Фестиваль кубанской песни "А у нас на Кубани". Ты красив и весел край хлебов и песен


Краснодарскому краю 75 лет: помним, гордимся, наследуем!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

город КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

350000, г.Краснодар, ул.Седина, 38, тел./факс (861) 262-40-33

e-mail:[email protected]

Классный час на тему: «Краснодарскому краю – 75 лет: помним, гордимся, наследуем!»

Составила:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

Дашко Е.Г.

-Ты красив и весел Щедр ты по –кубански, Край хлебов и песен- Край наш Краснодарский! (на доске)

Сегодня ребята мы отправимся в путешествие по родным просторам нашей малой Родины. Нашим путеводителем будет карта нашего края.

слайд.Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.

Уч-ль: кто знает, ск-ко лет исполняется в этом году годуКр. Краю?

-13 сентября Краснодарскому краю в этом году исполняется 75 лет. На день рождения принято дарить подарки. Что мы можем подарить? (Ответы детей.)

- Давайте подарим нашу любовь к Земле отцов, на которой мы родились, живём, учимся. Как выразить эту любовь? (Своими делами, добрыми поступками…)

- Любить свою родину - значит знать историю нашей земли, нашего Краснодарского края.

Стихи

«Кубань»

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря –

Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница –

Все это Кубань.

Течет река Кубанушка

Средь желтых берегов Течет, играя камушком Разбуженных веков Как маятником тикая Ведет секундам счет Взмыло солнце над полями Свет клубится над рекой. А вокруг, куда ни глянешь Край Кубанский мой родной Могучие песни летят в поднебесье Открытая высь голубая И нету красивее края в России- Чем наша Кубань дорогая.

На Кубани любят

Музыку и пляски На конях казаки Скачут без опаски

На Кубани любят

Ковать и вышивать И еще трудится в поле Хлеба много собирать

На Кубани любят

Сладкий виноград Здесь хозяин гостю Как родному рад

Учитель: - Первый подарок от меня. Я расскажу и покажу, каков наш край!

(Слайды)

Кубань. Большой и уникальный край, омываемый Чёрным и Азовским морями. Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких холмов. В горах берут начало быстрые горные реки. Самая большая из них – Кубань. Название реки древнего происхождения. В переводе на русский язык Кубань означает просто «река».

В лесах растут дубы, ясени, липы, сосны, ели, тополя и водится много диких зверей: медведи, косули, лисы, волки, кабаны. Теплый климат и плодородные почвы позволяют выращивать на Кубани пшеницу, рожь, подсолнечник, виноград, клубнику, малину, яблоки и вишни, сливы и груши, помидоры и огурцы. А еще в Краснодарском крае добывают нефть и газ.

(Слайд)

И все это делают люди с разными именами и национальностями, которые гордо называют себя кубанцами.

(Слайд) А с недавних пор наша Кубань стала хозяйкой зимних Олимпийских Игр 2014. Вся страна болела за то, чтобы зимняя олимпиада проходила на Кубани, и мы выиграли это право.

(Слайды)

Мы гордимся нашим краем и говорим «спасибо» нашим далёким предкам-казакам, которые 219 лет назад основали войсковой град – город Екатеринодар.

- А почему казаки назвали так город? (Ответы детей)

Императрица Екатерина II Особой Грамотой (30 июня 1792 года) даровала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем.

Выступление старшеклассников: Текст дарственной грамоты Екатерины II:

Черноморскому казачьему войску жалуется "в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскомуредуту… чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяется "бдение и стража пограничная”. Сей документ подписан 30 июня 1792 года рукою императорского величества.

Царицей дарованы земли Кубани. Казачеством создан там град войсковой, Церквами обвенчанный, Богом хранимый – С прозрачной богатой Кубанью-рекой. Под флагом Кубани, с надеждой и верой, Не меркнет с годами полученный дар. Гордясь своим городом, гимном и хлебом, Поем тебе славу, родной Краснодар.

Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани. Это место называлось Карасунский кут Своенравная река здесь круто изгибалась, делая кут неприступным для неприятеля с трех сторон. С военной точки зрения лучшего места для поселения не найти. Здесь и решили построить главный войсковой город, ставший на защиту границ Кубани и южных рубежей России.

Города, как и люди, имеют собственные уникальные судьбы и такой неповторимой биографией славен город, носивший в прошлом имя Екатерины II, а сегодня именуемый Краснодаром.

127 лет своего существования наша столица носила имя Екатерины II. Жители столичного Петербурга гордились тем, что они живут в городе, основанном Петром Великим, а наши предки казаки осознанно нарекли столицу Кубани Екатеринодаром, чтобы навсегда увековечить память о славных делах императрицы для своих потомков.

В 1920 году большевики изменили название города и переименовали Екатеринодар в Краснодар. Уже 86 год наша столица носит свое новое имя.

Учитель. Казаки стали строить на Кубани первые станицы. Через год в Екатеринодаре проживало 580 человек, большинство из которых называло себя «хлеборобами».

- Кто такие хлеборобы? (Ответы детей)

Они распахивали землю, высевали хлеб, ячмень, овёс, фасоль и чечевицу. А ещё среди казаков были пекари, гончары, плотники, кузнецы, сапожники. Так обживались кубанские земли. Невероятно храбры были наши прадеды – кубанские казаки в боях.

Кубань стали называть «житницей России», потому что каждая десятая буханка хлеба в стране выпекается из кубанской пшеницыжитница – жито (хлеб) – жизнь

Гостеприимней и красивей

На свете нет земли.

Не зря жемчужиной России

Мой край в народе нарекли.

Кубань - жемчужиной назвали,

Но это низкая цена.

В пшеничной золотой оправе,

Как бриллиант блестит она.

У нас на Кубани говорят: «Будет хлеб – будет и пища». Учитель. Казаки выращивают основную культуру – пшеница. Человек не мыслит свою жизнь без хлеба. Хлеб – основной продукт питания. Ученик 1. Хлеб… В нашем языке это одно из наиболее емких слов, с хлебом связаны многие прекрасные обычаи и традиции. Один из самых славных обычаев сохранился до наших дней. Дорогим и почетным гостям вручать каравай хлеба

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.

Люблю тебя, край мой,

простор Краснодарский,

и труд хлебороба,

и песни, и пляски.

Народ придумал много пословиц и поговорок о хлебе. Прочитайте некоторые из них.(на доске)

«С хлебом русский человек — богатырь на целый век».

«Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится».

«Хлеб-батюшка, а вода-матушка».

«Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».

«Хлеб бросать – силу терять».

«Потрудиться – так и хлеб поесть».

- Я хочу, чтобы вы бережно относились к хлебу!

Ученики рассказывают стихи про Кубань

  1. Кубань моя, жемчужина России!
Пшеницы необъятные поля,

А где еще такое небо синее?

А где еще такие тополя? Где так поют под южным небом птицы?

И где Земля вдыхает Солнца дар?

Цвети и пой, кубанская столица,

Цвети и пой, родной кубанский край.

Стоит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в хлебном океане

Зеленый парус тополей.

Шумят хлеба…

В страде горячей

Они земле поклоны бьют.

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!...

Иван Варавва

Ученик. В степи, под этим южным небом,

(слайд 15) Мне хлеборобы как родня,

Они Россию кормят хлебом,

А это значит – и меня…

Кронид Обойщиков.

Учитель. Как хлеб приходит в наш дом? (ответы детей).

Учитель. Как необходимо относиться к хлебу? (ответы детей).

Учитель: Нелёгок труд хлебороба. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле.Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.

Учитель: Разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем хлебороб. Глубоко ошибается тот, кто решил, что в нынешние времена, при современной технике, хлеб даётся легко. Нет, он добывается в поте лица, и слово «страда» не утратило своего первоначального смысла. За хлеб, что вдоволь есть у нас в домах,

Что мы здоровы телом и душою,

За то зерно, что полнит закрома,

Спасибо, хлебороб, тебе большое!

Когда встречаешь ты рассвет,

Рабочий у станка стоит спокоен.

Известно, что без хлеба жизни нет –

Так мир великий, видимо, устроен.

Учитель. Наш город зеленый и красивый, его наряд составляют деревья и кустарники. А какие растения произрастают в городе Краснодаре? (Ответы учащихся)

Учитель. Ребята, сейчас проведем викторину. За правильный ответ вы будете получать жетон в виде «колоска пшеницы»

Вопросы викторины:

  1. Ствол, какого дерева напоминает книжку со слипшимися страницами? (Береза)
  2. Какой цветок является символом крови Христа? (Роза)
  3. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, Клен)
  4. Соком какого цветка выводят бородавки? (Чистотел)
  5. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)
  6. Сирень цветёт зимой или летом? (весной)
  7. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик)
  8. Самое высокое травянистое растение? (банан)
  9. Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (подорожник)
  10. Какое растение дает лучший мед? (Липа).

Учитель. Писатели и поэты Кубани воспевают красоту нашего края, его богатства, природу. Вот некоторые строчки из стихов. Ученик. Могучие горы, степные просторы

Приморского берега грань

Леса и поляны, сады и лиманы

Все это – родная Кубань

Богат наш край садами и хлебами

Цемент и нефть он Родине даёт

Но самый ценный капитал Кубани

Простой и скромный труженик народ

Ты весной чудесен

Летом щедр, как в сказке

Край хлебов и песен

Край наш Краснодарский

.

На Кубани пахнет лето

(слайд 11) Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах…

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Т. Голуб ФИЗМИНУТКА

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты. КУСТАРНИКИ: шиповник, смородина, ежевика малина, крыжовник, облепиха, можжевельник, жимолость.

ДЕРЕВЬЯ: сосна, липа, клен, тополь, береза, айва, ясень, кипарис.

ТРАВЫ: подорожник, мята, крапива, зверобой, ландыш, тысячелистник.

-Отгадайте, о каких растениях я говорю.

Кисть ягоды прекрасная,  Жёлтая иль красная,  Я достать её боюсь -  О шипы уколюсь.  Но уважаю с детства  Сердечное средство. (Боярышник) Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки.  От горла помогают,  Кто же их не знает. (Календула) Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти –  Нагнись: солдатик у дороги  Готов помочь тебе в пути. (Подорожник) -А сейчас угадав загадки, вы узнаете, какие культуры, у нас в крае выращивают.

В поле росла, под жерновом была,

   Из печки на стол караваем пришла

                                  (Пшеница)  

   Ходит солнышко высоко, наливает зерно соком,

   И как мирные ребятки, все сидят они в початке.           

                                                      (Кукуруза) 

Он рекой в комбайн льётся,

Белым золотом зовется.

Славит родину он нашу,

Любят кушать эту кашу.

                              (Рис) 

      Стоят столбы точеные,

 Головки золоченые.

                              (Рожь)

    Стоит он, задумчивый, в желтом венце,

Темнеют веснушки на круглом лице.

                                       (Подсолнух) 

      Гроздья спелые висят

  Это вкусный…. 

                         (Виноград) 

    Вот какие корнеплоды с поля едут на заводы.

Там их чисто, чисто моют,

Мелко режут, варят сок,

Чтобы был у нас с тобою

К чаю сахарный песок.

                    (Сахарная свекла).

"Нам есть чем гордиться и что беречь..." (перекличка)

1 ученик: - Кубань - "житница России": даёт много хлеба для страны. 2 ученик: - Кубань - "здравница России": на минеральных источниках края поправляют своё здоровье миллионы людей нашей страны. 3 ученик: - Кубань - край изобилия плодов, погожих тёплых дней, разнообразия климатических зон, где неоглядная степь-кормилица соседствует с вековым лесом, а высокие горы Кавказа - с морским синим простором. 4 ученик: - Столица края - Краснодар. Его не трудно отыскать на карте. 45 параллель северной широты - расстояние равного удаления города от экватора и северного полюса. 5 ученик: - Кубань - "жемчужина России": здесь живут талантливые учёные, писатели, музыканты, художники, спортсмены. -Кубани есть чем гордиться: в крае развито животноводство(слайд), Кубанские земли богаты и полезными ископаемыми. Здесь идёт добыча нефти, природного газа, строительных материалов. Широко развита промышленность: нефтеперерабатывающая, химическая, деревообрабатывающая, цементная, фарфоро-фаянсовая,. Кроме того наша земля богата минеральными источниками и лечебными грязями. И за каждым пунктом гордости Кубани, стоят наши земляки!

Учитель.-Хочется, ребята, сказать еще об одном очень важном человеке. Без него наш край не смог бы достичь таких высот и побед! Конечно, это наш губернатор!(слайд) Как его зовут? Каким должен быть губернатор?(сильным, властным, волевым, решительным, надежным)Какие чувства вы испытываете к этому человеку?(уважения, доверия)От имени губернатора нашего края каждый второклассник получает в подарок учебник «Кубановедение». Этот учебник поможет вам лучше узнать историю и природу нашего края, места, где родились вы и ваши родители, научит беречь эту землю.

Учитель раздает второклассникам «Кубановедение». Слово учителя: - Вот так и пересеклись история и современность. Много воды утекло с тех пор, но слава дедов и прадедов, их традиции и обычаи не должны быть забыты.

Помните, что у казаков... (на доске)

ДРУЖБА - обычай! ТОВАРИЩЕСТВО - традиция! ГОСТЕПРИИМСТВО - закон!

flatik.ru

Фестиваль кубанской песни "А у нас на Кубани"

Фестиваль кубанской песни.

Цели и задачи: знакомство учащихся с разнообразием кубанских народных и авторских песен, показать значение песен в жизни казаков; прививать интерес и уважительное отношение к народному творчеству; способствовать расширению познавательного интереса учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, рисунки кубанского быта, предметы кубанского быта, фотографии, костюмы.

Ты красив и весел,

Щедр ты по – кубански,

Край хлебов и песен –

Край наш Краснодарский

  1. Вступительная часть

1 ведущий: Где труд, там и песня – говорили в старину.

2 ведущий: Кубань – земля трудолюбивых, талантливых и свободолюбивых людей.

1 ведущий: На Кубани слились воедино две богатейшие песенные культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга.

Такое объединение культур зародило множество народных песен, припевок, напевов.

2 ведущий: В России трудно найти более песенный край, чем Кубань!

Казаки любили песни, в них отражалась нелегкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания и дружба.

1 ведущий: Различались песни: исторические, бытовые, обрядовые, колыбельные, свадебные, походные, шуточные

2 ведущий: Исторические песни – пели об Иване Грозном, Петре I, графе Суворове, Ермаке, о переселении на Кубань.

1.Обрядовые песни: колядки, щедровки, хороводы календарного цикла.

Зимнего календарного цикла: величальные, гадальные, святочно-игровые, масленичные.

Весеннего и летнего цикла: заклинание весны, весенние и летние хороводы.

2 ведущий: Свадебные песни сопровождали сватовство, рукобитие, смотрины, девичник, свадебный поезд, свадебное пирование.

1 ведущий: Различалась и манера исполнения:

  • маршевые,

  • лирические,

  • шуточные,

  • плясовые,

  • песни-думы

  • баллады,

  • гимны.

Композиторы Кубани.

2 ведущий: Огромную роль в музыку Кубани внесли композиторы

Г.Ф.Пономаренко, И.Петрусенко, В.Захарченко, Г.М.Плотниченко и др.

Поэты Кубани

  1. ведущий: Но без слов, какая же песня? Кубанские поэты: К.Обойщиков, В. Подкопаев, В.Неподоба, В.Бакалдин, С.Хохлов. И.Варавва и др. написали замечательные стихи – так родились удивительные песни. Но много на Кубани и народных песен.

  1. Исполнение песен (слайды «Кубанские зарисовки»).

1 ведущий: У нас в гостях сегодня работники клуба

2 ведущий: А теперь участники фестиваля покажут свое мастерство – исполнят кубанские песни (5 – 7 мин).

Учащиеся 5-х классов исполнили песню «Ты ж менэ пидманула»

Учащиеся 6 класса исполняют песню «Ой, на гори два дубкы»

Учащиеся 7-х классов с песней «Эх, казаченькы»

Учащиеся 8 класса с песней «Ой, цветет калина»

Учащиеся 9 класса исполняют «Роспрягайтэ, хлопци коней»

1ведущий: Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они, как бессмертные души наших славных пращуров, живут среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая, своей духовностью питающая наши души, нашу добрую память.

IV. Викторина

2 ведущий: Посмотрим, ребята, как вы знаете кубанскую речь и кубанский быт

1. Презентация.

Болельщики отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

2. Команды задают свои вопросы.

V. Подведение итогов (жюри)

VI. Награждение команд.

multiurok.ru

Внеклассное мероприятие по теме "Кубань моя, степная дочь России"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

(Приложение 1, Слайд 1)

Цели:

  • привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории;
  • развитие логического мышления, памяти, воображения;
  • развитие интереса к истории и культуре края.

