Хлеб глазами литературных персонажей. Произведения о хлебе
Литературные произведения с упоминаниями зерна и хлебобулочных изделий
1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С УПОМИНАНИЯМИ ЗЕРНА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Команда «СМАК»2. Обычаи славян связанные с хлебом.
Хлеб славяне чаще всего выпекали в форме кольца, делая калач или каравай. И это не спроста: через отверстие этого хлеба (который считался оберегом) смотрели на людей чтобы получить их симпатию или защитить себя от сглаза.3. Поверья славян:
• Нельзя рукой со стола смахивать крошки хлеба, а то придется просить милостыню. • Нельзя втыкать нож в каравай, а то придется голодать. • Нельзя чтобы хлеб лежал вниз коркой, а то случится неудача. • Если во время еды у человека изо рта валились крошки , считалось это к его близкой смерти.4. «Будет хлеб-будет и песня»
На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить в проглоть. Можно жить без многих продуктов, но хлеб должен быть в первую очередь.«Хлеб-всему голова» В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой, Сила солнышка хранится И земли родной. И расти под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок.
6. Упоминания о зерне
Положит в землю Человек зерно, Прольётся Дождь- зерно орошено. Крутая Борозда и мягкий Снег Зерно укроют на зиму от всех. Весною Солнце выплывет в зенит И новый колосок позолотит. Колосьев много в урожайный год, И человек их с поля уберёт. И золотые руки Пекарей Румяный хлеб замесят поскорей. А женщина на краешке доски Готовый хлеб разрежет на куски. Всем, кто лелеял хлебный колосок, На совести достанется кусок. • Автор: Аким. Я.7. « Плох обед, коли хлеба нет»
На Руси особое отношение к хлебу было во все времена. И по сей день существует мнение, что вкусный хлеб, могут испечь только добрые руки.УПОМИНАНИЯ О ЗЕРНЕ Из чего печется хлеб, Что едим мы на обед? Хлеб печется из муки, Что дают нам колоски. Рожь, пшеница в век из века Щедро кормят человека. Плюшки с маком, кекс сметанный, Калачи, батоны, халы… Хлеб для маленьких и старых, Для Танюшек и Наташ. Добрый хлеб-кормилец наш! Лаврова Т.9. Монолог Кулигина из пьессы «Гроза» автор А.Н. Островский
10. Литературные произведения
К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» От названия сказки Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» веет теплом, добротой, нежностью и любовью. И действительно, это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую» .11. Литературные произведения
Великий русский поэт Н.А.Некрасов всегда умел понять душу народа, его горечь и печаль. Многие его произведения посвящены простому русскому человеку – хлебопашцу. Идея этого стихотворения – показать тяжесть доли простого русского крестьянина, для которого хлеб всегда был высшей ценностью. С раннего утра и до поздней ночи обрабатывает он землю, выращивает хлеб, отдавая ему свои силы и здоровье.12. Литературные произведения
• Многие писатели и поэты обращались к этим героическим страницам нашей истории. Проанализировав стихотворение С.Викулова “Хлеб” сделали вывод, что многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть.
13. ЛЕГЕНДА О БОРОДИНСКОМ ХЛЕБЕ
На Бородинском поле шло сраженье, Картечи визг, как по стеклу ножом, И вот французов лёгкою мишенью Стал наш обоз с мукой и фуражом. То ли ядро шальное, то ли мина, То ли снаряд в фургон с мукой попал, А следом шёл фургон с корицей, тмином, И взрыв муку и тмин перемешал. Ну а солдат кормить-то чем-то надо? Негоже продовольствие бросать! Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом... Так стали "Бородинский" выпекать. И говорят, что даже сам Кутузов, А может быть, и сам Багратион, Нахваливали меткость тех французов, Что так удачно вмазали в фургон. Вот так из века, ставшего былинным, Пришёл к нам хлеб, который всем знаком. Как хорошо, что был фургон тот с тмином, А не с фасолью или с чесноком! Александр СимоновСпасибо за внимание!ppt-online.org
Хлеб глазами литературных персонажей - Не о времени, но о себе
В начале декабря мы с alquenaro придумали игру «загадываем друг другу название какой-нибудь еды, а через месяц публикуем у себя в ЖЖ подборку цитат, как отзывались об этой еде литературные персонажи». Добрый alquenaro загадал мне простое слово хлеб, месяц – это дофига времени, в общем, все было хорошо… но как всегда, я постоянно отвлекалась на что-то постороннее, и потому, когда спохватилась, что сроки уже вот, времени шерстить книги уже не оставалось. А потому я решила выложить подборку не совсем о том, как отзываются о хлебе персонажи, а скорее о том, как именно возникает хлеб в тех литературных произведениях, которые получилось навскидку вспомнить.
Итак, хлеб! В первую очередь, хлеб осмысляется как самая основная, базовая, я бы сказала, еда. Упоминание о хлебе как основной еде встречаются очень много где – начиная от «Илиады» Гомера: Будемте ужин готовить. Пока же коней пышногривых Из колесниц поскорей выпрягайте, задайте им корму, Быстро из города жирных овец и быков пригоните, Хлеба доставьте сюда и вина, веселящего сердце, Из дому; дров для костров натаскайте побольше из леса… – говорит Гектор троянцам, когда войско собирается провести ночь вне стен города; и заканчивая, ну, скажем, весьма популярной в тусовке некоторое время назад песней А. Свиридова (С.О. Рокдевятого) «Неклассическая фэнтези»: Подходи, народ хороший, Я вам сказку буду врать. Доставайте свои гроши – Мне ведь тоже надо жрать (Извиняюсь, то есть кушать) Пиво, хлеб да колбасу. Эй, парнишка, хочешь слушать? Так не ковыряй в носу!
Но хлеб осмысляется не только как основная пища, но и как пища простая, примитивная. Пища бедных. Вот, например, как об этом говорит один из героев «Поднятой целины» М. Шолохова: Позади заигогокали, загомонили, но Любишкин повел кругом суровым глазом, и опять стало слышно, как с тихим треском горит в лампе фитиль. - Видно, воевал я с кадетами за то, чтобы опять богатые лучше меня жили? Чтобы они ели сладкий кусок, а я хлеб с луком?
Утверждение, что хлеб – еда вкусная, я встречала гораздо реже. Но встречала. Вот, например, Сэм из «Властелина колец» Дж.Р.Р. Толкиена, пробираясь к Ородруину, мечтает о простом куске ржаного хлеба: - Еда-то у нас осталась? - Обязательно осталась, сударь: эти, как бишь их там, путлибы. А кроме них - ничегошеньки. На самом-то деле грех жаловаться: я, когда их впервые отведал, вот уж не подумал бы, что приедятся, а приелись. Сейчас бы ломоть ржаного хлеба и кружку... да ладно, полкружки пивка - это бы да!
Вспомнив о Шолохове и прочих классиках советской литературы, мы не можем не признать, что хлеб также часто упоминается как аргумент в идеологических спорах. Но примеры из этих классиков я приводить на буду, а приведу на ту же тему слова из «Чевенгура» А. Платонова: — А ты думаешь, пища с революцией сживется? Да сроду нет — вот будь я проклят! — А какая же свобода у голодного? — с умственным презрением улыбнулся Шумилин. Гопнер повысил свой воодушевленный тон: — А я тебе говорю, что все мы товарищи лишь в одинаковой беде. А будет хлеб и имущество — никакого человека не появится! Какая же тебе свобода, когда у каждого хлеб в пузе киснет, а ты за ним своим сердцем следишь! Мысль любит легкость и горе… Сроду-то было когда, чтоб жирные люди свободными жили? — А ты читал историю? — усомнился Шумилин. — А я догадываюсь! — подморгнул Гопнер. — Что ж ты догадался? — А то, что хлеб и любое вещество надо губить друг для друга, а не копить его. Раз не можешь сделать самого лучшего для человека — дай ему хоть хлеба. А ведь мы хотели самое лучшее дать…
А еще хлеб может быть поводом для признания в любви. Вспомним ту сцену из «Тараса Бульбы» Н. Гоголя, когда дочь воеводы посылает служанку к одному из осаждающих город казаков, Андрию, с просьбой передать хоть кусок хлеба для ее старой матери – ведь в городе давно нет продовольствия и уже едят землю. Андрий берет несколько мешков хлеба и проникает в город, к воеводиной дочке: В это время вошла в комнату татарка. Она уже успела нарезать ломтями принесенный рыцарем хлеб, несла его на золотом блюде и поставила перед своею панною. Красавица взглянула на нее, на хлеб и возвела очи на Андрия - и много было в очах тех. Сей умиленный взор, выказавший изнеможенье и бессилье выразить обнявшие ее чувства, был более доступен Андрию, чем все речи. Его душе вдруг стало легко; казалось, все развязалось у него. Душевные движенья и чувства, которые дотоле как будто кто-то удерживал тяжкою уздою, теперь почувствовали себя освобожденными, на воле и уже хотели излиться в неукротимые потоки слов, как вдруг красавица, оборотясь к татарке, беспокойно спросила: - А мать? Ты отнесла ей? - Она спит. - А отцу? - Отнесла. Он сказал, что придет сам благодарить рыцаря. Она взяла хлеб и поднесла его ко рту. С неизъяснимым наслаждением глядел Андрий, как она ломала его блистающими пальцами своими и ела; и вдруг вспомнил о бесновавшемся от голода, который испустил дух в глазах его, проглотивши кусок хлеба. Он побледнел и, схватив ее за руку, закричал: - Довольно! не ешь больше! Ты так долго не ела, тебе хлеб будет теперь ядовит. И она опустила тут же свою руку, положила хлеб на блюдо и, как покорный ребенок, смотрела ему в очи. И пусть бы выразило чье-нибудь слово... но не властны выразить ни резец, ни кисть, ни высоко-могучее слово того, что видится иной раз во взорах девы, ниже того умиленного чувства, которым объемлется глядящий в такие взоры девы.
А еще хлеб может быть… в общем, я запощу цитату, и вы сами поймете. Это из «Владычицы Озера» А. Сапковского. Калечные солдаты, возвращающиеся домой, сталкиваются на дороге с бывшими врагами:
Эльфы приблизились. Выглядели они еще хуже, чем их лошади. Ничего не осталось от их заносчивости, от их отработанной веками высокомерности, харизматической инности. Одежда, обычно элегантная и красивая даже у партизан из команд Белок, была грязной, рваной, покрытой пятнами. Волосы, краса и гордость эльфов, растрепаны, свалялись от липкой грязи и запекшейся крови. Большие глаза, обычно надменно лишенные какого-либо выражения, стали безднами паники и отчаяния. Ничего не осталось от их инности. Смерть, ужас, голод и мытарства привели к тому, что они стали обыкновенными. Слишком обыкновенными. Перестали вызывать страх. Несколько мгновений Ярре надеялся, что эльфы проедут мимо, просто пересекут тракт и исчезнут в лесу по другую сторону, не удостоив телегу и ее пассажиров даже взглядом. И останется от них только этот совершенно не эльфий, противный, отвратительный запах, запах, который Ярре знал слишком даже хорошо по лазаретам, — запах мучений, мочи, грязи и гниющих ран. Они миновали их не глядя. Не все. Эльфка с темными, длинными, слипшимися от засохшей крови волосами задержала лошадь у самой телеги. Она сидела в седле неуклюже перекосившись, оберегая руку, висящую на пропитавшейся кровью перевязи, вокруг которой кружили и звенели мухи. — Toruviel, — сказал, повернувшись, один из эльфов. — En’ca digne, luned. Люсьена моментально сообразила, поняла, в чем дело. Поняла, на что эльфка смотрит. Крестьянка, она с детских лет свыклась с притаившимся за углом халупы синим и опухшим призраком голода. Поэтому отреагировала инстинктивно и безошибочно. Протянула эльфке хлеб. — En’ca digne, Toruviel, — повторил эльф. Лишь у него на правом рукаве запыленной куртки серебрились молнии бригады «Врихедд». Инвалиды на телеге, до той минуты окаменевшие и застывшие от ужаса, вздрогнули, словно возвращенные к жизни магическим заклинанием. В их протянутых эльфам руках как по мановению волшебной палочки появились краюхи хлеба, кусочки круглого сыра, солонины и колбасы. А эльфы, впервые за тысячи лет, протянули руки людям. А Люсьена и Ярре были первыми людьми, видевшими, как эльфка плачет. Как давится рыданиями, даже не пытаясь вытирать текущие по грязному лицу слезы. Тем самым полностью отрицая утверждение, будто у эльфов вообще нет слезных желез. — En’ca digne, — ломким голосом повторил эльф с молниями на рукаве. А потом протянул руку и взял хлеб у Деркача. — Благодаря тебе, — сказал он хрипло, с трудом приспосабливая язык и губы к чужому языку.— Благодаря тебе, человек. Спустя немного, увидев, что все уже кончилось, Люсьена чмокнула лошадям, щелкнула вожжами. Телега заскрипела и затарахтела. Все молчали.
