Фестиваль кубанской песни "А у нас на Кубани". Ты красив и весел край хлебов и песен
Краснодарскому краю 75 лет: помним, гордимся, наследуем!
город КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
350000, г.Краснодар, ул.Седина, 38, тел./факс (861) 262-40-33
e-mail:[email protected]
Классный час на тему: «Краснодарскому краю – 75 лет: помним, гордимся, наследуем!»
Составила:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
Дашко Е.Г.
-Ты красив и весел Щедр ты по –кубански, Край хлебов и песен- Край наш Краснодарский! (на доске)
Сегодня ребята мы отправимся в путешествие по родным просторам нашей малой Родины. Нашим путеводителем будет карта нашего края.
слайд.Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.
Уч-ль: кто знает, ск-ко лет исполняется в этом году годуКр. Краю?
-13 сентября Краснодарскому краю в этом году исполняется 75 лет. На день рождения принято дарить подарки. Что мы можем подарить? (Ответы детей.)
- Давайте подарим нашу любовь к Земле отцов, на которой мы родились, живём, учимся. Как выразить эту любовь? (Своими делами, добрыми поступками…)
- Любить свою родину - значит знать историю нашей земли, нашего Краснодарского края.
Стихи
«Кубань»
Степные просторы,
Высокие горы,
Два ласковых моря –
Все это Кубань.
Родная станица,
Открытые лица,
Густая пшеница –
Все это Кубань.
Течет река Кубанушка
Средь желтых берегов Течет, играя камушком Разбуженных веков Как маятником тикая Ведет секундам счет Взмыло солнце над полями Свет клубится над рекой. А вокруг, куда ни глянешь Край Кубанский мой родной Могучие песни летят в поднебесье Открытая высь голубая И нету красивее края в России- Чем наша Кубань дорогая.На Кубани любят
Ковать и вышивать И еще трудится в поле Хлеба много собиратьНа Кубани любят
Сладкий виноград Здесь хозяин гостю Как родному радУчитель: - Первый подарок от меня. Я расскажу и покажу, каков наш край!
(Слайды)
Кубань. Большой и уникальный край, омываемый Чёрным и Азовским морями. Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких холмов. В горах берут начало быстрые горные реки. Самая большая из них – Кубань. Название реки древнего происхождения. В переводе на русский язык Кубань означает просто «река».
В лесах растут дубы, ясени, липы, сосны, ели, тополя и водится много диких зверей: медведи, косули, лисы, волки, кабаны. Теплый климат и плодородные почвы позволяют выращивать на Кубани пшеницу, рожь, подсолнечник, виноград, клубнику, малину, яблоки и вишни, сливы и груши, помидоры и огурцы. А еще в Краснодарском крае добывают нефть и газ.
(Слайд)
И все это делают люди с разными именами и национальностями, которые гордо называют себя кубанцами.
(Слайд) А с недавних пор наша Кубань стала хозяйкой зимних Олимпийских Игр 2014. Вся страна болела за то, чтобы зимняя олимпиада проходила на Кубани, и мы выиграли это право.
(Слайды)
Мы гордимся нашим краем и говорим «спасибо» нашим далёким предкам-казакам, которые 219 лет назад основали войсковой град – город Екатеринодар.
- А почему казаки назвали так город? (Ответы детей)
Императрица Екатерина II Особой Грамотой (30 июня 1792 года) даровала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем.
Выступление старшеклассников: Текст дарственной грамоты Екатерины II:
Черноморскому казачьему войску жалуется "в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскомуредуту… чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяется "бдение и стража пограничная”. Сей документ подписан 30 июня 1792 года рукою императорского величества.
Царицей дарованы земли Кубани. Казачеством создан там град войсковой, Церквами обвенчанный, Богом хранимый – С прозрачной богатой Кубанью-рекой. Под флагом Кубани, с надеждой и верой, Не меркнет с годами полученный дар. Гордясь своим городом, гимном и хлебом, Поем тебе славу, родной Краснодар.
Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани. Это место называлось Карасунский кут Своенравная река здесь круто изгибалась, делая кут неприступным для неприятеля с трех сторон. С военной точки зрения лучшего места для поселения не найти. Здесь и решили построить главный войсковой город, ставший на защиту границ Кубани и южных рубежей России.
