Презентация на тему: Хлеб всему голова 2 класс. Рассказ о хлебе 2 класс
Хлеб - наше всё! (2 класс)
Конспект внеклассного мероприятия (2 класс)
Хлеб – наше всё!
Шульгина Виктория Викторовна, воспитателя ГПД ГБОУ лицея 384 Кировского района Санкт-Петербурга
Цель мероприятия:
Научить детей относиться к хлебу с пониманием, беречь его;
Познакомить детей с тем, как выращивают и выпекают хлеб;
Воспитывать уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны с производством муки и выпечкой хлеба;
Обобщить знания о выпекании, об истории хлеба, его месте в жизни человека.
Оформление мероприятия: класс украшен в стиле крестьянских праздников Урожая, большое количество плакатов, стенгазета, колосья и различные хлебобулочные изделия, костюмы для сценок.
Воспитатель: В каждой стране, в любом уголке мира есть блюдо, которое готовят только там. Но есть один продукт, который употребляют все народы мира. Это хлеб. «Худо человеку, коли хлеба нету», - говорят в народе. Он содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства, дружелюбия, мира. Он давно стал и символом благосостояния государства.
Дети читают заранее подготовленные стихи: 1.Все начинается с хлеба. Под синим и черным небом Смотрит на землю нежно... Усталый крестьянин с надеждой. В заводах росинками пота Лицо заботит работа. 2.Трудно ли им, легко ли И у станка, и в поле Скажет любой в ответ: - Это мой хлеб! И худо, когда его нет. 3.Хлеб понимают в голоде, Тогда его ценят в золоте. Тянут иссохшие руки, Дети и старухи 4.Молитвы возносят к небу, Все начинается с хлеба, Кончается все людьми. Бросивший корку хлеба - Нагнись, подними!
(Звучит песня «Колос» Дети входят с подносами, на которых выложены различные хлебобулочные изделия, обходят с ними класс, ставят перед гостями).
Ученики:
(чтение стихов сопровождается показом слайдов, как выращивается и производится хлеб)
1.Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
2.Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля – это не просто,
А кормилица Земля.
3.Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом - то как раз
Начинается рассказ.
4.За лесами, за лугами
Раздается в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
5.На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки зерно.
6.Сколько в этом зернышке
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер и вода.
7.Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна: за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
8.Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
9.Едет хлеб на мельницу
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука.
10.И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь – муковоз
На завод муку привез…
11.От завода – автомата,
Льется теплый хлебный запах.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит завтрак:
Все, что хочешь, испечет
Этот сказочный завод.
12.Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки,
Медовые пышки.
Двадцать пять фасонов
Булок и батонов.
Автор:Жили – были на свете Солнце, Земля и Труд. Жили не тужили. Земля питала каждую травинку. Солнышко ласково светило. Труд оберегал. Но вот откуда не возьмись… (входит Бездельница).
Бездельница:Ох, люблю бездельничать! И больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видели?
Труд:(Входит, неся зерно). Какое ты маленькое, зернышко, а сколько в тебе добра.
Бездельница: Все равно я стану владычицей земли!
Труд:Никогда!
Бездельница:Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, что лучше: обливаться ли потом, или ничего не делать, полеживая в тени…
Труд:Будь по твоему (человеку). Вот тебе горсть зерен, сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.
Бездельница: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобою друзьями станем!
(человек берет зерна, кланяется Труду, начинает сеять.
Девочки исполняют танец колосков.)
Бездельница: Надо же! Труд верх берет!
Не нравиться мне здесь. Ухожу я от вас.
Всходы:Спасибо ребята! Спасли нас. Теперь бы солнышко нас согрело.
(появляются Солнце и Земля)
Солнце: Я – Солнце.
Земля:Я – Земля. Но главная сила – это труд человека.
Ведущий:Вам и расскажут, и в книгах прочтёте: Хлеб наш насущный всегда был в почёте. Низкий поклон мастерам урожаев, Тем, кто зерно в закромах умножает, И хлебопекам-умельцам искусным, Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
Исполняется «Песня о хлебе» (О.Фельцман - В.Дюков)
Воспитатель:
Какое короткое, но очень емкое слово «Хлеб». Впервые оно появилось в древней Греции более 15 тысяч лет назад.
Хлеб – обязательный участник любого стола. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто не возможно. Хлеб нужен всем, но относятся люди к нему, к сожаления, почему-то по-разному.
Одна легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать. Но найти ее в песке он не смог, она смешалась с песчинками. Он искал ее до самой ночи, но так и не нашел. Тогда мужчина воткнул в место, где уронил крошку, свою дорожную палку.
