Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100". Содержится ли энергия в куске хлеба в батарейках 3 класс


Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса.

Тема урока: Превращение энергии.

Цель урока: познакомить детей со способами превращения энергии.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания учащихся об энергии.

  2. Воспитывать целеустремленность и настойчивость, критичность мышления.

  3. Развивать любознательность, внимательность.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению;

Предметные: закрепление знаний учащихся об энергии, формирование знаний о превращении энергии.

Метапредметные:

Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в устной речи, умение договориться о распределении функций в совместной деятельности.

Регулятивные: умение учащихся организовывать свою учебную деятельность: умение ставить цель и добиваться её, умение планировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: Окружающий мир: учебник для 3 класса начальной школы (Система «Школа 2100»), медиапроектор.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Прозвенел веселый звонок,

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

Проверка готовности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания

Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Сначала вспомним, какие темы по окружающему миру вы уже прошли?

Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете давать не только правильный, но и полный ответ на них.

  1. Что ученые называют телами?

  2. Из чего состоят тела?

  3. Назови примеры различных тел и веществ.

  4. Из каких частиц состоят вещества?

  5. Чем отличаются друг от друга твердые тела, жидкости и газы?

  6. Что общего в этих явлениях: автомобиль заправляют горючим, человек ест обед, люди греются у костра?

  7. Содержится ли энергия в куске хлеба, в батарейках?

  8. Как ты понимаешь выражение «энергичный человек»?

Темы: Тела и вещества, Из чего состоят вещества?

Что такое энергия.

Дети отвечают на вопросы:

  1. Тела – все предметы, которые нас окружают.

  2. То, из чего состоит тело, называют веществом.

  3. Тела – лампа, стол, торт. Вещества – древесина, металл, вода.

  4. Тела состоят из мельчайших частиц вещества. Разные вещества состоят из разных частиц.

  5. В твердых телах частицы плотно прижаты друг к другу, в жидкостях молекулы подобны людям в толпе, «текущей» по улице, в газах частицы далеки друг от друга.

  6. Для того, чтобы любой организм работал, его необходимо накормить, снабдить горючим. Пища, бензин, электричество – это источники энергии.

  7. Конечно. От хлеба человек получает энергию для работы, батарейки обеспечивают энергией технику.

  8. Это человек полный сил, готовый к работе.

  1. Формулирование темы и цели урока

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой, а называется она Превращение энергии.

  1. Изучение новой темы

Постановка проблемы.

Кто мне скажет, что такое энергия?

Энергию нужно беречь? Почему?

Правильно, энергия всегда совершает для нас полезную работу. При этом энергия может превращаться из одной формы в другую.

Посмотрим с вами на картинки (Слайд 2,3,4)

infourok.ru

«Электричество в овощах и фруктах»

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

Проект на тему:

«Электричество в овощах и фруктах»

Выполнил: ученик 3 Б класса

Шелестюк Георгий

Руководитель:

Учитель начальных классов

Рыкованова Г.В.

Тюмень – 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3

Глава 1. Понятие батарейки и принцип ее работы………………………….…6

Глава 2. Практическое применение батарейки из овощей и фруктов……..…9

Заключение………………………………………………………………….…..12

Список использованной литературы…………………………………………..14

Приложение 1…………………………………………………………………...15-16

Введение

Актуальность темы исследования

В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения окружающей среды. Мы и не подозреваем, к чему приводит наше легкомысленное отношение к правилам утилизации отходов. Природа не в силах «переварить» весь мусор. Например для разложения выработавших свой ресурс пальчиковых батареек требуется не менее 10 лет. Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, вы практически всегда увидите на ней этот знак:

Это означает: «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации».

И этот знак на батарейке стоит неспроста! Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей! В батарейках содержится множество различных металлов — ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью. 

А что если заменить эти батарейки экологически чистыми источниками электрического тока?

Наверняка многие слышали, что можно экономить на обычных батарейках, заменяя их фруктовыми. Российские ученые давно выяснили, что обычные овощи и фрукты полезны не только с точки зрения питания. Апельсины, лимоны и другие фрукты и овощи — это идеальный электролит для выработки бесплатного электричества, правда не столь мощного, как у обычных батареек. Индийские ученые предлагают использовать фрукты, овощи и отходы от них при производстве источников питания для несложной бытовой техники с низким потреблением энергии. Внутри необычных батареек - паста из переработанных бананов, апельсиновых корок и других овощей-фруктов и электроды из цинка и меди. Одновременное действие четырех таких батареек позволит запустить стенные часы, пользоваться электронной игрой и карманным калькулятором, а для ручных часов и одной батарейки хватит. 

Объект исследования: фруктовые и овощные батарейки.

Предмет исследования: электрический ток, полученный из овощей и фруктов.

Гипотеза: предположим, что из овощей и фруктов можно получить электрический ток, тогда есть возможность использовать их в качестве электролита при изготовлении батарейки.

Цель: исследование возможности получения источников питания из фруктов и овощей.

Задачи:

  1. Ознакомиться с принципом работы батарейки.

  2. Создать фруктовые и овощные батарейки.

  3. Провести опрос одноклассников о возможности использования фруктов и овощей в качестве батарейки.

Методы исследования:

Изучение литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование, анализ полученных результатов.

Практическая значимость: если бы удалось создать источники питания из экологически чистого материала, такого как овощи и фрукты, мы могли бы использовать их для работы электрических приборов с низким потреблением энергии, и при этом оберегать окружающую среду от загрязнения, так как обычные батарейки при неправильной утилизации очень долго разлагаются.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, гипотеза исследования, отражены методы исследования и практическая значимость работы.

В 1 главе «Понятие батарейки и принципы ее работы» рассмотрена история изобретения первой батарейки и принцип работы современных гальванических элементов.

Во 2 главе «Практическое применение батарейки из овощей и фруктов» приведено описание создания батарейки из картофеля, яблока, огурца, мандарина, банана и лука. Проведено экспериментальное измерение напряжения электрического тока в полученных батарейках с помощью мультиметра, и описана попытка зажечь лампочку и светодиод с помощью батарейки из картофеля.

В заключении подведены общие итоги работы и сделаны выводы.

Глава 1 Понятие батарейки и принципы ее работы

Батарейка – это источник питания, который вырабатывает электричество под действием химического процесса.

Батарейка. Это слово плотно вошло в нашу повседневную жизнь. Но к сожалению сегодня мало кого интересует ее история, ее устройство, ее виды.

Первый источник электрического тока был изобретен случайно, в конце 17 века итальянским ученым Луиджи Гальвани. На самом деле целью опытов Гальвани был не поиск новых источников энергии, а исследование реакции подопытных животных на разные внешние воздействия. Явление возникновения и протекания тока было обнаружено при присоединении полосок из двух разных металлов к мышце лягушачьей лапки. 

Опыты Гальвани стали основой исследований другого итальянского ученого – Алессандро Вольта. 200 лет назад он сформулировал главную идею изобретения. Причиной возникновения электрического тока является химическая реакция, в которой принимают участие пластинки металлов. Для подтверждения своей теории Вольта создал нехитрое устройство из двух пластин металла (цинк и медь) и кожаной прокладки между ними, пропитанной лимонным соком. Алессандро Вольта выявил, что между пластинами возникает напряжение. Именем этого ученого назвали единицу измерения напряжения, а его фруктовый источник энергии стал прародителем всех нынешних батареек, которые в честь Луиджи Гальвани называют теперь гальваническими элементами.

Таким образом, гальванический элемент (батарейка) — это источник электричества, который основан на химическом взаимодействии некоторых веществ между собой. 

