Праздник хлеба 3 класс Цель: знакомство с историей хлеба, формирование бережного отношения к хлебу Ученик. Бережное отношение к хлебу рассказ


знакомство с историей хлеба, формирование бережного отношения к хлебу Ученик

Мишина Елена Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

г.Димитровграда

Ульяновской области

ПРАЗДНИК ХЛЕБА

3 класс

Цель: знакомство с историей хлеба, формирование бережного отношения к хлебу

Ученик.

Велика и необъятна российская земля,

Урожаями богаты наши русские поля.

Учитель. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Ученики.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», – шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

– Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука.)

– Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Ученики.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб.

Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет-

Их за хлеб благодари.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное – тепло.

Учитель. Когда мы берем в руки хлеб, мы не думаем о тяжелом труде, вложенном в него. Хлеб нам нравится или не нравится. Мы не вспоминаем о людях, которые растили пшеницу, чтобы хлеб попал к нам на стол. А как хлеб попадает к нам на стол?

(рассказ ученика с использованием серии картинок)

По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом-солью. А главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай круглый хлеб. (Под музыку вносят на подносе каравай)

Учитель. С хлебом связаны разного рода поверья, легенды.

Писатель Толкиен сообщает, что самый вкусный хлеб, испеченный эльфами. Вот он и описывает в своем романе «Властелин колец» встречу путешественников с эльфами, которые снабжают их в дорогу хлебом.

Николай Рубцов в одном стихотворении писал «Хлеб, родимый, сам себя несет». Это о том, хлеб тяжелым не бывает. А без хлеба в дороге беда.

В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры и пекли особый хлеб – праздничный и называли его – пирог, от слова ПИР.

В день именин было принято печь пирог и рассылать его родным в знак приглашения на праздник. Во время праздника пирог разламывали над головой именинника. Начинка сыпалась на голову, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

Учитель. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным».В блокадном Ленинграде хлеб был главным богатством. На барахолке можно было купить золотые украшения, одежду, картину за какой- нибудь кусочек серого непропеченного хлеба. 900 страшных дней (почти 2 года) блокады пережили ленинградцы. Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 250 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

А сколько хлеба нужно вашей семье? – Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:

 Бери хлеба столько, сколько съешь.

 Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

– Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.

Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)

^

Викторина «Мозговой штурм».

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

^

Подберите имена прилагательные, которые ассоциируются со словом ХЛЕБ

(белый, черный, пышный, ржаной, румяный, свежий, черствый, пшеничный…)

^

Расшифруйте анаграммы (переставлены буквы) и уберите лишнее слово.

ЛИБЫН (блины)

РОПИЖКО (пирожок)

ФЕЗРИ (зефир)АВТУШРАК (ватрушка)

^

Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы. (Ответы детей.)

доскажите вторую часть пословицы.

  • Не шуба греет, а … (хлеб).
  • В дороге хлеб не … (помеха).
  • Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
  • Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).
  • У кого хлебушко, у того и … (счастье).
  • Хлеб всему … (голова).
* Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

Пропой частушку.

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоем.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

В кулачке у колоска

Зернышки – малышки,

В каждом зернышке – мука,

Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришел.

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

^

К слову ХЛЕБ подберите синонимы.

(Пирог, каравай, сухарь, колобок, калач, буханка, бублик, булка, сайка, плюшка.)

Своё место

На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия.

ПОСЕВ ЗЕРНА УХОД ЗА ЗЕРНАМИ ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ

СБОР УРОЖАЯ СОРТИРОВКА ЗЕРНА ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ

ЗАМЕС ТЕСТА ВЫПЕЧКА

Учитель. Молодцы! Справились со всеми заданиями. А теперь мы попробуем наш пышный вкусный каравай!

dmee.ru

2. Рассказ воспитателя о хлебе

в подготовительной группе

с использованием

ИКТ.г. Москва.2011г.

Провела:

воспитатель 2 квалификационной категории

Чумакова Валентина Дмитриевна

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
  • Познакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
  • Формировать представления детей о том, как выращивают, пекут хлеб.
Развивающие:
  • Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба.
  • Активизация и обогащение словаря :земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, урожай.
Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу.
Оборудование:стихи, пословицы, загадки о хлебе; хлеб на подносе; аудиозапись с русской народной мелодией, дид.игра «Профессии»; презентация «Откуда к нам приходит хлеб?» с сайта «Для любопытных глаз»;видеоролик «Жатва», мультимедийное оборудование.Ход занятия

1.Загадки о хлебе.

