Цель опыта: узнать строение плесени.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, кусочек плесени.
Описание: помещаем в микроскоп, на предметное стекло кусочек плесени. Мы видим, что она состоит из тоненьких ниточек. Все они переплетаются, образуя как бы паутину. Увиденное изображение похоже по своему строению на гриб мукор, схематически изображённый на рисунке.
См. рисунок.
Вывод: Значит, плесень относится к царству грибов. Во-первых: питается
готовыми органическими веществами, во-вторых: неподвижна, в-третьих: не ограничен рост.
Мукор, пеницилл, аспергилл - являются наиболее часто встречающимися видами плесени. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. На их концах образуются чёрные головки - спорангии. Эти головки похожи на плодовые тела шляпочных грибов. В головках (спорангиях) созревают споры. Плесневые грибы размножаются спорами. Когда споры созревают, головки лопаются. Споры разносятся ветром (потоком воздуха) и находятся в воздухе помещений. Вот и объяснение непонятному «дымку», который мы заметили с мамой, когда перекладывали плесень из банки. Мукор (белая плесень) относится к низшим грибам. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого налёта.[1]
Роль плесени в жизни человека.
Относительно недавно к плесени стали относиться как к серьёзной проблеме. Мы привыкли к запаху плесени, входя в подъезд старого дома. Наша ванная комната с чёрными грибками не шокирует нас, и зелень подвала на
приусадебном участке (в погребе) не мешает нам хранить овощи. Правда, потом удивляемся, почему у нас аллергия, почему так тяжело дышится, почему идеально построенный дом гниёт, а ремонт надо делать каждый год.
Ведь внешне безобидный «пушок» способен выделять в воздушную среду огромное количество семян - спор. Большое количество спор, невидимых для глаза, вместе с частицами пыли попадает в дыхательные пути и в зависимости от размеров спор проникает в нос, бронхи и даже глубоко в легкие. Жители городов проводят в своих квартирах 50-70% времени, а всего в закрытых помещениях, включая рабочие места до 80-90% времени. За это время через дыхательные пути проходит находящийся в помещении воздух и
если в нём содержится большое количество микроорганизмов, они оседают на лёгкие, вызывая различные болезненные состояния.
-
Пищевые отравления - микотоксикозы.
Нельзя принимать в пищу продукты, поражённые плесенью. Ведь растущая
плесень берет из субстрата питательные вещества, а в него отдаёт продукты своей жизнедеятельности - грибные яды - микотоксины.
Запах тленный с ног сбиваетПлесень творог покрываетОна - мать продуктных бедЧто случайно съел в обед.
Что, товарищ, поплохело?плесень знает свое делоЧто еще ты ел с утране открыв от сна глаза? (Иванов В. Про плесень)
2. Микогенные (вызываемые грибами) аллергии - бронхиальная астма, аллергический ринит, бронхит, отит, диатез у детей.
3. Грибковые заболевания (микозы) кожи. Грибковые поражения внутренних органов, у людей со сниженным иммунитетом.[3]
Более 100 токсических соединений, найденных учёными в
плесени и в покрытых ею продуктах, могут очень долго никак не проявлять своего присутствия в организме. Но спустя десятилетия, именно они, могут вызвать быстрый рост раковых опухолей. Эти ядовитые, токсические вещества не разрушаются при кипячении или нагревании продукта. Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета - аспергилла жёлтая, которая вырабатывает сильнейший афлатоксин. Жёлтая плесень поражает пищевые
продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи). Афлатоксин вызывает тяжёлые пневмонии и рак печени.[3]
О неприятностях, связанных с грибами, я рассказал немало, а теперь о главном - о невозможности жизни без грибов. В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг заметил, что какой-то плесневый грибок уничтожил так необходимые ему для экспериментов бактерии, стрептококки,
вокруг пятен плесени на чашках Петри с культурой микробов погибли все колонии золотистого стафилококка. Вскоре Флеминг определил, что грибок с таким необычным поведением относится к виду пеницилл, и начал экспериментировать. Он выяснил, что действие гриба распространяется не на все микробы, а в основном на болезнетворные бактерии. Так был открыт антибиотик - пенициллин. Это открытие произвело революцию в медицине.
