Пословицы и поговорки о спичках и обо всём, что с ними связано. Спички берегите хлеб
Пословицы и поговорки о спичках и обо всём, что с ними связано.
- Спички не игрушка, огонь не забава.
- Спичка — невеличка, а огонь великан.
- Спички не тронь — в них огонь!
- Не имей привычки носить в кармане спички.
- Маленькая спичка большой лес сжигает.
- В руках спичка была, да изба сплыла.
- На спичках не сэкономишь.
- Не жалей тещиного добра — колупай шилом сасло, а пресное молоко спичкой хлебай.
- Летом ложкой, а зимой спичкой (молоко).
- Осенью молоко спичкой хлебают: раз макнут, два тряхнут, а потом и в рот понесут.
- Шампанское пьет, а на спичках экономит.
- Если на водке пропьёшь, то на спичках не наторгуешь.
- От искры Москва загорелась.
- Упустишь огонь — не потушишь.
- От искры сыр-бор загорается.
- Дай бумажки твоего табачку закурить, а то я спички дома забыл.
- Берегись, не обожгись!
- Не шути с огнем, обожжешься.
- Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.
- Огонь не вода — охватит, не выплывешь.
- Огонь не вода — пожитки не всплывают.
- От искры пожар рождается.
- Пока искра в пепле, тогда и туши.
- Искра мала велик пламень родит.
- Огонь да вода всё сокрушат.
- Не играй, кошка, с огнем — лапу обожжешь.
- В огне и железо плавко.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Слёзы пожара не тушат.
- Красный петух прошелся.
- Плох мир огня с водою.
- Дерево с огнем не дружит.
- Сену с огнем не ужиться.
- Где огонь, там и дым.
- Дыма без огня не бывает.
- Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
- Дорого при пожаре и ведро воды.
- Как бы мал огонек не был, всегда от него есть дым.
- И малая искра сжигает города.
- Лучше костер маленький, чем большой пожар.
- Каждый человек загодя думает о пожаре.
- Один на пожаре не боец.
- Пламя — это благо и жизнь, если не забыть его вовремя потушить.
- С огнем воюют, а без огня горюют.
- При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.
- Человек без огня не живет ни единого дня.
- Огонь и друг и враг человека.
- Не шути согнем — можешь сгореть.
- Жжётся печь, её не тронь, потому что в ней огонь.
- Всё прошло, как огнем сожгло.
- От огня и камень треснет.
- В избе искра проказлива.
- Водой пожар тушат, а умом — предотвратят.
- Огонь — судья беспечности людей.
- Бояться, как огня.
- Пожарному делу учиться — вперёд пригодится.
- Утром, вечером и днём, осторожен будь с огнём.
- Огня без дыму, человека без ошибок не бывает.
- Меж двух огней.
- Огонь в подоле не унесешь.
- Огонь гаснет, но не остывает.
- Огонь горит ярче перед тем, как погаснуть.
- Огонь жжет, вода мочит, а печка сушит.
- Огонь кочерги не боится.
- Огонь маслом заливать — лишь огня прибавлять.
- Огонь маслом не тушат.
- Огонь под полой далеко не унесешь.
- Огонь сердца в голову дым пускает.
- Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли.
- Огонь, который бежит поверху, быстро потухнет.
- Пожар и драка занимательны не в своем доме.
- Прошёл огонь, воду и медные трубы.
- Разжечь пожар, а затем бежать за водой.
- Спаленное пожарище долго пахнет.
- Далёкая вода пожара не потушит.
- Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.
Навигация по записям
^Наверхstosite.ru
Классный час на тему "Берегите свой дом от пожара". 4-й класс
Разделы: Внеклассная работа
Цели:
- знакомить ребят с тем, какую пользу приносит огонь и какой он причиняет вред;
- познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности;
- учить умению правильно действовать в случае обнаружения пожара;
- прививать навыки осторожного обращения с огнём;
- воспитывать умение владеть собой в опасных ситуациях.
Оборудование: противопожарные плакаты, слайды.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайды 1, 2)
Посвятим наш классный час Вопросам пожарной безопасности, Чтобы знать, как поступать В опасной ситуации.