Города, как и люди, имеют собственные уникальные судьбы и такой неповторимой биографией славен город, носивший в прошлом имя Екатерины II, а сегодня именуемый Краснодаром.
127 лет своего существования наша столица носила имя Екатерины II. Жители столичного Петербурга гордились тем, что они живут в городе, основанном Петром Великим, а наши предки казаки осознанно нарекли столицу Кубани Екатеринодаром, чтобы навсегда увековечить память о славных делах императрицы для своих потомков.
В 1920 году большевики изменили название города и переименовали Екатеринодар в Краснодар. Уже 86 год наша столица носит свое новое имя.
Учитель. Казаки стали строить на Кубани первые станицы. Через год в Екатеринодаре проживало 580 человек, большинство из которых называло себя «хлеборобами».
- Кто такие хлеборобы? (Ответы детей)
Они распахивали землю, высевали хлеб, ячмень, овёс, фасоль и чечевицу. А ещё среди казаков были пекари, гончары, плотники, кузнецы, сапожники. Так обживались кубанские земли. Невероятно храбры были наши прадеды – кубанские казаки в боях.
Кубань стали называть «житницей России», потому что каждая десятая буханка хлеба в стране выпекается из кубанской пшеницыжитница – жито (хлеб) – жизнь
Гостеприимней и красивейНа свете нет земли.
Не зря жемчужиной России
Мой край в народе нарекли.
Кубань - жемчужиной назвали,
Но это низкая цена.
В пшеничной золотой оправе,
Как бриллиант блестит она.
У нас на Кубани говорят: «Будет хлеб – будет и пища». Учитель. Казаки выращивают основную культуру – пшеница. Человек не мыслит свою жизнь без хлеба. Хлеб – основной продукт питания. Ученик 1. Хлеб… В нашем языке это одно из наиболее емких слов, с хлебом связаны многие прекрасные обычаи и традиции. Один из самых славных обычаев сохранился до наших дней. Дорогим и почетным гостям вручать каравай хлеба
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
простор Краснодарский,
и труд хлебороба,
и песни, и пляски.
Народ придумал много пословиц и поговорок о хлебе. Прочитайте некоторые из них.(на доске)
«С хлебом русский человек — богатырь на целый век».
«Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится».
«Хлеб-батюшка, а вода-матушка».
«Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».
«Хлеб бросать – силу терять».
«Потрудиться – так и хлеб поесть».
- Я хочу, чтобы вы бережно относились к хлебу!
Ученики рассказывают стихи про Кубань
А где еще такое небо синее? А где еще такие тополя? Где так поют под южным небом птицы? И где Земля вдыхает Солнца дар? Цвети и пой, кубанская столица, Цвети и пой, родной кубанский край. Стоит пшеница на КубаниСреди натруженных полей, И тает в хлебном океане Зеленый парус тополей. Шумят хлеба… В страде горячей Они земле поклоны бьют. За теплоту души казачьей, За доблесть, мужество и труд!... Иван Варавва Ученик. В степи, под этим южным небом,(слайд 15) Мне хлеборобы как родня, Они Россию кормят хлебом, А это значит – и меня… Кронид Обойщиков. Учитель. Как хлеб приходит в наш дом? (ответы детей). Учитель. Как необходимо относиться к хлебу? (ответы детей). Учитель: Нелёгок труд хлебороба. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле.Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других. Учитель: Разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем хлебороб. Глубоко ошибается тот, кто решил, что в нынешние времена, при современной технике, хлеб даётся легко. Нет, он добывается в поте лица, и слово «страда» не утратило своего первоначального смысла. За хлеб, что вдоволь есть у нас в домах, Что мы здоровы телом и душою, За то зерно, что полнит закрома, Спасибо, хлебороб, тебе большое! Когда встречаешь ты рассвет, Рабочий у станка стоит спокоен. Известно, что без хлеба жизни нет – Так мир великий, видимо, устроен. Учитель. Наш город зеленый и красивый, его наряд составляют деревья и кустарники. А какие растения произрастают в городе Краснодаре? (Ответы учащихся)Учитель. Ребята, сейчас проведем викторину. За правильный ответ вы будете получать жетон в виде «колоска пшеницы» Вопросы викторины:
Учитель. Писатели и поэты Кубани воспевают красоту нашего края, его богатства, природу. Вот некоторые строчки из стихов. Ученик. Могучие горы, степные просторы Приморского берега грань Леса и поляны, сады и лиманы Все это – родная Кубань Богат наш край садами и хлебамиЦемент и нефть он Родине даёт Но самый ценный капитал Кубани Простой и скромный труженик народ Ты весной чудесен Летом щедр, как в сказке Край хлебов и песен Край наш Краснодарский . На Кубани пахнет лето (слайд 11) Прилетевшим с моря ветром, Сочной, сладкою клубникой, Огурцами, ежевикой, Разогретой лебедой, Мятою и резедой, Щедрым дождиком грибным И укропом молодым, Грушей в розовых накрапах… А какой же главный запах? Слышали, как за станицей Пахнет солнышко пшеницей? Т. Голуб ФИЗМИНУТКА Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты. КУСТАРНИКИ: шиповник, смородина, ежевика малина, крыжовник, облепиха, можжевельник, жимолость. ДЕРЕВЬЯ: сосна, липа, клен, тополь, береза, айва, ясень, кипарис. ТРАВЫ: подорожник, мята, крапива, зверобой, ландыш, тысячелистник. -Отгадайте, о каких растениях я говорю. Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь - О шипы уколюсь. Но уважаю с детства Сердечное средство. (Боярышник) Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. (Календула) Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти – Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути. (Подорожник) -А сейчас угадав загадки, вы узнаете, какие культуры, у нас в крае выращивают. В поле росла, под жерновом была, Из печки на стол караваем пришла (Пшеница) Ходит солнышко высоко, наливает зерно соком, И как мирные ребятки, все сидят они в початке. (Кукуруза) Он рекой в комбайн льётся, Белым золотом зовется. Славит родину он нашу, Любят кушать эту кашу. (Рис) Стоят столбы точеные, Головки золоченые. (Рожь) Стоит он, задумчивый, в желтом венце, Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух) Гроздья спелые висят Это вкусный…. (Виноград) Вот какие корнеплоды с поля едут на заводы. Там их чисто, чисто моют, Мелко режут, варят сок, Чтобы был у нас с тобою К чаю сахарный песок. (Сахарная свекла). "Нам есть чем гордиться и что беречь..." (перекличка) 1 ученик: - Кубань - "житница России": даёт много хлеба для страны. 2 ученик: - Кубань - "здравница России": на минеральных источниках края поправляют своё здоровье миллионы людей нашей страны. 3 ученик: - Кубань - край изобилия плодов, погожих тёплых дней, разнообразия климатических зон, где неоглядная степь-кормилица соседствует с вековым лесом, а высокие горы Кавказа - с морским синим простором. 4 ученик: - Столица края - Краснодар. Его не трудно отыскать на карте. 45 параллель северной широты - расстояние равного удаления города от экватора и северного полюса. 5 ученик: - Кубань - "жемчужина России": здесь живут талантливые учёные, писатели, музыканты, художники, спортсмены. -Кубани есть чем гордиться: в крае развито животноводство(слайд), Кубанские земли богаты и полезными ископаемыми. Здесь идёт добыча нефти, природного газа, строительных материалов. Широко развита промышленность: нефтеперерабатывающая, химическая, деревообрабатывающая, цементная, фарфоро-фаянсовая,. Кроме того наша земля богата минеральными источниками и лечебными грязями. И за каждым пунктом гордости Кубани, стоят наши земляки! Учитель.-Хочется, ребята, сказать еще об одном очень важном человеке. Без него наш край не смог бы достичь таких высот и побед! Конечно, это наш губернатор!(слайд) Как его зовут? Каким должен быть губернатор?(сильным, властным, волевым, решительным, надежным)Какие чувства вы испытываете к этому человеку?(уважения, доверия)От имени губернатора нашего края каждый второклассник получает в подарок учебник «Кубановедение». Этот учебник поможет вам лучше узнать историю и природу нашего края, места, где родились вы и ваши родители, научит беречь эту землю. Учитель раздает второклассникам «Кубановедение». Слово учителя: - Вот так и пересеклись история и современность. Много воды утекло с тех пор, но слава дедов и прадедов, их традиции и обычаи не должны быть забыты. Помните, что у казаков... (на доске) ДРУЖБА - обычай! ТОВАРИЩЕСТВО - традиция! ГОСТЕПРИИМСТВО - закон! |
flatik.ru
Фестиваль кубанской песни "А у нас на Кубани"
Фестиваль кубанской песни.
Цели и задачи: знакомство учащихся с разнообразием кубанских народных и авторских песен, показать значение песен в жизни казаков; прививать интерес и уважительное отношение к народному творчеству; способствовать расширению познавательного интереса учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация, рисунки кубанского быта, предметы кубанского быта, фотографии, костюмы.
Ты красив и весел,
Щедр ты по – кубански,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский
Вступительная часть
1 ведущий: Где труд, там и песня – говорили в старину.
2 ведущий: Кубань – земля трудолюбивых, талантливых и свободолюбивых людей.
1 ведущий: На Кубани слились воедино две богатейшие песенные культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга.
Такое объединение культур зародило множество народных песен, припевок, напевов.
2 ведущий: В России трудно найти более песенный край, чем Кубань!
Казаки любили песни, в них отражалась нелегкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания и дружба.
1 ведущий: Различались песни: исторические, бытовые, обрядовые, колыбельные, свадебные, походные, шуточные
2 ведущий: Исторические песни – пели об Иване Грозном, Петре I, графе Суворове, Ермаке, о переселении на Кубань.
1.Обрядовые песни: колядки, щедровки, хороводы календарного цикла.
Зимнего календарного цикла: величальные, гадальные, святочно-игровые, масленичные.
Весеннего и летнего цикла: заклинание весны, весенние и летние хороводы.
2 ведущий: Свадебные песни сопровождали сватовство, рукобитие, смотрины, девичник, свадебный поезд, свадебное пирование.
1 ведущий: Различалась и манера исполнения:
маршевые,
лирические,
шуточные,
плясовые,
песни-думы
баллады,
гимны.
Композиторы Кубани.
2 ведущий: Огромную роль в музыку Кубани внесли композиторы
Г.Ф.Пономаренко, И.Петрусенко, В.Захарченко, Г.М.Плотниченко и др.
Поэты Кубани
ведущий: Но без слов, какая же песня? Кубанские поэты: К.Обойщиков, В. Подкопаев, В.Неподоба, В.Бакалдин, С.Хохлов. И.Варавва и др. написали замечательные стихи – так родились удивительные песни. Но много на Кубани и народных песен.
Исполнение песен (слайды «Кубанские зарисовки»).
1 ведущий: У нас в гостях сегодня работники клуба
2 ведущий: А теперь участники фестиваля покажут свое мастерство – исполнят кубанские песни (5 – 7 мин).
Учащиеся 5-х классов исполнили песню «Ты ж менэ пидманула»
Учащиеся 6 класса исполняют песню «Ой, на гори два дубкы»
Учащиеся 7-х классов с песней «Эх, казаченькы»
Учащиеся 8 класса с песней «Ой, цветет калина»
Учащиеся 9 класса исполняют «Роспрягайтэ, хлопци коней»
1ведущий: Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они, как бессмертные души наших славных пращуров, живут среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая, своей духовностью питающая наши души, нашу добрую память.
IV. Викторина
2 ведущий: Посмотрим, ребята, как вы знаете кубанскую речь и кубанский быт
1. Презентация.
Болельщики отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
2. Команды задают свои вопросы.
V. Подведение итогов (жюри)
VI. Награждение команд.
multiurok.ru
Внеклассное мероприятие по теме "Кубань моя, степная дочь России"
Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство
(Приложение 1, Слайд 1)
Цели:
- привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории;
- развитие логического мышления, памяти, воображения;
- развитие интереса к истории и культуре края.
Задачи:
- знакомство с историей края;
- воспитание любви к малой Родине;
- формирование гражданственности и патриотизма;
- воспитание чувства гордости за родную Кубань и за тех, кто её прославляет.
Оборудование: Флаг Кубани, Флаг России, кроссворд, плакат “Отгадай реку”, книга “По Кавказскому заповеднику”, диск со слайдами, оборудование для мультимедийного показа, Гимн Кубани.
ЭПИГРАФ:
Ты красив и весел Щедр ты по-кубански, Край хлебов и песен Край наш Краснодарский. (Слайд 2)
Кубань, Кубань Степная дочь России, Краса полей В цвету хлебов густых, В мою судьбу Светло и негасимо Идёшь в венках колосьев золотых.
Цвети, Кубань От края и до края С далёких лет Ты в сердце у меня Казачья песня, слава трудовая Кубань, Кубань Бескрайняя моя! (Слайд 3)
Учитель: Ребята, я очень рада видеть вас в стенах школы. За это лето вы подросли, окрепли, набрались сил. Сегодня 1 сентября. У детей всей нашей огромной страны пройдут первые уроки – уроки гражданственности. Дети всей нашей страны будут говорить о том, в какой стране они живут, как они живут.
А в какой стране живём мы с вами.?
- В России.
Правильно. Наша страна Российская Федерация. Назовите столицу РФ.
- Москва.
Правильно. Но у каждого человека есть место на земле, которое дорого ему по-особому. Здесь он родился, учился, вырос. Как называют такие места?
- Малой Родиной.
А как называется наша маленькая Родина?
- Кубань, Краснодарский край.
А кто является Губернатором нашего края?
- А.Н.Ткачёв. (Слайд 4)
И сегодня мы совершим путешествие по родному Краснодарскому краю.
2007 год для Кубани знаменателен и отмечен двумя датами: 70-летием образования Краснодарского края и 215-летием заселения казаками Кубани.
Ребята, а почему наш край называют Кубанью?
- По названию главной реки нашего края.
А край почему называют Краснодарским?
- По названию главного города – Краснодара, который является столицей нашего казачьего края.
Ребята, а как раньше назывался г.Краснодар?
- Екатеринодар.
Да, в честь Екатерины II, которая подарила казакам земли, на которых был построен г. Екатеринодар. (Слайд 5)
Как же это было?
- 1 апреля 1792 года казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург и попала на приём к империатрице. (Слайд 6)
Прошение войска уже было составлено.В царские покои вела большая мраморная лестница – жаль было на неё наступать. Вокруг всё дорогое, тонко сделанное. В одном из залов велено было ждать. Перед выходом империатрицы казаки стали на колени. В окружении свиты вошла Екатерина. Наружность её была привлекательна и величественна. Казаки не сразу согласились подняться с колен. Благосклонно улыбаясь, царица взяла поднесённое ей войсковое прошение. Там, в частности говорилось (Слайд 7):
“Нас войско во всегдашнее свое монаршее благоволение… приняв, для поселения нас на Тамани с окрестностями оной милостливо повелеть отвесть выгодные земли: и на вечно спокойное потомственное онаго владения милостливую грамоту выдать”.
На приёме черноморцы сумели расположить к себе Екатерину и через некоторое время решение об их переселении было принято окончательно.
И 30 июня 1792 года Екатерина II подписала Грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску. Содержание её следующее: (Слайд 8 )
Черноморскому казачьему войску жалуется “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья её к Усть-Лабинскому редуту…чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяются “бдение и стража пограничная”.
Дети читают стихи:
Дала Екатерина Казакам земли в дар. Прошли года, и вырос Город Краснодар. Краснодарский край родимый, Ты для каждого любимый, Кто родился здесь и рос. Здесь то жарко, то — мороз. В Краснодаре есть музеи, Парки, скверы, галереи. Есть всегда куда пойти, Время с пользой провести. Край ты мой любимый, Родина моя! Я на свет здесь появился. Не забуду я тебя!
И даже тогда, когда пасмурно в небе Ты слышишь меня и зовёшь. Ты край наш родимый, Отчизна, Держава! И в наших сердцах ты живёшь.
После мудрый дипломат Антон Головатый (Слайд 9) ездил в царское село благодарить империатрицу за оказанную черноморцам милость. Им было сказано (Слайд 10):
“Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным для обитающих в нём залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим сёла, сохраним безопасность пределов”.
Вернувшуюся из Санкт-Петербурга депутацию казаки встретили особо торжественно. Все благодарили Екатерину II за оказанную милость. Отслужив благодарственный молебен, черноморцы по запорожскому обычаю долго палили из пушек и ружей.
И уже в августе 1792 года казаки начали переселяться на пожалованные земли.
