Конспект занятия по рисованию в подготовителной группе. Репродукции натюрмортов в стожаров хлеб соль и братина


Конспект занятия на тему: «Хлеб» в подготовительной группе

Программное содержание: 

Закреплять знания о жанре живописи натюрморт, дать представление о композиции.

Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.

Учить гармонично располагать изображении на листе бумаги.

Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.

Оборудование и материалы:

Репродукции натюрмортов: В. Стожаров «Хлеб, соль и братина», Илья Иванович Машков «Снедь московская. Хлебы».

Фото иллюстрации хлебобулочных изделий размером примерно 15х20 см, разрезанные на фрагменты.

Листы бумаги формата А4

Акварель, Гуашь, кисти, подставки для кистей, банки для воды, тряпочки.

Музыка П.И. Чайковского «Июль, Август» из цикла «Времена года».

Ход занятия

Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. Я попрошу вас подойти и выбрать по оному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, — подойдите к «желтому столу»; и т.д.

Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно о хлебе.

Ребята, на наше занятие я принесла репродукции картин русских художников. В Стожарова «Хлеб, соль и братина» и Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская хлебы».

Посмотрите на эти картины, что вы можете про них сказать.

Ответы детей: Правильно это натюрморт.

Давайте вспомним, что такое натюрморт. Натюрморт – это жанр искусства, изображающий неодушевленные предметы в специально созданные композиции.

Какие жанры искусства вы еще знаете?

Правильно: Пейзаж и портрет.

Пейзаж – это изображение природы или какой-нибудь местности (лес, поле, роща и т.д.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим наш натюрморт, что на нем нарисовано.

Ответы детей.

Как расположил свои предметы художник. Неправда ли, приятно видеть такое изобилие хлеба, пирогов. Кажется, что от картины исходит вкусный запах свежеиспеченного хлеба, булок, пышного теста.

Ребята, давайте мы с вами побудем художниками и нарисуем натюрморт, но чтобы начать рисовать нам нужно размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Муку в тесто замесили,                     Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:                     Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,                          Поочередно разгибают пальчики

Сдобные ватрушки,                            начиная с мизинца.

Булочки и калачи —                                                                  

       

Все мы испечем в печи.                     Обе ладошки разворачивая вверх.

Очень вкусно!                                      Гладят живот.

Воспитатель: Сначала подготовим фон для рисунка. Как вы думаете на каком фоне лучше изобразить хлеб. (Ответы детей).

Сначала лист бумаги смачиваем водой с помощью поролоновой губки или широкой кисти. Затем на важную поверхность наносим акварельные краски.

Подождем немного, пока лист подсохнет.

Проводится физкультминутка.

Булка колосом росла,                  Дети поднимают руки вверх, покачивают

                                                       Ими влево-вправо.

Зерном под жерновом была,       Вып. Упр. «Кормление птиц».

А в печи её испек                         Хлопают одной округлой ладошкой по  

                                                       другой.

Добрый мастер – хлебопёк!       Вып. Упр. «Поднос».

Поднимают большие пальцы рук.

Ребята, посмотрите внимательно на картины вспомните предыдущее занятие, как нужно рисовать натюрморт, какие краски вы будете использовать, как правильно расположить предметы, хорошенько продумав последовательность действий, вы можете приступить к рисованию.

Во время рисования включается негромкая музыка. П.И. Чайковский «Июль, Август» из цикла «Времена года».

После завершения работы, ребята рассказывают о своих рисунках.

konspekt-v-gruppe.ru

Сценарий урока литературы в 11-м классе по теме "Тропа Федора Абрамова и его героев" (по повести "Пелагея")

Разделы: Литература

Цель: Развитие этических (любовь к малой родине) и коммуникативных (диалогичность, коллективизм) качеств личности учащихся.

Задачи:

  • познакомить с биографией Ф.Абрамова, повестью “Пелагея”;
  • учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;
  • выявить идейный смысл повести, авторское отношение к героям;
  • пополнить словарный запас учащихся словами “деревенская” проза, братина.