Задачи:

  • знакомство с историей края;
  • воспитание любви к малой Родине;
  • формирование гражданственности и патриотизма;
  • воспитание чувства гордости за родную Кубань и за тех, кто её прославляет.

Оборудование: Флаг Кубани, Флаг России, кроссворд, плакат “Отгадай реку”, книга “По Кавказскому заповеднику”, диск со слайдами, оборудование для мультимедийного показа, Гимн Кубани.

ЭПИГРАФ:

Ты красив и весел Щедр ты по-кубански, Край хлебов и песен Край наш Краснодарский. (Слайд 2)

Кубань, Кубань Степная дочь России, Краса полей В цвету хлебов густых, В мою судьбу Светло и негасимо Идёшь в венках колосьев золотых.

Цвети, Кубань От края и до края С далёких лет Ты в сердце у меня Казачья песня, слава трудовая Кубань, Кубань Бескрайняя моя! (Слайд 3)

Учитель: Ребята, я очень рада видеть вас в стенах школы. За это лето вы подросли, окрепли, набрались сил. Сегодня 1 сентября. У детей всей нашей огромной страны пройдут первые уроки – уроки гражданственности. Дети всей нашей страны будут говорить о том, в какой стране они живут, как они живут.

А в какой стране живём мы с вами.?

- В России.

Правильно. Наша страна Российская Федерация. Назовите столицу РФ.

- Москва.

Правильно. Но у каждого человека есть место на земле, которое дорого ему по-особому. Здесь он родился, учился, вырос. Как называют такие места?

- Малой Родиной.

А как называется наша маленькая Родина?

- Кубань, Краснодарский край.

А кто является Губернатором нашего края?

- А.Н.Ткачёв. (Слайд 4)

И сегодня мы совершим путешествие по родному Краснодарскому краю.

2007 год для Кубани знаменателен и отмечен двумя датами: 70-летием образования Краснодарского края и 215-летием заселения казаками Кубани.

Ребята, а почему наш край называют Кубанью?

- По названию главной реки нашего края.

А край почему называют Краснодарским?

- По названию главного города – Краснодара, который является столицей нашего казачьего края.

Ребята, а как раньше назывался г.Краснодар?

- Екатеринодар.

Да, в честь Екатерины II, которая подарила казакам земли, на которых был построен г. Екатеринодар. (Слайд 5)

Как же это было?

- 1 апреля 1792 года казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург и попала на приём к империатрице. (Слайд 6)

Прошение войска уже было составлено.В царские покои вела большая мраморная лестница – жаль было на неё наступать. Вокруг всё дорогое, тонко сделанное. В одном из залов велено было ждать. Перед выходом империатрицы казаки стали на колени. В окружении свиты вошла Екатерина. Наружность её была привлекательна и величественна. Казаки не сразу согласились подняться с колен. Благосклонно улыбаясь, царица взяла поднесённое ей войсковое прошение. Там, в частности говорилось (Слайд 7):

“Нас войско во всегдашнее свое монаршее благоволение… приняв, для поселения нас на Тамани с окрестностями оной милостливо повелеть отвесть выгодные земли: и на вечно спокойное потомственное онаго владения милостливую грамоту выдать”.

На приёме черноморцы сумели расположить к себе Екатерину и через некоторое время решение об их переселении было принято окончательно.

И 30 июня 1792 года Екатерина II подписала Грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску. Содержание её следующее: (Слайд 8 )

Черноморскому казачьему войску жалуется “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья её к Усть-Лабинскому редуту…чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяются “бдение и стража пограничная”.

Дети читают стихи:

Дала Екатерина Казакам земли в дар. Прошли года, и вырос Город Краснодар. Краснодарский край родимый, Ты для каждого любимый, Кто родился здесь и рос. Здесь то жарко, то — мороз. В Краснодаре есть музеи, Парки, скверы, галереи. Есть всегда куда пойти, Время с пользой провести. Край ты мой любимый, Родина моя! Я на свет здесь появился. Не забуду я тебя!

И даже тогда, когда пасмурно в небе Ты слышишь меня и зовёшь. Ты край наш родимый, Отчизна, Держава! И в наших сердцах ты живёшь.

После мудрый дипломат Антон Головатый (Слайд 9) ездил в царское село благодарить империатрицу за оказанную черноморцам милость. Им было сказано (Слайд 10):

“Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным для обитающих в нём залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим сёла, сохраним безопасность пределов”.

Вернувшуюся из Санкт-Петербурга депутацию казаки встретили особо торжественно. Все благодарили Екатерину II за оказанную милость. Отслужив благодарственный молебен, черноморцы по запорожскому обычаю долго палили из пушек и ружей.

И уже в августе 1792 года казаки начали переселяться на пожалованные земли.

9 июня 1793 года кошевой атаман Захарий Чепега (Слайд 11) с войсковым правительством расположился лагерем в Карасунском Куте, близ Орехового озера, а 12 июня направил войсковому судье Антону Головатому письмо с поздравлениями и о том, что уже сыскано место под войсковой град.

И решили черноморские казаки воздвигнуть в Карасунском куте главный город в честь Государыни Империатрицы Екатерины Алексеевны, построить в нём войсковое правительство и сорок куреней (Слайд 12). Там вскоре был основан г.Екатеринодар.

Заселение и освоение Кубани состоялось благодаря дальновидной и героической деятельности многих выдающихся людей. Это Екатерина II-подписавшая “жалованную грамоту”, это Григорий Александрович Потёмкин (Слайд 13), ходатайствовавший об образовании “войска верных казаков”. В городе Краснодаре есть Памятник Кубанскому казачьему войску, который восстановили в 1999 году (Слайд 14). А также А.В.Суворов (Слайд 15), который строил оборонительные крепости и возглавлял военные походы против турок.

Надо отметить, что не только такие атаманы как Антон Головатый, Захарий Чепега, но и ещё Савва Белый, Константин Кордовский начинали осваивать благодатный Кубанский край.

Являясь центром казачьего войска, Екатеринодар долгие годы был войсковым городом. И только с 1867 года Екатеринодар – гражданский город. Здесь разрешено было селиться всем желающим. И постепенно город стал превращаться в торгово-промышленный центр.

Во второй половине XIX века в городе строились новые здания, открывались институты, создавались музеи.

- В 1900 году было открыто трамвайное движение в городе.

- В 1907 году состоялось открытие памятника Екатерине II.

- В 1920 году город начал жить с новым именем. Постановлением Наркомата внутренних дел его переименовали в г. Краснодар. Менялся статус города.

- С 1924 года он стал центром кубанского округа.

- С 1930 года – лишь районным центром.

И вот 13 сентября 1937 года произошло образование Краснодарского края.

И перед вами хронология этого события. (Слайд 16, 17)

И именно с 1937 года Краснодар стал столицей Кубани, что повлекло за собой бурное экономическое и культурное развитие. Я уже говорила, что в 1907 году открылся памятник Екатерине II, но потом он был разрушен. И вот 9 июля 2006 года в г. Краснодаре был открыт новый памятник Екатерине II.

Итак, ребята подошла к концу историческая страничка нашего путешествия.

Земля кубанская (Слайд 18) раскинулась на 370 км с севера на юг и на 375 км с востока на запад. Более 83 тысяч квадратных км – таковы её просторы.

Неоглядные равнины с северной и средней частях края сменяются холмистыми полями в предгорьях. А в горах ласкают взгляд огромные лесные массивы и цветущие субальпийские луга.

Омывают кубанскую землю Чёрное и Азовское моря. Живительной влагой поят её 574 реки 12 водохранилищ.

Ребята, а какие реки известны вам? Я даю вам задание отгадать и найти зашифрованные названия рек.

Б А К В П Д У Р У П
Е О У У Ф Х А Х К Е
Й П Б Ю С Т Л А Б А
С Б А Я С О Ч И Ю Ц
У С Н Б Е Л А Я Е Я
Г П Ь Г П Ш А Д А Д

(Бейсуг, Кубань, Уруп, Сочи, Лаба, Белая, Ея, Пшада)

Жемчужиной России называют землю Кубанскую. Она богата своими чернозёмами, в её недрах найдено более 50 видов полезных ископаемых. Сейчас трудно представить себе, что кубанская земля всего две сотни лет назад была покрыта девственными лесами и непроходимыми лиманами. Века не оставили на этой земле сколько-нибудь заметных памятников старины. Сохранились лишь в горных районах дольмены – небольшие хатки из каменных плит (Слайд 19), в которых, как предполагают, хоронили своих вождей древние племена. Находки археологов относятся в основном к районам Анапы, Тамани, Адыгеи.

На территории Краснодарского края расположился Кавказский заповедник, который был организован в 1920 году, а в 1924 году был учреждён. Красота заповедной природы поразительна. Пирамидальные снежно-скальные пики и зубчатые гребни. Каскады лазурных озёр, феерически брызжущие неистощимые водопады, богатые форелью реки. Мне хочется показать вам лишь некоторые водопады:

(Рисунок 1) Каверзинский водопад.

(Рисунок 2) Водопад на южном склоне хребта Коцехур.

(Рисунок 3) Грохочущий водопад.

При взгляде на лесные склоны издали кажется, будто они покрыты бархатом или мехом. А в действительности перед тобой не мех и не ковёр, а дремучий лес из высокоствольных гигантов, достигающих 40–50 м в высоту, к которым можно отнести величественный бук. (Рисунок 4)

Реликтовые кустарники с кожистой вечнозелёной листвой сохранились с доледникового времени. Понтийский рододендрон – лиловый брат белого рододендрона высокогорий.

Гордость Кавказского заповедника – его животный мир. Там, где на лесных тропах проступает мягкий грунт, они буквально испещрены, словно клинописью, следами копыт и копытец – оленьих (Рисунок 5), косульих (Рисунок 6). Теперь не редкость и “печати”, оставленные зубрами (Рисунок 7).

Клочья шерсти на коре бука – это чесался кабан (Рисунок 8), лакомившийся буковыми орешками.

Я думаю вы согласитесь со мной: как прекрасен наш край и мы с вами должны его беречь и приумножать! Кто захочет более подробнее познакомиться с красотой заповедника – я предлагаю совершить путешествие, взяв в руки эту книгу “По Кавказскому заповеднику”.

Но красиво не только здесь. На Кубани очень много удивительных мест. И не зря, наверное г. Сочи выиграл право на проведение зимней олимпиады в 2014 году.

Каждая станица, село, города нашего края имеют свои особенностями и достопримечательности. А какие станицы, города, сёла вы знаете?

Попробуйте отгадать кроссворд.

1. Столица Кубани.

2. Ближайший к нам город.

3. Город, где производят сгущенное молоко.

4. В этом городе есть известный сахарный завод.

5. Город на берегу Черного моря.

6. Город-курорт.

7. Столица олимпиады 2014 года.

8. Станица, где производят конфеты.

9. Столица Адыгеи.

10. Город на границе с Грузией.

Итог урока:

Как видите, на кубанской земле живут отличные люди, которыми гордиться Кубань… Их много – всех не перечесть! Они выращивают хлеб и строят новые дома, спасают нас от болезней, открывают новые горизонты в науке, воспевают красоту родного края …

И мне хочется закончить этот урок стихами Виктора Михайловича Гончарова “Кубань”: (дети читают стихи)

Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, Прославленный край!

Там вечер просторный И песня простая. У клуба – парнишек И девушек стая. Там примут тебя Как хорошего друга, Покажут, как землю Ворочают плугом, Как хлеб убирают, Как стол накрывают, Как в горнице гостя У нас угощают. Кубанцы на зависть Умеют трудиться.

Там где-то саманный Курень мой дымится, Увитый густой Виноградной лозою, Мой бойкий домишко С антенной косою. Весёлые окна, Открытые ставни, Дымок над трубою Как выстрел недавний. Люблю тебя. Край мой, Простор краснодарский. И труд хлебороба. И песни. И пляски. И пыль под копытами На ипподроме, И яркую лампочку В маленьком доме, Улыбку и радость На лицах казачьих – Суровых и смуглых, Простых, но горячих! Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, Прославленный край! (Слайд 20)

Список использованной литературы:

  1. Хрестоматия “Литература Кубани”. 2002 г.
  2. Родная Кубань. Страницы истории. 2003 г.
  3. Книга По Кавказскому заповеднику. 1984 г.
  4. Книга Краснодарский край.1990 г.
  5. Журнал “Щербиновские просторы” 2006 г.
  6. Книга “Маршруты выходного дня.” 2006 г.
  7. Книга “Екатерина Великая”.
  8. Книга “А.В.Суворов.”
  9. Газета Щербиновский курьер № 97, август 2007 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Виктор Гаврилович Захарченко и Кубанский казачий хор»

ТЕМА УРОКА: «Виктор Гаврилович Захарченко и  Кубанский        казачий хор».

 

Цели:

- Знакомство с биографией и  творчеством известного кубанского композитора, народного артиста России и Украины, профессора, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко.

- Расширение кругозора учащихся.

- Развитие интереса к кубанскому народному творчеству; умения видеть прекрасное рядом с собой;

- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися  людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

 

Оборудование: Мультимедийная презентация, фотографии реалистических кубанских пейзажей,  аудиозаписи кубанских песен, краски и альбомные листы.

 

Ход урока.

I. Организационный момент и мотивация на урок.

 

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен —

Край наш Краснодарский.

 

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя —

Их колыбель Кубань качала.

 

Учитель: Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство — люди.

Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле...

Мои герои — главный корень,

Основа жизни на земле.

 

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о человеке, кто  Кубань нашу прославил на век, кто делает нашу жизнь прекрасной.

Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции.

На священной горе Геликон живут вечно юные музы — дочери бога Зевса и богини памяти Мнемоcины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.

Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Тем, кого полюбили музы, и есть В.Г. Захарченко.

 

III. Изучение нового.

1. Знакомство с биографией и творчеством В.Г. Захарченко.

Учитель: Мне хочется познакомить вас с этим замечательным человеком.

 Рассмотрите его портрет.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

- Может быть, кому-то знаком этот человек?

- Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.

- Кого и что прославляет в своих песнях кубанский композитор? (красоту родного края, человека-труженика, воина-защитника)

В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека — труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песни. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора.

2. Знакомство с Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.

 

Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках...

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет...

Лишь запоёт кубанский хор

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

душа бывает человечья...

                  Вадим Неподоба

Казаки всегда любили песню, она сопровождала их в труде и в военном походе. В 1811 год был создан Войсковой певческий хор, который украшал своим пением казачьи праздники и церковные богослужения. Современный Кубанский казачий хор радует зем­ляков и жителей зарубеж­ных стран не только звон­кими песнями, но и лихими плясками.

 

Наш Кубанский хор казачий -

он известен всей земле!

За границей ждут с ним встречи,

ждут с ним встречи и в Кремле.

Голоса, костюмы, танцы -

земляков мы узнаём!

Не как все поют кубанцы -

по-казачьи, о своём.

Помогая возродиться

песням предков удалых,

ищут песни по станицам,

С хуторов привозят их.

 

3. Работа с пословицами и поговорками.

 «Где труд, там и песня» - говорили в старину. Кубань – родина свободолюбивых и трудолюбивых людей. На  Кубани слились воедино две богатейшие культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга. Такое объединение культур породило множество песен. Песня – душа народа. О песнях народ придумал пословицы и поговорки. Как вы их понимаете?

- Беседа коротает дорогу – песня работу.

- Из песни слова не выкинешь.

- Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.

- Песня казаку - подруга в походе.

- Колы казаки спивають, ворогы — плачуть.

- На Кубани и камень казакам подпевает.

 

Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня — постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

- А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

- А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

- Кто пишет музыку песен? (композитор)

А каких кубанских композиторов вы еще знаете?

 

- Какие песни поют у нас на Кубани?

Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы, создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.

И действительно, песня может многому научить. В песнях — душа народа,  в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.

Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

 

Кубань, Кубань — души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

 

- А какие песни поют ваши родители?

- Какие песни вы любите?

 

 

 

- Постарайтесь определить характер песни и в какие моменты жизни поют их казаки.

(прослушивание песни Кубанского казачьего хора + видео).

- Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу песня?

- Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)

 

4.Творческая работа.

- Нарисуйте всё, что вам запомнилось, что вам представлялось, когда вы слушали песни в исполнении Кубанского казачьего хора,  композитора В.Г. Захарченко.

IV. Итог урока.

Вопросы для закрепления:

- С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились на уроке.

- Кого и что прославляет в своих песнях автор?

 

 

 

 

 

 

 

 

hoperskaya-school11.narod.ru


Смотрите также