Контрольная работа по теме "Нормы литературного языка". В каком предложении слово хлеб употреблено в значении пропитание


Контрольная работа по теме "Нормы литературного языка"

Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка»

11 класс

Орфоэпические нормы

I. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А1 1. ОбеспечЕние 2. ПремировАть 3. КухОнный 4. НескАзанно (рад)

А2. 1. УпрочЕние 2. ПломбИровать 3. КрасИвее 4. НефтепрОвод

А3. 1.СтрЕльнуть 2. КладОвая 3. ПолОжив 4. ЦентнЕр

А4. 1. ПродАла 2. ДожИвший 3. АлфАвит 4. ЗАвидно

II. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А1. 1. ЖАлюзи 2. ДосУг 3. ГрУшевый 4. ЗанятОй

А2. 1. ДефИс 2. ДремОта 3. ВзбешЁнный 4. РАкушка

А3. 1. РемЕнь 2. СантимЕтр 3. ИкОнопись 4. ОптОвый

А4. 1. ТОрты 2. ХОлодность 3. СтолЯр 4. СтатУя

Лексические нормы

I. В каком предложении вместо слова невежда нужно употребить невежа?

1. Он полный невежда в политике.

2. Как же можно быть таким невеждой и не прочитать ни одной книги?!

3. Мальчик хорошо учится, но полный невежда.

4. На взгляд настоящего грибника, мы вели себя в лесу как полные невежды, спокойно обходя съедобные сыроежки, лисички, волнушки.

II. В каком предложении вместо слова угодливый нужно употребить угодный?

1. Его воспитали угодливым, льстивым человеком.

2. Угодливая, подобострастная улыбка не сходила с лица чиновника.

3. Выражение глаз Степана вдруг стало угодливым, заискивающим.

4. Заведующий лабораторией принял угодливое начальству решение.

III. Значение какого слова определено неверно?

1. Адресант- лицо, отправляющее письмо.

2. Аукцион- публичная распродажа.

3. Дезинформировать- сообщать искажённые или ложные сведения.

4. Импорт- вывоз товара из страны для продажи.

IV. Какое из перечисленных слов имеет значение «слепая преданность какой-либо идее»?

1 Фанатизм 3. Догматизм

2. Аскетизм 4. Альтруизм

V.В каком предложении слово хлеб употреблено в значении «пропитание»?

1. Хлеб убрали и завезли на элеватор.

2. Не хлебом единым жив человек.

3. Мой брат любит ржаной хлеб.

4. Эта работа- верный хлеб.

VI. В каком предложении слово употреблено в несвойственном ему значении?

1. Эту информацию журналисту удалось раздобыть окольными путями.

2. Прилавки книжных магазинов наводнили бульварные романы.

3. Некоторые европейские и азиатские государства заявили нотацию протеста против войны в Ираке.

4. Власть зиждется на подчинении большинства меньшинству.

Орфографические нормы

I. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?

1. Препод..вать, пол..гается, упр..щать

2. Предст..влять, предназн..чение, дек..рация.

3. Зам..ргавший, ф..нтазия, л..боратория

4. Пригл..шать, уг..сать, выр..сти

II. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

1. Проб..раться, соед..нение, от..гощать

2. Забл..стел, разв..вать (ум), приор..тет

3. Прив..легированный, пост..лать, изв..нился

4. Прост..раться, пал..садник, пренебр..жительно

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. Акк..рдеонист, отр..слевой, нар..щивающий

2. Пог..релец, алг..ритмизированный, н..веллист

3. Р..стениевод, пар..доксальный, предпол..жить

4. я..ственно, путеше..ствие, предчу..ствие

IV. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1) ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

1. 1,2 2. 2,3 3. 1,2,3 4. 3,4

V. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. (Еле) еле, (кое)где, одеться (по) зимнему

2.(Обер) прокурор, (бледно) розовый, (как) будто

3. (По) местному времени, (по) тихоньку, (пол) Москвы

4. (Крепко) накрепко, (дальне) восточный, (по) прежнему беспечный

VI. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1. Учитель (не) дооценил способности ученика.

2. Овраг в лесу был (не) глубокий, но обрывистый.

3. Звучали долго (не) стихающие залпы.

4. (Не) смотря на дождливую погоду , экскурсия всё же состоялась.

VII.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1. Эта безлунная ночь в ТО(ЖЕ) самое время была всё ТАК(ЖЕ) великолепна, как и тогда.

2. (В) СЛЕДСТВИЕ бури небо прояснилось, ЗА(ТО) ветер усилился.

3. ЗА(ТЕМ) Ольга села на ступеньку крыльца и ТАК(ЖЕ), как и мы, заплакала.

4. Мы ТАК(ЖЕ) выяснили, что Иванов и таинственный ночной путник были одно и ТО(ЖЕ) лицо.

VIII. Найдите предложение, в котором есть слово с орфографической ошибкой (подчеркните ошибочно написанное слово).

1. Во всех путеводителях говорится: в Англии ходят по газонам, и я ступил на мокрую траву.

2. Любовь как ртуть: можно удержать её в открытой ладони, но не в сжатой руке.

3. Князь встал, поспешно снял с себя плащ и шляпу и остался в довольно приличном пиджаке.

4. Наконечники стрел и копий, тысячи насекомых, гирбарии, грандиозная коллекция птичьих яиц - вся местная фауна хранилась в этом домашнем музее.

Морфологические нормы

I.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1. Пятиста учебников 3. Длиннее всех

2. Новые директора 4. Пять кухонь

II.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1. Две тысячи десятого года 3. Глубже

2. Пачка макаронов 4. Двое детей

III.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1. По окончанию школы поступил в институт

2. Несколько брелоков

3. Современный модный тюль

4. Последние договоры

Синтаксические нормы

I.Укажите грамматически правильное продолжение предложения Начав войну против Советского Союза,

1. Гитлеру пришлось бросить все силы на Восточный фронт.

2. Гитлер подписал себе смертный приговор.

3. Немцам сначала сопутствовала удача.

4. Германским стратегам не удалось осуществить блицкриг.

II.Укажите предложение с грамматической ошибкой

1. Согласно приказа сотрудник был переведён на другую работу, но был очень этим не доволен.

2. Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

3. Акционеры, собравшиеся в доме культуры, приняли обширную повестку дня.

4. Докладчик отметил, что программа развития общественного транспорта рассчитана на пять лет.

III. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.

2. Писатель тщательно изучил и рассказал об этом историческом факте.

3. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.

4. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.

IV.В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

1. Гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего леса.

2. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.

3. Избавлю вас от возгласов, которые ничего не выражают.

4. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, которые довольно живо напоминали Саратов, Тамбов и прочие малые местности нашего детства.

Пунктуационные нормы

I.В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1. Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.

2. Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей.

3. Он пришёл к нам из очарованной дали и увёл нас в соловьиные сады своей гениальной и грустной поэзии.

4. После «Поединка» слава Куприна приобрела не только всероссийский успех но и мировой характер.

II.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Избы стояли(1) угрюмо нахохлившись(2) и ветер беспощадно трепал (3) обнажённые ветви берёзы.

1. 1,3 2. 2,3 3. 1,2 4. 1,2,3

III.В каком предложении требуется обособление второстепенных членов?

1. Незнакомец стал смотреть куда-то в глубину освещённого солнцем двора.

2. Он работал не покладая рук.

3. Он постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее.

4. Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный.

IV. В каком предложении нужно поставить тире на месте пропуска?

1. Погода была ужасная ( ) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

2. Аналогия ( ) не доказательство.

3. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах ( ) всё это располагает к сказке.

4. Степной ковыль ( ) словно морские волны.

V. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1. С ними каталась их кузина, маленькая шестнадцатилетняя провинциалка-помещица, приехавшая на днях в Питер погостить.

2. Наивная девочка, отродясь не ездившая в ландо и не слыхавшая столичного шума, с любопытством рассматривала обивку в экипаже.

3. Ветер выл волком, визжал, беснуясь, и пытался сорвать дверь с петель.

4. Сколько ещё сил и энергии он, может, направлять на изобретение средств, способных уничтожать, поражать, убивать?!

infourok.ru

Библиотека - Сенина Н.А. - Русский язык. Подготовка к ЕГЭ

2. Лексика

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий — греческий?

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М. Цветаевой?

«Всё перемелется, будет мукдй\» Люди утешены этой наукой. Станет мукою, что было тоской? Нет, лучше мукой\

1) синонимы 2) паронимы 3) омонимы 4) антонимы

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры — очертания?

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

зал полон      3) зал аплодирует стоя

тонкие пальцы         4) крутой берег

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

крутой кипяток         3) крутой подъём

тяжёлая поклажа    4) шёлковая ткань

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

шёлковая рубашка 3) шёлковые волосы

горячий кофе           4) золотые часы      *

В каком примере слово КЛЮЧ употреблено в прямом значении?

ключ к шифру          3) в оптимистическом ключе

гаечный ключ          4) действовать в едином ключе

В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ употреблено в прямом зна­чении?

железная руда        3) железная логика

железная воля        4) железная хватка

В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?

глухое недовольство         3) глухой согласный

глухой к просьбам  4) глухой старик

В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении?

язык распустить      3) вкусный заливной язык

языки пламени        4) злые языки

В каком предложении слово СТОЛ употреблено в значении «пи­тание, пища»?

Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

На кухонном столе стоял красивый сервиз.

Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

Состоялись переговоры за круглым столом.

В каком предложении слово ХЛЕБ употреблено в значении «про­питание»?

Хлеб убрали и завезли на элеватор.

Не хлебом единым жив человек.

Мой брат любит ржаной хлеб.

Эта работа — верный хлеб.

В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

Мы знакомы домами.         3) Родина — наш общий дом.

В одном переулке стояли дома. 4) Летом мы были в доме отдыха.

В каком примере слово ГОЛОВА употреблено в прямом значении?

Он у нас всему делу голова. 3) Он человек с головой.

Голова пехотной колонны. 4) Надел шляпу на голову.

Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении «Труд — до­рога к успеху»?

место, по которому надо пройти или проехать, путь следования

путешествие, пребывание в пути

образ действий, направление деятельности

полоса земли, предназначенная для передвижения

В каком ряду представлены синонимы?

жизненный — житейский

высокомерие — надменность

высокий — низкий

комнату заставили мебелью — меня заставили учиться

Какой пример не содержит фразеологического оборота?

Сегодня у меня всё падает из рук.

На экзамене я взял себя в руки.

Он прибрал к рукам всё производство.

Я трудился не покладая рук.

В каком ряду нет фразеологического оборота?

переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой

с ног до головы       4) жить на широкую ногу

В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

лодырь, лентяй, прогульщик 3) сгущёнка, малюсенький, очи

маленький, малец, шествовать 4) вредный, вредничать, глупец

В каком ряду все слова являются разговорными?

  К оглавлению

libbook.net

Урок на расстоянии. Лексика с точки зрения употребления в речи. - 9 Февраля 2012

Здравствуйте. Не могу сказать: "Садитесь" :-). Я так понимаю,  что вы уже сидите. Рада, что вы зашли на страницу. Сегодня девятое февраля.  Новый материал. Открыли тетради по теории. 

 

 1.Напишите в тетради по теории новую тему :«Лексика в зависимости от употребления в речи».

 

 2. Две стрелочки «общеупотребительная лексика» и «лексика ограниченного употребления». Разграничьте два столбика.

 

 3. Напишите в первом: «Общеупотребительная лексика - это слова, использование которых свободно. Слова, без которого невозможно общение, обозначающие наиболее необходимые для жизни понятия. Например: земля, лес, идти, зима, яркий."

 

 4. Напишите во втором столбике: "Лексика ограниченного употребления – это слова, употребление которых ограничено социальными либо территориальными факторами."

 

 5. Поставьте во втором столбике звездочки:

 v Диалектные слова (диалектизмы)

v Термины v Профессиональные слова (профессионализмы)

 

В этом разделе существует ещё два понятия

 v Жаргонная лексика (жаргонизмы)

 v Лексика арго (арготизмы).

 

 Но это информация дополнительная. Вне программы 5 класса. Это для тех, кому интересно, в тетрадь можете не записывать.

 

 Итак, Диалектная лексика (диалектизмы) (греч. dia´lektos – наречие) – слова, распространение которых ограничено той или иной территорией.

В XIX в. из диалектов в состав общеупотребительной лексики вошли слова зря, пойма, тайга и др., в ХХ в. – путина, стан, затемно и др.

В художественной речи диалектизмы используются для описания быта и нравов людей, живущих в данной местности, создают территориальную картину мира, характеризуют персонажей.

 

 v Фонетические диалектизмы – слова, имеющие фонетические особенности, например: дерёво и дерево´ – дерево, преимущественно лиственное.

 vАкцентологические диалектизмы – слова, имеющие акцентологические особенности, например: мо´рковка – морко´вка

 v Словообразовательные диалекти´змы – слова, имеющие словообразовательные особенности, например: малец – мальчик. v Морфологические диалектизмы – слова, имеющие морфологические особенности, например: несуть – несут (гл. 3 л. мн. ч.)

 vЛексические диалектизмы – слова, имеющие лексические особенности. Лексические диалектизмы делятся на три группы:

v 1) собственно лексические – диалектные слова, которые совпадают с литературными по значению, но различаются звуковым комплексом. Например: ве´кша (сев.) – белка, е´жево (костр.) – еда, пища;

 v 2) лексико-семантические – диалектные слова, которые совпадают с литературными в написании и произношении, но различаются значением. Например: бодрый (южн., ряз.) – нарядный, красиво убранный и бодрый – полный сил, энергии;

 v 3) этнографические – диалектные слова, распространённые только в определённом говоре и являющиеся наименованиями местных предметов быта. Например: шушпа´н (ряз.) – верхняя женская одежда из белой домотканой шерстяной материи.

v Синтаксические диалектизмы – слова, имеющие иную по сравнению с общеупотребительными сочетаемость. Например: жили о реку (сев.) – жили около реки, выйти на пензия (донск.) – выйти на пенсию.

 См. также «Диалектные словари»

 

 Термины – слова или словосочетания, используемые для точного определения специальных научных понятий, их отличительных признаков и качеств.

 

 Для их толкования существуют особые словари «Философский словарь», «Словарь лингвистических терминов», «Логический словарь», «Психологический словарь», «Бизнес-словарь» и т.д.

 

Профессиональная лексика (профессионализмы) – слова и выражения, используемые людьми одной профессии или специальности. Профессионализмы называют специальные понятия, орудия труда и т.п. Например: шапка – общий заголовок для нескольких статей.

 

 Жаргонная лексика (жаргон, жаргонизмы) (фр. le jargon – говор) – слова, которые отражают особенности речи людей, объединённых общей профессией, социальным положением, возрастом, интересами. Цель образования и употребления жаргонных слов – создание «своего» языка общения. Например, в речи студентов: обща´га (общежитие), хвост (несданный зачёт или экзамен), препод (преподаватель), абитура (абитуриент, студент 1 курса до сессии).

 

 Арготическая лексика (арго, арготизмы) (фр. argot – замкнутый, недеятельный) – слова и выражения, распространённые в узкопрофессиональной или асоциальной сфере. Цель употребления арготизмов – кодирование информации, недоступность её для понимания непосвящёнными. Например: греть – обманывать, мошенничать. Это язык людей, часто с криминальными интересами.

 

 

Теперь откройте учебник на странице 49. Упражнение № 698.

 Выписать нужно только те диалектные слова, значение которых можно объяснить приемом подбора однокоренных слов.  Какие это слова? Кто смелый писать ответы в комментариях. Оценку поставлю в журнал, можете не сомневаться. :-)

 

Если выполнено, то приступим к упражнению 699.  Прочитайте внимательно задание.  Жду ваших ответов.

 

Теперь тест на повторение и закрепление изученного:

 

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

 1. Зал полон 2. Тонкие пальцы 3. Зал аплодирует стоя 4. Крутой берег

 

 В каком примере выделенное слово используется в прямом  значении?

1. часы идут  2. дождь прошел  3. человек прошел 4 век прошел

 

В каком предложении слово ХЛЕБ употреблено в значении "пропитание"?

1. Хлеб убрали и завели на элеватор.

2. Не хлебом единым жив человек

3. Мой брат любит ржаной хлеб.

4. Эта работа - верный хлеб.

 

 

В каком предложении вместо слова каменный  надо написать слово каменистый?

1.В жаркие летние дни каменный город изнывал от солнца.

2. Натянутая улыбка так не шла к его каменному лицу.

3.В каменную пыль впечатались следы босых ног.

4.На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

 

И письменное дополнительное задание:

 

1. Замените словосочетания синонимами - заимствованными словами

 

больничный лист -

специальность -

обучение животных -

скорый поезд -

 асфальтированная дорога -

популярная игра на льду -

кольный кабинет -

дачная пристройка -

 

2. Ответьте на вопросы письменно:

чем отличается крепостной от крепостника?

являются ли родственными словами дворовой и дворянин?

 чем различаются синонимы лицо, морда, харя, лик, физиономия, физия, рожа?

ptica-galka.my1.ru

Контрольная работа по теме Нормы литературного языка

Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка»

11 класс

Орфоэпические нормы

I. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А1 1. ОбеспечЕние 2. ПремировАть 3. КухОнный 4. НескАзанно (рад)

А2. 1. УпрочЕние 2. ПломбИровать 3. КрасИвее 4. НефтепрОвод

А3. 1.СтрЕльнуть 2. КладОвая 3. ПолОжив 4. ЦентнЕр

А4. 1. ПродАла 2. ДожИвший 3. АлфАвит 4. ЗАвидно

II. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А1. 1. ЖАлюзи 2. ДосУг 3. ГрУшевый 4. ЗанятОй

А2. 1. ДефИс 2. ДремОта 3. ВзбешЁнный 4. РАкушка

А3. 1. РемЕнь 2. СантимЕтр 3. ИкОнопись 4. ОптОвый

А4. 1. ТОрты 2. ХОлодность 3. СтолЯр 4. СтатУя

Лексические нормы

I. В каком предложении вместо слова невежда нужно употребить невежа?

1. Он полный невежда в политике.

2. Как же можно быть таким невеждой и не прочитать ни одной книги?!

3. Мальчик хорошо учится, но полный невежда.

4. На взгляд настоящего грибника, мы вели себя в лесу как полные невежды, спокойно обходя съедобные сыроежки, лисички, волнушки.

II. В каком предложении вместо слова угодливый нужно употребить угодный?

1. Его воспитали угодливым, льстивым человеком.

2. Угодливая, подобострастная улыбка не сходила с лица чиновника.

3. Выражение глаз Степана вдруг стало угодливым, заискивающим.

4. Заведующий лабораторией принял угодливое начальству решение.

III. Значение какого слова определено неверно?

1. Адресант- лицо, отправляющее письмо.

2. Аукцион- публичная распродажа.

3. Дезинформировать- сообщать искажённые или ложные сведения.

4. Импорт- вывоз товара из страны для продажи.

IV. Какое из перечисленных слов имеет значение «слепая преданность какой-либо идее»?

1 Фанатизм 3. Догматизм

2. Аскетизм 4. Альтруизм

V.В каком предложении слово хлеб употреблено в значении «пропитание»?

1. Хлеб убрали и завезли на элеватор.

2. Не хлебом единым жив человек.

3. Мой брат любит ржаной хлеб.

4. Эта работа- верный хлеб.

VI. В каком предложении слово употреблено в несвойственном ему значении?

1. Эту информацию журналисту удалось раздобыть окольными путями.

2. Прилавки книжных магазинов наводнили бульварные романы.

3. Некоторые европейские и азиатские государства заявили нотацию протеста против войны в Ираке.

4. Власть зиждется на подчинении большинства меньшинству.

Орфографические нормы

I. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?

1. Препод..вать, пол..гается, упр..щать

2. Предст..влять, предназн..чение, дек..рация.

3. Зам..ргавший, ф..нтазия, л..боратория

4. Пригл..шать, уг..сать, выр..сти

II. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

1. Проб..раться, соед..нение, от..гощать

2. Забл..стел, разв..вать (ум), приор..тет

3. Прив..легированный, пост..лать, изв..нился

4. Прост..раться, пал..садник, пренебр..жительно

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. Акк..рдеонист, отр..слевой, нар..щивающий

2. Пог..релец, алг..ритмизированный, н..веллист

3. Р..стениевод, пар..доксальный, предпол..жить

4. я..ственно, путеше..ствие, предчу..ствие

IV. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1) ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

1. 1,2 2. 2,3 3. 1,2,3 4. 3,4

V. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. (Еле) еле, (кое)где, одеться (по) зимнему

2.(Обер) прокурор, (бледно) розовый, (как) будто

3. (По) местному времени, (по) тихоньку, (пол) Москвы

4. (Крепко) накрепко, (дальне) восточный, (по) прежнему беспечный

VI. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1. Учитель (не) дооценил способности ученика.

2. Овраг в лесу был (не) глубокий, но обрывистый.

3. Звучали долго (не) стихающие залпы.

4. (Не) смотря на дождливую погоду , экскурсия всё же состоялась.

VII.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1. Эта безлунная ночь в ТО(ЖЕ) самое время была всё ТАК(ЖЕ) великолепна, как и тогда.

2. (В) СЛЕДСТВИЕ бури небо прояснилось, ЗА(ТО) ветер усилился.

3. ЗА(ТЕМ) Ольга села на ступеньку крыльца и ТАК(ЖЕ), как и мы, заплакала.

4. Мы ТАК(ЖЕ) выяснили, что Иванов и таинственный ночной путник были одно и ТО(ЖЕ) лицо.

VIII. Найдите предложение, в котором есть слово с орфографической ошибкой (подчеркните ошибочно написанное слово).

1. Во всех путеводителях говорится: в Англии ходят по газонам, и я ступил на мокрую траву.

2. Любовь как ртуть: можно удержать её в открытой ладони, но не в сжатой руке.

3. Князь встал, поспешно снял с себя плащ и шляпу и остался в довольно приличном пиджаке.

4. Наконечники стрел и копий, тысячи насекомых, гирбарии, грандиозная коллекция птичьих яиц - вся местная фауна хранилась в этом домашнем музее.

Морфологические нормы

I.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1. Пятиста учебников 3. Длиннее всех

2. Новые директора 4. Пять кухонь

II.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1. Две тысячи десятого года 3. Глубже

2. Пачка макаронов 4. Двое детей

III.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1. По окончанию школы поступил в институт

2. Несколько брелоков

3. Современный модный тюль

4. Последние договоры

Синтаксические нормы

I.Укажите грамматически правильное продолжение предложения Начав войну против Советского Союза,

1. Гитлеру пришлось бросить все силы на Восточный фронт.

2. Гитлер подписал себе смертный приговор.

3. Немцам сначала сопутствовала удача.

4. Германским стратегам не удалось осуществить блицкриг.

II.Укажите предложение с грамматической ошибкой

1. Согласно приказа сотрудник был переведён на другую работу, но был очень этим не доволен.

2. Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

3. Акционеры, собравшиеся в доме культуры, приняли обширную повестку дня.

4. Докладчик отметил, что программа развития общественного транспорта рассчитана на пять лет.

III. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.

2. Писатель тщательно изучил и рассказал об этом историческом факте.

3. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.

4. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.

IV.В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

1. Гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего леса.

2. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.

3. Избавлю вас от возгласов, которые ничего не выражают.

4. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, которые довольно живо напоминали Саратов, Тамбов и прочие малые местности нашего детства.

Пунктуационные нормы

I.В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1. Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.

2. Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей.

3. Он пришёл к нам из очарованной дали и увёл нас в соловьиные сады своей гениальной и грустной поэзии.

4. После «Поединка» слава Куприна приобрела не только всероссийский успех но и мировой характер.

II.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Избы стояли(1) угрюмо нахохлившись(2) и ветер беспощадно трепал (3) обнажённые ветви берёзы.