II. Минутка истории. Легенда о Прометее.
(Слайд 3)
– Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.
– В давние времена, когда миром правил Зевс, люди, только-только расселившееся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море, высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.
– Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили дружнее и веселее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовали огонь.
III. Применение огня.
(Слайд 4)
Стихотворение «Если бы не было огня»Мне мамуля говорила, Что огонь нам друг и враг. Без него тепло бы было, Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали, Превратились бы в пингвинов Или мамонтами стали, Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали, Ни поесть и ни попить, В «Денди» тоже б не играли, В общем, плохо было б жить. Н. Афанасьева.
А без доброго огня обойтись нельзя и дня. Он надёжно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя поднимает будто флаг. Всем огонь хороший нужен и за то ему почет, Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печёт.
IV. Беседа «Чем опасны пожары».
(Слайд 5)
– Но не всегда огонь оказывается другом, и тогда случается беда: в считанные минуты он может уничтожить то, что создавалось долгими годами упорного труда.
– Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но самое страшное – при пожаре могут погибнуть люди.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, отчего возникает пожар, каковы причины возгорания, познакомимся с правилами поведения во время пожара.
– Давайте вспомним, отчего возникает пожар в квартире. (Если баловаться дома спичками)
– Это одна из причин возникновения пожара. Ещё. (Если забыть выключить электроприборы)
– Верно.
Не суши над газом штаны после стирки, А то от штанов останутся дырки!
(Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи. Если находишься на даче, нельзя без взрослых подходить и открывать печную дверку – может выкатиться уголёк, тогда загорится весь дом)
– Очень большую опасность представляют костры. Если костёр не затушить, то раздуваемые искры разлетятся, и возникает пожар.
– Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.
– Пожар может возникнуть от поджигания сухой травы, тополиного пуха.
– Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В кино и по телевизору пожар показывают в виде стены огня. Люди и привыкли считать, что именно это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма. Можно отравиться ядовитыми газами, которые выделяются в процессе горения бытовых приборов (телевизора, плиты)
(Слайды16, 17)
Не играй, дружок со спичкой! Помни ты, она мала, Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла. Ленту гладила Анюта И увидела подруг, Отвлеклась на три минуты И забыла про утюг. Тут уж дело не до шутки! Вот что значит три минутки! Ленты нет, кругом угар, Чуть не сделался пожар.
Смастерил Сергей пугач, Пострелял немного. А теперь Серёжу врач Лечит от ожога. От такого пугача Путь обычный до врача. Возле дома и сарая Разжигать костры не смей, Может быть беда большая Для построек и людей.
V. Физкультминутка.
(Слайд 18)
– Бом-бом! Тили-бом! Был у кошки новый дом. Ставенки резные, Окна расписные. – Бом-бом! Тили-бом! Загорелся Кошкин дом. Бежит курица с ведром Заливать Кошкин дом. – Бом-бом! Тили-бом! Вот и рухнул Кошкин дом! Погорел со всем добром.
VI. Правила поведения при пожаре.
(Слайд 19)
– Пожар всегда возникает неожиданно. И взрослые, и дети на пожаре действуют не всегда правильно. Чаще всего люди начинают бояться, и возникает паника.
Правило 1. Не поддаваться панике. (Слайд 20)
– Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды.
– Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью.
Правило 2. Немедленно покидать горящее помещение.
– Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе.
– И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: «Караул!» - и бросить трубку, - вас могут не понять и не расслышать.
– Надо чётко назвать улицу, номер дома, подъезд, код, этаж, номер квартиры, а также кратко скажите, что, и где и как долго горит.
– Как мы уже с вами говорили, при пожаре очень опасен дым. Большинство людей погибает от дыма.
– Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте помещение.
– Если у вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в одеяло.
– Не прячьтесь в задымленных помещениях, в укромных местах.
– Если в квартире уже дымно, надо к выходу пробираться на четвереньках, ползком – внизу дыма меньше.
VII. Анализ и решение ситуаций.
(Слайд 21)
– Выберите правильный вариант ответа, чтобы не случился пожар в доме.
- Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
- – Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
- Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается её любимая передача «Сам себе режиссёр». Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
- – Алла, подтекает холодильник. Протри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит, – попросила мама дочку. Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.
VIII. Самостоятельная работа.
(Слайд 22, 23)
Каждому учащемуся выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончанием, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
1. Огонь нельзя оставлять | а) по телефону 01. |
2. Если увидишь пламя | б) нельзя прятаться. |
3. Вызывай пожарных | в) без присмотра. |
4. От огня | г) зови на помощь взрослых. |
5. Из горящего помещения | д) дым. |
6. Опасней всего при пожаре | е) надо быстро уйти. |
IX. Итог занятия.
(Слайд 24)
– Специально к нашему сегодняшнему занятию на уроках музыки приготовили частушки безопасности. Исполните их, пожалуйста, в заключении. Надеюсь, что они, как и весь материал нашего классного часа, содержат полезную информацию.
Частушки по пожарной безопасности.
-
Раз я бросил под окно Петарду – завертелась, Думал: «Малость пошучу…» Вдруг крыша загорелась.
-
Чайник на плиту поставим Сами в «Денди» поиграем. Позабыли мы про газ… Лишить жизни может нас.
-
На каникулах всегда «Телек» включен у меня, И компьютер, и плита – К одной розетке провода.
-
Эй, молодчик, вдруг взорвётся, А в ответ он лишь смеётся. Смех хорош только тогда, Если не грозит беда.
-
Спичка брошена нечаянно, Пламя вспыхнуло отчаянно. Вы без паники, друзья, Жильё спасайте от огня.
-
На чердак забрались дети, Дым почуяли соседи. Вы, ребята, догадались, Чем они там занимались?
-
Пожар в квартире номер пять, Лезут дети под кровать. А спасатели придут, Как они их там найдут?
-
День рождения у Светы – Свечи зажигаются. Бросили их без присмотра – Искры разлетаются.
-
После всякого пожара Зрелище ужасное! Дотла сгоревшего дома – Пелелище страшное.
-
О пожаре пели мы, (Слайд 25) Чтоб спасти вас от беды. Призываем всех: «Друзья, С пламенем играть нельзя!»
– Помните, ребята, самый главный способ защиты от пожара самому не стать его причиной. (Слайд 26)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Классный час "Берегите хлеб"
Классный час «Берегите хлеб»
Цель мероприятия:
научить детей бережному отношению к хлебу;
познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб;
воспитывать уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам),
обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий;
Оформление мероприятия: Колоски пшеницы, наглядный материал с изображением различных хлебобулочных изделий. Фото хлеба военных лет. Карта путешествия по стране «Хлебный край». Сухарики, каравай. Костюмы для сценки.
Ход мероприятия:
Учитель:
Хлеб – непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. И, пожалуй, нет другого продукта, который употребляли бы все народы мира.
Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Ведь недаром гласит русская пословица: «Худ обед, когда хлеба нет.» хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит: «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.
Много пословиц, поговорок сложено о хлебе. О бережном отношении к нему.
Ученик:
Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох.
С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар. БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!
Учитель:А теперь мы приглашаем вас принять участие в путешествии. Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы показать всем, что к хлебу надо относиться бережно. Наше путешествие пройдёт под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу!». Путешествовать мы будем по карте, в необычном поезде. А где мы будем останавливаться вы узнаете по ходу нашего путешествия.
Станция Легенд.
На этой станции можно услышать много легенд и преданий.
Ученик:
Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать размельченные зерна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста. А выглядел он примерно так. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб, правда? Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.
Ученик:
А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепёшки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше.
Учитель: Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».
Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
А теперь мы приехали на станцию
«Горячий хлеб»
Как приходит хлеб на стол? Послушайте, мы вам расскажем!
Ученик:
Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица Земля!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ученик:
Вот об этом – то как раз
Начинается рассказ.
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Сколько в этом зёрнышке
Вложено труда
Знают только солнышко,
Ветер и вода.