Сегодня в магазинах можно увидеть большое количество батареек. Батарейки бывают разнообразной формы или размеров. Некоторые – маленькие как таблетка, или тонкие, как карточка. Некоторые – величиной с холодильник. Несмотря на внешние существенные отличия, устройство батарейки любого типа имеет общие черты и принципы. Различия могут быть только в составе химических веществ, с помощью которых выделяется электрическая энергия. Наиболее распространенные батарейки по типу электролита:

• Солевые батарейки. В них используется уголь и марганец, электролит из хлорида аммония и катод из цинка. В перерывах между эксплуатацией элементы питания могут «восстанавливаться». Это немного продлевает срок службы батарейки.

• Алкалиновые (щелочные) батарейки. От солевых их отличает состав электролита - здесь используется щелочной электролит. Такие батарейки имеют продолжительный срок хранения.

Солевые и алкалиновые (щелочные) батарейки содержат растворенные тяжелые металлы, в состав может входить от 10 до 20 элементов таблицы Менделеева, многие из этих элементов являются сильно токсичными веществами.

• Серебряные батарейки имеют катоды из оксида серебра. Их напряжение на 0,2 В выше, чем солевых в одних и тех же условиях. В остальном серебряные элементы питания похожи на солевые.

• Литиевые батарейки обладают очень большим сроком хранения, высокой плотностью энергии и сохраняют работоспособность в большом диапазоне температур, поскольку не содержат воды. В их состав входит литиевый катод, электролит и анод из различных материалов.

Все известные элементы питания различны по некоторым принципам, но схема работы у них одна. В них создается электрический заряд в результате реакции между двумя химическими веществами, в ходе которой электроны передаются от одного из них к другому. В батарейках для фонарика эти вещества обычно представлены цинком и углеродом. В автомобильном аккумуляторе это свинец и диоксид свинца. В компьютере или мобильном телефоне используются обычно оксид лития с кобальтом и углерод.

У любой батарейки есть положительный полюс (катод), отрицательный полюс (анод) и электролит, который может быть сухим или жидким.

Электрический ток бежит от анода (-) к катоду(+), но между ними обязательно должна быть нагрузка (потребитель энергии). Если нагрузки не будет, то есть (+) соединить с (-) напрямую, то произойдет короткое замыкание.

Катоды выполняют функцию восстановителя, то есть принимают электроны от анода.

Электролит – это среда, в которой перемещаются ионы, образовавшиеся в процессе химической реакции. В процессе работы батарейки постепенно образуются новые вещества, а электроды постепенно разрушаются – батарейка садится. Многие гальванические элементы могут быть использованы только один раз. Они производятся на заводе, разряжаются в процессе использования и затем выбрасываются. Сейчас наиболее популярны перезаряжаемые батарейки, называемые аккумуляторами.

В кратком виде весь процесс работы батарейки выгляди так: анод – нагрузка – катод – электролит.

Именно на таком принципе и делаются большинство батареек, которыми мы пользуемся. Разница заключается в том, что в различных видах производимых батареек, отличие только в используемых веществах и материалах.

Глава 2 Практическое применение батарейки из овощей и фруктов

Я провел опрос среди одноклассников, чтобы выяснить, что им известно о возможности получения электричества из овощей и фруктов, и получил следующие результаты (Приложение 1): около 50% учащихся не знают ничего о том, кто изобрел батарейку; более половины учеников ничего не слышали о возможности получения электрического тока из овощей и фруктов, и уж тем более не имеют представления о том, как это может помочь сохранению окружающей среды. Именно поэтому я думаю, что моя работа должна быть интересна и познавательна для моих одноклассников и не только для них.

Меня заинтересовал вопрос о том, как сделать батарейку своими руками. Поискав информацию, мы узнали, что можно сделать батарейку из картошки. На одном овоще решили не останавливаться, а провели исследования еще на яблоке, огурце, банане, луке и мандарине.

Для изготовления батарейки из овощей и фруктов нам понадобятся:

Овощи, фрукты, цинковые гвозди, медные гвозди или отрезки медной проволоки, провода с зажимами, светодиод, мультиметр.

На примере картофеля рассмотрим как и что следует делать.

В картофель необходимо воткнуть гвоздь и медную проволоку.

Далее следует зажимами присоединить провода к гвоздям. Свободные концы провода присоединяются к устройству измерения (в нашем случае — это мультиметр), которое и показывает напряжение, возникающее на концах проводника.

Получившаяся батарейка из картофеля – это однозарядная батарейка. Она работает также, как батарейки, вставленные в фонарик или радиоприемник.

Картофельный сок в такой батарейке выступает в качестве электролита, медная проволока – это положительный электрод, принимающий электроны, а цинковый гвоздь – отрицательный электрод, принимающий электроны.

Когда я присоединил к электродам измерительный прибор, цепь замкнулась. Внутри клубня картофеля произошла химическая реакция. Электроны внутри атомов, составляющих картофельный сок, собрались на отрицательном электроде и потекли по цепи к положительному электроду. Таким образом возник электрический ток, текущий по электрической цепи.

Для экспериментального замера электрического напряжения были взяты имеющиеся под рукой фрукты (яблоко, банан, мандарин) и овощи (картофель, огурец, лук).

Итак, подопытные овощи и фрукты дают следующее напряжение (В):

картофель — 0,45 яблоко — 0,45

банан — 0,43 огурец — 0,43

лук — 0,41 мандарин — 0,42

Как мы видим, в группе наших овощей и фруктов лидером по полученному напряжению стало яблоко и картошка, а в отстающих оказался лук. Правда разница в цифрах не такая уж большая.

Но будет ли гореть лампочка, если питать ее от фруктового источника?  Я взял лампочку на  3,0 В. В качестве источника взял картофель, как наиболее доступный овощ, к тому же показавший максимальное электрическое напряжение. Одна картофелина дает напряжение порядка 0,5 В. От одной лампочка не загорится. Но я прочитал, что для того, чтобы создать большее напряжение, можно попробовать соединить несколько картофельных батареек друг с другом. Для этого я сделал еще несколько таких же батареек, затем с помощью металлических зажимов-крокодильчиков соединил стальной электрод одной батарейки с медным электродом другой. Таким образом, можно соединять батарейки друг с другом в ряд, создавая многозарядную картофельную батарейку. Причем напряжение в такой батарейке будет увеличиваться пропорционально количеству взятых овощей.

Поэтому в нашем случае мне необходимо как минимум семь картофелин. 

Но почему то лампочка не загорелась. Не загорелась она и при большем количестве картошин. Хотя общее напряжение составило более 3В. Я нашел информацию о том, что это вполне объяснимо, ведь токи в такой цепи очень слабые и недостаточны, а для работы электроприборов важно не только электрическое напряжение, но и сила тока.

Заменим лампочку на светодиод (1,5 В).

Экспериментируя с разным количеством картошин, я добился, чтобы он загорелся. Картошин было десять. При этом напряжение в цепи было около 3,5 В. Видимо такого напряжения и слабого тока было достаточно для того, чтобы зажечь менее мощный светодиод.

Заключение

Работа, которой я занимался, показалась мне очень интересной. Я смог ответить на все интересовавшие меня вопросы. Так, проведенные эксперименты подтверждают гипотезу о возможности создания источников питания из фруктов и овощей. Такие батарейки могут использоваться для работы приборов с низким потреблением энергии, таких как часы или калькулятор.

Как показал мой эксперимент, из использованных фруктов и овощей лучшими источниками электрического тока являются яблоко и картофель.

Я научился делать наблюдения, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, делать выводы. Также я научился определять электрическое напряжение внутри овощей и фруктов.

Мне очень понравилось ставить эксперименты самому, оценивать получившийся результат. Я заметил, что не всегда эксперимент удается, хотя теоретически так должно быть. Например, мне не удалось зажечь лампочку на 3 В. 

Мне бы очень хотелось, чтобы ученые изобрели батарейки, помогающие сохранять окружающую среду. Ядовитые вещества из обычных батареек, проникают в почву, в подземные воды, попадают в наше с вами море и в наши с вами водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные химические соединения (из вашей же батарейки, выброшенной неделю назад в мусоропровод) с кипячением не исчезают, не убиваются - они ведь не микробы. И каждый из нас должен понимать, что кроме нас никто не сможет сберечь нашу Землю от экологической катастрофы.

