Black story: как правильно подавать и есть черную икру. С каким хлебом едят черную икру


Black story: как правильно подавать и есть черную икру

Рассказываем об «икорных» традициях и этикете и гарантируем, что вы знали не все.

Самые первые упоминания о добыче осетровых и засолке икры относятся ко времени царствования египетских фараонов и финикийских царей. Свойства черной икры надолго насыщать организм и давать энергию оценили древнерусские рыбаки еще в IV в. н.э.: именно они придумали солить икру, отжимать из нее влагу и прессовать. Получавшиеся «лепешки», которые оказались незаменимыми в далеких путешествиях, стали прообразом паюсной икры, особенно популярной во времена СССР.

Сегодня черная икра за границей – один из самых известных и изысканных деликатесов, насладиться которым чаще всего можно на торжественных приемах или официальных банкетах. Притом что в России черная икра – желанный гость на праздничном столе, многие не просто не знакомы с тонкостями икорного гастрономического этикета ─ не подозревают о его существовании. Вместе с экспертами «Русского икорного дома» исправляем ситуацию.  

Как выбирать

Здесь все просто ─ нужно ориентироваться на производителя. Самое главное в «правильной» икре – ее качество, которое напрямую зависит от тех условий, в которых выращивают осетровых. Хорошая вода, отборные сбалансированные корма, тщательный уход за рыбой, отбор лучшей икры-сырца и строгий контроль за продукцией на всех этапах производства – так и только так может быть получен настоящий русский деликатес. (Читайте также: Черная, красная, белая: самый полный гид по икре)

Как подавать

Существуют две традиции сервировки черной икры – русская и европейская. В Европе икру подают в специальной икорнице ─ большой емкосте со льдом, куда ставится небольшая стеклянная или хрустальная вазочка с икрой. 

В России за несколько минут до подачи икра выкладывается в стеклянные, фарфоровые или серебряные емкости, но лед в них не добавляется. Исторически, что в России черная икра всегда подавалась свежей, а в Европу ее приходилось долго везти. В процессе транспортировки икра утрачивала свежесть и попадала на стол европейцев с различными привкусами, которые приходилось маскировать льдом и лимоном, отбивавшим рыбный запах. Поэтому утверждение, что икру нужно подавать именно на льду – ошибочно.

Икра должна немного согреться при комнатной температуре – только тогда она откроет вам свой истинный вкус.

Как бы вы ни подали самый вкусный деликатес, главное, чтобы на праздничном столе ему было отведено почетное место, ведь речь идет о «царице стола», как называли икру наши предки. 

Чем есть

Настоящие гурманы кушают икру ложками, только не столовыми, а маленькими – серебряными, перламутровыми или костяными. С другими материалами черная икра просто не «дружит»: появляется неприятный металлический привкус. 

С чем сочетать

Дополнения другими продуктами роскошный деликатес не требует, однако отлично сочетается с теплыми тостами из белого хлеба, слегка намазанными маслом. Для икры отлично подойдут несладкие крекеры, галеты или тонкие хлебцы. Икру также часто подают в тарталетках или волованах. Вместо сливочного масла для содержимого таких закусок можно приготовить нежный крем из мягкого сыра и жирных сливок, украсить блюдо оливками и зеленью. Чудесной закуской станет свежий огурец, нарезанный дольками или половинки сваренных вкрутую перепелиных яиц с ложечкой икры сверху.

Роскошный вариант для гурманов – икра и устрицы. Устрицы подаются открытыми, с дольками свежего лимона. Сначала устрица сбрызгивается соком лимона, а сверху украшается ложкой черной икры. Идеальным сопровождением для такого лакомства будет бокал игристого сухого или брют. Русская традиция употребления черной икры предписывает кушать ее прежде всего с блинами и сметаной. Намазывать икру на хлеб со сливочным маслом стали несколько позже, но оба способа очень популярны в России. 

Чем запивать

Черная икра – традиционная закуска под самый традиционный русский напиток, то есть водку. Истинные ценители просто закусывают водку икрой, зачерпывая ее икорной ложечкой. Известный певец Федор Шаляпин сначала съедал икру, а уже потом выпивал стопку водки («Икрой не закусывают, ее водкой запивают», ─ говаривал он). Слегка соленый жирный вкус икры только подчеркивается глотком «огненной воды».

Хотя русские традиции употребления черной икры добрались и до других стран, конечно, они не могли не подвергнуться изменениям. Так, во Франции зародилось другое классическое сочетание – черная икра и шампанское. Именно хорошее игристое вино отлично сочетается с контрастным соленым вкусом икры. Нужно помнить, что речь идет только о лучших, элитных сортах классического французского шампанского люксового класса cuvee.

Благодарим экспертов и консультантов ГК «Русский икорный дом» за помощь в подготовке материала. 