9 июня 1793 года кошевой атаман Захарий Чепега (Слайд 11) с войсковым правительством расположился лагерем в Карасунском Куте, близ Орехового озера, а 12 июня направил войсковому судье Антону Головатому письмо с поздравлениями и о том, что уже сыскано место под войсковой град.
И решили черноморские казаки воздвигнуть в Карасунском куте главный город в честь Государыни Империатрицы Екатерины Алексеевны, построить в нём войсковое правительство и сорок куреней (Слайд 12). Там вскоре был основан г.Екатеринодар.
Заселение и освоение Кубани состоялось благодаря дальновидной и героической деятельности многих выдающихся людей. Это Екатерина II-подписавшая “жалованную грамоту”, это Григорий Александрович Потёмкин (Слайд 13), ходатайствовавший об образовании “войска верных казаков”. В городе Краснодаре есть Памятник Кубанскому казачьему войску, который восстановили в 1999 году (Слайд 14). А также А.В.Суворов (Слайд 15), который строил оборонительные крепости и возглавлял военные походы против турок.
Надо отметить, что не только такие атаманы как Антон Головатый, Захарий Чепега, но и ещё Савва Белый, Константин Кордовский начинали осваивать благодатный Кубанский край.
Являясь центром казачьего войска, Екатеринодар долгие годы был войсковым городом. И только с 1867 года Екатеринодар – гражданский город. Здесь разрешено было селиться всем желающим. И постепенно город стал превращаться в торгово-промышленный центр.
Во второй половине XIX века в городе строились новые здания, открывались институты, создавались музеи.
- В 1900 году было открыто трамвайное движение в городе.
- В 1907 году состоялось открытие памятника Екатерине II.
- В 1920 году город начал жить с новым именем. Постановлением Наркомата внутренних дел его переименовали в г. Краснодар. Менялся статус города.
- С 1924 года он стал центром кубанского округа.
- С 1930 года – лишь районным центром.
И вот 13 сентября 1937 года произошло образование Краснодарского края.
И перед вами хронология этого события. (Слайд 16, 17)
И именно с 1937 года Краснодар стал столицей Кубани, что повлекло за собой бурное экономическое и культурное развитие. Я уже говорила, что в 1907 году открылся памятник Екатерине II, но потом он был разрушен. И вот 9 июля 2006 года в г. Краснодаре был открыт новый памятник Екатерине II.
Итак, ребята подошла к концу историческая страничка нашего путешествия.
Земля кубанская (Слайд 18) раскинулась на 370 км с севера на юг и на 375 км с востока на запад. Более 83 тысяч квадратных км – таковы её просторы.
Неоглядные равнины с северной и средней частях края сменяются холмистыми полями в предгорьях. А в горах ласкают взгляд огромные лесные массивы и цветущие субальпийские луга.
Омывают кубанскую землю Чёрное и Азовское моря. Живительной влагой поят её 574 реки 12 водохранилищ.
Ребята, а какие реки известны вам? Я даю вам задание отгадать и найти зашифрованные названия рек.
Б | А | К | В | П | Д | У | Р | У | П |
Е | О | У | У | Ф | Х | А | Х | К | Е |
Й | П | Б | Ю | С | Т | Л | А | Б | А |
С | Б | А | Я | С | О | Ч | И | Ю | Ц |
У | С | Н | Б | Е | Л | А | Я | Е | Я |
Г | П | Ь | Г | П | Ш | А | Д | А | Д |
(Бейсуг, Кубань, Уруп, Сочи, Лаба, Белая, Ея, Пшада)
Жемчужиной России называют землю Кубанскую. Она богата своими чернозёмами, в её недрах найдено более 50 видов полезных ископаемых. Сейчас трудно представить себе, что кубанская земля всего две сотни лет назад была покрыта девственными лесами и непроходимыми лиманами. Века не оставили на этой земле сколько-нибудь заметных памятников старины. Сохранились лишь в горных районах дольмены – небольшие хатки из каменных плит (Слайд 19), в которых, как предполагают, хоронили своих вождей древние племена. Находки археологов относятся в основном к районам Анапы, Тамани, Адыгеи.