В процессе работы над проектом мне пришла в голову мысль о том, что я мог бы внести посильный вклад в сохранение окружающей среды путем сбора отслуживших свой срок батареек и сдачи их в специальные пункты приема. Мне удалось выяснить, что батарейки принимают в любом магазине «Эльдорадо», для этого там установлены специальные урны. Я хочу поставить небольшой контейнер или коробку в своем классе и предложить одноклассникам приносить из дома использованные батарейки. По мере накопления мы будем отвозить их в один из пунктов приема. Может быть в дальнейшем к нашей акции присоединятся и другие классы нашей школы, и таким образом мы все сможем проявить непосредственное участие в столь важном деле, как охрана окружающей среды.

Список использованной литературы:

1. Журнал. «Галилео» Наука опытным путем. № 3/ 2011 г. «Лимонная батарейка» стр 9-14

2. Журнал «Юный эрудит» № 10 / 2009 г. «Энергия из ничего» стр.11-13

3. Гальванический элемент — статья из Большой советской энциклопедии.

4. В. Лаврус «Батарейки и аккумуляторы» стр. 22-25

Приложение 1

Я провел опрос среди одноклассников, чтобы выяснить, что им известно о возможности получения электричества из овощей и фруктов, и получил следующие результаты:

  1. Знаешь ли ты, кто изобрел батарейку (гальванический элемент)?

а) Бенджамин Франклин;

б) Луиджи Гальвани;

в) Василий Петров.

  1. Как ты думаешь, возможно ли получить электрический ток из овощей и фруктов?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

  1. По твоему мнению, использование овощей и фруктов в качестве батарейки может помочь сохранению окружающей среды?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

infourok.ru

Конспект урока с презентаций по теме "Приручение огня"

Конспект урока по окружающему миру

для 4 класса

Выполнила: Котлова Оксана Николаевна

Предмет: окружающий мир «Человек и природа» 4 класс (образовательная система «Школа 2100»)

Форма урока: изучение нового материала

Тема: Приручение огня.

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 4

Технологии: компьютер, подключенный к Интернету, интерактивная доска, презентация

Цель: Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Полумрак. Тихо звучит музыка. Учитель (вполголоса):

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя сгоряча.

А ты, волшебный огонек,

О чем бы нам поведать мог?

Учитель зажигает свечку.

– Ребята, посмотрите на этот «волшебный огонек» и скажите, какие чувства он вызывает.

Ответы учащихся.

– На что похож огонек пламени? В каких еще ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чем-то далеком и таинственном, важном и глубоком?

– В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку...

– Несмотря на то, что электрический свет сейчас есть почти везде, иногда люди не отказываются от удовольствия зажечь настоящие свечи и любоваться ими. Почему бы не начать урок при свечах? И посмотрим: о чем же может поведать этот «волшебный огонек».

II. Актуализация знаний.

– Ребята, посмотрите на эти снимки. (Показ снимков: человек, машина, дрова, телевизор).

– В 3 классе мы учили, что для того, чтобы эти тела начали действовать, им нужна энергия. Пища для человека, бензин для машины, солнечная энергия, накопленная в дровах, электричество для телевизора – это источники энергии.

- Давайте-ка вспомним, что же такое энергия.

Энергия – это источник движения, способность совершать работу.

- Содержится ли энергия в куске хлеба? Как это проверить?

– Съев кусочек хлеба, человек запасается энергией, накопленной в хлебе, которая приводит человека к действиям.

Закон сохранения энергии.

– Ученые заметили, что использование энергии всегда приводит к какому-нибудь действию, движению, изменению. Это наблюдение позволило вывести закон сохранения энергии. Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Но она может изменяться и переходить из одной формы в другую.

Можем ли мы наблюдать энергию в действии? Например: возьмем полено.

– Тепловая энергия, запасенная в дровах, при горении освобождается и нагревает воду в чайнике.

Вывод: Энергия выделяется при горении.

III. Проблемная ситуация.

Чтение диалога на стр. 104.

Лена: Миш, а ведь, правда, нельзя упрятать джинна в бутылку? Только в сказке можно, да?

– А вы, ребята, как думаете? А кто такой Джинн? Джинн (араб., буквально - дух), в Коране фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Джинны — популярнейшие сказочные персонажи. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил их заточения и исполняет его желания.

Учитель: «Чем горючее напоминает джинна в бутылке?»

Версии учеников.

– Это огонь, которого человек посадил в бутылку, и заставляет делать все, что хочет, т. е. приручил.

IV. Открытие новых знаний.

1) Определение темы и цели урока.

Ученики определяют тему урока: «Значит, мы будем сегодня говорить о приручении огня».

Слово «приручение» записано на доске.

– Что значит «приручить»? Выделите корень этого слова, подберите однокоренные слова

– Рука, ручной.… Сделать ручным.

– Значит, огонь можно взять в руки или как Джинна посадить в бутылку и делать с ним,

что хочешь?

Ответы учащихся.

А давайте посмотрим толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

Приручить – сделать ручным, послушным.

Цель урока определяют дети.

– Значит, мы будем говорить о том, как человек сделал огонь послушным, т.е. научился пользоваться огнём.

– А при горении выделяется энергия.

– Значит, нам надо выяснить, как человек научился пользоваться этой энергией.

2) Новый материал.

а) Сначала надо выяснить: что такое огонь?

– Это освобождение энергии.

б) Немного из истории.

– Давайте вспомним историю. А как же человек приручил огонь? (Ответы учащихся.)

Обобщение: Страшно было человеку ночью. Холод и тьма окружали его. Ещё больше пугала молния, зажигавшая безжалостные пожары. Человек приходил на пепелище, когда огонь утихал. Земля тут была тёплая, коренья в ней мягкие и вкусные. Однажды человек осмелился приблизиться к краснеющим углям. Они не давались в руки, но рождали на поднесённой палке маленький язычок пламени. Его можно было отнести в пещеру. Так человек и огонь подружились. «Приручение огня» позволило первобытному человеку существенно изменить его жизнь. Именно вокруг очага человек начал возводить стены, устраивать крыши, двери, окна.

в) Легенда.

Сколько помнит себя человечество, оно всегда восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из таких легенд — древнегреческое сказание о Прометее.

На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.

И стал огонь для нас не только другом и помощником.

г) Олимпийский огонь.

Живое пламя огня — символ жизни и борьбы. Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр.

– Что вы знаете об этом огне?

– Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Город Сочи принял Олимпийский огонь Ванкувера.

Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея.

д) Огонь – это штука опасная.

Учащиеся приводят примеры.

Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок. А чтобы этого не случилось, повторим, что мы должны знать при пожаре.

Тест по теме «Пожарная безопасность»

1. Чем опасен пожар?

а) огонь; б) обрушения; в) затопления

2. Как нужно покидать помещение при пожаре?

а) идти медленно; б) быстро бежать; в) идти быстро

3. Что делают школьники, покинувшие помещение первыми?

а) бегут на улицу и кричат: «Спасите!»; б) бегут домой; в) спокойным голосом оповещают об опасности остальных.

4. При эвакуации идущий рядом с вами упал. Ваши действия.

а) невзирая на это, будете спасаться сами; б) попросите кого-нибудь помочь ему; в) выбежите на улицу и сообщите о случившемся

5. При эвакуации из класса вы

а) будете собирать портфель; б) продолжите дежурить по классу; в) все оставите, будете уходить; г) станете выносить из класса учебные пособия

6. По какому телефону надо вызывать пожарных?

а) «01»; б) «02»; в) «03»

Работа обсуждается коллективно.

е) Вечный огонь.

Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата.

– Ребята, кто из вас был когда-нибудь у такого огня? С кем? По какому случаю? Почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь?