P.S. Подборка alquenaro, которому досталось слово "картошка", тут: http://alquenaro.livejournal.com/561012.html
Ничего сильнее хлеба. Произведения русской литературы
Бывает, завязнет на слуху или на языке слово, фраза, слова из песни. Так вот и сейчас со мной: Хлеба - налево, хлеба - направо, Хлеба - на счастье, хлеба - на славу… Именно такими строками песни начинался новый день моего детства, когда рано утром родители включали радиоприемник. Да, сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место ставят три: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство, человечество. И кто не знает, что такое хлеб и труд, тот перестает быть сыном или дочерью своего народа, теряет духовные качества. По мнению И. Тобольского, такой «представитель бездуховности», наглец и мерзавец все еще попадается на пути чуть ли не каждому из нас. Да, такие типы бытуют в нашем обществе, чего греха таить. «И история эта случилась недавно, нынешним летом случилась..
» - подтверждает автор. Без суесловия, толчеи, без шума, уважительно покупается хлеб в магазине. И вдруг… ныркий парень бесцеремонно, нагло, отстранив локтем пожилого человека, начинает швырять в свой огромный рюкзак буханку за буханкой, прижимает хлеб коленом, вминая всей тяжестью тела. На замечание пенсионера, зыркая, перекося лицо, кричит: «Не выступай!» И его физиономия злобно реагирует, озверело он сдавливает буханку. И когда хлеб стал крошится, дед не выдержал, заставил негодяя поднять, тем самым давая понять, что исстари к хлебу было уважительное отношение. Как получается, что живут еще подлецы, наплевательски относящиеся к самому ценному в мире.
Я разделяю позицию автора этого текста. Когда у человека дух низок, то он становится агрессивен, не замечает вокруг себя людей, «плывет поверх толпы», безразлично относясь ко всему, что его окружает. Нет святости чувств ни к старому и пожилому, ни к хлебу, ни уважения, ни стыда и совести. Но когда этот чернявый услышал слова, произнесенные твердо, и властную руку на груди, то попятился…
Нет, все – таки силы боится. Почему только физическая сила может остановить подобных « моральных уродов?» Где сознание, что лежащий на полках хлеб был создан руками многих тружеников. Ведь с детства нам читали: Если у тебя две крепкие руки, Сделай так, чтоб было много хлеба! Каравай – самый древний хлеб у славян. Караваем и солью, лежащими на вышитом рушнике, мы встречаем гостей, мы кладем его на праздничный стол, мы живы благодаря ему, хлебушку. Как не любить и не ценить это творение рук человеческих? В каждом маленьком кусочке Держится земля.
В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. Когда – то пришлось учить наизусть стихотворение В. Ходасевича «Путем зерна», где так тонко, разумно и мастерски поэт сопоставляет путь роста упавшего в борозду зернышка и рост души человека, которая может сойти во мрак и может снова ожить благодаря мудрости: «Всему живущему идти путем зерна».Сеятель только бросает зерно в черную землю, а вот самому зерну необходимо прорасти, пробиться, вытянуться, выбросить колосок, созреть…Такой вот тяжкий путь зерна! Так и человек трудом, потом, усилиями добивает свой хлеб насущный, относясь к нему уважительно, по – отечески.
Вспомним, что кладут Настя и Митраша (М. М.Пришвин «Кладовая солнца»), отправляясь на заветную палестинку в свою катомку? Хлебушко! Зачем торопятся к бабушке внуки Наташа и Антон? (А. П.Платонов «ьская гроза») Полакомиться вкусными и сытными блинами, хотя расстояние от их деревни к бабушкиной было длиною в четыре километра. Девочке всего лишь десять лет, но, войдя в рожь, она боится помять хлеб, идет по обочине.
Ах, деревенское жито! Сколько жизней оно сохранило, сколько вскормило голодной детворы! Скольких вывело в свет это русское поле, колкая клятой стерней и остьями спелого колоса страдная хлебородная нива! Бессмертному хлебному колоску впору только гимны петь, потому что это драгоценность, это жизнь, это Родина. И не стоять человеку твердо на этой земле, не жить ему уверенно без чувства любви и уважения, благоговения к творению рук человеческих – хлебушку, белому, ржаному, пшеничному, ячменному. Одна роль хлеба для всех уголков страны – жизнь и искреннее уважение. Беломесцева Е. М.
www.school-essays.info