Оборудование: эпиграфы записаны на доске, видеофрагмент “Биография Ф.Абрамова” (фрагмент снят самостоятельно: подобраны иллюстрации о деревенской жизни, и звучит текст по биографии Абрамова. Текст построен так, что все ответы на вопросы учащихся в нем присутствуют. ), портреты писателей, репродукция Стожарова “Хлеб.Соль.Братина.”, раздаточный материал, словарь С.И.Ожегова.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Русская литература 20 века 11 класс ч.2 стр.410-412 М. “Просвящение” 2004г.

2. Журнал “Русский язык в школе” 2002г. № 6. С.22-29 статья Л.И.Новикова “Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова “Хлеб.Соль.Братина”.

3. “Поурочные разработки по русской литературе 11класс” Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. М. “Вако”, 2003г.

4. Ф.Абрамов. Повести.

Ход урока

Организационный момент: Доброе утро, ребята! Надеюсь, что у всех хорошее настроение, желаю всем успеха!

Слово учителя:

Нет в мире одинаковых дорог, Хоть каждая выходит за порог И по земле дороги разбегаются, По-разному дороги называются. Дороги есть короткие и длинные, Есть дальние и краткие пути, Но мы идём. И всё ясней с годами Тот путь, что мы нашли среди других. Дороги в жизни выбираем сами, И сами же прокладываем их.

Учитель: Как вы поняли, о чём это стихотворение? (о жизни, о жизненных путях, что у каждого человека своя дорога в жизни)

Вы согласны, что мы сами выбираем свой жизненный путь? (конечно)

Скажите, пожалуйста, какое слово часто употребляется в этом стихотворении? (дороги)

* Каково лексическое значение этого слова? (место, по которому идут люди; Путь следования; Жизнь; Судьба)

* Проверим ваши предположения по словарю С.И. Ожегова. (Дорога - 1.Узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Проселочная дорога 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому 3. Путешествие, пребывание в пути. Взять еды в дорогу. 4. перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. Труд - дорога к успеху.)

К слову дорога подберём синонимы (Путь, шоссе, тропа, тропинка, жизнь…)

Какие из этих слов применимы к понятию “дорога жизни”? (тропа, путь)

Слово учителя: У каждого человека, действительно, своя дорога, свой жизненный путь. Свою дорогу помогают нам определить и писатели, те, кто рассказывают о судьбах людей, о выборе человека. Сегодня мы начинаем изучать “деревенскую” прозу. В литературу периода “оттепели” “писатели- деревенщики”, как их называли, вошли тихо, без шума, демонстраций и декламаций, но сделали для России очень много. Появление “деревенской” прозы было обусловлено потребностью сохранения памяти земли, спасения от забвения уходящего в прошлое многовекового уклада жизни, так как появляется эта литература в период массового переселения людей из деревни в город.

В “деревенской” прозе не просто изображается жизнь села, а решаются важнейшие проблемы человеческого бытия: взаимоотношения человека и природы, личности и коллектива, каким человек должен быть.

Яркими представителями писателей-“деревенщиков” являются В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов.

А мы сегодня познакомимся с творчеством Фёдора Абрамова.

А творчество можно назвать дорогой, тропой? (можно) Почему?

*Как вы думаете, проживает ли писатель жизнь своих героев? (проживает, переживает за них…)

Запись на доске темы: Тропа Ф. Абрамова и его героев (по повести “Пелагея”.)

Какую учебную задачу поставим? (сравнить жизненные пути Ф.Абрамова и его героини Пелагеи)

Чтение учащимися эпиграфов

Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь.Борис Пастернак

Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей.Анна Ахматова

Жизнь не те дни, что прошли, А те, что запомнились. П.А.Павленко.

В конце урока нужно выбрать тот, который, на ваш взгляд, подойдёт к содержанию нашего урока.