Позволяет вылечивать многие заболевания.[2]
А пеницилл рокфориум используется в технологии производства сыра рокфор из овечьего молока. Его тесто начиняют особым видом плесневых грибков, которые произрастают на караваях ржаного хлеба, затем для созревания сыра рокфора кладут в естественные меловые гроты и пещеры. Температурный режим и влажность этих природных хранилищ благоприятны для роста плесени. Когда плесень растёт, она образует голубые бороздки, или
жилки, что и придаёт «королю голубых сыров» его знаменитый острый вкус и особый аромат.
Грибы питаются органическими веществами отмерших организмов и растительными остатками, гниющими корнями и травой, опавшими листьями, мертвыми насекомыми, то есть являются, разрушителями. Разрушая мёртвое органическое вещество, грибы возвращают отдельные «кирпичики» углеродных соединений в почву, чтобы растения их могли вновь использовать для построения своей биомассы.
Основное свойство грибов - разлагать органические вещества -
используют при очистке сточных вод. Даже в авиастроении
нашлось место плесневым грибам - при их участии изготавливают
смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и
посадке.
Грибам в природе отведена важнейшая роль в освоении новых
территорий, плесневые грибы обладают высоким потенциалом выживания в различных, нередко экстремальных условиях существования, сохраняя жизнеспособность в условиях вечной мерзлоты. Это не иллюстрация того, что грибы могут быть одними из самых живучих из живых организмов, возможно, такие их свойства со временем мы можем применить.[6]
Заключение.
Благодаря своей работе я сделал выводы:
1. Плесень является живым организмом.
2. Плесень относится к царству грибов.
3. Изучил строение плесени и выяснил, какие условия нужны для её роста.
А так же сделал вывод о том, что:
1. Нужно регулярно делать влажную уборку.
2. Проветривать комнату.
3. Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью продукты.
И в заключении я хочу сказать: Не надо бояться плесени, она приносит человеку много пользы, но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие. Плесень многолика!
Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо - формирует почву, даёт нам вино, сыр и хлеб!
Список литературы:
-
Ю.Н. Касаткина. Я познаю мир. Ботаника// Энциклопедия для детей. - Москва.: Издательство АСТ ЛТД .2006 г.
-
Исмаилова С. Энциклопедия для детей т.2 Биология. М Аванта+, 1995г.
-
Буянов. Н. Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: Издательство АСТ ЛТД .2006г.
-
Ресурс:
-
Экспериментальная деятельность - детские проекты.
-
ru.wikipedia.org
План презентации (защиты) исследовательской работы
Добрый день! Уважаемые члены жюри и участники.
Меня зовут Даньо Артём. Я уч-ся 2А класса школы № 56.
Позвольте познакомить Вас с моими исследованиями.
Тема моей работы: « Исследование условий роста плесени на продуктах питания».
Работа на избранную тему является актуальной. На уроке окружающего мира во 2 классе я познакомился с темой «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?» Была предложена практическая работа дома по выращиванию плесени на кусочке хлеба. Я много раз видел плесень и раньше, но самое интересное началось после того, как я посмотрел на неё сквозь увеличительное стекло. Увиденное с помощью лупы, меня заинтересовало и в голове возникло очень много вопросов.
Плесень выросла в пакете на кусочке хлеба, оставленной на столе на выходные. Она появилась за 2 дня, пока нас не было дома. И стала разрастаться с неимоверной скоростью. Через неделю мы с мамой её достали из банки на тарелку. При этом заметили, что с её поверхности распространяется серо-зелёный «дымок» и почувствовали запах. Что это за «дымок»? Эта история подтолкнула меня к созданию данной работы.
Цель нашего исследования - выяснить, какое место плесень занимает в мире живых организмов, какими свойствами обладает.
Основные задачи исследования: вырастить объект исследования в домашних условиях.
Изучить условия и особенности развития и размножения плесени.
Выяснить и изучить её влияние на окружающий мир и человека.
Методы исследования 1. Изучение научно-познавательной литературы.
2. Опытно исследование, наблюдение.
3. Эксперимент с целью определения условий образования и роста плесени.
4. Практическая работа.
«В ходе исследования были получены следующие новые знания и практические результаты:
1.О том, что плесень это живой организм. Я провёл опыт с лимоном. Оставил кусочек лимона в полиэтиленовом пакете. Каждый день наблюдал за ним, фотографировал изменения. На пятый день плесень заняла всю поверхность кусочка лимона.
