Методическая разработка на тему: Занятие по теме недели "Хлеб всему голова". Рисование на тему хлеб всему голова


План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: НОД на тему:"Хлеб - всему голова" | скачать бесплатно

Сообщение темы занятия.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда в наши магазины привозят хлеб?

А может батоны, буханки и баранки растут на хлебных деревьях?

Дети: Нет, хлеб пекут.

Воспитатель: А вы хотели бы узнать, из чего пекут хлеб?

Дети отвечают: Да!

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Колосок, он вам многое расскажет!

Колосок: (кукольный театр)

Я мальчишка, Колосок, золотой волосок,

У меня на солнышке созревают зернышки!

А чтоб зернышки созрели,

Надо чтобы дождь их поливал,

Чтобы солнышко светило,

И чтоб ветер обвевал!

После зерна собирают

И в муку их превращают,

А потом вам из муки

Выпекают пирожки.

Хлеб пекут, печенье

Всем на удивленье!

Воспитатель: Слышали ребята, что сказал Колосок: хлеб пекут из муки, добавляют в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт — мука. Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах.

-  Ребята, а вы знаете, какие еще хлебные изделия выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки…)

-  Ребята, а какой бывает хлеб?

Дети: Белый и черный.

Воспитатель: Правильно. Хлеб бывает белый и черный, потому что его выпекают из разной муки. Белый хлеб  - из пшеничный, черный  - из ржаной.

- Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.

На экране телевизора слайды с рисунками колосков пшеницы и ржи, а рядом с колосьями изображения пакетиков с мукой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как хлеб попадает к нам на стол?

- Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил нужно, чтобы зерно засеять, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь мягкий хлеб!

- Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?

- Хлеборобы!

- Прежде чем из семян будет получено зерно, хлеборобы должны землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять ее с помощью тракторов и машин.

- После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать ее, бороться с сорняками.

- Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца и растут все лето.

 - Но вот налились колосья, стали крепкими и желтыми. Затем зерно обмолачивают.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и тут же обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовой автомобиль и зерно пересыпается из бункера в кузов автомобиля.

- Затем машины с зерном едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают и решают, куда его направить дальше: на мельницу или на элеватор. Элеваторы - это специальные сооружения для хранения зерна. Зерно там может храниться несколько лет, до тех пор, пока не придет время заменить его зерном нового урожая.

- Поняли, что такое элеватор?

 - Не забыли, куда везут машины зерно с полей?

- Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению.

- В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

Чтение стихотворения о хлебе со слайда.

nsportal.ru

Материал на тему: Хлеб-всему голова! | скачать бесплатно

            Беседа на тему «Хлеб всему голова»

по формированию представлений о процессе производства хлеба и бережного отношения к нему у дошкольников старшего возраста.

Программное содержание.

Расширить знания детей о профессии пекаря и хлебороба. Познакомить детей с историей выращивания хлеба в России, с разными видами зерновых культур, с обычаями, традициями, с народным фольклором. Формировать у детей представление о процессе производства хлеба. Закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности. Воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей и бережное отношение к хлебу.  

Активизация словаря: хлебороб, пекарь, колоски пшеничные, зерно.

Обогащение словаря: святыня.

Материал.  Хлебобулочные изделия, мука, колоски пшеничные.

                                                    Методические приёмы. 

  • Слайд. Хлеб. Хлебобулочные изделия.

Дети, посмотрите на экран и послушайте стихотворение.

Не напрасно народ,С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет,

Самой первой святыней.

Золотые слова,Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!

Дети, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе.

Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. Скажите, из чего делают эти продукты питания? (Из муки.) Правильно из муки.

  • Слайд. Пшеница и мука

А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе?

  • Слайд. Из зерна появляются всходы.

Когда то очень давно человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение с множеством семян.  Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю

  • Слайд. Первые орудия труда для хлеборобов (мотыга, молотилка).

Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

  • Слайд.  Крестьянин с деревянным плугом.

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

  • Слайд. Сельскохозяйственная техника.

В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику вы знаете? (ответы детей)Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки. Ребята, вставайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы посеяли зерно». Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять.

  • Слайд. Физкультминутка «Мы посеяли горох».
  1. Поочередно разводим руки в стороны  вправо, затем влево.Весной давно мы посеяли зерно. 
  2. Приседаем на корточки, затем медленно встаем в полный рост и поднимаем руки вверх над головой.

           Прорастут ростки,  скоро будут колоски.              

  1. Руки сгибаем в локтях, ритмично двигая вперед назад.

          А придет пора, выйдут в поле трактора.   

  1. Наклоны, имитируем сбор колосьев. Руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга.Уберем урожай.   Испечем каравай!  

Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжим нашу беседу.

  • Слайд. Зерновые культуры.

Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самыми питательными для человека является рожь и пшеница. 

  • Слайд. Хлебобулочные изделия.

Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб! По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение.Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

   

Послушайте русские поговорки о хлебе.

• Хлеб да вода – богатырская еда. • Хлеб батюшка, водица матушка. • Хлеб - кушай, добрых людей слушай.• Худ обед, коли хлеба нет. • Работай до поту, поешь хлеба в охоту. • Пот на спине – так и хлеб на столе.

Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ.

  • Слайд. Уборка зерновых культур.

Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу.

  • Слайд. Мельница, мука.

Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.

  • Слайд. Хлебозавод.

Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. 

Слайд. Доставка хлеба .

     Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

  • Слайд. Каравай на рушнике с солью.

Выходит девочка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. 

Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением. 

Ребята, сегодня мы с вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Послушайте считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?

А теперь загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) 

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) 

Мнут и катают, В печи закаляют.Потом за столом,Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объедение! (Баранка или бублик.) 

Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол – Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

Что на сковородку наливают, Да вчетверо сгибают? (Блины) 

Давайте проговорим чистоговорки о хлебеЖок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач. 

nsportal.ru

Материал на тему: «Хлеб – всему голова» | скачать бесплатно

«Хлеб – всему голова»

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

- Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: Занятие по теме недели "Хлеб всему голова" | скачать бесплатно

 «Хлеб — богатство России»

Цель.

Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Наглядный материал.

Картины с изображением поля, различных полевых работ; колоски пшеницы и ржи.

Раздаточный материал.

По 3 квадрата разного цвета — черного или коричневого, зеленого, желтого; Зерна ржи и пшеницы на подносах.

Ход занятия.

— Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие бы слова вы можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)

— Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит?(Предположения детей.) Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых — угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб.

 У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомните их.

(Дети называют пословицы, с которыми они знакомы.) Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу?(Рассуждения детей.) Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб». Или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» — то есть, обеспечил доход. Или «Отнять у кого-то хлеб» — это обозначает лишить места работы.

- Хлеб получить трудно. Расскажите, что вы помните о том как выращивают  хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Черный( или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете ,что обозначает зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков)

А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь

или пшеницу.)

— А теперь разложите квадратики так, как проходят работы  в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью (Дет с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ.)

— Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи. У вас на подносах, на столах лежат зерна. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.)

— Посмотрите, все зерна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом - зерна ржи. Зерна пшеницы круглые. Покажите их. (Дети берут в руки зернышки пшеницы.) А зерна — длинные. Возьмите их в руки. (Дети берут в руку зерна ржи.) Рожь и пшеница — хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

— А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей.) Я принесла вам эти растения.(Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим, они как и зерна, тоже разные.

- Что вы можете сказать вот про этот колосок? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики.

Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

— А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Он короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее.)

— Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова — хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предложения детей.)

— Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

— А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой? (Если дети не вспомнили, воспитатель предлагает им отгадать загадку.)

Овсом не кормят,

 Кнутом не гонят

 А как пашет —

 Семь плугов тащит.

— Вспомнили? Да, это трактор.

(Воспитатель  выставляет картину с изображением работающих

тракторов.)

- На распаханное поле выходят другие машины — сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева:

По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

— Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи?(Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? Потому что растения нужно посадить в определенный срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут, не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна вовремя.

— Но вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья.

Был крупинкой золотой — Стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило И стрелу позолотило.

— Что это? Кто знает отгадку? (Это колос.)

- Как вы догадались? (Сначала было маленькое золотое зернышко. Когда оно взошло, появились зеленые стрелочки — росточки. А когда созрело, превратилось в колос.)

- Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину.(Выставляет картину М..Шишкина «Рожь».) Кто написал эту картину? Как она называется?

- Хлебное поле еще называют, словом нива. Повторите это новое для вас слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Нива - от слова низ, то есть поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановекая написала о поле. Смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение.

Нива моя, нива, нива золотая! Зреешь ты на солнце, колос  наливая; По тебе, по ветру, словно в синем море, Волны так и ходят, ходят на просторе...

- Колосья созрели. Что же делают дальше? Какая техника сейчас приходит на помощь людям? Послушайте загадку:

Шумело на просторе Золотое море.

Пароход пришел — Выпил море и ушел.

— Что же это за пароход? Кто вспомнил? (Выставляет картину с изображением работающего комбайна.) А какое море он выпил?

 (Убрал пшеницу или рожь.)

— Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда

относились бережно. Послушайте рассказ об этом.

ПРОСТИ МЕНЯ, ХЛЕБ

Однажды мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Когда вернулись, хлеб уже покрылся плесенью и стал черствым. Я хотел, было, его бросить, но потом вспомнил один случай.

«... Была война. Наша часть освободила деревню. У крайней хаты стояла женщина, а возле нее девочка лет пяти: худая, бледная, на тоненьких ножках, она качалась как былинка. Ребенок тянул руки к матери и повторял:« Мама, дай кусочек! Мама, дай!»

— Чего она просит? — спросил я.

— Хлеба. У нас немцы все отняли.

Я вынул из мешка солдатские сухари и подал женщине. Девочка схватила сухарь дрожащими ручонками и начала его грызть. На глазах женщины сверкнули слезы».

— Прости меня, хлеб! -подумал я. -Бросить тебя- это преступление.

Положил кусок в сумку и вышел на улицу. Походил вокруг дома - куда деть? Увидел высокую ограду сада, стал на скамейку и раскрошил хлеб на столбик. Пусть склюют птицы.

К вечеру я вернулся домой. Заглянул на столбик - хлеба нет. Склевали! Я был рад.

М. Глинская

После чтения воспитатель может спросить детей: «Почему мужчина сказал - «Прости меня, хлеб?»

Занятие 2

Народные традиции. Хлебосольство

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о каких традициях и праздниках русского народа они помнят, и рассказывает о такой традиции как хлебосольство.

—       Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство. Его произносят обычно, когда  хотят подчеркнуть гостеприимство, то есть, когда человек всегда готов поделиться всем, что есть у него в доме. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связывали многие пословицы и поговорки, легенды и сказки.

Русские люди верили , что хорошо принятый в доме гость не сделает хозяевам ничего плохого, в старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная  .Хлеб соль со стола не сходит». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обеда стол чистой скатертью и ставить посредине хлеб, а рядом солонку с солью. Если в дом приходил посторонний и заставал домочадцев за обедом, то он приветствовал их словами: «Хлеб да соль». Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать, милости просим». Хлеб и соль сопровождали радостные события, которые происходили в жизни русских людей. Не забывали о хлебе и соли при рождении младенца. Матери приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть маленький кусочек. Крошку хлеба клали к младенцу.

Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Такое уважение к хлебу было потому, что хлеб всегда являлся символом нелегкого крестьянского труда, благополучия, достатка. Какие бы кушанья на столе не стояли, если не было хлеба, обед считался неполноценным. «Без хлеба нет обеда», — говорили русские люди.

Хлеб всегда считался главным богатством Руси. «Хлеб всему голова», — говорили о нем.

Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на который ставили солонку с солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть. И сейчас вы можете наблюдать по телевидению такие встречи. Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор.

Вы знаете, что когда к вам приходят гости, ваши мамы стараются угостить их самым вкусным, потому что наш народ и сейчас такой же гостеприимный и хлебосольный.

nsportal.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *