Урок чтения в 4-м классе "Страна далекого детства". А.П. Платонов. "Сухой хлеб". Сухой хлеб платонов тест


Урок чтения в 4-м классе "Страна далекого детства". А.П. Платонов. "Сухой хлеб"

Разделы: Начальная школа

Цель: Введение учащихся в мир творческой мастерской А.П.Платонова

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведением А.П.Платонова “Сухой хлеб”.
  2. Обучать выразительному чтению, пересказу, монологическому ответу на поставленные вопросы; развивать навыки работы с художественным текстом.
  3. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к хлебу, чувство любви к близким.

Оборудование:

  • иллюстрация к тексту,
  • портрет писателя,
  • иллюстрации с изображением сельскохозяйственных орудий труда – плуг, соха, тяпка; колоски.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня на наш урок чтения пришли гости, поприветствуем их. (Здравствуйте) Садитесь.

II. Постановка цели. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя

Андрея Платоновича Платонова. (1мин.)

- А что вы знаете об этом авторе? (1мин.)

Андрей Платонович родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Еще подростком он писал стихи, которые потом печатались в газетах и журналах. Платонов пишет о людях труда, о взаимосвязи человека и природы. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Платонова осталось большое рукописное наследие. (2 мин.)

- Мы уже знакомы с творчеством А.П.Платонова. Вспомните, какие рассказы вы читали в прошлом году. (“Цветок на земле”, “Еще мама”.)

- Кто главные герои этих произведений? (Дети: Артем и Афоня)

- А сейчас отгадайте загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чём будет идти речь в произведении, с которым мы познакомимся.

Рос, сперва, на воле в поле. Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. (Хлеб)

Сегодня мы знакомимся с новым произведением Андрея Платоновича Платонова,героем которого является ваш сверстник – мальчик Митя.

Это произведение называется “Сухой хлеб”.

- Как вы понимаете выражение “сухой хлеб”?

Вот сегодня мы с вами и узнаем, почему автор назвал так своё произведение и что для героя значит сухой хлеб. (3 мин.)

III. Знакомство с новым материалом

3.1.Выразительное чтение первой части “цепочкой” и лексическая работа с незнакомыми словами во время чтения (6 минут).

Плуг – сельскохозяйственное орудие для вспашки почвы (плуг может быть деревянным и металлическим).

Вол – бык, используемый в сельскохозяйственных работах. (Крылатое выражение: работать как вол, т.е. очень много, без устали).

Лемеха плуга – рабочая часть плуга для подрезания пласта почвы, его подъёма и направления на отвал плуга.

Мгла – непрозрачный воздух.

Зной – сильная жара от нагретого солнцем воздуха.

Бадья – широкое низкое деревянное ведро.

Коврига – край хлеба.

Рушник – полотенце.

- Ребята, мы прочитали 1 главу и познакомились с главным героем этого рассказа. Какой он?

3.2. Составление характеристики героя.

- Какими качествами обладает этот мальчик?

(Заботливый, любознательный, мечтательный, помощник матери, задумчивый, рассудительный).

- О чем часто задумывался мальчик?

(О смерти близких людей, о жизни неживых предметов).

- О чем мечтает Митя?

(Стать большим и сильным, чтобы помогать матери.).

- В чём проявляется забота мальчика о матери?

- Что он сделал, чтобы скорее вырасти? Прочитайте, как старательно, терпеливо и упорно он это делал. Выборочное чтение

- О каких качествах характера говорит этот поступок? (Заботливый, любящий)

- Сделайте вывод, как относился мальчик к маме?

- Мы хорошо с вами потрудились, а сейчас немного отдохнём.

IV. Физкультминутка (2 мин.)

Все захлопали в ладоши Дружно, веселей! Застучали наши ножки- Громче и быстрей! По коле ночкам ударим- Тише! Тише! Тише! Ручки, ручки поднимаем - Выше! Выше! Выше! Завертелись наши ручки; Снова опустились Мы на месте покружились И остановились.

V. Закрепление и обобщение изученного

- А хотите ли вы узнать, что было дальше?

- Выразительное чтение текста “цепочкой” до конца. (10 мин.)

- О чём мы прочитали?

- Что ещё вы узнали о мальчике?

- Почему учительница сказала, что у Мити “сердце – маленькое, а большое”.

(Потому что мальчик спасал хлеб).