2. Выяснял, является ли плесень растением. Я поместил один кусок лимона в полиэтиленовый пакет и плотно закрыл. Второй кусок лимона положил на тарелку , оставил при комнатной температуре, на свету. На седьмой день весь лимон в пакете покрылся плесенью. Лимон №2 на тарелке на седьмые сутки засох. Значит плесень не растение, так как растёт без доступа воздуха и при отсутствии света. Так же плесень не относится к животным, потому что животные не ограниченны в движении, а плесень передвигаться не может. У животных ограничен рост, а, наблюдая за плесенью, я убедился, что она растёт постоянно.
3. Провёл эксперимент для определить условия образования и роста плесени на кусочках хлеба. Взял 4 кусочка белого хлеба. Первый - положил на тарелку, поставил на полку на кухне (температура воздуха +24). Второй - поместил в пакет и тоже разместил на полке, третий - положил в холодильник (температура +7 градусов), четвертый - намочил чуть-чуть водой и положил в банку с закрытой крышкой, в теплое место (+28 градусов).
Каждый день я осматривал хлебные кусочки….. Из данного эксперимента следует, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Я выяснил, что комфортнее плесени во влажной теплой и тёмной среде.
4. Увидел строение плесени, поместив кусочек плесени под микроскоп. Мы видим, что она состоит из тоненьких ниточек. Все они переплетаются, образуя как бы паутину. Увиденное изображение похоже по своему строению на гриб мукор, схематически изображённый на рисунке.
На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующее выводы:
1. Плесень является живым организмом.
2. Плесень относится к царству грибов.
Изучил строение плесени и выяснил, какие условия нужны для её роста.
А так же выводы о том, что:
1. Нужно регулярно делать влажную уборку.
2. Проветривать комнату.
3. Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью продукты.
Спасибо за внимание, с удовольствием отвечу на Ваши вопросы
Спасибо за вопрос….
Благодарю за интерес и вопросы. Всего доброго.
botana.cc
Исследовательская работа "Плесень - часть жизни на Земле"
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………...
3
2. Основная часть……………………………………………………….....
4
2.1. Что такое плесень? ………………………………………………
4
2.2. Условия для развития плесени ………………………………….
4
2.3. Чем опасна плесень? …................................................................
4 - 5
2.4. Чем полезна плесень? …………………………………………..
5
2.5. Результаты эксперимента……………………………………….
5 - 7
2.6. Результаты анкетирования ………………………………………
7
3. Заключение …………………………………………………………….
8
4. Список использованных источников литературы …………………...
9
5. Приложение №1 ………………………………………………………..
10 - 13
6. Приложение №2 ………………………………………………………..
14
7. Приложение №3 ………………………………………………………..
15
1. ВВЕДЕНИЕ
Однажды мы уехали в гости к бабушке, а когда вернулись, то обнаружили, что хлеб в полиэтиленовом пакете на кухне покрылся зелёным налётом. Мама сказала, что хлеб заплесневел, покрылся плесенью. Откуда же эта плесень могла взяться, и что она собой представляет? (Приложение рис.1, рис.2)
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Плесень – микроскопический грибок.
ГИПОТЕЗА:
Если я создам благоприятные условия для развития плесени, то она вырастит на продуктах питания.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Исследовать причины появления плесени на продуктах питания.
ЗАДАЧИ:
Узнать, что такое плесень.
Исследовать, откуда берётся плесень.
Попытаться вырастить плесень на продуктах питания.
Поделиться своими новыми знаниями со сверстниками.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
изучение справочной литературы;
изучение интернет - источников;
экспериментирование.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.ЧТО ТАКОЕ ПЛЕСЕНЬ?
Плесень (плесневые грибки) – особое царство живой природы – это микроорганизмы, которые можно увидеть под микроскопом, невооружённым глазом видно лишь единую массу. Плесень состоит из множества длинных, бесцветных нитей, на которых имеются ответвления двух видов. Длинные ответвления имеют на конце маленькие чёрные шарики, содержащие споры. Другие, более короткие, проникают вглубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для других растений: помогают ей закрепиться на одном месте, всасывают питательные вещества, необходимые для её роста. Плесень - это гриб, который не способен производить пищу для себя самостоятельно.
2.2. УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЛЕСЕНИ
Большинство людей чаще всего сталкиваются в жизни с двумя видами плесени: зелёной и белой, которая становится чёрной. Их споры присутствуют в воздухе практически повсюду. Если им удаётся попасть в благоприятные условия и получить доступ к питательным веществам, то они начинают размножаться быстрыми темпами. Благоприятными для развития плесеней являются условия повышенной влажности и температуры от + 200С до + 30 0С градусов. Но развиваются они и на замороженных продуктах, хотя и не очень быстро.
2.3. ЧЕМ ОПАСНА ПЛЕСЕНЬ?
Вредные вещества, выделяемые плесневыми грибами называются микотоксинами. Они могут вызывать острые отравления, снижение работоспособности, понижение иммунитета.
Плесневые грибы вызывают болезни:
диатез у детей, аллергию, бронхиальную астму, мигрень, насморк, отит, ринит, бронхит, сердечно сосудистые нарушения и даже онкологические заболевания.
Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета. Она поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи).
2.4. ЧЕМ ПОЛЕЗНА ПЛЕСЕНЬ?
Некоторые плесневые грибы используют в сыроварении. Плесень, которую используют при приготовлении элитных сортов сыра, специально подготавливают.
В 1929 году английский микробиолог А.Флейминг установил, что один из видов плесневых грибков выделяет антибактериальное вещество. Благодаря ему был создан первый антибиотик – пенициллин.(Приложение 1 рис.3)
2.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Прочитав литературу о плесени, я решила провести ряд экспериментов, и понаблюдать при каких условиях и на какой день появляется плесень.
ЗА РАЗВИТИЕМ ПЛЕСЕНИ НА КУСОЧКЕ БАТОНА У БАТАРЕИ:
В результате эксперимента за кусочком хлеба на окне без полиэтиленового пакета я не обнаружила на нём появления плесени. Хлеб просто засох. (Приложение 1, рис. 4).
ЗА РАЗВИТИЕМ ПЛЕСЕНИ НА КУСОЧКЕ БАТОНА В ПОЛИЭТИЛЕНОВОМ ПАКЕТЕ:
Наблюдая за кусочком батона у батареи, температура около +250С в полиэтиленовом пакете я обнаружила следы плесени через 5 дней, а затем каждый день она всё сильней разрасталась и на батоне появилась плесень чёрного и зелёного цвета. Через 11 дней кусочек высох, а чёрный и зелёный налёт остался на стенках мешочка, возможно, это споры плесени, так как были созданы благоприятные условия для развития плесени: температура около +250С, влажность, замкнутое пространство, поэтому плесень появилась, так как в воздухе были споры и быстро размножились. (Приложение 1, рис.5).
ЗА РАЗВИТИЕМ ПЛЕСЕНИ НА КУСОЧКЕ ХЛЕБА НА ОКНЕ В ПОЛИЭТИЛЕНОВОМ ПАКЕТЕ:
В результате эксперимента за хлебом на окне, в полиэтиленовом пакете, плесень появилась на 4-ый день. Она была белого цвета с прозрачными нитями, а потом почернела. С каждым днём плесень разрасталась. Через 11 дней хлеб засох, а на пакете остался чёрный налёт - это споры. Для появления плесени были созданы благоприятные условия: температура около +200С и влажный воздух со спорами, поэтому плесень появилась и размножалась быстро. (Приложение 1, рис.6).
ЗА РАЗВИТИЕМ ПЛЕСЕНИ НА МАНДАРИНЕ НА СТОЛЕ:
В результате эксперимента за мандарином на столе плесень появилась через 4 дня при комнатной температуре и умеренной влажности. С каждым днём она всё больше разрасталась, так как были созданы благоприятные условия для развития плесени: температура около +200С, влажность, поэтому плесень появилась, так как в воздухе были споры и быстро размножились. (Приложение 1, рис.7).
ЗА РАЗВИТИЕМ ПЛЕСЕНИ В КОМПОТЕ В КАСТРЮЛЕ НА ОКНЕ:
В результате эксперимента за компотом на окне, плесень появилась через 14 дней. Она была белого цвета с прозрачными нитями, а потом почернела. С каждым днём плесень разрасталась, так как были созданы благоприятные условия для развития плесени: температура около +200С, влажность, поэтому плесень появилась, так как в воздухе были споры и быстро размножились. (Приложение 1, рис.8).
ЗА РАЗВИТИЕМ ПЛЕСЕНИ НА СЫРЕ В ХОЛОДИЛЬНИКЕ В ПОЛИЭТИЛЕНОВОМ ПАКЕТЕ:
В результате эксперимента за сыром, лежащем в холодильнике в полиэтиленовом пакете, плесень появилась через 10 дней. Она была белого цвета с прозрачными нитями, потом стала зелёной, а затем почернела. С каждым днём плесень разрасталась, так как были созданы благоприятные условия для развития плесени: температура около - 50С градусов, влажность, поэтому плесень появилась, так как в воздухе были споры и они размножились. (Приложение 1, рис.8).
В результате проведения экспериментов я составила таблицу. (Приложение 2, рис.1).
2.7. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
В ходе моей работы я решила выяснить, что знают мои одноклассники о плесени. Для этого я провела анкетирование по вопросам.
1.Вы знаете, что такое плесень?
Да - 26 человек. Нет - 0 человек.
2.Видел ли ты когда-нибудь плесень?
Да - 23 человека. Нет - 3 человека.
3.Где вы видели плесень?
На продуктах питания - 21 человек. В помещении (стены) - 2 человека.
4. Хотели бы вы узнать что-нибудь о плесени?
Да - 25 человек. Нет - 1 человек.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя гипотеза подтвердилась.
В ходе исследовательской работы я узнала, что плесень - это гриб.
Многие виды плесневых грибов портят продукты питания и вызывают болезни растений, животных и человека.
Но есть плесневые грибы, которые используют в сыроварении, другие плесневые грибы выделяют антибактериальные вещества, из которых изготавливают лекарство – пенициллин. Он помогает нам бороться с болезнетворными бактериями.
Из результатов исследовательской работы я узнала, нельзя нарушать сроки и условия хранения продуктов питания. Есть заплесневелые продукты нельзя, их нужно сразу же выбрасывать.
Я узнала много нового и интересного о плесени из книг, журналов и Интернета, когда выполняла свою исследовательскую работу. Поделилась полученными знаниями с одноклассниками.
Список используемой литературы
1. Б.Боннет, Д.Кин. Увлекательные опыты и развлечения – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 127с.
2. Блинкин С.А., Рудницкая Т.В. Фитонциды вокруг нас. М., 1981.- 185 с.
3. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997 г.
4.Евстигнеев Г.М., Лившиц Ю.А., Сингаевский О.Н. Тайны продуктов питания.- Москва, Изд-во «Пищевая промышленность», 1972.
5. Реуцков Н.И., Корытько А.П., Плешакова Н.И. Лук от семи недуг. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.- 96 с.
6. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология / Глав. редактор В.Володин. – М.: Аванта+, 2004. – 640 с.
Список использованных источников информации
1.Википедия - свободная энциклопедия Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki
2.Книга: под редакцией А.М.Прохорова “Большая советская энциклопедия” (Издательство: ”Советская энциклопедия” 1975 год; 3-е издание; Том 20) Электронный ресурсhttp://piatnica.my1.ru/publ/4-1-0-5
3.Наука и жизнь Электронный ресурсhttp://www.nkj.ru/archive/articles/16507/
Приложение №1
ПЛЕСЕНЬ НА ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ
Рис.1
Рис.2
Рис.3
в начале наблюдения через 3 дня через неделю
Рис. 4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Приложение № 2
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ЗА РАЗВИТИЕМ ПЛЕСЕНИ
№
Продукт эксперимента
Наличие споров
t0С
Влажность
Результат
1
Кусочек батона на батареи
+
+ 350С
-
Плесень не выросла,
кусочек батона засох
2
Кусочек батона в полиэтиленовом пакете у батареи
+
+250С
+
Плесень появилась на
5 день
3
Кусочек хлеба на окне в полиэтиленовом пакете
+
+200С
+
Плесень появилась на
4 день
4
Мандарин на столе
+
+200С
+
Плесень появилась на
4 день
5
Компот в кастрюле на окне
+
+200С
+
Плесень появилась на
14 день
6
Сыр в холодильнике в полиэтиленовом пакете
+
- 50С
+
Плесень появилась на
10 день
Приложение № 3
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
infourok.ru