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

www.marieclaire.ru

С чем едят черную икру? Особенности и фото

Еда и напитки 14 января 2018

Черная икра считается изысканным деликатесом. С давних времен ей любили побаловаться богатые дворяне и помещики, но для простых людей она тоже была излюбленным лакомством.

Известно, что в наше время дороговизна икры связана с частой ловлей осетровых, преимущественно браконьерской, что приводит к их вымиранию. И все-таки черная икра не перестает пользоваться популярностью. С чем едят черную икру, и как сделать ее употребление идеальным? Попробуем разобраться.

Польза черной икры

Чтобы говорить о пользе черной икры, стоит для начала разобраться с ее составом. Известно, что она богата различными минеральными веществами, такими как йод, фосфор, кальций, железо и т.д. А также белками, жирами и некоторыми витаминами. В совокупности все это благотворно влияет на организм, способствуя его развитию.

В целом, существует множество полезных свойств икры, из-за чего она часто рекомендуется врачами. Например, известно, что благодаря веществам черной икры в организме человека запускается процесс выработки коллагена, который отвечает за сохранение прочности кожи, а значит, и вашей молодости. Кроме того, она будет полезна для людей, занятых умственной работой, так как благотворно влияет на зрение и память.

Врачи нередко назначают ее страдающим заболеваниями щитовидной железы, что связано с большим количеством йода в ее составе. Также ее часто рекомендуют аллергикам. Черная икра не только является гипоаллергенным продуктом, но и способна облегчить аллергические приступы и сократить их частоту.

Все это лишь малая часть того, на что способен этот деликатес. От того, с чем едят черную икру, полезные ее свойства не меняются, но все-таки это влияет на удовольствие ее употребления.

Как выбрать черную икру?

Для того, чтобы не потратить деньги напрасно, нужно уметь выбрать икру. Как известно, черная икра - дорогое удовольствие. И этот как раз тот случай, когда можно утверждать, что чем выше цена, тем выше качество. Дешевым может быть только испорченный или некачественный продукт.

При выборе икры стоит отдавать предпочтение стеклянной таре, так как это говорит об отсутствии химических процессов внутри, а также дает возможность рассмотреть продукт и сделать правильный выбор.

Выбрав определенный продукт, стоит ознакомиться с информацией, указанной производителем. Во-первых, важна дата производства. Предпочтительными для добычи черной икры месяцами являются июль и август, если же на упаковке указано другое время, стоит насторожиться.

Проверяя состав, важно обращать внимание на наличие консервантов. Допустимым считается только Е200, других в составе присутствовать не должно. Следуя этим рекомендациям, вы сможете выбрать продукт, который не разочарует вас и будет приятным дополнением к столу.

Видео по теме

Традиции употребления черной икры

Со времен появления черной икры на столе, стали появляться традиции, связанные с ее употреблением. Таким образом, образовались две различные друг от друга традиции - русская и европейская.

На Руси икру подавали в больших блюдах, вазах без льда, и черпали оттуда ложечками-лопатками, как правило, позолоченными. Традиционное лакомство сочетали с традиционным напитком - охлажденной водкой.

В Европе подача несколько сложнее. Икру подают в специальных икорницах, которые, в свою очередь, стоят в вазах с колотым льдом. Иногда икорницы делают специально из морских раковин, что считается особенным изыском, ведь тогда икра не получает привкус металла от посуды и не меняет своих вкусовых качеств. Сочетают ее обычно с шампанским.

В конце концов, независимо от того, на какой способ падет ваш выбор, общим остается одно: икру рекомендуется употреблять охлажденной, маленькими порциями на ложечках и без хлеба. Да, если у вас когда-нибудь возникал вопрос, с каким хлебом есть черную икру, то ответ - ни с каким.

Почему черную икру лучше употреблять без хлеба?

Итак, возможно, каждый любитель икры задумывался: "С каким хлебом едят черную икру?". И вообще, в России хлеб - почти обязательное сопровождение для икры. А между тем, это совершенно неправильно, и на Западе вовсе считается варварством.

Дело в том, что при употреблении черной икры с хлебом существует риск совершенно не почувствовать вкус дорогостоящего деликатеса. Ведь хлеб часто перебивает все его вкусовые качества. Поэтому, выбирая, с чем подать черную икру, стоит отдать предпочтение другим продуктам.

Но откуда же тогда взялась привычка использовать икру в качестве ингредиента к бутерброду с маслом? Существует мнение, что дело в так называемой "контрабанде" - дешевой икре, в которой на самом деле от икры почти ничего нет. К тому же, люди, которые могут позволить себе такой продукт, крайне редко вдаются в подробности его употребления и не задумываются, с чем лучше есть черную икру. А между тем, так они смогли бы получить гораздо больше удовольствия.

И все-таки, если вы уже давно любите соединять в одном блюде икру и хлеб, то можно выбрать хлеб грубого помола или белый, и по старой привычке смазать его маслом.

С чем хорошо сочетается черная икра

Когда вы наконец решились, выбрали и приобрели черную икру, настает время задаться вопросом: "Как вкуснее есть черную икру?". Ведь, потратив немалые деньги, человек хочет получить удовольствие, стоящее этих денег. Конечно, сама по себе икра - уже довольно вкусное лакомство, достойное вашего стола.

Как уже говорилось, ее можно подать в охлажденном виде с шампанским или водкой, кушать ложечками, растягивая удовольствие. Удачным является сочетание икры с маслом и сметаной. Можно подавать ее на тостах или тарталетках, а подача с блинами будет являться данью традиции.

При ограниченном количестве времени можно выложить икру на кусочки огурца, отличным вариантом будут и отварные яйца. Черная икра может обогатить и разнообразить любое блюдо. Она хорошо сочетается с жареными или запеченными овощами, станет интересным ингредиентом для супа или соуса.

Теперь вы знаете, с чем едят черную икру. Если существует возможность, то не бойтесь экспериментировать. Возможно, есть еще сочетания, которые покажутся интересны именно вам.

Что лучше не подавать вместе с икрой?

Так как икра сама по себе является одним из центральных блюд стола и имеет особенный вкус, то стоит обратить внимание на то, от чего стоит отказаться. Говоря о напитках, стоит отметить, что вместе с икрой на столе нет места большинству белых вин, что связано с их ярким вкусом, перебивающим тонкий вкус икры.

Также всем известно, что в икре очень высокое содержание соли, поэтому если она присутствует на столе, другие блюда не стоит солить слишком щедро, иначе все вместе это образует довольно гремучую смесь. Если при выборе подачи икры ваш выбор пал на жирные молочные продукты, взбитые сливки могут использоваться только без сахара. В остальном можно положиться на интуицию и собственные вкусовые предпочтения.

Черная икра - вкусный и полезный деликатес, который является украшением любого стола. Поэтому не так уж важно, с чем едят черную икру, так как она вкусная и сама по себе, а вместе с тем и довольно полезная.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Бизнес Томат "Розовый спам": особенности сорта, фото, отзывы

Помидор – самая популярная культура на огородах. Ежегодно селекционеры предлагают большой выбор растений для любителей покопаться на дачном участке. Они стремятся вывести сорта, наиболее полно удовлетворяющие по...

Бизнес Космодромы США: особенности и фото

Полеты в космос с каждым днем становятся все проще и доступнее. Для тех, кто готов выложить баснословные суммы за несколько коротких минут, проведенных за пределами атмосферы, Федеральное управление гражданской авиаци...

Бизнес Московская черная порода кур: описание, фото, отзывы

Московская черная порода кур (описание породы приведено в статье) относится к универсальным представителям мясояичного направления. Пользуется популярностью у фермеров и дачников, относится к породе, выгодной для дома...

Дом и семья Детское автокресло "Инглезина Марко Поло": особенности и фото

Компания "Инглезина" уже много лет является одним из признанных мировых лидеров по производству товаров для малышей. Отличительные черты продукции бренда - это безупречное качество и выразительный узнаваемый стиль. Сп...

Дом и семья Кошки породы бурма: описание, характер, особенности ухода, фото и отзывы владельцев

Небольшие симпатичные кошки породы бурма очень популярны в США. Хорошо известны они и в Европе, хотя там их численность немного ниже. В нашей стране это довольно редкая порода. Россиянам она мало знакома, поскольку ее...

Дом и семья Овчарка русская: описание и особенности породы, фото

Южнорусская овчарка (также известна как украинская) внешне очень похожа на огромную болонку. Особенностями этой породы являются небольшая ленивость (черта характера) и длинная шерсть, которая полностью закрывает морду...

Дом и семья Лабрадор шоколадный: особенности, характеристики, фото

Замечательные собаки породы лабрадор хорошо известны российским собаководам. Однако большинство из нас привыкли видеть этих красавцев с черным окрасом. Существуют три разновидности лабрадоров – черный, золотисты...

Дом и семья Аквариумная рыбка "нож черный": содержание и уход (фото)

Среди огромного аквариумного разнообразия одной из самых интересных является рыбка, известная под названием «нож черный». Официально она зовется аптеронотус, а в англоязычных странах ее зовут «черный...

Дом и семья Черный русский терьер: характеристика, фото и отзывы собаководов

Вы знаете, кто такой черный русский терьер? Если вы никогда не слышали о такой собаке, то предлагаем вам детальнее узнать об этой породе. В нашей статье мы опишем внешний вид представителей, характер, а также дадим со...