Для того, чтобы поближе познакомиться с творчеством Ф. Абрамова, посмотрите видеофрагмент и постарайтесь ответить на вопросы. (вопросы даны на карточках)

  1. Где и когда родился Ф. Абрамов?(1920г., с.Веркола, Архангельсая губерния)
  2. Каким было детство будущего писателя? (Трудное детство, рос в многодетной семье, рано остался без отца)
  3. Где воевал в годы Великой Отечественной войны? (воевал под Ленинградом, дважды ранен)
  4. Как называется первое произведение Ф. Абрамова? (1958г., роман “Братья и сёстры”)
  5. Назовите произведения Ф.Абрамова? (“Вокруг да около”, “Трава-мурава”, “Последняя страда”, “Деревянные кони”, “Пелагея” и др.)
  6. Что более всего беспокоит писателя? (сохранение русской деревни)
  7. Почему, по мнению Абрамова, нужно сохранить деревню? (это прародина всего)

Учитель обращает внимание на значение приставки пра-. Пра- обозначает наиболее древний, первоначальный.

Что видел писатель, садясь на письменный стол? (свои родные места, сёла на берегу Верколы, развалины старой пекарни, где работала его героиня Пелагея)

Вы правильно ответили, что главная героиня Пелагея.

Какое впечатление произвела на вас повесть? (Произведение понравилось; было интересно; повесть очень близка нам, так как мы тоже жители деревни; читалось очень легко, на одном дыхании, было жаль Пелагею; очень поучительная повесть, показывает отношение в семье, жаль, что Алька уехала из деревни и оставила мать в одиночестве)

Составьте, пожалуйста, опираясь на текст, словесный портрет героини? Что подчеркивает писатель в Пелагее? Как он к ней относится? (“по лугу бежала босиком, как бы играючи, полоща ноги в холодной травяной росе”, “по песчаной косе тоже шла ходко, почти не замечая её вязкой, засасывающей зыби”, “глаза у Пелагеи были острые - кажется, это единственное, что не выгорело у печи”, “ходила по знакомым с детства холмикам и веретийкам, по мызам, по старинным расчисткам, отдыхала у ручейка, у речки, всматривалась в осеннюю синеву, слушала крики журавлей, собачий лай…”, “болеть не любила, была в мать - трудолюбивая..”, “длинные, красивые, густые волосы в молодости..”

Где работала? Как? (в колхозе, на пекарне, но везде относилась к работе ответственно, работа в руках спорилась, любила сделать так, чтоб людям приятно было.)

Расскажите подробнее о последней работе Пелагеи и о том, как она к ней относилась?(На пекарне всегда чисто, “чтобы хлеб духовитее был, чего только она не делала : воду брала на пробу из разных колодцев, дрова смоляные, избави боже- сажа, муку требовала первый сорт, а на счёт помела и говорить нечего. Всё перепробовала: и сосну, и ёлку, и вереск”. И даже перед смертью Пелагее показалось, что она стоит у раскалённой печи… Так она любила свою работу.)

Что можно сказать об отношении героини к своему мужу? (*она любила своего мужа, когда провожала на фронт, то сказала: “На меня надейся. Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя”. И так и сделала: за всю войну не разу не переступила порог клуба. * Пелагея винила себя в болезни мужа, что отдыху ему не давала. Жалела (на Руси жалеть- любить) мужа.)

Вспомните историю с жакетами, которые ей продали в сельском магазине. Что поняла Пелагея? (подавщица Окся из-под прилавка продала ей плюшевые жакеты, которые, оказалось, висят в магазине с лета. “Плюшевки все-таки у нее взяли обратно, до самого председателя дошла. Но это для неё был удар. Удар страшный. И не то её повергло в изумление, что её надули. Нет, об этом она не думала, это приняла как должное - всегда кто-нибудь кого-нибудь надувает. Покоя её не давало другое - то, что она так легко опростоволосилась, попала в ловушку к этой Оксе. Значит, говорила она себе, ты уж не в ладах с жизнью, выпала из телеги. А как же иначе?”)

Что удивило Пелагею на пекарне, когда она пришла её “попроведать”? Как называются такие слова? Приведите примеры диалектов.( Перед тем, как идти на пекарню, Пелагея сходила в баню, надела всё чистое. А что же она увидела? Пелагею удивило, поразило отношение Ульки-пекарихи к работе: у пекарни помойка, на пекарне бегает поросёнок, вонь, грязь, сарай, а не пекарня, “всё немыто, засалено, в окошке веник торчит- вот отчего весны на пекарне нету, вместо помела рогожина. Самовар нечищеный. Печь грязная. А от Улькиного виду Пелагею чуть не стошнило. Улька потная, жирная, волосы немытые блестят, будто она и век в бане не бывала”. “И Пелагея, так и не присев, вышла, ей казалось, что и самовар, и рукомойник, и печь с тоской и укором смотрят на неё…) Диалекты: чаёвничать, кажись, рук ног не чую, испужались и др…

Как вы считаете, какую жизнь прожила Пелагея? Была ли она счастлива? (жизнь была трудной, дом, хозяйство, работа, больной муж - всё лежало на её плечах, но она по-своему была счастлива, так как гордилась, что у неё “самая заглавная должность на земле - она хлеб печёт, она сама жизнь делает”, Пелагея гордилась своей дочерью: видная, красивая….)

В чём драма Пелагеи? Есть ли в этом её вина? (Драма Пелагеи в том, что она осталась одинокой, муж умер, Аька сбежала в город, писала редко, но Пелагея верила, надеялась что дочь приедет. Но даже на похороны Алька не приехала. А когда приехала, то всё нажитое матерью (отрезы, тряпьё, самовары и прочее добро) продала, возложила прощальные венки на могилы родителей и уехала.

Вина Пелагеи в том, что за работой она не увидела дочери, ей некогда было по душам поговорить с ней (да и в то время это было не принято), Пелагея не смогла научить Альку любить свой край, деревню, ведь она сначала и не хотела, чтобы её дочь в деревне оставалась. А Алька в этой повести оказалась неблагодарной дочерью.)

* Какими бы словами вы определили главное в Пелагее? (трудолюбивая, верная, работящая, домовитая, аккуратная, хозяйственная, не ищет лёгких путей в жизни, труженица, настоящая русская женщина, крестьянка…)

Слово учителя: Тема деревни 60 годов волновала не только писателей, но и художников. Примером может стать художник Стожаров и его натюрморт “Хлеб. Соль. Братина”. Обратите внимание на репродукцию в чёрно-белом изображении (репродукции на столах у каждого ребёнка)

* Предположите, какие цвета использовал бы художник? (белый, коричневый, желтый, красный)

* Как вы думаете, натюрморт изображён красками теплых или холодных тонов?(теплых)

Что ещё создает ощущение тепла? (предметы старые, фон теплый, каравай из русской печи)

Учитель показывает репродукцию в цветном изображении.

* Совпали ли ваши предположения? (совпадают)

* Предметы изображены старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми. Но на натюрморте людей не изображают, а ощущается ли их присутствие? Докажите.(приподнят край занавески, хлеб разрезан, люди будто где-то рядом, предметы согреты теплом их души)

* Какой предмет, по-вашему, самый главный? (хлеб, именно русский хлеб, испечённый в печи)

* Натюрморт назван “Хлеб. Соль. Братина”.А что такое братина?

(посуда, выточенная из дерева для кваса. Такая посуда применялась в крестьянских семьях, так как семьи были большими- большой ковчег. Братина - от слов “брат” (так как много родственников), “брать” (в форме утицы, чтобы было удобней брать)

* Что общего между репродукцией В.Ф.Стожарова и повестью Ф.Абрамова “Пелагея”?

Их объединяет тема деревни;

  • любовь к своему, родному;
  • время написания;
  • желание сохранить память о том, что уходит из нашей жизни.

* Как вы думаете, проявляет себя как-то будущее на картине Стожарова и в повести Абрамова? (на картине будущее- это хлеб, так как хлеб- это символ благополучия, достатка, счастья. А в повести будущее Пелагеи, её продолжение - дочь Алька, ради которой и жила главная героиня)

 Ребята, объединитесь в группы так, как вам удобнее, и постарайтесь предположить, что будет с Алькой потом? (групповая работа, звучит запись песни “Отчего так в России берёзы шумят” Ответы ребят:

- Мы считаем, что Алька все-таки вернется в деревню через несколько лет, поработав в городе, она поймет, что где родился, там и пригодился;

