Толковая Библия Лопухина. Книга Екклесиаста, глава 11 - читать онлайн. Пускай хлеб твой по водам и по прошествии многих дней он вернется к тебе


Толкование на книгу Екклесиаста, глава 11, читать онлайн

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Глава 11

1–6. Увещание к благотворительности. 7–10. Призыв к наслаждению жизнью.

В главах 9:1–12:8 дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в 11:1–6, второе — в 11:7–10, третье — в 12:1–7.

1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.

1. В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.

2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.

2. «Семь и даже восемь» указывают на возможно более полное число людей, с которыми следует делиться своим имуществом.

3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.

3. Если облака будут полны, то они прольют на землю дождь. Всякая жертва вновь возвращается к жертвователю подобно тому, как испарившаяся на земле вода, наполнив собой облака, снова падает на землю. Образ дождевых облаков обычно в Библии символизирует милость, благотворительность (Притч 25:14; Сир 35:23). И если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, где упадет. В мире нравственном, как и в физическом, определенные причины всегда вызывают определенные действия и, вообще говоря, человек жнет только там и только то, где и что он сеет, с такою же необходимостью, с какой упавшее дерево остается на том именно месте, куда упало.

4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

4. Делая добро, человек не должен проявлять излишней расчетливости, осторожности и мнительности, чтобы не остаться без всякой жатвы, подобно слишком усердно наблюдающему за ветром и облаками.

5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.6 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.

5-6. Не зная путей Божиих, не будучи в состоянии предвидеть, где его деятельность будет плодотворна, человек должен пользоваться каждым моментом для доброй деятельности.

7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.8 Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет,- суета!9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета.

7-10. В этих стихах Екклезиаст призывает к веселью и радости, пока не наступили темные дни. Человек должен наслаждаться всем, что есть приятного и красивого в мире, помня, однако, о праведном суде Божием. Пусть помнит о днях темных. Дни темные, в противоположность всем годам прожитой жизни, означают дни пребывания в шеоле. Ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, т. е. следуй внушениям сердца и очей, пока это не противно правде Божией. LXX увидели в этих словах противоречие с Числ 15:39, где запрещается «ходить вслед сердца вашего и очей ваших», и, потому, перед словами: «в видении очей твоих», прибавили отрицание mh (слав. — «не»). Это отрицание однако излишне, так как из контекста ясно, что Екклезиаст говорит лишь о таких влечениях сердца, которые не противны Божественным заповедям.

 

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

www.biblioteka3.ru

Толковая Библия Лопухина. Книга Екклесиаста, глава 11

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

А.П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Екклесиаста

Глава 11

1–6. Увещание к благотворительности. 7–10. Призыв к наслаждению жизнью.

В главах 9:1–12:8 дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в 11:1–6, второе — в 11:7–10, третье — в 12:1–7.

1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.

1. В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.

2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.

2. «Семь и даже восемь» указывают на возможно более полное число людей, с которыми следует делиться своим имуществом.

3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.

3. Если облака будут полны, то они прольют на землю дождь. Всякая жертва вновь возвращается к жертвователю подобно тому, как испарившаяся на земле вода, наполнив собой облака, снова падает на землю. Образ дождевых облаков обычно в Библии символизирует милость, благотворительность (Притч 25:14; Сир 35:23). И если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, где упадет. В мире нравственном, как и в физическом, определенные причины всегда вызывают определенные действия и, вообще говоря, человек жнет только там и только то, где и что он сеет, с такою же необходимостью, с какой упавшее дерево остается на том именно месте, куда упало.

4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

4. Делая добро, человек не должен проявлять излишней расчетливости, осторожности и мнительности, чтобы не остаться без всякой жатвы, подобно слишком усердно наблюдающему за ветром и облаками.

5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.6 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.

5-6. Не зная путей Божиих, не будучи в состоянии предвидеть, где его деятельность будет плодотворна, человек должен пользоваться каждым моментом для доброй деятельности.

7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.8 Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет,- суета!9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета.

7-10. В этих стихах Екклезиаст призывает к веселью и радости, пока не наступили темные дни. Человек должен наслаждаться всем, что есть приятного и красивого в мире, помня, однако, о праведном суде Божием. Пусть помнит о днях темных. Дни темные, в противоположность всем годам прожитой жизни, означают дни пребывания в шеоле. Ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, т. е. следуй внушениям сердца и очей, пока это не противно правде Божией. LXX увидели в этих словах противоречие с Числ 15:39, где запрещается «ходить вслед сердца вашего и очей ваших», и, потому, перед словами: «в видении очей твоих», прибавили отрицание mh (слав. — «не»). Это отрицание однако излишне, так как из контекста ясно, что Екклезиаст говорит лишь о таких влечениях сердца, которые не противны Божественным заповедям.

 

 

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

www.my-bible.info

Толкование на книгу Екклесиаста, глава 11 † Православные книги

Глава 11

1–6. Увещание к благотворительности. 7–10. Призыв к наслаждению жизнью.