Выслушиваются версии детей.

–Нельзя вспомнить об огне войны, который загубил миллионы жизней, но в тоже время огонь мирный горит на их могилах как память о страданиях и смертях.

V. Физкультминутка.

(Ученики поворачиваются спиной к экрану).

Упражнение для мобилизации внимания.

Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища.

1-правую руку на пояс; 2-левую руку на пояс;

3-правую руку на плечо; 4-левую руку на плечо;

5-правую руку вверх; 6-левую руку вверх;

7-8 - хлопки руками над головой;

9-опустить левую руку на плечо; 10-правую руку на плечо;

11-левую руку на пояс; 12-правую руку на пояс;

13-14-хлопки руками по бёдрам.

Повторить 4 раза. Темп - 1 раз медленный;

2 раз - средний; 3 раз - быстрый; 4 раз - медленный.

VI. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Показываю спички и зажигалку.

– Ребята, как вы думаете: зажигалка и спички – весь источник энергии?

(Ответ на вопрос ребята ищут в учебнике. Стр. 105)

Со временем люди узнали, что кроме дров существуют более жаркие виды топлива, которые при меньшем объеме дают больше тепла. Это ископаемое топливо: торф, каменный уголь, нефть, природный газ.

Работа творческих групп (4 группы).

На экранах таблицы с названиями полезных ископаемых. На партах тектс: «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф».

1) Заполнить таблицу.

Название полезного ископаемого

Основные свойства

Применение

1 группа – каменный уголь.

2 группа – нефть.

3 группа – торф.

4 группа – природный газ.

Проверка заданий. Правильность заполнения таблиц проверить.

Учащиеся из других групп могут задавать вопросы и дополнять.

Оценка знаний групп.

Итог: все эти полезные ископаемые хорошо горят, а при горении дают энергию.

VII. Рефлексия (подведение итогов).

1) Игра «Крестики-нолики».

– Всё ли на уроке мы узнали о приручении огня? Для того, чтобы проверить наши знания, предлагаю игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется "крестики- нолики", и условия ее известны каждому. Девочки свой правильный ответ отмечают ноликами, мальчики – крестиками.

(На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек. Вопросы выбирают не по порядку.)

1. Ломоносов говорил, что … произошла из остатков организмов. (Нефть, газ, вода)

2. В электрическую розетку … засовывать посторонние предметы. (Нельзя. Можно)

3. Применение … в качестве топлива вызвало широкое распространение паровых машин. (Воды. Угля.)

4. … – это маленькая электростанция, которая вырабатывает ток с помощью особых химических веществ. (Печка, Батарейка.)

5. Что приводит тела в движение или вызывает их изменение? (Энергия. Кислород)

6. Жидкое топливо, полученное из нефти. (Бензин. Духи)

7. Что из домашнего «зверька» запросто может превратиться в страшную стихию? (Огонь.)

8. Источник энергии, который не относится к ископаемым видам топлива: каменный уголь, дрова, торф, природный газ. (Дрова.)

9. С помощью какого источника энергии работают утюг, телевизор? ( Электричество.)

Оценка работы класса.

VIII. Домашнее задание:

с.104-111 читать, отвечать на вопросы.

kopilkaurokov.ru

«Маленькие батарейки – большие проблемы»

Республиканский конкурс

исследовательских работ и творческих проектов

младших школьников «Я – исследователь»

Естествознание. Неживая природа.

Исследовательская работа:

«Маленькие батарейки – большие проблемы»

Работу выполнил: Хромченко Даниил Сергеевич,

ученик 3 В класса

МБОУ «СОШ №7»

г. Алатыря,

Научный руководитель:

Киляшова Надежда Кирилловна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №7»

г. Алатыря.

Алатырь, 2015

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3

1.1.Обзор источников литературы………………………………………………4

2.Основная часть………………………………………………………………….5

2.1.План работы и методы исследования………………………………. 3

2.2. Что такое батарейка?............................................................................ 4

2.3 Какой вред приносят батарейки окружающей природе?................5

2.4. Утилизация батареек………………………………………………… 6

2.5. Опрос респондентов…………………………………………………. 6

4. Заключение…………………………………………………............................ 7

5. Список источников и литературы………………………............................... 8

6. Приложения …………………………………………………......................... 9

Сокращения:

Прил.1 – приложение 1,

Ф.1 – фото 1,

Рис. 1 – рисунок 1.

Т.1 – таблица 1.

Д.1 – Диаграмма 1

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни широкое распространение получили пальчиковые батарейки. В нашем доме их можно встретить повсюду: в игрушках, в часах, в звонке, в пульте, в фотоаппарате. Я с детства любил делать из них разные игрушки. Но однажды папа увидел их и рассказал мне о том, что использованные батарейки очень вредные. Мне стало интересно узнать о том, какую угрозу таят в себе использованные батарейки и куда правильно выбрасывать старые батарейки. Так появилась тема моего исследования «Маленькие батарейки – большие проблемы».

Объект исследования – батарейки.

Предмет исследования – пальчиковые батарейки.

Цель моей работы – узнать о влиянии батареек на организм человека.

Я поставил перед собой следующие задачи:

1.Узнать, что такое батарейка.

2. Исследовать пользу или вред приносит батарейка для человека.

3. Выяснить у респондентов, что они знают о батарейках.

4. Создать буклет о правильном использовании батареек.

При проведении исследования мною были выдвинуты гипотезы:

  1. Я думаю, что можно придать батарейке вторую жизнь.

  2. Батарейки после использования надо сразу выбрасывать.

  3. И новые и старые батарейки вредны для организма.

1.1 Обзор источников и литературы

О батарейках мы нашли много различной информации и в книгах и в Интернете. (Прил.1 Ф.1-2).

Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова я узнал значение слова батарейка - 1. см. батарея. 2. маленькая аккумуляторная батарея.

Батарея – соединение нескольких однородных приборов, устройств, образующих одно целое (уменьш. батарейка).

В Википедии я прочитал, что батарейка – это обиходное название источника электрического тока, предназначенного для питания различных устройств. 

Учебник «Физика. 8 класс», автор А.В. Перышкин., рассказывает о том, что такой источник тока называется гальванический элемент.

Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова я узнал значение слова гальванический – относящийся к получению электрического тока путем химических реакций.

Энциклопедия «Оксфорд. Первая энциклопедия» Эндрю Ленгли рассказывает о том, что такое электричество и как можно собрать простейшую электрическую цепь карманного фонарика.

Книги мы искали в библиотеке, у знакомых, ещё я побеседовал с учителем физики Еленой Викторовной Большаковой (Прил.1 Ф.3), со школьной медсестрой Князевой Ольгой Петровной(Прил.1 Ф.4).. Проводил анкетирование среди одноклассников и среди учащихся 8 А класса (Т).

Познакомившись с литературой, мы убедились в том, что тема, выбранная нами для исследования, очень интересна и актуальна.

2.Основная часть

2.1. План работы и методы исследования

Задачи

Методы

Сроки

1. Узнать, что такое батарейка.

Знакомство с научной литературой и информацией Интернет. Чтение и анализ книг.

Беседы с учителем физики Большаковой Еленой Викторовной

Опыт. Фотосъёмка.

Сентябрь, 2014 г.

Октябрь, 2014 г.

3. Исследовать, пользу или вред приносит батарейка для человека.

Поиск информации в Интернете, книгах, энциклопедиях. Беседа с учителем физики,

с медсестрой.

Ноябрь – декабрь, 2014 г.

4. Выяснить у респондентов, что они знают о батарейках.

Анкетирование одноклассников и учащихся 8 А класса. Анализ анкетирования.

Январь 2015 г.

5. Создать буклет о правильном использовании батареек.

Анализ материала.

Февраль 2015г.

2.2. Что такое батарейка?

Первую батарейку изобрёл итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1800году (Прил.1 Ф.5). Он предложил назвать химический элемент, который создает электрический ток, в честь другого итальянского ученого Луиджи Гальвани (Прил.1 Ф. 6) – гальванический элемент.

С учителем физики Большаковой Е.В. мы рассмотрели строение простейшей батарейки (Прил.1 Ф.7). Она состоит из цинкового стакана (Прил.2 Рис.1,а). Цинковый стакан заполняется клейстером (Прил.2 Рис.1,б). Клейстер готовится из муки и нашатыря. В результате реакции между клейстером и нашатырем, цинковый стакан приобретает определенный заряд (-). Внутрь этого стакана (внутрь клейстера) помещают полотняный мешочек (Прил.2 Рис.1,в), в котором находится уголь и специальное химическое вещество - оксид марганца (Прил.2 Рис.1,г). Внутрь полотняного мешочка вставляется угольный стержень (Прил.2 Рис.1,д). В результате реакции этот угольный стержень так же приобретает электрический заряд (+). Таким образом, между цинковым стаканом и угольным стержнем и происходит разделение электрических зарядов. Цинковый стакан (-) и угольный стержень(+) называют электродами. На этих электродах скапливаются электрические заряды. И они будут создавать в цепи электрический ток.

Когда батарейки включаются в цепь, находящиеся внутри неё вещества вступают в химическую реакцию. В ходе которой выделяется энергия, которая будет создавать электрический ток. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т. е. все элементы цепи должны быть.

С Еленой Викторовной мы рассмотрели и собрали простейшую электрическую цепь карманного фонарика (Прил.1 Ф.8). В нее входят источник тока (батарейка), лампочка накаливания, соединительные провода и выключатель (ключ).

Сначала соединим лампочку с источником тока (+) при помощи провода. Следующим проводом соединим лампочку и выключатель, затем ключ с источником тока (-).

После сбора цепи видно, что лампочка не горит, т. к. цепь все еще разомкнута с помощью ключа, и электрический ток не идет.

Теперь замыкаем ключ, и лампочка загорается (рис. 5), т. к. цепь становится замкнутой и все условия существования электрического тока выполнены. Изобразим схему собранной нами электрической цепи (Прил.2 Схема 1).

Батарейки бывают большие и маленькие, круглые и квадратные, а еще они бывают разные по мощности (Прил.1 Ф.9). Еще существуют аккумуляторы (Прил.1 Ф.10). Внешне они очень похожи на батарейку, однако аккумулятор можно заряжать, а батарейку нет.

В батарейке, строение которой мы рассмотрели с Еленой Викторовной, были использованы клейстер, уголь и оксид марганца. Вместо них могут быть использованы другие химические вещества. В электронном справочнике в Интернете, мы с мамой нашли информацию, что в зависимости от того, какое химическое вещество используется, батарейки подразделяются на группы.

  1. Солевые (угольно-цинковые, марганцево-цинковые) батарейки

  2. Алкалайновые (щелочные) батарейки

  3. Литиевые батарейки

  4. Ртутные

  5. Серебряные

Когда вещества, находящиеся внутри батарейки истончаются, батарейка разряжается и становится непригодной. Мы выбрасываем ее.

В магазинах нашего города в продаже есть солевые и алкалайновые батарейки, аккумуляторы (Прил.1 Ф. 11) .

    1. Какой вред приносят батарейки окружающей природе?

Рассмотрев внимательно обычную пальчиковую батарейку, мы увидели на ней значок (Прил.1 Ф. 12).

Обратившись к Интернету, мы узнали, что он обозначает: «Не выбрасывать! Сдать на утилизацию» (Прил.2 Рис. 2). И этот знак на батарейке стоит неспроста!

Когда вещества, находящиеся внутри батарейки истончаются, батарейка разряжается и становится непригодной. Мы выбрасываем ее.

Мы уже говорили о том, что для изготовления батарейки используют различные тяжелые металлы. После выбрасывания батарейки металлическое покрытие разрушается, и эти вещества попадают в почву и в подземные воды. Эти металлы могут попасть в реки, озера и в колодцы с питьевой водой.

Чем опасны тяжелые металлы, находящиеся в батарейках? Наша медсестра, Князева Ольга Петровна, рассказала следующее:

«На открытом воздухе под дождем и снегом оболочка батарейки быстро разлагается, а её начинка опасна для окружающей среды. Внутри батарейки находятся ядовитые вещества - тяжелые металлы, такие как ртуть, свинец (Прил.2 Рис. 2 ).

Свинец. Накапливается в основном в почках. Вызывает также заболевания мозга, вызывает нервные расстройства.

Кадмий. Накапливается в печени, почках, костях и щитовидной железе. Если кадмий попадет в организм человека, то вызывает у него такое заболевание, как рак.

Ртуть. Один из самых опасных металлов. Ртуть может попасть в организм человека из питьевой воды и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов. Он влияет на мозг, нервную систему, почки и печень. Вызывает нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы. Независимо от путей поступления в организм ртуть накапливается в почках.»

Мы с мамой побывали на всех мусорных контейнерах в Западном районе (Прил.1 Ф. 13 - 14). Мы увидели такую картину. Мусор вывозят не каждый день, поэтому там скопилось большое количество мусора. Даже если люди выбрасывают мусор в пакете, то собаки в поисках остатков пищи, эти пакеты разрывают. Содержимое пакета вываливается на зацементированный пол и разносится по периметру вокруг мусорного контейнера. Мы увидели, что на земле валялись батарейки. Когда мы ходим с дедушкой на дачу, мы видим, что вдоль дороги лежат разорванные пакеты с мусором. Среди этой кучи мусора, также валяются батарейки. И эти тяжелые металлы попадают в почву и в воду.

Беспечно выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где каждое лето с другим мусором возгорается и тлеет, с клубами дыма выпуская тучи ядовитых веществ. И мы дышим этим воздухом.

Ядовитые вещества из батареек, в любом случае проникают в почву, в подземные воды, попадают в море и в водохранилища, из которых люди потребляют воду, не думая, что вредные химические соединения (из батарейки, выброшенной неделю назад в мусоропровод) с кипячением не исчезают, не убиваются – они ведь не микробы».Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

    1. Утилизация батареек

Как правильно утилизировать батарейки после использования?

Использование вредных для человека и окружающей среды веществ, при производстве различных изделий, в том числе и батареек, требует правильной их утилизации после использования. На упаковке батареек имеется предупредительный значок, запрещающий их выбрасывать.

Из Интернета мы узнали, что во многих зарубежных странах есть пункты по приему батареек. В Нью-Йорке, например, выбрасывать батарейки в мусор запрещено законом.

А что же у нас? До октября 2013 года утилизировать батарейки в России было негде. Но осенью в Челябинске на заводе «Мегаполисресурс» открыли новую линию по переработке батареек.

Сдать использованные батарейки можно в Чебоксарах в магазине Media Markt (Прил.2 Рис. 4).

Вот адрес этого магазина:

Media Markt

Чебоксары Президентский бульвар

ТРЦ «Каскад-Сити», Президентский бульвар д. 20

Время работы: Пн-Вс 10:00-22:00+7 (8352) 36-81-00

В следующий раз, отправляясь в Media Markt за покупками, просто захватите с собой старые батарейки и оставьте их в специальном контейнере в отделе «Аксессуары» (Ф.16). Там принимают не более 10 кг от одного человека за раз. Хранить и собирать старые батарейки надо в закрытой пластиковой бутылке (Прил. 1 Ф.15).

Все собранные батарейки и аккумуляторы отправляются на переработку на единственное в стране предприятие, где есть соответствующая линия, — завод «Мегаполисресурс» в Челябинске. Media Markt получил статус авторизованной точки приема батареек №1. Это означает, что сеть имеет действующий договор с переработчиком, оплачивает транспортировку и переработку, а внутренние процессы магазинов позволяют гарантировать, что ни одна сданная батарейка не окажется на свалке или полигоне.

Отныне в России появилась самая большая по территории охвата сеть по приему батареек и аккумуляторов для последующей утилизации.

2.5 Опрос респондентов

Мы с моей учительницей провели анкетирование в нашем классе. Для этого мы разработали 4 вопроса о судьбе отработанных батареек (Прил.3 Т.1 ).

Провели опрос среди ребят, что делают в их семье с использованными батарейками. Мы выяснили, что (Прил.)

Такое же анкетирование мы провели в 8 А классе, так как они изучают физику. Мы выяснили, что

Еще мы выяснили у респондентов, что они знают о вреде отработанных батареек. В нашем классе о негативном влиянии батареек знают 2 ученика, а в 8 классе – 19 учеников. Не знают о влиянии батареек в нашем классе – 19 учеников, а в 8 классе 7 учеников.

Мы выяснили, что ученики нашей школы не владеют информацией о вреде отработанных батареек и способах их утилизации.

Заключение

Во время работы я узнал много интересного, научился работать со справочной литературой, Интернетом, беседовать со специалистами, проводить анкетирование.

Вместе с руководителем я решил все задачи, которые ставил в начале работы и достиг цели исследования: я много узнала о батарейках.

Батарейкам нельзя придать вторую жизнь – делать из них игрушки, гипотеза первая подтвердилась.

Вторая гипотеза не подтвердилась, так как для изготовления батареек используют различные тяжелые металлы, такие как ртуть, свинец, кадмий. Они наносят большой вред окружающей среде и организму человека. Поэтому батарейки после использования выбрасывать нельзя.

Электрические батарейки - очень полезная вещь. Они дают игрушкам и другим полезным вещам независимость и самостоятельность.

С батарейками можно ставить опыты, но нельзя их разбирать и хранить дома - третья гипотеза подтвердилась.

Мы создали буклет о правильном использовании батареек.

Данный материал нашего исследования можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов.

Спасибо всем, кто помогал мне в проведении исследования.

Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Письменные

1. Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. - 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИМИ Технология», 2003г.

2. Э. Ленгли. Оксфорд. Первая энциклопедия/ Пер. с англ. А. В. Мясникова. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010 г.

3. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. - М.: Дрофа, 2003 г.

4. Интернет

Устные

5. Беседа с учителем физики Большаковой Еленой Викторовной.

6. Беседа с медсестрой Князевой Ольгой Петровной.

7.Анкетирование одноклассников.

8.Анкетирование учащихся 8 А класса.

Приложение 1

Фотографии

Фото 1. Поиск информации в Интернете. Фото 2. Данил читает книги.

,

Фото 3. Беседа с учителем физики Большаковой Е.В. Фото 4. Беседа со школьной

медсестрой Князевой О.П.

Фото 5. Алессандро Вольта Фото 6. Луиджи Гальвани

Фото 7. Строение простейшей батарейки Фото 8. Электрическая цепь карманного фонарика

Фото 9. Батарейки Фото 10. Аккумулятор

Фото 11. В магазине Фото 12. Фотография батарейки

Фото 13. На свалке Фото 14. Около мусорных контейнеров

Фото 15. Сбор и хранение старых батареек в пластиковой бутылке.

Фото 16. Пункт приема

Приложение 2

Рисунки, схемы

Рис. 1,а. Строение простейшей батарейки Рис. 1,б. Строение простейшей батарейки

Рис. 1,в. Строение простейшей батарейки Рис. 1,г. Строение простейшей батарейки

Рис. 1,д. Строение простейшей батарейки Схема 1. Схема электрической цепи

карманного фонарика

Рис. 2. Не выбрасывать! Сдать на утилизацию.

Рис. 3. Какой путь проходит использованная батарейка.

Рис. 4. Пункт приема использованных батареек в г. Чебоксары

Приложение 3

Анкета-вопросник для учащихся.

Я, Хромченко Даниил , провожу исследование на тему: «Маленькие батарейки – большие проблемы». Твои ответы на вопросы помогут мне выяснить, какова судьба использованных батареек в твоей семье и что вы знаете о вреде старых батареек. Напиши ответы на следующие вопросы. Желаю успехов!

Класс

Кол-во чел.

Выбрасывают батарейки в мусорный контейнер

Сжигают батарейки

Закапывают

Оставляют дома

3 В

21

12

9

8 А

27

25

3

12

Таблица 1. Анкетирование учащихся 2В и 8А классов.

Знают о влиянии отработанных батареек

Не знают о влиянии отработанных батареек

3 В

2

19

8 А

19

7

Таблица 2. Анкетирование учащихся 2В и 8А классов.

Приложение 4

Диаграммы

1. Что вы делаете с использованными батарейками?

infourok.ru

Исследовательская работа "Вкусная батарейка"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»

Номинация «Физико - математическая»

Исследовательская работа

Вкусная батарейка

Автор: Лопаревич Никита, ученик 3 «А» класса

МБОУ "Усть-Абаканская СОШ"

Руководитель: Крыцина Марина Викторовна,

учитель начальных классов

Усть-Абакан

2017

1.

Моя работа появилась благодаря увлечению книгами и желанием мастерить поделки. Впервые о нетрадиционном использовании фруктов я прочитал в книге Николая Носова. По замыслу писателя, Коротышки Винтик и Шпунтик, жившие в Цветочном городе, создали автомобиль, работающий на газировке с сиропом.

И тогда я подумал, а вдруг фрукты тоже хранят какие-нибудь секреты.

Мне захотелось узнать как можно больше о необычных свойствах фруктов. Ученые утверждают, что если у вас дома отключат электричество, вы сможете некоторое время освещать свой дом при помощи лимонов.

Являются ли фрукты источником электрического тока? Можно ли сделать батарейку из фруктов?

Предмет исследования: получение электрического тока

Задачи исследования

1. Ознакомиться с принципом работы батарейки.

2. Создать фруктовые батарейки.

3. Экспериментально определить напряжение таких батареек.

4. Постараться зажечь лампочку с помощью фруктовой батарейки

Методы исследования

Работа с литературой: энциклопедии, журнальные статьи и специальные справочники, работа с интернет-ресурсами. Беседы с родителями. Анкетирование школьников.

Практическая значимость

  1. Оформить презентацию по теме.

  2. Выступление перед одноклассниками на уроке окружающего мира

  3. Отправить работу на дистанционный конкурс.

Актуальность проблемы

Фруктовые батарейки можно использовать дома или на даче для подсветки. Полученные мною результаты можно продемонстрировать на уроках «окружающего мира» одноклассникам, а знания о электрическом токе пригодятся в дальнейшей учебе.

2. Основная часть

Для начала я попытался разобраться, что такое электрический ток. Электрический ток — это движение электрически заряженных частиц. Я решил узнать, как устроена обычная батарейка. Батарейку сам я не разбирал, воспользовался энциклопедией. Любая батарейка или аккумулятор – это две металлические пластины, помещенные в специальное химическое вещество – электролит. Одна пластина подключена к выводу «+», другая – к выводу «-».

Батарейка – это удобное хранилище электричества, которое может быть использовано для обеспечения энергией переносных устройств. Некоторые батарейки предназначены для одноразового использования, другие можно перезаряжать. Батарейки бывают разнообразной формы и размеров. Некоторые – маленькие, как таблетка. Некоторые – величиной с холодильник. Но все они работают по одному принципу. В них создается электрический заряд в результате реакции между двумя химическими веществами, в ходе которой электроны передаются от одного из них другому.

В качестве электродов цинк (оцинкованная пластинка) и медь (медная проволочка), а электролит – раствор солей и кислот. Два металла погружённые в раствор вступают в химическую реакцию и вырабатывается электрический ток.

Первый источник электрического тока был изобретен случайно, в конце 17 века итальянским ученым Луиджи Гальвани (на самом деле целью опытов Гальвани был не поиск новых источников энергии, а исследование реакции подопытных животных на разные внешние воздействия). Явление возникновения и протекания тока было обнаружено при присоединении полосок из двух разных металлов к мышце лягушачьей лапки. 

Опыты  Гальвани стали основой исследований другого итальянского ученого – Алессандро Вольта. 200 лет назад он  сформулировал главную идею изобретения.

Изобретенная 200 лет назад самая первая батарейка работала  именно на основе фруктового сока.

Алессандро Вольта в 1800 году сделал открытие, собрав нехитрое устройство из двух пластин металла (цинк и медь) и кожаной прокладки между ними, пропитанной лимонным соком. Алессандро Вольта выявил, что между пластинами возникает разность потенциала. Именем этого ученого назвали единицу измерения напряжения, а его фруктовый источник энергии стал прародителем всех нынешних батареек, которые в честь Луиджи Гальвани называют теперь гальваническими элементами.

Я провёл анкетирование среди учащихся моего класса, с целью выяснения, что они знают про батарейки и о существовании фруктовой батарейки.

Что содержится в батарейке?

Существуют ли фруктовые батарейки?

По результатам анкеты я могу сделать вывод, что: ребята знают ,что содержится внутри батарейки и как она работает. А про фруктовую батарейку ребята слышали. (рис. 1)

Фруктовый сок по своему составу представляет собой слабую кислоту, поэтому если вставить во фрукт 2 электрода: один медный - другой цинковый, то между электродами потечет слабый ток, достаточный для питания часов. Но я не привык верить на слово, поэтому решил проверить лично – правда это или нет.

Для создания фруктовых батареек мне понадобились:

Материалы:

  1. Оцинкованная пластинка

  1. Медная проволочка

  1. Мультиметр – прибор для измерения силы тока и напряжения.

4.Фрукты.

Приступаю к измерению тока во фруктах.

Мною, с помощью папы, были сделаны гальванические элементы из груши , яблока и лимона. В каждом элементе были сделаны замеры прибором мультиметром. (рис.2)

Нас удивило, что лимон, груши и яблоки дают электричество! Результаты измерений напряжения я занес в таблицу. (рис.3)

Я узнал, что обычная пальчиковая батарейка даёт 1,5 Вольта.

Итак, гипотеза нашла своё подтверждение: разные фрукты дают разный по силе ток.

2.3 Практическое использование батареек

Но будет ли гореть лампочка, если питать ее от фруктового источника?   Я решил попробовать использовать полученное электричество. Взяли маленькую светодиодную лампочку. Подсоединили её к контактам лимона.

Пробую. Есть результат! Мой светодиод начинает светиться! Напряжение при этом достигает 1, вольта. Очень интересно и хочется продолжать! (рис.4)

Гипотеза также подтвердилась!

Можно сделать вывод:

Фрукты действительно могут служить источником электрической энергии и из них возможно изготовить «природную батарейку».

Работа, которой я занимался, показалась мне очень интересной. Я смог ответить на интересовавшие меня вопросы.Я учился делать наблюдения, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, делать выводы. Я научился определять напряжение  внутри «вкусной» батарейки и силу тока создаваемую ею. Мне очень понравилось ставить эксперименты самому. Оценивать получившийся результат. А вообще, порой и не представляешь, сколько интересного происходит вокруг тебя. Нужно только оглянуться, обратить внимание, а затем провести исследование и ответить на интересующие вопросы.

Это интересно!

В мире известны случаи применения таких источников питания. В Индии создали батарейку на пасте из фруктов и овощей. В Австралии в 2003 голу была запущена электросиловая установка на ореховой скорлупе. Известная японская компания «Sony» изобрела батарейку на основе фруктового сока.

  1. Моя первая энциклопедия / пер. с англ. В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, Д.С.Щигеля - М, 2010

  2. Большая книга "Почему" / пер.с итальянского О.Живаго - М, 2012

  3. Электронный конструктор "Знаток", Бахметьев А.А. - М, 2005

  4. Журнал. «Галилео» Наука опытным путем № 3/ 2011 г. «Лимонная батарейка»

  5. http://digit.ru/technology/20100707/252798803.html

  6. http://nepropadu.ru/blog/Masterskaia/4748.html

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Батарейка

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электрический_ток

Рисунок 1.

Анкета.

1. Что содержится в батарейке?

. Существуют ли фруктовые батарейки?

2.Существуют фруктовые батарейки?

Рисунок 2. Результаты измерений напряжения.

Рисунок 3. Алессандро Вольта в 1800 году сделал открытие, собрав устройство из двух пластин металла и кожаной прокладки между ними, пропитанной лимонным соком

Фото 1. Берём грушу. С одной стороны вставляем медную проволочку, а с другой цинковую пластину. Батарейка готова, измеряем напряжение

Напряжение: 0,92 Вольта

Фото 2. Моя лампочка начинает светиться! Есть результат!

На юго-востоке австралийского побережья не так давно запустили первую в мире электросиловую установку, которая работает на… ореховой скорлупе.

Правда, прямо как в сказке А. Пушкина, все скорлупки — золотые. То есть, топливо хоть и дешевое, но строительство самой силовой установки обошлось предпринимателям в три миллиона австралийских долларов.

Впрочем, предприятие стоило своих затрат. Ведь в конечном итоге, электростанция демонстрирует весьма немалую производительность. Она способна переработать до тысячи шестисот восьмидесяти килограммов ненужной скорлупы орехов за час. При этом производится полтора мегаватта электроэнергии. Получается, что вскоре можно будет надеяться на окупаемость этого электричества, причем достаточно быструю.

Индусы, известные своим специфическим подходом к науке, тоже не сидят, сложа руки. Индийские ученые придумали, как еще можно извлечь электричество из нетипичного источника. Они решили воспользоваться тем, чего в Индии в избытке. Что растет над головой и под ногами. То есть, фруктами, овощами и отходами, которые непременно образуются  в процессе поедания первых и вторых. Индусы собираются запитывать от фруктов, овощей и их отходов несложную бытовую технику.

Получаются такие специальные батарейки, заправленные пастой из переработанных корок от апельсинов, бананов и прочих представителей съедобной растительности. Внутри каждой батареи размещаются электроды из меди и цинка. Если объединить в единую цепь четыре таких батарейки, то начинают тикать настенные ходики. Либо, оживает электронный калькулятор.

Данная новинка - источник энергии для жителей бедных районов, в сельской местности. Они смогут своими руками делать заготовки ингредиентов для подзарядки таких экологически чистых аккумуляторов. (ТАСС-Новости в России и мире)

17.05.2010, 14:25

Японская компания Sony представила миниатюрную электрическую батарею, работающую на фруктовом соке. Презентация состоялась на научном конгрессе в США.

Разработанная японскими учеными компании "биобатарейка" размером 2 на 4 сантиметра и мощностью 10 милливатт может использоваться в мобильных телефонах, ноутбуках, плейерах. Питающее ее зарядное устройство заправляется в качестве "горючего" фруктовыми соками - какими именно, пока не сообщается.8 миллилитров сока хватает примерно на 1 час. Работа над необычным источником питания велась специалистами электронного гиганта на протяжении нескольких лет в строгом секрете.(ТАСС-Новости в России и мире)

infourok.ru

Исследовательская работа "Фруктовая батарейка".

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №6 г. Юрги»

Секция: Мир моих интересов.

Фруктовая батарейка.

Автор : Морозкин Тимофей,

МБОУ СОШ № 6,ученик 4 класса

Руководитель: Белоносова Т. В.

Юрга

2015

Содержание.

l. Введение .

ll. Основная часть.

  • Как работает батарейка.

  • Эксперимент по созданию батареек.

  • Практическое использование батареек.

lll. Заключение.

lV. Список литературы.

V. Приложение.

l. Введение .