Мы думаем, что Алька будет городским жителем, так как она стремится найти выгодное, “веселое” место работы, ей всегда нравилось развлекаться. Хотя она и трудолюбивый человек, но в деревню не вернётся, ведь и Пелагея сначала не хотела, чтобы её дочь жила в деревне.;

Мы пришли к выводу, что Алька поймет, что поступила неправильно, когда все продала (но осуждать её не надо, все имеют право на ошибку), рано или поздно у неё появится желание вернуться туда, где прошло её детство, где похоронены её мать и отец, ведь это родина, забывать корни никак нельзя. Хотелось бы, чтобы она это поняла как можно быстрее. В душе она все-таки любит свой край.

Мы думаем, что у Альки будет своя тропа в жизни, она будет похожа на свою мать трудолюбием, стремлением жить в достатке, как хотела жить Пелагея, но Алька на первое место в жизни ставит не работу, а любовь, ведь из-за любви она убегает в город. У Альки родится дочь, которой она обязательно с гордостью расскажет о бабушке.

Учитель: Спасибо, вы высказали своё предположение о будущем Альки.А у Ф. Абрамова есть продолжение повести “Пелагея” под названием “Алька”, я думаю, что вы её обязательно прочтете. А я вам хотела бы зачитать отрывок из этой повести.

(учитель зачитывает отрывок о Паладьиной меже, где встречается много диалектных слов, выражается любовь к русской деревне, память жителей к Пелагее, гордость Альки, что именем её матери названа тропа….

“-У меня девушки из города жили - больно нравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Всё вон по Паладьиной меже бегали..

По Амосовской,- поправила Алька.

А нет, по Паладьиной,- сказала Христофоровна.- То раньше Амосовской- то звали, а теперь Паладьиной зовём. Даже мы, старые, так говорим.

Паладьина межа…Межа родной матери… Не часто, ох, не часто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени её матери…”)

Учитель: Давайте постараемся ответить на проблемный вопрос: чем же похожи жизненные пути Ф.Абрамова и его героини?

  • любили свой край
  • любили свою работу
  • были трудолюбивы
  • тяжёлая судьба, война
  • после себя оставили след на Земле

Учащиеся обращаются к эпиграфам, выбирают понравившееся высказывание, доказывают.

1 эпиграф: В своей жизни мы всегда делаем выбор, делать выбор- это что-то терять, идти на компромиссы, чем-то жертвовать. Пелагея в своей жизни много трудилась, кормила семью, складывала в сундуки материю для Альки, потом себя за это ругала. “И на это ушла её жизнь”?- спрашивала она себя. Но она не стремилась к славе. Это люди, односельчане оценили её жизнь, назвали тропинку, по которой она ходила на пекарню её именем. В чем-то судьба Пелагеи была жертвенной.

2 эпиграф: Проблема сохранения деревни актуальна и сегодня, очень много деревень сейчас вымирает, так как людям негде работать. Повесть Ф. Абрамова очень актуальна в наше время.

3 эпиграф: *Согласны со словами Павленко. Это очень мудрые слова, так как независимо, кем ты будешь по профессии, важно, какой ты человек, каким тебя запомнят люди. Пелагею любили за её простоту, работоспособность.

* Всегда запоминаются самые хорошие моменты жизни, хочется, чтобы их было больше. За трудолюбие Пелагею помнят жители деревни.

Свое мнение по уроку ребята высказывают, продолжая предложения:

-на уроке я задумался над….

я открыл для себя…

урок помог мне…

мои чувства по уроку можно выразить словом…

Домашнее задание:

1. Прочитать повесть Ф. Абрамова “Алька”

2. Составить кластеры (т.е. кратко описать проблемы) к повестям “Пелагея” и “Алька”

3. Выступить в роли художников и создать обложки к произведениям Абрамова (по желанию учащихся)

Слово учителя: Благодарность за урок, оценивание деятельности учащихся.

В конце урока хотелось бы прочесть отрывок из замечательного стихотворения Р.Гамзатова “Мы все умрём, людей бессмертных нет”:

Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это всем известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить в жизни след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Владимир Фёдорович Стожаров

   Владимир Федорович Стожаров – один из выдающихся живописцев XX века. Имя мастера связано в истории искусства с большой темой, посвященной Русскому Северу, которую он решал глубоко индивидуально, по-стожаровски мощно, свежо, выразительно. Созданные им образы далеких северных селений, наполненные неповторимым эмоциональным звучанием, стали символом Отечества. 

Владимир Федорович получил прекрасное академическое образование и стремительно вошел в художественную жизнь страны в 1950-х годах. Эмоциональный по натуре, жадный до всего нового, с удивительной быстротой усваивал все, что происходило в стране. В 1960 годы для искусства наступило время перемен. Многие живописцы устремились из Москвы на стройки Сибири, Дальнего Востока. Для Стожарова русский Север стал тем мирозданием, тем особым местом на Земле, где он нашел свой истинный путь как художник, где сложился его, всегда узнаваемый, живописный почерк. В 1960-е годы он совершил с художниками из Москвы и Ярославля несколько путешествий. Поездки стали переломными в творчестве мастера. Это было время поиска нового живописного языка. Художники приезжали на Север в апреле и работали до июня. Ранним утром уходили из дома с этюдниками и писали, не замечая времени, напряженно, с большим интересом. Романтика русского Севера все больше увлекала. Были сделаны сотни этюдов. Север для Стожарова стал неисчерпаемым источником творческого вдохновения. В своих картинах он изображал большие северные дома, панорамы северных поселков, обращался к сюжетам деревенской жизни. Особая ритмика композиционного строя, разнообразие натурного материала, способность мыслить пространственными планами, острый интерес к пластике мазка отличает его произведения. Композиция, форма, цвет, свет в его работах передаются цветом. Созданный мастером динамичный цветной мир - полон движения и подлинной жизни.  За многовековую историю северные народы, населяющие Архангельский край, Республику Коми, создали богатейшую своеобразную культуру, которая восхитила Стожарова. Им была собрана интересная коллекция предметов быта: деревянные ковши, прялки, разнообразная по своим вариантам народная одежда.     Натюрморт привлекал художника на протяжении всей творческой жизни, а после поездок на Север буквально захватил его. Его натюрморты характеризует определенная монументальность. Большое значение имеют материальность, обьемность, фактура предметов. Автор - немногословен и убедителен, каждая деталь помогает создать образ домашнего уюта и тепла.  Северные работы мастера с большим успехом были показаны на многих отечественных и зарубежных выставках. Они украшают коллекции крупнейших музеев разных стран мира.  Искусство В.Ф.Стожарова отличается удивительной цельностью, внутренним единством произведений. Оно поражает силой темперамента, творческой энергией и свободой.  В произведениях, посвященных Северу, мастер нашел оригинальные живописные приемы, которые позволяют рассматривать его творчество как новое и значительное явление в искусстве второй половины 20 века.  Стожаров принадлежит к тому поколению советских художников, которое заявило о себе в середине 50-х годов. В 1951 году он окончил Московский художественный институт им. Сурикова и, начиная с 1952 года, экспонировал свои картины на выставках. Уже на молодежной выставке 1957 года его полотна "Ростов Ярославский" и "В Кострому" выглядели как работы художника определившегося, нашедшего свою тему, свой композиционный и живописный строй.  Стожаров - художник глубоко народный. В искусство он вошел как поэт русской деревни. Ему близок и понятен уклад крестьянской жизни, он хорошо знает народный быт. Его натюрморты изображают предметы чисто русского, крестьянского обихода. Они изобилуют простой и вкусной снедью, аппетитными только что испеченными хлебами. Художник словно наслаждается ощутимой предметностью бытовой деревенской утвари, любуется изделиями народного творчества, традиция создания которых уходит в давние времена. И вышитые полотенца, и фигурки животных и птиц, выпеченные из теста и изукрашенные цветистым народным орнаментом, и пузатые самовары и расписные чайники ("Московская сдоба"), глиняная и деревянная крестьянская посуда ("Хлеб") - все это в щедром изобилии набросано на столы, наставлено на полки, навешано на стену. Но при всей материальности, реальной ощутимости этих предметов в самом их изобилии, в их традиционной народности, в полнокровности изображения есть поэтический пафос. Художник выражает свое восхищение этим миром вещей, свою любовь к ним. Знание крестьянского быта, народного искусства тесно связано у Стожарова с интересом к русской старине. В его пейзажах мы видим архитектуру старых городов, прекрасные образцы русского зодчества ("Каргополь", "Ростов Ярославский"). Однако, едва ли старина сама по себе привлекает художника. В его работах она тесно соприкасается с современностью. Давний уклад народной жизни, старина в облике маленьких русских городов в картинах Стожарова сплавились с нею воедино.  