1. 1,3 2. 2,3 3. 1,2 4. 1,2,3

III.В каком предложении требуется обособление второстепенных членов?

1. Незнакомец стал смотреть куда-то в глубину освещённого солнцем двора.

2. Он работал не покладая рук.

3. Он постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее.

4. Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный.

IV. В каком предложении нужно поставить тире на месте пропуска?

1. Погода была ужасная ( ) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

2. Аналогия ( ) не доказательство.

3. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах ( ) всё это располагает к сказке.

4. Степной ковыль ( ) словно морские волны.

V. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1. С ними каталась их кузина, маленькая шестнадцатилетняя провинциалка-помещица, приехавшая на днях в Питер погостить.

2. Наивная девочка, отродясь не ездившая в ландо и не слыхавшая столичного шума, с любопытством рассматривала обивку в экипаже.

3. Ветер выл волком, визжал, беснуясь, и пытался сорвать дверь с петель.

4. Сколько ещё сил и энергии он, может, направлять на изобретение средств, способных уничтожать, поражать, убивать?!

botana.cc

К уроку №1. Обучающий тест №1 Лексика какое лингвистическое понятие

ч. 1 ч. 2 ч. 3

К уроку №1.

Обучающий тест № 1

Лексика

А1. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова грецкий — греческий?

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

А2. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М. Цветаевой?

«Все перемелется, будет мукОй!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мУкой!

1) омофоны 2) омоформы 3) омографы 4) антонимы

А3. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова контуры - очертания?

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

А4. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) зал полон 3) тонкие пальцы

2) зал аплодирует стоя 4) крутой берег А5. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) крутой кипяток 3) тяжелая поклажа

2) крутой подъем 4) шелковая ткань А6. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) горячий кофе 3) шелковые волосы

2) шелковая рубашка 4) золотые часы А7. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?

I) часы идут 2) дождь прошел 3) человек прошел 4) век прошел А8. В каком примере слово КЛЮЧ употреблено в прямом значении?

1) ключ к шифру 3) в оптимистическом ключе

2) гаечный ключ 4) действовать в едином ключе А9. В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ употреблено в прямом значении?

1) железная руда 3) железная логика

2) железная воля 4) железная хватка А10. В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?

1) глухое недовольство 3) глухой согласный

2) глухой к просьбам 4) глухой старик А11. В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении?

1) язык распустить 3) вкусный заливной язык

2) языки пламени 4) попробовать на язык А12. В каком предложении слово СТОЛ употреблено в значении «питание, пища»?

1) Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

2) На кухонном столе стоял красивый сервиз.

3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

4) Состоялись переговоры за круглым столом. А13. В каком предложении слово ХЛЕБ употреблено в значении «про­питание»?

1) Хлеб убрали и завезли на элеватор.

2) Не хлебом единым жив человек.

3) Мой брат любит ржаной хлеб.

4) Эта работа — верный хлеб. А14. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

1) Мы знакомы домами. 3) Родина — наш общий дом.

2) В одном переулке стояли дома. 4) Летом мы были в доме отдыха. А15. В каком примере слово ГОЛОВА употреблено в прямом значении?

1) Он у нас всему делу голова. 3) Он человек с головой.

2) Голова пехотной колонны. 4) Надел шляпу на голову. А16. Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении «Труд — дорога к успеху»?

1) место, по которому надо пройти или проехать

2) путешествие, пребывание в пути

3) образец действий, направление деятельности

4) полоса земли, предназначенная для передвижения А17. В каком ряду представлены синонимы?

1) жизненный — житейский

2) высокомерие — надменность

3) высокий — низкий

4) комнату заставили мебелью — меня заставили учиться А18. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

1) У него в Министерстве своя рука.

2) Взять себя в руки.

3) К рукам прибрать.

4) Трудиться не покладая рук. А19. В каком ряду нет фразеологического оборота?

1) переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой

2) с ног до головы 4) жить на широкую ногу А20. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

1) лодырь, лентяй, прогульщик 3) сгущенка, малюсенький, очи

2) маленький, малец, шествовать 4) вредный, вредничать, глупец А21. В каком ряду все слова являются разговорными?

1) кассирша, раззява, картофель

2) дикторша, охламон, весельчак

3) жадина, картошка, притон

4) электричка, старьевщик, неразбериха А22. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного упот­ребления?

1) гутарить, компьютер 3) интернет, притаранить (принести)

2) поэт, лицедей 4) курень, предки (родители)

А23. Какое из перечисленных слов имеет значение «необходимый, по­стоянный признак, принадлежность»?

1) атрибут 2) атавизм 3) аспект 4) ассоциация

А24. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле»?

1) националист 2) пацифист 3) шовинист 4) милитарист

А25. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами»?

1) эгоист 2) меценат 3) альтруист 4) филантроп

А26. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, помогаю­щий нуждающимся, занимающийся благотворительностью»?

1) меценат 2) альтруист 3) филантроп 4) пацифист

А27. Какое из перечисленных слов имеет значение «объявление о том, что все билеты на спектакль (или концерт) проданы»?

1) аншлаг 2) бенефис 3) премьера 4) фурор

А28. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая материальную и духовную культуру народов»?

1) мифология 2) этнография 3) библиография 4) экология

А29. Какое из перечисленных слов имеет значение «богатый покрови­тель науки и искусства»?

1) бизнесмен 2) олигарх 3) меценат 4) продюсер

А30. Значение какого слова указано неверно?

1) корректный - правильный, точный

2) брифинг — пресс-конференция по вопросам политики

3) каллиграфия — умение писать грамотно

4) консолидация — укрепление, сплачивание чего-нибудь А31. Значение какого слова указано неверно?

1) коррумпированный — незаконно обогащающийся чиновник или политик

2) аншлаг — концерт или спектакль в честь кого-либо

3) скрупулезный — точный до мелочей, чрезвычайно тщательный

4) меценат — богатый покровитель наук и искусств А32. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, без­различный»?

1) беспристрастный 2) апатичный

3) аполитичный 4) безнравственный А33. Значение какого слова определено неправильно?

1) дипломант — студент, готовящий дипломную работу

2) аттестация — осуществляемое специалистами определение уров­ня знаний и умений работника или учащегося

3) антиквар - любитель, знаток и собиратель древностей, старин­ных предметов

4) аргумент — логический довод, суждение, приводимое для дока­зательства чего-либо А34. Значение какого слова определено неправильно?

1) дубликат — второй экземпляр документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником

2) адресант — лицо, получающее почтовое или телеграфное отправ­ление

3) дубляж — замена речевой части звукового фильма новой записью

4) остатки — то, что осталось от прежде существовавшего

Обучающий тест № 2

Лексика А1. В каком примере вместо слова реальный нужно употреблять слово реалистический?

1) реальное направление в живописи

2) реальная действительность

3) проводить реальную политику

4) добиться реальных успехов А2. В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный?

1) Собирательные существительные обозначают совокупность еди­ничных однородных предметов.

2) Единичное доброе дело останется всегда, потому что оно есть потребность личности.

3) Главная, единичная его страсть была любовь к науке.

4) Это было далеко не единичные случаи, почти ежегодно они по­вторялись. А3. В каком предложении вместо слова жесткость нужно употребить слово жестокость?

1) Он поражал жесткостью черных волос, местами до времени посе­девших.

2) Я вспомнил выражение его лица, когда на него находили минуты жесткости.

3) Неприятная жесткость появилась в лице и голосе его.

4) Жесткость сроков всех насторожила. А4. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый?

1) В жаркие летние дни каменный город изнывал от солнца.

2) Натянутая улыбка так не шла к его каменному лицу.

3) В каменную пыль впечатались следы босых ног.

4) На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбе­гает вниз. А5. В каком предложении вместо слова костный нужно употребить слово костяной?

1) Костный панцирь черепахи очень прочен.

2) Живая костная ткань человеческого организма пропитана нежи­вым веществом — минеральными солями.

3) Мы увидели красивый костный нож.

4) В ежедневный рацион животных должна входить костная мука. А6. В каком предложении вместо слова цветной нужно употребить слово цветовой?

1) У детей были в руках цветные флажки.

2) Эти цветные и световые особенности драгоценных камней и вы­зывают у нас чувство таинственности.

3) Цветные лампочки тускло поблескивали в полумраке.

4) В книге было множество фотографий и цветных рисунков. А7. В каком предложении вместо слова царственный нужно употре­бить слово царский?

1) Это был почти царственный подарок.

2) Царственное течение Волги в этих местах впечатляет.

3) Она прошла мимо своей царственной походкой.

4) На картине хорошо передана царственная стать сосен.

А8. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жи­лищного строительства.

2) За китайским кварталом следует новая жилищная часть европей­ского города.

3) Мэру пришлось заняться жилищными проблемами.

4) Наше жилищное законодательство требует внесения поправок. А9. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?

1) Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.

2) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ле­нинградцам.

3) Он произнес эти слова ледовым голосом.

4) Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес. А10. В каком предложении вместо слова представить нужно употре­бить слово предоставить?

1) Начинающий писатель представил свой роман на суд читателей.

2) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

3) И она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождем.

4) Русский язык — это громаднейшая сокровищница, которая пред­ставляет нам безграничные возможности. А11. В каком предложении вместо явный нужно употребить слово явственный?

1) Я увидел явные очертания гор.

2) Это была явная ложь.

3) Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

4) Ребенок этот был явным вундеркиндом. А12. В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить слово эффективный?

1) Конечно, валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.

2) Белая пена моря создавала чрезвычайно эффектную картину.

3) Поза ее был весьма эффектна.

4) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства. А13. В каком предложении вместо слова база нужно употребить слово базис?

1) Развитие фундаментальных наук обеспечивает базу для дальней­шего поиска перспективных направлений.

2) Теоретическая база исследования нуждается в доработке.

3) При смене одной базы другой меняются не только обществен­ные взгляды, но и соответствующие им учреждения.

4) Во второй половине прошлого столетия начала бурно развивать­ся атомная база нашей промышленности. А14. В каком предложении вместо слова экономичный нужно употре­бить слово экономный?

1) Была создана новая экономичная машина.

2) Несколькими экономичными штрихами автор рисует яркую кар­тину действительности.

3) Новые стройматериалы весьма экономичны в строительстве.

4) Этот метод очень экономичен в сельском хозяйстве.

А15. В каком предложении вместо слова черепаший нужно употребить слово черепаховый?

1) На первое подали черепаший суп.

2) Он приближался к цели черепашьим шагом.

3) Черепашьи детеныши давно уже вывелись.

4) Черепаший панцирь обладает особой прочностью. А16. В каком предложении вместо слова человеческий нужно употре­бить слово человечный?

1) Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.

2) Защита человеческого достоинства — одна из самых характерных черт этого публициста.

3) В своих произведениях он часто изображал человеческие страда­ния.

4) Экзаменатор нам попался очень человеческий. А17. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?

1) Учреждение выплачивает расходы по командировке.

2) Заработную плату выплатили с опозданием.

3) В конце года сотрудникам выплатили премию.

4) Писателю в издательстве выплатили гонорар. А18. В каком предложении вместо слова голосистый нужно употребить слово голосовой?

1) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

2) Певец обладал замечательными голосистыми данными.

3) Владимир Маяковский был одним из голосистых поэтов своего времени.

4) Голосистая буря пронеслась над ущельем.

ч. 1 ч. 2 ч. 3

stranniy.ru

Обучающий тест № 1 Лексика А1

К уроку №1.

Обучающий тест № 1

Лексика

А1. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова грецкий — греческий?

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

А2. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М. Цветаевой?

«Все перемелется, будет мукОй!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мУкой!

1) омофоны 2) омоформы 3) омографы 4) антонимы

А3. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова контуры - очертания?

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

А4. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) зал полон 3) тонкие пальцы

2) зал аплодирует стоя 4) крутой берег

А5. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) крутой кипяток 3) тяжелая поклажа

2) крутой подъем 4) шелковая ткань

А6. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) горячий кофе 3) шелковые волосы

2) шелковая рубашка 4) золотые часы

А7. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?