Домашний уют Можжевельник комнатный: описание, особенности выращивания, фото

Можжевельник — необыкновенно эффектное вечнозеленое растение, отличающееся пластичной формой и обладающее разнообразной палитрой окрасок. В...

monateka.com

Черная икра, как правильно подать и вкусно съесть (кинокулинарный ФМ)

Добрый день, веселая минутка!

Это вообще-то вовсе и не рецепт, а так, исследование как съесть и получить наслаждение от деликатеса, если такой случай выпадет.

Так вот сначала о заоблачном. Почему о заоблачном? - спросите вы. Да потому что речь пойдет о продукте, который во все времена считался деликатесом и его или не было в продаже или он был не доступен среднестатистическому покупателю по причине его высокой цены. А имя этому продукту — черная икра. Ну сами посудите цена черной икры на потребительском рынке колеблется от 100 до 300$ за 100 г, и далеко не каждый может позволить себе этот деликатес.

Надо сказать, что во времена застоя, когда я была ребенком, моя мама покупала контрабандную черную икру. Мы с сестрой были очень болезненными детьми и не вылазили из санаториев и больниц, и мама покупала икру, веруя что такой дорогой продукт обязательно повысит наш иммунитет. Приносили ей икру в обычной полулитровой стеклянной банке, без этикеток и опознавательных знаков, так что сказать икра какой из рыб никто сказать с уверенностью не мог. Мама тогда говорила, что ей привозил икру кто-то из знакомых живущих в Астрахани. За такую баночку мама выкладывала половину своей месячной инженерской зарплаты. А мы с сестрой, почему-то не радовались этому столь дорогому и дефицитному продукту. Но сами представьте, каждое утро мы обязаны были съедать бутерброд с этой ненавистной икрой. Бутерброд намазывался толстым слоем сливочного масла и по поверхности масла небольшими островками распределялась чайная ложка чудодейственной икры. Ни цвет, ни соленый вкус, ни тем более рыбный запах, ни что не говорило в пользу этих бутербродов. Но чтобы не сердить маму мы конечно же съедали по бутерброду, запевали его горячим чаем и отправлялись в школу. Кто же тогда думал, что нас кормили деликатесом? Об этом знала мама, а мы об этом не задумывались. Вот такое первое знакомство с черной икрой случилось у меня.

Повторное знакомство состоялось уже в более зрелом возрасте, когда я уже осознавала, что это деликатес. Но причина приобретения икры была такая же как и у моей мамы, помня свое детство и борясь с непрекращающимися бронхитами и воспалениями легких у наших детей мы с мужем решили купить баночку опять же контрабандой черной икры. Попробовав с мужем по бутерброду, как бы проверив качество, представление о котором мы имели очень относительное, остальной икрой мы как лекарством кормили детей. Не могу сказать что и они были счастливы этому факту, как и я когда-то в детстве.

Но деликатес существует и существуют правила как правильно его съесть, чтобы в полной мере насладится ее вкусом, а не разочароваться.

Причем существует две традиции употребления икры русская и европейская, которые кардинально отличаются друг от друга, начиная от подачи икры заканчивая напитками ее сопровождающими.

По русской традиции, икру подавали на стол в металлических, фарфоровых или стеклянных блюдах-вазах без льда. От туда ее брали порциями используя специальные серебряные или позолоченные икорные ложечки-лопатки. Запивать икру нужно только хорошо охлажденной водкой. Это традиционное русское лакомство достойно сочетается только с русским народным напитком.

В Европе икру обычно подают в специальных икорницах, которые в свою очередь ставят на колотый лед в вазу - подикорницу. Иногда для подачи икры используют икорницы, специально изготовленные из морских перламутровых раковин. Ложки для икры предпочитают тоже не металлические, а перламутровые. Это более благородный и наиболее рекомендуемый способ лакомиться икрой, т.к. в этом случае во рту точно не будет холодного металлического привкуса и первозданный вкус икры можно прочувствовать более достоверно. Да и в качестве напитка европейцы предпочитают к икре шампанское.

В любом случае, икру, будь то черная, или красная, едят охлажденной, маленькими ложечками и без хлеба. Последнее условие обязательно, т.к. традиционный пока в России бутерброд с икрой сводит на нет ее истинный вкус, да и к тому же, икра в смеси с хлебом уже не так хорошо усваивается организмом. Зернистую икру следует есть без всякого хлеба с маслом, прямо с ложки, постепенно прижимая ее к небу и понемногу "растворяя" во рту, слегка поводя языком и лишь потом проглатывая.

На привычку россиян закусывать водку икрой, к да еще к тому же намазанной на бутерброд с маслом западные гурманы смотрят как на варварство. А наши люди знакомые со вкусом икры (а таких в России и на территории СНГ подавляющее большинство, благодаря контрабандному черному рынку, где цены все-таки меньше), ни как не возьмут в толк как можно запивать икру шампанским, пусть даже и сухими его сортами, считая эту западную традицию надругательством над продуктом и кулинарным извращением.

А теперь о земном. Есть деликатес, который доступен далеко не каждому потребителю, есть потребитель, мечтающий о деликатесе, в такой ситуации обязательно найдется предприимчивые люди, которые попытаются воплотить мечту массового потребителя. Вот благодаря этим предприимчивым людям и появилась на прилавках супермаркетов «черная икра» по очень демократической цене. Понятно же что у этой икры общего с деликатесом только цвет, и то что в большинстве случаев икра, но не осетровых рыб, а прочих других, иногда совсем не известных, также встречается и икра для вегетарианцев, приготовленная из морских водорослей.

Вот эту то икру вы можете смело намазывать на бутерброды, не боясь быть разочарованными, если вкус не оправдает ваши ожидания.

И напоследок, несколько примеров подачи икры (в моем случае, икры всех прочих рыб, а именно селедки, превращенной предприимчивыми людьми в черную)

Способ первый, Верещагинский:

Икра, лучше всего без хлеба или с хлебом грубого помола. Сопровождается водкой.

Способ второй, знакомый мне с детства:

Белый хлеб, сливочное масло, икра. Хлеб намазать сливочным маслом, поверх масла намазать икру. Запивать взрослым – водкой, детям - чаем.

Способ третий, фуршетный с претензией:

Икру переложить из баночки в подходящую раковину, например морского гребешка или устрицы, в икру воткнуть маленькую ложечку. Вокруг разместить крекеры или подсушенные тосты. Отдельно поставить мягкое сливочное масло и нож для масла. Предоставить гостям самим сделать бутерброды. Напитки как в предыдущем варианте, желающим взрослым можно подать шампанское.

Способ четвертый, фуршетный без претензии:

Отваренные вкрутую яйца почистить разрезать пополам и сверху положить маленькую горку икры. Напитки согласно возрастных категорий и предпочтений.

Способ пятый, спонтанный на троих:

Черная икра. Икру горкой выложить на кружочки свежего огурца. Можно отдельно подать подать мягкое сливочное масло. Холодная водка обязательна!

Приятного аппетита!

- Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…

Вспоминает ассистент оператора этой культовой ленты саратовец Игорь Клебанов:

Эти кадры мы снимали глубокой ночью. Еле-еле нашли эту самую злополучную икру - купили два килограмма этого деликатеса в ресторане. Наш плотник специально для кадров с икрой сделал плошку с углублением. Чтобы ложка в ней "тонула" и складывалось впечатление, что икры там немерено. Пока мы настраивали аппаратуру, Луспекаев, войдя в образ, съел несколько ложек редкого продукта. Как только режиссер это "безобразие" увидел, скомандовал: "Все, снимаем, безо всяких репетиций и дублей!" Самое обидное же в этой истории то, что икра никому из съемочной группы после работы так и не досталась. Все так устали и измотались, что не сообразили поставить ее в холодильник. Наутро, кинулись к икре - а она вся протухла...

Надеюсь вы уже поняли о каком фильма идет речь. Да, конечно же „Белое солнце пустыни“.

 

По телевидению отмечали очередную годовщину фильма, была большая передача, выступал молодой работник таможни, симпатичный, интеллигентный. Он сказал, что выбрал свою профессию, горячо полюбив картину и ее героя — таможенника Верещагина.

"Сделать жизнь с кого бы..." — эта советская школьная дилемма, подкинутая юношеству звонким Маяковским, — сколь любопытно обернулась она через десятилетия! Не с "товарища Дзержинского", не с Павки Корчагина, а с "царского сатрапа" в советской терминологии или с "колонизатора", "стража Империи" в терминологии постсоветской. С незабываемого Верещагина — Павла Луспекаева, не укладывающегося ни в какие рамки идеологии.…На вполне официальном банкете в одной из бывших союзных республик высокопоставленный тамошний деятель, приветствуя российскую делегацию, завершил речь словами: "Сами знаете: Восток — дело тонкое".

"За державу обидно!..", "Гюльчатай, открой личико!", "Ваше благородие, госпожа Удача!" — эти реплики знают все. Текст картины, написанный Валентином Ежовым и Рустамом Ибрагимбековым, разошелся на афоризмы, внедрился в разговорный язык.

Можно приводить множество самых разных свидетельств того, что фильм "Белое солнце пустыни", вышедший на экран в 1970-м и награжденный Государственной премией России почти через 30 (!) лет, в 1998-м, буквально вписался в нашу культуру и наш обиход, стал частью жизни, а не только любимым "произведением киноискусства". Единственный в истории кино случай — присуждение высшей государственной награды по прошествии почти трех десятилетий — при всей своей уникальности скорее норма, чем нонсенс. Как бы исправление ошибки. Признание — пусть запоздалое, но тем более твердое. Потому что фактически этот приз присужден фильму многомиллионным жюри зрителей. Вот уж без всяких натяжек народное кино!

Но это ясно сейчас, а сначала было по-другому. Тому, кто не помнит старые советские порядки в кино, трудно поверить, что фильму в Госкино была дана "вторая категория", то есть "так себе"… Что он не был представлен ни на одном международном и даже внутрисоюзном фестивале.

Скажут: благо хоть разрешили, могли бы ведь и закрыть! Постановщик Владимир Яковлевич Мотыль (который, кстати, после его режиссерского дебюта "Дети Памира", награжденного республиканской премией Таджикской ССР, ни разу не удостоился ни званий, ни наград) в наши дни рассказал, сколь нелепые придирки предъявлялись фильму. Так, например, возмущение цензоров вызвало блюдо черной икры, которое подает Верещагину супруга, — икра тогда была дефицитом, нельзя было напоминать советским гражданам об икре. Да пронесло: Брежневу, к счастью, фильм понравился!

Что же касается кинокритики, то она, вялая, кислая, более всего была озабочена определением жанра картины. В каталогах "Белое солнце пустыни" фигурировало как "приключенческая комедия". Рецензенты же, любя все подверстывать под готовое и узнаваемое, сразу выкинули жетончик: вестерн! Критика не жалует фильмы успеха.

При выходе на экраны в 1970-м фильм не попал в чемпионы года, занял лишь десятое место. А время шло для кино золотое, массовый успех исчислялся 60(!) миллионами посещений, сейчас это кажется фантастикой! "Белое солнце пустыни" тогда собрало 34,5 миллиона. Никак не рекорд. Ничего, ничего! За последующую четверть века уверенно обгонит тогдашних призеров, будет и далее набирать и набирать свои цифры, свою живую прелесть, силу своего воздействия. Потому что перед нами тот тип экранного искусства, который сценарист фильма Рустам Ибрагимбеков назвал "серьезным кинематографом", прибавим: умным и общедоступным.Подобно марочному коньяку, "Белое солнце пустыни" год от году прибавляло звезды качества. Вербовало все большие аудитории, залавливало новые души. Космонавты создали традицию смотреть ее перед стартом. Число фанатов, знающих наизусть и текст и "экшен", все прибывало. Среди доброжелателей и любителей оказались крупные политики, друг на друга не похожие, как, например, Жак Ширак и Александр Лебедь. Видеокассеты расходились солидными тиражами. Выпустили русский чай, где с упаковки глядели, сидя в обнимку, любимец народа Федор Сухов и его далекая возлюбленная, разлюбезная Катерина Матвеевна — кадр из фильма.

А история создания картины тоже веселая, артистическая — обаятельный сплав "Белого солнца пустыни" родился в содружестве ярких талантов и все-таки при благоприятных обстоятельствах.

Сначала сценарий среднеазиатского "вестерна" писали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн, в ту пору молодой кинодраматург, ныне один из крупнейших русскоязычных писателей эмиграции. Предполагалось, что ставить фильм будет Кончаловский, а главную роль — басмача-злодея — сыграет танцор Махмуд Эсамбаев.

Горенштейн уехал из СССР. "Мосфильм" перезаказал сценарий опытному мастеру Валентину Ежову, автору "Баллады о солдате" и "Крыльев", и выпускнику Высших сценарных курсов Рустаму Ибрагимбекову, как "знатоку Востока".

"Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, — шутливо вспоминает Ибрагимбеков, — я обещал… поделиться своим восточным опытом... За двадцать дней придумали сценарий, который стал потом называться "Белое солнце пустыни"".

Воображение не подвело "самозванца", в будущем одного из ведущих отечественных кинематографистов, и его коллег, сценарий искрился юмором, увлекательными перипетиями. Сначала он назывался "Спасите гарем" — сюжет о том, как красноармеец Федор Сухов волей обстоятельств должен сопровождать и охранять жен некоего бая, одержимого местью за отобранный красными гарем и собирающегося всех их убить, чтобы его красавицы не достались врагу.

Комедийный эффект заключался в том, что "освобожденные женщины Востока" в своем новом статусе и новоявленном "Первом революционном общежитии" отнюдь не раскрепощались, а продолжали под своими плотными чадрами оставаться во власти вековых предрассудков.

Этот сюжетный стрежень и забавные кви-про-кво в контактах русского солдата и бродячих дочерей ислама сохранятся в фильме. Правда, несколько ужмутся, а тема "Гарем" обретет скорее пластическую выразительность целого, нежели индивидуализацию.

Кончаловский, увлекшись замыслом экранизаций Тургенева и Чехова, от среднеазиатского сюжета отошел. В работу включился режиссер Владимир Мотыль, недавно выпустивший обаятельный фильм "Женя, Женечка и Катюша" по сценарию, написанному им вместе с Булатом Окуджавой, и с Олегом Далем в главной роли.

Свершился счастливейший выбор режиссера! И дальше находка за находкой сопровождали работу.

Мотыль не стал снимать ни "вестерн", ни "приключение". "Это фильм-легенда, фильм-сказание", — уверял он, желая приблизить историю красноармейца Сухова к русским фольклорным истокам, к народной традиции рассказа о солдате-миротворце. "Первое представление об изобразительном строе "Белого солнца пустыни" возникло тогда, когда я понял, что это будет фильм-былина, и попросил Марка Захарова дописать солдатские письма", — рассказывает Мотыль.

Андрей Кончаловский, который стоял у истоков картины, но ушел, напишет по прошествии лет: "Сценарий, по которому снята картина "Белое солнце пустыни", — шедевр российского кино" (он имел в виду, конечно, итоговый сценарий).

Режиссура фильма чиста, выверена по ритму. Образ пустыни под раскаленным белым солнцем и одинокая человеческая фигура на фоне песков — исконно кинематографичен, вспомним такие шедевры, как "Профессия — репортер" Антониони, "Раскаленное небо" Бертолуччи или наши, отечественные, "Тринадцать" Михаила Ромма, "Невестка" — выдающийся фильм туркменского режиссера Ходжакули Нарлиева. У Мотыля в пески падают убитые лошади вместе с всадниками. Туда падет и сам властитель пустыни Абдулла — огромный, статуарный, картинный, в чалме и белом чапане, — грузинский актер Кахи Кавсадзе.

Но искусно "отыгрывая" пустыню не только как среду действия или фон, но как "пространство концепции" (чужбина, за которую солдат бьется, готов пролить кровь и болеет как за свое), авторы фильма насыщают это пространство новыми образами.

Как бы из-за кадра на экран, где довлеет мусульманский Восток, вплывает и поэтически укрепляется там Россия, держава. Под белым слепящим солнцем, на самом краю бурного Каспия, за белокаменным забором обосновался русский дом, недавний форпост державы, еще вчера, до революции, царская таможня.

Все надежно, ладно, крепко. Сторожа-павлины распускают многоцветные хвосты, важно прохаживаясь по крыше. А в доме живет с красавицей женой потрясающий человек Павел Верещагин — коронная кинороль ученика Г. Товстоногова, одного из премьеров Ленинградского БДТ — Павла Луспекаева.

Ко времени съемок у артиста были ампутированы ступни обеих ног — гангрена, следствие курения. Группа свидетельствовала: он преодолевал невыносимую боль, но играть инвалида категорически отказался. В кадре же едва заметная хромота и походка вперевалочку. Павел Борисович Луспекаев скончался в год премьеры фильма — в 1970-м.

Прошлое Верещагина читается и благодаря медленному и пристальному скольжению камеры по утвари, убранству дома, по многочисленным фотографиям на стене. Вот они, Верещагины, жених и невеста в подвенечном наряде, воинские награды, Георгиевский крест. Верещагин, "беляк", имперский акцизный чиновник, еще вчера в десятках фильмов он был непримиримым противником героя-революционера. Сейчас — иное. Еще раз вспомним:

                                    Если выпало в Империи родиться,

                                 лучше жить в глухой провинции у моря.

Вот и живет Верещагин справно, честно, но скучает от бездействия. И погибает за чужое дело, видя в нем правду и справедливость. Сцена взрыва баркаса, когда вместе с ним взрывается и тонет герой, — одна из драматических кульминаций фильма, которые придают ходу сюжета напряжение страстей.

 

"Классовая борьба", эта полувековая тема советского искусства, в "Белом солнце пустыни" фактически перечеркнута. Точнее — сведена к безобидной усмешке и чуть покровительственному сочувствию. Ведь Сухов — боец отряда "имени товарища Карла Либкнехта", и томик сочинений Маркса подносит своему властелину одна из жен в фантастическом сне Сухова о "русском гареме".

Скрепленное смертью братство двух русских из двух враждующих станов, поданное открыто и без обиняков, нечто совершенно новое для советского кино.

Правда, подспудно, в подтекстах, художники экрана давно шли в этом направлении. Мысль о бесчеловечности братоубийственной войны читалась еще в "Сорок первом" Чухрая, в "Павле Корчагине" Алова и Наумова, в "Комиссаре" Аскольдова. Но озвучилось это в "Белом солнце пустыни".