Стожаров полюбил Север и постоянно ездил туда, работал там, находя это сочетание сегодняшнего и старинного, современной жизни и своеобразия веками складывавшегося быта в повседневной жизни северного села. Природа и люди, окружающие их предметы, традиционная архитектура северных жилых домов изображаются Стожаровым с точностью убежденного художника-реалиста. Он непредвзято передает то, что видит в натуре, традиция и современность непосредственно, с убедительной естественностью соседствуют и в его работах. Пейзажи Стожарова правильнее было бы именовать пейзажами-жанрами, иногда в них перевешивает природа и архитектура, иногда преобладают элементы жанровой картины, но в обоих случаях это природа, обжитая человеком. Пейзажи Стожарова невозможно представить без людей. Чистый пейзаж, природа в ее первозданном виде, не одушевленная присутствием человека, его не привлекает. Он пишет городки, села, деревни, и даже если улицы пустынны, окна закрыты, человек с его повседневными делами и заботами ощущается во всем - его руками построены эти дома и церкви, вырыты колодцы, просмолены лодки, покрыты деревянным настилом улицы. Но хотя жанр и собственно пейзаж тесно спаяны в полотнах Стожарова, жанровые элементы не становятся у него ни главным смысловым, ни главным композиционным центром - они дополняют и оживляют общую панораму. Рисуя жизнь маленького городка или села, художник с любовью воссоздает на полотне особенности строений, характер дальнего северного селения; в своеобразии композиции двухэтажных изб, в ритме их кровель, в насыщенном густом колорите рождается поэтический образ северной деревни ("Встреча первого парохода", "Белая ночь", "Пейзаж с конями").  Человек с его характером и судьбой - это не стихия Стожарова. Он пишет и портреты и композиции в интерьере, такие, например, как "У самовара", но как раз последняя картина с очевидностью доказывает, что жизнь вещей художнику ближе и роднее, и через их изображение (изобильный, полнокровно написанный натюрморт) он полнее выражает свое отношение к миру, чем через человеческие характеры. Своеобразие дарования Стожарова лучше всего раскрывается в его натюрмортах и пейзажах-жанрах. Здесь он не просто бытописатель, стремящийся с наибольшей точностью и характерностью воссоздать натуру, но истинный поэт и певец крестьянской народной жизни. Искусство Стожарова исполнено здоровья и бодрости. Несмотря на то, что его так пленяет старинная архитектура и крестьянская утварь, что ему дороги традиции народных ремесел, все более и более вытесняемых из жизни села, в творчестве его нет грусти об уходящем, никакого намека на стилизацию; все милые художнику черты старинного быта органично входят в жизнь сегодняшней деревни.  Наиболее впечатляющими элементами изобразительного языка Стожарова являются мажорный, насыщенный колорит, широкая живописная манера письма. Он кладет краску плотным, густым слоем, сильно нагружая холст. Неровная, шероховатая поверхность его полотен как бы созвучна грубоватой прелести предметов, на них изображенных; широта письма соответствует той полнокровности, с которой Стожаров видит и выражает мир своих образов. Цвет его картин замешан густо и сочно. Он любит золотистые, темно-коричневые, красные полыхающие тона, с которыми контрастируют удары холодного цвета - зеленого или синего; любимая его гамма - это гамма теплых тонов, близких цвету свежей древесины стен рубленого крестьянского дома. Его живописный язык вобрал в себя колористические находки русских художников московской школы, цветовую насыщенность их полотен, добротную крепость живописи, пастозную манеру письма. Творчество Стожарова продолжает живописную традицию, идущую от "Союза русских художников". Стожаров соединяет в своем искусстве характерную для художников этого творческого объединения - Туржанского, Архипова, Юона - реалистическую манеру живописи, конкретность передачи материального мира и поэтичность видения.   Художник выношенной и пережитой темы, собственного восприятия жизни, Стожаров не изменял своим пристрастиям. Искусство его пользуется любовью и признанием.

Стожаров Владимир Фёдорович (1926-1973). Выдающийся русский художник. Член-корреспондент Академии Художеств СССР, Заслуженный Деятель Искусств РСФСР, Лауреат Государственной Премии им. И.Е. Репина, награждён Серебряной медалью Академии Художеств СССР.

*   *   *

Галерея (215 изображений)

*   *   *

gorenka.org

Конспект занятия по рисованию в подготовителной группе

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе: на тему «Хлеб всему голова». Составила: Гуркало О.Б.Программное содержание:

Закреплять знания о жанре живописи натюрморт, дать представление о композиции.Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.Учить гармонично располагать изображении на листе бумаги.Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.

Оборудование и материалы:

Репродукции натюрмортов: В. Стожаров «Хлеб, соль и братина», Илья Иванович Машков «Снедь московская. Хлебы».Фото иллюстрации хлебобулочных изделий размером примерно 15х20 см, разрезанные на фрагменты.Листы бумаги формата А4Акварель, Гуашь, кисти, подставки для кистей, банки для воды, тряпочки.Музыка П.И. Чайковского «Июль, Август» из цикла «Времена года».

Ход занятия

Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. Я попрошу вас подойти и выбрать по оному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, - подойдите к «желтому столу»; и т.д.Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно о хлебе.Ребята, на наше занятие я принесла репродукции картин русских художников. В Стожарова «Хлеб, соль и братина» и Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская хлебы».Посмотрите на эти картины, что вы можете про них сказать.Ответы детей: Правильно это натюрморт.Давайте вспомним, что такое натюрморт. Натюрморт – это жанр искусства, изображающий неодушевленные предметы в специально созданные композиции. Какие жанры искусства вы еще знаете?Правильно: Пейзаж и портрет.Пейзаж – это изображение природы или какой-нибудь местности (лес, поле, роща и т.д.)Воспитатель: Давайте рассмотрим наш натюрморт, что на нем нарисовано.Ответы детей.Как расположил свои предметы художник. Неправда ли, приятно видеть такое изобилие хлеба, пирогов. Кажется, что от картины исходит вкусный запах свежеиспеченного хлеба, булок, пышного теста.Ребята, давайте мы с вами побудем художниками и нарисуем натюрморт, но чтобы начать рисовать нам нужно размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки, Поочередно разгибают пальчикиСдобные ватрушки, начиная с мизинца.Булочки и калачи -

Все мы испечем в печи. Обе ладошки разворачивая вверх.

Очень вкусно! Гладят живот.

Воспитатель: Сначала подготовим фон для рисунка. Как вы думаете на каком фоне лучше изобразить хлеб. (Ответы детей).Сначала лист бумаги смачиваем водой с помощью поролоновой губки или широкой кисти. Затем на важную поверхность наносим акварельные краски.Подождем немного, пока лист подсохнет.Проводится физкультминутка.

Булка колосом росла, Дети поднимают руки вверх, покачиваютИми влево-вправо.Зерном под жерновом была, Вып. Упр. «Кормление птиц».

А в печи её испек Хлопают одной округлой ладошкой по другой.

Добрый мастер – хлебопёк! Вып. Упр. «Поднос».

Поднимают большие пальцы рук.

Ребята, посмотрите внимательно на картины вспомните предыдущее занятие, как нужно рисовать натюрморт, какие краски вы будете использовать, как правильно расположить предметы, хорошенько продумав последовательность действий, вы можете приступить к рисованию.Во время рисования включается негромкая музыка. П.И. Чайковский «Июль, Август» из цикла «Времена года». После завершения работы, ребята рассказывают о своих рисунках.15

educontest.net


Смотрите также