На территории Краснодарского края расположился Кавказский заповедник, который был организован в 1920 году, а в 1924 году был учреждён. Красота заповедной природы поразительна. Пирамидальные снежно-скальные пики и зубчатые гребни. Каскады лазурных озёр, феерически брызжущие неистощимые водопады, богатые форелью реки. Мне хочется показать вам лишь некоторые водопады:
(Рисунок 1) Каверзинский водопад.
(Рисунок 2) Водопад на южном склоне хребта Коцехур.
(Рисунок 3) Грохочущий водопад.
При взгляде на лесные склоны издали кажется, будто они покрыты бархатом или мехом. А в действительности перед тобой не мех и не ковёр, а дремучий лес из высокоствольных гигантов, достигающих 40–50 м в высоту, к которым можно отнести величественный бук. (Рисунок 4)
Реликтовые кустарники с кожистой вечнозелёной листвой сохранились с доледникового времени. Понтийский рододендрон – лиловый брат белого рододендрона высокогорий.
Гордость Кавказского заповедника – его животный мир. Там, где на лесных тропах проступает мягкий грунт, они буквально испещрены, словно клинописью, следами копыт и копытец – оленьих (Рисунок 5), косульих (Рисунок 6). Теперь не редкость и “печати”, оставленные зубрами (Рисунок 7).
Клочья шерсти на коре бука – это чесался кабан (Рисунок 8), лакомившийся буковыми орешками.
Я думаю вы согласитесь со мной: как прекрасен наш край и мы с вами должны его беречь и приумножать! Кто захочет более подробнее познакомиться с красотой заповедника – я предлагаю совершить путешествие, взяв в руки эту книгу “По Кавказскому заповеднику”.
Но красиво не только здесь. На Кубани очень много удивительных мест. И не зря, наверное г. Сочи выиграл право на проведение зимней олимпиады в 2014 году.
Каждая станица, село, города нашего края имеют свои особенностями и достопримечательности. А какие станицы, города, сёла вы знаете?
Попробуйте отгадать кроссворд.
1. Столица Кубани.
2. Ближайший к нам город.
3. Город, где производят сгущенное молоко.
4. В этом городе есть известный сахарный завод.
5. Город на берегу Черного моря.
6. Город-курорт.
7. Столица олимпиады 2014 года.
8. Станица, где производят конфеты.
9. Столица Адыгеи.
10. Город на границе с Грузией.
Итог урока:
Как видите, на кубанской земле живут отличные люди, которыми гордиться Кубань… Их много – всех не перечесть! Они выращивают хлеб и строят новые дома, спасают нас от болезней, открывают новые горизонты в науке, воспевают красоту родного края …
И мне хочется закончить этот урок стихами Виктора Михайловича Гончарова “Кубань”: (дети читают стихи)
Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, Прославленный край!
Там вечер просторный И песня простая. У клуба – парнишек И девушек стая. Там примут тебя Как хорошего друга, Покажут, как землю Ворочают плугом, Как хлеб убирают, Как стол накрывают, Как в горнице гостя У нас угощают. Кубанцы на зависть Умеют трудиться.
Там где-то саманный Курень мой дымится, Увитый густой Виноградной лозою, Мой бойкий домишко С антенной косою. Весёлые окна, Открытые ставни, Дымок над трубою Как выстрел недавний. Люблю тебя. Край мой, Простор краснодарский. И труд хлебороба. И песни. И пляски. И пыль под копытами На ипподроме, И яркую лампочку В маленьком доме, Улыбку и радость На лицах казачьих – Суровых и смуглых, Простых, но горячих! Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, Прославленный край! (Слайд 20)
Список использованной литературы:
- Хрестоматия “Литература Кубани”. 2002 г.
- Родная Кубань. Страницы истории. 2003 г.
- Книга По Кавказскому заповеднику. 1984 г.
- Книга Краснодарский край.1990 г.
- Журнал “Щербиновские просторы” 2006 г.
- Книга “Маршруты выходного дня.” 2006 г.
- Книга “Екатерина Великая”.
- Книга “А.В.Суворов.”
- Газета Щербиновский курьер № 97, август 2007 г.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Виктор Гаврилович Захарченко и Кубанский казачий хор»
ТЕМА УРОКА: «Виктор Гаврилович Захарченко и Кубанский казачий хор».