I) часы идут 2) дождь прошел 3) человек прошел 4) век прошел

А8. В каком примере слово КЛЮЧ употреблено в прямом значении?

1) ключ к шифру 3) в оптимистическом ключе

2) гаечный ключ 4) действовать в едином ключе

А9. В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ употреблено в прямом значении?

1) железная руда 3) железная логика

2) железная воля 4) железная хватка

А10. В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?

1) глухое недовольство 3) глухой согласный

2) глухой к просьбам 4) глухой старик

А11. В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении?

1) язык распустить 3) вкусный заливной язык

2) языки пламени 4) попробовать на язык

^

1) Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

2) На кухонном столе стоял красивый сервиз.

3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

4) Состоялись переговоры за круглым столом.

^

1) Хлеб убрали и завезли на элеватор.

2) Не хлебом единым жив человек.

3) Мой брат любит ржаной хлеб.

4) Эта работа — верный хлеб.

^

1) Мы знакомы домами. 3) Родина — наш общий дом.

2) В одном переулке стояли дома. 4) Летом мы были в доме отдыха.

А15. В каком примере слово ГОЛОВА употреблено в прямом значении?

1) Он у нас всему делу голова. 3) Он человек с головой.

2) Голова пехотной колонны. 4) Надел шляпу на голову.

^

1) место, по которому надо пройти или проехать

2) путешествие, пребывание в пути

3) образец действий, направление деятельности

4) полоса земли, предназначенная для передвижения

^

1) жизненный — житейский

2) высокомерие — надменность

3) высокий — низкий

4) комнату заставили мебелью — меня заставили учиться

А18. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

1) У него в Министерстве своя рука.

2) Взять себя в руки.

3) К рукам прибрать.

4) Трудиться не покладая рук.

А19. В каком ряду нет фразеологического оборота?

1) переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой

2) с ног до головы 4) жить на широкую ногу

А20. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

1) лодырь, лентяй, прогульщик 3) сгущенка, малюсенький, очи

2) маленький, малец, шествовать 4) вредный, вредничать, глупец

^

1) кассирша, раззява, картофель

2) дикторша, охламон, весельчак

3) жадина, картошка, притон

4) электричка, старьевщик, неразбериха

А22. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного упот­ребления?

1) гутарить, компьютер 3) интернет, притаранить (принести)

2) поэт, лицедей 4) курень, предки (родители)

А23. Какое из перечисленных слов имеет значение «необходимый, по­стоянный признак, принадлежность»?

1) атрибут 2) атавизм 3) аспект 4) ассоциация

А24. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле»?

1) националист 2) пацифист 3) шовинист 4) милитарист

А25. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами»?

1) эгоист 2) меценат 3) альтруист 4) филантроп

А26. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, помогаю­щий нуждающимся, занимающийся благотворительностью»?

1) меценат 2) альтруист 3) филантроп 4) пацифист

А27. Какое из перечисленных слов имеет значение «объявление о том, что все билеты на спектакль (или концерт) проданы»?

1) аншлаг 2) бенефис 3) премьера 4) фурор

А28. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая материальную и духовную культуру народов»?

1) мифология 2) этнография 3) библиография 4) экология

А29. Какое из перечисленных слов имеет значение «богатый покрови­тель науки и искусства»?

1) бизнесмен 2) олигарх 3) меценат 4) продюсер

^

1) корректный - правильный, точный

2) брифинг — пресс-конференция по вопросам политики

3) каллиграфия — умение писать грамотно

4) консолидация — укрепление, сплачивание чего-нибудь

^

1) коррумпированный — незаконно обогащающийся чиновник или политик

2) аншлаг — концерт или спектакль в честь кого-либо

3) скрупулезный — точный до мелочей, чрезвычайно тщательный

4) меценат — богатый покровитель наук и искусств

^

1) беспристрастный 2) апатичный

3) аполитичный 4) безнравственный

^

1) дипломант — студент, готовящий дипломную работу

2) аттестация — осуществляемое специалистами определение уров­ня знаний и умений работника или учащегося

3) антиквар - любитель, знаток и собиратель древностей, старин­ных предметов

4) аргумент — логический довод, суждение, приводимое для дока­зательства чего-либо

^

1) дубликат — второй экземпляр документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником

2) адресант — лицо, получающее почтовое или телеграфное отправ­ление

3) дубляж — замена речевой части звукового фильма новой записью

4) остатки — то, что осталось от прежде существовавшего

Обучающий тест № 2

Лексика

^

1) реальное направление в живописи

2) реальная действительность

3) проводить реальную политику

4) добиться реальных успехов

^

1) Собирательные существительные обозначают совокупность еди­ничных однородных предметов.

2) Единичное доброе дело останется всегда, потому что оно есть потребность личности.

3) Главная, единичная его страсть была любовь к науке.

4) Это было далеко не единичные случаи, почти ежегодно они по­вторялись.

^

1) Он поражал жесткостью черных волос, местами до времени посе­девших.

2) Я вспомнил выражение его лица, когда на него находили минуты жесткости.

3) Неприятная жесткость появилась в лице и голосе его.

4) Жесткость сроков всех насторожила.

^

1) В жаркие летние дни каменный город изнывал от солнца.

2) Натянутая улыбка так не шла к его каменному лицу.

3) В каменную пыль впечатались следы босых ног.

4) На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбе­гает вниз.

^

1) Костный панцирь черепахи очень прочен.

2) Живая костная ткань человеческого организма пропитана нежи­вым веществом — минеральными солями.

3) Мы увидели красивый костный нож.

4) В ежедневный рацион животных должна входить костная мука.

^

1) У детей были в руках цветные флажки.

2) Эти цветные и световые особенности драгоценных камней и вы­зывают у нас чувство таинственности.

3) Цветные лампочки тускло поблескивали в полумраке.

4) В книге было множество фотографий и цветных рисунков.

^

1) Это был почти царственный подарок.

2) Царственное течение Волги в этих местах впечатляет.

3) Она прошла мимо своей царственной походкой.

4) На картине хорошо передана царственная стать сосен.

