Урок по литературе на тему" К.Паустовский Теплый хлеб " (5 класс). Теплый хлеб жанр произведения


К. Паустовский "Теплый хлеб!"

Панкова М.Н.

Предмет: русская литература

Класс: 3

Тема урока: К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока

Викторина

Тесты

Методические приемы:  беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из сказки, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.

- Ребята, сегодня мы будем изучать сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Запишем тему урока и эпиграф к нему.

“Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский

2.Проверка домашнего задания.

Цель: проверить знание и понимание сказки «Тёплый хлеб»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.

1. Ответить на вопросы викторины.

3.Изучение новой темы.

Цели:

Образовательные: формирование навыка аналитического чтения; усвоение нового в процессе анализа текстов. Развивающие: развитие культуры речи и интереса к изучению сказки; создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Рассказ учителя о К.Г. Паустовском.

- Определите, из скольких частей состоит произведение?

Озаглавьте их.

1. История о вороном коне.

2. Бездумный поступок.

3. Беда.

4. Чувство вины.

5. Способ искупления вины.

6. Искупление вины.

7. Прощение и примирение.

По страницам сказки.

- Почему произведение «Тёплый хлеб» К.Паустовского мы называем сказкой?

( Сказочными являются персонажи произведения: сорока, лисицы, конь, мыши.)

- Дайте характеристику каждому.

Сорока - ...

(«самая болтливая из птиц»)

Лисицы - …

(ловкие, хитрые)

Конь - …

( добрый помощник, верный друг, беспомощный, раненый)

Мыши - …

(испуганные, беспомощные)

- Какой сказочный герой вам больше всего понравился? Почему?

«Сорока - самая болтливая птица на свете».

- Почему автор изобразил именно эту птицу? Какова её роль в сказке?

- Где проживала сорока? (в сенях у Панкрата)

- Почему «Никто её не заметил? Ведь она жила на самом видном месте. И всё-таки её кто-то «заметил» и даже немного испугался. Кто это был? (лисица)

Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте:

Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.

(Деревня, конь, ветер, мельник, мельница, хлеб, Филька, солдат, стужа, сорока.)

Как вы понимаете слова: мороз стрясся; пожухли; скорый на работу; нашкодил; потолкую.

Вставить пропущенные слова:

«Слеза … у коня из глаз»; (скатилась)

« В … запахло весной»; (воздухе)

«Ветки их поблёскивали, как …» (стеклянные)

    Прочитайте внимательно два отрывка из текста. Подчеркните в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы.

    « Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тот час таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».

    « А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

      - Какова роль ветра в произведении «Тёплый хлеб»?

      Внимательно прочитайте, следуя за стрелками.

      …ветер качал слепую рожь…

      Враз сорвалась метель.

      Ветер дул с юга.

      И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей.

      Метель начала стихать к вечеру.

      Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи.

       

      Паустовский открывает чудеса вокруг нас. Явления природы, животные ведут с нами диалог, о чем-то хотят рассказать. Услышим ли мы их? Научимся ли видеть чудо в обычном? Если научимся, будем волшебниками К.Г.Паустовский. 

      Найдите в сказке описание хлеба:

      1) который Филька закинул в снег; («кусок хлеба, круто посыпанный солью»)

      2) который злой мужик дал старому солдату; («не хлеб, а одна зелёная плесень»)

      3) который Филька протянул коню. («буханка свежего хлеба»)

      - Что общего между словами: тёплый ветер, тёплый хлеб? Привести синонимы слова «тёплый» ( мягкий,нагретый,утепленный)

      - Почему сказка не называется Тёплый ветер? Как бы вы назвали эту сказку? Почему?

      - Каких героев из этой сказки вы встречали в своей жизни? Перечислите.

      - Приходилось ли вам кормить животных хлебом? Каких?

      - Ребята, давайте вернемся к нашему эпиграфу, чему нас учит автор?

      “Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»

      ( Не делать не обдуманных поступков, быть внимательными и добрыми.)

      К. Паустовский был убежден, что жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нём самом, делает людей светлее и лучше.

      4.Закрепление темы.

      Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал.

      Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.)

      Самостоятельная работа учащихся

        Тесты №1-15 (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)

        Проверка самостоятельной работы

          (Самостоятельная проверка работы по тестированию , подведение итога работы.)

          5.Задание на дом.

          Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней.

          - Ребята, дома вы должны будете написать сочинение-миниатюру: «Зима в моем селе» (4-5 предложений) В своём тексте подчеркните те слова, которые наиболее ярко изображают зиму в нашей местности.

           

          Приложение №1

          Викторина

          1) Где происходит действие сказки?                                   (в Бережках)

          2) Кто взял раненого коня?                                                   (мельник)

          3) Какое прозвище имел Филька?                                         (Ну тебя)

          4) Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?

                                                                                                             (бросил на снег)

          5) Что случилось в природе после этого?                        (метель, сильный мороз)             

          6) Сколько лет назад был такой же мороз?                       (сто лет)

          7) От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?      (от злобы)

          8) Куда послала бабка Фильку в поисках совета?              (к Панкрату)

          9) Что посоветовал Фильке Панкрат?                   (изобрести средство от стужи)

          10) Сколько времени дал Панкрат на размышление?      (час с четвертью)

          11) Что придумал Филька?                                    (продолбить лед на реке)

          12) Кто был свидетелем разговора?                                         (сорока)

          13) Какую роль сыграла сорока в спасении людей?    (позвала теплый ветер)

          14) Что понес Филька раненому коню?               (буханку свежего хлеба)

          15) Что конь сделал после того, съел хлеб?   (сложил голову на плечо Фильке)

          16) Почему сердилась сорока?                              (ее никто не слушал)

          Приложение №2

          Тесты К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»

          Жанр произведения:

            а) рассказ;

            б) быль

            в) сказка.

            2. Тема произведения:

            а) труд и взаимная выручка;

            б) забота о животных;

            в) человек и природа.

            3. Значение слова «тёплый» в названии произведения:

            а) обладающий теплотой, приветливый;

            б) согревающий тело, сытный;

            в) недостаточно горячий.

            4. Раненый конь остался жить у:

            а) кузнеца;

            б) мельника;

            в) лесника.

            5. Старая сорока считала, что помогала Фильке:

            а) позвав на помощь ворон;

            б) разбудив летний ветер;

            в) напугав своим стрекотанием лютый мороз.

            6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

            а) злобу людскую;

            б) ненависть народную;

            в) грубость человеческую.

            7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

            а) обидел коня;

            б) усилился мороз;

            в) услышал рассказ бабушки.

            8. История старого солдата представляет собой:

            а) быль;

            б) легенду;

            в) сказку.

            9. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является:

            а) сравнением;

            б) олицетворением;

            в) антитезой.

            10. Изображение ночного пейзажа представляет собой:

            а) повествование;

            б) описание;

            в) рассуждение.

            11. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует:

            а) метафору;

            б) аллегорию;

            в) олицетворение.

            12. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём :

            а) антитеза;

            б) сравнение;

            в) аллегория.

            13. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный» выделенный слова представляют собой:

            а) эпитеты;

            б) логические определения;

            в) сравнения.

            14. Настоящим спасением для деревни является:

            а) совместный труд её жителей;

            б) перемена направления ветра;

            в) своевременная помощь сороки.

            15. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню:

            а) желание поделиться хлебом с голодным животным;

            б) благодарность за труд;

            в) примирение и извинение Фильки.

            Приложение №3

            4. Ответы:

            1

            2

            3

            4

            5

            6

            7

            8

            9

            10

            11

            12

            13

            14

            15

            в

            а

            а

            б

            б

            а

            в

            б

            а

            б

            в

            б

            б

            а

            в

            Используемая литература:

            1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 3 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.

            2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 3 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.

            3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 3 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.

            4. Литература: Тесты. 3-5 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.

             

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

            Краткий сюжет произведения "Теплый хлеб"

            Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог, и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.

            По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.В той же деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька хмуро отвечал: «Да ну тебя!».

            Зима в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.

            Однажды во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его по губам, закинул ломоть далеко в снег и грубо крикнул на животное.

            И вот после этого злорадного окрика и случились ‹…› те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.Из глаз коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе, перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

            Метель затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка, застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл сильнейший мороз — все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.

            Бабка расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» — колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать не будет, потому что река промёрзла до дна.

            От бабки мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто лет назад.

            Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.А случилось это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб, а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил перед ним на землю заплесневелую корку. Тогда свистнул солдат, и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик, и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат.

            Ночью Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику «изобрести спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым конём.

            Разговор этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка. Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать в помощь ребятам деревенских стариков.

            На следующее утро все собрались, разложили костры и работали до полудня. А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер и земля начала оттаивать. К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы появилась первая полынья. Сорока трясла хвостом и трещала — хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям.

            Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.Панкрат намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся хлеб.

            Утром Филька притащил к мельнице буханку тёплого хлеба и угостил им коня. Тот сначала испугался мальчишки, но потом съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

            Все радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно, хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто не слушал.

            Пересказала Юлия Песковая. Источник: Брифли.

            znanija.com

            Урок по литературе на тему « К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"» (5 класс)

            Пономарева Евгения Юрьевна

            учитель русского языка и литературы

            ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся

            с нарушениями зрения» г. Томск

            Конспект урока по литературе для 5 класса на тему

            « К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"»

            Вводно-мотивационный этап

            1. Проблемный вопрос

            - Вы знаете уже много сказок: в детстве вам читали их родители и бабушки, вместе изучали их в этом году на уроках литературы. Как вы думаете, все ли вы знаете о сказках? Сможете ли вы отличить сказку от других жанров литературы?

            2. Объявление темы и целей урока

            Сегодня мы будем знакомиться с произведением Константина Паустовского «Теплый хлеб».

            Его вы читали дома самостоятельно. А на уроке нам предстоит не только определить жанр произведения, но и его главную мысль.

            Проверка домашнего задания

            - Итак, что такое сказка?

            «Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

            На что мы должны обратить внимание, чтобы понять, что перед нами сказка?

            1. герои

            2. события

            Анализ произведения.

            1. Проверка знания текста.

            Верное-неверное утверждение.

            1. Раненый конь был вороной масти. (+)

            2. Мельник взял коня себе. (+)

            3. Коня кормил только мельник Панкрат. (-)

            4. Прозвище Фильки было «Чтоб тебя». (-)

            5. Сто лет назад в деревне был такой же мороз. (+)

            6. Мороз случился, по мнению бабки, от людской жадности. (-)

            7. Мельник Панкрат дал Фильке час с четвертью, чтобы придумать выход из ситуации. (+)

            8. Лед у мельницы долбили и ребята, и старики. (+)

            9. Теплый ветер позвала ворона. (-)

            10. Филька отнес коню буханку теплого хлеба. (+)

            2. Обозначим круг персонажей произведения. Кто из них главный? (Филька)

            Кластер (на доске)

            Филька, старики, сорока, конь, ветер, мороз, метель, мельник Панкрат, бабка, ребята

            -На какие бы 2 группы вы разделили героев произведения? (реальные и сказочные)

            -Кто такой Филька? Почему его прозвали «Ну тебя»? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!». Никого не любит, хочет отмахнуться ото всех).

            Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!".

            - Почему он жил с бабкой? (Сирота)

            -А вы знаете, что обозначает имя Филипп? Филипп – греч. – любитель лошадей.

            – Опишите мельника Панкрата. («Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном. Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди - помогал Панкрату чинить плотину»).

            - О чем произведение? Попробуйте ответить одним предложением. (один мальчик поссорился с конем, и из-за этого деревня, в которой они жили, должна была погибнуть, но добрые люди помогли мальчику исправить положение).

            infourok.ru

            Урок по литературе на тему" К.Паустовский Теплый хлеб " (5 класс)

            МОУ Комиссаровская средняя

            Общеобразовательная школа

            Разработка урока

            Литературы в 5 классе

            По теме:

            К.Г. Паустовский

            «Теплый хлеб».

            Герои и события сказки.

            Учитель русского яз.

            И литературы 1 категории

            Коржова Марина Николаевна

            2014--2015 уч.год

            Урок литературы в 5 классе

            Тема урока:К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб».Герои и события сказки.

            Цель урока: Вести работу над анализом сказки, учить характеристике героев, оценке их поступков. Развить навыки связаного пересказа, выразительного чтения, умение отвечать на вопросы, аргументировать собственное мнение.

            Воспитывать положительные нравственные качества, привести к пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

            Тип урока: Анализ литературного произведения.

            Оборудование: Портрет Паустовского, иллюстрации к сказке; мультимедийное оборудование; Таблички с надписями положительных и отрицательных качеств человека; Предварительная запись на доске: план сказки.

            Ход урока

            1. Оргмомент

            2. Целеполагание. Сообщение цели и задач урока.

            -Сегодня к нам в гости опять пришла сказка. Вы уже познакомились с ее авторам К.Г. Паустовским и содержанием сказки «Теплый хлеб». А сегодня мы будем анализировать события сказки, характеризовать ее героев, оценивать их поступки,высказывать собственное мнение о прочитанном.Но прежде поговорим о сказках вообще.

            III. Актуализация опорных знаний уч-ся.

            1)ответить на вопросы:

            -На какие два вида делятся сказки по наличию или отсутствию автора (народные и литературные).

            -Какие бывают сказки по изображению героев и событий.

            (волшебные, бытовые, о животных). К какому из этих видов относится сказка «Теплый хлеб».

            -Чем все сказки похожи друг на друга? (В любой сказке обязательно побеждает добро и содержится народная мудрость).

            2) Загадки о сказках. Указать героя и какая это сказка-литературная или народная

            IV. Анализ сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

            (с параллельным просмотром слайдов-эпизодов из сказки)

            1. Понятие о морали, нравственности (это философские категории, отражающие положительные и отрицательные качества людей, их поступки, взаимоотношения).

            2. Уч-ся называют положительные и отрицательные качества людей. Таблички с положительными качествами вывешиваются на доске(присущие героям сказки). Отрицательные: высокомерие, жестокость, зло, самоуверенность, грубость. Положительные: доброта, отзывчивость, сопереживание, уважение, взаимовыручка, трудолюбие.

            3. Назовите героев сказки «теплый хлеб» : раненый конь, мельник, Панкрат, мальчик Филька (слайды)

            4. Составление плана сказки (устно, запись на доске):

            • История раненого коня

            • Филька по прозвищу «Ну тебя»

            • Обида, нанесенная коню

            • Лютый холод

            • Рассказ бабки

            • Осознание филькой своего поступка

            • Разговор Фильки с Панкратом

            • Спасение

            • Филька мирится с конем

            1. Беседа о событиях сказки, характеристика героев, оценка их поведения:

            -Как конь оказался в Бережках.

            - Рассказ о Панкрате (приведите из текста ключевые слова, характеризующие мельника) : скорый на работу, сердитый старик, колдун (Слайд №4 «Панкрат и конь» на мельнице.

            -Чем занимается конь? Как он живет.

            - Охарактеризуйте фильку, почему ему дали прозвище «Ну тебя».(слайд №5 №Филька и деревенские ребята»)

            -Пересказ эпизода «Конь просит хлеба у фильки»(слайд №6 «Обида»

            -Выразительное чтение слов Фильки, обращенных к коню (в чтении передать злость мальчика, его грубость). Каким можно назвать поступок Фильки?

            -Какая беда случилась в бережках? (слайды № 10-12: «Конь взвился»; «Вьюга», «Все заледенело»).

            -Понаблюдайте за текстом- как автор передает изменения в природе, зачитать ключевые фразы (стр.14).

            -Объясните смысл слов бабки мальчика. Что их ждет теперь «неминучая смерть» -Какие чувства испытывает мальчик?: страх, осознание собственной вины, стремление исправить свою ошибку, уберечь людей от гибели.

            -Как бабка объяснила, от чего стрясся мороз (« от злобы людской»)

            - Какой совет она дает внуку?

            -как мальчику Панкрат помог (слайд №13 «Филька пришел к Панкрату»)

            0Выразительное чтение диалога (стараемся передать чувства героев). Раскрыть лексическое значение ключевых слов (стр. 16-17).

            -Что же придумал Филька?

            Почему Филька поверил, что ребята помогут ему (выразительное чтение эпизода «..какие ребята хорошие»).

            (слайды №14-17: « Филька, долбит лед, жжет костер, мельница заработала, люди радуются.

            -К чему привел совместный труд7 Какие качества проявили люди, помогавшие Фильки? (доброту, взаимовыручку, сопереживание, отзывчивость, умение прощать).

            -Пересказ и анализ эпизода «Филька просит прощения у коня (слайды №18-22). Какова первая реакция коня на мальчика?

            Выразительное чтение последнего эпизода

            V. Итог урока

            - Обобщение. Выводы.

            • Укажите элементы волшебства в сказке?

            • В чем же, по мнению автора, счастье человека? (в труде, во взаимной выручке, доброте).

            • Какова же народная мудрость сказки, какой урок можно из нее извлечь? (если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно никогда никому не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе).

            • Вывод: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.- народная мудрость.

            • Смысл названия сказки-значение слова «теплый-добрый, душевный, приветливый» (нахождение эпитетов стр.20- 1 абз.

            -Комментирование оценок уч-ся.

            -Домашнее задание.

            -Тест на знание содержания сказки (индивидуальное задание отдельно на листочках)

            Тест по сказке «Теплый хлеб» Паустовского

            1.Жанр произведения:

            А) рассказ

            Б)быль

            В)Сказка

            2.Тема произведения:

            А)труд и забота о животных

            Б)Забота о животных

            В)человек и природа

            3. Значение слова «Теплый» в названии произведения

            А)обладающий теплотой, приветливый

            Б)Согревающий тело, сытный

            В)недостаточно горячий

            4.Раненый конь остался жить:

            А)у кузнеца

            Б)мельника

            В)лесника

            5.Старая сорока считала, что помогла Фильке

            А)позвав на помощь ворон

            Б)разбудив летний ветер

            В)напугав своим стрекотанием лютый мороз

            6.Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала

            А)злобу людскую

            Б)ненависть народную

            В)грубость человеческую

            7.Филька понял, что совершил отвратительный поступок, злой, когда

            А)обидел коня

            Б)усилился мороз

            В)услышал рассказ бабушки

            8.Изображение ночного пейзажа представляет собой

            А)повествование

            Б)описание

            В)рассуждение

            9.В предложении: «Ветер…понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом»-автор использует

            А)метафору

            Б)аллегорию

            В)олицетворение

            10.Историю воина-инвалида и раненного коня объединяет стилистический прием

            А)антитеза

            Б)сравнение

            В)аллегория

            11. В предложении «За окнами воздух был синий ,густой, страшный» подчеркнутые слова представляют собой

            А)эпитеты

            Б)логические определения

            В)сравнения

            12.Настоящим спасением для деревни является

            А)совместный труд ее жителей

            Б)перемена направления ветра

            В)своевременная помощь сороки

            13.Смвсл подношения детьми хлеба-соли коню

            А)желание поделиться хлебом с голодным животным

            Б)благодарность за труд

            В)применение и извинение за злой поступок Фильки

            1

            2

            3

            4

            5

            6

            7

            8

            9

            10

            11

            12

            13

            а

            а

            а

            б

            б

            а

            в

            б

            в

            б

            б

            а

            В

            Приложение к уроку

            Литературы в 5 классе

            По сказке К.Г. Паустовского

            «Теплый хлеб»

            Загадки,

            Сказочные герои

            Бедняжка я и заморашка,

            К золе привыкла и печам.

            Мне днем бывает очень тяжко,

            И я мечтаю по ночам.

            Но я не плачу, я не плачу,

            Я улыбаюсь и терплю.

            Я верю в счастье и удачу

            И всех жалею и люблю.(золушка)

            Не у кого, ни у кого,

            Спросите целый свет,

            Нет носа тоньше моего,

            Длиннее носа нету!

            Ношу я длинный, длинный нос,

            Я мальчик непростой,

            Сто приключений перенес,

            Но вот, в конце концов, принес

            Для всех друзей своих принес

            Я ключик Золотой!(Буратино)

            Я красив, силен, могуч,

            Я грознее грозных туч,

            И умнее всех, нет слов,-

            Много у меня голов.(Змей Горыныч)

            Работать умела красиво и ловко,

            В деле любом проявляя сноровку,

            Хлебы пекла и скатерти ткала,

            Шила рубашку, узор вышивала,

            Лебедью белой в танце плыла…

            Кто мастерица эта была?(Василиса Премудрая)

            Долго хозяйка посуду не мыла

            И наказанье за то получила.

            Утварь домашняя вся разбежалась,

            Лишь с тараканами баба осталась.

            Горькое, горькое, горькое горе

            Стало наградой неряхе..(Федоре)

            Сходив однажды на базар,

            Она купила самовар.

            Друзей к себе всех пригласила,

            Кормила их она, поила.

            Трусливы гости оказались,

            Помочь в беде ей отказались.

            Но тут влетел в окно герой

            И за нее он стал горой

            Закончилась свадьбой вся заворуха

            Невесту героя

            Зовут… (Цокотуха)

            infourok.ru


            Смотрите также