В главах 9:1–12:8 дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в 11:1–6, второе — в 11:7–10, третье — в 12:1–7.

1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.

1. В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.

2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.

2. «Семь и даже восемь» указывают на возможно более полное число людей, с которыми следует делиться своим имуществом.

3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.

3. Если облака будут полны, то они прольют на землю дождь. Всякая жертва вновь возвращается к жертвователю подобно тому, как испарившаяся на земле вода, наполнив собой облака, снова падает на землю. Образ дождевых облаков обычно в Библии символизирует милость, благотворительность (Притч 25:14; Сир 35:23). И если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, где упадет. В мире нравственном, как и в физическом, определенные причины всегда вызывают определенные действия и, вообще говоря, человек жнет только там и только то, где и что он сеет, с такою же необходимостью, с какой упавшее дерево остается на том именно месте, куда упало.

4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

4. Делая добро, человек не должен проявлять излишней расчетливости, осторожности и мнительности, чтобы не остаться без всякой жатвы, подобно слишком усердно наблюдающему за ветром и облаками.

5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.6 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.

5-6. Не зная путей Божиих, не будучи в состоянии предвидеть, где его деятельность будет плодотворна, человек должен пользоваться каждым моментом для доброй деятельности.

7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.8 Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет,- суета!9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета.

7-10. В этих стихах Екклезиаст призывает к веселью и радости, пока не наступили темные дни. Человек должен наслаждаться всем, что есть приятного и красивого в мире, помня, однако, о праведном суде Божием. Пусть помнит о днях темных. Дни темные, в противоположность всем годам прожитой жизни, означают дни пребывания в шеоле. Ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, т. е. следуй внушениям сердца и очей, пока это не противно правде Божией. LXX увидели в этих словах противоречие с Числ 15:39, где запрещается «ходить вслед сердца вашего и очей ваших», и, потому, перед словами: «в видении очей твоих», прибавили отрицание mh (слав. — «не»). Это отрицание однако излишне, так как из контекста ясно, что Екклезиаст говорит лишь о таких влечениях сердца, которые не противны Божественным заповедям.

 

www.orthodox-books.info

Глава Одиннадцатая

 

Одиннадцатая глава книги Екклесиаста еще раз напоминает каждому о мудром отношении к труду и к результатам труда. Трудиться нужно‚ в этом нет сомнения. Но для чего нужно трудиться? Для того ли‚ чтобы приобрести себе больше денег‚ или купить больше вещей‚ материальных ценностей? Нет. Всяким трудом нужно заниматься‚ не ожидая от него вознаграждения‚ о чем очень красиво и образно Екклесиаст говорит в первом стихе :

“Отпускай хлеб твой по водам‚ потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.”

 

Это выражение‚ во-первых‚ относится к любой благотворительности‚ когда человек делает добро‚ не ожидая вознаграждения за него. Если ты когда-то дал нуждающемуся‚ просто потому что он нуждается‚ ты‚ возможно‚ думал‚ что эти деньги потеряны навсегда. Но сделанное тобою добро не умрет. Оно будет жить в обществе‚ как родившийся из поданного тобою примера тип поведения‚ и когда ты будешь нуждаться‚ то находящийся рядом‚ пусть даже совершенно другой человек‚ неосознанно повторит твой поступок‚ поможет тебе самому.

Во-вторых‚ это выражение может относиться к повседневному труду нашему. Хлеб твой‚ или труд твой‚ нужно отпустить‚ не держаться‚ не цепляться за него. Отпущенный таким образом хлеб непременно вернется к тебе через некоторое время. Отпустить по водам – это не значит выбросить на ветер. Выброшенное на ветер не возвращается никогда‚ а отпущенное по водам – возвратится с прибылью. Если ты посеял семя в землю‚ то ты не знаешь‚ какой будет погода‚ и каким будет урожай. Ты просто трудишься на земле‚ позволяя этому труду‚ выраженному в затраченных усилиях и времени‚ свободно уплывать от тебя. Никогда не жалей о затраченных усилиях или времени‚ даже о вложенных средствах‚ пость оно свободно уплывет от тебя‚ отпускай хлеб твой по водам. Если погода будет хорошей и урожай – обильным‚ твой хлеб возвратится к тебе. Если же нет‚ то жалея о нем‚ ты только будешь зря портить себе нервы и здоровье.

Это относится к любому труду – к бизнесу‚ к рабочим на заводе‚ к земледельцам на полях‚ к ученым‚ к врачам‚ к писателям и поэтам – любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Богу.

Во втором стихе содержится еще один практичный совет в отношении труда – старайся заниматься разнообразной деятельностью‚ вкладывать средства в несколько предприятий – тогда меньше шансов‚ что ты обанкротишься.

“Раздели свою часть на семь‚ или даже на восемь частей‚ потому что ты не знаешь‚ какая беда будет на земле.”

Так звучит этот стих в английском переводе. Беда действительно‚ может случиться любая – например‚ наводнение‚ которое смоет посеянный тобой урожай:

“Когда облака будут полны‚ то они прольют на землю дождь.”Или может быть‚ ураган‚ который вырвет с корнями посаженные тобою фруктовые деревья: “И если упадет дерево на юг или на север‚ то оно там и останется‚ куда упадет.”...

Но несмотря на всевозможные трудности‚ несчастья и стихийные бедствия‚ человек должен трудиться. Это – заповедь Божья для каждого‚ имеющего силы и способность к труду.

Не надо говорить‚ что когда будут блгоприятные обстоятельства‚ тогда я буду трудиться. Трудись сейчас.

“Кто наблюдает ветер‚ тому не сеять‚ и кто смотрит на облака‚ тому не жать.”

Есть люди‚ которые глубоко убеждены в том‚ что сеять нужно только при юго-западном ветре. Они ждут‚ и пока не подует нужный ветер‚ не будут сеять. Есть люди‚ уверенные в том‚ что жатву нужно производить только при безоблачном небе. Пока на небе есть хотя бы одно облачко‚ они не будут жать. Также есть люди‚ долго выжидающие удобный момент‚ чтобы начать дело. “Вот‚ – говорят они‚ – когда у меня будет тысяча долларов‚ я начну заниматься торговлей – закуплю товар‚ и начну трудиться. А до тех пор буду ждать.” И ждут. И сидят без дела‚ без работы. Но Библия говорит нам трудиться‚ невзирая на обстоятельства‚ во всякое время.

Откуда ты знаешь‚ а вдруг с теми пятьюдесятью долларами‚ что у тебя есть сейчас‚ ты в настоящее время сможешь развернуть дело и получать больший доход‚ чем в будущем с тысячью? Обстоятельства-то ведь в руке Божией !

“Как ты не знаешь путей ветра и того‚ как образуются кости во чреве беременной; так не можешь знать дело Бога‚ Который делает все.”

 

То дело‚ которое ты считал выгодным‚ может оказаться убыточным‚ а то‚ которое ты отверг как невыгодное‚ как раз может принести большие доходы. Поэтому заниматься нужно всяким делом‚ равно выгодным и невыгодным‚ во всякое время‚ в которое ты можешь трудиться‚ и Бог вознаградит труд твой:

“Утром сей семя твое‚ и вечером не давай отдыха руке твоей.”

Занимайся разнообразной деятельностью‚ “потому что не знаешь‚ то или другое будет удачнее‚ или то и другое равно хорошо будет.”

В случае если труд твой окажется удачным‚ радуйся. В случае неудачи – радуйся также. Радуйся тому‚ что ты молод‚ имеешь здоровье‚ можешь наслаждаться свободой и видеть солнце:

“Сладок свет‚ и приятно для глаз видеть солнце.”

Ну‚ а если ты уже не молод‚ все равно нет причин для печали:

“Если человек проживет и много лет‚ то пучть веселится он в продолжение всех их. ”

 

Жизнь дана нам‚ чтобы радоваться. Все советы‚ описанные выше в этой главе‚ даются нам именно для того‚ чтобы ничто не могло украсть нашу радость. Бог любит нас‚ и хочет видеть нас счастливыми и радостными‚ хочет видеть улыбку на наших лицах‚ не будем же отказывать Ему в этом‚ да и самим себе тоже.

“И пусть помнит о днях темных‚ которых будет много: все‚ что будет‚ суета! ”

Темные дни‚ о которых здесь говорит Екклесиаст‚ это дни небытия после смерти. Но для нас‚ верующих во Христа‚ эти дни не будут темными‚ потому что Библия обещает нам‚ что мы будем с Господом. Они будут светлыми‚ радостными. Тем более нам нет причин печалиться‚ если наш Господь и в жизни‚ ив смерти не оставит нас!

“Веселись‚ юноша‚ в юности твоей и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей‚ и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай‚ что за все это Бог приведет тебя на суд.”

Этой последней фразой о суде автор хочет предупредить‚ чтобы наше веселье не переходило определенных разумных границ; Никто не будет судить нас за то‚ что мы радовались добру‚ а судимы будут делающие злое. Поэтому‚ удаляясь от печали‚ мы не должны впадать во зло‚ но удаляться нужно как от печали‚ так и от зла:

“И удаляй печаль от сердца твоего‚ и уклоняй злое от тела твоего‚ потому что детство и юность – суета.”

Конечно‚ юность прекрасное время‚ это то время‚ когда мы сильнее радуемся жизни‚ острее ощущаем любовь и ненависть‚ мы сильны‚ здоровы‚ веселы‚ бескомпромиссны. Но увы‚ и они проходят‚ как все в этом мире под солнцем. Поэтому Екклесиаст не советует жалеть о прошедших юных днях и привязываться к ним сердцем‚ какими бы прекрасными они ни были. Все это – суета‚ и один лишь Господь‚ возвышающийся над временем и пространством‚ достоин нашей привязанности‚ любви и поклонения во веки.

Аминь.

 

studfiles.net


Смотрите также