^

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жи­лищного строительства.

2) За китайским кварталом следует новая жилищная часть европей­ского города.

3) Мэру пришлось заняться жилищными проблемами.

4) Наше жилищное законодательство требует внесения поправок.

^

1) Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.

2) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ле­нинградцам.

3) Он произнес эти слова ледовым голосом.

4) Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес.

^

1) Начинающий писатель представил свой роман на суд читателей.

2) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

3) И она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождем.

4) Русский язык — это громаднейшая сокровищница, которая пред­ставляет нам безграничные возможности.

^

1) Я увидел явные очертания гор.

2) Это была явная ложь.

3) Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

4) Ребенок этот был явным вундеркиндом.

^

1) Конечно, валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.

2) Белая пена моря создавала чрезвычайно эффектную картину.

3) Поза ее был весьма эффектна.

4) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.

^

1) Развитие фундаментальных наук обеспечивает базу для дальней­шего поиска перспективных направлений.

2) Теоретическая база исследования нуждается в доработке.

3) При смене одной базы другой меняются не только обществен­ные взгляды, но и соответствующие им учреждения.

4) Во второй половине прошлого столетия начала бурно развивать­ся атомная база нашей промышленности.

^

1) Была создана новая экономичная машина.

2) Несколькими экономичными штрихами автор рисует яркую кар­тину действительности.

3) Новые стройматериалы весьма экономичны в строительстве.

4) Этот метод очень экономичен в сельском хозяйстве.

^

1) На первое подали черепаший суп.

2) Он приближался к цели черепашьим шагом.

3) Черепашьи детеныши давно уже вывелись.

4) Черепаший панцирь обладает особой прочностью.

^

1) Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.

2) Защита человеческого достоинства — одна из самых характерных черт этого публициста.

3) В своих произведениях он часто изображал человеческие страда­ния.

4) Экзаменатор нам попался очень человеческий.

^

1) Учреждение выплачивает расходы по командировке.

2) Заработную плату выплатили с опозданием.

3) В конце года сотрудникам выплатили премию.

4) Писателю в издательстве выплатили гонорар.

^

1) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

2) Певец обладал замечательными голосистыми данными.

3) Владимир Маяковский был одним из голосистых поэтов своего времени.

4) Голосистая буря пронеслась над ущельем.

bigpo.ru

Лексика» Каким понятием можно охарактеризовать слова грецкий – греческий

Рабочий тест по теме «Лексика»
  1. Каким понятием можно охарактеризовать слова грецкий – греческий?
а). омонимы б). паронимы в). синонимы г). антонимы
  1. Каким понятием можно охарактеризовать слова контуры–очертания?
а). омонимы б). паронимы в). синонимы г). антонимы
  1. Какое понятие иллюстрируют выделенные слова в стихотворении?
«Всё перемелется, будет мукой!» - люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской? Нет, лучше мукой!

  1. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
а). крутой кипяток б). крутой подъём

в). тяжёлая поклажа г). шёлковая ткань

  1. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
а). горячий кофе б). шёлковая рубашка

в). золотые часы г). шёлковые волосы

  1. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?
а). железная руда б). железная логика

в). железная воля г). железная хватка

  1. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?
а). глухое недовольство б). глухой к просьбам

в). глухой согласный г). глухой старик

  1. В каком предложении слово ХЛЕБ употреблено в значении «пропитание»?
а). Хлеб убрали и завезли на элеватор.

б). Не хлебом единым жив человек.

в). Мой брат любит ржаной хлеб.

г). Эта работа – верный хлеб.

  1. В каком предложении слово ГОЛОВА употреблено в прямом значении?
А). Он у нас всему делу голова. Б). Голова пехотной колонны.

В). Он человек с головой. Г). Надел шляпу на голову.

  1. В каком ряду представлены синонимы?
А). жизненный – житейский Б). высокомерие – надменность

В). высокий – низкий Г). комнату заставили мебелью – меня заставили учиться

  1. В каком примере нет фразеологизма?
А). переступать с ноги на ногу. Б). с ног до головы

В). ни в зуб ногой Г). жить на широкую ногу

  1. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными
А). лодырь, лентяй, прогульщик Б). маленький, малец, шествовать

В).сгущёнка, малюсенький, очи Г). вредный, вредничать, глупец

  1. В каком ряду все слова являются разговорными?
а). кассирша, раззява, картофель

б). дикторша, охламон, весельчак

в). жадина, картошка, притон

г). электричка, старьёвщик, неразбериха

  1. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?
А). гутарить, компьютер Б). поэт, лицедей

В). интернет, притаранить Г). курень, предки (родители)

  1. Какое из слов имеет значение «человек, осуждающий всякие войны»?
а). эгоист б). пацифист в). шовинист г). милитарист
  1. Какое из слов имеет значение «объявление о том, что все билеты на спектакль проданы»?
а). аншлаг б). бенефис в). премьера г). фурор
  1. Какое из слов имеет значение «богатый покровитель искусства и науки»?
а). бизнесмен б). олигарх в). меценат г). продюсер
  1. Значение какого слова указано неверно?
а). коррумпированный – незаконно обогащающийся чиновник

б). аншлаг – концерт или спектакль в честь кого-либо

в). скрупулёзный – точный до мелочей, очень тщательный

г). меценат – богатый покровитель науки и искусства
  1. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?
а). Учреждение выплачивает расходы по командировке.

б). Заработную плату выплатили с опозданием.

в). В конце года сотрудникам выплатили премию.

г). Писателю в издательстве выплатили гонорар.

  1. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый?
а). В жаркие летние дни каменный город изнывал от солнца.

б). Натянутая улыбка так не шла к его каменному лицу.

в). В каменную пыль впечатались следы босых ног.

г). На каменных склонах тающая снеговая вода сбегает вниз.

  1. В каком предложении вместо слова костный нужно употребить слово костяной?
а). Костный панцирь черепахи очень прочен.

б). Живая костная ткань человеческого организма.

в). Мы увидели красивый костный нож.

г). В ежедневный рацион животных должна входить костная мука.

www.reforef.ru


Смотрите также