- Ребята! Послушайте загадки:

"Рос сперва на воле в поле,Летом цвел и колосился,А когда обмолотили,Он в зерно вдруг превратился,Из зерна - в муку и тесто,В магазине занял место".

"Мнут и катают, в печи закаляют.

А потом за столом нарезают ножом".

(Под русскую народную музыку выносится на подносе хлеб).

А вот и отгадка на загадки. Это хлеб.2. Рассказ воспитателя о хлебе.

-. А почему, говорят, что хлеб - всему голова? Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить. Он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба. Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?

Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнеры.Агроном должен знать, какие зерновые культуры надо сеять на полях, в какие сроки начинать сев и уборку урожая, как удобрять землю. Он объясняет трактористу как боронить, сеять, пахать землю. Людей, которые выращивают хлеб, ухаживают за ним, называют - хлеборобы.

Трактористы должны следить за техникой, вовремя ее починить, правильно эксплуатировать. Масса, намолоченная комбайном, содержит кусочки соломы, комочки земли. А в примесях содержится влага, от нее зерно может сгнить, т.е. может пропасть труд агронома, тракториста, комбайнера.

Чтобы этого не произошло, следующий этап работы - ток, где очищают зерно от примесей,

просушивают. Далее зерно везут на элеватор, где оно хранится. По мере надобности зерно отправляют на мельницу, где из него получают муку. Оттуда мука поступает в хлебозаводы.

3.Показ части презентации «Откуда к нам приходит хлеб?»

-А сейчас посмотрите, как выращивали хлеб раньше и как сейчас (просмотр части презентации).

-Как вы думаете, легко ли было крестьянину вырастить хлеб раньше?

- Как сейчас облегчается труд хлебороба?4. Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.5.Просмотр видеоролика «Жатва»

-Что вы сейчас увидели?

- Какую технику используют при уборке урожая?6.Как делают хлеб?

-Где зерно перемалывают в муку?(на мельнице)

 Далее из муки делают тесто. А как делают тесто? (ответы детей)

Посмотрите, что для этого нужно.

Давайте назовём. (Ответы детей).

Тесто вымешивают с помощью машин, другие машины - автоматы делят тесто на порции, из которых выпекают булки, батоны, плюшки. В нашей стране хлеб выпекают в хлебозаводах. Затем отправляют хлеб в магазины.(Просмотр соответствующей части презентации)

Первая лепешка была получена из семян, которые человек растер в муку, смешал с водой, испек на раскаленных камнях.

7.Пословицы и поговорки о хлебе.

-Ребята! А для чего нам нужен хлеб?

-Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Он проходит длинный путь: сев, уход, уборка урожая. Это огромный труд людей. Недаром говорят: "Хлеб - всему голова", "Хлеба ни куска, так и в тереме тоска".

-А вы, ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе? (ответы детей)

-А теперь послушайте и попробуйте объяснить значение этих поговорок:

"Худ обед, коли хлеба нет".

"Хочешь есть калачи, так не сиди на печи."

(ответы детей)

-Хлеб - это составная часть нашей пищи, без которой человек не сможет долго прожить. Поэтому к нему следует бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать.

-Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

8.Подведение итогов.

-Что интересного вы сегодня узнали?

-Как же раньше люди выращивали хлеб?

- Какие машины сейчас помогают хлеборобам?

-Вы теперь многое знаете о хлебе, о людях, которые его вырастили. Давайте сейчас

попробуем хлеб, почувствуем его запах, вкус! (угощение детей хлебом).

Материалы:

1.Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса».2007г.

2.Сайт «Для любопытных глаз».

3. http://nsportal.ru/detskii-sad

lit-yaz.ru

Воспитать бережное отношение к хлебу воспитать бережное отношение к хлебу

rpp.nashaucheba.ru

воспитать бережное отношение к хлебу

  • воспитать бережное отношение к хлебу

  • Познакомить с историей хлебопечения

  • Изучить воздействие хлеба на организм человека

  • Исследовать прорастание пшеницы из зерна

Не напрасно народ

  • Не напрасно народ

  • С давних пор и поныне

  • Хлеб насущный зовет

  • Самой первой святыней.

  • Золотые слова

  • Забывать мы не вправе:

  • «Хлеб всему голова!»-

  • В поле, в доме, в державе!

1. Впервые злаки были использованы в пищу около 15 000 лет до н.э. в Средней Азии.

  • 1. Впервые злаки были использованы в пищу около 15 000 лет до н.э. в Средней Азии.

  • 2. Первое приготовление хлеба в печи около 2600-3000 лет до н.э. в Египте.

  • 3. Далее Греция, Рим и к 100 году н.э. римляне распространили навыке по всей Европе.

  • 4. В России хлеб начали выпекать с IX-X в.

  • 5. До начала 1900 годов хлеб пекли вручную.

  • 6. В 1908 в Мельбурне впервые для приготовления хлеба стали использовать машины.

Россия – подовый (высокие толстые лепешки) и формовой (в форме цилиндра или кирпича),сайки, ситники, калачи, крендели, бублики, баранки, батоны, булочки, витушки, пироги.

  • Россия – подовый (высокие толстые лепешки) и формовой (в форме цилиндра или кирпича),сайки, ситники, калачи, крендели, бублики, баранки, батоны, булочки, витушки, пироги.

  • Украина- паляница, пышный каравай сдвинутым набекрень козырьком.

  • Молдавия- серый пшеничный хлеб, выпекаемый из простой нерафинированной муки.

  • Прибалтика – черный хлеб с добавлением тмина, кисло-сладкий тартуский хлеб, рижский, таллинский и серый эстонский сеппик.

  • Закавказье и Средняя Азия – азербайджанский чурек, армянский лаваш, матнакаш, казахские лепешки, узбекские патыри и обиноны.

белки

  • белки

  • ХЛЕБ углеводы человек

  • витамины группы В

  • соли фосфора и железа

  • Помогает в работе: сердечно-сосудистой системы, желудка, кишечника, почек, центральной нервной системы

  • Хлебом ржаным поддерживай своё здоровье,

  • а пшеничным радуйте душу!

Тема: «Проращивание зерна пшеницы»

  • Тема: «Проращивание зерна пшеницы»

  • Цель: наблюдение за проращиванием зерна пшеницы

  • Материал: зерно пшеницы, марля, вода

  • Практическая часть: кусок марли смачиваем в воде, помещаем зерно пшеницы, выдерживаем определенное время

Цель: выявить наиболее часто встречающиеся ассоциации при дегустации хлеба.

  • Цель: выявить наиболее часто встречающиеся ассоциации при дегустации хлеба.

  • Место: МОУ «СОШ №2».

  • Опрошенные: учителя и ученики 2 «А»,

  • 3 «А», 4 «А» классов.

  • Дата проведения опроса: 31.01.2009г.

  • Время проведения: 10 ч. 00 мин.

Наиболее часто встречающийся ответ был, что хлеб «вкусный». Кроме этого совпадали мнения, что вкус «соленый, масляный, мягкий». Некоторые писали о чувствах которые возникают при дегустации хлеба – это «радость, удовольствие, нежность».

  • Наиболее часто встречающийся ответ был, что хлеб «вкусный». Кроме этого совпадали мнения, что вкус «соленый, масляный, мягкий». Некоторые писали о чувствах которые возникают при дегустации хлеба – это «радость, удовольствие, нежность».

Научить детей бережному отношению к хлебу; познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к людям труда хлеборобам

Утренник

«Хлеб – всему голова.»

Цель мероприятия:

  • научить детей бережному отношению к хлебу;
  • познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб;
  • воспитывать уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам),
  • обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий. 
Оформление мероприятия: Колоски пшеницы, наглядный материал с изображением различных хлебобулочных изделий. Каравай. Костюмы для сценки.

Ход мероприятия

Учитель:

Хлеб – непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. И, пожалуй, нет другого продукта, который употребляли бы все народы мира.

Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Ведь недаром гласит русская пословица: «Худ обед, когда хлеба нет.» хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит: «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.

Учитель: Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».

Как приходит хлеб на стол? Послушайте, мы вам расскажем!

Ученик:

Хлеб рождается в бороздках.Посмотри-ка на поля,Ведь земля – земля не просто,А кормилица Земля!Ведь не сразу стали зёрнаХлебом – тем, что на столе,Люди долго и упорноПотрудились на земле.

Ученик:

Посеяли хлеб хлеборобы весною.Созрел он и встал золотою стеною,И слышит страна: за уборку пора,Для хлеба комбайны нужны, трактора.Хлеб созрел, но к нам на столПрямо с поля не пошёл.С поля даже в магазиныХлебу ехать рановато,Он уселся на машинуИ спешит на элеватор.

Ученик:

В элеваторе для насХлеб хранится про запас.Здесь ему тепло, удобно,Скажет он, как будто дома,Сколько нужно отдохнуть,И опять собраться в путь…Едет хлеб на мельницуЗдесь пышней, чем облака,И в любом количествеПолучается мукаПо воле электричества.И, наполнив этим грузомНеобычный круглый кузов,Богатырь-муковозНа завод муку привёз…

Ученик:

На большом хлебозаводеСтанешь тестом ты, мука.Тесту тесно, мало места,«Ох, пустите», – шепчет тесто.Ладно, пустим,В печь давай –Нарядился каравай.От завода- автомата,Льётся тёплый хлебный запах.Поздно ночью спят ребята,А завод готовит завтрак:Всё, что хочешь, испечётЭтот сказочный завод.

Ученик:

Так и скачут из печиПлюшки, сушки да ватрушки,Куличи да калачи,Сладкие коврижки,Медовые пышки.Двадцать пять фасоновБулок и батонов.Здесь науке не до скуки,Чудесам здесь просто тесно –Механические рукиЛепят бублики из теста,Интересно, как в кино,Даже чуточку смешно.Автоматам люди рады,Потому что автоматыНаучились булки печь.Автомат замесит тесто,Автомат замесит тестоИ отправит тесто в печь.

Да, не сразу стали зёрнаХлебом тем, что на столе,Люди долго и упорноПотрудились на земле!

Инсценировка стихотворения Г. Виеру «Хлеб.»Мальчик. Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе : «Спасибо.»Хлеб. Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.Мальчик. Кланяюсь тебе я, Пашня,

За горячий хлеб домашний.Пашня. Лучше б ты не поленился,

Солнцу в небе поклонился.Мальчик. Солнце, Солнце в небе синем,

За горячий хлеб спасибо!Солнце. Ты б, сынок не поленился,

Дождику бы поклонился!Мальчик. Вот, спасибо, Дождик в небе,

Что заботишься о хлебе!Дождик. Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Мальчик. Вам спасибо, папа с мамой,

Хлеб даете вкусный самый!Много пословиц, поговорок сложено о хлебе.

Коли хлеба в край, то и под елью рай ,а как хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Не шуба греет ,а хлеб.

И обед не обед, коли хлеба нет.

Хлеб- батюшка, вода – матушка.

Хлеб – всему голова.

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

Хлеб в закромах – счастье в домах.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Загадки.

Не море, а волнуется. ( Нива.)

Золотист он и усат,В ста карманах – сто ребят. (Колосок)

Столбики точеные, головки золоченые.( Колосья.)

Маленький Афанасий травой подпоясан. (Сноп.)

В долг зерно возьмёт,Каравай вернёт. (Поле)

Учитель.

Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох.

С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар. БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!

Исполняется сценка «Каравай»

В летний день у каравая.Хороводы, звон и смех, Сам друзей он выбирает, Выбирает, да не всех. В круг вставай, каравай,Кого хочешь – выбирай.

Каравай:

Пекаря!Он не грел на печке бок –Каравай ребятам пёк.Пекарь, с нами поиграй.Кого хочешь – выбирай!

Пекарь:

Мельника!

Хоть и собрано зерно,Да не хлеб еще оно! Здесь такое с ним творится: В оборот его берут, В порошок его сотрут. Стало солнышко мукою, Не дадут и ей покоя.Мельник, с нами поиграй,Кого хочешь – выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!Он в тенёчке не лежал,А хлеб растил и жал!Хлебопашец, в круг вставай,Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец:

Рабочего!Он приехал к нам с дарами!Тягачами, тракторами!А награда – урожай!Всех на праздник приглашай!Слава миру на земле!Слава хлебу на столе!Слава тем, кто хлеб растил,Не жалел трудов и сил.

Учитель : Хлеб – драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.

Ученик: Мне больно, когда я, случается вижу,Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.Эй ты, попирающий корку ногою,Ты топчешь достоинство наше людское.Ты мать оскорбил, ты обиду нанёсЗемле, на которой родился и рос.

Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар. БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!

Звучит песня «Баллада о спасённом хлебе». (муз. Фрадкин, сл. Штормова).

Ученик: Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Интересные сведения о хлебе:

  • Первый в России МУЗЕЙ ХЛЕБА открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге. Экспонаты этого необычного музея позволяют заглянуть в прошлое, увидеть быт наших предков. А главное понять. Как они относились к хлебу. Есть в музее и совки для муки, и квашни и опарники для теста, и ручные мельницы.

ХЛЕБНЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ: самая длинная булка – 9 метров – была выпечена в городе Акапулько в Мексике в 1996 году.Учитель:Нам хотелось бы, чтобы вы также как и мы научились беречь хлеб, поняли, как ценен он и труд людей, которые преподносят нам этот бесценный дар!

Ученица (в русском сарафане выносит каравай на подносе)

Вот он, хлебушек душистый,С хрупкой корочкой витой.Вот он тёплый, золотистый,Словно солнцем налитой.

Ученик:

В нём – здоровье наше, сила,В нём – чудесное тепло.В нём – земли родимой соки,Солнца свет весёлый в нём.

Ученик:

Уплетай за обе щёки!Вырастай богатырём!Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!

Ученик:

Ведь не сразу стали зёрнаХлебом тем, что на столе,Люди долго и упорноПотрудились на земле!

Учитель:Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно «прорастает» многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. И питать этой новой жизнью человека!

«Худ обед, коли хлеба нет», – говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из главных – он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства – «хлеб – соль», дружелюбия, мира.

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Ученик:

Хлеб нелёгкий путь проходит,Чтоб попасть к тебе на стол.И в любом кусочке хлебаТы почувствуешь всегдаТеплоту родного неба,Привкус доброго труда.

Ученик:

Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной.Говорим мы: «Берегите,Берегите хлеб родной!»

Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.

Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам.

Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.

Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей.

Мы приведем здесь наиболее известные русские народные пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

♥♥♥

Красна речь с поговоркой.

♥♥♥

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

♥♥♥

На всякого Егорку есть поговорка

♥♥♥

О Родине
На чужой сторонушке рад своей воронушке.

♥♥♥

Своя земля и в горсти мила.

♥♥♥

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

♥♥♥

Без корня и полынь не растет.

♥♥♥

Где сосна взросла, там и красна.

♥♥♥

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

♥♥♥

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

♥♥♥

На чужой стороне и весна не красна.

♥♥♥

О семье
При солнышке тепло, при матери добро.

♥♥♥

Нет такого дружка, как родная матушка.

♥♥♥

На что и клад, коли в семье лад.

♥♥♥

Братская любовь лучше каменных стен.

♥♥♥

Птица рада весне, а младенец – матери.

♥♥♥

Изба детьми весела.

♥♥♥

Вся семья вместе, так и душа на месте.

♥♥♥

Материнская ласка конца не знает.

♥♥♥

Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

♥♥♥

У милого дитяти много имен.

♥♥♥

Бабушке – один только дедушка не внук.

♥♥♥

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

♥♥♥

О труде.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.

♥♥♥

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

♥♥♥

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

♥♥♥

Труд человека кормит, а лень портит.

♥♥♥

Терпение и труд всё перетрут.

♥♥♥

Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.

♥♥♥

Не топор тешет, а плотник.

♥♥♥

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

♥♥♥

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

♥♥♥

Об уме.
По платью встречают, по уму провожают.

♥♥♥

И сила уму уступает.

♥♥♥

Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.

♥♥♥

У умной головы сто рук.

♥♥♥

Ум хорошо, а два лучше.

♥♥♥

Каков разум, таковы и речи.

♥♥♥

В умной беседе – ума набираться, в глупой – свой потерять.

♥♥♥

Из окна всего света не оглянешь.

♥♥♥

Ученье – свет, а неученье тьма.

♥♥♥

Корень учения горек, да плод сладок.

♥♥♥

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

♥♥♥

Книги читай, а дела не забывай.

♥♥♥

Повторение – мать учения.

♥♥♥

О смелости
На печи не храбрись, а в поле не трусь.

♥♥♥

Хорошо медведя в окно дразнить.

♥♥♥

О дружбе
Старый друг лучше новых двух.

♥♥♥

Друг спорит, а враг поддакивает.

♥♥♥

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

♥♥♥

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

♥♥♥

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

♥♥♥

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

♥♥♥

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

♥♥♥

Для друга семь верст не околица.

♥♥♥

Без друга – сирота; с другом – семьянин.

♥♥♥

Семеро одного не ждут.

♥♥♥

Конь познается при горе, а друг при беде.

♥♥♥

Одна пчела не много меду натаскает.

♥♥♥

О правде
Добрая слава лежит, а худая бежит.

♥♥♥

За правое дело стой смело.

♥♥♥

В ком правды нет, в том и добра мало.

♥♥♥

Дело знай, а правду помни.

♥♥♥

Правда в воде не тонет, в огне не горит.

♥♥♥

 

kak.znate.ru


Смотрите также