Цели:
- Знакомство с биографией и творчеством известного кубанского композитора, народного артиста России и Украины, профессора, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие интереса к кубанскому народному творчеству; умения видеть прекрасное рядом с собой;
- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;
Оборудование: Мультимедийная презентация, фотографии реалистических кубанских пейзажей, аудиозаписи кубанских песен, краски и альбомные листы.
Ход урока.
I. Организационный момент и мотивация на урок.
Ты красив и весел,
Щедр ты по-кубански,
Край хлебов и песен —
Край наш Краснодарский.
Не раз кубанская земля
Достойных ей сынов рожала,
Их позабыть никак нельзя —
Их колыбель Кубань качала.
Учитель: Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство — люди.
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле...
Мои герои — главный корень,
Основа жизни на земле.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о человеке, кто Кубань нашу прославил на век, кто делает нашу жизнь прекрасной.
Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции.
На священной горе Геликон живут вечно юные музы — дочери бога Зевса и богини памяти Мнемоcины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.
Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.
Тем, кого полюбили музы, и есть В.Г. Захарченко.
III. Изучение нового.
1. Знакомство с биографией и творчеством В.Г. Захарченко.
Учитель: Мне хочется познакомить вас с этим замечательным человеком.
Рассмотрите его портрет.
Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.
- Может быть, кому-то знаком этот человек?
- Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.
Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.
Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в
консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.
Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.
- Кого и что прославляет в своих песнях кубанский композитор? (красоту родного края, человека-труженика, воина-защитника)
В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека — труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песни. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора.
2. Знакомство с Кубанским казачьим хором.
Рассматривание фотографии хора.
Лишь запоёт кубанский хор
В лихих кубанках и черкесках,
Я вижу дедов дом и двор,
За ними даль в пшеничных всплесках...
Лишь запоёт кубанский хор
Или блеснёт казачий танец,
Как будто солнце из-за гор
Всё сразу над Кубанью встанет...
Лишь запоёт кубанский хор
Понятно всем его наречье,
И шире степи, выше гор
душа бывает человечья...
Вадим Неподоба
Казаки всегда любили песню, она сопровождала их в труде и в военном походе. В 1811 год был создан Войсковой певческий хор, который украшал своим пением казачьи праздники и церковные богослужения. Современный Кубанский казачий хор радует земляков и жителей зарубежных стран не только звонкими песнями, но и лихими плясками.
Наш Кубанский хор казачий -
он известен всей земле!
За границей ждут с ним встречи,
ждут с ним встречи и в Кремле.
Голоса, костюмы, танцы -
земляков мы узнаём!
Не как все поют кубанцы -
по-казачьи, о своём.
Помогая возродиться
песням предков удалых,
ищут песни по станицам,
С хуторов привозят их.
3. Работа с пословицами и поговорками.
«Где труд, там и песня» - говорили в старину. Кубань – родина свободолюбивых и трудолюбивых людей. На Кубани слились воедино две богатейшие культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга. Такое объединение культур породило множество песен. Песня – душа народа. О песнях народ придумал пословицы и поговорки. Как вы их понимаете?
- Беседа коротает дорогу – песня работу.
- Из песни слова не выкинешь.
- Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.
- Песня казаку - подруга в походе.
- Колы казаки спивають, ворогы — плачуть.
- На Кубани и камень казакам подпевает.
Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня — постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.
- А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?
- А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?
- Кто пишет музыку песен? (композитор)
А каких кубанских композиторов вы еще знаете?
- Какие песни поют у нас на Кубани?
Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы, создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.
И действительно, песня может многому научить. В песнях — душа народа, в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.
Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.
Кубань, Кубань — души моей отрада,
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо,
Твоя бы песня в вышине плыла.
- А какие песни поют ваши родители?
- Какие песни вы любите?
- Постарайтесь определить характер песни и в какие моменты жизни поют их казаки.
(прослушивание песни Кубанского казачьего хора + видео).
- Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу песня?
- Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)
4.Творческая работа.
- Нарисуйте всё, что вам запомнилось, что вам представлялось, когда вы слушали песни в исполнении Кубанского казачьего хора, композитора В.Г. Захарченко.
IV. Итог урока.
Вопросы для закрепления:
- С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились на уроке.
- Кого и что прославляет в своих песнях автор?
hoperskaya-school11.narod.ru