Моя работа появилась благодаря увлечению книгами и желанием мастерить поделки. Впервые о нетрадиционном использовании фруктов я прочитал в книге Николая Носова. По замыслу писателя, Коротышки Винтик и Шпунтик, жившие в Цветочном городе, создали автомобиль, работающий на газировке с сиропом.

И тогда я подумал, а вдруг фрукты тоже хранят какие-нибудь секреты.

Мне захотелось узнать как можно больше о необычных свойствах фруктов. Ученые утверждают, что если у вас дома отключат электричество, вы сможете некоторое время освещать свой дом при помощи лимонов.

Цель моего исследования:

Получение электрического тока из фруктов.

Задачи вы видите на слайде.

1. Ознакомиться с принципом работы батарейки.

2. Создать фруктовые батарейки.

3. Экспериментально определить напряжение таких батареек.

4. Постараться зажечь лампочку с помощью фруктовой батарейки.

Предмет исследования: получение электрического тока.

Объект исследования: фруктовые батарейки.

Гипотеза:

Являются ли фрукты источником электрического тока? Можно ли сделать батарейку из фруктов?

ll. Основная часть.

Как работает батарейка.

Для начала разберёмся, что такое электрический ток. Электрический ток — это движение электрически заряженных частиц. Я решил узнать, как устроена обычная батарейка. Батарейку сам я не разбирал, воспользовался энциклопедией. Любая батарейка или аккумулятор – это две металлические пластины, помещенные в специальное химическое вещество – электролит. Одна пластина подключена к выводу «+», другая – к выводу «-».

Батарейка – это удобное хранилище электричества, которое может быть использовано для обеспечения энергией переносных устройств. Некоторые батарейки предназначены для одноразового использования, другие можно перезаряжать. Батарейки бывают разнообразной формы и размеров. Некоторые – маленькие, как таблетка. Некоторые – величиной с холодильник. Но все они работают по одному принципу. В них создается электрический заряд в результате реакции между двумя химическими веществами, в ходе которой электроны передаются от одного из них другому.

В качестве электродов цинк (оцинкованная пластинка) и медь (медная проволочка), а электролит – раствор солей и кислот. Два металла погружённые в раствор вступают в химическую реакцию и вырабатывается электрический ток.

Первый источник электрического тока был изобретен случайно, в конце 17 века итальянским ученым Луиджи Гальвани (на самом деле целью опытов Гальвани был не поиск новых источников энергии, а исследование реакции подопытных животных на разные внешние воздействия). Явление возникновения и протекания тока было обнаружено при присоединении полосок из двух разных металлов к мышце лягушачьей лапки. 

Опыты  Гальвани стали основой исследований другого итальянского ученого – Алессандро Вольта. 200 лет назад он  сформулировал главную идею изобретения.

Изобретенная 200 лет назад самая первая батарейка работала  именно на основе фруктового сока.

Алессандро Вольта в 1800 году сделал открытие, собрав нехитрое устройство из двух пластин металла (цинк и медь) и кожаной прокладки между ними, пропитанной лимонным соком.

Алессандро Вольта выявил, что между пластинами возникает разность потенциала. Именем этого ученого назвали единицу измерения напряжения, а его фруктовый источник энергии стал прародителем всех нынешних батареек, которые в честь Луиджи Гальвани называют теперь гальваническими элементами.

В Интернете я увидел фотографию, на которой запечатлено  устройство, которое можно собрать своими руками. Это электронные часы, использующие вместо батарейки фрукты.

Я провёл анкетирование среди учащихся моего класса, с целью выяснения, что они знают про батарейки о существовании фруктовой батарейки.

Что содержится в батарейке?

Существуют ли фруктовые батарейки?

По результатам анкеты я могу сделать вывод, что : ребята знают ,что содержится внутри батарейки и как она работает. И про фруктовую батарейку ребята слышали. (рис. 1)

Фруктовый сок по своему составу представляет собой слабую кислоту, поэтому если вставить во фрукт 2 электрода: один медный - другой цинковый, то между электродами потечет слабый ток, достаточный для питания часов. Но я не привык верить на слово, поэтому решил проверить лично – правда это или нет.

Эксперимент по созданию батареек.

Для создания фруктовых батареек мне понадобились:

Материалы:

  1. Оцинкованная пластинка

  1. Медная проволочка

  1. Мультиметр – прибор для измерения силы тока и напряжения.

4.Фрукты.

Приступаю к измерению тока во фруктах.

Мною, с помощью папы, были сделаны гальванические элементы из груши , яблока и лимона. В каждом элементе были сделаны замеры прибором мультиметром. (рис.2)

Нас удивило, что лимон, груши и яблоки дают электричество! Результаты измерений напряжения я занес в таблицу. (рис.3)

Я узнал, что обычная пальчиковая батарейка даёт 1,5 Вольта.

Итак, гипотеза нашла своё подтверждение: разные фрукты дают разный по силе ток.

Практическое использование батареек.

Но будет ли гореть лампочка, если питать ее от фруктового источника?   Я решил попробовать использовать полученное электричество. Взяли маленькую светодиодную лампочку. Подсоединили её к контактам лимона.

Пробую. Есть результат! Мой голубой светодиод начинает светиться! Напряжение при этом достигает 1, вольта. Очень интересно и хочется продолжать! (рис.4)

Гипотеза также подтвердилась!

Можно сделать вывод:

Фрукты действительно могут служить источником электрической энергии и из них возможно изготовить «природную батарейку».

lll. Заключение.

В дальнейшем я также планирую выяснить, сколько лимонов потребуется для работы электронных часов.

Работа, которой я занимался, показалась мне очень интересной. Я смог ответить на интересовавшие меня вопросы.Я учился делать наблюдения, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, делать выводы. Я научился определять напряжение  внутри «вкусной» батарейки и силу тока создаваемую ею. Мне очень понравилось ставить эксперименты самому. Оценивать получившийся результат. А вообще, порой и не представляешь, сколько интересного происходит вокруг тебя. Нужно только оглянуться, обратить внимание, а затем провести исследование и ответить на интересующие вопросы.

Это интересно!

В мире известны случаи применения таких источников питания. В Индии создали батарейку на пасте из фруктов и овощей. В Австралии в 2003 голу была запущена электросиловая установка на ореховой скорлупе. Известная японская компания «Sony» изобрела батарейку на основе фруктового сока.

lV. Список литературы.

  1. Моя первая энциклопедия / пер. с англ. В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, Д.С.Щигеля - М, 2010

  2. Большая книга "Почему" / пер.с итальянского О.Живаго - М, 2012

  3. Электронный конструктор "Знаток", Бахметьев А.А. - М, 2005

  4. Журнал. «Галилео» Наука опытным путем № 3/ 2011 г. «Лимонная батарейка»

  5. http://digit.ru/technology/20100707/252798803.html

  6. http://nepropadu.ru/blog/Masterskaia/4748.html

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Батарейка

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электрический_ток

V. Приложение.

Рисунок 1.

Анкета.

Что содержится в батарейке?

На этот вопрос все ребята ответили - да.

Существуют ли фруктовые батарейки?

Рисунок 2.

Берем грушу с одной стороны вставляем медную проволочку , а с другой цинковую пластину.

Батарейка готова измеряем напряжение.

Берем яблоко с одной стороны вставляем медную проволочку , а с другой цинковую пластину. Батарейка готова измеряем напряжение.

Берем лимон с одной стороны вставляем медную проволочку , а с другой цинковую пластину. Батарейка готова измеряем напряжение.

Обычная пальчиковая батарейка даёт 1,5 Вольта.

Рисунок 3.

Результаты измерений напряжения.

Фрукты

Напряжение, V

Груша

0.90

Яблоко

0.87

Лимон

0.90

Рисунок 4.

Взяли маленькую светодиодную лампочку. Подсоединили её к контактам лимона.

Мой голубой светодиод начинает светиться!

infourok.ru


Смотрите также