Рано-рано утром вновь вернулся путешественник к этому месту и увидел, что палка стала золотой. Так боги вознаградили его за сердечное отношение к самому святому – к Хлебу. Чему учит нас эта легенда?
Дети высказывают свое мнение, подчеркивая, что Хлеб дороже любого богатства на Земле.
Ученик: Хлеб был всегда в почете на Руси.
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать?
Спроси:
Тебе ответить могут «Ленинградцы»
Воспитатель: 900 дней и ночей ленинградцы жили в условиях блокады.
В городе в годы войны выдавали в день рабочим 250 граммов , а остальным жителям 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек! Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыха, овсяной муки, отрубей. А еще добавляли древесную целлюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал по хлебным карточкам на целый день!
1.Как стали люди к хлебу относиться! Ты помнишь голод страшный в дни войны? Тогда и черствому кусочку хлеба Не просто рад был - не было цены.
2.Тогда в блокадном, хмуром Ленинграде, Отдав детишкам пайку, гибла мать. Взрослели дети быстро и, поверьте, Умели важность хлеба понимать.
3.И комбайнер, что хлеб наш убирает, И мукомол, и пекарь скажет вам, Что дорог он трудом. А вы порой Бросаете небрежно хлеб к ногам.
4.Его теперь в достатке в магазине, И, слава Богу, сыты наши дети. Но если все же лишнее купили - Отдайте птицам крошки хлеба эти.
Ученики: Хлеб никогда не доставался людям даром. Даже в мирное время ради спасения хлебного поля люди рисковали своей жизнью.
Воспитатель: Сейчас мы не знаем нужды в хлебе, хлеба у нас много, наша Родина – хлебная держава.
Положит в землю Человек зерно, Прольётся Дождь- зерно орошено. Крутая Борозда и мягкий Снег Зерно укроют на зиму от всех. Весною Солнце выплывет в зенит И новый колосок позолотит. Колосьев много в урожайный год, И человек их с поля уберёт. И золотые руки Пекарей Румяный хлеб замесят поскорей. А женщина на краешке доски Готовый хлеб разрежет на куски. Всем, кто лелеял хлебный колосок, По совести достанется кусок.
А бережно ли мы относимся к хлебу?
Ученик: Скажи мне, с чем зерна Сравнишь ты цвет? Знай, что сравним с ним Только солнца свет! Хоть точность есть в сравнении таком - Внимательно подумай о другом: Лишь цвет от солнца зерна обрели, А внутренняя суть их - от земли! Но, этот вывод сделав, не спеши - заслугу всю земле не припиши. Зерно мертво до той поры, пока Его не тронет теплая рука. Но и тогда, хлеба взрастив, он До дна не исчерпает суть зерна: Рука творит деянья не сама, Она - слуга желаний и ума... С начала дней суть хлебного зерна, Как истина, проста, как жизнь, сложна!
Воспитатель: Подсчитано, что если за один день человек не доест и выбросит всего 50 граммов хлеба, то это составит за год 200 килограммов. А как вы относитесь к хлебу в нашей школьной столовой? Какие выводы мы можем сделать?
Ученики предлагают свои варианты:
1.Не бери хлеба больше, чем нужно.
2.Выбрасывать хлеб нельзя. Ведь в него вложено столько человеческого труда.
3.Хлеб нужно доедать, а крошками кормить птиц.
4.Не играй хлебом.
5.А еще можно приготовить с черствого хлеба много вкусных блюд, и т.д.
Каждое хмурое утро И в солнечный яркий денек Мамины теплые руки Хотят, чтоб он был пухлощек И мнут его очень усердно, И прячут в него доброту, А после в печи незаметно Огонь наряжает в сюртук. Выходит он весь золотистый, Он дышит теплом на весь дом, И солнышка лучик игристый Глядит на него сквозь окно. К обеду готов, как обычно, И, ставя его в середину стола, Папа повторяет привычно: Хлеб всему голова.
Исполняются частушки.
1. Эй, девчушки – хохотушки,
Начинайте петь частушки.
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
2.Мы в Мамоне все живем
Сушки, пряники жуем.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем.
3.Прянички печатные
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
4. Хлеб не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
5. Мы пропели вам частушки
Чтоб порадовать гостей!
Напекли мы вам ватрушек,
Бубликов и калачей.
Воспитатель: Много легенд, поговорок, пословиц сложено о хлебе. Мы говорим «Хлеб всему голова». Как вы понимаете эту пословицу? А какие еще вы знаете пословицы?
(игра «Собери пословицу»).
Хлебушко – пирогу дедушка. Без печки холодно – без хлеба голодно. Нет хлеба – нет обеда. Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.(объясните значение этих пословиц).
Воспитатель: Вот этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в жизни человека. Я надеюсь, что вы, ребята, всегда будете помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба. Вот и заканчивается наш праздник, посвященный главному продукту на Земле –хлебу .И я желаю всем Вам, чтобы хлеб всегда был на вашем столе.
Ученики: Поскорее накрывай стол скатеркой чистой,
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок и умаслен он, в меру крут, посолен
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Режь да ешь от всей души, силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
( Приглашаем всех на чаепитие.)
Растите хлеб! Выращивайте хлеб! Он – смех детей, Он – радость мирных дней. Он наших городов и сёл мечта, Он - пенье птиц. Он памятником стал Всем тем, кто жизни за него отдал.
Растите хлеб! Мы за него страдали, И долгими ночами на полях, Как мать над сыном, Мы над ним не спали. Растите хлеб- Историю страны. Растите хлеб- Грядущую опору. Дороже он, чем всех сокровищ горы.
Он - наша жизнь, А жизни нет цены.
ext.spb.ru
Хлеб всему голова 2 класс
Презентация на тему: Хлеб всему голова 2 классСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:МОУ «Кирская средняя общеобразовательная школа»,Алатырского района, Чувашской РеспубликиАвторы: Назарова Вика, Шарёнкова Таня, 2 класс. Научный руководитель: учитель начальных классов Лаврентьева Елена Валерьевна
№ слайда 2 Описание слайда:Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые словаЗабывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!
№ слайда 3 Описание слайда:Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.
№ слайда 4 Описание слайда:Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека. Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения хлеба. 2. Узнать, почему хлеб называют хлебом. 3. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб» 4. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны. 5. Узнать, как хлеб приходит на наш стол. 6. Изучить пищевую ценность хлеба. 7. Посетить хлебопекарню поселка Атрать. 8. Провести анкетирование среди учащихся класса.
№ слайда 5 Описание слайда:Гипотеза исследования: Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будет бережнее относиться к нему.
№ слайда 6 Описание слайда:Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.
№ слайда 7 Описание слайда:Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос».
№ слайда 8 Описание слайда:С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.
№ слайда 9 Описание слайда:Хлеб – наиболее сакральный (божественный) вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ самого божества.
№ слайда 10 Описание слайда:Я помню хлеб, военный, горький.Он весь почти из лебеды.В нем в каждой корке, в каждой крошкеБыл горький вкус людской беды.И горе было частым гостемИм были детства дни полныОсобо помним мы, что счастьюБыл равен горький хлеб войны.
№ слайда 11 Описание слайда:Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Еще землю боронят, чтобы не было комочков.
№ слайда 12 Описание слайда:Затем в поле выходят тракторы с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны.Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба.
№ слайда 13 Описание слайда:Вскоре наступит зима и хлебное поле накроет пушистым снегом.Весной снег растает, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку.
№ слайда 14 Описание слайда:На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами. Вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны.
№ слайда 15 Описание слайда:После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
№ слайда 16 Описание слайда:Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям.
№ слайда 17 Описание слайда:Опару (жидкое тесто) ставят с вечера. Для этого в воду добавляют ржаную муку и дрожжи. Опара киснет до утра, а утром добавляют пшеничную муку, соль и замешивают тесто.Полученное тесто раскладывают в формы. В каждую форму кладут ровно 800 грамм теста. Для этого пользуются весами.
№ слайда 18 Описание слайда:А вот и хлебушко поднялся. Пора отправлять в печь.
№ слайда 19 Описание слайда:Первая порция хлеба готова. Вот он румяный, душистый!
№ слайда 20 Описание слайда:Так нам понравилось хлеб печь, что мы решили дома что-нибудь испечь. Таня стряпала пирог и булочки, а Вика - пирожки.
№ слайда 21 Описание слайда:1. Как часто вы едите хлеб?-Каждый день-Редко-Вообще не едите.2. Какой хлеб вы больше любите?-Пшеничный-Ржаной-Пшенично-ржаной-Никакой не любите3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?-Да-Нет4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?-Да-Нет5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?- Выбрасывают-Скармливают домашним животным-Сушат сухари-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба
№ слайда 22 Описание слайда:23 декабря в нашем классе прошло открытое внеклассное мероприятие «Хлеб всему голова», на котором мы представили своим одноклассникам результаты проведенного исследования.
№ слайда 23 Описание слайда:Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.
№ слайда 24 Описание слайда:Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.
№ слайда 25 Описание слайда:Библиографический список. http://goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600 Хорошие рецепты- хлеб всему голова.http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677 Хлеб . Историяhttp://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлебаhttp://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарьhttp://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производстваhttp://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлебhttp://mults.spb.ru/mults/?id=1836 Посмотреть онлайн, скачать мультфильм «Хлеб»http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символовhttp://bayun.ru/dia/Otkuda_hleb_prishel.html Баюнhttp://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлебhttp://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войныhttp://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлебhttp://www.hlebushek.info/posl.php О хлебеhttp://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/11628/715501/792032/792038 Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе
ppt4web.ru
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова". 2-й класс
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа
Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.
/Под звуки песни “Русское поле” (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в зал входят учащиеся, гости праздника. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль./
Мальчик
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем.
Девочка
Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! В.Бакалдин
(Звучит музыка. Дети преподносят гостям хлеб-соль.)
Ведущий. Доброго здоровья, гости дорогие! Сегодня по старинному русскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом-солью. История хлеба неотделима от истории человечества. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, с самой жизнью. Недаром у многих народов хлеб, как солнце и золото, обозначались одним символом – кругом с точкой посередине. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Есть только одно слово равнозначное слову “ХЛЕБ”. Это слово – “ЖИЗНЬ”.
В одном из очерков я прочитала: “Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!”
Выходят дети в костюмах Колосков.
Колосок 1-й.
Так повелося на моей земле: Из года в год, из рода в род – веками, Тот хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человеческими руками.
Колосок 2-й.
Он их теплом, как их добром, пропах И песней той, что жаворонком спета Под синим небом, в золотых хлебах В июльский полдень солнечного лета.
Колосок 3-й.
Пройдется пахарь утром по жнивью И сыну, указав рукой на поле, Негромко молвит: “Поклонись ему, Как матери, как нашей общей доле”.
Колосок 4-й.
Ты вырастешь, и через много лет Опять сюда вернешься на рассвете И скажешь: “Ничего дороже нет, Чем теплый хлеб на этом белом свете”.
Ведущий. Мы знаем, что хлеб имеет очень давнюю историю. Как ты пришел к людям, Хлеб?
Колосок 1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди бродили по полям и лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски.)
Колосок 2-й. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.
Колосок 3-й. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.
Колосок 4-й. А 4–5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.
Ведущий. Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.
Так же уважительно относились и относятся к труду тех, кто создает хлеб. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали уважительно, полными именами – Иван, Федор, Петр.
А знаете ли вы, как называют человека, который выращивает хлеб? Хлебороб. Раньше этих людей называли хлебопашцами. У слова “хлеб” очень много родственных слов. Хлеб, хлебец, хлебушек, хлебный, хлебороб, хлебопашец, хлебозавод, хлебопекарня, хлеборезка, хлебобулочный, хлебоуборочный, хлебохранилище.
Точно, с исключительной полнотой оформил народ свое отношение к хлебу. Шлифовалось оно веками и стало словом из поговорки, пословицы, присказа.
Я объявляю конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок. В этом конкурсе могут принять участие учащиеся, наши гости, подняв руку.
Ведущий. Ну а теперь немного отдохнем, проведем физкультминутку. Представьте огромное хлебное поле, колоски колышет ветерок, все дышит солнцем, теплом радостью. Улыбнемся и проведем небольшой комплекс под музыку.
Ведущий. Вы прекрасно знаете пословицы и поговорки, а знаете ли вы и умеете ли отгадывать загадки о хлебе.
1. Какое море за селом Волнует ветерок? В нем волны можно собирать, Укладывать в мешок. /Поле/
2. Он на солнышке стоит И усами шевелит, Разомнешь его в ладонях, Золотым набит зерном. /Колос/
3. Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом Нарезают ножом. /Хлеб/
4. В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. /Пшеница/
5. Что две недели зеленится, Что две недели колосится, Что две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает? /Рожь/
6. Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. /Тесто/
7. Кольцо не простое, Кольцо золотое, Всем на загляденье… Ну и объеденье! /Бублик/
8. И комковато, и ноздревато, И кисло, и ломко, А всех милей. /Хлеб/
Дети исполняют песню “Золотое зернышко” (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)
А теперь мы все попадаем в театр. Театр необычный. Актерами выступают дети. Давайте вспомним, как зрители ведут себя в театре. /Ответы детей./
Инсценировка белорусской сказки “Колосок”.
Ведущий. Какой же путь прошло зернышко, чтобы петушок мог испечь пирог?
Испокон веков было принято на Руси потчевать гостей пирогами. Пирог – праздничный хлеб, само название происходит от слова “пир” – праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог: к приезду дорогих гостей – “Хлеб да соль”, к свадьбе – обрядовый “ каравай”, к появлению в доме новорожденного – “Бабкины пироги”.
Каравай – истинно русский хлеб. Все знают, какой он должен быть на именины и “ширины”, и “вышины”. Но прежде всего – это особый, богато украшенный хлеб – каравай.
Ну а мы проведем с вами игру-хоровод “Каравай-каравай…”
Ведущий.
В летний день у каравая Хороводы, звон и смех, Сам друзей он выбирает, Выбирает, да не всех,
“Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!”
(Дети идут по кругу. Один ребенок – в центре. Он водящий.)
Все:
Как на Колины именины Испекли мы каравай (дети останавливаются) Вот такой вышины (приподнимают руки)Вот такой нижины (приседают)Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг)Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг)Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай! (Прихлопывают в ладоши)
Водящий. Я люблю, конечно, всех, ну а … больше всех!
Игра повторяется 3 раза, темп убыстряется.
Ведущий. А кто из вас знает, какие машины помогают людям при посадке хлеба, его сборе? /Тракторы, комбайны, хлебоуборочные машины./
Куда везут собранную пшеницу и рожь? /На элеватор./
Что делают на элеваторе?
Куда поступает мука?
Что делают, используя муку?
А раньше, когда не было этих машин – помощников, люди пахали землю плугом. /Демонстрация плуга./
Сколько людей работает, чтобы мы с вами ели вкусный душистый хлеб. /Показать выставку./
Хлеб можно видеть белый, серый, черный. На хлебозаводах делают специальный хлеб для подводников и космонавтов. В космосе крошки разлетаются и могут попасть в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают в виде крохотных булочек на “один укус”, герметически упакован, хранится долго. Но так было не всегда. /Звучит музыка./
В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от голода погибло людей почти в 40 раз больше, чем от авиабомб и снарядов. Город был окружен войсками фашистской Германии. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Норма рабочего составляла 250 граммов, для всех остальных – 125 граммов хлеба. /Показать./ Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, целлюлоза.
В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.
“В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм”. /Рождественский Р./
Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Если мы с вами проведем простой подсчет, то получится следующее: если каждый ученик за один день не доест или выбросит 50 граммов хлеба (показать кусочек), это составит по школе 35, да 35 буханок хлеба!
“Хлебом дорожи настолько, чтобы знал и класс твой весь. Постарайся брать лишь столько, сколько можешь сразу съесть!”
Хлеб – достояние народа, обилие хлеба – один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.
Колосок 1-й.
На свете я видела хлеба немало. Крестьянка его из печи вынимала И клала на стол, осеняя крестом. И он отдыхал, накрытый холстом.
Колосок 2-й.
В горнице пахло сильно и сладко, Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка – Ни крошки, ни крошки, ломоть – до конца.
Колосок 3-й.
На свете я видела хлеба немного. Его отмеряли так скудно, так строго. Его заливали крутым кипятком, Его называли не хлебом – пайком.
Колосок 4-й.
С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом Он все же казался желанней всего, И матери тяжко и тайно вздыхали, Когда на частицы делили его.
Колосок 5-й.
На свете я видела хлеба разливы: Мешки, бункера, элеваторы, нивы, Он золотом лился, волною бежал, Горой на токах деревенских лежал.
Колосок 6-й.
И если примечу кусок в небреженье, В грязи природной, в дорожной пыли, То самое первое сердца движенье – Поднять это чудо Земли и спасти.
Колосок 7-й.
Зреет тучей золотой новый урожай. Каждый колос наливной крепко уважай. Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок, Надо в поле уберечь каждый колосок!
Колосок 8-й.
Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле.
Колосок 9-й.
Хлеб – это жизнь. Недаром хлеб называют насущным. Вот поэтому наш девиз:“Бережно относись к хлебу!"
Ведущий. Мы заканчиваем наш праздник “Хлеб – всему голова”. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили свой труд, чтобы мы свободно могли купить любое хлебобулочное изделие. Хлеб всегда будет жив и одушевлен нашей памятью. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для нас, как энергия солнца, как свет и воздух, потому хлеб и бесценен.
Хлеб – всему голова. Хлеб будет – все будет!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai