Тематическая неделя для средней группы детского сада "Откуда хлеб пришел". Тема недели хлеб средняя группа
Тематическая неделя "Хлеб-всему голова"(под
Тематическая неделя
Тема: «Хлеб всему голова»
Основание для выбора темы
Наблюдая за детьми во время обеда на протяжении нескольких месяцев, было замечено, что не в каждой семье им прививают бережное отношение к хлебу (мнут хлеб в руках, могут кинуть кусочком в соседа), а иногда и сами родители показывают пример неуважительного отношения к нему (оставляют откусанные булочки на кабинках). Очень важно, чтобы дети поняли, как тяжело выращивать хлеб и как бережно нужно к нему относиться. Решение этой задачи невозможно без взаимодействия всех участников образовательной деятельности: детей, педагогов, родителей. Это способствовало проектированию тематической недели «Хлеб всему голова».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе реализации проекта «Хлеб всему голова».
Задачи:
- создать условия для формирования представлений о выращивании хлеба;
- создать условия для ознакомления с процессом приготовления хлеба;
- создать условия для развития речевой активности;
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
- способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.
Актуальность
Актуальность данной темы заключается в жизненной необходимости формирования у детей способности и готовности самостоятельно осваивать и перестраивать исследовательскую деятельность, познавая окружающий мир.
Педагогическая ценность
Воспитание ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта познания, проявление собственной исследовательской активности.
Ожидаемые результаты
Развитие познавательной активности детей.
Расширение знаний о хлебе и труде взрослых.
Развитие продуктивного взаимодействия, умения слушать друг друга, выражать своё отношение к исследовательской деятельности.
Развитие связной речи.
Формирование коммуникативных навыков.
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Непрерывная образовательная деятельность
ОСОМ
Тема (предмет обсуждения): «Откуда хлеб пришёл»
Проблема: в магазинах нет хлеба, а где его можно взять? Откуда появляется хлеб в магазинах?
Результат решения проблемы: составление плана, как мы это будем делать. Прочитаем, посмотрим презентацию, сходим на экскурсию, расскажем
Рисование
Тема (предмет обсуждения): «Золотые колоски»
Проблема: как можно изобразить колоски?
Результат решения проблемы: найти свой способ рисования колосков (красками, карандашами, фломастерами, плстилином)
Формирование элементарных математических представлений.
Тема (предмет обсуждения): «В магазине хлебобулочных изделий»
Проблема: открыли новый магазин, завезли товар, как правильно положить товар на полках?
Результат решения проблемы: посчитать, сколько привезли булочек, хлеба, калачей, батонов и т. д. Оформить витрины, чтобы было удобно покупателям.
Музыка.
Тема (предмет обсуждения): «Сбор урожая»
Проблема: для праздника нужно разучить песни о хлебе, где их можно найти?
Результат решения проблемы: посмотреть в музыкальных журналах, зайти в интернет и скачать песни. Разучивание «Песня о хлебе» (муз. и сл.А.Куликовой)
Развитие речи
Тема (предмет обсуждения): «Осенние хлопоты»
Проблема: как раньше убирали хлеб с полей, ведь не было тракторов, комбайнов?
Результат решения проблемы: дети обсуждают (спросить у бабушки, посмотреть в книгах, в интернете), решают послушать воспитателя. Знакомство с серпом, снопом, соломенной куклой.
Физическая культура
Тема (предмет обсуждения): «Выйдем в поле, погуляем»
Проблема: как на физкультурном занятии можно рассказать о хлебе, колосках?
Результат решения проблемы: дети превращаются в колоски и выполняют упражнения («Посадка зерна», Вырастают колоски», « ветер на пшеничном поле», «Прополка» и др.)
Лепка.
Тема (предмет обсуждения): «Выставка вкусняшек».
Проблема: как мы можем организовать выставку, из чего мы можем делать булочки, печенье и т. д.
Результат решения проблемы: в процессе обсуждения детьми было решено взять тесто на кухне, сделать хлебобулочные изделия, и попросить поваров выпечь их кулинарные изделия.
Музыка.
Тема (предмет обсуждения): «Вспоминаем старину»
Проблема: необходимо выучить русскую народную песню о хлебе, где мы её возьмём?
Результат решения проблемы: дети рассказывают то, что они знают о старине (познакомились на НОД в среду, приглашают бабушку Саши В. Разучивание русс. нар. песни
«Земелюшка-чернозём»
Развитие речи
Тема (предмет обсуждения): «Умники и умницы»
Проблема: как можно показать свои знания и умения по теме «Хлеб – всему голова»?
Результат решения проблемы: можно рассказать, посмотреть выставку, фотографии. После обсуждения дети приходят к выводу: нужно провести КВН.
Физическая культура
Тема (предмет обсуждения): «Жатва».
Проблема: сегодня нам нужно убрать урожай, как мы это будем делать, если мы не на поле, а в спортивном зале?
Результат решения проблемы: после повторения детьми того, что они знают, решают показать об уборке хлеба в играх, соревнованиях (проводятся игры, изученные в течение недели)
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утро: беседа о злаковых культурах с рассматриванием зёрен пшеницы, овса, ячменя.
чтение русской народной сказки «Колосок».
Прогулка: наблюдение за окружающим, беседа о сборе урожая в нашем посёлке.
Где мы можем посмотреть за уборкой урожая?
После сна: пальчиковое упражнение «Наши пальчики как колоски…»
Оздоровительный час (в спортивном зале). Ритмическая гимнастика «Чи-чи-чи – испекли мы калачи»
Вечер: чтение стихов о хлебе, беседа о традиции встречать гостей хлебом-солью, выбор детьми стихотворений для заучивания наизусть.
Утро: пальчиковая игра «Колосок не упади, к нам в ладошку попади», экскурсия на кухню. Наблюдение за работой повара (как делает калачи).
Прогулка: экскурсия к пшеничному полю. Наблюдение за работой комбайнёров, сбор колосков.
После сна: пальчиковая игра «Зёрнышки-малышки». Исследовательская деятельность: проверка зерён на спелость (по цвету колоска, потереть в руках, опустить в воду).
Вечер: беседа «В каждой крошке хлеба – труд». Составление картинки-схемы об условиях роста пшеницы, овса.
Утро: чтение белорусской народной сказки «Лёгкий хлеб».
Знакомство с пословицами о труде, хлебе.
Прогулка: наблюдение за проезжающими комбайнами, подвижные игры «Испечём мы каравай», «Чья команда быстрее соберёт колоски»
После сна: гимнастика «Ветерок гуляет, колоски наклоняет…»
Д/игра «Вопрос получай – правильно отвечай» (о работе хлеборобов в поле).
Вечер: Рассматривание иллюстраций о приготовлении хлебобулочных изделий.
Рисование на тему «Испекли мы калачи»
Утро: Рассматривание альбомов, изготовленных дома с родителями.
Определение времени презентации альбомов
Прогулка: Наблюдение за погодой. Дети делают вывод: в какую погоду можно убирать хлеб с полей.
Подвижная игра «Кто быстрее соберёт сноп»
После сна: пальчиковое упражнение «Наши пальчики как колоски…».
Заучивание чистоговорки «Наша печка горяча».
Вечер: организация выставки для мам «Вкусняшки» (выпечка из сделанных детьми хлебобулочных изделий). Выпечку дети забирают домой, чтобы угостить всю семью.
Утро: составление рассказов на тему «Как я участвовал в проекте»
Прогулка: беседа об уборке урожая, наблюдение за погодой, уточнение о погодных условиях для уборки хлеба.
После сна: презентация альбомов.
Вечер: проведение праздника «Хлеб – в нём наша сила и здоровье»
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)
В центре развития «Игры для пальчиков» появляются сухие бассейны с пшеницей, овсом. Дети исследуют зёрна, рассматривают, сравнивают.
В центре развития «Книжкина полка» дети знакомятся с книгами «Колосок», «Лёгкий хлеб», «Испекли мы каравай» и др.
Центр «Природный мир» пополняется горшочками, землёй, зёрнами овса, пшеницы. Дети готовят всё к посадке зёрен, сеют овёс и пшеницу.
В центре развития «Речевой ручеёк» дети находят новые картинки о процессе приготовления хлеба, о выращивании хлеба. Дети рассматривают новые картинки, обсуждают, рассказывают, что было сначала, что потом.
В центре развития «Игры для пальчиков» дети находят в сухих бассейнах с пшеницей камни и убирают их.
В центре «Речевой ручеёк» появляется наглядный материал из серии «Как на стол приходит хлеб». Дети продолжают играть в игру «Что сначала, что потом»
В центре «Мы дежурим» дети находят красивые подносы, салфетки. Советуются, обсуждают, с кем в паре они будут раскладывать свою выпечку (подносов в 2 раза меньше, чем детей).
В группе идёт подготовка к празднику, дети наводят порядок, украшают приёмную фотографиями, на которых отображена деятельность детей во время реализации проекта.
Взаимодействие с родителями
Знакомство родителей с темой проекта. Домашнее задание: вместе с детьми подобрать по теме пословицы, загадки, поговорки, пословицы, стихи. Приглашение на экскурсию во вторник.
Участие двух мам в экскурсии (в роли Осени и Бабушки).
Предложить разделиться на группы и собранную информацию объединить в альбомы.
Заучивание стихов к празднику.
Домашнее задание папам: сделать фоторепортаж «Как убирают хлеб на наших полях».
Мамам поучаствовать в конкурсе «Хлебобулочные фантазии». Обязательное условие: в приготовлении выпечки для конкурса участвуют дети.
Организация с папами выставки «Как убирают хлеб на наших полях».
О подготовке к презентации альбомов (стихи, пословицы, поговорки, приметы).
Организация конкурса «Хлебобулочные фантазии», участие в празднике.
Совместное чаепитие с выпечкой, приготовленной для конкурса.
Взаимодействие с социумом
С заведующей сельской библиотеки (библиотека находится в здании учреждения) договориться о проведении конкурса чтецов по тематике «Славим хлебушек душистый».
Пригласить для участия в празднике «Хлеб – в нём наша сила и здоровье» вокальную группу «За околицей» сельского дома культуры.
В сельской библиотеке дети повторяют стихи к конкурсу чтецов.
Пригласить на праздник вокальную группу «Улыбка» из школы.
Конкурс чтецов «Славим хлебушек душистый».
Участие в празднике «Хлеб – в нём наша сила и здоровье» вокальной группы «За околицей» сельского дома культуры, вокальной группы «Улыбка» из школы.
Опыт практического применения.
Проект «Хлеб – всему голова» можно реализовать с детьми старшего дошкольного возраста. Важно создать атмосферу эмоциональной радости от новой информации, от участия в исследовательской деятельности (собрать колоски, обследовать их, потрогать пшеницу руками, посадить зерно, работать с тестом). О работе хлеборобов дети узнают из жизненных ситуаций (экскурсия к полю, наблюдение за работой комбайнёров, рассматривание фотографий). Красиво оформленные альбомы привлекают внимание детей, вызывают чувство гордости от участия в создании альбома. А выставки выпечек, приготовленной руками детей и мам, вызвала восторг не только у детей, но и у родителей.
Анализ реализации проекта показал, что вся деятельность детей и взрослых должна быть отражена в фотографиях, презентациях, видеороликах, чтобы результат этой деятельности можно было проанализировать вместе с детьми, показать другим, а главное – поняли, как тяжело выращивать хлеб и как бережно нужно к нему относиться. Этот проект можно изменить, взяв одно направление (условия роста, хлебобулочные изделия, традиции), а можно добавить в проект: встречи с работниками пекарни, создание презентаций детьми и родителями и др.
Продуктами таких проектов могут стать фотоальбомы, презентации, электронные игры, видеоролики, электронные фотоальбомы, праздники.
Список литературы
1. Вераксы Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.
3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.
4. Журнал «Дошкольное воспитание», № 1/2014 г., № 3, 2014 г., № 2, 2013 г., № 9/2013 г., № 4/2013 г..
5. Журнал «Ребёнок в детском саду», № 4, 2011 г.
infourok.ru
«Откуда хлеб пришел?» 9 октября – 13 октября
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе по теме: «Откуда хлеб пришел?»
9 октября – 13 октября
Цели: Дать элементарные понятия о том, как выращивают хлеб.
Познакомить с профессией хлебороба.
Воспитывать уважение к труду людей выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу, как к ценному продукту.
Познакомить с полезными свойствами хлеба.
Формировать представление детей о многообразии хлебобулочных изделий.
Обл.
образов
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей,
образовательная деятельность в режимных моментах (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
Организация развивающей среды
для самостоятельной деятельности
детей.
Понедельник.
КПС
ЗКП
КП
ТС
Утро
Беседа о том, как дети провели выходные. Учить общаться между собой. Стоить диалоги, уметь выслушивать рассказ другого ребенка. Вызвать желание поделиться хорошими впечатлениями.
Д/игра – «Золушка» - развивать мелкую моторику, учить усидчивости.
Индив./работа – учить обводить изображение по трафаретам, штриховать в одном направлении, не сильно нажимая на карандаш.
Дежурство – назначить дежурных и напомнить обязанности. Учить дежурных по уголку природы, поливать цветы из лейки.
Подготовка альбомов, иллюстраций. Пособий к дидактическим играм.
Утренняя гимнастика №3
ФкЗБ
КПС
НОД.
1.Физкультурная деятельность – учить останавливаться по сигналу во время ходьбы, группироваться при лазанье под шнур, сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
2.Ознакомление с окружающим, экология – познакомить с продуктом ХЛЕБ и его ценными качествами, для организма человека. Дать представление о том, как выращивается хлеб, познакомить с профессией хлебороба.
Шнур, скамейка
КПС
ФкЗБ
КПС
ТКС
ФкЗБ
Прогулка.
Наблюдение - Много ли на участке зелени? Цветов? Почему увядает трава и цветы на участке, связать свои выводы с сезонными изменениями.
П/игра – «Ловишка» - тренировать в беге по ограниченной площади, не наталкиваясь друг на друга.
Д/игра - «Найди дерево» - закрепить названия деревьев.
Труд - Собрать разлетевшиеся от ветра листья.
Индив./работа - Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев
Ведра
Оздоровительная гимнастика после сна «Мы проснулись»
КПС
Вечер.
Слов/игра – «Вкусная каша»- развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закреплять правильное согласование существительных и прилагательных (Н.М.Быкова стр. 125).
Д/игра – «подбери признаки» - булка (какая?)….пироги (какие) образование прилагательных.
Д/игра – «Домино» - учить, играть соблюдая правила, вызвать желание победить. Доброжелательно общаться во время игры с другими детьми.
Настольные игры
КПС
ФкЗ
ФкЗК
ТКС
Прогулка.
Наблюдение за погодой. Развивать умение детей замечать изменения в окружающей обстановке, выражать их в речи.
Индивидуально упражнять в ходьбе по прямой линии.
П/игры «Солнышко и дождик» - со всеми детьми, закреплять умение действовать по команде.
И/малой подв. - «Листопад»- развивать фантазию и воображение.
Труд - Собрать камешки, упавшие ветки с участка. Продолжать развивать умение поддерживать порядок на участке.
infourok.ru
Тематическая неделя для средней группы детского сада "Откуда хлеб пришел"
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема: «. Откуда хлеб пришел» 09.10.2017 г Понедельник
Режим/
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
2
4
5
6
7
8
Утро:
1. Беседа «Что ты знаешь о хлебе?» формировать представление о хлебе.
2. Рассматривание колосков пшеницы.
3. Утренняя гимнастика
Д/ и «Что лишнее» - развивать зрительную память. Лера,Полина,Настя,Андрей.
Умение самостоятельно раздеваться.
Знание своей кабинки для полотенца, своей расчески.
Привитие культурно-гигиенических навыков.
Демонстрационные картинки с изображением хлеба,колосков.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Наблюдение за изменениями в природе по дороге домой.
Самостоятельность, как часть взросления ребенка.
Кирилл,
Никита Х.
НОД
1) Физическое развитие. По плану музыкального руководителя
2) Познавательно-исследовательская деятельность. Мир природы «Ароматы осени»
Цель: Формирование представлений об осенних запахах в природе.
Задачи:
- продолжать знакомить с миром природы и ее сезонными изменениями;
-формировать потребность в защите окружающего мира;
Осенние листья, ягоды,веточки,шишки,трава.
Прогулка
1.Наблюдение за трудом дворника
Цель: расширять представления о труде взрослых.
2. Трудовая деятельность. Сбор мелких веток для поделок на территории участка.
3.Подвижная игра «Лохматый пес», «Самолеты»
Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость
Пройди по мостику. Цель: развивать умение ходить по тонкой прямой линии, удерживая равновесие. Максим Г,Никита С, Ксюша.
Соблюдение правил поведения на участке.
Построение парами.
Помощь воспитателю в уборке мусора на участке.
Пакеты, перчатки, формочки для песка, карандаши, бумага, раскраски.
II половина дня
1.Беседа «Кто такие хлеборобы, пекари?
2. Работа в раскрасках «Бублики-баранки»
3. Д/и «Вершки и корешки» - закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки
Посчитай до пяти и обратно. Глеб,Артем М,Артем Г,Никита Х.
Формирование умение самостоятельно одеваться и раздеваться, держать порядок в кабинке.
Привитие культурно-гигиенических навыков при принятии еды за ужином.
Тематические картинки.
Муляжи хлебобулочных изделий.
Игр. деятельность
«Вершки и корешки» - дидактическая игра.
Подвижная игра «Лохматый пес»
Тема: «.Откуда хлеб пришел» 10.10.2017 г Вторник
Режим/
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
2
4
5
6
7
8
Утро:
1.Чтение художественной литературы «Слава хлебу» С. Погореловский.
2. Д/и «Найди по описанию» - воспитывать внимание, развивать память
infourok.ru