Ученик:
Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною,
И слышит страна: за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Ученик:
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно,
Скажет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть,
И опять собраться в путь…
Едет хлеб на мельницу
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь – муковоз
На завод муку привёз…
Ученик:
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
От завода- автомата,
Льётся тёплый хлебный запах.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит завтрак:
Всё, что хочешь, испечёт
Этот сказочный завод.
Ученик:
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки,
Медовые пышки.
Двадцать пять фасонов
Булок и батонов.
Здесь науке не до скуки,
Чудесам здесь просто тесно –
Механические руки
Лепят бублики из теста,
Интересно, как в кино,
Даже чуточку смешно.
Автоматам люди рады,
Потому что автоматы
Научились булки печь.
Автомат замесит тесто,
Автомат замесит тесто
И отправит тесто в печь.
Ученик: Посмотрите на фотографии. Мы побывали на хлебозаводе и познакомились, как делают хлеб. Мы узнали, что это очень трудно, много людей утром, днём и ночью стараются, чтобы у нас на столе всегда был вкусный, горячий, мягкий, свежий хлеб!
Мы видели, как делают белый и чёрный хлеб. Сначала нужно замесить тесто, потом отправить тесто в формах в печь. А затем готовый хлеб отправляют в магазины.
На хлебозаводе выпускают много разных видов хлеба.
Исполняется сценка «Каравай»
К первоклашкам на машине
Каравай приехал ныне.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай.
Каравай:
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк.
Пекарь, с нами поиграй.
Кого хочешь – выбирай!
Пекарь:
Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
Мельник:
Хлебопашца!
Он в тенёчке не лежал,
А хлеб растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Хлебопашец:
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами!
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Учитель: Итак, мы прибываем на станцию:
«Бережливых»
Ученик: Мне больно, когда я, случается вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс
Земле, на которой родился и рос.
Звучит песня «Баллада о спасённом хлебе». ( муз. Фрадкин, сл. Штормова). Учитель: Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка по которой будет измеряться ваша совесть.
Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку.
Ученик:
«Военный хлеб».
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды. ( А.Морозов)
Учитель: В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите какой это маленький кусочек! Впрочем этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
Нашим бабушкам приходилось также и самим выпекать хлеб и они знают, что это сложно, трудно – сделать так, чтобы хлеб стал вкусным, мягким, воздушным.
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.
Ученик: Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ , ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Ученик: Но на нашей станции вы нигде не увидите брошенного кусочка хлеба, т.к. люди, живущие на неё, знают много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел, или как приготовит из него вкусные блюда.
Освежить черствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпочку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.
Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики – настоящее лакомство.
Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром.
Из хлеба можно сделать суп.
А если молотые сухари из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром. Потом уложить в форму и поставить на холод, то получится… хлебный торт. Его можно полить фруктовым соком.
Мы приготовили для вас ароматные сухарики. Угощайтесь!
Учитель: В конце нашего путешествия мы прибыли на станцию
«Занимательная»
Здесь можно услышать много интересных сведений о хлебе:
Первый в России МУЗЕЙ ХЛЕБА открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге. Экспонаты этого необычного музея позволяют заглянуть в прошлое, увидеть быт наших предков. А главное понять. Как они относились к хлебу. Есть в музее и совки для муки, и квашни и опарники для теста, и ручные мельницы.
ХЛЕБНЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ: самая длинная булка – 9 метров – была выпечена в городе Акапулько в Мексике в 1996 году.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ:
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. ( Колосок)
В долг зерно возьмёт,
Каравай вернёт. ( Поле)
Учитель: Пройдя с нами всё наше путешествие, нам хотелось бы, чтобы вы также как и мы научились беречь хлеб, поняли, как ценен он и труд людей, которые преподносят нам этот бесценный дар!
Ученица ( в русском сарафане выносит каравай на подносе)
Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Ученик:
В нём- здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Ученик:
Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём!
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ученик:
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Учитель: Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно «прорастает» многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. И питать этой новой жизнью человека!
«Худ обед, коли хлеба нет», - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из главных – он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства – «хлеб – соль», дружелюбия, мира.
Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
Ученик: Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
Ученик: Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
infourok.ru