- А как он спасает хлеб, как помогает, хлебу расти? (Митя рассказывает, как помогает хлебу расти)

- И что сделала учительница? (Она организовала ребят на помощь Мити)

- Чему дети научились? (Уважительному отношению, помогать друг другу)

- Какие уроки получили ребята?

(Каждый человек должен трудиться, приносить пользу, найдя для себя маленькое, посильное, но нужное дело. Должен делать его с любовью, любить все живое, любить и уважать близких и беречь хлеб)

Развитие речи (Клоуз-тест).

- Вставьте по смыслу пропущенные слова, учитывая содержание всего произведения А.П. Платонова “Сухой хлеб”.

Солнце …, роса уже сошла и ветер с огнём … по земле. Однако те ржаные…, что возделал Митя нынче словно бы повеселели.

Справка: пропущенные слова поднялось, дул, колоски.

VI. Итоги урока

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Почему автор назвал своё произведение “Сухой хлеб”?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Подберите пословицы, соответствующие рассказу А.П. Платонова “ Сухой хлеб”.

(Худ обед, коли хлеба нет. Хлеб да вода – мужицкая еда. Голодной куме – хлеб на уме.

Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.

Есть калачи – не сидеть на печи. Пашню пашут – руками не машут. Пахать – не в дуду играть. Кто не пашет, у того и огрехов нет. Работа черна, да денежка бела).

- Как вы понимаете, значение каждой пословицы?

VII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа А.П. Платонова “Сухой хлеб”. Приготовить краткий пересказ текста. Соотнести иллюстрацию с текстом.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по литературному чтению в 4 классе А.П. Платонов "Сухой хлеб"

Ажгалиева Айганым Айтбулатовна

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 4 классе

А.П. Платонов. «Сухой хлеб»

с использованием программы «Разговор о правильном питании». 2 часть программы «Две недели в лагере здоровья» - Блюда из зерна.

Учитель начальных классов Ажгалиева А.А.

Реализуемая программа «Школа России»

Тема: А.П. Платонов. «Сухой хлеб»

Цели: учить понимать предметное содержание текста, восстанавливать реальную картину повествования, развивать умение формулировать идею произведения; ознакомить с историей хлеба; описать и проиллюстрировать процесс выращивания хлеба; знать названия хлебобулочных изделий, профессии людей, которые принимают участие в изготовление хлеба; развивать любознательность, интерес к учению; воспитывать бережное отношение к хлебу; воспитывать уважение к труду хлебороба.

Оборудование: картинки с изображением сельскохозяйственных орудий, колосья пшеницы, плакаты, хлебобулочные изделия.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Подготовка к восприятию.

- Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Андрея Платоновича Платонова «Сухой хлеб». Вы уже знакомы с его творчеством. Вспомните, какие рассказы мы читали в прошлом году? («Цветок на земле», « Ещё мама».)

- Напомните мне кратко их содержание.

- Напомню вам, что Платонов – это псевдоним, настоящая фамилия Платонова – Климентов. Он родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в училище. Ещё подростком писал стихи, которые потом печатались в газетах и журналах. Окончил Воронежский политехнический институт. Платонов пишет о людях труда, о взаимосвязи человека и природы. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжёлую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Платонова осталось большое рукописное наследие.

4. Работа над новым материалом

1. Чтение первой части учителем.

Дети следят по тексту и отмечают устаревшие слова и выражения.

  1. Словарно-лексическая работа (плуг, лемех плуга, уморился).

  2. Составление характеристики героя.

- Понравился вам герой рассказа? Чем?

- Что мы узнали о герое рассказа из этой части? (Его зовут Митя, ему 7 лет, отец умер на войне, дедушка до войны. У мальчика есть только мама.)

- О чём часто задумывался мальчик? (О смерти близких людей, о жизни неживых предметов.)

- Какое слово употребляет мальчик, говоря о смерти? (Смерть он сравнивает со сном, считает, что это от усталости - уморились и уснули.)

- Как Митя помогал маме в поле? (Приносил воду.)

- О чём мечтал Митя? (Стать большим и сильным, чтобы помогать матери.)

- Что он сделал, чтобы скорее вырасти? Прочитайте, как старательно и упорно он это делал.

- О каких качествах характера говорит этот поступок?

- Сделайте вывод, как мальчик относился к маме?

5. Физкультминутка

6. Закрепление и обобщение изученного

- Дочитайте рассказ самостоятельно до конца и ответьте на вопрос: «Как бы вы оценили поступок Мити?»

- Какие слова вам были незнакомы? (Показ иллюстраций)

- Почему Митя стал рыхлить землю?

- Как он относился к сухому хлебу? (Бережно, осторожно, с любовью, как к живому)

- Как отнеслись люди к его поступку?

- Как вы понимаете слова учительницы, что у Мити «сердце - маленькое, а большое».

7. Как хлеб на стол пришёл

- С чего начинается наш хлеб? Он начинается с первой борозды. А главный человек на ней – пахарь. Древние люди рыхлили землю простой палкой. Потом была мотыга, лопата. А ещё позже появилась соха. В России её делали из липы. Соху тянула лошадь. Железный плуг появился позже. Стало легче и лошади, и пахарю. Потом человек изобрёл большой шестикорпусный плуг и трактор, который и тащит этот плуг по полю. А за ним тянутся красивые ровные полоски вспаханной земли. В небе звенит весенняя песенка жаворонка.

Жаворонок в небе

Звонко заливается.

Как мы рады, что пришла

К нам весна – красавица.

Солнце ярко светит,

И ни тучки в небе.

В поле вышел тракторист

С думами о хлебе.

- Какие раньше использовали орудия труда для выращивания хлеба?

- А сейчас какие механизмы помогают хлеборобам посеять, вырастить и собрать урожай? Слайд 2, 3,4, 5.

- С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. А из чего выпекают хлеб? (Из муки) Правильно, но люди долго не знали, как делать муку и поэтому вместо хлеба в пищу употребляли размолоченные в воде зёрна. Со временем люди научились получать муку. Для этого они растирали зёрна между двумя камнями. Первый хлеб был в виде жидкой каши, когда человек научился добывать огонь, было сделано ещё одно открытие. Человек стал поджаривать раздробленные зёрна, перед тем как смешивать их с водой и убедился, что каша, из таких зёрен, гораздо вкуснее той, какую он ел до этого – из обычных сырых зёрен. Постепенно люди из этой каши научились выпекать хлеб, а густую стали называть тестом.

- А почему говорят: «Хлеб – всему голова»? А какие пословицы о хлебе вы знаете?

- Соедините стрелками начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.

Без хлеба куска а земля – матушка

Хлеб батюшка, всему голова

Хлеб - везде тоска

Не шуба греет, хлеб выкормит

Без хлеба а хлеб

Вода вымоет, нет обеда

Изба красна не углами, в ладошку

Каждая крошка - а пирогами

Нет плохой земли, народу голодать

Хлеб ногами топтать есть плохие пахари

Ешь пироги, и обед пошёл

Хлеб да соль, а хлеб вперёд береги

Вопросы викторины

1.Какое злаковое растение по своему происхождению является сорняком? (Рожь)

2. Какой хлеб считается самым вкусным? ( Пшеничный)

3. Сеют ли пшеницу осенью? (Да, озимую)

4.Назовите одного из самых больших помощников хлебороба. (Червь)

5.Из чего делают манную крупу? (Из пшеницы)

6.Какая пища никогда не приедается? (Хлеб) Слайд 6

Слушание песни «Русское поле» (Слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля)

8. Итог урока

-С каким произведением мы познакомились? Какова же главная мысль этого рассказа?

(В семье из любви к ближнему рождается любовь к окружающему его миру. Маленький человек становится способным жить в ладу со всем миром.)

- В чём проявился мужской характер главного героя рассказа? Как ты понимаешь, что такое мужской характер?

Не попирайте хлеб ногой,

В нём твоя жизнь и труд людской.

Не обижайте поле,

Где колосится рожь.

Не обижайте землю,

Ведь ты на ней растёшь!

9.Домашнее задание (выразительное чтение, соотнести иллюстрацию с текстом) Угощение учащихся хлебобулочными изделиями.

infourok.ru

СУХОЙ ХЛЕБ - ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века - Хрестоматия. Произведения школьной программы 3-4 классы

Хрестоматия. Произведения школьной программы 3-4 классы

ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899-1951)

СУХОЙ ХЛЕБ

Жил в деревне Рогачёвке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова ещё дедушка, да он умер от старости ещё до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушёл дедушка?» — думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел её. Он думал, что и брёвна в их избе, и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.

— А где дедушка? — спрашивал Митя у матери.— Он спит в земле?

— Он спит,— говорила мать.

— Он уморился? — спрашивал Митя.

— Уморился,— отвечала мать.— Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плёл; всю жизнь ему спать было некогда.

— Мама, разбуди его! — просил Митя.

— Нельзя. Он осерчает.

— А папа спит?

— И папа спит.

— У них ночь?

— У них ночь, сынок.

— Мама, а ты никогда не уморишься? — спрашивал Митя и с боязнью смотрел на материнское лицо.

— Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я тебя ещё долго буду растить, а то ты у меня маленький.

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснёт, как уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная: под её руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки чёрного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нёс его по земле. В полдень всё небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал её в мёртвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.

Подумав так, Митя пошёл домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел ещё капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печёную картошку из горшка, макая её в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она: спит её сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его — не искусал ли его кто, глядит — живот у него как барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне. А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.

С утра Митя ходил по деревне, потом пошёл на пашню к матери и всё время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

— Мама,— сказал Митя,— давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

— Обожди! Придёт и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный ещё, тебе расти и кормиться ещё надо, и я тебя буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

— Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

— Мама! — воскликнул Митя.— А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

— А что тебе делать! — сказала мать.— Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

— А обо мне ты тоже думаешь?

— О тебе я тоже думаю — один ты у меня,— ответила мать.— Ой, лешие! Чего стали? — сказала она волам.— А ну, вперёд! Не евши, что ль, жить будем?

2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зелёный мох. А сам сарай ушёл с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В тёмном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот тёмный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал, и я держу» . Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашёл там ещё колесо от домашней прялки и картинку, на которой был нарисован страшный старик, глядящий из облака на землю. Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плёл лапти себе и своим детям. Там ещё много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда ещё Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашёл в сарае твёрдую дубовую палку: на одном конце её был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или ещё что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнёс её в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

3

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спёкшуюся горячую землю.

— Мама,— говорил он,— рожь от жары ума- ривается?

— Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.

— А роса есть! — сказал Митя.— Она по утрам бывает.

— А чего роса! — ответила мать.— Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.

— Мама, а как же быть-то без хлеба?

— Незнамо, как и быть... Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живём.

— А лучше пусть в колхозе хлеб растёт, пусть роса в землю проходит.

— Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.

— Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнёс Митя; он скучал о тех, кто спит.

Он пошёл один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил её рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил её,— положил тяпку на плечо и пошёл на колхозное озимое поле, что было за пряслом. Там он стал рыхлить тяпкой спёкшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А ещё ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснётся и будет жить.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелёк тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе.— Ты что делаешь!

Он оправил стебелёк, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у неё осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была весёлая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

— Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница.

— Хлеб пусть растёт! — сказал Митя.— Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

— Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!

— Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

— Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

— Не скучно,— сказал Митя.

— А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдём, и ты пойдёшь...

Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:

— Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:

— Ах ты милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что, ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна: с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла, и ветер с огнём дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

— Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице.— Они проснутся.

— Конечно, проснутся,— согласилась учительница.— Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

«Мама пашет, и я хлебу расти помогаю,— думал Митя.— У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала».

Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб,— она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.



scribble.su

А.Платонов "Сухой хлеб" урок чтения в 5 классе - Русский язык и литература - В помощь учителю - Учительские университеты

Урок чтения в 5 классе. Тема урока: А.Платонов «Сухой хлеб» Цели: - Познакомить уч-ся с рассказом А.Платонова « Сухой хлеб», развивать навыки правильного, беглого чтения, учить анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы по рассказу. -Корригировать логическое мышление на основе заданий, развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно; коррекция памяти, внимания. - Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким. Тип урока: комбинированный. Оборудование: портрет А.Платонова. Межпредметная связь: русский язык. Ход урока: 1.Организационный момент. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Будем вместе мы трудиться, Не пристало нам лениться! Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок чтения. - Что мы делаем на уроках чтения? (Ответы детей.) ( читаем, говорим, размышляем, слушаем). - Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Я хочу, чтобы на протяжении всего урока у вас было прекрасное настроение, высокая работоспособность. Мне известно, что вы умеете справляться с различными заданиями и выполнять их на хорошие оценки, надеюсь, что сегодня вы тоже покажете хорошие знания, будете внимательны и активны.

2. Речевая разминка. * Чтение слогов. Ба бы бэ-э-э Во! Вы га да же за Ка ли лю ля ми му-у-у мы Не ни но ну по? Ра ре си су та те То ту ты тю! Фа Фу! За! Хе? Че чу ша! Щи бр-р-р кшш…тшшш…тсс… *Артикуляционная гимнастика Скороговорка

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

– После такой разминки мы должны читать и говорить как? – Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно (ответы детей). 3. Упражнение на развитие внимания. • кюрталкайтс (юрта) а) Найти среди набора букв слово.

4.Индивидуальная работа. Чтение по ролям. 5.Опрос домашнего задания. -А кому не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему? -Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?) -Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”) -Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа) -Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки) Найдите в тексте стр. 4 -Что осталось? (Шкатулка.)

*Дыхательная гимнастика Есть еще один рассказ, Замечательный, для вас. Он о том, как пахнет степь, Куст сирени, и какое Будет утро в час покоя… Вы вдохните – не дышите, Ветра в поле не будите, А тихонько выдыхайте, Отдыхайте… ** Гимнастика для глаз. - зажмурьте глаза, а потом откройте их (5раз) - поморгайте, как бабочка крылышками. - сделайте круговые движения глазами (5раз)

6. Изучение нового материала. Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951) « Он был когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать, родные плетни и поле над всеми ими…. В нём цвела душа, как во всяком ребёнке, в него входили тёмные, неудержимые, страстные силы мира и превращались в человека». Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности». Несмотря на безрадостные картины детства, память о своём отце, Платоне Фирсовиче, и о матери, Марии Васильевне, Платонов пронесёт через всю свою жизнь. Судьбы героев многих его повестей и рассказов будут похожи на его судьбу. 7.Физкультминутка.

8.Чтение учителем рассказа 1 главы «Сухой хлеб» Словарная работа: междурядье, мотыжить, уморился.

9.Беседа по содержанию: -Где и с кем жил Митя Климов? -Где трудилась мать Мити? -Тяжёлая ли была у неё работа? -В каких словах и поступках Мити выразилась его любовь к матери?

10.Чтение вслух по отрывкам -Прочитайте описание радости Мити от улыбки матери. - Прочитайте описание природы во время засухи. -Что называют засухой? 11. Итог урока. Выставление оценок. С произведением какого писателя мы познакомились на уроке?

12. Д\З: стр. 118-121

Килярская Татьяна Зиновьевна учитель русского языка и литературы ОСКШИ №3 г. Степногорск, Акмолинская обл.

collegy.ucoz.ru

Читать онлайн "Сухой хлеб" автора Платонов Андрей Платонович - RuLit

Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою -- дедушка тоже, должно быть, гладил ее, -- положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом.

Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.

-- Нельзя! -- вскричал Митя самому себе. -- Ты что делаешь!

Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

-- Митя! Ты что тут копаешься? -- спросила учительница.

-- Хлеб пусть растет! -- сказал Митя. -- Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

-- Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!

-- Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

-- Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

-- Не скучно, -- сказал Митя.

-- А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь... Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:

-- Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:

-- Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя -- маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

-- Они просыпаются! -- обрадованно сказал Митя учительнице. -- Они проснутся!

-- Конечно, проснутся, -- согласилась учительница. -- Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

"Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, -- думал Митя. -- У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала".

Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, -- она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

www.rulit.me

Платонович Платонов «Сухой хлеб»

Андрей Платонович Платонов

«Сухой хлеб». Анализ текста.

Цель: продолжить работу над рассказом А.П.Платонова «Сухой хлеб».

Задачи: 1) обучающая – учить составлять характеристику героя на основании анализа его поступков; учить понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла;

2) развивающая – развивать память, навыки и умения работать с текстом;

3) воспитывающая – воспитывать в детях чувство долга, ответственности за себя и других людей.

Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа.

Приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам, словесное рисование, чтение и пересказ текста.

Оборудование: портрет писателя, картинки с изображением эпизодов из жизни крестьян, текст рассказа (учебник, с.47-55), тетради учеников, доска.

^

1.Организационный момент.

2.Целеполагание и мотивации.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор по рассказу А.П.Платонова «Сухой хлеб», продолжим составлять характеристику главного героя рассказа Мити Климова, постараемся понять смысл рассказа и ответить на главный вопрос нашего урока: «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращённые к Мите: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..».

^

- На прошлом уроке мы с вами начали составлять характеристику нашего маленького героя Мити Климова. Откройте тетради, просмотрите записи.

Расскажите маленькую биографию маленького человечка.

(Его зовут Митя Климов, ему 7 лет, отец умер на войне, дедушка – до войны. У мальчика есть только мама. Часто задумывается о смерти близких людей, о жизни неживых предметов. Смерть сравнивает со сном, считает, что это от усталости – «уморился» и уснул. Помогает маме в поле – приносит воду. Мечтает стать большим и сильным, чтобы скорее помогать маме).

-А каким образом Митя хотел очень быстро вырасти? Прочитайте.

(С.48-49, со слов: «Мать теперь целый день ходила по полю за плугом…» до слов: «…макнул в соль и заснул».)

-Какая черта характера проявилась в данном поступке?

(Упорство, настойчивость.)

-Найдите в тексте и прочитайте строки, в которых описывается тяжёлый крестьянский труд матери.

(С.48, со слов: «Мать теперь целый день…» до слов «…чтобы не скучать»).

(Работа с иллюстрациями на доске)

-Да, труд крестьянина всегда был тяжёлым. Время послевоенное, кругом разруха, техники не хватает. Основную работу приходилось делать вручную: пахать, полоть, косить.

(Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.)

-Самым родным человеком для Мити была мать. Как Митя относился к матери?

(боялся, что она «уморится»; видел, как тяжело было матери пахать, хотелось скорее стать взрослым и помогать ей, хотел кормить её сам, потому что любил.)

-Какая сторона характера проявляется в чувствах Мити к матери?

(Любовь к близким.)

- Любовь, которую мальчик испытывает к матери, не даёт ему покоя, и он спрашивает: «-Мама!.. А что мне надо делать? А то я тебя люблю». Что ответила ему на это мама? Прочитайте ответ мамы.

(С.51, со слов «- А чего тебе делать!- сказала мать. – Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай».)

-А почему именно так мать ответила сыну?

(А что ещё могла ответить мать на слова маленького сына, видела, что он хочет помочь, но ещё очень мал.)

-Сделайте вывод, как относится мальчик к маме.

(Он любил её, жалел, скорее хотел вырасти, чтобы самому помогать маме.)

4.Физминутка.

5.Применение знаний и умений.

-Продолжим работу над рассказом, продолжим составлять характеристику героя. Найдите в тексте и прочитайте эпизод о том, какая погода установилась в то лето, о котором идёт речь в рассказе.

(С.48, со слов: «В тот год лето было сухое…» до слов: «…как на луну, плывущую в тумане»; с.52, со слов: «На поле была посеяна рожь рядами…» до слов: «…на спёкшуюся, горячую землю»,)

-Отложите учебники, закройте глаза. Нарисуйте в своём воображении картины только что прочитанных отрывков. Чтобы вы нарисовали на переднем плане? На заднем? Какие краски вы бы использовали?

(Ответы детей.)

-Послушайте разговор матери с сыном.

(Читает учитель. С.52-53, со слов: «- Мама!- говорил он…» до слов: «…он скучал о тех, кто спит»).

-Какие ещё проблемы волновали мальчика?

(Как жить без хлеба.)

-В чём он видел выход из создавшегося положения?

(Думал, что поможет роса.)

-Митя хочет думать и о любимых им людях, и ещё он хочет действовать. Как хочет Митя действовать?

(Хочет рыхлить землю.)

-Почему Митя стал рыхлить землю. Подтвердите свой ответ отрывками из текста.

(С.53, со слов: «Там он стал рыхлить землю…» до слов: «…проснётся и будет жить».)

-Как он относится к сухому хлебу?

(Бережно, осторожно, с любовью, как к живому. Боялся сделать больно корешку.)

-Как Митя объясняет, почему он на поле «копается»?

(«Я хлебу помогаю, чтоб он жил»).

-А что отвечает Митя на вопрос учительницы о том, не скучно ли ему работать?

(« - Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда»)

-Какая черта характера проявилась в Митином поступке?

(Забота о близких (накормить хлебом), забота о погибающих растениях.)

-Как относились люди к его поступку? Докажите словами из текста.

(С.55, со слов: «Она показала детям…» до слов: «…Чтобы помочь им расти и жить»)

-Определите черты характера мальчика.

(Сумел привлечь к работе других детей.)

^

-Итак, анализ рассказа завершён. Закончено и составление характеристики главного героя. А теперь давайте обобщим всё сказанное нами на уроке.

Нравится ли вам Митя? Чем? Каким человеком он станет в жизни? Чего никогда не сделает?

(Ответы детей).

-Какова главная мысль рассказа?

(Человек должен трудиться, приносить пользу, найдя для себя маленькое, посильное, но нужное дело; должен делать его с любовью, любить всё живое, любить и беречь близких.)

-А теперь давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращённые к Мите: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..»

(Ответы детей).

7.Анализ и оценка итогов урока.

8. Информация о домашнем задании.

dogend.ru


Смотрите также