Практическая работа №1 «проблема выбора». В экономике производятся два блага хлеб и зрелища


Экономика_Уч_пособие

Рис. 1.7. Важнейшие группы благ

Как уже отмечалось, значительная часть настоящего курса экономики посвящена проблеме производства, распределения и использования ограниченных благ. В приведѐнной классификации ограниченные блага - это экономические блага. В рыночной экономике произведѐнные ограниченные блага распределяются путѐм обмена одних благ на другие. В процессе обмена экономических благ возникает понятие товара.

Товар - это экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведѐнное для обмена.

В условиях рыночной экономики понятия ―товар‖ и ―благо‖ близки друг другу. Вместе с тем, из вышеизложенного видно, что любой товар - это всегда какое-тоблаго, но не любое благо является товаром. Оно не является товаром, если это свободное благо и если это экономическое благо, но оно произведено не для обмена.

Рассматривая важнейшие сферы экономики, мы подчѐркивали определяющую роль сферы производства. Вместе с тем производство может продолжаться только в том случае, если произведѐнные продукты прошли через сферы обмена, распределения и потребления. Конечной целью производства и всей экономической деятельности является потребление. Производство и потребление связаны между собой стадиями обмена и распределения. Произведѐнные продукты и услуги поступают в сферу обмена.

Обмен - это сфера (стадия) движения произведѐнных продуктов и услуг, где происходит взаимный обмен деятельностью между людьми в форме обмена результатами труда на возмездной основе.

В процессе обмена произведѐнные потребительские товары доходят до потребителей, а товары производственного назначения - до производителей. Обмен товарами возникает в результате разделения труда и специализации производителей. Это был длительный исторический процесс.

Каждый производитель производит на продажу ограниченный ассортимент продукции, но в жизни ему и его семье требуется множество разнообразных продуктов и услуг. Удовлетворение его потребностей зависит от других производителей. Например, производителю тканей нужны хлопок и ткацкие станки для производства тканей, продукты питания, жильѐ, книги, школы и больницы для себя и своей семьи. Всѐ это он сможет получить лишь обменяв произведѐнную им ткань на необходимые продукты.

Важно подчеркнуть, что обмен должен быть возмездным и эквивалентным. Принцип возмездности и эквивалентности означает, что количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой. Другими словами в обмен на ткань производитель должен получить такое количество других продуктов, которое компенсирует ему затраты

21

труда и средств производства, осуществлѐнные им при производстве тканей. С обменом продуктов и услуг тесно связано их распределение.

Распределение - это особая стадия в движении произведѐнных благ, оно предполагает определение доли благ, поступающих в потребление участникам экономической деятельности.

Распределение играет важную роль в экономике. Во-первых,оно поддерживает непрерывность производства в обществе,во-вторых,распределение может повышать или снижать эффективность экономической деятельности людей, эффективность производства. Если распределение возмещает затраты участников экономической деятельности, если оно справедливо и позволяет им достойно жить, то тем самым оно стимулирует стремление производителей работать лучше, производить больше и с наименьшими затратами, то есть стимулирует рост производительности труда в экономике. И, наоборот, если оно не возмещает затраты и несправедливо, то производительность труда может падать.

В самом общем виде в истории человеческого общества можно выделить несколько типов распределения. В частности в истории экономики известно уравнительное распределение, которое существовало в первобытном обществе. Оно осуществлялось независимо от трудового вклада, с учѐтом пола и возраста.Традиционное, иерархическое распределение в зависимости от положения человека в общественной иерархии было характерно для рабовладельческого и феодального общества. Доля произведѐнного в обществе продукта, получаемая рабами и крепостными крестьянами с одной стороны, и доля, получаемая рабовладельцами и феодалами с другой стороны, резко различалась, она зависела от социального положения тех или иных групп населения. В условиях товарного обмена и капиталистической системы развиваются

распределение по труду и распределение по капиталу. Все эти формы распределения в разной степени были справедливыми или несправедливыми, по-разному стимулировали научно-технический прогресс и рост производительности труда. Но практически на протяжении всей истории человечества люди мечтали о справедливом распределении, больше того, они мечтали о распределении по потребностям. Такого рода распределение, если оно в принципе возможно, вероятно, требует очень высокого уровня развития науки и техники, общественной производительности труда.

Во всех перечисленных формах распределения можно отметить одну важную особенность. Она состоит в том, что характер распределения зависит от собственности на средства производства и рабочую силу, или от собственности на факторы производства. Например, рабовладелец как собственник рабочей силы и земли получает значительно большую долю произведѐнного продукта, чем сам производитель; собственник плодородной земли, как правило, получает доход, называемый земельной рентой, даже не работая; в рыночной экономике владелец капитала получает прибыль на капитал, а владелец рабочей силы, наѐмный работник, получает заработную

22

плату. Учитывая решающую роль собственности в распределении произведѐнного продукта и в экономике в целом, необходимо более подробно рассмотреть это понятие.

В понятии собственности различают две стороны: вещественную и общественную, то есть социальную сторону. С вещественной стороны собственность - это те предметы потребления и средства производства, которыми владеют люди. Вместе с тем, понятие собственности, возникает только тогда, когда люди вступают в отношения по поводу присвоения вещей. Приведѐм упрощѐнную иллюстрацию этой идеи. Робинзон Крузо, персонаж знаменитого романа Д. Дефо, попав на остров после кораблекрушения, просто пользуется тем, что там находит. При этом нет смысла определять своѐ отношение к используемым им предметам как ―моѐ‖, ―наше‖, ―ваше‖. Но при появлении Пятницы возникают специфические отношения между Робинзоном Крузо и Пятницей по поводу присвоения продуктов, земли и т.д. Возникает магическое слово ―моѐ‖.

Таким образом, более глубокое определение собственности предполагает введение в это понятие социально-экономическихотношений между людьми.

Собственность - это отношение между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.

В любой экономической системе отношения собственности определяют особенности экономических отношений, как в процессе производства, так и в процессе обмена и распределения произведѐнных благ.

Завершающей сферой и стадией экономической деятельности является потребление.

Потребление - это использование благ для удовлетворения человеческих потребностей.

В первом разделе настоящей темы была дана характеристика человеческих потребностей (рис. 1.2.), где, в частности, выделялись производственные и непроизводственные потребности. Точно так же можно выделить производственное и непроизводственное потребление. Если производственное потребление входит в процесс производства и предполагает потребление средств производства, то непроизводственное потребление происходит за пределами процесса производства. Последнее предполагает потребление благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека и его семьи.

3. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ

При определении предмета экономической теории мы выделили еѐ центральную проблему - проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей людей, то есть проблему экономической эффективности. Эффективный означает результативный, приносящий

23

наибольшую пользу обществу, наибольшее удовлетворение потребностей. Это самый общий подход к понятию эффективности. Более конкретно определение экономической эффективности предполагает сравнение затрат ресурсов и результатов экономической деятельности.

Экономическая эффективность - соотношение между затратами ресурсов, с одной стороны, и полученными результатами, то есть объѐмом произведѐнных благ, с другой стороны.

Большее количество продуктов, полученное в результате одинаковых затрат ресурсов означает большую экономическую эффективность.

Экономическое мышление - это мышление, направленное на определение экономической эффективности, выявление способов еѐ повышения. Экономическое мышление оперирует прежде всего такими понятиями как ―затраты-результаты‖,―затраты-выпуск‖,―издержки-доход‖,―издержки-прибыль‖.

В масштабах общества экономическая эффективность предполагает полную занятость имеющихся ресурсов и полный объѐм производства. Полная занятость ресурсов означает использование всех пригодных и доступных ресурсов. Полный объѐм производства - это наибольший объѐм произведѐнных благ при полном использовании ресурсов общества.

Проблему экономической эффективности можно проиллюстрировать с помощью модели простейшей экономики, которую мы назовѐм кривой производственных возможностей (рис. 1.7).

Рассмотрим пример простейшей экономики, которая основана на двух важнейших человеческих потребностях, потребности в удовлетворении голода и потребности в отдыхе. (Как говорили древние, люди хотят ―хлеба и зрелищ‖.) Это экономика, где имеются два вида ресурсов, например, тракторы и рабочая сила. Существует полная занятость ресурсов и производится полный объѐм продукции. Качество ресурсов не меняется.

Производятся два вида благ - продукты питания, например зерно, и развлечения, - уставшие земледельцы иногда катаются на тракторах к озеру, где можно отдохнуть и искупаться. Одни и те же ресурсы можно использовать как в производстве зерна, так и в производстве развлечений. Условно можно сказать, что в этой экономике есть две отрасли - сельское хозяйство и туризм.

При имеющихся ресурсах и их полном использовании можно произвести лишь определѐнный объѐм продуктов и услуг, причѐм в определѐнной пропорции. Если мы захотим больше отдыхать, тогда мы будем вынуждены отвлекать ресурсы, то есть трактора и людей, из производства зерна, и количество произведѐнного зерна при этом уменьшится. Таким образом, всегда возникает проблема выбора, выбора соотношения между количеством зерна и количеством развлечений. Этого требуют ограниченные ресурсы. Нельзя увеличить производство зерна, не уменьшая количество развлечений. Для каждого уровня производства зерна существует вполне определѐнный объѐм производства развлечений.

24

Эта простейшая экономика изображена на Рис. 1.8. в виде кривой производственных возможностей. (Данные об объѐмах производства зерна и развлечений приводятся также в Таблице 1.1.) На графике по вертикали отмечены объѐмы производства продовольствия (производится зерно, в тоннах), а по горизонтали отмечены развлечения (количества поездок к озеру). Точки А, В, С, D, E - это разные объѐмы производства двух благ при полном использовании ресурсов. Эти точки образуют кривую производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей - это график, который показывает максимально возможные объѐмы производства двух благ при данных ресурсах и их полном использовании.

Рис. 1.8. Кривая производственных возможностей

Точка А на кривой производственных возможностей показывает, что все ресурсы общества направлены на производство зерна, и его произведено 300 тонн. Точка Е означает, что в обществе производятся только развлечения (40 поездок к озеру). Это крайние варианты производства. На практике общество выбирает промежуточные варианты, когда производятся и продукты питания, и развлечения. Все возможные объѐмы производства на кривой производственных возможностей, в принципе, являются результатом эффективного использования ресурсов.

Линия производственных возможностей на рисунке разделяет две области. Область, лежащая под кривой, это варианты неэффективного использования ресурсов и неэффективного производства. В частности, в

25

точке W мы имеем объѐмы производства зерна и развлечений меньше возможных объѐмов при данных ресурсах. (W - от английского слова Waste, означающего ―потери‖.) Значит, часть ресурсов недоиспользуется. Возможно, что в силу каких-топричин существует безработица, и еѐ результатом является недопроизводство продукции.

Перемещение экономики в точку D кривой производственных возможностей привело бы к увеличению производства развлечений без привлечения дополнительных ресурсов и без сокращения производства зерна. В точке D достигается эффективное использование ресурсов. Общий критерий эффективности их использования достаточно простой.

Общий критерий эффективности использования ресурсов: ресурсы используются эффективно, если невозможно произвести дополнительное количество какого-то блага без того, чтобы не уменьшить производство другого блага.

Пространство над кривой производственных возможностей - это место точек с недостижимыми объѐмами производства при данных ограниченных ресурсах, например, в точке U. (U - от английского слова Unattainable, означающего ―недостижимый‖.) В экономике могут быть произведены большие объѐмы продуктов и услуг только тогда, когда появятся дополнительные ресурсы или если качество имеющихся ресурсов каким-тообразом улучшится.

Таблица 1.1. Возможности производства благ в простейшей экономике

 

Объѐмы производства благ

 

 

Развлечения

Продоволь-

Альтернативные

Точки

(число

ствие

издержки

 

поездок)

(тонны зерна)

10 поездок

 

 

 

(в тоннах зерна)

1

2

3

4

А

0

300

 

 

 

 

25

B

10

275

 

 

 

 

65

C

20

210

 

 

 

 

90

D

30

120

 

 

 

 

120

E

40

0

 

 

 

 

 

Приведѐнная на графике и в таблице модель простейшей экономики позволяет также ввести такое важное экономическое понятие как альтернативные издержки. Выше уже отмечалось, что при ограниченных

26

ресурсах всегда существует проблема выбора, в каких объѐмах производить блага. Если, например, мы будем увеличивать число развлечений, то мы не сможем это сделать, не уменьшив производство зерна. В частности, в точке В производится 275 тонн зерна и 10 поездок на озеро. Если мы захотим увеличить число поездок до 20, то при этом мы вынуждены будем сократить производство зерна до 210 тонн, ресурсы перемещаются из одной отрасли в другую. Увеличение числа поездок на 10 предполагает потерю производства зерна на 65 тонн. Непроизведѐнные 65 тонн зерна при переходе от одного уровня производства к другому (из точки В в точку С) это и есть альтернативные издержки производства дополнительных 10 единиц развлечений (см. таблицу 1.1.).

Альтернативные издержки производства данного блага определяются количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительное количество данного блага.

При перемещении ресурсов из производства продуктов питания в индустрию развлечений, производство последних растѐт, а производство зерна сокращается. Необходимо отметить, что при этом альтернативные издержки производства дополнительных единиц развлечений увеличиваются. Это видно из таблицы 1.1., колонка 4 (Альтернативные издержки рассчитывались как разница между полными альтернативными издержками нового уровня производства развлечений и прежнего уровня). Если альтернативные издержки первых 10 поездок составляли 25 тонн зерна, то альтернативные издержки последних 10 поездок возросли до 120 тонн зерна. Эта зависимость известна как закон возрастающих альтернативных издержек.

Закон возрастающих альтернативных издержек: по мере увеличения объѐма производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают.

Отмеченная зависимость объясняется тем, что ресурсы не могут быть одинаково использованы в разных отраслях. Технология отраслей разная, и одинаковые ресурсы не могут быть одинаково эффективны в разных отраслях. Например, тракторы в большей степени приспособлены для сельскохозяйственного производства, чем для развлечений. Кроме этого, при перераспределении ресурсов в первую очередь изымаются менее производительные в данной отрасли ресурсы, в нашем примере - это менее качественные тракторы и менее квалифицированные работники. С увеличением числа развлечений потери в производстве зерна растут, так как из сельского хозяйства отвлекаются всѐ более производительные ресурсы.

Таким образом, ограниченность ресурсов и неограниченность человеческих потребностей делает необходимым экономически эффективное использование ресурсов, предполагает выбор альтернативных вариантов производства различных видов продукции, ведѐт к возникновению альтернативных издержек производства того или иного вида продукции.

27

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1.Приведите примеры экономических проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.

2.Что такое экономическая система? Какие сферы экономической деятельности составляют экономическую систему?

3.Дайте определение предмета экономики (экономической теории).

4.Какие виды человеческих потребностей вы можете выделить? Приведите примеры.

5.Назовите основные виды экономических ресурсов. В чѐм их главная общая особенность? Приведите примеры разных видов ресурсов.

6.Чем отличается расширенное воспроизводство от простого?

7.Дайте определение производительности труда. Расскажите об основных факторах, влияющих на производительность труда.

8.Какова роль разделения труда в экономическом развитии?

9.В чѐм разница между товаром и благом вообще? Приведите примеры свободных и экономических благ.

10.Каким образом распределение влияет на производство?

11.Какие типы распределения можно выделить в истории человеческого общества?

12.Что такое собственность? Какие две стороны собственности различаются в теории?

13.Как вы понимаете термин ―экономическая эффективность‖?

14.Что показывает кривая производственных возможностей?

15.Представьте простейшую экономику, где занято 5 человек, и за день производится либо 5 тортов, либо 3 рубашки. Начертите линию производственных возможностей. От скольких тортов надо отказаться, чтобы произвести третью рубашку? Отметьте точку на графике, которая соответствует неэффективному использованию ресурсов. Почему точки над кривой производственных возможностей являются недостижимыми?

16.Продемонстрируйте на примерах понятие альтернативных издержек.

17.Как объясняется закон возрастающих альтернативных издержек?

18.Дайте общее понятие экономического закона. Какие экономические законы вы знаете?

19.Объясните, чем отличается микроэкономики от макроэкономики, а макроэкономика от международной экономики.

28

ТЕМА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.Различные экономические системы.

2.Особенности рыночной экономики. Экономические агенты.

3.Рыночный механизм и государственное вмешательство в экономику.

4.Экономическая политика государства.

1.РАЗЛИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Первый шаг в изучении любой науки труден. Но вы его сделали. Вы получили представление о том, что изучает экономика. В частности, одно из определений предмета экономической теории гласило, что экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.

Самой распространѐнной и как считается самой эффективной современной экономической системой является рыночная экономическая система. Но прежде, чем перейти к непосредственному анализу рыночной экономики, рассмотрим общую характеристику экономических систем.

В предыдущей теме, определяя, что такое экономическая система, мы выделили четыре сферы человеческой деятельности в экономической системе: производство, обмен, распределение и потребление благ.

На данном этапе нашего знакомства с экономическими системами необходимо рассмотреть экономику с других позиций, выделить другие части (структуры) любой экономики, которые более конкретно и подробно характеризуют устройство экономической системы (рис. 2.1.).

Экономическая система

Материально-

Социально-

техническая

экономическая

структура

структура

Организационно-хозяйственнаяструктура (хозяйственный механизм)

Рис. 2.1. Основные структуры в экономической системе

29

Материально-техническаяструктура экономикивключает, прежде всего, материальные ресурсы общества, его природные ресурсы, предметы труда, средства труда, имеющиеся предприятия, производственную инфраструктуру. Последняя включает в себя общие условия функционирования производства, например, дороги, аэропорты, линии электропередач, трубопроводы (рис. 2.2.). Материально-техническая структура экономики характеризуется определѐнным уровнем развития техники и технологии. От уровня развития материально-технической структуры экономики во многом зависит общественная производительность труда, объѐм производимых в обществе благ, степень развитости общественных отношений, развитие культуры, образования, науки, общественная мораль.

Определённый уровень техники и технологии

Средства

Предметы труда

 

производства

 

Основной капитал

Природные ресурсы

предприятий

 

 

Отрасли экономики

Рис. 2.2. Материально-техническаяструктура экономики

Социально-экономическаяструктура- это, прежде всего совокупная рабочая сила общества, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем образования и квалификации, их жизненным и производственным опытом. Важнейшей частью социально-экономической структуры являются отношения собственности на средства производства. Господствующий тип собственности определяет специфику экономической системы. Например, если в обществе господствует частная собственность на средства производства, то такая экономическая система называется капитализмом. При социализме господствующей формой собственности является государственная собственность на средства производства. Кроме господствующей формы собственности в экономической системе могут сосуществовать и другие формы собственности, в частности, в условиях капитализма существуют и государственная собственность, и коллективная собственность на средства производства.

30

studfiles.net

Практическая работа №1 «проблема выбора»

Цель работы: научится решать проблему выбора, строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на ней. А так же анализировать одно из важнейших экономических понятий – «альтернативные издержки».

Задания:

  1. В таблице представлены данные производства 2-х видов товара: флешкарт и часов.

Флешкарты

Наручные часы

A

B

C

D

E

F

80

70

60

40

20

0

0

100

200

300

350

400

а) Изобразите эти данные о производственных возможностях графически. Что показывают эти точки на кривой?

б) Найдите на графике следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

1) 60 флешкарт и 200 часов;

2) 60 часов и 80 флешкарт;

3) 300 часов и 35 флешкарт;

4) 300 часов и 40 флешкарт;

5) 58 часов и 250 флешкарт.

в) Производится 300 часов и 40 флешкарт, но спрос на флешки вырос на 20 ед. Определите, на сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить возросший спрос.

г) Установите, на сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 флешкарт.

  1. Установите, верны (В) или не верны (Н) утверждения, характеризующие ситуации, представленные на рис 1 (страна А) и рис. 2 (страна В)

Инвестиционные

товары

страна А Предметы роскоши

Инвестиционные

товары

страна В Предметы роскоши

а) если страны имеют равное количество ресурсов, то можно утверждать, что в стране В технологический уровень развития выше, чем в стране А;

б) страна А осуществляет больше инвестиций, если ее экономика находится в точке А, нежели в точке С;

в) если на графике производственных возможностей экономическое положение страны А соответствовало точке А, оно могло бы переместиться в точку D;

г) если на графике производственных возможностей экономическое положение обеих стран соответствует точке А, то ресурсы и в том, и в другом случае используется неэффективно;

д) перемещение по кривой производственных возможностей означает, что величина альтернативных издержек остается постоянной;

е) переход из точки С в точку В (страны А) не означает сокращение инвестиционных товаров.

  1. С острова А на остров Б можно добраться двумя способами – самолетом и паромом. Стоимость билета на самолет – 90 у.е.; стоимость билета на паром – 30 у.е. Время нахождения в пути: на самолете – 2 часа, на пароме – 12 часов. Какой вид транспорта более предпочтителен для человека со средним доходом в час

а) 1 у.е.

б) 8 у.е. ?

Вывод:

Рассмотрим пример простейшей экономики, которая основана на двух важнейших человеческих потребностях, потребности в удовлетворении голода и потребности в отдыхе. (Как говорили древние, люди хотят "хлеба и зрелищ".) Это экономика, где имеются два вида ресурсов, например тракторы и рабочая сила. Существует полная занятость ресурсов и производится полный объем продукции. Качество ресурсов не меняется.

Производятся два вида благ - продукты питания, например зерно, и развлечения: уставшие земледельцы иногда катаются на тракторах к озеру, где можно отдохнуть и искупаться. Одни и те же ресурсы можно использовать как в производстве зерна, так и в производстве развлечений. Условно можно сказать, что в этой экономике есть две отрасли - сельское хозяйство и туризм.

При имеющихся ресурсах и их полном использовании можно произвести лишь определенный объем продуктов и услуг, причем в определенной пропорции. Если мы захотим больше отдыхать, тогда мы будем вынуждены отвлекать ресурсы, то есть трактора и людей, из производства зерна, и количество произведенного зерна при этом уменьшится. Таким образом, всегда возникает проблема выбора, выбора соотношения между количеством зерна и количеством развлечений. Этого требуют ограниченные ресурсы. Нельзя увеличить производство зерна, не уменьшая количество развлечений. Для каждого уровня производства зерна существует вполне определенный объем производства развлечений.

Эта простейшая экономика изображена на рис. 1.7 в виде кривой производственных возможностей. Данные об объемах производства зерна и развлечений приводятся также в табл. 1.1.

На графике по вертикали отмечены объемы производства продовольствия ( зерно производится в тоннах), а по горизонтали - развлечения (количества поездок к озеру). Точки А, В, С, D, E - это разные объемы производства двух благ при полном использовании ресурсов. Эти точки образуют кривую производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей - это график, который показывает максимально возможные объемы производства двух благ при данных ресурсах и их полном использовании.

Точка А на кривой производственных возможностей показывает, что все ресурсы общества направлены на производство зерна, и его произведено 300 т. Точка Е означает, что в обществе производятся только развлечения (40 поездок к озеру). Это крайние варианты производства. На практике общество выбирает промежуточные варианты, когда производятся и продукты питания, и развлечения. Все возможные объемы производства на кривой производственных возможностей, в принципе, являются результатом эффективного использования ресурсов.

Линия производственных возможностей на рисунке разделяет две области. Область, лежащая под кривой, это варианты неэффективного использования ресурсов и неэффективного производства. В частности, в точке W мы имеем объемы производства зерна и развлечений меньше возможных объемов при данных ресурсах. (W - от английского слова Waste, означающего "потери".) Значит, часть ресурсов недоиспользуется. Возможно, что в силу каких-то причин существует безработица, и ее результатом является недопроизводство продукции.

Перемещение экономики в точку D кривой производственных возможностей привело бы к увеличению производства развлечений без привлечения дополнительных ресурсов и без сокращения производства зерна. В точке D достигается эффективное использование ресурсов. Общий критерий эффективности их использования достаточно простой.

Ресурсы используются эффективно, если невозможно произвести дополнительное количество какого-то блага без того, чтобы не уменьшить производство другого блага.

Пространство над кривой производственных возможностей - это место точек с недостижимыми объемами производства при данных ограниченных ресурсах, например в точке U. (U - от английского слова Unattainable, означающего "недостижимый".) В экономике могут быть произведены большие объемы продуктов и услуг только тогда, когда появятся дополнительные ресурсы или если качество имеющихся ресурсов каким-то образом улучшится.

Приведенная на графике и в таблице модель простейшей экономики позволяет также ввести такое важное экономическое понятие, как альтернативные издержки. Выше уже отмечалось, что при ограниченных ресурсах всегда существует проблема выбора, в каких объемах производить блага. Если, например, мы будем увеличивать число развлечений, то мы не сможем это сделать, не уменьшив производство зерна. В частности, в точке В производится 275 т. зерна и 10 поездок на озеро. Если мы захотим увеличить число поездок до 20, то при этом мы вынуждены будем сократить производство зерна до 210 т., ресурсы перемещаются из одной отрасли в другую. Увеличение числа поездок на 10 предполагает потерю производства зерна на 65 т. Непроизведенные 65 т. зерна при переходе от одного уровня производства к другому (из точки В в точку С) - это и есть альтернативные издержки производства дополнительных 10 единиц развлечений (см. табл. 1.1).

Альтернативные издержки производства данного блага определяются количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительное количество данного блага.

При перемещении ресурсов из производства продуктов питания в индустрию развлечений, производство последних растет, а производство зерна сокращается. Необходимо отметить, что при этом альтернативные издержки производства дополнительных единиц развлечений увеличиваются. Это видно из табл. 1.1, колонка 4. (Альтернативные издержки рассчитывались как разница между полными альтернативными издержками нового уровня производства развлечений и прежнего уровня.) Если альтернативные издержки первых 10 поездок составляли 25 тонн зерна, то альтернативные издержки последних 10 поездок возросли до 120 тонн зерна. Эта зависимость известна как закон возрастающих альтернативных издержек:

По мере увеличения объема производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают.

Отмеченная зависимость объясняется тем, что ресурсы не могут быть одинаково использованы в разных отраслях. Технология отраслей разная, и одинаковые ресурсы не могут быть одинаково эффективны в разных отраслях. Например, тракторы в большей степени приспособлены для сельскохозяйственного производства, чем для развлечений. Кроме этого, при перераспределении ресурсов в первую очередь изымаются менее производительные в данной отрасли ресурсы, в нашем примере - это менее качественные тракторы и менее квалифицированные работники. С увеличением числа развлечений потери в производстве зерна растут, так как из сельского хозяйства отвлекаются все более производительные ресурсы.

Таким образом, ограниченность ресурсов и неограниченность человеческих потребностей делает необходимым экономически эффективное использование ресурсов, предполагает выбор альтернативных вариантов производства различных видов продукции, ведет к возникновению альтернативных издержек производства того или иного вида продукции.

 Задание

Построить кривую производственных возможностей страны по производству автомобилей и самолетов в год. Что показывают точки на кривой?

Варианты

Самолеты, тыс. шт.

Автомобили, млн. шт.

A

0

10

B

1

9

C

2

7

D

3

4

E

4

0

Если страна сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн. шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн. шт. Для производства 2 тыс самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов – до 4 млн. шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей.

 Задача

Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в другой город. До места назначения можно добраться двумя способами — самолетом либо поездом. Стоимость билета: на самолет — 100 у.е., на поезд — 30 у.е. Время нахождения в пути: на самолете — 2 часа, на поезде — 15 часов.

Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 5 у.е. в час? (Поездка осуществляется в рабочее время, и возможность полно­ценной работы в пути исключена).

Решение

При выборе транспортного средства необходимо оценить как пря­мые затраты (цена билета), так и упущенные выгоды, т.е. тот доход, который данный сотрудник мог принести фирме за время пути. Сово­купная оценка прямых и косвенных потерь и составляет альтернатив­ную стоимость поездки.

Альтернативная стоимость поездки на самолете:

100 у.е. (билет) + 2 ч х 5 у.е./ч (потерянный доход) — (15—2) ч х < 5 у.е./ч (заработанный доход) = 45 у.е.

Альтернативная стоимость поездки на поезде:

30 (билет) + 15 х 5 (потерянный доход) = 105 у.е.

Ответ

Очевидно, что при прочих равных условиях более предпочтительным чадом транспорта является самолет (45 у.е. < 105 у.е.).

 Возрастание альтернативных издержек предопределяет выпуклый характер стандартной кривой производственных возможностей называется принципом (законом) возрастания альтернативных издержек.

В случае, когда ресурс или ресурсы используются с одинаковой эффективностью для производства обоих товаров, кривая имеет вид прямой линии. Характерным примером подобной ним является использование универсального оборудования на современном производстве.

Производство продукции, соответствующее любой точке на кривой производственных возможностей, является эффективно функционирующим. Что это означает?

Понятие «эффективность» было впервые разработано и применено к экономическим процессам итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето (1848—1923). Критерий, предложенный Парето, позволял сравнивать результаты различных экономических ситуаций.

 Экономическая эффективность, по Парето, — это такое состоя­ние рынка, при котором никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного из участников.

studfiles.net

Экономическая наука. Экономические блага. Производство

потребности, блага и услуги, экономические блага, альтернативная стоимость, производство, факторы производства, продукт, производительность, разделение труда, закон убывающей отдачи

Экономическая наука изучает экономику. Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон. Значит, экономика в буквальном смысле — это законы ведения домашнего хозяйства, то есть что-то вроде домоводства (вспомним однокоренное слово «экономить»). Но уже давно понятие «экономика» приобрело иной, более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и всего общества в целом.

Безграничные потребности и ограниченные возможности

Можно сказать, что экономическая наука изучает, каким образом общество и отдельные его члены «сводят концы с концами», распоряжаются имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А главная из этих целей — выживание человека, семьи и всего общества. Для того чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. есть, пить, спать, одеваться, иметь жилище и т. д. Набор основных потребностей в разных географических районах неодинаков, например, в жарких странах потребность в калорийной пище, теплой одежде и теплом жилище меньше, чем на севере.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг. Блага — продукты питания, одежда, мебель, автомобили, книги и т. д. — это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви или телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги. Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

На протяжении почти всей мировой истории удовлетворение этих потребностей на минимальном уровне, гарантирующем жизнь, было очень трудной задачей для большинства людей. Даже сейчас в некоторых странах люди умирают от голода. Имеющихся ресурсов не хватает, чтобы накормить быстро растущее население. Но и в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, одетый, обутый, имеющий крышу над головой человек захочет, во-первых, удовлетворять свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилище. Во-вторых, у него появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т. д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом.

Наши потребности, как правило, всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг — редкие, или ограниченные, — мы не можем свободно получить их в том количестве, в каком захотим. Эти блага принято называть экономическими.

Есть блага и другого типа: например воздух, которым мы дышим, вода там, где ее много, скажем, на берегу большой реки или озера. Они называются свободными, или неэкономическими благами. В жизни отличить экономические блага или услуги от неэкономических очень просто: первые — платные, а вторые — бесплатные.

Экономическая наука, как вы уже догадались, занимается только экономическими благами и услугами. Если мы располагаем каким-либо благом, например солнечным светом, в неограниченном количестве, то нас не интересует вопрос, как лучше им распорядиться. Правда, граница между экономическими и неэкономическими благами и услугами подвижна. Так, для людей, живущих в пустыне, питьевая вода — экономическое благо, для тех же, кто живет рядом с химическим комбинатом или на улице с интенсивным автомобильным движением, экономическим благом становится чистый воздух. (Чтобы приобрести его, придется, например, снять дачу или поменять квартиру.) Когда все удобные для сельскохозяйственной обработки или постройки жилья участки уже с заняты, в экономическое благо превращается и земля.

С другой стороны, если общество достаточно богато, оно может свободно и бесплатно предоставить каждому человеку благо или услугу, которые раньше были платными, например среднее образование или скорую медицинскую помощь. В этом случае можно подумать, что речь идет о бесплатных, неэкономических услугах. Однако это не более чем иллюзия: ведь общество (чаще всего этим занимается государство) должно платить заработную плату врачам и учителям, содержать школы и больницы. А деньги государству дают его граждане, выплачивая налоги.

Выбор. Альтернативная стоимость

Итак, мы живем в мире ограниченных возможностей, редких и платных благ. Из этого следует, что нам постоянно приходится выбирать из имеющихся вариантов. Очень плохо, когда у человека нет выбора и он должен делать то, к чему его принуждают (вспомните, например, рабский труд). Но и свободный выбор труден: выбирающий человек всегда от чего-то отказывается. В классической ситуации выбора находится ребенок, пришедший с родителями в магазин игрушек: он хотел бы купить все или почти все, а родители ограничили стоимость подарка определенной суммой. Другой пример — то, как мы расходуем время. Пусть у нас есть три взаимоисключающие возможности провести выходной: пойти на лыжную прогулку, посетить музей или подготовиться к контрольной по алгебре. Если наши предпочтения выглядят так: 1) лыжная прогулка, 2) посещение музея, 3) пятерка за контрольную, то мы, очевидно, выберем лыжную прогулку, а «заплатим» за наш выбор тем, что не сможем посетить музей. Это и будет стоимость нашего выбора (лыжной прогулки), которую экономисты называют альтернативной стоимостью, или альтернативными издержками. Вы можете возразить, что в издержки входит и неполучение пятерки по алгебре, но это не так: мы не смогли бы одновременно пойти в музей и подготовиться к контрольной. Альтернативной стоимостью всегда является польза или выгода, которую мы получили бы от самого лучшего из невыбранных вариантов.

Производство. Производительность

Поскольку почти все блага редкие, т. е. не существуют в природе в готовом виде и в нужном для удовлетворения наших потребностей количестве, общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника.

Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал. Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней размещают фабричные здания и другие постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в том числе инженеров и управляющих. Под капиталом, или средствами производства, понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и пр., словом, все блага, которые созданы людьми для того, чтобы производить другие блага.

Результат производства называется продуктом. Ради изготовления продукта, собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и всему обществу в целом далеко не все равно, каких затрат оно стоит. Выбирается тот способ, при котором отношение продукта к затратам фактора производства (т. е. производительность этого фактора) будет наибольшим.

Производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять деталей, а новичок на том же станке — только одну. Это значит, что производительность труда опытного рабочего в пять раз выше. Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчете на единицу его мощности (один киловатт). Предположим, тот же опытный слесарь, перейдя со старого станка на современный, в два раза более мощный, сможет изготовить не 5, а 20 деталей в час. Это значит, что производительность нового станка (в пересчете на единицу мощности) в два раза выше, чем старого. Производительность земельных участков в земледелии измеряется их урожайностью, например центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

В рыночной экономике, где производственные ресурсы, и их продукты продаются и покупаются за деньги, производительность можно рассчитывать как частное от деления стоимости продукта на стоимость использованных ресурсов.

Чем выше производительность труда, тем более экономной становится экономика!

Закон убывающей отдачи

Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, при добавлении дополнительных единиц факторов производства объем выпускаемой продукции растет. Но что происходит в это время с производительностью?

Рассмотрим такой пример. Допустим, фермер, работая в одиночку, может изготовить в день одну копну сена. Сделать это не так-то просто: надо накосить траву, высушить, сгрести ее в одну кучу, связать в копну, погрузить на тележку, привезти в амбар и разместить там наиболее удобным способом. Если фермер нанимает работника, то вдвоем им удается сделать три копны за день, — производительность труда увеличилась до полутора копен в день. Дело не в том, что новый работник сильнее или опытнее первого. Просто вдвоем они могут разделить операции между собой, а это повышает производительность.

Далее предположим, что, наняв третьего работника, фермеру удается увеличить дневную выработку до шести единиц, — производительность труда возросла до двух копен в день. До сих пор фермер имел дело с возрастающей отдачей (отдача — это то же самое, что производительность). Но наняв четвертого работника, фермер получил прирост выработки, равный двум копнам, а производительность труда не изменилась. Вклад пятого работника составил всего одну копну, шестого — половину копны. (Вклад дополнительного работника экономисты называют предельным, или маржинальным, продуктом труда). Производительность труда при этом сократилась сначала до 1,8, потом до 1,6 копны на человека и день (см. табл. 1.1). Это означает, что производство вступило в стадию убывающей отдачи.

Почему же сокращаются предельный продукт и производительность труда? Дело в том, что слишком много работников не могут одновременно выполнять работу и начинают просто мешать друг другу, если количество других факторов производства (капитала, земли) остается неизменным.

Такое, разумеется, бывает при увеличении не только числа работников, но и других применяемых факторов производства. Так, в нашем случае фермер может бороться с убывающей отдачей труда, увеличивая вместе с численностью работников количество тележек и других инструментов. Но рано или поздно он столкнется с тем, что площадь его земельного участка ограничена и большому количеству тележек там просто не развернуться. Поэтому, начиная с некоторого объема производства, отдача ресурса (при неизменном количестве других ресурсов) начинает падать. Это явление получило название закона убывающей отдачи.

Разделение труда

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, делать себе весь необходимый инвентарь, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением и т. д. Такой вид хозяйства, когда семья производит все, что ей нужно, своими силами и не зависит от других людей, называется натуральным хозяйством. Полностью натуральным может быть разве что хозяйство Робинзона Крузо на необитаемом острове. В условиях, очень близких к натуральному хозяйству, жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая. Конечно, делать все необходимое самому очень неудобно. Во-первых, ограничено время. Во-вторых, у всех людей разные способности и склонности. Например, всем жителям деревни было бы лучше, если бы изготовлением сельскохозяйственных орудий все время занимался один человек — кузнец, а стадо пас другой — пастух. Тогда другие жители могли бы не тратить на это время, а занимались бы выращиванием хлеба, овощей и иными делами, которые получаются у них лучше. Такая организация производства называется разделением труда. При разделении труда каждый специализируется в тех отраслях производства, где имеет какие-то преимущества.

Более умелый и опытный в своем деле работник тратит на производство одного изделия гораздо меньше времени и сил, то есть у него выше производительность труда, чем у того, кто занимается многими делами, но от случая к случаю. Пример успешной специализации — хорошо известная во всем мире компания «Макдоналдс». В отличие от обычных ресторанов с обширным меню, рестораны «Макдоналдс» специализируются на изготовлении немногих блюд. При этом каждый работник отвечает за изготовление только одного блюда. В результате типичный обед в «Макдоналдсе» — котлета (гамбургер), жареная картошка и коктейль — может быть приготовлен за 50 секунд. В США услугами «Макдоналдс» ежедневно пользуются 14 миллионов тех, кто хочет поесть быстро и сравнительно дешево.

Разделение труда и специализация могут быть не только между работниками одной фирмы, крестьянами одной деревни или ремесленниками одного города. Они существуют и между деревнями, и между городами, и между странами. Прежде всего это вызывается различными природными условиями. Например, в России хорошо растет картофель, а в Узбекистане можно собирать хороший урожай винограда. При натуральном хозяйстве оба государства затрачивали бы массу сил и времени, других ресурсов на то, что у них плохо получается (какие-то сорта винограда можно выращивать и в средней полосе России, и даже за Полярным кругом, если построить там теплицы и расходовать очень много топлива для их обогрева). Специализация позволяет экономить все это и добиваться высокой производительности труда. Часто специализация того или иного района основана на традиционных, передающихся из поколения в поколение трудовых навыках, например, с давних пор славятся тульские оружейники, швейцарские часовщики, итальянские сапожники.

 

Краткое содержание

Экономическая наука изучает, каким образом общество и его члены распоряжаются имеющимися у них ресурсами для удовлетворения своих потребностей.

Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности же людей безграничны. Поэтому большинство благ и услуг являются редкими (экономическими).

В мире редких благ каждый выбор связан с отказом от другой возможности и потому имеет для человека альтернативную стоимость. Чтобы удовлетворять свои потребности, общество и его члены должны заниматься производством. Для этого необходимо соединение трех факторов производства: земли (природных ресурсов), труда (людских ресурсов) и капитала. Факторы производства должны использоваться с наибольшей производительностью.

При увеличении производства предельный продукт и производительность факторов производства вначале растут, а затем начинают падать. В этом проявляется закон убывающей отдачи.

Рациональная организация производства благ и услуг основана на разделении труда (специализации каждого работника на производстве какого-то одного продукта), которое ведет к увеличению производительности труда, а значит, позволяет каждому человеку и обществу и целом лучше удовлетворять свои потребности.

 

Из истории экономической мысли

Пол Самуэльсон

Первый учебник по экономике дня школьников, получивший широкую известность, написал в 1948 г. американец Пол Самуэльсон. Этот учебник «Экономика: вводный курс» вышел с тех пор более чем 15 изданиями (последние издания в соавторстве с У. Нордхаузом) и был переведен более чем на 20 языков, в том числе и на русский.

Пол Самуэльсон родился в 1915 г., блестяще учился в школе, в 17 лет поступил в знаменитый Чикагский университет и закончил там бакалавриат, а затем учился в не менее знаменитом Гарвардском университете и преподавал в Массачусетском технологическом институте.

Экономистом, по собственному признанию, Пол стал случайно, главное, что его всегда интересовало, — это математика и физика. Однажды, заглянув в учебник экономики, Самуэльсон обнаружил, что с помощью математики в экономике можно объяснить не меньше, чем в физике и других естественных науках. Как мы уже сказали, экономическая наука исходит из того, что люди ведут себя рационально: стремятся получить максимальный результат при данных возможностях. Но точно так же «ведет себя» живая и неживая природа: планеты, которые движутся по своим орбитам под действием закона всемирного тяготения, листья на дереве, которые поворачиваются так, чтобы получать наибольшее количество солнечного света. Все эти ситуации, когда достигается наилучший, или, как говорят ученые, оптимальный, результат, можно описать математическими уравнениями.

Пол Самуэльсон внес огромный вклад в математизацию современной экономической науки и прославился разносторонностью своих научных интересов. В 1970 г. он получил Нобелевскую премию.

socialstudies.ru


Смотрите также