Обратим внимание и на такую важную деталь обстановки верещагинского дома, как киот с иконами. В декорацию киот ранее допускался для изображения темноты, отсталости (исключение: "Ася Клячина" Кончаловского). Здесь киот смело стоит в красном углу, перед ним божатся, крестятся. А ведь идет 1970-й год, идеологическое ужесточение по всем пунктам, когда, скажем, студентов, даже в шутку осенивших себя в церкви крестным знамением или поставившим свечку по бабушкиной просьбе, могли из-за доноса вышвырнуть из института.

И выбор Луспекаева с его печальными, добрыми и блестящими глазами на роль героическую и чуть лубочную, и вся атмосфера дома на морском берегу — сине-зеленого российского оазиса под белым солнцем пустыни, и конечно песня, счастливая песня Исаака Шварца на слова Булата Окуджавы — все это, видимо, наворожила фильму добрая Госпожа Удача.

"Госпожу Удачу" не хотелось бы называть шлягером. Это песня авторская, и войти ей в богатейшие антологии авторской кинопесни. Сегодня, когда уже нет в живых ни Артиста, что пел песню, ни Поэта, особой благодарностью таланту окутана она, прекрасная "Госпожа Удача".

Продолжаем вглядываться в карту заповедной пустыни фильма:

 

"Добрый день, веселая минутка! На прошедшие превратности судьбы не печальтесь, разлюбезная Катерина Матвеевна…"

"А еще скажу я вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь Вы мне, словно чистая лебедь, будто плывете себе, куда Вам требуется…"

"А еще хочу приписать для Вас, Катерина Матвеевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то Вы там сейчас?.."

Появившись в фильме о красноармейце и гареме воистину по наитию, Катерина Матвеевна — образ-видение из снов Федора Сухова, его далекая возлюбленная и жена, адресат писем солдата, звучащих за кадром как рефрен.

Реализовать этот образ довелось "типажу", пользуясь кинотерминологией: не профессиональной актрисе, а редактору ТВ-Останкино, журналистке Галине Лучай, человеку очень интересному и обаятельному.

Катерине Матвеевне с ее красным платком и кумачовой кофтой, со строгим прямым пробором в русых волосах, с голубыми, чуть нахмуренными глазами и непостижимой полуулыбкой принадлежит место среди самых значительных "типажей" в истории кино. Ведь это Катерина Матвеевна, опершись рукой о тонкую березку, открывает фильм еще до титров!

Это — Россия, родина Федора Сухова. Естественно и непринужденно возникший выразительный контраст (покрывала у жен из гарема белые, белым видится солнце пустыни, бесплодные белесые пески — и алые платье и платок Катерины Матвеевны, свежая зелень листвы и травы, луг в веселых ромашках, зеленая даль и голубая лента реки) был проведен через всю картину, став мотивом ностальгии героя. Ведь там, в российском скромном многоцветии, его душа, его идеал красоты. Там красавицы светловолосые, полнотелые, лиц они не закрывают и в полных ведрах сколько хочешь воды.

 

 

А он, уже восемь лет проскитавшись в революцию от Амура до Туркестана, демобилизованный, все не может вырваться из раскаленной пустыни! Последнее письмо к далекой и уже теперь едва ли не вымышленной Катерине Матвеевне — когда еще удастся свидеться? — уход героя опять куда-то вдаль за горизонт, и ровная полоса следов его на барханах — все это тронуто печалью. "Народное кино" без хеппи-энда...

Кто-то из критиков сравнил Федора Сухова с Чапаевым — вот, дескать, у того был ординарец Петька, а у этого Петруха… Нет, все же предтечи Сухова, архетипы и прототипы другие. Это и Алеша Скворцов из "Баллады о солдате", и шукшинский Пашка Колокольников. И конечно, славные персонажи русского фольклора: Иванушки, фантазеры, мечтатели, идеалисты, носители добра, защитники слабых и обиженных. Образ героя революции завершил свой путь в советском киноискусстве, слившись с русским национальным характером. Таким и играет Сухова артист Анатолий Кузнецов. Воспитанник школы-студии МХАТ, актер, наделенный безотказным обаянием, мягкой манерой игры и обезоруживающей улыбкой, он вышел на экран еще в пору оттепели вместе с новым актерским поколением конца 1950-х. Много и успешно снимался и до и после "Белого солнца пустыни". Но его коронная роль Федора Сухова вписалась в галерею народных любимцев первого ранга, знаковых фигур отечественного кино.

И все же общее с Чапаевым есть! Оно — в любви народной, в не навязанном зрительском выборе. И в судьбе: произведение, не претендующее ни на "новое слово", ни на "направление", обретает статус "культового фильма".

по материалам: Зоркая Н. М. http://www.portal-slovo.ru  

www.koolinar.ru


Смотрите также