Филька: характеристика и образ героя произведения-сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Теплый хлеб паустовский герои


характеристика и образ героя произведения-сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Часто люди поступают жестоко, и от их поступков страдают окружающие. В рассказе «Теплый хлеб» писатель преподносит урок, когда действия одного мальчишки Фильки едва не привели к беде. Этот рассказ похож на сказку, потому как здесь есть элементы мистики. Но желание исправить свои ошибки могут помочь исправить все. А доброта исправит даже самый плохой поступок.

Главным героем этого произведения, с помощью которого нам показывает свои мысли Паустовский, является мальчик Филька.

Характеристика героя

Филька предстает в начале рассказа нелюдимым и злобным. Если соседские ребята просили у него помощи, он отказывался им помогать, отвечал грубо, резко. Его фраза, произносимая при этом, стала прозвищем мальчика: «Да ну тебя!»

Образ Фильки в начале повествования хорошо показан в его поведении с конем.

Как-то в деревню приковыляла раненая на фронте лошадь, которую приютил на своем дворе мельник Панкрат. Благодаря заботе мельника конь выздоровел и стал усердно помогать своему доброму спасителю. Но тот из-за бедности не мог хорошо кормить четвероногого помощника. Потому конь каждый день ходил по деревне, выпрашивая или разыскивая еду.

Однажды он забрел во двор к Фильке, надеясь, что мальчик даст ему поесть. Филька же поступил с конем жестоко. Сначала поманив животное хлебом, мальчик ударил животное по губам. А хлеб, который держал в своих руках, втоптал в снег. Конь обиженно заржал. В этот момент, даже сама природа, наверное, обиделась на Филькину выходку вместе с лошадью. Налетел тут холодный, сильный ветер, принесший с собой лютый холод. От сильной стужи замерзла речка, перестала работать деревенская мельница. Жителям деревни грозила голодная смерть без хлеба. У них не было не только муки теперь, воды тоже, потому что колодцы замерзли. Такова была расплата за бессердечие одного человека.

Бабушка рассказала, как когда-то давно от жестокости и грубости солдата тоже случилась такая стужа. И тогда погибло много людей. Виновник происшедшего испугался. Всеми силами мальчик попытался с помощью других деревенских мальчишек изменить ситуацию. Сначала он пришел к мельнику с вопросом, как спасти людей. Тот посоветовал Фильке самому искать пути исправления поступка. Тогда ребенок побежал в деревню и стал звать всех прорубать лед в пруду возле мельницы, чтобы запустить мельницу и можно было смолоть зерно для хлеба. Когда люди прорубили лед, и мельница заработала, стужа тоже отступила.

Филька понял свою ошибку и исправил ее. Он еще побежал домой, дождался, пока испекут хлеб и принес теплого хлеба коню, извинившись перед ним. Конь простил мальчика, потому как взял из его рук лакомство.

Образ персонажа

Мальчик в начале повествования предстает жестоким, злым, резким. А потом, после того, как с ним побеседовала бабушка и рассказала, что такая беда была уже в деревне из-за жестокости одного человека, мальчик осознал свою ошибку. Эта его способность помогла мальчику изменить Это говорит об умении мальчика мыслить и анализировать свое поведение и понять, что только доброта помогает спасти мир.

Сцена, когда мальчик попросил прощения у лошади, говорит о присутствии в характере Фильки силы воли, умения преодолевать себя, признавать свои ошибки. А его работа у мельницы, показывает о трудолюбии и организаторских способностях мальчика.

Этот рассказ учит людей добру и умению любить людей, животных, природу.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Конспект урока по Литературе "К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»" 5 класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Литературе "К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»" 5 класс для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок литературы в 5 классе. (Информационные технологии; технология проблемного обучения и уровневой дифференциации.)

Сажина Г.В., учитель русского языка и литературы высшей категории

МОУ НагорненскойСОШ Увельского района Челябинской области.

Тема: К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»

Цели:

обучающая: познакомить уч-ся с личностью писателя; проанализировать сказку, побудить их к размышлению о том, что такое добро и зло; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; учить выделять детали, необходимые для характеристики героя;

развивающая: развивать навыки монологического высказывания, выразительного чтения;

воспитывающая: воспитывать в детях доброту и отзывчивость.

Ход урока:

Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений? «Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Шкатулка», «Кот – ворюга», «Корзина с еловыми шишками» (слайды 2-5)

Да, действительно, все эти произведения написаны замечательным русским писателем К.Г.Паустовским. А к сегодняшнему уроку вы прочитали ещё одно творение писателя – сказку «Теплый хлеб». Нам с вами предстоит сегодня поговорить о личности автора и о героях его сказки. Запишем число и тему урока.

Вступительное слово учителя. (слайды 6-7)

Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который очень серьёзно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.68)

-Что значит уметь читать (Понимать прочитанное, вникать в замысел)

-Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде, т.е. книгу)

-Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным)

Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в Киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под ёлку для своего сына Кости книгу сказок Х.К. Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.

«Желания необыкновенного преследовали меня с детства»,-говорил Паустовский. Он зачитывался книгами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.

-Расскажите, кто читал книги этих писателей? О чём они?

-Как вы думаете, о чём может мечтать человек, увлечённый этими книгами?

Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Когда освободился от службы, начал странствовать по России, работал репортёром.

В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он активно вмешивался в жизнь .Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз».

Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в далёкой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашёл клада, вернулся к себе на родину и – нашёл клад в родной деревне.

Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру, удивительный край, богатый озёрами, болотами и лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещёрская сторона».

У любимого сказочника Паустовского – у Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок – «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Тёплый хлеб».

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

  • Понравилась ли вам сказка? Какие картины вы себе представляли, когда читали её?

  • Многие слова в произведении вам могли показаться непонятными. Давайте поговорим о тех которых нет в сносках. (листочек со словами лежит на парте)

  • Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

  • О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?

  • А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время. Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы. Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: «Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»

  • Где происходят события? (в обычной русской деревне)

  • Назовите главных героев сказки (слайды 8-10)

  • (Конь Мальчик – вороной конь, был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нём.

  • Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от неё), умный и проницательный, из-за этого, наверно, его считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.

  • Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя»

  • Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе)

  • Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках. Какое событие является завязкой этой сказки? (Филька обижает коня). (выразительное чтение эпизода с.69 – 70)

- Как Филька обидел коня?

Во-первых, наотмашь ударил коня по губам, то есть сильно размахнувшись.

Во-вторых, обозвал дьяволом и христарадником. (на Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)

- Почему Филька так поступил? ( просто потому, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя)

- Что случилось после того, как Филька обидел коня? (выразительное чтение эпизода с.70) (слайд 11)

- Какую часть речи чаще использует в этой пейзажной зарисовке и почему? (глаголы, чтобы показать стремительные изменения)

- Почему природа разозлилась?

- Давайте прочитаем по ролям эпизод «Разговор бабки с Филькой» и узнаем, что случилось 100 лет назад и почему. (реализация индивидуального задания) (слайд 12)

- Какие фразы являются ключевыми в этом разговоре? (злоба людская, охлаждение сердца. Записать в тетрадь) (слайд 13)

- Как вы понимаете фразу «охлаждение сердца»? (охл. наступило, потому что был сильн. мороз; сердце у мужика было злое, холодное, умер из-за своей злости)

-Что может спасти людей от лютого мороза? (на зло природа ответила холодом, значит, чтобы наступило тепло, надо совершить добрый поступок)

Холод – тепло

Зло – добро (слайд 14)

-Филька должен догадаться, что ему надо совершить добрый поступок. Но сначала ему надо дойти до мельника Панкрата, на совет которого он надеется. А идти по лютому, колючему морозу. Подсказывает ли ему мельник? Нет, Ф. сам находит выход , рассчитывает на помощь ребят. Стр. 74

-Что же победило лютый мороз? (добро, взаимовыручка, совместная дружная работа, изменился сам Ф.) (слайд 15)

- Расскажите о том, как Ф. помирился с конем. Стр.77 (слайд 16)

- Почему конь не сразу простил мальчика?

-Как изменился Ф. после всего произошедшего? (мальчик понял, что нельзя думать только о себе. Кстати, почему автор дал своему герою именно такое имя? Филька означает «любящий коней». В конце сказки прозвище уже не упоминается)

-Ребята, помните, в начале урока мы говорили о том, на какой вопрос мы должны будем ответить. Так что же хотел сказать П. детям в трудное послевоенное время?

-Какие добрые советы даёт нам сказка?

2.Кого из героев произведения вы хотели бы встретить в своей жизни и почему?

3.Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подобрать пословицы о хлебе (индивидуальное задание 2 человека)

  3. Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?

Приложение

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

  3. Подобрать пословицы о хлебе.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

  3. Подобрать пословицы о хлебе.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

docbase.org

«Трудная победа Фильки над самим собой (К. Паустовский «Теплый хлеб»)»

Сочинение

К.Г. Паустовский писал о себе: «Больше всего люблю писать о людях простых и безвестных — о ремесленниках, пастухах, паромщиках, сторожах и деревенских детях — своих закадычных друзьях...» Главный герой рассказа «Теплый хлеб» — деревенский мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя. Жил он в Бережках со своей бабкой. «Филька был молчаливый, недоверчивый. И любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Во время войны кавалеристы оставили в деревне раненого коня. Деревенский мельник Панкрат вылечил коня и оставил его при мельнице. Но Панкрату трудно было прокормить животное, и в деревне каждый считал своей обязанностью покормить коня, пострадавшего от врага. Как-то в теплый серый зимний день конь постучал в калитку к Филькиной бабке. Филька с куском хлеба, круто посыпанным солью, вышел за калитку. Но когда конь потянулся к куску, мальчик наотмашь ударил коня по губам и далеко закинул хлеб в рыхлый снег. «На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега», — закричал Филька. И после этого окрика налетела метель на деревню, затрещал мороз, замерзли колодцы, остановилась мельница, потому что река замерзла до самого дна. Воды нет, а мука у всех вышла, и бабка, плача, сказала, что ждет их неминучая смерть. «Знать и нынче, как сто лет назад, завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело», — говорила внуку старуха, много повидавшая на своем веку. Страшно стало Фильке. Еще страшнее признать свою вину. Но выход был только один: изобрести спасение от стужи. «Тогда перед людьми твоей вины не будет», — сказал Фильке мельник Панкрат. Долго думал Филька и придумал собрать ребят со всей деревни, чтобы рубить лед около мельницы, пока до воды не дорубятся. Непросто, наверное, Фильке было уговорить ребят, но утром с рассвета на реке был слышен стук ломов. К вечеру лед треснул, и в мельничный поток хлынула вода. Деревня была спасена, и ночью в воздухе стоял такой запах теплого хлеба, что даже лисицы вылезли из нор. А утром Филька с буханкой свежего хлеба пошел мириться с конем, потому что «не только человеку извинения требуются». Трудно пришлось Фильке. Горько плакал он перед всей деревней, когда конь не хотел брать его хлеба. Мельник Панкрат уговорил коня: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем его обижать? Бери хлеб, мирись!» Конь наконец взял мягкими губами хлеб из рук Фильки. Все улыбались и радовались. Но больше всех радовался Филька. Ведь он одержал такую трудную победу над самим собой. Поборол в душе равнодушие и черствость и научился чувствовать боль и обиду других, ценить дружбу и уважение людей.

Другие сочинения по этому произведению

Сочинение по сказке Паустовского «Теплый хлеб» Мое отношение к Фильке (по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб») Почему приходит беда Мое отношение к Фильке. Сочинение по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Сочинение по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

www.allsoch.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *